Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ В 7-8 Вв. Был Составлен Первый Из Дошедших До Нас Комментариев К Сутрам Ведан...
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("веданты недвойственности", учитывая, что с точки зрения высшей истины существует только Брахман, тогда как многообразие и становление феноменального мира обусловлены Неведением), — становится одной из классических даршан.
В период «высокой схоластики» (10-16 вв.) новым явлением на индийской философской сцене становится шиваизм. Пашупаты разрабатывают учение панчартхика ("пять категорий"), в рамках которого уточняются определения Шивы как архитектора мира, реализующего свой потенциал через энергии-шакти; при этом деистические построения пашупатов все более сливаются с учением наяиков. Если пашупаты и последователи шайва-сиддханты исходят из различия Божества и индивидуальных душ, то вирашайвы — последователи Басавы — отстаивают "ограниченную недвойственность" (самым знаменитым был автор многочисленных философских и "теологических" трактатов Аппая Дикшита, писавший в 16 в.), а кашмирские тантрические школы трика, крама и пратьябхиджня — последовательный монизм. Виднейший их систематизатор, Абхинавагупта (10-11 вв.), придерживался, по его словам, "высшей недвойственности" (парамадвайта-вада). Здесь предполагается возможность приписывать Абсолюту как чистому сознанию возможность самораскрытия в обоих аспектах: единственности и множественности. Абхинавагупте принадлежит вклад в семантику и разработку эстетической теории. В Лочане (Созерцание), комментарии к знаменитому трактату по поэтике Анандавардханы Дхваньялока, Абхинавагупта анализирует проблему эстетического переживания, дифференцируя собственно эстетически переживаемую эмоцию (раса), совокупность чувственно-данных признаков, связанных с тем или иным эмоциональным состоянием, и эстетическую ситуацию в целом (включающую мир художественного произведения как специфический слой реальности, отграничиваемый и от практического, и от фантомного). Эстетической эмоции соответствует особый вид познания (сопоставляемый с основными источниками знания — праманами), а ее сосредоточенное восприятие, именуемое "вкушением расы", сравнивается с обычным восприятием и йогическим трансом. Ученик Абхинавагупты Кшемараджа разрабатывает концепцию Ишвара-Шивы как мирового сознания и абсолютной реальности, по отношению к которой феноменальный мир является "несубстанциальным".
В доктрине Майя, составляющей главную характерную особенность системы адвайта, весь мир рассматривается как нечто нереальное, подобное иллюзии. Само понятие «майя» (санскр. – «колдовство», «мистификация», «иллюзорность»), понятие индийской мысли, означающее как силу космической иллюзорной креативности, так и ее результаты. На уровне субъективного восприятия соответствует неведению (авидье) относительно истинной природы вещей. Суммируя различные значения термина «майя», применяемого в философии адвайты, можно сказать: 1) что мир сам собой не объясняется - на это указывает его феноменальный характер, обозначаемый термином «майя». 2) проблема отношения между Брахманом и миром имеет значение для нас, признающих чистое бытие Брахмана с интуитивной точки зрения, и требует своего объяснения отношения Брахмана к миру, который мы рассматриваем с логической точки зрения. Мы никогда не поймем, каким образом первичная реальность связана с миром многообразия, поскольку и то и другое разнородно, и всякая попытка их объяснить обречена на неудачу. Эта непостижимость характеризуется термином «майя». 3) если Брахман должен рассматриваться как причина мира, то лишь только в том смысле, что мир основывается на Брахмане. Однако мир никоим образом не соприкасается с Брахманом. Таким образом, мир, который опирается на Брахмана, называется «майей». 4) принцип, допускаемый для объяснения явления Брахмана как всего мира, также называется «майей». 5) если мы ограничим свое снимание эмпирическим миром и применим диалектику логики, то мы получим концепцию совершенной личности, Ишвары, как обладающего способностью самостоятельно проявлять самого себя. Эта способность, или энергия, называется «майей». 6) эта энергия Ишвары преобразуется в упадхи, или ограничение,- непроявленную материю (авьякрита пракрити), из которой возникает всякое существование. Это объект, посредством которого высший субъект Ишвара развивает вселенную.
Все темы данного раздела:
Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религиозное сознание может рассматриваться как психологичес
Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения человеком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственного и рационального, своего рода «мыслеобраз». Мифологи
Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи
Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были руководствоваться только внешними Египту источниками. В настоящее время они отошли на второй план, и только
Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта относятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсальный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пирамид»
Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теологической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жрецы
Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б
Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»
Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Девятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных переживани
Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древнейших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумерской, но почти на тысячел
Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и социальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется
Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разработал его, четко
Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и связанные с этим культовые отправлени
Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает традиция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан
Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинается, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова становится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных
Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль
Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в середине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность
Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр
Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи.
Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс
Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&
Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два
Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится
Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось особое сосредоточение, целый ряд ритуальны
Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее пределами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Тибете и в странах Индокитая. В этом отно
Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма представляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наименование не принадлежит адептам данн
Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно установить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-проповедники из Индии и из Центральной Азии. Раз
Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался активный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость индуизма, его способность к погло
Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес
Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам:
1) их сюжет связан с библейск
Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетельствовал об определенном кризисе европейской рационалистической традиции, критиками кото
Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то
Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, естественно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр
Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом
Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель
Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод
Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека.
Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит
Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
Содержание
Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль
Новости и инфо для студентов