рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Источники древнеегипетской религии.

Источники древнеегипетской религии. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ До Открытия Тайны Письменности Иероглифов Исследователи Египетской Религии До...

До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только древнегреческие тексты заслуживают особого внимания.

С тех пор как Египет стал известен грекам, его необычная культура и, прежде всего, религия привлек­ли к себе их внимание и вызвали живой интерес. Греческие мысли­тели, посещавшие эту страну, по­стоянно сообщали те или иные све­дения о египетских богах и их культах. Однако от большинства этих текстов до нас дошли мало­численные отрывки. О Египте и его религии Геродот пишет во вто­рой и третьей книге своей «Исто­рии». Он выводит происхождение греческих богов из Египта, точно так же, как и другой путешественник, Диодор, который посе­тил Египет в 1 в. до н.э. Самым значительным памятником гречес­кой литературы о египетской ре­лигии, дошедшим до нашего вре­мени, является сочинение Плу­тарха «О Исиде и Осирисе», со­ставленное им на основании вер­ных источников.

В противовес греческим ис­точникам древнеегипетские (после того как стало возможно обратить­ся к их содержанию) тексты огромное количество информации о египетской истории и теории религии. Практически нет таких текстов, которые не имели бы никакого зна­чения для понимания религии. Медицинские тракта­ты, частные письма имеют не меньшее значение, чем собственно религиозные тексты. Более того, все па­мятники древнеегипетского искусства различных эпох обладают ярко выраженным религиозным содержани­ем, поэтому их необходимо включить в число ярчай­ших источников для изучения древнеегипетских куль­тов. Храмы, пирамиды, гробницы, обелиски были по­священы, прежде всего, религиозным целям. Девяно­сто процентов дошедших до нас папирусных текстов -религиозного содержания. В большинстве своем весь этот материал посвящен погребальным ритуалам, и его содержание раскрывает смысл погребения и заг­робной жизни. Сказания о божествах содержатся в не­большом количестве текстов, кроме того, их понима­ние затрудняется ссылками на другие, совершенно не­известные, сказания. Рассмотрим характеристики важ­нейших памятников религии Древнего Египта по ис­торическим эпохам.

Для изучения периода Древнего царства источ­ников сравнительно немного. Это тексты, которые вы­сечены в гробницах в Саккара недалеко от Мемфиса, относящихся к IV, V и VI династиям, а также в гроб­ницах Медума (еще более древние) и гробницах VI династии в Асуане на южной границе Египта. Эти над­писи представляют собой краткие формулы, содержа­щие имена богов смерти и других богов, которым слу­жили умершие жрецы. Три большие пирамиды не со­держат вообще никаких надписей, зато пять малых

пирамид в Саккара содержат около 4000 строк религиозных текстов. Это пирамиды Унаса (последний царь V династии), Тети, Пепи I, Меренра и Пепи II (четыре первые царя VI ди­настии). Эти тексты представ­ляют собой изречения и молит­вы, которые должны обеспечить умершему пропитание с помо­щью богов. Целый ряд заклинаний должен предотвратить голод и жажду для умершего, а также избавить его от змей и скорпионов. Другие гимны и молитвы обраща­ются к богам, которые могут оказать расположение мертвому в загробной жизни. И, наконец, еще один ряд текстов предназначен для того, чтобы возвратить действующую силу глазам, рту и всем частям тела умершего. Это древнейшие из известных сегодня тек­стов. Более обширный материал дают гробницы Среднего периода. Это, прежде всего, гробницы Сиу-та и Бени-Хасана, а также гробницы Фиванской рав­нины. Большое значение имеют стелы с надписями, находившиеся в гробницах (преимущественно из Аби­доса). Религиозное содержание имеют и папирусы Сред­него царства, например папирус, содержащий «Настав­ления Птахотепа» (о том, как следует обращаться с людьми), а также поучение царя Аменемхата сыну.

Затем следует темный период нашествия гиксосов, от которого почти не сохранилось источников по египетскому культу. Начиная с XVIII династии, ис­точники становятся чрезвычайно обильными и содер­жательными.

В эпоху Нового царства появляются многочис­ленные надписи и изображения на стенах храмов, со­держание их весьма разнообразно. Целую литературу заключают в себе фиванские гробницы царей. Наи­большее значение для истории религии имеет знаме­нитая «Книга мертвых», которая, впрочем, не имеет определенной формы и содержания. Само название книги чрезвычайно условно. Другие варианты назва­ния — «Выход из дня», «Выход в течение дня», «Кни­га усовершенствования умершего». Это своеобразное руководство для умершего, карта загробного мира, и все его тексты предназначены для мертвого человека и для его пользы. Существуют многочисленные вари­анты сборников текстов, которым дается такое назва­ние и которые в Древнем Египте считались необходи­мыми для умершего и клались вместе с ним в могилу.

«Книга мертвых» состоит из очень разных элементов. Сегодня принята редакция, включающая в себя 165 глав, различных по древности и содержа­нию. 15 глава включает в себя гимны в честь солнца. 17 глава излагает очень древнюю теологическую и космогоническую систему. 64 глава иногда называет­ся «Глава, излагающая в одной главе все главы об исходе дня». 125 глава -наиболее часто цитируемая, в ней описан суд, где перед судилищем Осириса над умершим произносится судебный приговор. 130 и следующая главы рассказы­вают о путешествии мертвого в ладье бога Ра.

Другая важнейшая группа религиозных текстов — это те, которые дошли до нас из фиванских гробниц фараонов. Все они возникают в эпоху Нового царства и раскрывают господствующий тогда солнечный культ. В основном это торжественные песни разных богов, приветствующие солнце в то время, когда ладья бога Ра достигает вечером входа в загробный мир. Длинные тексты сол­нечных гимнов содержатся и в некоторых погребальных папирусах «Книги мер­твых». Из гробниц фараонов нам известен миф о Ра, истребившем грешный человеческий род и вновь воссоздавшем порядок на небе и на земле. И, наконец, самые большие и самые важные тексты - это «Книга о том, что находится в Дуат» (место, где обитает солнце в течение ночи) и «Книга о вратах». «Книга о том, что находится в Дуат» была известна повсеместно: кроме полного и иллю­стрированного издания, сохранившегося в царских гробницах, до нас дошло и сокращенное издание этого произведения, без рисунков, в большом количестве экземпляров. Подобно «Книге мертвых» это писание также клали в могилу вместе с умершим. В нем повествуется о путешествии солнца в его лодке во время 12 ночных часов, причем добавляется, что оно содержит полную копию текстов, начертанных на стенах «таинственного дома» (гробницы Осириса). «Книга о вратах» трактует о том же предмете, но с другой точки зрения. Царские гроб­ницы сохранили и другие тексты, некоторые из них написаны тайнописью и снабжены символическими изображениями.

Наряду с многочисленными религиозными тек­стами Древний Египет оставил для нас и богослужеб­ные книги. С ритуалом культа Осириса в его Абидосском храме мы знакомимся по иллюстрированному его описанию на стенах храма. Описание службы богу Амону в фиванском святилище сохранилось в одном папирусе. Существует также описание ритуала, совер­шавшегося при бальзамировании трупа — частично уже в пирамидных надписях, частично на папирусах и в гробницах позднейшего времени.

Огромную важность для изучения религии Древ­него Египта имеет магическая литература периода Нового царства. Это гимны в честь солнца и заклина­ния против крокодилов, змей, диких зверей, против «злого глаза». Один из папирусов содержит большой отрывок легенды о боге Ра. Большая часть магичес­ких папирусов заключает заклинания против болез­ней и демонов и указания насчет приготовления и ос­вящения амулетов. Медицинские руководства также содержат магические формулы, но не только — в них ставятся диагнозы болезней и назначаются рецепты, которые современная наука признает верными. Иног­да в них попадаются намеки на болезни богов и упо­минаются магические средства, которыми они выле­чились. В одном из папирусов имеется руководство к выбору дней, представляющее собой календарь счастливых и несчастных дней со множеством мифических заметок, касаю­щихся истории богов.

С религиозной поэзией Нового царства мы знакомим­ся по целому ряду гимнов, обращенных к различным богам; все они носят характер соеди­нения множества богов в единое божество, и поэтому представляют особый интерес. Много гимнов в честь Осириса, Ра, Амона-Ра, Нила и т.п. В них очень часто повторяются одни и те же стихотворные формы, по­тому что каждого бога называют высочайшим, отцом богов, создателем вселенной и т.д. Гимны из эпохи фа­раона Аменхотепа IV (Эхнатона) в честь бога солнца Атона, сохранившиеся во многих списках в гробницах Телль-ель-Амарна, дают нам единственные сведения об его учении.

В самые поздние времена египетской истории вновь входят в обиход тек­сты, употреблявшиеся почти 3000 лет назад. Снова погребения украшаются на древний лад. Храмы, построенные и украшенные в эпоху Птолемеев и римского владычества, покрыты мифологическим надписями и изображениями; важней­шие из них - в Дендерах, Эдфу и Еснехе. В эту эпоху создаются священные произведения, которые клались умершему в могилу, например, «Книга о вздо­хах», пользующаяся особым почтением у жрецов и жриц Амона-Ра. Она содер­жит заговоры, посредством которых Исида оживила тело своего брата Осириса. Другая подобная книга - «Книга о происхождении вечности». Одними из изве­стнейших священных текстов были «Жалобные песни Исиды и Нефтиды», они пелись в большие праздники в честь Осириса в храме этого бога двумя женщи­нами, изображающими двух божественных сестер — Исиду и Нефтиду, оплаки­вающих своего умершего брата.

До сих пор открываются новые тексты, которые расширяют и уточняют наше представление об истории древнеегипетской религии. Поэтому любой об­зор источников будет неполным и односторонним. Тем не менее, изучение древ­неегипетской религии следует связывать с исследованием самих памятников этой культуры, а лишь затем переходить к их интерпретациям.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Источники древнеегипетской религии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги