рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.

Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах. - раздел Философия, Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Амон ("сокрытый", "потаенный") - В Египетской Мифологии Б...

АМОН ("сокрытый", "потаенный") - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый в виде человека в короне с двумя перьями. Центр культа Амона - Фивы, покровителем которых он считался и где расположен наиболее древний храм Амона - Карнакский. Жена Амона - богиня неба Мут, сын - бог луны Хонсу, составляющие с Амоном фиванскую триаду. В эпоху ХVШ династии Нового царства Амон стано­вится всеегипетским богом. Амона отождествляют с Ра (Амон-Ра), он почитается как "царь всех богов", считается богом-творцом, создавшим все сущее. Амона ставят во главе гелиопольской эннеады и гермопольской огдоады богов. В разное время Амон отождествлялся с Монту (Амон-Ра-Монту), с Гором (Амон-Ра-Гарахути), Хапи (Амон-Хапи), Нуном, Пта, Хепри, Себеком, Хнумом.

АТОН ("диск солнца") - в египетской мифологии олицетворение солнечного диска. Изображался в виде солнечного диска с руками-лучами и символом жизни "анх". Расцвет культа Атона относится ко времени Амен­хотепа IV Эхнатона. Первоначально Атон - одна из ипостасей солнечных богов («Атум в своем Атоне», «тело Ра – Атон»), но затем было запрещено поклоняться другим богам». Считалось, что Атон присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе.

АТУМ - в египетской мифологии один из древнейших богов Солнца, деми­ург, изображаемый человеком с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта на голове. Атум создал сам себя, возникнув из первобытного хаоса -Нуна вместе с первозданным холмом, с которым Атум часто отождествлялся. Сам себя оплодотворив, мастурбируя и глотая собственное семя, Атум родил, выплюнув изо рта, первую божественную вару - бога воз­духа Шу и влаги Тефнут, от которых произошла земля - Геб и небо - Нут. В свою очередь, от Геба и Нут произошли две пары: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Атум и его потомство составили в совокуп­ности девять божеств, знаменитую гелиопольскую эннеаду. Атум отождествлялся с Пта, с Хепри (Атум-Хепри), Аписом (Апис-Пта), Осирисом ("Живой Апис-Осирис - владыка неба Атума с двумя рогами на голове"). Впоследствии почитание Атума было отте­снено культом Ра, отождествленного с ним (Ра-Атум).

АНУБИС - в египетской мифологе Анубис - повелитель уме­рших, изображаемый в виде лежащего шакала черного цве­та, или декой собаки Саб, или человека с головой ша­кала. Анубис-Саб считался судьей богов ("саб" –«судья»). В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, но постепенно функции Анубиса перешли к Оси­рису, и Анубис оказался в кругу богов, связанных с мистериями Оси­риса. Важнейшей функцией Анубиса становится подготовка тела покой­ника к бальзамированию и превращению его в мумию, а также возложе­ние на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в «ах» ("просветленного", "блаженного").

ГОР ("высота", "небо") - в египетской мифологии божество света, борющее­ся с силами мрака. Гор изображался в виде сокола, че­ловека с головой сокола, крылатого солнца. Символ Гора - солнечный диск с распростертыми, крыльями. Гор - сын Исиды и Гора Бехдетского- Гор - сын Исиды, действует как мститель за своего отца Осириса. Ипостась Гора - Гор-Сематауи, т.е. Гор - объединитель Верхнего и Нижнего Египта. Фараоны Египта являлись "служителями Гора", преемниками его власти над страной. Своими крыльями Гор охранял царя. Имя Гора было обязательным компонентом в пятичленной титулатуре фараонов.

ИСИДА - в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ жен­ственности, семейной верности. В греко--римскую пору Исиду называли "та, у которой тысяча имен". Исида - дочь Геба и Нут, сестра Осириса (и его супруга), Нефтиды, Се­та, мать Гора. Образ Богоматери с младенцем на руках восходит к Исиде с младенцем Гором. Иногда Исиду изображали в виде соколицы или крылатой женщины. Греки отождествляли Исиду с Деметрой.

ОСИРИС - в египетской мифологии бог производительных сил, царь загроб­ного мира, научивший ладей сеять злаки, сажать виноградники, выпекатъ хлеб, изготовлять пиво и вино, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Изображался Осирис в виде человека, тело которого окрашено в зеленый цвет. Подобно всему растительному миру Осирис ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, однако даже в мертвом Осирисе жизненная сила сохраняется. Осирис - старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, брат Исиды, Нефтиды, Сета, отец Гора. Осирис - четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, наследуя власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Каждый умерший фараон, а затем и каждый умерший египтянин отождествлялся с Осирисом (т.е. считалось, что подобно Осирису, умерший оживет после смерти). Как бог мертвых и царь загробного мира, Осирис воспринимала судьей загробного царства, взвешивающим сердце покойника на веса где на одной чаше лежало сердце умершего, а на другой – изображение Маат. Как сын бога земли Геба, уходящий после смерти под землю, Осирис считался богом земных глубин, из пота рук которого вытекает Нил. Во времена Нового царства Осирис был отождествлен с богом Ра (Ра-Осирис) и его стали изображать с солнечным дисков на голове. В эллинистическое время культ Осириса слился с культом священного быка Аписа, образуя образ бога Сераписа (Осириса-Аниса), он при­обрел широкую известность в Египте и за его пределами.

ПТА - в египетской мифологии демиург, создавший первые восемь бо­гов (своих ипостасей),мир и все в нем существующее языком и сердцем, т.е. задумав творение в сердце и назвав задуманное языком. Пта стоит во главе мемфисской эннеады богов, а поскольку глава гелиопольской эннеады Атум также восходит к Пта, то к Пта восхо­дят и девять богов Гелиополя. Пта изображали в виде человека в одеянии, плотно облегавшем и закрывавши его тело, кроме кистей рук, держащий посох "уас". Женой Пта была Сехмет, сыном - Нефертум. Женами Пта называ­лись также Маат, Баст, Тефнут. Душа Пта - Апис, язык его - Тот. С развитием религиозного синкретизма Пта был отождествлен с большинством египетских богов: Татененом, Осирисом, Нуном, Тотом, Атумом, Амоном, Ра, Себеком.

РА - в египетской мифологии бог Солнца, изображаемый то соколом, то огромным котом, то человеком с голе­вой сокола, увенчанной солнечным диском и змеей. Ра - создатель мира и людей, возникших из его слез, отец богов, отец царей. Плывя по небесному Нилу в барке Манджет, Ра видит все, что делается на земле. Через бо­га божественного слова Ху и богиню мудрости Сиа Ра отдает распоряжения, требующие неукоснительного выполнения. В разное время Ра был отождествлен с Атумом (Ра-Атум), Горем (Ра-Гарахути), Амоном (Амон-Ра), Пта, Осирисом, Хнумом, Хепри, Се­беком. Хранительница Ра - огнедышащая змея Уто (считавшаяся Оком Ра).

ТОТ - в египетской мифологии бог мудрости, счета и письма, изображаемый в виде человека с головой ибиса а палеткой писца в руках. Тоту приписыва­лось создание всей интеллектуальней жизни Египта. Женой Тота считалась богиня истины и порядка Маат, жрецами Тота были гермопольские номархи. Как божество астральное Тот отождествлялся с луной - Тот считался сердцем бога Ра и изображался позади этого бога. Как бог луны, Тот вел счет дням, месяцам, годам. Он разделил время на отрезки, его называли "владыка времени". Тот записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи. Тот управляя языками и считался языком бога Пта. Как визирь бегов и писец эннеады, Тот присутствовал на суде Осириса. Он записывал результат взвешивания сердца умершего, охранял каждого покойника и вел его в царство мертвых.

ХАТОР ("дом Гора") - в египетской мифологии богиня неба, небесная ко­рова, родившая солнце, изображалась женщиной с голе­вой, рогами и ушами коровы. Хатор была жена Гора Бехдетского, мать Гора-Се­матауи. Хатор охраняет фараона, дарует плодородие, вы­ступая богиней-матерью. С Хатор отождествляли Ихет, Мут, Нут, Иусат. Древние грека отождествляли Хатор с Афродитой. С возвышением культа Ра Хатор стала считаться его дочерью, солнечным Сном. Хатор была отождествлена с дочерьми Ра Сехмет и Тефнут и почиталась в образе львицы. С Хатор связан культ финиковой пальмы, сикоморы (их образ она принимала). В поздний период Хатор отождествлялась с Исидой, Таурт, Нейт, Баст, Небтуи.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные боги Древнего Египта в их эстетических аспектах.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие положения, свойственные философской модели человеческого бытия.
Философия Древнего Египта — это религиозная философия, где философские понятия складываются как результат работы религиозного сознания. Религи­озное сознание может рассматриваться как психоло­гичес

Модели мифолого-эстетического мышления.
В основе мифа лежит особый тип освоения чело­веком мира - мифологическое сознание. Миф всегда эмоционально окрашен, он есть синтез чувственно­го и рационального, своего рода «мыслеобраз». Ми­фологи

Источники древнеегипетской религии.
До открытия тайны письменности иероглифов исследователи египетской религии должны были ру­ководствоваться только внешними Египту источника­ми. В настоящее время они отошли на второй план, и только

Культ бога Солнца Ра.
К древнейшим солнечным божествам Египта от­носятся Атум (Тум) — божество заходящего солнца и Хепри — божество восходящего солнца. Универсаль­ный Бог солнца Ра появился позднее. В «Текстах Пи­рамид»

Изменения эстетико-религиозного и эстетико-философского мировоззрения в Первый переходный период.
В связи с тем, что основной политической силой в Первый переходный период становятся правители Гераклеополя, религия этого времени связана с теоло­гической системой жрецов Гераклеополя. Хотя жре­цы

Культ Амона-Ра в эпоху Среднего царства и Нового царства и его эстетический смысл.
В эпоху Среднего царства в Египте с основанием двенадцатой династии Аменемхата I, новым богом становится бог Фив - Амон. Теофорное имя «Аменемхат» означает «Амон во главе». Новым богом становится б

Богоискательство Эхнатона и его влияние на эстетико-философское мировоззрение Древнего Египта.
Фараон Эхнатон правил 17 лет (1367-1350 гг, до н.э.). Первые пять лет правления в полном соответствии с древней традицией он пребывал со своим двором в Фивах, в центре культа Амона-Ра, «царя богов»

Подъем эстетико-религиозного движения в период 19 и 20 династий. Эстетико-философские аспекты религиозного мировоззрения в эпоху Нового царства.
Своим вторичным расцветом фиванский культ в значительной мере обязан был военным успехам Де­вятнадцатой династии, но в соответствии с меньшим размахом политических событий в религиозных пере­живани

Автохонное население Индии. Дравиды. Культуры Хараппа и Мохенджо-Даро. Индо-арии.
Древнеиндийская цивилизация, возникшая на полуострове Индостан в IV тысячелетии до н.э. относится к числу древней­ших в мире (она появилась хотя и позже египетской и шумер­ской, но почти на тысячел

Взаимодействие индоевропейского и дравидийского эстетических субстратов в культуре Индии.
К моменту расселения в Пенджабе социальная структура ариев представляла собой коллектив с имущественными и со­циальными различиями — прообраз будущего государства во главе с руководителем-вождем. П

Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны).
Доктрины кармы, сансары и мокши (нирваны) являются важнейшими категориями индийской философии. Формирование этих категорий начинается в Магадхский период в Упанишадах, в которых впервые появляется

Основные категории индийской эстетики.
Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский пе­риод в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII-VII в. до н. э.), но именно буддизм тщательно разра­ботал его, четко

Психологизм древнеиндийской эстетики. Представление о Боге и творении в индийской эстетике.
В 7-8 вв. был составлен первый из дошедших до нас комментариев к сутрам веданты — Брахмасутра-бхашья знаменитого Шанкары, благодаря которому направление адвайта-веданты("ведан

Веды и ведический корпус в индийской эстетике.
Религия ведийского периода проходит два этапа — ранневедийский и поздневедийский, но общим для них остается значение ритуалов жертвоприношения в честь богов и свя­занные с этим культовые отправлени

Индийский эпос и его значение для эстетико-философского мировоззрения Древней и Средневековой Индии.
Особое место в философии магадхской эпохи занимает тра­диция смрити, т.е. предания. Она противостоит традиции шрути, т.е. откровения не столько хронологически, сколько по своему смысловому содержан

Пураны и средневековый индуизм: эстетико-философские аспекты.
Подлинное торжество ортодоксальной традиции начинает­ся, однако, только в эпоху Гуптов. Центром Индии снова стано­вится Магадха, где когда-то возникли и обрели множество сторонников два религиозных

Возникновение альтернативных традиций в индийской эстетике.
Буддизм и джайнизм как религиозные течения возникают в Маурийский период (III-II вв. до н.э.). Империя Маурьев — огромное государство, населенное многочисленными народами с различным социально-куль

Будда и ранний буддизм.
Буддизм возник в Индии в сере­дине I тыс. до н. э., то есть в историческое время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность

Основные направления буддизма.
Буддизм практически никогда не был единой религией. Само буддийское предание утверждает, что почти после самой паринирваны Будды он начал делиться на различные течения направления. В последующие тр

Буддизм как мировая религия. Эстетико-философское значение буддизма.
Буддизм - первая по времени возникновения мировая рели­гия. Другие возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тыс

Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер.
Психологизм индийской эстетики и ее религиозный характер прекрасно демонстрирует философия Ваджраяны в период Гуптской эпохи. Одним из основных положений Ваджраяны является тезис о недвойс

Ортодоксальные и неортодоксальные системы.
Европейский термин "философия" в индуизме единого и од­нозначного эквивалента не имеет. Ему соответствует несколь­ко понятий, наиболее употребительное из них — даршана (&

Эстетические идеи в ранней индийской литературе.
Индийская литература – литература индийского субконтинента, написанная на древних и новых языках Индии (санскрите, бенгали, хинди, урду и др.). В период ведической литературы индусы признавали два

Эстетические концепции в средневековой Индии. Основные категории индийской эстетической мысли.
Современные представления об индийской средневековой эстетике ограничены учениями, сложившимися в IX—XI веках в среде кашмирских философов и теоретиков искусства. То, что находится

Воплощение эстетических канонов в индийском искусстве.
Произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики в Древней Индии создавались в религиозных целях. Мастерам, творившим произведения, предписывалось осо­бое сосредоточение, целый ряд ритуальны

Южноазиатский цивилизационный ареал. Роль буддизма в распространении индийской эстетической культуры в Южной и Юго-Восточной Азии.
Буддизм стал одной из трех мировых религий и охватил сотни миллионов человек, но не в Индии, а за ее преде­лами: в Китае и Японии, на Цейлоне и в Бирме, в Ти­бете и в странах Индокитая. В этом отно

Распространение буддийской эстетики в Тибете.
Среди всех разновидностей и направлений буддизма пред­ставляет особый интерес завоевавший господство в Тибете и Монголии ламаизм. Следует отметить, что это наимено­вание не принадлежит адептам данн

Центральная Азия и распространение буддийской эстетики в Китае.
Время проникновения буддизма в Китай трудно устано­вить. Несомненно лишь, что во II в. буддизм там уже занимал прочные позиции; его принесли монахи-пропо­ведники из Индии и из Центральной Азии. Раз

Арабская культура и Индия. Влияние индийской эстетики на развитие культуры мусульманских стран.
С установлением власти Делийского султаната начался ак­тивный процесс исламизации Индии. Укоренению ислама в немалой степени способствовали религиозная терпимость ин­дуизма, его способность к погло

Античные и средневековые источники об Индии.
Индию как источник и цель античной истории можно представить на основании утверждений Гегеля: “Индия является исходным пунктом для всего западного мира” и “Индия как искомая страна составляет сущес

Знакомство средневековой Европы с индийской философией и эстетикой, посредничество арабов.
Сама «встреча» главных религиозных систем Запада и Востока происходит внутри «апокрифов». Апокрифы – это писания, одновременно удовлетворяющие трём признакам: 1) их сюжет связан с библейск

Образ Индии в Европе 17-18 вв. (А. Дюперрон, немецкие романтики, братья Шлегели, Г.Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер).
Интерес к буддизму таких мыслителей, как А. Шопенгау­эр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман, сам по себе уже свидетель­ствовал об определенном кризисе европейской рационалисти­ческой традиции, критиками кото

Взаимодействие индийской и западной эстетики на рубеже третьего тысячелетия.
На рубеже третьего тысячелетия систематическое изучение буддизма в странах Европы и США было и продолжает оставаться столь интенсивным и плодотворным (в смысле появления печатной продукции), что то

Россия и Индия в XIX – начала XX вв.
По отношению к географическому положению родины буддизма — Индии и ареалов его распространения Россия, есте­ственно, выступала как Запад. В то же время ее интерес к буддизму объясняется и прямой пр

Лекция 17. Эстетика Платона. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
  Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – греческий философ, один из основателей идеалистической линии, разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Он был родом

Лекция 18. Эстетика Аристотеля. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы.
Аристотель из Стагира (384 – 322 гг. до н.э.) разрабатывает основы логики, проблемы теории искусства, этики, политики, экономии. С 367 г. до н.э. находится в Афинах, с 343 г. до н.э. – воспитатель

Лекция 20. Эстетика эллинистически-римского периода. - 0. 05 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 02 з.е., 1 час самостоятельной работы
После Аристотеля начинается эллинистический период развития греческой философии, который заканчивается в начале VI в. н.э., когда императором Юстинианом в 529 г. был издан эдикт, запрещавший препод

Лекция 21. Общая эстетическая доктрина античности. - 0, 1 з.е., 2 часа лекций аудиторной работы и 0, 04 з.е., 2 часа самостоятельной работы
Постепенно уходящая общинно-родовая формация в век мифологического героизма выдвигала на первый план героическую личность человека. Классическое искусство Греции с ее скульптурными и архит

Лекция 24. Средневековая эстетическая философия в ближневосточных странах и мусульманской Испании. – 0,09 з.е., 3 часа лекций аудиторной работы.
  Содержание   Арабские завоевания в эпоху средневековья привели к образованию нового государства – Арабского халифата, что сформировало культуру народов мусуль

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги