Реферат Курсовая Конспект
Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Постепенно Уходящая Общинно-Родовая Формация В Век Мифологического Героизма В...
|
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека.
Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архитектурными формами, построенными на принципах гармонии, симметрии и пропорции человеческого тела, является достижением VI – IV вв. до н.э., чему предшествовали искусство и эстетика негармонических, диспропорциональных форм. Это – гилозоистская эстетика (греч. hylē – материя, dzōē – жизнь), в которой чистое мышление еще не создает свою чистую структуру, а получает ее от стихийно-материальной действительности. Софисты и Сократ в V в. до н.э. разрабатывают именно внутреннюю структуру мышления. Выясняется, что мышление не только имеет способность переходить от единичного к общему и от общего к единичному, но и открывается возможность разнообразных форм соотношения единичного и общего. Диалектика, построенная Сократом, получает свое сложное развитие в учении Платона. Аристотель, создавший учение о Нусе-Уме, представил тождество мыслящего и мыслимого в этом Уме. В «мышлении мышления» надкосмический Ум испытывает свое собственное наслаждение, он есть вечное блаженство в себе. Будучи «мышлением мышления», рефлектирующим самого себя, Ум при переходе в космос и во внутрикосмические тела и души порождает внутри рефлектированные вещи и души. Индивидуальность и конкретность вещи стала пониматься как пронизанность вещи идеей, большей интенсивностью конкретности идеального Ума. Вещь нуждалась в более тщательном описании. В итоге, последним этапом античной классики стал дистинктивно-дескриптивный вариант платонизма, возникший под влиянием учения об идеальном мышлении как о самосознании и перводвигателе. Если Аристотель создал учение о надприродном Уме, о надприродном самосознании и самомышлении, то в эллинистическую эпоху речь идет о самосознании и самомышлении уже человеческого субъекта. Стоики, эпикурейцы, скептики стремятся к сохранению внутреннего покоя человеческой личности, и всякими идеальными или реальными конструкциями, которые им дала античность предыдущих эпох, они пользуются или для охраны и оправдания изолированного индивидуума, или, как скептики, отрицают их как нечто бессмысленное. Такого рода философия и эстетика выдвигают в качестве идеала мудреца, который умеет сохранить свое бесстрастие в полной изоляции от всего окружающего. Общее философское и эстетическое течение Древней Греции начинается и заканчивается мифологией. Хтоническая и героическая мифология, где боги, демоны, герои, простые люди, вся природа представляет собой неразрывную слитность всего субъективного и объективного, полностью исключая мысль о разделении субъекта и объекта.
В древнегреческой философии и эстетике мифология воскрешалась диалектически, когда каждый ее персонаж превращался в логическую категорию, которая формулировалась точнейшим образом и которая вступала в диалектическую связь с другими категориями. Однако античный неоплатонизм остается сферой неопределенного противоречия между абсолютным идеализмом эманаций и исконным классическим дуализмом идеи и материи, который не могли устранить ни иерархия природы и космоса, ни теория восхождения человеческого ума в идеальный мир, ни толкование всего космоса и всего внутрикосмического бытия как универсальной мистерии, религиозного культа.
Античная философия охватывает почти тысячелетний период – с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Своеобразная переработка древней мифологии в искусстве, поэзии, в философии привело к развитию философской мысли. Этот процесс привел к возникновению в V в. до н.э. возникли философские и космологические системы, в которых миф становится образным средством выражения (Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и т.д.). Древнегреческая философия усвоила зачатки положительных знаний о природе, воспринятые с Востока. В космологических и физических построениях V в. до н.э. древние греки обнаруживают склонность к обоснованию выдвигаемых положений, в том числе пришедших из Вавилона и Египта. Особенность античной философии, особенно на ранних этапах, состоит в том, что внутри философских понятий, относящихся природе, к космосу остается нерасчлененность, нераздельность, единство. Для философии античности характерно обилие почти одновременно возникающих типов философского объяснения мира, которые сделали античную философию школой мышления для всех последующих времен. Уже в V в. до н.э., после того, как элейцы обосновали мысль о вечности истинно-сущего бытия, которое не может ни возникать, ни исчезать, появились космогонические и физические гипотезы Эмпедокла, Анаксагора, атомистов Левкиппа и Демокрита.
Античная философия зародилась на рубеже VII – VI вв. до н.э. в Малой Азии – в Милете. Соприкосновение с культурой, философской мыслью Востока создало необходимые предпосылки. Ионийские философы VI в. до н.э. – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан – при всех различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие и погибающие различным способом, должны были произойти от какого-то одного вещественного начала (вода, воздух, огонь, эфир, земля).
С падением могущества и влияния Ионии центр развития древнегреческой философской мысли перемещается в греческие города-государства Италии и о. Сицилии. В Кротоне был организован союз пифагорейцев; в Элее сложилась и развивалась школа Парменида и Зенона; в Агригенте, на о. Сицилия, был Эмпедокл, затем в Леонтинах – софист Горгий.
Но внутри материалистической основы наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Центром развития идеалистической философской линии стали Афины в V – IV вв. до н.э., демократического полиса, возникшего в результате борьбы Эллады с Персией. Учение философского идеализма, противопоставившего себя материализму (в том числе учению афинского материалиста Анаксагора) и атомизму, складывается в лице философов Сократа и Платона. Параллельно с развитием философии в Афинах на севере, в Абдерах, возникает школа материалистического атомизма – школа Левкиппа и Демокрита. Из Абдер также происходит крупнейший мыслитель старшего поколения софистов Протагор. Развитие демократических учреждений – народного собрания, судов, выборный характер должностей в государстве – потребовали в V в. до н.э. подготовки контингента лиц, обученных технике политического и судебного красноречия, людей всесторонне образованных. Первые учителя таких знаний вышли из сицилийской школы красноречия, основанной философом Эмпедоклом. Эти сицилийские преподаватели получили прозвище «софистов», которым первоначально наделялись люди, в чем-либо особо искусные или сведущие. В софистике остро выразился соревновательный дух древнего грека, стремление выделить «лучших» и «худших» по критерию мастерства, в данном случае этот критерий – красноречие и умение доказывать и убеждать. Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, приезжая в Афины, собирали огромные толпы слушателей и учеников. Софистическое направление представляет собой самое разнообразное сочетание как идеалистических, так и материалистических учений.
Сама техника софистического обучения требовала упражнения и виртуозного развития способностей доказательства и опровержения любых положений и положений, им противоречащих. Отсюда возникала относительность всех понятий человека о природе, самом человеке как нравственно совершенном существе, обществе. Любой тезис науки и философии попадал в зависимость от человеческой субъективности (тезис Протагора: «человек – мера всех вещей») Такое обучение приводит не только к распространению учений крайнего релятивизма, но и к превращению диалектики в «софистику».
Однако постепенно развивалась неприязнь к софистическому учению в среде мыслителей, среди которых был, с одной стороны, атомистический материализм школы Демокрита, с другой – объективный идеализм в лице Платона (Академия) и Аристотеля (Ликей).
Атомистический материализм не утвердился в Афинах вплоть до возникновения школы Эпикура, когда атомизм в обновленной форме учения Эпикура обосновывается в Афинах и распространяет свое влияние на другие греческие культурные центры, а впоследствии и на Рим.
Исследования Демокрита проводят мысль о неуклонном, необходимом, причинном порядке явлений, событий и о возможности достигнуть достоверного знания, основанного на данных чувств и дополненного деятельностью разума. Гипотеза о неделимых частицах, «атомах», движущихся в пустом пространстве, позволяла Демокриту решать круг вопросов космогонии, физики, математики, психологии, учения о бытии, теории познания.
Идеалистическое обоснование данные вопросы получили в философии Платона, произведения которого, в отличие от Демокрита, дошли почти в полном составе. В отличие от «атомов», строительных «кирпичиков» вселенной, Платон в качестве такой основы берет «эйдос», «идею», бестелесную сущность. Согласно учению об идеях, имр чувственных вещей – это мир непрерывного становления – рождения и гибели, а становление – нечто среднее между бытием («идеями») и небытием («материей», «пространством»).
Объективный идеализм Платона разрабатывает метод идеалистической диалектики, в частности диалектики единого и многого (диалог Платона «Парменид») и диалектика тождественного и иного, движения и покоя (диалог «Софист»).
Для философии Платона характерна связь с математикой, когда философ сближается с пифагорейской школой: понятие об «идеях» стало срастаться с понятием о «числах», в которых пифагорейцы видели сущность и первооснову вещей. На этих основах Платон построил свое учение о бытии, о мире, о мировой душе, о человеке, о человеческом обществе и о познании.
Именно платоновское учение об «идеях» во многом определяет философию Аристотеля, который, будучи, сначала учеником Платона, впоследствии критиковал учение Платона о потусторонности и отделенности «идей» от чувственных вещей, обусловленных бытием «эйдосов». «Идеи» Платона становятся у Аристотеля «формами» вещей и мыслятся, согласно платоновскому учению, как невозникающие и вечные. Однако в отличие от Платона, эти вечные «формы» не выносятся Аристотелем за пределы чувственного мира и не мыслятся отдельными от вещей. За исключением бога, который есть, по Аристотелю, бестелесная «форма», пребывающая вне мира, неподвижный перводвигатель и мышление, направленное на собственную деятельность, – в каждой из вещей чувственного мира ее «материя» (возможность стать формой) соединяется с ее действительной «формой».
Таким образом, природа есть естественная градация единичных вещей или «субстанций», за пределами которой пребывает как ее верхняя граница бог, так и нижняя – неопределенное вещество, материя, способная к соединению с любой «формой».
Категории «формы» и «материи» становятся у Аристотеля текучими, когда одно и тоже является и формой, и материей.
Бог рассматривается у Аристотеля как высшая цель, основание для всеобщей и внутренней целесообразности в мире. Это учение о бытии и божественной строгой целесообразности положено в основу учения о познании и о формах научного мышления, изложенное в трактате о душе и ряде логических работ, обосновывающих теорию вывода и доказательства. Логические работы Аристотеля, впоследствии сведенные в собрание, получившее название «Органон» («Орудия»), стали базисом логических исследований и логического обучения для двух последующих тысячелетий в восточных и европейских странах вплоть до XVII века.
В то время как в Академии Платона культивировались занятия математикой, в Лике Аристотеля процветали занятия частными естественными и гуманитарными науками. Продолжая традицию Демокрита, Аристотель и его ученики разрабатывали проблемы космологии, физики и создали новые отрасли естественнонаучного исследования: зоологию и сравнительную анатомию животных, ботанику.
В области гуманитарных наук в Лике изучались вопросы государственного строя, были описаны конституции большого числа греческих полисов, исследовались вопросы педагогики, риторики, эстетики и поэтики.
В противоположность пифагорейцам, впервые создавшим гелиоцентрическую систему, Аристотель стал творцом стройной геоцентрической космологии, связав ее с учением о боге, философских элементах, видах их соединения, видах движения, существующих как в области небесных светил, так и в «подлунном», ближайшем к Земле мире. Во II в. н.э. геоцентрическое учение было разработано в математической форме александрийским астрономом Клавдием Птолемеем. Таким образом, геоцентрическая система, берущая начало в учении Аристотеля, осталась незыблемо истинной до XV в., когда в школе пражских оккамистов и в работах Николая Кузанского были высказаны первые сомнения относительно данной системы, и до середины XVI в., когда Николай Коперник противопоставил воззрению Аристотеля–Птолемея гелиоцентрическую систему.
Учения эпохи эллинизма, последнего периода античности, стали, с одной стороны своеобразным итогом и переосмыслением достижений философии Античности (эпикуреизм, скептицизм), с другой неким синтезом старого и зарождающегося нового, открывающего новую эпоху, эпоху раннего средневековья (неоплатонизм). Так, учение неоплатоников своеобразно перекликается с христианством (триадичные модели в строении вселенной; сопричастность творящего и творимого; эманация как результат преисполнения благого Единого и сотворение всего сущего; обретение «лица» Единого на каждом звене эманации, Его оплотнение, своего рода добровольный кенозис («ухудшение») Единого).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов