Французская школа социологии - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Чрезвычайная Слабость Работ Профессиональных Психологов И Их Ничтожный Пр...
Чрезвычайная слабость работ профессиональных психологов и их ничтожный практический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключительно изучению ума и оставляют почти совершенно в стороне изучение характера.
Г. Лебон
С именами Габриэля Тарда(1843-1904) и Гюстава Лебона (1841-1931) связана линия психологизации французской социологии1, сосредоточившаяся на разработке проблематики больших групп, которая находилась на периферии психологической пауки. Мощный импульс к научному исследованию вопросов характера рас, наций и толпы был задан в XIX веке интенсивным развитием этнографии, антропологии и революционными событиями в Европе и Америке2. В результате перед европейцами история людей предстала как широкая вариабильность психологических феноменов в этнических и социальных сообществах.
Тард и Лебон обращаются к решению вопросов межгрупгювых отношений, группового поведения и массовизации социальных явлений: толпы как формы организации общества; общественных верований и мнения; характера расы (нации); связи изменений в психике людей и в их жизни; принятия групповых решений; различения «элиты и массы», многие из которых продолжают оставаться открытыми и сегодня. Каждый из них шел своим путем, но есть в их творчестве и нечто общее.
Прежде всего, Тард и Лебон не разделяют веры в индустриальный прогресс, которая определяла собой весь XIX век. Для их творчества характерно предчувствие грядущей социальной катастрофы, ее наступление они усматривают в признаках душевного упадка современного им переходного периода. Тревожным взглядом они акцентируют усиливающуюся власть разрушительной силы толпы и пытаются раскрыть ее существо. В подтверж-
1 Французская школа социологии, вслед за О. Контом и наряду с Э. Дюркгей-гом, закладывается также усилиями представителей различных течений: Р. Вормс, Ж. Гобино, Ж. Лапуж, Ф. Ле Пле, Ж.-Ж. Реклю, А. Эспинас, И. Тэн и др.
1 В частности, Тард и Лебон были современниками Парижской коммуны 1871 г., а последний еще и Октябрьской революции в России.
денис своих идей и выводов Тард и Лсбон широко оперируют примерами Французских революций 1793, 1848, 1871 годов. Причем последний настроен более пессимистически: ход истории неумолим и трагедия неотвратима. Отсюда Лебон определяет задачу современности — поиск путей наиболее безболезненного межвекового перехода1.
Действительно, в «открытом» обществе, в сравнении с «закрытым»2, все время испытывается недостаток объединяющих идей, так как в нем личности представлено самостоятельно выбирать идеи, дающие смысл жизни. С этим «средний» человек часто не справляется: человек наказан свободой выбора. Реакцией па данное состояние является стремление масс восстановить закрытое общество, чтобы в нем, с помощью жесткой разрешительно-запретительной регламентации, избавиться от чувства страха перед чрезмерной духовной открытостью, перед обновлением и усложнением социальной жизни.
Тард и Лебон особо подчеркивают сложность социальных явлений и невозможность предвидеть результаты их взаимного влияния. Эти результаты выступают следствием громадной бессознательной работы (Лебон), большей частью недоступной теоретическому анализу. В частности, есть такие случаи, когда действиями рас, наций и толпы руководят, по-видимому, таинственные силы, называвшиеся в древнем мире судьбой, провидением, теперь именуемые голосом мертвых. Мы не можем не признать могущества этих сил, хотя совершенно не знаем их сущности. Иногда кажется, что в недрах наций находятся скрытые силы, руководящие их действиями. Поэтому исследователь должен быть очень осторожным в тех выводах, которые внушаются ему логикой, и сдержанным в своих заключениях.
Тард и Лебон в анализе поведения больших групп опираются прежде всего на индивидуальную наблюдательность, интуицию и здравый смысл исследователя. Их оригинальные размышления над закономерностями со-
1 Данную линию поиска причин кризиса общества и путей к спасению от надви
гающейся опасности в «последний час» продолжали О. Шпентлер, X. Ортега-и-.
Гассет, А. Тойнби, Н. Бердяев, П. Сорокин и др. В частности, Ортега-и-Гассет
обращает внимание на угрозу господства «массового человека», национализма,
которая подлежит двойному пониманию: она имеет лик победы и лик смерти.
Восстание масс может привести к новому, непредвиденному строю жизни, но
также и к величайшей из катастроф во всей судьбе человечества. И, быть может,
опасность опережает надежду. В частности, Первая мировая война была свидетель
ством варварства, угрозы существующей культуре и опасности их расползания в
мире XX века.
2 Дихотомия «закрытое — открытое общество» присутствует в сочинениях А Бер
гсона, но в полной мере развернута в его работе «Два источника морали и рели
гии» (1932). Закрытое — это общество, в котором принуждение и основанная на
нем моральная обязанность является существенной чертой. Человек создан для него,]
как муравей для муравейника (2, 288). Открытое общество (человеческое) основа
но на морали человеческого братства, в котором следование обязанности не требу
ет принудительных усилий и мораль основана на любви (она выше интеллекта). В
нем индивидуальное стремление стало социальным давлением (2, 289). В последу
ющем проблематика «закрытое — открытое» общество получила развитие в работая
К. Поппера.
циальных процессов, эмоциональный стиль изложения, отсутствие шаблонного «научного» жаргона разрывали схемы исторического развития и стандарты его интерпретации. Главную установку выразил Лебон: «Принадлежать к какой-нибудь школе — это значит необходимым образом разделять все ее предрассудки и предубеждения» (17, 122). Такая позиция требовала определенного мужества перед идеологическими проработками, которые укоренялись в социальных науках па рубеже XIX—XX веков. Вместе с тем, им удалось достаточно глубоко проникнуть в тайны таких социальных феноменов, как характер нации (расы) и толпы.
Все темы данного раздела:
К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом.
И. Хейзинга
Завершается время экстенсивного становления отечественной социологи
Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее.
Лев Диакон
Историко-философский процесс возникновения и становления научного знания занимает длительный
Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее.
К. Леей- Стросс
Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический многофункциональный
Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо
Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых положениях.
Аристотель
Дальнейшая рационализация
Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельности. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в
Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть.
Цицерон
Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н
Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует литературный расцвет, связанный с колоссальными фигу
Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой культуры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п
Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разворачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного
Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образцы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования духовного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С
Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Северной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског
Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем.
М. Монтенъ
Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшествует. Без данного зна
Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов.
Р. Декарт
Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разрабатывают спос
Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило
Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты получишь то, что необходимо тебе.
А, Смит
Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии произвела полный перево
Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь,
святая ложь и статистика.
Б, Дизраэли
Особое место в формировании социального познания занимает статистика. Он
Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным местом политики, поскольку мир будет единственной политикой государства.
А. Сен-Симон
Пионером в обозначении «современного» обще
Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах.
П. Сартр
Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной хара
Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий.
Г. Спенсер
Гербе
Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на постулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Вещество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение
Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более грубые, чем ошибки какой-нибудь тупицы.
Н. К. Михайловский
Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой явились
Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак коммунизма.
Х.Маркс— Ф.Энгельс
История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд
Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.
К. Маркс
Поиск теоретико-мет
Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, основоположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал
Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением проблемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познавательной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по
Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основоположники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико
Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной н
Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство действительной жизни.
Ф. Энгельс
Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса
Общественное бытие
и общественное сознание
Географическая среда и народонаселение
Коммунистический строй
— общественная собственность
— централизованное плановое хозяйство
— равные потребности масс
— превращение труда в самодеятельность (потребность)
— человек р
Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действительности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, манящие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная
Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич
Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии общества живому организму и пр
Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все времена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал
Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущности мира какой-либо метафизической системой и доказать общезначимость этого познания.
В. Дилыпей
Кредо новой философии — «по
Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета
Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни.
В. Дилыпей
Во второй половине XIX века акт
Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психологизацией.
Г. Тард
Индустриализация западного общества обусловливает его трансформаци
Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору.
Г. Тард
Г. Тард проводит индивидуалис
Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее
Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь малую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от наблюдателя, но является скрытым двигателем больши
Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы.
Г. Лебон
Г. Лебон рассматривае
Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, удастся ли когда-либо найти «законы исторических событий» в смысле законов естествознания.
В. Вундт
Немецкая школа социол
Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-молекулярные процессы внутри человеческого материала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1.
Г. Зиммель
Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как воссоздание субъективности — душевного акта, происход
Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно общество?» В исторической реальности содержание (общественно оформленный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми
Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В частности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития
Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее
Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное».
Л. фон Визе
Основу историко-социальной концепции
Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталистического духа заложена тенденция, стремящаяся разлагать и убивать его изнутри.
В. Зомбарт
Упорядочение всего необозримого ф
Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и много другого. Он составляет шелковую основу капиталистического духа.
В. Зомбарт
Современный капитализм
В направленном на получение прибыли капиталистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции развития безграничной и беспощадной наживы.
В. Зомбарт
Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух создателем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ?
В. Зомбарт
В р
Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не может сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода.
В. Зомбарт
В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н
Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, примыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз
Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма
Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую позицию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капитализма1. Он связывает религиозное умонастроение
Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капиталистических интересов.
1) Само гос
Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных.
Геродот
Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм
Новости и инфо для студентов