рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бытие и его альтернатива

Бытие и его альтернатива - раздел Философия, Теория философии/Э.Ф. Звездкина Специфика Философского Осмысления Действительности При Помощи Универсальных К...

Специфика философского осмысления действительности при помощи универсальных категорий предполагает использование явления соотносительности понятий. В этом смысле альтернативой бытию выступает небытие, или нич-

то. Если бытие характеризует качественную наполненность мира, включает в себя все существующее без исключения, то ничто обозначает полное отсутствие чего-либо. “НИЧТО, онтологическая категория, означающая отсутствие каких бы то ни было качеств, определенностей либо бытия вообще. Противоположна таким категориям, как нечто, сущее, бытие”.29

Значение данной категории в истории философии было различным и зависело от системы взглядов того или иного философа, но она всегда возникала и употреблялась как понятие соотносительное бытию. Впервые она появилась в философии Демокрита, где соотношение бытия и ничто приняло форму атомы — пустота. Но в учении великого материалиста Древней Греции “ничто” не выступает только в своем абстрактном отрицательном значении. Его “соотносительное” значение выражается в том, что оно несет на себе смысл условия существования атрибутов “бытия” — движущегося множества, образующего субстанцию мира и, кстати, определяющего качественное разнообразие видимого мира. По Демокриту, пустота не материальна, нереальна.

Аристотель употреблял не понятие “ничто”, а понятие “небытие”. Онтологически небытие толковалось как сущее в возможности. Применительно к толкованию мира в целом чистой возможностью являлась материя, которая не обладает способностью быть активной, то есть небытие тождественно материи. Материя здесь выступает условием несущего, причем таким условием, которое потенциально содержит в себе разнообразное множество вещей. Она обладает внутренней дифференцированностью и способностью принимать на себя ту или иную форму. Если иметь в виду, что из несуществующего (небытия) в смысле возможности возникает сущее, “то все же не из какого угодно, а одно из одного, другое — из другого. И недостаточно сказать, что “все вещи вместе”, ибо они различаются по материи, иначе почему возникло их бесчисленное множество, а не одна вещь?”. То есть рассуждения о небытии относятся как к материи, охватывающей все существующее в возможности в целом, так и к отдельным потенциально существующим вещам. Стало быть, мы имеем дело с многокачественной

материей, ибо бытие отдельных вещей зависит от разных свойств, разных видов материального мира. И как сама материя, так и любое ее возможное качество обладают и бытием (при наличии формы), так и небытием (если форма отсутствует), то есть отсутствует активность, движение, творчество.

Важно, что Аристотель определяет небытие не только через полное отрицание чего-либо или всего положительного. Он определяет его как возможность, которая при определенных условиях может превратиться в действительность. Это обстоятельство особенно касается человека. Человек ставит цели, имеет мотивы, может приложить усилия для реализации своих возможностей. Мир возможностей характеризует его нереализованный духовный потенциал, указывает на отсутствие тех или иных качеств бытия либо условий для бытия вообще.

Этот диалектический момент особенно выражен в логике Г. Гегеля. Гегель различает чистое ничто и определенное ничто. “Чистое ничто”, так же как “чистое бытие”, квалифицируются им как пустые абстракции и необходимы для начала диалектического рассуждения, раскрывающего процесс становления и развития. “Определенное ничто”, по Гегелю, — содержательное понятие и означает “ничто некоторого определенного нечто”.30

Данное положение хорошо иллюстрирует Ф. Энгельс, рассматривая положительное значение мыслительных операций с нулем, главным пунктом и стержнем таких операций. “Нулевая точка термометра, — пишет он, — это вполне определенная нижняя граница температурного отрезка, разделяемого на произвольное число градусов и служащего благодаря этому мерой температур как внутри самого себя, так и более высоких или более низких температур. Таким образом, и здесь нулевая точка является весьма существенной точкой. И даже абсолютный нуль термометра представляет отнюдь не чистое абстрактное отрицание, а очень определенное состояние материи — именно ту границу, у которой исчезает последний след самостоятельного движения молекул и материя действует только как масса”.31 Таким образом, категория “определенное ничто” выражает целый

ряд положительных свойств явлений и процессов действительности. Во-первых, это отношение, вернее, даже центр отношений, к которому “стягивается” множество взаимодействий данного качества, чем определяется направление развития. Во-вторых, это мера изменений, предел, у которого прекращается самостоятельность движения “определенного нечто”. В-третьих, это процесс вхождения “определенного нечто” в “определенное ничто”, но так, что “бытие остается у себя”, то есть сохраняется в совокупном движении к новому целому. Данный процесс длительное время может быть не вполне определенным, но именно он приводит к новому бытию и означает становление.

Термины “ничто” и “небытие” по существу идентичны. Правда, в зависимости от контекста различаются иногда более или менее трагичными оттенками. Применительно к человеку, например, они означают утрату им собственного основания, почвы, утрату жизненной смысловой доминанты или жизни как таковой. Не случайно они часто используются в современной антропологической философии.

Выше на материале экзистенциализма мы рассматривали вопрос о соотношении сущности и существования. Решение этого вопроса прямо связано с проблемой бытия и ничто. Бытие и ничто — это понятия, выражающие суть экзистенциального сознания. Они развернуты на человека, соотнесены именно с ним. Бытие представляет лишь момент жизни человека в бездне ничто. Ничто здесь — объективный мир, громадный, бесконечный и враждебный человеку; настоящий монстр, угрожающий бытию, разрушающий его, наполняющий жизнь ужасом небытия. “Ничто” для человеческого сознания означает временность существования, неотвратимость конца, гибель исключительного и уникального внутреннего мира, который обретен им в краткий период жизни. Однако ничто в экзистенциализме не означает простого утверждения о том, что человеческая жизнь заканчивается смертью. Ничто выполняет функцию пограничной ситуации, которая стимулирует сознание человеком своей сущности.

Сущность бытия, или, по Хайдеггеру,подлинное, собственное бытие, характеризуется осознаниемчеловека сво-

ей уникальности, установлением самоидентичности. Неподлинному бытию свойственны повседневные заботы, нацеленность на вещественный мир. Все люди отчуждены друг от друга, перестают быть самими собой, усредняются, их существование становится внешним, конформистским. “Мы наслаждаемся и веселимся, как люди веселятся; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как люди смотрят и судят; но мы и отшатываемся от “толпы”, как люди отшатываются; мы находим “возмутительным”, что люди находят возмутительным”, — читаем в “Бытии и времени”.32

Внешнее, социальное поведение не способствует осознанию человеком своей “подлинной сущности”. Последнее возможно только в пограничных ситуациях, когда у порога стоит ничто. Ощущение его, осознание конечности бытия проявляет его сущность, указывает на то, что есть “собственное” бытие. Различение М. Хайдеггером “собственного” человеческого бытия и “несобственного” хорошо описано Г. Гадамером. Согласно этому описанию, “собственно человеческое бытие, принципиально отличаясь от несобственного “поддержания жизни”, от “публичности”, от man, от “болтовни”, от “любопытства” и от всех прочих форм впадения в социум и исходящей из него нивелирующей силы, выступает в пограничных ситуациях, в движении к смерти — словом, выступает как человеческая конечность... Конечность значит временность, а “сущность” человеческого бытия в его историчности, — таковы знаменитые положения, на которые он опирался, ставя свой вопрос о бытии”.33

Изучение вопроса о бытии и небытии показывает, что эта проблема имеет многосторонний и противоречивый характер. История языка категорий, которые использовались для его описания, свидетельствует о том, что следует различать бытие целого и частей. Бытие как целое есть реальность, которая неуничтожима, вечна и бесконечна. Бытие отдельных вещей — временно и конечно. Вещи возникают, существуют и гибнут. Бытие отдельных вещей, включая человека, и их связь с бытием как целым — особая проблема. Она не менее значима, но иная и предполагает специ-

альное рассмотрение. Но бытие как целостность — проблема не менее сложная и требует обоснования.

Исходный факт состоит в том, что существует бесконечное множество качественно и количественно отличающихся вещей. Они представляют собой такую безграничную совокупность, характеристикой которой может служить только термин “всеобщее” и в которой усматривается лишь одно основание — способность быть, составлять реальность. Бытие здесь и есть существование, реальность.

Но есть совокупности, выступающие в качестве частей данной всеобщности, которые имеют особенные основания и обладают особенными свойствами. Мир вещей и мир людей, одаренных сознанием. Мир естественных вещей природы и мир материальной культуры. Есть общественное бытие и бытие духовной культуры.

Наконец, существует индивидуальное бытие человека и индивидуальный мир его идеального. Бытие отдельного человека — сложнейшая проблема, которая решается с учетом и на основе как особенного, так и всеобщего, ибо единичное, индивидуальное, неповторимое является уникальным продуктом творчества природы, соединяющим в себе великое множество взаимодействующих сторон, черт и процессов.

Философское толкование категории бытия предполагает поиск более глубокой основы его форм и частей, нежели факт существования. Поиском такой основы философия занимается целые тысячелетия. Такой основой является субстанция (латинское слово, означающее сущность, нечто лежащее в основе^. Это философское понятие, обозначающее “то, что лежит в основе всего; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом; предельное основание, дающее возможность сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; материальный субстрат и первооснова изменения вещей (напр., атомы Демокрита). Субстанциальный — лежащий в основе, относящийся к субстанции, существенный, материальный”.34

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория философии/Э.Ф. Звездкина

З Теория философии Э Ф Звездкина и др М Филол о во СЛОВО Изд во Эксмо с.. Теория философии.. ГЛАВА I..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бытие и его альтернатива

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия — форма общественного сознания
“Весь мир — родина для высокого духа” — эти слова принадлежат великому мыслителю Древней Греции, материалисту, автору атомистического учения Демокриту. Здесь образно и точно представлена философия

От любомудрия — к теоретической доктрине
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, зат

Философия как самосознание
Выше речь шла о том, что родиться философия могла только как теоретическая форма сознания. И как форма сознания она прежде всего выделила мир, природу в качестве объекта своего осмысл

Проблема научности философского знания
Европейская традиция философии с самого начала отмечена глубокими связями с наукой. Древнегреческая философия вообще представляла собой совокупность научного знания. Западная философия, в отличие о

Как возможна метафизика бытия?
Смысл данного вопроса заключается в том, что представленные ключевые категории — бытие и метафизика — характеризуются предельным объемом, который человеческая мысль практически не спо

Язык онтологического видения мира
Язык онтологического видения мира представляет собой совокупность (систему) категорий, посредством которых можно философски описать бытие. Используя выбранный нами принцип единства исторического и

Материя
Субстанция предполагает взгляд на бытие в аспекте единства многообразия всех явлений и процессов мира. Учения, строящие картину мира на основе одной субстанции, называются монистическими. В

Движение
Движение — это категория, обозначающая важнейший атрибут материи — изменчивость. Являясь способом существования материи, движение несет на себе все ее фундаментальные характеристики — объективность

Пространство и время
Пространство и время — философские категории, обозначающие всеобщие формы существования материи. Они объективны, являются необходимыми свойствами, характеризующими материальный мир как неуничтожимы

Единство мира” и самоорганизация материи
Естествознание, таким образом, вполне подтверждает идею единства материи, движения и пространства-времени, т.е. субстанциальное единство мира. Можно говорить, что философская и физическая картины м

Отражение и информация
Сущность отражения как свойства материи “заключается в способности любой вещи продуцировать изменения, следы, которые находятся в соответствии (или сходстве) с воздействующей на нее вещью. П

Понятие закона. Общие представ­ления о детерминизме
Для правильного познания мира и успешного практи­ческого его преобразования важно принципиальное реше­ние вопроса о характере мира — каков он, подчинен ли объективной закономерности или представляе

Причинность и закон
Сущностью причинности выступает производство при­чиной следствия. В процессе этого производства происхо­дит перенос материи и движения с явления-причины на явление-следствие, п

Необходимость и случайность
Необходимость и случайность — «соотносительные фи­лософские категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость — от­ражение преимущественно внутренних, уст

Свобода и необходимость
Понятие «свобода», взятое само по себе, представляет собой весьма размытую и многозначную абстракцию. Содер­жание ее, так же как и других философских категорий, рас­крывается прежде всего в анализе

Развитие как всеобщая закономерность
Развитие — одна из фундаментальных категорий фило­софии, выражающая предметы, явления и процессы с оп­ределенной стороны. В силу объективности и всеобщности ее объектов конкретизация формы и содерж

Закон диалектического противоречия
История философии показывает, что диалектические идеи возникли на основе наблюдения соотношения проти­воположностей. С самого начала философы пытались ре­шить мировые загадки связи противоположных

Закон перехода количества в качество
Данный закон занимает важное место в системе диалек­тики, так как дает объяснение механизма всякого преобра­зования. Согласно этому закону коренные изменения про­исходят не сами по себе, а за счет

Закон диалектического синтеза
Другое название этого закона — закон отрицания отри­цания. Он конкретизирует основные принципы диалекти­ки — принцип универсальной связи и принцип развития. В нем развитие предстает как борьба н

Закон отрицания отрицания
Двойное отрицание, выражающее данный закон, толку­ется по-разному. Правда, никто не возражает, что это фор­мула процесса, представляющая «цепь» отрицаний. Одна­ко эта «цепь» богата содержанием, она

Общее понятие о человеке
Человек в системе философских мировоззрений. Тема “человек” настолько обширна, что весь комплекс научного знания, “обрушившийся” на ее разработку, не может быть признан сколько-ниб

Антропосоциогенез
Общее представление о возникновении Homo sapiens на основе трудовой деятельности. Целесообразность труда — главный признак человека разумного. Основные положения тр

Естественное и общественное в человеке
Антропосоциогенез — процесс, в котором действовали биологические и социальные закономерности. К тому времени, когда констатируется возникновение человека разумного, соотношение этих закономерностей

Биологизаторский и социологиза-торский подходы к человеку
Человек как биосоциальное существо представляет собой единство, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими. Появление социального не только раскрывает генезисную связь биологич

Человек как единство индивидуального и социального
Проблема соотношения биологического и социального возникла в самом начале антропосоциогенеза. От ее решения зависело определение природы человека, выявление источника, основы его человеческих качес

Человек как единство идеального и материального
Таким образом, отчуждение есть разрыв первоначально данной связи индивидуального и социального, а также осознание этого разрыва. Но в своей первоначальной данности эта связь вообще не осозна

Эволюция представлений о сознании
Сознание — одно из основных понятий философии, обо­значающее родовое отличие человека от животного. Пред­ставления о сознании претерпели длительную эволюцию. На ранних этапах развития фило

Понятие сознания
Как и большинство философских категорий, оно опре­деляется через соотношение с другими категориями, обла­дающими всеобщностью и указывающими на противопо­ложные свойства и связи объективного мира.

Структура сознания и формы его проявления
Информационная и оценочная стороны сознания. Со­знание включает две стороны: информационно-отража­тельную и эмоционально-оценочную. Информационно-от­ражательная сторо

Сознание как самосознание
Самосознание, как и сознание, представляет собой выс­шую форму отражения действительности, возникшую как свойство мозга на основе социальной практики человека. Подавляющее большинство исследователе

Сознание и бессознательное
Термин «бессознательное» используется для обозначе­ния слоя психики, не представленного сознанию. Пожалуй, первым из философов, обративших особое внимание на яв­ление бессознательного, был Г. Лейбн

Самосознание и рефлексия
«Рефлексия» — часто употребляемый термин, в широ­ком смысле практически совпадающий с термином «само­сознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения с

Особенности философии познания
Успешное изучение отдельных сторон процесса познания и отдельных элементов знания невозможно без исследования закономерностей развития познания как целого. В свою очередь, свойства и закономерности

Проблема познаваемости мира
Гносеология не может претендовать на решение своих проблем, не дав ответ на главный вопрос — о принципиальной познаваемости мира. Уже в древности, как только возникли гносеологические вопросы (софи

Субъект и объект познания
Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса.Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществл

Чувственное и логическое познание
Исторически человеческому познанию предшествовала психическая деятельность животных, которая и была простейшим познанием в широком смысле слова, как оно характеризуется И. П. Павловым: “Нужно счита

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к чувственному отражению
В генетическом плане логическое познание представляет собой отрицание чувственного отражения. По справедливому замечанию Гегеля: “...Мышление есть по существу своему отрицание непосредственно данно

Относительная самостоятельность логического познания по отношению к практике
Рассматривать относительную самостоятельность логического познания по отношению к практике стало возможным лишь после того, как категория практики была введена в гносеологию. Метафизический материа

Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий
Действительную основу познания показали и последовательно ввели в теорию познания К. Маркс и Ф. Энгельс. Они непосредственно связали развитие сознания с трудовой Деятельностью, при этом ведущая рол

Творчество, сознательное и бессознательное, интуиция
Творчество — это характеристика познавательного процесса со стороны его нестандартных условий, средств и продуктивности решения возникающих задач. Главным признаком творчества является рожде

Истина и ее критерии
Определение. Проблема истины — основная в теории познания и одна из основных в человеческой жизнедеятельности вообще, ибо, если человек ориентируется в жизни, не обращая внимания н

Логическое и историческое
До изложения краткого очерка истории науки определим подход, при котором это возможно сделать. История науки, как и любая история, за свою “жизнь” накопила столько чрезвычайно важной информации, чт

Античная наука
Античная наука (с VI в. до н.э.) функционирует в рамках натурфилософии. Наряду с общефилософскими проблемами (многообразия и единства мира, его основы, соотношения идеального и материального), иссл

Научная революция XVII в. Проблемы метода, структуры научного познания. Научная картина мира
Особое место в истории науки занимает научная революция XVII в. Эта революция началась с Н. Коперника(в 1543 г. был опубликован его труд “Об обращении небесных кругов”, где были изложены новые взгл

Диалектизация естествознания
В течение XVIII-XIX вв. возникает потребность осмыслить взаимосвязь различных физических свойств и процессов, а также их эволюцию. Так, М. В. Ломоносов, а затем А. Лавуазье сформулировали об

Революция и кризис в физике на рубеже Х1Х-ХХ вв. Методологическая интерпретация
В конце XIX — начале XX столетия были сделаны открытия, которые породили настоящий кризис теоретического естествознания и его методологии. Совершилась следующая научная революция. Мировоззренческий

Научные дела в зеркале западной философии науки
Перечисленные выше открытия и принципы, составляющие черты новой научной картины мира, не разрешили, если не углубили, мировоззренческий и методологический кризис науки и философии. Философский кли

Философские основания эпистемологии
К философским основаниям научного познания относятся прежде всего основные всеобщие принципы, объединяющие онтологию, гносеологию и методологию. Это принцип объективности, универсальной связи, разв

Методология и методы. Общее понятие
Краткий исторический очерк развития науки и научного познания позволяет сделать вывод о том, что наука всегда была ориентирована на выявление объективных зако- нов действительности с це

Общелогические методы познания
К основным общелогическим методам познания относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция (лат. inductio — наведение) — это логическая форма мышления, кот

Теоретический уровень научного познания
Как выше было сказано, теоретический уровень науки качественно отличается от эмпирического. Прежде всего, здесь нет непосредственного взаимодействия исследователя с объектами реального мира.

Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании
Понятие “природа” В первой части книги слово “природа” употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия “объективная реальность”, “материя”

Природа как объект естественных и гуманитарных наук
Философский подход к решению этих проблем глубоко историчен. Как свидетельствует история, феномен естественной природы как специфический объект познания и действия, отличающийся от реальност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги