рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Своим Вторичным Расцветом Фиванский Культ В Значительной Мере Обязан Был Воен...

Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живаниях этого периода, поскольку они связаны с официальным культом, трудно найти ту живую не­посредственность, которая характеризует ее в первую половину Восемнадцатой династии, в период наиболь­шего напряжения политической жизни страны.

С внешней стороны фиванский культ достиг те­перь наивысшего расцвета. Верховный жрец Амона, которому принадлежит также главенство над осталь­ными египетскими храмами, становится очень влия­тельным лицом, нередко совмещая со своим духов­ным саном и должность великого визиря; к этому же времени относятся и первые попытки верховных жре­цов превратить свой сан в наследственный.

Эпоха Девятнадцатой и Двадцатой династий характеризуется усилением благочестия во всех социальных слоях Древнего Египта. Эти два столетия прославились царствованием трех великолепных фараонов — Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. Новые повелители после жестокого кризиса в конце XVIII династии принесли стране религиозный мир, который заколебался лишь с приближением 1100 года. Войска этих фараонов одерживали блистательные победы. Они вмешивались гораздо активнее, чем прежде, в жизнь соседних народов. Многие египтяне жили тогда за границей. Они много сделали в самих Фивах, но после религиозной реформы Эхнатона пришлось начинать все сначала.

Уже со времени Среднего царства получает широкое распространение представление, по кото­рому залогом вечного блаженства служит оправдание умершего в загробном суде, который является отражением мифического суда над Осирисом. Теперь эти воззрения получают более конкретное значение и вводятся в общий круг идей, связанных с религией Амона; в сознание египтян все более внедряется мысль, что благополучие за гробом находится в зависимости от выполнения моральных требований религии. И поскольку Амон является для Египта вопло­щением нравственного идеала, постольку находящийся под его покровитель­ством фиванский некрополь становится священной обителью, которой присвое­но теперь характерное наименование Места Правды.

В эпоху Рамсеса II происходит синтез древних культов. Главным образом, это отобразилось в новых формах мистерий Мина и Амона, празднике Опет.

Религиозные мистерии Мина, Амона, праздник Опет.Раз в год сам хозяин святилища торжественно выходил из своего обиталища и посещал город и его окрестности. Выхода бога ожидал с нетерпением и волнением весь город. Такие процессии некоторых богов привлекали жителей всего нома. Торжественный выход Мина[2]. При Рамсесе III день его коронации совпал с праздником Мина, покровителя Коптоса, «владыки пустынь» и бога плодородия; его отмечали в первый месяц сезона «шему», когда начинался сбор урожая. Таким образом, фараон одновременно с богом становился героем торжества. Великолепный, сверкающий, как восходящее солнце, Рамсес III, выходит из своего дворца. На парадных носилках он следует от дворца до жилища своего отца Мина, чтобы узреть его совершенство. Эти носилки представляют собой широкое кресло под балдахином с карнизом и четырьмя длинными ручками. Впереди идет внушительная группа из царских сыновей и сановников, которые несут символы царской власти: скипетр, бич, посох и мотыгу. Когда кортеж доходит до жилища Мина, фараон сходит с носилок, становится лицом к святилищу и совершает обряд воскурения и возлияния. Затем он приносит жертвы своему отцу и получает от него дар жизни. Статую бога выносят из святилища и ставят на носилки, которые поддерживают двадцать два жреца. Видны только их головы и ноги, остальное закрывает вышитая розетками накидка, свисающая с носилок. Другие жрецы идут спереди, сзади и по бокам, размахивая букетами цветов, опахалами и потрясая зонтами. Остальные несут ларцы с каноническими атрибутами божества. Небольшая группа жрецов поднимает на носилках ящик с латуком. Теперь во главе процессии становится сам фараон. Он сменил синий шлем, в котором вышел из дворца, на корону Нижнего Египта, в руках у него посох и булава. В процессии есть еще один участник — белый бык; между рогами у него солнечный диск, украшенный двумя высокими перьями. Этот бык — воплощение бога; его называют «телец своей матери». Жрец с обритой головой и обнаженным торсом окуривает благовониями фараона, быка и статую бога. Процессия совершает не одну остановку, прежде чем достигает специального алтаря, своей конечной цели. Процессия доходит до алтаря, места отдохновения бога. Мина ставят на алтарь. Двое жрецов с эмблемами богов-охранителей Востока стоят перед ним, пока фараон приносит богатые дары. Представления египтян о смысле этой части обряда — водружения статуи Мина на алтарь — объясняются словами гимна: «Приветствуем тебя, Мин, оплодотворяющий свою мать! Как таинственно то, что ты сделал с ней в темноте!». Восшествие на трон набожного и любимого богами фараона обеспечивало всему Египту процветание и всяческие блага. Для восславления плодородия страны фараон берет серп из позолоченной меди и пучок «бедет» вместе с корнями и землей — символ безбрежных полей Египта, простиравшихся от моря до порогов и срезает колосья так же высоко, как жнецы Фиваиды, а в это время жрец поет новый гимн в честь «Мина на возделанном поле».

Праздник Амона — Опет — в отличие от праздника Мина был поистине всенародным. Он происходил в течение второго и третьего месяца разлива, когда стояла самая высокая вода. Центром праздника был храм в Опете (Ипет-сут, совр. Карнак). Сам праздник начинался со священного плавания на ладьях в течении двадцати четырех дней. Цель этого священного плавания — «Ипут». Амон из Карнака на несколько дней становился гостем Луксора. Настоящие ладьи Амона, его супруги и Хонсу - целые плавучие храмы длиной от ста двадцати до ста тридцати локтей были построены из настоящей пихты. Корпус украшался наподобие храмовых стен рельефами, на которых фараон совершал ритуальные обряды в честь Амона. На палубе посередине ладьи возвышалась большая кабина, целый дом под балдахином, где хранились переносные ладьи, статуи и священные принадлежности для церемоний в храме. Перед этой кабиной, как перед настоящим храмом, стояли два обелиска и четыре мачты с лентами. Всюду на палубе видны статуи и сфинксы. Две гигантские головы барана украшали нос и корму. Ладьи Мут и Хонсу, а также царская ладья выглядели примерно так же и были чуть меньше ладьи Амона. Сначала исполнялся гимн в честь Амона. Затем все брались за канаты и по команде начинали тащить священные ладьи под ободряющие возгласы толпы, собравшейся на набережной. С обоих берегов Нила за этим грандиозным спектаклем наблюдают жители всей округи и по-своему принимают участие в празднике.

Теперь фараон мог быть уверен, что боги даруют ему всевозможные блага и милости — долголетие Ра, должность Атума, годы вечности на троне Хора в радости и мужестве, победу над всеми странами, силу отца его Амона ежедневно, царство обеих земель, молодость плоти, незыблемые памятники, вечные как небо.

Таким образом, эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства представляют собой возрождение и дальнейшее развитие философии и религии Древнего и Среднего царств. Синтез происходит в связи с сохранением и углублением различных религиозных верований, связанных с божествами Амоном и Ра, а также с другими божествами древнеегипетского пантеона.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги