рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция «эры толпы» Г. Лебона

Концепция «эры толпы» Г. Лебона - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Сознательная .жизнь Ума Составляет Лишь Ма­лую ЧастьПо Ср...

Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем большинства наших жизненных действий.

Г. Лебон

Г. Лебон (Ле-Бон) проводит социетальную линию психологизации соци­ологии и рассматривает расу — нацию— народ (синонимы) как единицу измерения социального развития1. Определяющим фактором обществен­ной жизнедеятельности у него выступает «коллективная душа». Основу пос­ледней составляют психологические механизмы (заражение, повторение), опирающиеся па биологические инстинкты — бессознательные субстраты психики. Они обеспечивают антропологическую устойчивость коллектив­ному сознанию народов. В массовых явлениях индивидуальное сознание растворяется в сознании коллективном. Последнее, в форме обществен­ного мнения, и является доминирующим фактором в общественных де­лах, управлении социальными институтами и организациями. Последние лишь санкционируют изменения, которые уже приняты нравами и обще­ственным мнением (17, 74).

Лебон считает, что разум, идея вторичны в коллективном сознании и включаются в деятельность и поведение рас только проникнув в устойчи­вую бессознательную область чувств, где вырабатываются мотивы наших поступков (17, 94). Эту закономерность он выразил формулой: «пусть созна­тельное станет бессознательным». Таков путь разума к эффективному про­явлению в социальных процессах. Ассоциация психических, интеллекту­альных и нравственных признаков (а не биологических) образует душу «расы» и «толпы». Познание данной области является главным направле­нием его модифицированной психологии — «социологической» социаль­ной психологии.

2.2.1. Психология рас

Для того, чтобы какой-нибудь народ преобразо­вал свои убеждения, свои верования и свое искус­ство, он должен сначала переделать свою душу.

Г. Лебон

Лебон исходит из установки, что душа рас (наций) создается механиз­мами наследственности и внушения, которые укореняют в ней различные фундаментальные верования — нравственные, социальные, религиозные2.

1 Синтезом все изысканий Лебона в социально психологической области массо­
вых (расы и толпы) явлении, стала работа «Психология толп» (1895), принесшая
ему мировую известность.

2 Он отмечает преобладающую роль религиозных верований (идей) и жизни
народов и их истории: из них непосредственно вытекало большинство историчес­
ких событий (17, ШЗ.)


Психология рас составляет основу для эффектного функционирования социальных институтов. Национальная душа состоит их сплетения наслед­ственных чувств, интересов, традиций, верований. Они являются критери­ями иерархичности рас: самоконтроль над инстинктами, сила внимания, способность к рассуждению и др. На основе психических и анатомических различий Лебон выделяет четыре группы рас: первобытные, низшие, сред­ние и высшие1 (17, 32). Духовная дифференция и неравенство рас является неизбежным результатом цивилизации2. Применительно к высшей расе (ин­доевропейские народы) он также вывел закон «неравенства инидивидов и полов у высших рас» (17, 42).

Каждый народ обладает устойчивым душевным строем, от которого про­исходят его чувства, мысли, верования, искусства. Данная общность фор­мируется путем наследственных накоплений и придает психическому складу нации сходство — прочность и большую силу. «Если перевести на язык механики влияния, которым подвергается индивидуум и которые руководят его поведением, то можно сказать, что они бывают троякого рода. Первое, и, вероятно, самое важное, — влияние предков; второе — влияние непосредственных родителей; третье, которое обыкновенно счи­тают самым могущественным и которое есть самое слабое — влияние сре­ды» (17, 23), Поэтому раса есть постоянное существо, не подчиненное дей­ствию времени. Чтобы человек ни делал, он всегда и прежде всего — пред­ставитель своей расы. Общая физиология, связывающая возбуждения и ре­акции, не в состоянии вскрыть психический склад (характер) рас. Но именно вековые столкновения последних имеют главным основанием непримири­мость характеров рас. Тот запас идей и чувств, который приносят с рожде­нием на свет все инидивидуумы одной и той же расы, образует душурасы. Невидимая в своей сущности, эта душа очень видима в своих проявлени­ях, так как в действительности она управляет всей эволюцией народа.

1 Вряд ли правомерно обвинение Лебона в антидемократизме на основании тео­рии иерархии рас. В пей он лишь подчеркивает наличие у разных групп и внутри групп пародов больших различий. В частности, об этом свидетельствует его крити­ческий настрой по отношению к латинским народам (он сам принадлежал к ним), испытывающим трудности от неспособности жить по либеральным законам. Пос­ледние мало симпатичны массам из-за неспособности граждан управлять самими собой и стремления к абсолютному равенству людей и рас, которое потрясало основы старых обществ, произвело одну из страшнейших революций и бросило западный мир в целый ряд конвульсий, которым невозможно предвидеть копна (17, 16). Поэтому они стремиться к цезаризму в различных формах. Но именно последний является самым притеснительным режимом как для характера, так и для ума (17, 118): он может легко привести к равенству в низости, к покорности в рабстве.

В противополжность латинским народам Лебон постоянно подчеркивает пре­имущество англо-американиев, демократическое устройство жизни которых при­дает им величие. И латинские народы, и англосаксы живут под республиканскими конституциями. Однако у последних имеется отличительный идеал: деятельность государства доведена до минимума, деятельность же частных лиц — до максимума. Этот идеал соответствует душевному складу англосаксов и составляет противопо­ложность латинскому идеалу.


Психологические особенности образуют национальный характер, а со­вокупность его черт — средний тип, выражающий сущность народа. «Не брюмер сделал Наполеона, но душа народа, который почти добровольно щел под его железную пяту» (17, 29).

К чертамсильного национального характера Лебон относит энергию, инициативность, настойчивость, вытекающие из воли (17, 34; 53) и нрав­ственность, придающую величие народу. Он слабо поддается непосредствен­ному образованию и воспитанию и поэтому качества национального ха­рактера не передаются от народа к народу (17, 71). Характер нации индиви­дуален и является исключительным достоянием каждого народа. Поэтому высшим народам никогда не удавалость заставить низшие народы принять их цивилизацию (17, 37). Единственно верным средством для основатель­ного изменения характера пародов, является скрещивание двух народов, так как одна наследственность достаточно сильна для того, чтобы всту­пить в борьбу с другой. Скрещивание народов позволяет со временем со­здать новую расу, обладающую новыми физическими и психическими при­знаками (17, 45).

Интеллектуальные качества, наоборот, подвержены быстрому измене­нию под влиянием образования. Поэтому плоды разума, благодаря памя­ти, легко передаются от одного народа к другому и составляют общее достояние человечества. Однако это придает лишь внешний лоск, без воз­действия на психическую природу рас, социально-психологические свой­ства национального характера. Как отмечает Лебон: «Я не знаю ни одного народа, который бы исчез вследствие понижения своих умственных спо­собностей» (17, 113). Он заключает, что легко из негра или японца сделать бакалавра, наподобие просвещенного европейца. Но никогда им не под­няться до уровня обыкновенного европейца (его характера), так как для этого едва ли было бы достаточно тысячи лет.

Основной критерий развития нации, по Лебону, — это уровень способ­ности владеть своими инстинктами, который и является проявлением на­циональной воли. Обретая контроль над собственными инстинктами, на­ции наминают руководствоваться в своей жизни преимуществами порядка, необходимостью самопожертвования во имя величия нации. В стремлении к социальному совершенствованию цивилизованный народ предстает сво­еобразной ступенчатой пирамидой: низшая (основание) — темная масса; средняя — интеллектуальные слои; высшая (вершина) — небольшая груп­па, достигшая высот в разных сферах (искусство, наука, производство и т. д.) в ходе социального отбора (17, 39).

Кредо Лсбона: люди выдающихся способностей — незначительная куч­ка избранных — составляют истинное воплощение сил расы: им принадле­жит прогресс во всех отраслях цивилизации (37, с. 108; 237). Высший слой («развитые мозги») определяет уровень развития народа, государства на шкале цивилизованности: он составляет величие нации. При этом с разви­тием цивилизации разрыв между высшим и низшим слоем индивидов рас­тет в геометрической прогрессии. Данная дифференциация является неиз­бежным результатом цивилизации. В частности, Лебон, отмечает, что в условиях конкуренции инженер, промышленник вынуждены проявлять дух


инициативы и изобретательности, расширять свои знания. Постепенно уп­ражняемый мозг все более и более развивается. Наоборот, промышленное развитие делает работника производителем отдельной части продукта на протяжении всей жизни, что сужает его умственные способности1. Однако вершина социальной пирамиды может существовать только на основе по­стоянного заимствования своих продуктивных сил из среднего и низшего слоев. Исчезновение же элиты влечет за собой утрату величия нации2.

На пути достижения нацией высшей стадии цивилизации, по мнению Лебона, имеют место тенденции изменения и устойчивости: только сохра­нение равновесия между ними позволят двигаться к вершине социального идеала (17, 94). Однако разные народы делают различные акцепты в фор­мировании собственной цивилизации (17, 61). При этом факторами изме­нений психологического склада нации выступают воздействия борьбы за существование, национальные чувства и интересы, язык, верования, идеи, искусство, успехи индустриализации и др. Но на этом пути имеют место и опасности.

Во-первых, это погоня уверившейся в своей безопасности нации за на­слаждением приобретенными благами. В результате появляются завышен­ные потребности, развиваются индивидуальный и национальный эгоизм, растет роль государства, а военные доблести, наоборот, снижаются. Утра­та же качеств, создававших величие нации, делает ее объектом нападения со стороны народов, стоящих на более низкой ступени развития и имею­щих малые потребности, но интенсивно растущие идеалы (17, 69). Разру­шение коллективной души — это падение нации. Наиболее сильным сред­ством разрушения является чужеземное вмешательство в жизнь народов. В силу этого все войны ~ династические, религиозные, завоевательные — в действительности были войнами расовыми (17, 120).

Во-вторых, перемены в основополагающих социальных ценностях и иде1-ях, раеволюционпые изменения национального самосознания (мыслей) несут угрозу существованию народа. Лебон отмечает, что не революция и войны как таковые глубоко влияют на национальный характер. Как свиде­тельствует история, их разрушительные следы достаточно быстро ликви-

1 Такой подход выражает суть аристократической концепции «элита — масса»
(классификацию «аристократическая — демократическая предложил: Корнхаузер У.
Политика в массовом обществе. — Лондон. 1960). В ней рассматривается иерархичес­
кое деление людей как факт на основе дсстратификационной дифференциации по
психологическим характеристикам: а) элита (высший слой) — правящее, руково­
дящее творческое меньшинство, предъявляющее к себе повышенные требования
(гребешки волн); б) масса (низший слой) — подчиняющееся, руководимое не­
творческое большинство, не предъявляющее к себе серьезных требований (буйки
на воле): «плебеи*, «чернь», «грядущий хам», «свинячье множество». Претензия
некомпетентных («агрессивные мятежники») масс на управление обществом (Па­
рижская коммуна) несет в себе угрозу существованию элиты, разрушения (гибе,-
ли) цивилизации, катастрофы человечества (Ф, Ницше, Г. Тард, Г. Лебон, X. Ор-
тега-и-Гассет, Н. Бердяев и др.).

2 Данная проблематика получила развитие в концепциях В. Парето «циркуляция
(круговорот) элит» и П. Сорокина «социальная мобильность». |


дируются народами (17, 101). Смена же старых идей новыми протекает в условиях поиска (проб и ошибок) той, на которой можно качественно изменять жизнь нации. Опасность представляют не идеи сами по себе, а долговременные опыты, на которые обречен данный народ в процессе поиска общезначимых идей и их приспособления к потребностям обще­ства. «К несчастью, степень их полезности может стать ясной для толпы только посредством опыта...» (17, 101).

Таким образом, расовая душа руководит судьбой народов: она единствен­ная сила, которую никакая другая не может превозмочь. С момента оспа­ривания в ней ценностей условий существования, моральных законов, ос­новополагающих идей и распространения в умах сомнения, общество осуж­дено на скорую смерть (17, 115).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция «эры толпы» Г. Лебона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги