Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Буддизм Стал Одной Из Трех Мировых Религий И Охватил Сотни Миллионов Человек,...
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее пределами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Тибете и в странах Индокитая. В этом отношении судьба буддизма несколько напоминает судьбу христианства, которое, возникнув в одной из стран Ближнего Востока, завоевало потом господствующие позиции не на Востоке, а главным образом на Западе, где и стало монопольной религией.
На протяжении средневековья буддизм утвердился на Цейлоне, в Бирме, в Тайских странах, в Индокитае. Проникновение буддизма в эти страны началось еще в первые века нашей эры, но его распространение и окончательное закрепление заняло еще ряд столетий. Это относится и к Цейлону, несмотря на то, что предания рассматривают путь буддизации Цейлона как триумфальное шествие, начавшееся и чуть ли не завершившееся уже при Ашоке, т. е. в III в. до н. э.
Первые сведения о буддизме на Бирме относятся к началу нашей эры, но общегосударственной религией он стал лишь в XI в. В Паганском царстве он был объявлен таковой в 1057 г. На территории Северного Вьетнама наиболее ранние сведения о буддизме относятся к 194—195 гг. Появление секты дхьяни, ознаменовавшее окончательное утверждение там буддизма, датируется 520—525 гг. В начале V в. буддизм появился в Камбодже, а во второй половине XII в. там много сделал для его распространения царь Джайяварман VII (умер ок. 1218 г.). Государственной религией буддизм стал здесь только в 1320 г. Буддизм в Индонезии одержал вначале почти полную победу, но в дальнейшем уступил свое место другой религии. Здесь был распространен и ислам, который вытеснил не только буддизм, но и имевший более древние и глубокие корни в этой стране индуизм.
Если цитаделью северного буддизма стал к началу II в. Тибет, то на таковую роль для южного буддизма претендует Цейлон101. Буддизм на Цейлоне, как и в других странах своего распространения, в общем мирно сожительствовал с другими религиями, и в частности с индуизмом, но были и периоды драматических столкновений. Известна, например, та борьба, которую начал против буддизма раджа Синх I (1586—1592). Он был поклонником шиваистской разновидности индуизма, под знаменем которой и начал борьбу, приведшую к тому, что большое количество буддийских монахов формально перешли в индуизм, да и сам буддизм на Цейлоне стал все больше насыщаться элементами шиваит-ского, вишнуитского и других индуистских культов. Только через два столетия при царе Кирти Шри Радже Синхе (1747—1780) на Цейлоне был возрожден буддизм, в некоторой мере очищенный от индуистских элементов. Как и во всех других религиях, борьба группировок и толков имела в своей основе интересы различных социально-экономических и политических группировок.
Характеристика южного буддизма, как чисто хинаянистского или тхеравадического, ставшая почти традиционной в научной "литературе, нуждается в существен-ных уточнениях. Во-первых, буддизм проникал в страны Южной Азии не только в хинаянистской, но и махаяни-стской форме, так как он шел не только из Индии, но и из Центральной Азии и Китая. Во-вторых, здесь он эволюционировал в том же направлении, что и в северных странах, так что различие между хинаяной и махаяной со временем все больше стиралось.
Как и на севере, распространение буддизма шло в социальной и идеологической атмосфере, насыщенной старыми верованиями и пропитавшим весь быт людей культом давнего происхождения. В первоначальном виде буддизм не мог вытеснить их: для овладения массами он должен был адресоваться к их эмоциям и привычным переживаниям, связанным с богатой мифологической фантазией, с пышными ритуальными церемониями, с яркими костюмами священнослужителей. Сосуществование с индуизмом и другими местными культами способствовало взаимопроникновению характерных черт всех этих религий, вместе с тем и буддизм терял свою отличительную специфичность. Как и на севере, в его пантеон в большом количестве проникают индуистские боги, принимающие на себя роль тех или иных перевоплощений Будды. Изображения Вишну фигурируют на знаменах некоторых южноазиатских царств, формально признающих себя буддийскими. В торжественных процессиях по случаю буддийских или общегосударственных праздников на равных правах с монахами участвуют и индуистские жрецы.
Аналогия с развитием северного буддизма прослеживается здесь и в других направлениях. Происходит борьба различных сект и группировок, базирующихся на разные монастыри и храмы. Так, на Цейлоне, в конце III в. началась борьба между монастырями Абхаягири и Махави-хары |03. Противники вели не только ожесточенную пропагандистскую войну, обвиняя друг друга в приверженности к ложному учению, но и военные действия. Участвовала в этой борьбе и государственная власть. Царь Джетха Тисса I ополчился против монахов Абхаягири, а его преемник Махасена (277—304), наоборот, стал преследовать Махавихару: запретил подавать его монахам милостыню и в итоге заставил их покинуть монастырь, который в течение ряда лет после этого оставался заброшенным.
Этическая ценность «чистого» буддизма, о которой пишут некоторые авторы, также особенно не проявилась в странах, считающихся хинаянистскими.
Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения человеком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственного и рационального, своего рода «мыслеобраз». Мифологи
Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи
Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были руководствоваться только внешними Египту источниками. В настоящее время они отошли на второй план, и только
Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта относятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсальный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пирамид»
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется
Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разработал его, четко
Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и связанные с этим культовые отправлени
Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинается, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова становится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных
Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль
Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в середине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность
Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи.
Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс
Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&
Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два
Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось особое сосредоточение, целый ряд ритуальны
Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма представляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наименование не принадлежит адептам данн
Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно установить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-проповедники из Индии и из Центральной Азии. Раз
Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес
Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, естественно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр
Новости и инфо для студентов