рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ К Моменту Расселения В Пенджабе Социальная Структура Ариев Представляла Собой...

К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. Постепенно арии развертыва­ли свою сельскую систему в Индии. Это был синтез старой дравидской деревни и новых арийских принципов жизнеуст­ройства. Сельские поселения были почти независимыми и уп­равлялись своими выборными старостами — панчаятами. Не­которое число деревень или мелких городов объединялись под властью раджи, или вождя, который в некоторых случаях из­бирался, а иногда получал власть по наследству. Раджа, хотя и был главным лицом в государстве, не мог делать все, что ему захочется. Его власть была ограничена законом и обычаями ариев и он мог быть отстранен от должности или наказан на­родом. Таким образом, в арийских поселениях существовала своего рода демократия, так как арии в некоторых пределах могли контролировать правительство, но распространялась она в основном только на самих арийцев. Их рабы или те, ко­го они относили к низшим, не пользовались демократией или свободой. В это время арийское общество делилось на четыре части — касты (или варны). Особенно выделялись два соци­альных слоя — жрецы-брахманы, хранители ритуально-ми­фологической социальной памяти, исполнители культовых обрядов, пользующиеся авторитетом, престижем и реальной властью, и правители-военачальники, аристократы-кшат­рии, которые возглавляли коллективы и управляли ими.

Эти два социальных слоя дополнялись третьим — вайшья­ми, купцами и людьми, занятыми в торговле, и четвертым — рабами-шудрами, что вело к созданию в Индии кастового об­щества.

Варна шудр также занимала свое место в социальном миро­здании. Хуже всего было оказаться вне этой системы, не най­ти своего места в сложном организме мира — стать изгоем, неприкасаемым. Оказаться вне системы практически означа­ло быть вне социальной жизни, вне закона, то есть на положении раба.

По мере консолидации высших варн — брахманов и кшат­риев — складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей назва­ние "боли" (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Религиозно-законодательные тексты — дхармаша-стры — закрепляли четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, осно­ванные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры отстранялись, на­пример, от участия в жертвоприношениях и всех ритуалах, за исключением ритуала брака.

Ведийские гимны свидетельствуют о вы­сокой философской культуре ариев и служат источниками фи­лософских категорий для более поздних философских систем. Без них невозможно понять последующее развитие индийской философской мысли, которая генетически и логически связана с гимнами Вед, с заложенными в них принципами от­ношения к миру, к человеку к его познанию.

Первая из них — простейшая и одновременно самая труд­ная — успех, достижение богатства, карьера. Все это объеди­нено понятием артха. Следующая задача, отличающаяся от первой — чувственное наслаждение, любовь — кама. Третья — выполнение долга, т.е. обязанностей перед родственника­ми, властью и богами — дхарма. И, наконец, четвертая, стоя­щая особняком и в определенной степени противостоящая первым трем — освобождение от цепи перевоплощений, сли­яние с Абсолютом — мокша.

Четырем целям соответствуют четыре возраста человека, четыре ашрамы, на которые делится человеческая жизнь.

Отсчет жизни начинается задолго до рождения ребенка. Исходным моментом человеческого существования является гарбдхана ("вложение плода") — первая брачная ночь родите­лей, реальное начало их супружеской жизни. Следующей ве­хой на пути еще не родившегося человека становится пусава-на-санскара, или "рождение сына". Однако речь идет не о рождении, а о просьбе, с которой отец обращается к богам: "Пусть родится мальчик!"

Наконец, мальчик рождается. В тот же день отец должен совершить джата-карму ("действие, совершаемое при рожде­нии»): ему надлежит вдохнуть запах новорожденного ребенка и произнести специальные мантры. Кроме того, в этот мо­мент ребенка необходимо смазать маслом священного живот­ного — коровы.

впервые в жизни видит солнце и в первый раз отведывает пищу, приготовленную его сородичами.

Все эти действия — только подготовка к вступлению на жизненный путь, разделенный на ашрамы. Первая из них - брахмачарья — начинается с обряда упанаяна, или второе рождение. Пока длится брахмачарья, мальчик изучает Веды под руководством учителя (гуру). Затем приходит время сама-вартаны, когда ученик должен вновь переступить порог роди­тельского дома. Юноша совершает новый обряд — снана, оз­начающий достижение совершеннолетия и приближение сле­дующей ашрамы — грихастхи. Теперь юноша должен женить­ся, завести семью и сделаться домохозяином. Началом гри­хастхи становится виваха — свадьба. Вторая ашрама, напол­ненная житейскими заботами, семейными радостями и бес­численными ритуальными обязанностями, длится долго, но не вечно. Заканчивается она новым периодом, несущим с собой совершенно иные дела и помыслы. Третья ашрама носит название простхи. Достигнув ее, домохозяин должен был ос­тавить семью и удалить в лес, чтобы там, в уединении, вести жизнь аскета, ограничив до минимума свои телесные потреб­ности и сосредоточив всю энергию своего сознания на связи с Абсолютом. По окончании ванапростхи приходит последняя пора, завершающая земной путь человека, — саньяса. Саньясин покидает лес и, отказавшись от всякой, даже самой ни­чтожной собственности, начинает странствие по дорогам Ин­дии. Питаясь подаянием, почти без одежды, он занят одним: подготовкой своей души к соединению с мировой душой, что­бы смерть стала дверью в Абсолютное, а не моментом между двумя циклами земного существования.

Итак, если общество индоариев в целом делилось на варны, то жизнь отдельного человека делилась на ашрамы. Каждый должен был выполнить те обязанности, которые определя­лись его принадлежностью к варне: брахман — ведать тайна­ми ритуала, кшатрий — стоять на страже справедливости и порядка, а вайшья — работать и приумножать земные богат­ства. При этом к выполнению всякого долга следовало приступить в надлежащий момент. В философии ведийской эпо­хи два закона — следование социальному порядку и следова­ние космическому порядку — слились в один — варнашра-мадхарма.

Вся система кастовой иерархии с её понятиями ритуальной чистоты и другими предписаниями зиждется на мощном фундаменте древних инду­истских представлений. Согласно им, принадлежность человека в этой жиз­ни к высшей или низшей касте зави­сит от того, как он исполнял свои кас­товые обязанности и как следовал дхарме (закону, долгу) в предыдущих рождениях.

Дхарма — закон, истина, утверждение. Вся Вселенная управляется дхармой. Она охватывает вся и всех, от богов животных, и управляет этическим поведением каждого, кто в ней находится. Она может также означать принцип сущест­вования. В рамах нравственного порядка приоритет отдается абсолютной необходимости добродетели. Дхарма требует, что­бы человек выполнял свой долг в соответствии с его особой ролью, которая определяется по кастовому положению. Мо­ральные правила, исходящие от дхармы, можно рассматри­вать как способ ритуализации повседневной жизни. Дхарма должна быть исполнена или отвергнута каждым человеком сугубо индивидуально.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.
АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он счи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги