рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ В Связи С Тем, Что Основной Политической Силой В Первый Переходный Период Ста...

В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы Гелиополя утратили решающее политическое вли­яние, традиции, связанные с их богословскими систе­мами, остались и развивались в новых условиях. По-прежнему решающее значение имеет культ Осириса, поскольку оплотнением религиозного содержания этого культа было египетское земледелие в целом. С древ­нейших времен в Гераклеополе стоял храм Гора как покровителя законных способов осуществления госу­дарственной власти. Но особое значение для религии Египта под властью гераклеопольских царей имела особая гераклеопольская космогония, основные поло­жения которой были рассмотрены ранее.

Большое влияние на религию Гераклеополя име­ла и мемфисская теология. Тем самым своеобразие этой религии можно определить как синтез поклонения сол­нечному божеству Ра в интерпретации гераклеопольской космогонии и поклонения божеству Харшефу, Ве­ликому Отцу, чей облик повторял Птаха больше, чем древнего Гора.

Харшеф почитался как источник всеобщей жиз­ни, телом которого была вся живая Вселенная. Солн­це - правый глаз Харшефа, Луна — левый глаз, тогда как его душа — это свет, который Харшеф изливает на весь мир. Дыхание Харшефа — северный ветер, ко­торый превращается в жизнь каждого живого суще­ства. На древнеегипетском языке «хнеф» означает «воздух жизни», «дух», «ветер». Харшеф сочетает в себе атрибуты богов Птаха, Хнума, древнего хтпони-ческого божества Геба, а также атрибуты Шу, бога ветра, легкость которого символизировалась страуси­ным пером, при этом силы его достаточно, чтобы дер­жать небеса. Так же как Геб и Гу, Харшеф считался богом, который создал себя сам.

В областях Дельты большим почитанием пользо­валась Великая Мать, в образе которой представали такие богини, как Исида, Нефтида, богиня-змея города Буто Уаджет и Бастет. В Мендесе Великим Отцом было божество, связанное через атрибуты с Птахом, Харшефом и Хнумом, имя которого «Банебтетту», бог-баран, который в теологии Гелиополя назывался «дыханием жизни Ра».

Считалось, что «повелитель Тетту» создает «ветер жизни» (дух) всех лю­дей, поэтому его называли «повелитель богов», «повелитель неба», «фараон всех богов». Именно он дает плодородие Земли и благодаря ему существует любовное влечение мужчин и женщин. Он вызывает благодатные разливы Нила, он есть «колонна, поддерживающая небо».

Женской ипостасью Банебтетту была Мать Мендеса Хатмехит, которая изображалась женщиной с рыбой на голове. Со временем она сливается с Исидой, а ее сын - с Гором. Церемонии, связанные с культом Великой Матери, носили эротико-оргиастичный характер и были достаточно сложными по содер­жанию ритуалов.

Харшеф Гераклеополя также был богом-бараном, символизирующим муж­ское начало. Бараном было древнее фаллическое божество Мин, чьи атрибуты унаследовали все Великие Бога, включая Ра.

В одном из скульптурных изображений гераклеопольского Харшефа он представлен в виде существа с четырьмя головами — головой барана, головой быка и двумя головами сокола.

Все Великие Отцы имели атрибуты, отождествлявшие их с Осирисом. Птах объединялся с Осирисом, как правитель мертвых, Хнум стал ипостастью Оси­риса в Гелиополе, Банебтетту Мендеса также называли одним из имен Осириса — Банебдед, а Харшеф Гераклеополя был «тем, кто на песке», оплотненной формой Осириса, носившей название «бог на песке».

Как правило, Харшеф изображался в виде человека с головой барана, увен­чанной белой короной с пером, двумя дисками и двумя змеями с дисками на головах. Именно этого бога греки отождествили со своим Гераклом.

Во времена IХ-Х династии культ Харшефа распространился по всему Египту, позже он становится одной из ипостасей Гора.

Женской ипостасью Харшефа была богиня Атет, другое имя которой было Мерсехнет. Великая Мать Атет была богиней-кошкой и в своем кошачьем обра­зе носила имя Маау. Она убила змея Апопа. Другими богинями-кошками были Бастет из Бубастиса, женская ипостась Птаха Сехмет и Тефнут.

В Гераклеополе был небольшой храм, где почиталась богиня-змея Нехеб-кау, олицетворяющая женское начало. Она изображалась в виде летающей змеи, могла принимать облик змеи с человеческой головой, руками и ногами. Ей со­вершались подношения во время праздника посева до того, как зерно бросали в почву. Египтяне верили, что заботятся о душах умерших, принося им еду и питье.

Одной из ипостасей Осириса было божество вина Хенеб, которое почита­лось в Гераклеополе. В храме Эдфу в Гераклеополе была погребена правая нога Осириса. Одной из особенностей гераклеопольской религии был праздник «мо-тыжение земли», первый акт земледелия, в котором главная роль была отведе­на фараону. Именно в теологии Гераклеополя Первого переходного периода про­изошел синтез учения о Ра, унаследованного от времени Древнего царства, с набиравшим силу учением об Осирисе.

Культ Осириса характерен для древнеегипетской религии любого периода ее развития, в том числе и для Первого переходного периода. Главным культо­вым центром был город Абидос и даже гробница фараона первой династии Дже-ра почиталась как древнее захоронение божественного правителя Осириса. Жрецы совершали сложные религиозные мистерии, связанные с мифом об Осирисе и Исиде, где главными действующими лицами были Сет, Осирис и Исида.

Верующие стремились быть похороненными в Абидосе, поэтому его клад­бище было чрезвычайно обширным и на нем покоились умершие из самых различных социальных сословий. И хотя номархов хоронили в собственных величественных гробницах, зачастую их мумии привозили в Абидос, где они участвовали в мистериальном загробном суде.

Фараоны по-прежнему входили в солнечную ладью Ра, произнося перед этим могущественную магическую формулу. Древний культ Ра по-прежнему имел огромное значение для всех верующих. Все другие боги почитались в свя­зи с культом Осириса, повелителя умерших.

В соответствии с духом этого времени основой философского мышлениябыло осознание тщеты короткого земного существования и отчетливое понима­ние неизбежности смерти, которая понималась не как прекращение человечес­кого бытия, а как его переход в иную форму. Именно с этим временем и с победой Гераклеопольской династии связывают появление знаменитых текстов 17 и 125 глав «Книги мертвых», а также Текстов саркофагов, поучения неизве­стного фараона своему сыну Мерикары и речи крестьянина из Вади-Натруна.

После того как ценности мира Древнего царства, построенные на четком иерархическом социальном устройстве и обладании имуществом, были уничто­жены анархией захвата и насилия, появилось множество текстов, выражаю­щих замешательство и отчаяние египтян при виде того, как рушится старый, привычный мир. Египтяне видели причины катастрофы в собственном разло­жении и в присутствии азиатов в Дельте. Скорее всего, именно внутренний рас­пад власти в Египте позволил небольшим группам азиатов проникнуть в страну и осесть в ней. Однако эти незначительные вторжения были, вероятно, резуль­татом, нежели причиной распада Египта.

Подлинная причина катастрофы - прогресс децентрализации власти. Номархи, не принадлежавшие к дому фараонов, почувствовали личную способ­ность к независимости и сформировали соперничающее правительство, это внут­реннее политическое натяжение и разорвало Египет на враждующие группиров­ки.

Неслучайно, именно в этот период становится значимым культ богу Монту - богу войны. Считалось, что Монту дарует фараону победу над врагами. Отождествлённый с Ра и Тором в имени Монту-Ра-Гарахути, Монту борется с врагами солнца. В «Текстах пирамид» сокол-Монту возносит умершего царя на небо. Культ Монту был сосредоточен в Фивах, Гермонтисе, Медамуде, Тоде.

Таким образом, основное содержание мировоззрения эпохи Первого пере­ходного периода— это эгоцентрическая направленность в поиске смысла чело­веческого существования, индивидуалистическая тенденция к самоутверждению, которая постепенно накапливалась на протяжении всей истории Древнего цар­ства. Когда единая центральная власть разложилась, волю к власти развернули все, вплоть до низших слоев общества. Египет двигался от самодержавия к сепаратизму, основанному на личной способности к действию, но это противоре­чило фундаментальному принципу Египта, который мог существовать только как единое пространство, в противном случае разрушались жизненно важные ирригационные сооружения, и распад этого единого пространства означал гибель всех, в том числе и тех, кто этот распад спровоцировал. В ситуации катастро­фы власть, делающая Египет единым и жизнеспособ­ным, просто-напросто отсутствовала.

В текстах этой эпохи можно встретить много выражений, отражающих замешательство египтяни­на при виде того, как рушится устойчивый мир. Раз­рушены драгоценные прочность и безопасность: зем­ля повернулась подобно гончарному кругу. Те, кто прежде были богаты и могущественны, теперь голода­ли и одевались в лохмотья. Бывшему нищему принад­лежали власть и богатство. Очевидная непрерывность жизни, которую обеспечивала забота о сохранности гробниц великих людей, внезапно оборвалась: моги­лы были ограблены, в том числе и пирамиды фарао­нов, святой умерший лежал на виду у всех в пустын­ном плоскогорье. Четкие границы, придающие Егип­ту геометрические очертания, были стерты, красная пустыня начала наступать на черную плодородную землю, номы были «расколоты на куски», и в Египет вошли чужеземцы. Когда номы отказались платить налоги, центральный аппарат управления сельским хозяйством рухнул, и никто не пахал даже тогда, ког­да наступал священный разлив Нила. Исчезла пре­жняя выгодная торговля с Финикией и Нубией.

Несмотря на то, что тенденции к децентрализа­ции власти существовали на протяжении всего Древ­него царства, единая власть фараона была залогом единства и целостности священной земли Египта. Когда пала центральная власть, рухнула вся государствен­ная машина.

Потеряв надежду, многие египтяне испытывали лишь скептицизм и отча­яние. Некоторые заканчивали жизнь самоубийством. В текстах говорится, что нильские крокодилы были сыты, ибо люди шли к ним по собственной воле.

Одно из лучших произведений египетской литературы «Разговор отчаяв­шегося со своей душой», где человек, готовый к самоубийству, спорит со своей Ка. Жизнь стала ему невыносима, и он собирается найти смерть в огне. Харак­терно, что душа (Ка), которой надлежало бы проявлять последовательное и твердое отношение к смерти, обнаруживает в этом споре нерешительность и не может дать никакого решения для разрешения скорби человека. Вначале она склонялась к тому, чтобы последовать за ним, каков бы ни был его конец; затем переменила мнение и попыталась удержать человека от насилия над со­бой. Но серьезных аргументов в защиту необходимости жить на этом свете Ка все равно не находит, единственное, что она советует человеку - забыть горе и искать утешения в наслаждениях плоти. В конце концов, когда человек проти­вопоставил катастрофу этой жизни покою загробного мира, Ка согласилась пос­ледовать за ним независимо от того, какая его ожидает судьба.

Таким образом, можно зафиксировать два значительных изменения в ми­ровоззрениипо сравнению с эпохой Древнего царства: 1) ослабление акцента на том, что высшие земные ценности - это социальное положение и материальное благосостояние, обостряется понимание, что благо — это истинное социальное действие, ведущее к целостности и социальному порядку; 2) развивается эго­центрическая индивидуалистическая тенденция, связанная в частности с тем, что высшие блага, высшее отношение человека и божества потенциально дос­тупны всем без исключения людям.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги