рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетическое воспитание средствами искусства

Работа сделанна в 2003 году

Эстетическое воспитание средствами искусства - раздел Педагогика, - 2003 год - Эстетическое Воспитание Средствами Искусства Научный Руководитель: Комарова Н...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: КОМАРОВА Н.М. Москва, 2003 Оглавление Введение I Эстетическое воспитание в системе образования II. Эстетическое воспитание средствами искусства 1. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте 15 2.2 Эстетическое воспитание школьников 21 Заключение 24 Литература 25 Приложение 27 Введение Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно зна¬чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по¬следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен¬ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет¬ном обществе представлениями о их характере и назначении.

В про¬цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность челове¬ка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красо¬ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос¬ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес¬ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями.

Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно- прикладном и др. I Эстетическое воспитание в системе образования В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников.

В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус. Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время.

Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения.

Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами. Формирование эсте¬тической культуры — это процесс целенаправленного развития спо¬собности личности к полноценному восприятию и правильному пони¬манию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат¬ривает выработку системы художественных представлений, взгля¬дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.

Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо¬роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве. Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирова¬ние у воспитанников эстетического отношения к действительно¬сти позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен¬ных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспи¬тать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений.

Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности.

Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен¬ной самодеятельности; в организации производительного и об¬щественно полезного труда, в формировании повседневных от¬ношений и поведения. Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель¬ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси¬вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар¬мония.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи¬моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан¬никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив¬ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь.

И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа¬гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет¬ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали. В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо¬го оформления ближайшего окружения и быта. Важно пробудить у школьников стремление утверждать красо¬ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занима¬ются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе в квартире.

II. Эстетическое воспитание средствами искусства Маленький человек пришел в большой и сложный мир взро¬слых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отра¬жает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь— быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические пере¬живания ребенка.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное, Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, кото¬рые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства. Искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружа¬ющее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрас¬ное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его вос¬принимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок форм, звуков. Развитие музыкально-сенсорных способностей при обуче¬нии пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки.

Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям и связывает с определенными пространствен¬ными представлениями (выше—ниже, длиннее—короче) При этом всегда подчеркивается выразительное значение музы¬кальных звуков. В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометриче¬ской фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета.

Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художе¬ственного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочета¬ний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнооб¬разию форм. Сенсорное воспитание — неотъемлемая часть умственного и эстетического воспитания.

Следовательно, зна¬чение чувственной основы в эстетическом восприятии определяется как возрастными особенностями ребенка, стре¬мящегося к звукам, краскам, формам, так и природой самих эстетических явлений, в которых прекрасное выступает как единство содержания и формы. Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс Известно, что под содержанием искусства понима¬ется отражение в художественных образах наиболее харак¬терных, типичных явлений жизни.

Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Слушая колыбельную песню, ребенок воспринимает общее спокой¬ное лиричное ее настроение, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребенок спо¬собен уже вычленить и неторопливый темп, и негромкое зву¬чание, и выразительные интонации.

Так целостное воспри¬ятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности. Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации.

Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и лини¬ям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов. Постепенно воспринимая звуки в различных сочетаниях, рифму в стихах, линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок при¬учается улавливать некоторые зависимости средств художе¬ственной выразительности от содержания произведения. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задор¬ный ритм; что в сказке встречаются красивые, выразительные слова и несколько раз повторяется один и тот же оборот речи (« и покатился колобок дальше»); что в картине, переда¬ющей образ дремучего леса, преобладают темные краски и т. д. Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим.

Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Прослушав пес¬ню, сказку, посмотрев на картину, они оживленно вспомина¬ют, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.

Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый. Содержание этих высказываний связано с теми впечатлени¬ями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.

Дети отмечают и средства выразительности в музыкальных, в поэтических произведениях, и средства изобразительности в картинах, в скульптуре, в художественной игрушке. Они склонны интересоваться содержанием песни, картины и могут кратко его изложить. Они могут оценить качество исполнения песни, рисунка, выразительного чтения своих сверстников. Но по преимуществу прежде всего ими схватываются наиболее яркие, приметные признаки.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмо¬ций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус. Практическая деятельность ребенка — игра, занятия, выпол¬нение определенных обязанностей — имеет важное значе¬ние для его эстетического развития и особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественней деятельностью ребенка (пение, рисование, сочинение стихов, рассказов, сказок и т.д.). Все виды художественной деятельности возникают в до¬школьном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески? Дело взрослых — создать все усло¬вия для приобщения ребенка к разнообразным видам художе¬ственной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искус¬ство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства.

Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних худо¬жественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и деко¬ративные изделия — с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств — они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Искусство для детей — это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же зако¬нам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнооб¬разно по видам и жанрам. Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народ¬ное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незамени¬мое назначение. 2.1.

Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте

Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом и... Это поясняет детям содержание музыки, стихов. В движениях у него появляется намеренность. В 5—6 лет можно уже отметить попытки детей действовать самостоятельно ... Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красиво...

Эстетическое воспитание школьников

Эстетическое воспитание школьников. Эстетическое воспитание в шко¬ле начинается с младших классов в процес... Для воспитания художественных восприятий у младших школьников существе... Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов -... Вот почему на занятиях по литературе необхо¬димо использовать произвед...

Заключение

Заключение Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка.

Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса. На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые. Учебно-воспитательные программы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить маленького человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности. Литература 1. Батурина Г.И Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О 1995. – 72 с. 2. Кульчинская Н.Л Кульчинская А.А. Игры в музее// Человечек, 2003 №1. 3. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1981. – 400 с. 4. Мир детства.

Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика. 1979. – 416 с. 5. Педагогиа. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с. 6. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве¬дений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 7. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд перераб. и доп. — М.: Высш. шк 1990. – 576 с. 8. Печора К.Л Пантюхина Г.В Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС. 2002. – 176 с. 9. Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке// Дошкольное воспитание. – 1998 № 3 – с. 94-99 10. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству// Дошкольное воспитание. – 1998 № 3 – с. 23-27 11. Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 1998 № 4 – с. 16-22 12. Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 1630 с.

Приложение

Приложение 1. Эстетическое воспитание в игровой форме (По материалам Н.Л. Кульчинской, А.А. Кульчинской) Виноград Развитию восприятия природы, внимательному вглядыванию в нее служит занятие по рисованию "Виноград". Дети его очень любят.

Прикрепим гроздь винограда так, чтобы она висела перед ребенком.

Затем разделим тонкой линией лист бумаги на две вертикальные части. В левой части листа ребенок рисует гроздь, стараясь верно передать форму и цвет ягод. После того, как гроздь нарисована, ребенок съедает ягоды и в правой части листа рисует то, что осталось - ветку.

Теперь можно видеть, как прикрепляется каждая ягодка и почему вверху их больше, а внизу меньше.

Оказывается, ветка тоже красивая и от нее зависит, какой формы гроздь. Хорошо, если родители выполнят задание параллельно с ребенком и затем сравнят результаты. На что похоже? Детям раздают заранее подобранные корни, спилы и срезы древесного ствола, овощи - картофель или морковь необычной формы. Дети по очереди рассказывают, что увидел каждый: один сумел увидеть в форме корня фантастическое животное, другой в рисунке среза дерева - лицо человека, в морковке - зайчика, в картошке - ладонь с растопыренными пальцами.

Дети могут предлагать смешные, порой неожиданные или, на взгляд взрослого, нелепые ответы. Задача взрослого - в каждом ответе увидеть его оригинальность, похвалить ребенка, а в том случае, если его сравнение не исчерпало тех возможностей, которые заложены в натуре, а ухватило лишь одну его черту, попросить дополнить.

Обычно ребята сами с удовольствием предлагают свои варианты. Проводить интересные игры-наблюдения можно дома - в тот момент, когда на кухне моются овощи, интересно рассматривать их срезы, цвет, форму. Вглядись и расскажи Можно придумать много игровых заданий с целью научить видеть выразительность и красоту форм и линий в окружающей природе. Вот одно из игровых заданий, оно называется "Волшебный лес" и проводится на ступенях мраморной лестницы. Детям предлагают путешествие в волшебный, заколдованный лес. Лес - это прожилки мрамора, рассматривая их, ребята, каждый самостоятельно и одновременно делясь своим "открытием" с другими, отыскивают сказочных персонажей, силуэты зверей, чудовищ и т.д. Дети получают полную свободу двигаться и фантазировать, каждый может проявить свои способности.

Способность видеть в незнакомых очертаниях или рисунке трещин знакомые или фантастические образы подготавливает детей к восприятию произведений прикладного искусства - изделий из керамики, вышивки, узоров на ткани, с которыми они познакомятся позже в музее.

Вещи, природа и люди Игровое занятие на тему "Вещи, природа и люди - единый мир" начинается с беседы. Детям предлагается вопрос: "Как вы думаете, есть ли что-нибудь общее между цветком и человеком?" Дети отвечают, называя различия, и приходят к мнению, что "ничего общего нет, они совсем разные". Их ответы строятся на наглядном сравнении, внешнем сличении, и поэтому они правы - взрослый подтверждает их правоту, продолжая выделять признаки "непохожести": " Люди носят одежду, говорят, двигаются, а цветок ничего этого не может". Но вот он обращает внимание ребенка на строение цветка.

Стебель, корень, листья, головка - нельзя ли их сравнить с нашим телом; стебель похож на туловище, корни - ноги, листья - руки, голова - сам цветок. Кроме того, внутри стебля течет сок, как кровь у человека, цветку нужно солнце, вода - его питание; маленькие бутоны вокруг большого цветка - как дети вокруг мамы, если не будет воды и солнца, цветок погибнет, засохнет, если сломать стебель, ему будет, наверное, больно, как и человеку.

Это занятие дает ребенку возможность впервые задуматься о строении своего тела, почувствовать общность всего живого, возбуждает интерес и сочувствие к живому, но более слабому, чем он сам. Для некоторых это занятие станет началом нового увлечения - наблюдения и ухода за растениями, желания вырастить самому из семечка что-нибудь особенное: финиковую пальму, лимон, перец. Общность живого и неживого Игру-наблюдение "Общность живого и неживого" можно продолжить во время прогулок.

Если вы живете в деревне или поселке, то, наверное, замечали, что есть очень выразительные дома. Вглядевшись повнимательнее, можно заметить, что в некоторых угадывается сходство с человеком: стена - это лицо, окна - глаза, дверь - рот. Кажется, что он улыбается: это веселый, добрый, приветливый дом. А вот дом с покосившейся крышей и окнами, он кажется нахмуренным - у каждого свой "характер" . Если вы живете в городе с современной застройкой многоэтажных домов, то вечером, во время прогулки с ребенком, обратите его внимание на фасад дома, в котором начинают зажигаться окна. С далекого расстояния, даже сидя в автобусе, можно видеть, что сочетания зажженных окон образуют различные узнаваемые фигуры - гигантские цифры, буквы, лошадку и т. д. Все изображения имеют обобщенные геометризованные формы - ведь они складываются из прямоугольников окон. Лоскутки и колокольчики На лужайке полукругом сидят дети и родители.

На земле разложены свистульки из глины, колокольчики, дудочки, флейта, гранат с сухими зернами, бубен и другие простые инструменты.

В руках мешочек с различными лоскутками. Они однотонно окрашены, но разной фактуры: бархатные, хлопковые, шелковые, фланелевые Условия игры: каждый ребенок по очереди с закрытыми глазами вынимает из мешочка один лоскуток. Он пробует его на ощупь, трет тыльной стороной ладони, и говорит нам о своих ощущениях, определяет цвет: ткань теплая, шершавая, короткая, приятная, похожа на морской песок, желтая и т. д. Затем открывает глаза, подбирает звук. Перебирает звучание всех инструментов и останавливается на том, который ему кажется наиболее близким, подходящим.

Естественно, что эта игра ориентирована на индивидуальное восприятие каждого. Не важно, если названный ребенком цвет не совпал с реальным, ведь он основывался только на своих ощущениях. Главное, что впервые в его сознании цвет и звук соединились.

Именно это ему пригодится в понимании живописи и в его собственном художественном творчестве. Ожившая скульптура Вначале вспоминаем миф о подвиге Геракла, затем ребенку дается задание вообразить себя Гераклом, стреляющим из лука. Он пробует принять позу статуи, и здесь выясняется, что он не так хорошо рассмотрел и запомнил все детали: на какую ногу нужно опираться, а какая согнута в колене, как поставлены руки. Оказывается, что в такой позе трудно удержать равновесие и, подняв голову, смотреть вперед,"прицеливаться". Неудачная попытка заставляет внимательней вглядываться, детально рассматривать, запоминать и"проигрывать" на себе позу статуи. Для детей 4-6 лет это непростая задача, тем более, что многие еще путают "право" и "лево": не умея удержать в памяти "изображение", они ищут зрительной опоры, повернувшись лицом к статуе получается "зеркальное" отображение.

Но постепенно ребенок начнет быстрее и легче справляться с такими заданиями. Скульптор и глина Для игры выбирается статуя " Мальчик, вынимающий занозу" V в. до н. э. Взрослый рассказывает о том, что в Древней Греции детей воспитывали так, чтобы они были сильными, ловкими, выносливыми, для этого устраивали специальные соревнования по бегу, метанию копья и другим видам спорта.

Победитель соревнований считался героем, в честь него устанавливали статую. Однажды во время соревнований по бегу мальчик, бежавший среди других, почувствовал, что в ногу вонзилась заноза, но он, превозмогая боль, продолжал соревнование и одержал победу - первым пришел к финишу.

Скульптор изобразил его после соревнований, когда он сел, чтобы вынуть занозу. После рассказа объясняем ход игры. Желательно участие двоих детей: один будет скульптором, другой - глиной. Ребенок-скульптор должен так посадить партнера, чтобы его поза точно совпадала с позой статуи. Давая задание, нужно объяснить, что для ее выполнения недостаточно рассмотреть статую спереди, необходимо обойти ее, обратить внимание на то, как изогнута спина, наклонена голова, расположены руки. Найди знакомых героев Это игра-поиск.

Взрослый заранее предупреждает ребенка, нацеливая на поэтапную работу: найти, вспомнить, рассказать, дополнить. Затем они вместе отыскивают в зале статую знакомого героя, останавливаются около нее и вспоминают связанный с героем миф. Эта игра может проводиться и в залах картинной галереи, на материале живописи. В этом случае гораздо большие возможности открываются для занятий по библейским сюжетам (например, "История Христа"). Особенно актуальным подобное занятие становится накануне больших праздников - Рождества, Пасхи. Найди картину по деталям Игра-поиск.

Заранее, дома приготовьте 2-3 детали известного вам натюрморта - морскую раковину, фрукт, цветок, очки и т. д. В зале покажите их ребенку и вместе с ним начните поиск картины с этой деталью. Потом внимательно рассмотрите вместе найденный натюрморт, называя каждый предмет, его цвет и форму. Обратите внимание на особенно красивую деталь.

Рамка с натюрмортом Дома можно поиграть так. Возьмите небольшую рамку. Вместе с вами или самостоятельно ребенок может обследовать окружающее с целью найти натюрморт. Предметы, попадающие в рамку, наставленную на них, как объектив фотоаппарата, образуют неожиданно красивые, гармоничные композиции - законченные "натюрморты", созданные самой жизнью. В рамку может "случайно" попасть пейзаж (вид из окна) или портрет Такие незамысловатые этюды с рамкой открывают юному взору новый взгляд на мир, помогая увидеть красивое в обыденном, учат внимательно вглядываться в окружающее.

После таких занятий дети с удовольствием рисуют натюрморты - "то, что лежит на столе", правда, не такие, как они только что видели, а свои, с любимыми фруктами и овощами. Девочки чаще рисуют цветы в вазе. Вспомнить все Выберите знакомую картину. Еще раз вместе внимательно изучите ее, вплоть до деталей. Во время предварительного рассматривания и описания взрослый учит детей правильно подбирать слова, подыскивая те, что наиболее точно передают увиденное, а также правильно обозначать части картины - центр, середина, правый верхний угол, нижняя часть картины и т. д. Ребенок встает спиной к картине, а вы придумываете и задаете ему вопросы: "Что лежит на середине стола? Какого цвета инжир? Какие фрукты лежат в корзине, какого они цвета?" и т. п. В этой игре ребенок вспоминает все, о чем говорили вместе со взрослым.

Это - "тренинговая игра". Она развивает художественную память ребенка, его способности цветоразличения, готовит к рисованию по памяти.

Я - экскурсовод Взрослый предлагает ребенку 5-6 лет стать экскурсоводом. Ребенок ведет всех к произведению, которое ему нравится и которое он запомнил. Еще недостаточно свободно ориентируясь в музее с его обилием залов, он просит помощи у взрослого ("Как пройти к статуе Афины со змеей?") Оказавшись у памятника, дает задание изобразить Афину и змею. Затем "экскурсовод" ведет своих экскурсантов "наугад", останавливаясь перед теми произведениями, которые ему знакомы, предпочитая самостоятельно выполнять задания, задавать вопросы и отвечать на них.

– Конец работы –

Используемые теги: Эстетическое, Воспитание, средствами, искусства0.066

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетическое воспитание средствами искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы…

Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства
Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы…

ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ПРИ ФЕОДАЛИЗМЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
А и Б Стругацкие Хромая судьба... Только установление истории открывает нам истину и обосновывает концепции... Д С Лихачев История мать истины...

зстетическое воспитание дошкольников средствами искусства
Хотя есть многие воспитатели, которые вдумчиво и всерьез относятся к развитию личности детей, с тревогой спрашивают: "Куда исчезают почемучки?",… Часто развивать творчество у ребенка уже поздно, так как очень многое… Еще Л. Н. Толстой писал: "Разве не тогда приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во…

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников
Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток… Потому как, занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для… Их цели основаны на единстве – формирование человека, где физическое совершенство составляет часть эстетического…

Эстетическое отношение к миру и художественное развитие средствами разных видов изобразительного искусства
На сегодняшний день проблема гуманизации образования с целью детерминации гармоничного развития каждого имеет всеохватывающий характер.Современная… В этом плане изобразительная деятельность может быть выделена как наиболее… Наиболее яркой, доступной моделью эстетического отношения к миру является искусство, где органично связаны процессы…

Эстетическое воспитание детей через изучение искусства
Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания, изображая сцены охоты, рыбной ловли, бытовые… Это не совсем правильно, ребенок должен знать, что привычный его глазу дом был… Отражая жизнь в художественных образах, давая ей эстетическую оценку, изобразительное искусство является могучим…

Теоретические аспекты исследования музыкального искусства как средства эстетического воспитания
Введение... Теоретические аспекты исследования музыкального искусства как средства эстетического воспитания...

Проблемы эстетического воспитания
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса и заключения.Первый вопрос раскрывает содержание и методы эстетического… Во втором рассматривается вопрос о формировании основ эстетического воспитания… Все эти качества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека. I. Проблемы эстетического воспитания а…

МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые… Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда,… Например, при просмотре телепередачи взрослый предлагает ребенку обратить особое внимание на отдельные персонажи, их…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам