рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Для Правильного Познания Мира И Успешного Практи­Ческого Его Преобразования В...

Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляет собой некий хаос, нагромождение одних только случайностей? Возник­новение нового было бы невозможно, если бы не было связи явлений, взаимной обусловленности. В природе, обществе, мышлении можно найти много примеров циклических свя­зей: зерно — мыши — кошки; климат — темперамент лю­дей — формы психической активности; экономические от­ношения — политика; политика — наука — искусство. Свя­зи неравнозначны. Есть прямые связи и косвенные, внешние

и внутренние, связи генетические, смены состояний пред­мета. Науку интересуют существенные и внутренние свя­зи. От рыжего цвета волос Наполеона не зависела судьба кампании 1812 года.

Идея закономерного характера мира была высказана еще в древнегреческой философии как результат простого наблюдения реальных процессов без соответствующего на­учного обоснования. Так, у Гераклита встречаем высказы­вание: «Этот космос, один и тот же для всего существующе­го, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающим­ся и мерами потухающим».1 Здесь присутствуют идеи по­рядка, повторяемости, устойчивости, мерности — черты, посредством которых и описывают явление закона.

Современное научное знание дает достаточно оснований для вывода, что изменения в материальном мире осуществ­ляются по определенным законам.Под законом в филосо­фии понимается повторяющаяся, устойчивая, внутренняя, общая, существенная, необходимая связь между предмета­ми и процессами. Закон — это граница, обусловливающая характер связей и пределы их действия. Повторяемость, т.е. неоднократное возобновление той или иной связи, выс­тупает первым признаком взаимозависимости тех или иных предметов или процессов. Устойчивость свидетельствует о способности связи выдерживать колебательные процессы, противостоять разрушению своей структуры. Внутренний характер выступает показателем системности связи, про­тивостояния ее внешним воздействиям. Указание на то, что закон выражает общую взаимосвязь, означает, что он дей­ствует в определенном классе явлений, а не характеризует единичное. Существенная связь — то есть важная для су­ществования. Необходимая — стало быть, обязательно ког­да-нибудь проявится, пробьется среди случайностей.

Законы классифицируются по разным основаниям. Одно из важнейших — формы движения материи. В зависимос­ти от сферы действия различают универсальные, общие и специфические законы. Часто выделяют основные и нео­сновные, фундаментальные и производные. Универсальные законы действуют везде, во всех сферах: природе, обществе,


мышлении; они имеют наибольший объем и всеобъемлющее содержание. К наиболее общим часто относят фундамен­тальные законы природы: законы сохранения, законы сим­метрии, законы четырех типов взаимодействия, например закон всемирного тяготения. Специфические законы харак­терны для какой-либо формы движения материи или каких-либо особых систем: закон естественного отбора в биологии, законы популяции, организменной сферы, генетики и пр.

Благодаря знанию законов человек способен использо­вать объективные процессы в своих интересах. Здесь обна­руживается исключительно высокая мощь человеческого сознания, способного отражать не только непосредственно данное, но и скрытое, внутреннее, существенное.

Философы не всех направлений и школ признают объек­тивность законов. В материализме этот вопрос решается исходя из общего материалистического принципа. Соглас­но ему люди не могут ни уничтожить, ни изменить закон, действующий помимо их воли и сознания. Они могут изме­нить только форму его проявления, используя зависимость этой формы от конкретных условий.

В процессе исторического развития философия вырабо­тала принципиальные положения об объективной законо­мерной взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и процессов реального мира. На основе оценки этих положе­ний сформировались две противоположные позиции — де­терминизм и индетерминизм (лат. determine — опреде­ляю). «Детерминизм утверждает определяемость одних со­бытий или состояний другими. Индетерминизм является отрицанием детерминизма. Каузальная детерминация рас­сматривается обычно как частный случай детерминирован­ности, а именно как определяемость событий их причина­ми или следствиями».2 В свернутом виде в данном опреде­лении присутствует эволюция представлений о детерминиз­ме, сложившаяся в истории философии.

Каузальная детерминация, то есть причинная обуслов­ленность всех явлений и процессов действительности, по­нятая как однозначное определение одного явления другим, была характерна для многих философов начиная с антич­ности — Левкиппа, Демокрита, Лукреция. Последний пря-


мо называл подобную предопределенность роком. То, что авторы, изучающие причинность, апеллируют к античнос­ти как к началу решения проблемы причинения, не означа­ет, что именно это и есть начало. На самом деле начало ос­мысления причинно-следственной связи восходит к эпохе становления человеческой деятельности, где человек выс­тупал как сила, производящая изменения в предметах. Оче­видным стало соответствие способа действий и их резуль­тата. И только впоследствии человек «расширил» пред­ставление о связи начала и конца своей деятельной актив­ности, перенес ее на природу как таковую. Миллиарды раз повторяясь, активность природы, воздействующая на пред­меты, демонстрировала соответствие результата самому процессу. Миллиарды раз человек наблюдал это явление, что и вызвало в конце концов представление о судьбе, роке и, наконец, причинно-следственной связи.

В античном мире идею о полном соответствии следствия причине поддерживали самые мудрые и наблюдательные мыслители. Исключение, пожалуй, составлял философ эпо­хи эллинизма, последователь Демокрита — Эпикур, кото­рый допускал некоторую самопроизвольность в движении, что позволяло трактовать причинность с определенной долей вероятности. Но современники не поддержали такой трак­товки, ибо наука того времени не давала такого основания.

Другое представление о закономерной связи и взаимо­зависимости явлений характерно для телеологии, то есть попытки объяснить развитие природы благодаря потенци­ально присущей ей цели, целевой причине. Такую точку зре­ния развивал Аристотель. Согласно телеологии все предме­ты и явления действуют в мире на основе целеполагающего свойства природы, определяющего основную направлен­ность движения. Сторонники данной теории опираются на явление целесообразности, свойственное живой природе. Данная экстраполяция на самом деле не оправдана. Целе­сообразность свойственна только живым организмам, кото­рые в течение миллионов лет приспособления выработали формы поведения, направленного на выживание. Целесо­образность живой природы выражается в опережающем отражении, информативное содержание которого закодиро-


вано в самом организме и определяет действия, соответству­ющие ситуации и необходимому результату.

У человека целесообразность получила форму сознатель­ной постановки цели. В течение длительного историческо­го времени его взаимодействия со средой цель содержит не только желаемый результат, но и способ его получения, выступает как действующая причина, определяющая след­ствие на основе необходимости, т.е. закономерно. Таким образом, можно сказать, что целевую причину применитель­но к человеческой деятельности можно рассматривать как одну из форм причинно-следственной связи природных яв­лений, но рассматривать ее в качестве всеобщей закономер­ности нет оснований.

Основная традиция понимания детерминизма сложи­лась все-таки на основе признания жесткой причинной свя­зи и обусловленности явлений. Эта традиция продержалась и укрепилась в системе механических законов, в картине мира И. Ньютона. Классическое представление детерминиз­ма было свойственно французскому астроному, математи­ку и физику П. Лапласу (оно до сих пор носит его имя). Лап­лас считал, что если бы было возможно просчитать все силы, действующие в данный момент на все тела Вселенной и вы­разить в единой формуле закона, то во Вселенной не оста­лось бы ничего неясного, включая ее прошлое и будущее.

Ф. Энгельс подверг лапласовский детерминизм серьез­ной критике, считая его упрощенным пониманием сложно­го явления. «Согласно этому воззрению, — писал он, — в природе господствует лишь простая, непосредственная не­обходимость. Что в этом стручке пять горошин, а не четыре или шесть... что в прошлую ночь меня укусила блоха в 4 часа утра, а не в 3 или в 5, и притом в правое плечо, а не в левую икру, — все это факты, вызванные не подлежащим измене­нию сцеплению причин и следствий, незыблемой необходи­мостью, и притом так, что уже газовый шар, из которого произошла Солнечная система, был устроен таким образом, что эти события должны были случиться именно так, а не иначе. С необходимостью этого рода мы... еще не выходим за пределы теологического взгляда на природу. Для науки почти безразлично, назовем ли мы это, вместе с Августином


и Кальвином, извечным решением божьим, или, вместе с турками, кисметом, или же необходимостью. Ни в одном из этих случаев нет и речи о прослеживании причинной цепи... Так называемая необходимость остается пустой фразой, а вместе с этим и случай остается тем, чем он был».3

Основным недостатком концепции Лапласа была абсо­лютизация формы в механических явлениях, попытка рас­пространить эту форму на всю природу. Однако это представ­ление не выдержало дальнейшего развития науки, которая преодолела жесткий, однозначный, линейный детерми­низм. В настоящее время детерминизм понимается более широко — как учение о всеобщей обусловленности объек­тивных явлений, о законосообразности природы. А выра­жается он целой совокупностью категорий, включающей, кроме причинно-следственной связи, необходимость и слу­чайность, необходимость и свободу, внешнее и внутреннее и т.д.

Понятия «детерминизм» или «индетерминизм» опира­ются прежде всего на понятие «закон». Закон — это катего­рия, отображающая существенные, необходимые и повто­ряющиеся связи между явлениями действительности, это «...внутренняя и необходимая связь между явлениями».4

Закон понимается как объективная связь между явле­ниями и процессами реального мира, существующими не­зависимо от человеческого сознания. Закон изменить нельзя, можно только изменить условия его протекания, изменить его форму, поэтому люди, познавая законы, мо­гут использовать это знание в своих интересах.

В истории философии встречаются точки зрения, кото­рые отрицают причинность на уровне существенных процес­сов. Причинность понималась как связь (определенная пос­ледовательность) ощущений, а не как явление, имеющее производящий характер. Такую концепцию причинности, исключающую материальное воздействие одного матери­ального объекта на другой, развивал английский философ XVII в. Д. Юм. Он отстаивал единственную форму причин­ности — наглядную. Наглядная причинность существует как простейший тип причинно-следственной зависимости и чаще всего встречается в обыденной жизни в условиях


манипуляции отдельными предметами. Она не исчезает пол­ностью в теоретических формах знания и так или иначе выражает определенную степень приближения к реальнос­ти. Вместе с тем теоретическая форма причинности более сложна, опосредствована, представляет собой закономерную связь явлений, на основе которой делаются прогнозы, необ­ходимые в деятельности человека.

Современная физика оперирует двумя типами зако­нов — динамическими и статистическими. Динамические законы соответствуют жесткому принципу детерминизма, пониманию природы, полностью подчиняющейся однознач­ной причинно-следственной связи явлений мира. Динами­ческий закон — это объективный физический закон, где однозначная связь физических величин выражена количе­ственно. Под классической механикой, которая описывает­ся при помощи динамических законов, поскольку размера­ми взаимодействующих тел здесь можно пренебречь, пони­мают механику системы материальных точек. В этой меха­нике координаты и импульсы частей системы полностью определяют ее состояние. К фундаментальным теориям ди­намического типа относятся кроме механики Ньютона элек­тродинамика Максвелла, механика сплошных сред, термо­динамика и теория гравитации.

С развитием науки, а именно во второй половине XIX в., динамические законы перестали интерпретироваться как универсальные. Причиной этого явилось открытие мира элементарных частиц, субатомного мира со своими специ­фическими законами. На основе этих законов невозможно было однозначно предсказывать будущие события и факты. Такие законы стали называться вероятностными, стати­стическими. Это связано с тем, что результат действия при­родных сил не вытекал однозначно из какой-то одной при­чины или информации, полученной на основании какой-то одной логической цепочки. Многочисленные опыты пока­зали, что многие тела, состоящие из миллиардов молекул, не дают и не могут дать возможности проследить для каж­дой из них изменение импульса или координаты в достаточ­но длительное время. Их следует рассматривать как случай­ные величины, которые в совместном движении дают неко-


торую вероятность предвидения события. Особенно это ха­рактерно для молекулярной физики.

Открытие закона сохранения энергии способствовало развитию двух качественно различных, но взаимно допол­няющих методов исследования тепловых явлений и свойств макросистем: термодинамического и статистического (молекулярно-кинетического). Первый из них лежит в основе термодинамики, второй — молекулярной физики. Термоди­намика — это наука о тепловых явлениях, в которых не учи­тывается молекулярное строение тел. К концу XIX сто­летия была создана теория поведения больших общностей атомов и молекул — молекулярно-кинетическая теория, или статистическая механика. Молекулярная физика изу­чает процессы, представляющие собой совокупное действие громадного числа молекул, и использует так называемый статистический метод. В основе молекулярно-кинетических представлений о строении и свойствах макросистем лежат следующие положения:

— любое тело состоит из большого числа мельчайших частиц — молекул;

— молекулы всякого вещества находятся в беспорядоч­ном движении;

— интенсивность движения молекул зависит от темпе­ратуры вещества;

— собственный объем молекул газа пренебрежительно мал по сравнению с объемом сосуда;

— между молекулами газа отсутствуют силы взаимодей­ствия;

— столкновения молекул газа между собой и со стенка­ми сосуда — абсолютно упругие.

Из основного уравнения молекулярно-кинетической те­ории вытекает вывод: средняя кинетическая энергия посту­пательного движения одной молекулы идеального газа пря­мо пропорциональна его термодинамической температуре и зависит только от нее.

Как видим, поведение газовых молекул дает основание обнаружить определенные количественные закономернос­ти, которые позволяют вычислить средние статистичес­кие значения. Детерминизм в статистических закономерно-


 

стях представляет собой более глубокое и точное описание объективных закономерностей в природе, ибо динамичес­кие законы характерны только для закрытых систем, кото­рые являются в своем роде идеализацией, так как в чистом виде они не существуют. Статистические законы не отри­цают закономерных связей в природе, они просто обладают иными способами описания свойственных природе законов.

Вероятностный детерминизм стал особо присущ кванто­вым процессам, то есть движению элементарных частиц и состоящих из них систем. К статистическим теориям совре­менной науки относятся статистическая теория неравновес­ных процессов, электронная теория, квантовая динамика.

Как только возникло понятие статистического закона, встал вопрос о соотношении его с динамическими закона­ми. Первоначально стал переосмысливаться принцип детер­минизма. Некоторые крупные ученые интерпретировали статистические законы индетерминистически. Другая часть ученых продолжала поиск возможностей детерминистичес­кой интерпретации, рассматривая статистические законы как промежуточные, поверхностные. И только впослед­ствии ученые стали толковать статистические законы как общую форму описания всех физических законов. Статис­тические законы являются описанием более глубоких, су­щественных связей и движений, они охватывают более ши­рокий круг явлений и находятся в большем соответствии с экспериментом.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги