Развитие как всеобщая закономерность - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Развитие — Одна Из Фундаментальных Категорий Философии, Выражающая Предметы,...
Развитие — одна из фундаментальных категорий философии, выражающая предметы, явления и процессы с определенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содержания данной категории предполагает сравнение с другими категориями такого же масштаба. Основанием подобного сравнения с необходимостью должны выступать субстанциальные начала и свойства материального мира и отражение их в близких развитию понятиях.
Один из последних по времени издания философских словарей определяет развитие как «существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени ».28 В данном высказывании мы имеем краткую дефиницию, которая пластично развертывается в емкое содержание. Развитие здесь рассматривается как движение, принимает на себя все его (движения) всеобщие и существенные характеристики
как способа существования материи. Вместе с тем акцентируется важное свойство движущейся материи — существовать в конкретных формах. Движение конкретных форм, как правило, имеет вектор, осуществляется от чего-то к чему-то, что дает основание рассматривать его как изменение, обладающее направленностью. Направленность и выступает одной из важнейших черт развития. «Направленность движения не может быть характеристикой движения как способа существования материи, как бесконечного, — пишет автор статьи. — Развитие бывает восходящим и нисходящим, от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему, от старого к новому и от нового к старому, от простого к сложному и от сложного к простому, от низшего к высшему и от высшего к низшему, от случайного к необходимому и от необходимого к случайному и т.д.».29 Сказанное показывает, что направленность является необходимым признаком, специфицирующим развитие.
Направленность сама по себе есть категория сложная и обозначает тенденцию. Что же такое тенденция? Какое отношение она имеет к развитию, с какой стороны его характеризует? Маркс и Энгельс определяют ее как форму проявления законов, которые вообще «... не имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции...».30
Термин «тенденция» часто употребляют в значении закономерности. В этом смысле сложность данной категории выражается в том, что она «обнимает» целую совокупность законов, их специфическое единство, выражает развитие многогранной многоуровневой системы.
Направленность выражает определенную закономерность развития, которая имеет еще такую уникальную черту, как необратимость. Она указывает на то, что процессы, свойственные любому конечному предмету, системе, с необходимостью приведут к снятию их границы, к переходу в другое состояние или качество. Необратимость процессов не только связана с концом той или иной предметности, но и создает условия возникновения новых начал. Таким образом, развитие имеет дело с взаимодействием конечных систем, с их происхождением, существованием и снятиемихвнешних и внутренних границ. Развитие характеризует та-
кого рода процессы, которые не охватываются понятием движения как атрибута материи. Оно обладает специфическими свойствами — раздваиваться на противоположные стороны, соотношение которых обусловливается конкретной ситуацией; выражать генезисные связи и раскрывать источник; изменять темпы движения и его уровни.
Идея развития мира имеет давнюю историю. Эта идея крепкими узами связана с констатацией противоречий, борьбы противоположностей, взаимными превращениями различных состояний материи. Ее истоки восходят к древнейшим текстам китайской, индийской, греческой философии. Первоначально она была ярко и цельно выражена в философии Гераклита. До нас дошли фрагменты его сочинения «О природе», где он говорил, что все существует и в то же время не существует, все течет, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Все переходит в свою противоположность. Все происходит через борьбу и по необходимости.
Качественно новые идеи развивал Зенон из Элеи. В отличие от Гераклита, рассматривавшего с позиции развития мир в целом, он остро поставил вопрос о противоречии чувственного мира и мира понятий, который отождествлял с миром истины.
На основе философии Гераклита и элейской школы возникли учения софистов, которые идею противоречий полностью отнесли к области мышления, по сути оторвав ее от объективной действительности. И если первоначально b формах столкновения противоположных мнений софистика осуществляла поиск истины, то впоследствии она приобрела нарицательный смысл как способность выдавать ложное за действительное благодаря выработанной в спорах гибкости понятий.
Положительные тенденции софистов воспринял и развил Сократ. Именно он впервые употребил слово «диалектика», обозначающее искусство вести беседу, диалог с целью осмысления противоречий действительности. Но вопросно-ответная разговорная теория Сократа не исчерпывает значения учения этого мыслителя и его влияния на всю последующую философию. Так, известный исследователь
античной философии А. Ф. Лосев отмечает, что «именно Сократ, который, исходя из относительности и условности, даже случайности наших бытовых представлений, требовал признания также и таких общих понятий, без которых не могли бы возникать и частичные, условные и случайные понятия. И поскольку сократовская философия была началом перехода от материи просто и от идеи просто к их диалектике, то обычно всю философию до Сократа, и прежде всего натурфилософов-интуитивистов, так и называют «досократиками» или досократовскими. Эти названия весьма существенны и совершенно необходимы, поскольку именно с Сократа начинается то положительное построение диалектики идеи и материи, которую выше мы установили как существеннейшую и центральнейшую для всей античной философии».31
Диалектический взгляд присутствует в философии представителей Афинской школы — Платона и Аристотеля. В частности, Платон развивал идею тождества понятий бытия и небытия, движения и покоя, возникновения и исчезновения. В онтологии Аристотеля диалектически представлено соотношение материи и формы как возможности и действительности в их взаимопереходах. В неоплатонизме (Плотин, Прокл) получили диалектическое толкование понятия, выражающие основу иерархии бытия, развиты концепции раздвоения единого, взаимоотражения субъекта и объекта в познании, создано учение о вечной подвижности космоса.
Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией конца XVIII — первой половины XIX вв. У И. Канта диалектические идеи получили выражение прежде всего в его гипотезе происхождения Вселенной. Идея происхождения сама по себе является диалектической. Кроме того, с позиции развития был впервые освещен и обоснован процесс становления неживой материи. В гносеологии к диалектическим следует отнести идею разнокачественности уровней познания, активности субъекта, наконец, кантовские антиномии.
Создание целостного диалектического учения принадлежит Георгу Фридриху Гегелю. На идеалистической основе он о... впервые представил весь природный и духовный мир
в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития».32
В разработке диалектических идей участвовали русские философы-материалисты (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). В частности, Герцен в своих «Письмах об изучении природы» критиковал идеализм Гегеля, отстаивая диалектические принципы его учения, и пытаясь применить их к анализу природы и общества. Диалектическая традиция получила свое выражение и в идеалистической русской философии, например в концепции «всеединства» В. С. Соловьева.
Наиболее последовательной является материалистическая диалектика, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Маркс в «Капитале» подчеркивает полную противоположность материалистической диалектики гегелевской: «Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».33
Разработанная на материалистической основе, диалектика как учение о развитии снимает ряд противоречий, свойственных идеалистической ее форме. По Гегелю, материя не развивается во времени. На языке гегелевской диалектики нельзя обосновать решение вопроса, как вообще возможна материя, как возможна жизнь, как в действительности снимается противоречие? И что особенно важно, основой и движущей силой истории выступает мистический Абсолютный Дух. Согласно основным принципам онтологии Гегеля, в теории познания принижается роль эмпирического познания, что грозит исследованию схематизацией, догмой и субъективизмом.
Материалистическая диалектика как учение об универсальной связи и развитии представляет собой наиболее полное и последовательное выражение действительных законов объективной реальности.
З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с... Теория философии... ГЛАВА I...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Развитие как всеобщая закономерность
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия
От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат
Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл
Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о
Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо
Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и
Бытие и его альтернатива
Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небыт
Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В
Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность
Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы
Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м
Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П
Понятие закона. Общие представления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практического его преобразования важно принципиальное решение вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе
Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство причиной следствия. В процессе этого производства происходит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п
Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные философские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — отражение преимущественно внутренних, уст
Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содержание ее, так же как и других философских категорий, раскрывается прежде всего в анализе
Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения противоположностей. С самого начала философы пытались решить мировые загадки связи противоположных
Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалектики, так как дает объяснение механизма всякого преобразования. Согласно этому закону коренные изменения происходят не сами по себе, а за счет
Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отрицания. Он конкретизирует основные принципы диалектики — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н
Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толкуется по-разному. Правда, никто не возражает, что это формула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Однако эта «цепь» богата содержанием, она
Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб
Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности.
Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр
Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей
Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич
Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес
Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна
Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обозначающее родовое отличие человека от животного. Представления о сознании претерпели длительную эволюцию.
На ранних этапах развития фило
Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно определяется через соотношение с другими категориями, обладающими всеобщностью и указывающими на противоположные свойства и связи объективного мира.
Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Сознание включает две стороны: информационно-отражательную и эмоционально-оценочную. Информационно-отражательная сторо
Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой высшую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе
Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначения слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на явление бессознательного, был Г. Лейбн
Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широком смысле практически совпадающий с термином «самосознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с
Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности
Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи
Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл
Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита
Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде
Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н
Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт
Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл
Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об
Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли
Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв
Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако-
нов действительности с це
Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез.
Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот
Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.
Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа”
В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”
Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов