рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ - раздел Образование, О.а. Базалук     Сущность Человеческ...

О.А. БАЗАЛУК

 

 

СУЩНОСТЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ЖИЗНИ

 

 

КИЕВ НАУКОВА ДУМКА 2002

 

 

Категория “сущность” раскрывает внутреннее содержание предмета исследования в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Поэтому анализ сущности человеческой жизни — это анализ многообразных и противоречивых форм существования человека, которые в совокупности определяют его место во Вселенной и во взаимодействии которых образуется направленность развития человечества и миропорядка. При этом раскрывается полнота внутреннего содержания бытия.

Именно эти вопросы рассматриваются в книге. Она адресуется всем, кто стремится жить осознанно, гармонично и красиво.

Категорія “сутність” розкриває внутрішній зміст предмета дослідження в єдності всіх різноманітних і суперечливих форм його буття. Тому аналіз сутності людського життя – це аналіз багатоманітних та суперечли­вих форм існування людини, які сукупно визначають її місце у Всесвіті і у взаємодії яких формується спрямованість розвитку людства й світопорядку. При цьому розкривається повнота внутрішнього змісту буття.

Саме ці питання розглядаються в книзі. Вона адресується усім, хто прагне жити усвідомлено, гармонійно і красиво.

Рецензенты:

Н. Н. Киселев, доктор философских наук, профессор,
И. В. Бойченко, доктор философских наук, профессор

 

Рекомендовано к печати ученым советом

Переяслав-Хмельницкого педагогического института

им. Г. Сковороды (№ 16 от 02.07.2001)

 

Б

ISBN 966-00-0760-4 © Базалук О. А., 2002

 

Посвящаю моей бабушке — Ирине Васильевне Тельной. Прошло шесть лет после ее смерти, а для меня она как живая…

 

Предисловие

 

 

Судьба распорядилась так, что практически готовый к передаче в издательство текст в силу стечения обстоятельств был стерт из памяти компьютера. Четырехмесячная творческая работа по изложению проблемы места и значения человека в материальном мире была уничтожена за считанные доли секунды. Это, неподдающееся логическому обоснованию и прогнозированию, событие еще больше актуализировало вопрос об истине и лжи в человеческой жизни, а вместе с тем и вопрос о сущности жизни человека, рассмотрению которого была посвящена стертая из ­памяти компьютера книга. В чем состоит сущность человеческой жизни? Какие функции должен выполнять человек в ходе своего онтогенеза? Какое значение в его деятельности занимает творчество? Могут ли быть оправданы затраты жизненной энергии, происходящие в ходе творческого процесса, конечным результатом? Перевешивает ли вдохнове-
ние от творчества, от работы сознания то внутреннее переживание, психическое напряжение, те долгие и мучительные часы жизни, которыми человек расплачивается за эту духовную прихоть, а для некоторых — и потребность? Четыре месяца исследований, практически затворнической жизни — и такая потеря, даже опустошение.

И что удивительно, у меня ни на секунду не закралось сомнение в истинности выбранного жизненного пути. Может, для кого-то выше поставленные вопросы творчества еще не решены. Для меня они давно определены. И ответы на них четко положительны. Еще не успев на уровне сознания определить тяжесть потери, я уже знал, что начну работу над темой заново, расширю ее, углублю. И пусть потрачу на нее еще столько же или даже гораздо больше времени, но закончу ее.

Уже в подростковом периоде я определил глобальную цель своей жизни: нести людям добро и, по возможности, приоткрыть им глаза на сущность их жизни, сравнивая то, как люди живут фактически, с тем, как они могут и, исходя из законов материального мира, должны жить. Я хотел, чтобы люди увидели себя как бы со стороны, трезвым, непредвзятым взглядом. Мне хотелось, чтобы люди рационально определились в выборе жизненного пути, глубоко задумавшись над своим будущим — над тем, какое наследие они оставят своим детям и поколениям, следом идущим, какие перспективы они закладывают сегодня на завтра. В общих­ чертах анализируя это будущее, я попытался подвести моих читателей к выбору: или продолжать жизнь в обыденном ритме, пренебрегая огромнейшими возможностями своей психики, и, тем самым, осуществлять свое развитие с огромными энергетическими потерями, с высоким значе­нием энтропии и, соответственно, деструктивности в обществе, или же выбрать иной путь, — путь Человека Разумного *.

Этот путь придумал не я. Он изначально заложен в перманентном развитии системы разумного вещества, обусловлен законами материального мира. И что самое главное, хочет этого человек или нет, он все равно идет данным путем, но с большими потерями. Это наглядно подтверждает история цивилизации. Но одно дело, когда этот путь проходят на сознательном уровне, используя возможности разума, и другое дело, когда те же этапы эволюции преодолевают инертно, через разрушительные (с высоким коэффициентом энтропии) процессы, которые, активируя рефлексы самосохранения, вынуждают человека совершать те или иные компенсаторные действия.

Целью работы “Сущность человеческой жизни”, второй книги цикла “Философия будущего” **, является анализ с позиций социальной философии и антропологии психических и физиологических возможностей
человека, определение на основе полученных результатов главных направлений сущности реализации человеческой жизни. Когда человек знает о потенциальных возможностях своего организма, о значении психики в своей жизни и деятельности, тогда кардинально изменяется его мировоззрение. Человек тогда иначе смотрит на свое существование, иначе воспринимает свое место в жизни и, соответственно, с других позиций определяет основы взаимоотношений с внешней материальной средой. Одно дело рассматри­вать свое повседневное существование с позиций изоляционизма, оторванности от жизни Вселенной, другое дело — с позиций жизни мегапсихики, когда личностное бытие рассматривается как бы изнутри бытия вообще, из основоопределяющего уровня.

Именно такую точку зрения и соответствующую ей концепцию сущности человеческой жизни я излагаю в этой книге.

Хочу высказать глубокую благодарность людям, чья помощь и влияние сказались на моей творческой биографии. У каждого человека на его профессиональном поприще встречаются люди, которые становятся олицетворением своеобразных вех в его жизни. На моем пути пока что было четыре такие вехи, непосредственно связанные со ставшими для меня дорогими, в своем роде единственными и близкими для меня людьми. Первая — Светлана Андреевна Бакута, кандидат химических наук, директор Института гуманитарных исследований, которая открыла для меня двери в науку, позволила моей последней мечте воплотиться в жизнь. Вторая веха — Владимир Иванович Касьян, доктор философских наук, профессор, преподаватель кафедры философии гуманитарных факультетов Киевского национального университета им. Т. Шевченко, который стал научным руководителем моего диссертационного исследования и научил основным правилам научной этики. Третьей такой вехой на моем творческом пути является Иван Петрович Стогний, доктор философских наук, профессор, академик Академии педагогических наук (РФ), заслуженный деятель науки и техники Украины, почетный гражданин города Переяслав-Хмельницкий, заведующий кафедрой философии и политологии Переяслав-Хмельницкого педагогического института, который стал моим научным критиком, взял на работу на кафедру и ввел в дружный коллектив института. И наконец, четвертой вехой в моей творческой биографии выступил Николай Николаевич Мокляк, доктор философских наук, профессор, академик Академии политических наук (Украина), заслуженный деятель науки и техники Украины, заведующий отделом Института философии им. Г. Сковороды (Украина). Этот человек с поистине отеческой опекой взял надо мной шефство и ввел в круг специалистов-философов, вынес предлагаемую мной концепцию на их авторитетное суждение.

Хочу высказать благодарность коллективу издательства “Наукова думка”, рецензентам книги, а также кандидату философских наук Л. А. Сит­ниченко и В. Д. Жарковой.

 

 

Введение

 

 

 

Чтобы ответить на вопрос, в чем заключается сущность жизни человечества и жизни каждого человека, — на мой взгляд, один из главных вопросов не только современности, но и всего бытия, — мы должны подготовить соответствующую информационную базу. Ответы на вопросы таких масштабов не могут состоять из нескольких фраз. Они должны включать свое обоснование.

По этой причине ответ на вопрос о сущности человеческой жизни мы рассмотрим в последней главе книги. Предшествующие главы заложат фундамент, на который будет опираться ответ. Я всеми силами хочу преодолеть существующую двусмысленность в предлагаемых многими мыслителями ответах на этот вопрос. Я стремлюсь обосновать свой ответ так полно, насколько позволяет это сделать фактическая база, современный уровень знаний.

Но прежде я хотел бы (об этом я говорил и в моей первой книге данного цикла), чтобы каждый мой читатель понял несоизмеримость­ масштабов жизни отдельного человека и истории человеческого общества в целом. Если мы будем оценивать историю развития разумного вещества (психокосмического начала Вселенной) с позиций одного поколения или даже нескольких, мы никогда не определим истинных векторов эволюции, не осознаем предопределяемую эволюцией направленность развития человечества. А вот если наши взгля­ды на жизнь, на эволюцию станут адекватными масштабам развития­ всего миропорядка и человечества в частности, тогда картина нашего прошлого, настоящего и будущего откроется перед нами во всей полноте. Взять последнее, второе тысячелетие. В его начале наши предки воевали еще с луком, копьем и мечом. Если допустить, что средний возраст поколения в этом тысячелетии равняется шестидесяти годам *, то на протяжении его сменилось всего шестнадцать с половиной поколений. И вот мы, семнадцатое поколение, в начале третьего тысячелетия видим, что человечество из довольствующегося­ дарами природы аграрного общества превратилось в индустриально­­го монстра, беспощадно эксплуатирующего мир природы. За эту ты­сячу лет деятельностью всего семнадцати поколений облик планеты изменился до неузнаваемости. Вместо лука, копья и меча челове­чество вооружилось ядерными бомбами, баллистическими ракетами­ и автоматическим стрелковым оружием, вместо коней и повозок люди­ пересели в автомобили и самолеты. Человек приступил к освоению космоса. И если оглянуться назад, взглянуть на темпы деятельности предшествующих шестнадцати поколений, то разве мы не можем утверждать (именно утверждать, а не предполагать!), что на рубеже четвертого тысячелетия человеческое общество освоит ближний космос в такой же степени, в какой оно освоило просторы Земли в течение второго тысячелетия? Разве не будут казаться наши достиже­ния, наш образ жизни для наших потомков такими же естествен­ными, “заземленными”, какими нам самим кажутся достижения на­ших предшественников, живших в начале второго тысячелетия? Как известно, все познается в сравнении. Поэтому не надо искусствен­но ограничивать масштабы прогнозов. Время все расставит на свои места, и правыми окажутся только те, кто преодолел методически зауженные псевдорамками настоящего возможности прогностического анализа, нацеливал свои мысли и деятельность в будущее. Продолжение имеют только перспективные исследования, не удовлетво­ряющие сиюминутный спрос, а направленные в неизвестное. Именно поэтому, рассматривая вопрос сущности жизни человечества, мы не ограничиваемся масштабами одного поколения. Мы окунемся в глубины Вселенной, так как именно там находятся корни и нашего происхождения, и нашего будущего.

Чтобы говорить о сущности жизни человечества, мы должны выяснить три важнейших, на мой взгляд, вопроса. Первый: каково место разумного вещества, одной из форм которого является человечество, в материальном мире? Каковы истоки формирования разума, каковы этапы его становления? Каковы основные закономерности взаимоотношений психо- и биокосмического начал миропорядка? Рассмотрению этого мы посвящаем первую главу.

Далее нам необходимо определить категориальный аппарат, с позиций которого мы рассмотрим вопрос о цели человеческой жизни. Основными категориями, необходимыми для этого, являются категории истины и лжи. Рассмотрим их во второй главе.

В третьей главе приведем ряд доказательств эволюции психики — вопроса, который, на удивление, еще дискутируется в научных кругах. В различии понятий “эволюцияпсихики” и “развитие психики” мы видим нечто принципиально важное. Говоря о развитии психики, мы не в полной мере качественно выделяем ее из мира живой природы. Мы как бы сужаем масштабность качественных изменений нового этапа миропорядка. Когда мы говорим об эволюции психики, то имеем в виду, что эта эволюция масштабно отличается от эволюции живого вещества. Речь идет об эволюции материи в ее новом состоянии — состоянии разумного вещества — ­и, соответственно, о выделении из него человеческого состояния как нового, третичного состояния материи.

Наконец, при рассмотрении вопроса о сущности человеческой жизни необходимо особое внимание обратить на факт “деградации” биологического начала в человеке и перманентного развития его психического начала. Эти вопросы мы рассмотрим, соответственно, в четвертой и пятой главах.

В последней главе, как говорилось, мы непосредственно рассмотрим вопрос о сущности человеческой жизни.

Учитывая замечания и пожелания, высказанные по книге “Разумное вещество”, я постарался как можно больше аргументировать свои мысли и утверждения, подкрепить их научными фактами, результатами теоретических и практических исследований ученых. Я также согласился сделать некоторые терминологические изменения, прежде всего в названиях уровней разумного вещества. Это позволит, по моему мнению, избежать необходимости либо постоянно отсылать читателя к моей предыдущей книге за разъяснениями, либо повторять разъяснения в настоящей книге. Надеюсь, вдумчивый читатель сможет легко разобраться в терминологических новациях. Я попытался также раскрыть трехликий характер сущности человеческой жизни, который проявляется на трех уровнях: личности, общества (социума) и Вселенной. Именно эта трехликость, с одной стороны, раскрывает перед человеком просторы реализации творческого потенциала психики, а с дру­-гой – ограничивает безудержный полет мыслей и желаний, возвращает нас к монотонной обыденной жизни.

 

ÃËÀÂÀ

Место разумного вещества в материальном мире

На первый взгляд, этому единодушию есть простое объяснение. С одной стороны, мыслители тогда обладали ограниченным объемом информации. Поэтому самым… Именно эти две основные причины лежали в основании античных и последующих… 2. Но, на мой взгляд, этого, казалось бы, ясного объяснения указанному единодушию в трактовании связи между человеком…

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

  Когда у тебя есть цель и ты уверен, что она созвучна с духовностью и разумом —… Всегда будь готов к этому…

ВЫВОДЫ

1. Человеческое общество представляет собой разновидность нового состояния материи — разумного вещества. Это третичное состо­яние материи, характеризующееся континуальной энергией уровня сознания, корреляционными отношениями, сложившимися между психикой и материальной средой, преобладающей работой с ассоциативной информацией, а также многими другими параметрами.

2. Мы установили место разумного вещества в материальном мире — оно является дочерним состоянием живого вещества, возникшего в лоне косного вещества — исходного состояния материи.

3. Эволюция разумного вещества схематично выглядит следую­щим образом: молекулярно-генетический уровень (фундаментальный уровень живого вещества) ® микромолекулярный уровень (уровень подсознания, бессознательного начала организма) ® уровень сознания (сознание, фундаментальный уровень разумного вещества).

4. Биологические свойства человеческого организма во многом соответствуют биологическим свойствам организмов высших животных в силу общностных молекулярно-генетических уровней.

5. Наличие у человека психики характеризует его как представителя нового состояния материи. Чем выше уровень развития психики, ее наиболее сложного нейронного комплекса — сознания, тем выше совершенство системы разумного вещества. Состояние психики зеркально отражает уровень развития разумного вещества.

6. Глубинный, истинный, сущностный смысл человеческой жизни (можно сказать: сущность человеческой жизни) заключается в полномасштабной реализации творческого потенциала психики, в продуктивной деятельности, направленной на постоянное совершенствование системы разумного вещества в лице каждого отдель­ного человека и человечества в целом, в обеспечении дальнейшей эволюции материи по пути прогрессирующей системной организации.

 

 

Дополнение

Человек примитивный *

(Первая стадия развития человеческого общества — переходный период от состояния живого вещества к новому состоянию материи, разумному веществу.)

Временной период: начало стадии — около 2 млн лет назад;

конец стадии — около 5 тыс. лет назад.

Дифференцируется на три ступени.

Первая ступень

  ТАБЛИЦА №

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

     

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

     

ЧЕЛОВЕК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

(Вторая стадия развития человеческого общества — развитие
разумного вещества, формирование системы разумного веще­-
ства)

Временной период: начало стадии — 5 тыс. лет назад;

конец стадии — 4-е тысячелетие н. э. (3001 г.).

Дифференцируется на три ступени.

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

     

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

     

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

     

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

(Третья стадия развития человеческого общества)

Временной период: начало стадии — четвертое тысячелетие;

конец стадии — около 15 тысячелетия.

Дифференцируется на три ступени.

Рассмотрим в целом

     

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

БИОКОСНОЕ ВЕЩЕСТВО — согласно определению В. Вернадского — это вещество, “которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамическое равновесие системы тех и других. Такова вся океаническая и почти вся другая вода биосферы, нефть, почва, кора выветривания и т. д.” [23, 51].

ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО — это “совокупность живых организмов. Оно неразрывно связано с биосферой, как неотделимая часть ее или функция” [23]. Живое вещество — вторичное состояние материи, характеризующее­­ся диссимметричностью (“дис” — приставка, означающая затруднение, нарушение, расстройство, разделение) внутренней материально-энергетической среды, а также избирательной способностью организмов в отношении к изотопам химических элементов. Данные особенности подчеркнуты В. Вернадским [23]. Эти две характерные черты обособляют и выделяют живое вещество из материального мира.

Живое вещество эволюционирует. Его эволюция осуществляется на основе фундаментальных законов материального мира, а также под непосредственным воздействием собственных законов системы живого вещества. Формой живого вещества является совокупность биологических организмов, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая высшими животными.

КОСНОЕ ВЕЩЕСТВО — согласно моей концепции, это первичное состоя­ние материи, возникшее в результате Большого Взрыва (по современным представлениям), раскрывающее состояние расширяющейся Вселенной в прошлом (около 13 млрд лет тому назад), когда средняя плотность Вселенной в огромное количество раз превышала современную. Характерными для косного вещества являются симметричность молекулярного строе­ния внутренней материально-энергетической среды, а также многообразие строительных смесей изотопов. Косное вещество — это совокупность неорганических соединений, выраженная в элементарном химическом составе, массе и энергии. Развитие косного вещества осуществляется по фундаментальным законам материального мира. Косное вещество представлено в формах разнообразных неорганических соединений.

ПСИХИКА(от греч. psychikos — душевный) — согласно антропологии (и моей концепции) — это свойство разумного вещества, являющееся особой формой его взаимодействия с материальным миром. Этапы становле­ния высокоразвитой психики адекватны этапам эволюции разумного вещества, трем стадиям развития человеческого общества.

Рассмотрение высокоразвитой психики возможно в плоскости: 1) глобали­зация; 2) конкретизации. В плоскости глобализации психика рассматривает­ся нами как системное свойство разумного вещества. Ее исследование осуществляется сквозь призму законов системы разумного вещества, активно проявляющихся в ходе исторического процесса. Глобальная роль психики наглядно проявляет себя в ходе антропогенного влияния общества на внешний материальный мир, в ходе взаимодействия макросоциумас информационной средой. В плоскости конкретизации психика рассматривается как “системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе­ своего поведения и деятельности” [41, 265]. В плоскости конкретизации про­исходит рассмотрение психики на уровне континуального взаимодействия микросоциума с внешней информационной средой.

В основании высокоразвитой психики лежит дискретно-континуальная­ работа микромолекулярного уровня и континуальная работа энергетичес­кого цикла сознания с информационной средой. При доминировании работы микромолекулярного уровня психика осуществляет первый вид взаимодействия с информационной средой — взаимодействие на уровне бессознательного начала. При доминировании работы энергетического цикла — сознания психики.

РАЗУМНОЕ ВЕЩЕСТВО — по нашей концепции — третичное состояние материи, характерной особенностью которого является наличие высокоразвитой психики. В основе высокоразвитой психики лежит полноценная работа энергетического цикла сознания. Именно переход от одного качественного уровня работы психики к другому уровню свидетельствует об эволюции психики. Разумное вещество эволюционирует под воздействием фундаментальных законов материального мира, а также законов системы разумного вещества. Понятие “разумное вещество” неразрывно связано с ноосферой. Разумное вещество на Земле воплощено в человеке.

СИСТЕМА РАЗУМНОГО ВЕЩЕСТВА — согласно нашей концепции, открытая, саморазвивающаяся, динамическая система, которая объединяет микро- и макросоциум как формы системы разумного вещества. В основе организации системы разумного вещества лежат основоопределяющие законы системы косного и живого веществ, а также законы формирования и развития разумного вещества.

ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ— по нашей концепции — это третья стадия развития человека. Свое начало берет в конце третьего тысячелетия нашей эры. Характеризуется интеграцией высокоразвитой психики с достижениями техносферы. Интеграцией естественного (уровня сознания) и искусственного (техноуровня) начала.

Стадия Человека Разумного — это стадия доминирования разума и техники. Причем под разумом понимается не крайний рационализм и прагматизм, а “духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие). Способность верного, последовательного сцепления мыслей от причины, следствия ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу” [32, т. 3, 53].

ЧЕЛОВЕК ПРИМИТИВНЫЙ — согласно нашей концепции — это первичная стадия эволюции человеческого общества. Исходя из результатов антропологических исследований, ее начало относят к периоду, соответствующему 2 млн лет назад, когда африканские обезьяны разделились на две ветви: одна привела к человекообразным обезьянам, другая — к первым гоминидам (австралопитекам). Стадия Человека Примитивного дифференцируется на три ступени. Каждая из ступеней соответствует этапам первичной организации неонейронных объединений (речевых центров, нейронных объединений памяти и др.), которые впоследствии, в ходе интеграции с другими нейронными структурами мозга (ретикулярной формацией, таламическими ядрами и др.), привели к формированию и развитию микромолекулярного энергетического уровня.

ЧЕЛОВЕК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ— по нашей концепции — это вторичная­ стадия эволюции человеческого общества. Ее начало относится к периоду около 5 тыс. лет назад. Стадия Человека Эмоционального характеризуется­ дальнейшей дифференциацией микромолекулярного уровня и организацией на его основе энергетического цикла сознания (уровня сознания), специализирующегося на работе с ассоциативной информацией. Человек Эмоциональный прошел три основных ступени, в ходе которых наблюдалось становление высокоразвитой психики, различной по степени актуализации работы энергетического цикла сознания. Стадия Человека Эмоционального включает и современный промежуток времени.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Августин А. Творения… Кн. 1—8. — К., 1901—1915.

2. Алексеенко И. Р., Кейсевич Л. В. Последняя цивилизация? — К.: Наук. думка, 1997. — 410 с.

3. Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. — М.: Прогресс, 1991. — 122 с.

4. Базалук О. А. Из теории жизни. — Х.: Основа, 1999. — 355 с.

5. Базалук О. А. Разумное вещество. — К.: Наук. думка, 2000. — 365 с.

6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1985. — 319 с.

7. Бергсон А. Творческая эволюция. — Минск: Харвест, 1999. — 415 с.

8. Бергсон А. Материя и память. — Минск: Харвест, 1999. — 270 с.

9. Бергсон А. Непосредственные данные сознания. — Минск: Харвест, 1999. — 200 с.

10. Бергсон А. Вопросы философии и психологии. — Минск: Харвест,
1999. — 196 с.

11. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994. — 480 с.

12. Беркенблит М. Б., Глаголева Е. Г. Электричество в живых организмах. — М.: Наука, 1988. — 380 с.

13. Биографический энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 712 с.

14. Блинников Л. В. Великие философы : Словарь-справочник. — М.: Логос, 1999. — 429 с.

15. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров А. М. — СПб.: “Норинт”, 1999. — 1456 с.

16. Брэгг П. Чудо голодания. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 384 с.

17. Брэгг П. Шокирующая правда о воде и соли. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 288 с.

18. Варенцов Н. Н., Тимофеев-Ресовский Н. В., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции. — М.: Наука, 1977. — 301 с.

19. Вейнингер О. Последние слова: пол и характер: Сборник / Пер. с нем. — Минск: ООО “Попури”, 1997. — 416 с.

20. Вернадский В. И. Биосфера (Избр. труды по биогеохимии). — М.: Мысль, 1967. — 376 с.

21. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука,
1988. — 520 с.

22. Вернадский В. И. Размышления натуралиста: В 2-х кн. — Кн. 2: Научная мысль как планетарное явление / Послесловие Кузнецова И. В. и Кедрова Б. М. — М.: Наука, 1977. — 191 с.

23. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. — М.: Наука, 1987. — 339 с.

24. В. И. Вернадский и современность / Гл. ред.: Соколов Б. С., Янши­-
на А. Л.
— М.: Наука, 1986. — 232 с.

25. Волькенштейн М. В. Биофизика. — М.: Наука, 1981. — 575 с.

26. Второв П. П., Дроздов Н. Н. Рассказы о биосфере. — М.: Просвещение, 1976. — 128 с.

27. Выгодский Л. С. Сборник сочинений: В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1984.

28. Гальперин С. И. Физиология человека и животных. — М.: Высш. школа, 1977. — 280 с.

29. Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия филос. наук. — М.: Мысль, 1977. — Т. 3. — 471 с.

30. Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике. 3-е изд. — М.: Наука, 1980. — 156 с.

31. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М.: Политиздат, 1989. — 319 с.

32. Даль В. Толковый словарь. В 4-х т. — М.: Рус. язык, 1991. — Т. 4. — 684 с.

33. Демографический энциклопедический словарь / Редкол.: Валентей Д. И. (гл. ред.) и др. — М.: Сов энциклопедия, 1985. — 608 с.

34. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 12-ти т. — М.: Правда, 1982.

35. Зельдович Я. Б., Новиков И. Д. Релятивистская астрофизика. – М.: Наука, 1967. — 654 с.

36. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 463 с.

37. Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. — 430 с.

38. Казначеев В. П. Живое пространство: ноосфера? // Рус. мысль. — 1993. — № 3. — С.77—89.

39. Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989. — 248 с.

40. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.

41. Кисельов М. М., Канак Ф. М. Національне буття серед екологічних реалій. — К.: Тандем, 2000. — 320 с.

42. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.

43. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. Овсяннико­-ва М. Ф. — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.

44. Лапо А. В. Следы былых биосфер. — М.: Знание, 1979. — 176 с.

45. Лаптев И. Д. Испытание разума. — М.: Педагогика, 1986. — 142 с.

46. Леви В. Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1981. — 207 с.

47. Леви В. Л. Искусство быть собой: Индивидуальная психотехника. — М.: Знание, 1991. — 253 с.

48. Либерман Е. А. Как работает живая клетка // Знание. Сер. биол. — 1990. Вып. 4.

49. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991. — 525 с.

50. Манеев А. К. Движение, противоречие, развитие. — М., 1972.

51. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рэндерс Й., Беренс В. В. ІІІ. Пределы роста. Доклад по проекту Римского клуба “Сложное положение человечества”. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 207 с.

52. Мусский И. А. Сто великих мыслителей. — М.: Вече, 2000. — 682 с.

53. Мустель Э. Р. Избранные труды. Физ. процессы на звездах и на Солн­це. — М.: Наука, 1991. — 176 с.

54. Немов Р. С. Психология : В 3-х кн. — М.: Владос, 1998. — Кн. 1 — 687 с.; Кн. 2 — 607 с.; Кн. 3 — 631 с.

55. Новая технологическая волна на Западе / Хайдеггер М., Ясперс Я., Эллюль Ж. и др. — М.: Прогресс, 1986. — 451 с.

56. Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы? // Пер. с англ. — М.: Республика, 1992. — 415 с.

57. Опарин А. И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. — М.: Наука, 1968. — 280 с.

58. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.

59. Пекелис В. Твои возможности, человек! — М.: Знание, 1984. — 271 с.

60. Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980. — 302 с.

61. Платон. Сочинения: В 3-х т. — М.: Мысль, 1971. — Т. 3. — 687 с.

62. Платонов Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. — М.: Изд-во МГУ, 1989. — 189 с.

63. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопр. философии. 1991. — № 6. — С. 46—52.

64. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 431 с.

65. Рассел Б. История западной философии. — Новосибирск: Изд-во Новосибир. ун-та, 1997. — 814 с.

66. Рассел Б. Словарь разума, материи и морали. — К.: Изд-во Порт-Ровел, 1996. — 364 с.

67. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 638 с.

68. Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей среды: Словарь-справочник. — М.: Просвещение, 1992. — 320 с.

69. Рерих Н. К. Семь великих тайн космоса // Рерих Н. К. Соч. — М.: ЗАО­ Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 960 с.

70. Розанов В. В. Уединенное. — М.: Политиздат, 1990. — 543 с.

71. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. Семено­ва С. Г., Гачева А. Г. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 367 с.

72. Рыжов К. В. Сто великих изобретений. — М.: Вече, 1999. — 523 с.

73. Самин Д. К. Сто великих ученых. — М.: Вече, 2000. — 591 с.

74. Сартр Ж.-П. Дороги свободы: I. Возраст зрелости / Ред. и авт. коммент. Волкова А. — Х.: Фолио, 1997. — 367 с.

75. Сартр Ж.-П. Дороги свободы. II. Отсрочка / Ред. и авт. коммент. Волкова А. — Х.: Фолио, 1997. — 398 с.

76. Сартр Ж.-П. Дороги свободы. III. Смерть в душе; IV. Странная дружба / Ред. и авт. коммент. Волкова В. — Х.: Фолио, 1997. — 415 с.

77. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. — М.: Политиздат, 1992. — 545 с.

78. Социально-философские проблемы экологии /Огородник И. В., Киселев Н. Н., Крисаченко В. С., Стогний И. П. / Под ред. Огородни­ка И. В. — К.: Выща школа, 1989. — 271 с.

79. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. — М.: Политиздат, 1957. — Т. 1 — 632 с.; Т. 2 — 728 с.

80. Спиркин А. Г. Основы философии: Уч. пос. — М.: Политиздат, 1988. — 591 с.

81. Таранов П. С. 500 шагов к мудрости. — Донецк: Сталкер, 1996. — Т. 1. — 463 с.

82. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 1987. — 240 с.

83. Токин Б. П. Общая эмбриология: Учеб. для биологов. — М.: Высшая школа, 1987. — 478 с.

84. Урсул А. Д. Космические перспективы автотрофности человечества // Обществ. науки и современность. — 1995. — № 2. — С. 131—140.

85. Ферсман А.Е. Занимательная геохимия. Химия Земли. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. — 399 с.

86. Физиология человека. / Под ред. Шмидта Р. и Тевса Г. В 3-х т. — М.: Мир, 1996. — 878 с.

87. Философия. Учеб. для ВУЗов / Отв. ред. Кохановский В. П. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 573 с.

88. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Ильи-
чев Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалев С. М., Панов В. Г.
— М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

89. Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. — М.: Мысль, 1937. — 150 с.

90. Фолсон К. Происхождение жизни. — М.: Мир, 1982. — 158 с.

91. Франк Л. С. Реальность и человек. — М.: Республика, 1997. — 479 с.

92. Франк-Каменецкий М. Д. Самая главная молекула. — М., Наука, 1988. — 280 с.

93. Фрейд З. “Я” и “Оно” // Труды разных лет: В 2-х кн. — Тбилиси: Мерани, 1991.

94. Фролов И. Т. Перспективы человека. — М., 1979. — С. 119—144.

95. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ./ Общ. ред. и послесл. Добренькова В.И. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 330 с.

96. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994. — 450 с.

97. Фроянов И. Я. Молитва за Россию // Сов. Россия. — 2000. — 8 апр. — № 41. — С. 3.

98. Хаббарт Г. М. Реальная стоимость энергии // В мире науки. — 1991. — № 6. — С. 6—12.

99. Хайдеггер М. / Пер. с нем. Бронштейна С. А. — Минск: Современ. слово, 1998. — 384 с.

100. Хаксли Дж. Удивительный мир эволюции / Пер. с англ. — М.: Мир, 1971. — 110 с.

101. Харт М. Х. Сто великих людей. — М.: Вече, 1998. — 543 с.

102. Храмов Ю. А. Биография физики: Хронолог. справочник. — К.: Техника, 1983. — 341 с.

103. Циолковский К.Э. Избранные труды. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — 535 с.

104. Цигульська Т. Ф. Загальна та прикладна психологія. — К.: Наук. думка, 2000. — 190 с.

105. Чернов Г.Н. Законы теоретической биологии // Знание. Сер. биол. — 1990. — Вып. 1.

106. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. 2-е изд.— М.: Мысль, 1976. — 367 с.

107. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории.
Т. 1. Образ и действительность / Пер. с нем. Гарелина Н. Ф. — Минск, ООО “Попури”, 1998. — 688 с.

108. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. Всемирно-исторические перспективы / Пер. с нем. Борич С. Э. — Минск: ООО “Попури”, 1999. — 720 с.

109. Элфорд Алан Ф. Боги нового тысячелетия. — М.: Вече, 1998. — 528 с.

110. Яблоков А. В. Популяционная биология. — М.: Высш. школа, 1987. — 303 с.

111. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. — М.: Высш. школа, 1981. — 343 с.

112. Янг Э. Принципы самоорганизации: Синергетика и будущее / Пер. с англ. — СПб.: ОРИС, 1991. — 210 с.

113. Hall E. Beyond Culture. — N. Y.: Anchor Press, 1988.

 

Оглавление

Предисловие............................................................................. 3

Введение.................................................................................... 6

Глава 1. Место разумного вещества в материальном мире 9

Глава 2. Истина и ложь – ключевые категории оценки конструктивности

человеческой деятельности................................................ 42

Глава 3. Эволюция психики................................................ 66

Глава 4. Биологические свойства человеческого организма 78

Глава 5. Свойства психики современного человека. 115

Глава 6. Сущность человеческой жизни....................... 155

Выводы................................................................................ 241

Дополнение........................................................................... 242

Словарь основных терминов.............................. 264

Литература 267

 

Наукове видання

БАЗАЛУК Олег Олександрович

СУТНІСТЬ ЛЮДСЬКОГО ЖИТТЯ

Російською мовою

Редактор В. Т. Береговий. Оформлення художника В. В. Кузьменка.

Художній редактор І. М. Галушка. Технічний редактор С. Г. Максимова.

Коректор Н. А. Дерев’янко. Оператори В. Г. Каменькович, О. І. Фуженко.

Комп’ютерна верстка К. М. Васильковська.

Підп. до друку 3.01.2002. Формат 60´84/16. Папір офс. №1. Гарн. Таймс. Офс. друк.

Ум. друк. арк. 15,81. Ум. фарбо-відб. 17,21. Обл.-вид. арк. 15,93.

Тираж 2000 прим. Зам.

Оригінал-макет виготовлено у видавництві “Наукова думка”.

Р.с. № 05417561 від 16.03.95. 01601 Київ 1, вул. Терещенківська, 3.

ЗАТ «ВІПОЛ». 03151 Київ 151, вул. Волинська, 60

 

– Конец работы –

Используемые теги: Сущность, человеческой, жизни0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Земля в период возникновения жизни. Начало жизни на Земле. Эволюция форм жизни
Она знала периоды расцвета, исторических испытаний и тяжелых кризисов, прежде чем достигла в наши дни своего великолепного богатства. Сегодня науке… Окаменевшие останки живших некогда существ, которые содержатся в земных… Человек понимает, что он смертен, что одни рождаются, а другие умирают, что он создает орудия труда, обрабатывает…

Строении Вселенной и жизни человеческого общества
Славяно-Арийские Веды о строении Вселенной и жизни человеческого общества....

Культура Древнего Египта и Древней Месопотамии. Мифология, космогония, представления о ценности человеческой жизни
Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют Миср. Название Египет происходит от… Осирис - сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян испытал… Его жизнь освещена в мифе Озирис и Исида. Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем в…

Биологическая сущность жизни
Также я использовала и статью из газеты «Меридиан», в которой были описаны значение жизни и смысл смерти, дана общая характеристика для них. В… Это понятие является объектом исследования многих естественных наук. Жизнь и… Начало жизни на Земле - появление нуклеиновых кислот, способных к воспроизводству белков.

БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ
На сайте allrefs.net читайте: "БЕЛАЯ КНИГА ЖИЗНИ. БЛАГАЯ ВЕСТЬ О НОВОЙ ЖИЗНИ В КРАСОТЕ, ЧИСТОТЕ, СОВЕРШЕНСТВЕ И СВОБОДЕ"...

Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Обычно компромисс между этими конкурирующими параметрами достигается путм облучения электронами, протонами или легированием примесями , дающими… Также время жизни является важным параметром для характеризации высокоомного… В программах моделирования полупроводниковых приборов одномерных 1, двумерных 2 решаются стандартные уравнения…

Смысл человеческого бытия. Проблема жизни, смерти и бессмертия
Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним… Изречение Познай самого себя, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона… По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей первая из них выражает идеально - разумную способность,…

Рынок: сущность, функции, роль в жизни общества. Противоречия рынка
Закон стоимости3. История возникновения обмена и рынка112. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики142. 1. Сущность рынка2.… Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных… Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика…

Ценность и смысл человеческой жизни
Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем… По учению Платона, человеческая душа состоит из трех частей: первая из них… Основой всех основ и мерой всех вещей стало высшее духовное субстанциональное первоначало.

Концепции маркетинга и их сущность. Сущность и роль маркетинговой ценовой политики
Фирма интегрирует и координирует всю свою деятельность с расчетом на обеспечение максимальной удовлетворенности клиентов, получая соответствующую… Таким образом, согласно Ф.Котлеру, по своей глубинной сути концепция… Таким образом, исходная "концепция маркетинга" отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя.

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам