рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.

Россия и Индия в XIX – начала XX вв. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По Отношению К Географическому Положению Родины Буддизма — Индии И Ареалов Ег...

По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой принадлежностью восточ­ному миру, в частности, проживанием па се территории наро­дов, исповедующих буддийскую веру.

В том же, что касается изучения буддизма, российская мысль составляла часть европейской традиции. Отечествен­ная наука о буддизме с середины XIX и до начала 30-х годов XX в. была плоть от плоти европейской буддологии, ее неотъ­емлемой, но автономно значимой ветвью. Разумеется, она имела свою специфику в постановке и решении ряда важных буддологических проблем, что позволяет с полным правом говорить о самостоятельной школе, однако следует подчерк­нуть, что это была школа в рамках единой научной традиции.

Постоянный обмен научной информацией, контакты уче­ных разных стран, единая система образования (включавшая длительные поездки в изучаемые регионы) — все это позволя­ет говорить о существовании в то время единого научного сообщества европейских буддологов, независимо от страны их проживания.

Само географическое местоположение России как бы на перепутье между Восто­ком и Западом проецировалось и па духовно-культурное пространство, побуждая русских мыслителей — во имя со­хранения собственной «культурной территории» — то к не­устанному размежеванию с одним и другим, то, напротив, к «примирению в себе обоих» (В. С. Соловьев). В послед­нем смысле буддийская идея «срединного пути» попадала на благоприятную почву. Именно так — во избежании «край­ностей» Востока и Запада — виделся порой и «особый», «третий» путь России.

Еще в 80-е годы XIX в. В. Соловьев пытался осмыслить буддизм в терминах своей «философии всеединства». Главное ударение рус­ский мыслитель делает именно па отрицании буддизмом «жизни и всего сущего». В этом отрицании он видит ста­дию исторического процесса, когда «мировая душа отвраща­ется от факта природы, но идея абсолютная, то, что не есть факт, еще не открывается ей в своем положительном со­держании, а является в форме отрицательной идеи, т. е. со­держанием божественного начала признается отрицание действующего божества, уничтожение существования, покой, Нирвана. В этом последнем слове резюмирован весь буд­дизм». Буддизм и вся его философия вырабатываются, по мне­нию В. Соловьева, из предшествующей натуральной религии брахманов л являются се логическим завершением в том смысле, что она, как и брахманская религия, «не знает дру­гого бытия, кроме фактического, по отрицании последнего у нее ничего не остается, и идею она должна признать за ничто, за нирвану». Положительным вкладом буддизма философ считает идею «начала свободной нравственной личности», но освобожде­ние личности, по его мнению, носило опять-таки отрица­тельный характер, не дающий нового положительного содер­жания (непонятно, освобождением для чего оно было). При­знавая естественность увлечения буддизмом в Европе (здесь он ссылается на Шопенгауэра и Гартмана), Соловьев, по­добно Гегелю, полагает, что буддизм имеет значение для истории человечества.

В калейдоскопе умонастроений «серебряного века» нель­зя не отметить и ярко выраженный интерес к буддизму, в котором часто видели символ всей индийской религиозно-философской мысли, а порой и олицетворение всего «таин­ственного» Востока. Однако, справедливости ради, следует отметить, что образ буддизма ассоциировался в то время не только с возвышенной духовностью и мудростью людей востока, но и носил некоторые отрицательные черты, при­писываемые индийской культуре в целом,— апатичность, стагнацию, пассивность.

Многие выдающиеся деятели «сереб­ряного века» пытались узнать индийскую и буддийскую муд­рость, так сказать, из первых рук — через изучение языка буддийских текстов, прежде всего санскрита и пали. Из­вестно, например, что Иннокентий Анненский обучался сан­скриту у И. П. Минаева, Блок — у С. Леви, Брюсов — у Фортунатова, Вяч. Иванов — у Ф. де Соссюра, изучали санскрит и А. Белый, Бальмонт, Городецкий, Хлебников (по­ступил в университет на санскритское отделение). В увле­чении буддизмом Бальмонта и Блока главную роль сыграло их знакомство с теософским учением, а Белый, бывший дол­гое время последователем антропософии Р. Штейнера, даже пытался переводить с пали «Сутта-нипату».

Начало изучения буддизма в России можно отнести к 20-м — 30-м годам XIX века, когда член Петербургской Академии Наук немец Я.И. Шмидт (1779-1847 гг.) опубликовал ряд буддологических исследований (на немецком языке), а также первую русскую грамматику тибетского языка. Его работы, написанные на основе изучения монгольских и тибетских источников, имели широкий резонанс в Европе, а на его статью о праджня-парамите даже сослался А. Шопенгауэр в конце первого тома своего основного труда «Мир как воля и представление».

В.П. Васильев был академическим ученым в полном смысле этого слова и буддологом прежде всего, хотя ему принадлежат также важные труды по истории китайской литературы, даосизму и конфуцианству и другим направлениям синологии. Помимо санскрита, китайского и тибетского языков В.П. Васильев владел также маньчжурским, монгольским и другими восточными языками, что чрезвычайно расширяло источниковедческую базу его исследований. Труды В.П. Васильева еще при его жизни приобрели европейскую известность. Его основной труд — «Буддизм, его догматы, история и литература» (1857-1869 гг.) был вскоре после его выхода в свет переведен на немецкий язык.

Родоначальником индологической буддологии в России стал И.П. Минаев(1840-1890 гг.). До него буддизм в России изучался прежде всего по китайским и тибетским источникам, что вполне понятно, если учесть, что Китай является непосредственным соседом России, а последователями тибетских направлений буддизма были и подданные Российской империи — буряты и калмыки (Тува стала российским протекторатом только в 1914 г.). И.П. Минаев прежде всего изучал палийские тексты, особенно же его интересовали проблемы изучений Винаи (он перевел на русский язык Пратимокша-сутру — важнейший из текстов Винаи). Именно от него протягивается нить к классику отечественной буддологии — академику Ф.И. Щербатскому.

В 1897 г. С.Ф. Ольденбург (1863-1934 гг.) основал серию Bibliotheca Buddhica («Библиотека Буддика»), сыгравшую огромную роль в истории не только российской, но и мировой буддологии; очень скоро серия приобрела огромный международный авторитет, благодаря которому она переиздается за рубежом вплоть до настоящего времени, хотя в конце 30-х годов серия фактически прекратила свое существование (попытки реанимировать ее в 60-80-е годы не привели к существенным результатам). Целью серии была, прежде всего научная публикация классических буддийских текстов (главным образом санскритских и тибетских; китайский буддизм был представлен в серии весьма слабо), снабженных серьезным справочным аппаратом, академическими комментариями и предисловиями. Печатались в серии (хотя и не очень часто) и переводы буддийских текстов. Во многом появление Bibliotheca Buddhica знаменовало собой начало нового, «классического» этапа развития отечественной буддологии, связанного прежде всего с именем академика Ф.И. Щербатского (1869-1942 гг.), который продемонстрировал принципиально новый подход к переводу буддийского философского текста, отвергнув традиционный филологический перевод и обосновав необходимость философски адекватного перевода классических буддийских текстов. Он прославился как исследователь логико-эпистемологического направления поздней йогачары. Именно благодаря его трудам имена Дигнаги, Дхармакирти и Дхармоттары стали известны ученым всего мира, что стимулировало дальнейшую работу по изучению их наследия.

Другой значимый исследователь буддизма - О.О. Розенберг (1888-1919 гг.) - автор одной книги, и именно как автор этой книги он и стал знаменит. Речь идет о его магистерской диссертации «Проблемы буддийской философии». Розенберг показал наличие нескольких уровней в буддизме и принципиальное отличие популярного, народного, буддизма от философского буддизма. Он показал необходимость изучения буддийского учения не только по сутрам, но и по систематическим философским трактатам — шастрам. Именно тексты шастр позволяют понять философский уровень буддизма, представленный и в сутрах, но не в систематической форме. О. Розенберг впервые доказал, что именно Абхидхарма является основой философии буддизма, а главный предмет Абхидхармы — теория дхарм, рассмотренная Розенбергом детально и всесторонне. О.О. Розенберг показал, что никакого буддизма «вообще» нет. Буддизм исторически существовал и существует только в виде отдельных школ и направлений.

На рубеже 60-70-х годов начинается второй период расцвета отечественной буддологии. Он не набрал мощи первого, но тем не менее поначалу обещал многое. Важную роль в нем сыграли издания Тартуского государственного университета «Труды по знаковым системам» и «Труды по востоковедению». В них регулярно публиковались такие деятели «буддологического ренессанса», как А.М. Пятигорский (методологические вопросы буддологии, буддийская психология и феноменология сознания; его беседы о природе сознания с М. Мамардашвили, задуманные как введение в изучение виджнянавады, имели не только буддологическую, но и собственно философскую ценность), О.Ф. Волкова (классический индийский буддизм), Л.Э. Мялль (праджня-парамитская литература), Б.Д. Дандарон (Ваджраяна, традиции Дзог-чэн и Маха-мудра) и другие ученые. Однако этот «ренессанс» оказался весьма кратковременным. В 1972 г. подвергается аресту Б.Д. Дандарон (дважды репрессировавшийся в сталинское время), бывший не только буддологом, но и практикующим буддистом и даже более того — тантрическим йогином (он происходил из старого рода, давшего Бурятии многих выдающихся лам). Ему инкриминируется создание некоей секты. В качестве свидетелей защиты приглашаются многие буддологи, поддерживавшие тесный контакт с группой Дандарона.

Во второй половине 70-х и в начале 80-х годов число буддологических исследований возрастает. Хотя в целом их уровень остается достаточно скромным по мировым стандартам, само оживление буддологии было весьма обнадеживающим фактом. Важно также отметить, что в это время традиционная для России ориентация буддологических работ на индологическую и тибетологическую тематику дополняется возникновением и развитием исследований в области истории китайского и японского буддизма. Такие молодые ученые из Бурятии, как Н.В. Абаев, Л.Е. Янгутов, С.Ю. Лепехов, С.П. Нестеркин и другие активно занялись изучением Чань и других направлений дальневосточного буддизма.

Очень важны для понимания современного состояния буддологии в России 80-е годы, когда активно заявили о себе как об участниках научного процесса представители нового поколения, определившие лицо российской буддологии 90-х годов. Это А.Н. Игнатович (история буддизма в Японии, школы Тэндай и Нитирэн), Л.Н. Меньшиков (буддийские тексты из Дуньхуана; дидактическая литература бяньвэнь), В.Н. Андросов (учение Нагарджуны), В.Г. Лысенко (ранний палийский буддизм), А.В. Парибок (палийский буддизм), А.М. Кабанов (Дзэн и классическая японская литература), М.Е. Кравцова (буддизм и общество в раннесредневековом Китае), С.Д. Серебряный (индийская религиозно-философская литература; махаянские сутры), М.Е. Ермаков (буддийская агиография в Китае; простонародный китайский буддизм) и многие другие.

Особо следует сказать о группе В.И. Рудого, ученого, активно работавшего еще в 70-е годы. Она позднее (на рубеже 80-90-х годов) организационно оформилась в виде группы буддологии СПб Филиала Института востоковедения РАН. Эту группу можно считать первой после Ф.И. Щербатского оформленной отечественной буддологической школой с четко определенными методологическими принципами. Наиболее активными и последовательными членами этой школы, помимо самого В.И. Рудого, могут считаться Е.П. Островская и Т.В. Ермакова. Основным и практически единственным предметом изучения этой группы является классическая буддийская Абхидхарма, причем даже не вся Абхидхарма, а трактат Васубандху «Абхидхармакоша». На основе всестороннего анализа этого памятника группа В.И. Рудого делает широкие выводы общебуддологического характера. Как чрезвычайно важный положительный фактор деятельности школы В.И. Рудого, должно быть названо: 1) обращение к классической буддологической проблематике и возрождение традиций школы Ф.И. Щербатского; 2) наличие разработанной теоретико-методологической базы исследований и герменевтической процедуры, а также 3) высокий уровень как филологического, так и историко-философского анализа текста. Вместе с тем абсолютизация учения трактата Васубандху и порой некритическое распространение полученных выводов на буддизм вообще (в том числе и не только на индийские формы этой религии), а порой и просто отождествление «нормативного буддизма» или «классического буддизма» с философией Васубандху его «хинаянского» периода существенно снижает ценность полученных результатов. В целом группа В.И. Рудого вполне может быть названа «группой Абхидхармакоши».

В начале 90-х годов постепенно формируется буддологическая школа философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Е.А. Торчинов, К.Ю. Солонин и ряд начинающих молодых ученых). Генетически эта школа, базирующаяся в настоящее время на кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ, восходит к школе В.И. Рудого, однако отличается от нее как по предмету своих занятий, так и по ряду подходов. Во-первых, университетские буддологи работают прежде всего на материале китайских текстов, во-вторых, они склонны рассматривать буддизм как принципиально плюралистическую традицию, отказываясь от попыток найти некий «эталонный», «нормативный» или даже «классический» буддизм.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Россия и Индия в XIX – начала XX вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги