рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Подлинное Торжество Ортодоксальной Традиции Начинает­Ся, Однако, Только В Эпо...

Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных течения, порвавшие с брахманизмом, — буддизм и джайнизм. К IV веку новой эры по­ложение постепенно изменилось: объединившая под своей вла­стью североиндийские земли династия Гуптов покровительство­вала, в отличие от прежних повелителей индийских империй, не суровым последователям Джины Махавиры и не приверженца четырех благородных истин, а брахманам.

Дело было не только в изменении позиции властей, так как и в прежние эпохи, при всем предпочтении, которое одни госуда­ри оказывали буддистам, а другие — джайнам, сторонники ста­рой религии отнюдь не подвергались преследованиям. Ибо вмешательства государственной власти буддийская религия теря­ла влияние. Простые верующие все меньше воспринимали слиш­ком сложную и далекую от их забот религию, общины распада­лись, приходили в запустение когда-то многолюдные монастыри. Это было, однако, не просто возрождение старого брахманизма. Жрецы жертвоприношений поняли, что битву с буддизмом мож­но выиграть лишь в том случае, если религия Вед привлечет на свою сторону тех, от кого ее жрецы прежде высокомерно отвора­чивались — представителей низких каст, единождырожденньк, потомков аборигенов с их обрядами и обычаями, столь чуждым зачастую неизвестными высокоученым знатокам гимнов упанишад. Проблема была в том, чтобы открыть двери тем, кто мог быть допущен к брахманистским жертвоприношениям, или действительно были открыты. В Гуптский период сами брахманы создают новые, более легкие для понимания тексты, предназначенные для непосвященных. Это прежде всего своды законов и предписаний — дхармашастры. Ученые брахманы пишут подробнейшие комментарии на туманные и малопонятные да "несведущих" сутры. Но ведущую роль в становлении новой ортодоксии по-прежнему играют кшатрии.

Этот период отражен главным образом в традиции смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. открове­ния, не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержанию. В нее входят пураны (древние предания, религиоз­но-философские поэмы), эпические произведения ("Махабхарата" и "Рамаяна") и некоторые дхармашастры, где излагаются ос­новные заповеди дхармы — непреложного нравственного закона, а также класс текстов-веданг, составляющих вспомогательную часть вед.

Особое место в традиции смрити отводится эпосу и пуранам.

Пураны — энциклопедические описания разных сторон жизни общества, от космогонии и теогонии до родослорных цар­ских династий и фактов реальной жизни.

Пураны свидетельствуют, что в Гуптскую эпоху брахма­низм развился в мощное религиозное течение со многими ответв­лениями и стал господствующей государственной религией. Медленно, но неуклонно менялась вся система культовых отно­шений. Центр тяжести смещался с внешней обрядности на эмо­циональную сторону. В отличие от вед и брахманических тек­стов, понятных лишь узкому кругу посвященных, пураны и эпос стали достоянием широкой аудитории, включая низшие касты и женщин.

Индуизм — это соединение множества религий и культов, которые исповедуют индийские народы и касты. Объединяет их признание Вед в качестве Священных текстов, учение о карме, сансаре и кастах.

Таким образом, в Гуптскую эпоху брахманизм трансформи­руется в индуизм, решающим преимуществом которого, обеспе­чившим конечный успех, была ориентация на конкретные усло­вия кастовой Индии с ее многочисленными аспектами сложив­шихся на рубеже нашей эры культурных традиций. Поэтому оп­ределением понятия "индуизм" можно считать весь индийский образ жизни с включением в него жизненных принципов и норм, социальных и этических ценностей, верований, представлений, обрядов и культов, мифов и легенд. Индуизм — синтез, итог дли­тельных религиозно-философских поисков, — синкретическая и всепоглощающая религиозно-философская модель индуистского образа жизни.

Средневековый период был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Бхакти— это любовь, чувство восхищения и глубочайшая эмоциональная привязанность к избранному боже­ству. Для того чтобы проникнуться этим чувством, не требуется ни духовного совершенства аскета, ни храбрости кшатрия, про­водящего жизнь в неустанных сражениях. Поэтому бхакти стало наиболее народной формой индуистской религиозной практики.

Главными объектами преданного почитания и одновремен­но центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Брахма, Вишну и Шива — это три высших боже­ства индуистского пантеона, составляющие "Тримурти", Абсо­лют с тремя ликами: творящее начало (Брахма), разрушительное начало (Шива), охранительное начало (Вишну). Но при этом ка­ждый из богов Тримурти несет в себе свойства и атрибуты не только свои собственные, но и двух остальных. Третий из богов Тримурти, Брахма, вскоре отошел на задний план, сохранив ма­лое число приверженцев. Мифологические образы Вишну и Ши­вы имели истоки в глубокой древности. В ведийских текстах они не играли заметной роли, но позже оба божества выдвинулись на первый план, вобрав в себя множество образов и мифо-ритуальных идей из местных верований. Каждый из этих божеств стал центром сложного и обширного культа, в котором эмоцио­нальная сторона стала доминирующей.

Древним прообразом Вишну было ведийское солнечное бо­жество, соратник Индры, прославившийся тремя шагами, кото­рыми он охватил всю Вселенную. Позже, в результате соедине­ния с местными верованиями, его традиционные атрибуты и ха­рактеристики поменялись. Одной из моделей ассимиляции мест­ных культов стала концепция аватары ("нисхождения"), другой — доктрина вьюх (эманации божества). В результате этого син­теза Вишну стал божеством общеиндийского масштаба.

По верованиям индуистов, Вишну, принимая различные облики, неоднократно спускался на землю, чтобы спасти дхарму, защитить мир или благочестивых людей от грозящих им опасностей, угнетения и несправедливости. Земные воплощения этого бога называются "аватары" ("нисхождение") и являются основными объектами почитания в вишнуизме. В разных индуискких текстах приводится разное число аватар: 10, 22 или 24, иногда их количество доходит до бесконечности. В Х-ХI вв. устанавливается каноническое число аватар (10) и складывается учение о них. Так было закреплено слияние древнейшего доарийского божества с арийским богом и древними культами близких ему местных 6огов. Вишну превратился в божество всеиндийского масштаба, почитаемое почти половиной всех индусов. Обращаться к нему и прославлять его можно под разными именами, которые собраны в I книге "Махабхараты", называемой "Гимн тысяче имен Вишну. Таким образом, аватары включаются в общую систему культа Бога.

Шива "вырос" из протоиндийского мифологического пер­сонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики — эротизм и аске­тизм, которые и стали определяющими. Ведийским предком Ши­вы был Рудра — зловещее стихийное божество (см. ранее). Су­щественная часть культа Шивы — музыка и экстатические танцы шаманского толка. Один из самых популярных иконографиче­ских его образов — Шива Натараджа, "владыка танцев", создаю­щий и разрушающий миры силой своей игры.

С бхактибыл связан настоящий "взрыв" храмостроительства и установление регулярного храмового богослужения, которо­го не знал ведийский культ. Храмы становились местами палом­ничества, в них совершались многочисленные календарные и праздничные обряды. Важным проявлением культовой практики в бхакти стало гимнотворчество: с этим религиозным течением сопряжен огромный корпус поэтических текстов на местных ин­дийских языках.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги