Реферат Курсовая Конспект
Ортодоксальные и неортодоксальные системы. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Европейский Термин "философия" В Индуизме Единого И Однозначного Э...
|
Европейский термин "философия" в индуизме единого и однозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколько понятий, наиболее употребительное из них — даршана ("интеллектуальное, духовное видение"). Обычно даршаны делятся на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные. Основных ортодоксальных школ выделяют шесть: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, веданта и миманса.
Система ньяя (ньяя–букв. «способ, метод, рассуждение») создана великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основанная на законах логики. Она признает четыре самостоятельных источника истинного познания: восприятие (пратьякша), логический вывод, или заключение (анумана), сравнение (упамана) и свидетельство (шабда).
Философы школы ньяя наряду с представителями многих других систем индуистской философии стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и объектам. По их мнению, Я отличается от тела и ума. Тело — это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум — тонкая, неделимая, вечная субстанция. Он служит инструментом души для восприятия психических явлений: удовольствия, боли и т.д. Поэтому он называется внутренним чувством.
Система вайшешика (вайшешикаот «вышеша» - различие, философия различий) была основана мудрецом Канадой, первое имя которого было Улука. Она родственна системе ньяя и имеет одинаковую с ней конечную цель — освобождение индивидуального Я. Она подводит все объекты познания, весь мир под семь категорий: субстанцию, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность и небытие.
Система санкхья — одна из самых древнейших индуистских школ, которая представляет собой дуалистическое учение о бытии.
Создание санкхьи приписывают мудрецу Капиле, сыну Шивы. Эта философская система признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити.
Проблема бытия Бога решается в философии санкхьи отрицательно. Согласно этой системе, бытие Бога не может быть доказано никаким образом. Мы не нуждаемся в идее Бога, чтобы объяснить мир, так как пракрити — достаточно обоснованная причина мира как целого. Бог как вечный и неизменный дух не может быть творцом мира, так как чтобы произвести некоторое следствие, причина должна измениться и превратиться в это следствие. Но в некоторых школах санкхьи допускается бытие Бога как верховного существа, являющегося свидетелем, но не создателем мира.
Система йога. Основателем философии считается мудрец Патанджали. Йога очень близка системе санкхьи и полностью разделяет теорию познания и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но в то же время исходит из бытия личного Бога. Особый интерес вызывает йога как средство осознания различия между Я и не-Я, это разграничивающее познание является важнейшим условием освобождения. Согласно этой системе йога — полное прекращение всех функций (уровней) ума — читты.
Система йога называется теистической санкхъей в отличие от санкхьи Капилы, которая обычно считается атеистической.
Философия йоги считает Бога высшим объектом размышления для сосредоточенности и самопознания. Бог — совершенное существо, вечное, всепроникающее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков.
Система миманса(миманса–букв. «иследование») была основана Джаймини. Ее первоначальная цель — защита и оправдание ведийского ритуала, что должно было привести к поискам философии, обосновывающей мировоззрение ведийского ритуала.
Ритуализм основан на авторитете Вед, поэтому школа миманса выдвинула теорию о том, что Веды не являются произведениями какого-либо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, Веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые Веды — это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности Вед школа миманса выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая, прежде всего, должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна.
Основная цель мимансы – это обоснование теории познания, которая приводила бы к пониманию вечности и непогрешимости Вед.
Миманса теснейшим образом связана со школой веданты, которую, в свою очередь, называют уттара-миманса — "последующая миманса". Если миманса исследует ведические гимны и ритуалы как первую часть священного наследия, то веданта — завершающую его часть, Упанишады.
Система веданты (веданта – букв. «завершение Вед») — одна из самых известных даршан — возводит свое учение непосредственно к Упанишадам. Она представлена несколькими направлениями: адвайта-веданта (недвойственная веданта), вишита-адвайта (ограниченный недуализм) и другие. Ее главные темы — соотношение Абсолюта и мира, Абсолюта и человека и пути достижения мокши — освобождения.
Таким образом, в полемике с философией буддизма и джайнизма выделилась философия ортодоксальных даршан, между которыми также существовала дискуссия, способствующая понятийному освоению того содержания, которое до этих диспутов существовало в индуизме в интуитивной форме религиозной веры, мифологии, искусства. Среди шести ортодоксальных школ возвысилась школа адвайта-веданты, вобравшая многие философские достижения буддистов-мадхьямиков. Именно эта философская школа занимает ведущее место не только в средневековой, но и в современной индуистской философии, ее значение велико не только для национальной культуры Индии, но и для всей мировой философии.
Неортодоксальными системами являются: чарвака, джайнизм, философские школы буддизма.
Чарвака - (санскр.), материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты,с которой иногда вообще отождествляют Чарвака. Собственных сочинений представителей Чарвака не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души — учение о брахмане и атмане, но и концепции дхармы и кармы как основы идей нравственной целесообразности), Чарвака считает истинным лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим — только этот мир, единственной реальностью — материю. Сосредоточивая своё внимание на разработке этичной концепции, Чарвака видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением; согласно Чарвака, реальны только страдание и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых правилами индийских религиозно-философских систем, Чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия — получение наслаждения, причём то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремления к его достижению. Последовательный материализм и гедонизм Чарвака делает её уникальным явлением в истории индийской мысли, в том числе и среди неортодоксальных философских систем.
Джайнизм- одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию. В отличие от других индийских систем, джайнская философия выясняет не столько вопрос о том, какие источники знания (праманы) следует считать "атомарными", а какие вторичными, сколько дифференциацию непосредственных и опосредованных способов познания мира. Умасвати различает пять источников знания, которые имеют мало общего с брахманистскими: "мысль" (мати), "свидетельство" (шрута), "ясновидение" (авадхи), "телепатия" (манахпарьяя) и "всеведение" (кевала), из которых опосредованные — первые два, непосредственные — остальные три. В "мысль" включаются чувственное восприятие и умозаключение, четко различавшиеся брахманистами и буддистами. В отличие от двух последних, три первых средства познания могут быть ошибочными. Все они различаются по своему диапазону: два опосредованных фиксируют все субстанции, но не все их проявления; "ясновидение" — также и проявления, наделенные цвето-формой; "телепатия" — также и сами познания, достигаемые "ясновидением"; "всеведение" — все проявления всех субстанций.
Школы буддизма. Согласно преданию, сразу после кончины Гаутамы около 500 его последователей собрались в Раджагрихе, чтобы изложить учение в том виде, в каком они его запомнили. Были сформированы доктрина и правила поведения, которыми руководствовалась монашеская община (сангха). Впоследствии это направление получило название тхеравада ("школа старейшин"). На "втором соборе" в Вайшали руководители общины объявили незаконными послабления в десяти правилах, которые практиковались местными монахами. Так произошел первый раскол. Монахи Вайшали (согласно Махавамсе, или Великой хронике Цейлона, их было 10 тысяч) вышли из старого ордена и учредили собственную секту, назвав себя махасангхиками (членами Великого ордена). По мере роста численности буддистов и распространения буддизма возникали все новые расколы. Ко временам Ашоки (3 в. до н.э) насчитывалось уже 18 различных "школ учителей". Наиболее важными были первоначальная ортодоксальная тхеравада; сарвастивада, вначале лишь незначительно расходившаяся с тхеравадой в доктринальном плане; махасангхики. В конце концов между ними произошел, так сказать, территориальный раздел. Школа тхеравады перешла в Южную Индию и Шри-Ланку (Цейлон). Сарвастивада поначалу приобрела популярность в Матхуре на севере Индии, но потом распространилась к северо-западу вплоть до Гандхары. Махасангхики были вначале активны в Магадхе, а позднее закрепились на юге Индии, сохранив лишь некоторое влияние на севере.
Можно выделить еще несколько принципов, свойственных всем системам индуистской философии.
1. Все системы рассматривают философию как практическую необходимость, а не средство удовлетворения интеллектуальной любознательности. Поэтому в начале каждого философского трактата мыслители объясняют, как именно он служит конечным целям существования человека.
2. При этом философские системы не ограничены только учением о нравственности (этикой) и учением о Боге (теологией). Каждая индуистская система обладает такими разделами философской теории, как метафизика, теория познания, логика.
3. Начало философского рассуждения во всех школах — констатация страдания и одновременно с этим — возможности избавления от страдания. Начальная стадия учения индуистских систем — пессимизм. Но каждая из них разрабатывает собственную концепцию освобождения от страданий. Поэтому итог философии оптимистичен.
4. Все философские системы индуизма исходят из того, что в мире действует универсальный нравственный порядок — закон кармы, в соответствии с которым устроена не только жизнь отдельного человека, но и Вселенная на атомарном уровне.
5. В соответствии с универсальным нравственным порядком все деяния людей имеют нравственный смысл, то есть, возможно, изменение индивидуального и универсального существования, которое регулируется нравственным поведением человека.
6. Все индуистские системы полагают, что главная причина страданий — неведение, невежество, незнание. Но только теоретического понимания подлинной реальности недостаточно. Необходимо все свое внимание сосредоточить на познаваемых истинах и постоянно контролировать себя в повседневной жизни.
7. Все индуистские системы считают идею освобождения высшей целью жизни. Все согласны, что освобождение — это полное избавление от страданий.
Необходимо отметить, что все индуистские школы всегда существовали параллельно друг другу. С одной стороны, столетиями традиция определенной школы поддерживалась последователями, которые не просто изучали определенное учение, а жили в соответствии с его принципами. С другой — каждая философская школа всегда участвовала в диспутах со всеми остальными. Поэтому все школы комментировали учения друг друга. Более того, индусы полагали, что философские системы — это разные способы достижения одной и той же практической цели, которые подходят одним людям и не подходят другим. При этом действительно можно обнаружить гармонию между различными системами, каждая из которых занимает определенное место в раскрытии индуизма как повседневного образа жизни, религии, искусства и т.д.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов