рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале

Работа сделанна в 2010 году

Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале - раздел Социология, - 2010 год - Министерство Образования И Науки Российской Федерации Федеральное Агентство П...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования НИЖНЕТАГИЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра управления и социальной работы СГИ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ВЛИЯНИЕ ЦЕРКОВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРАЛЕ Студентки 5 курса факультета управления и социальной работы Корлюга Ариадны Витальевны Научный руководитель: канд. ист. н доцент Кириллова Л.И. Рецензент: канд. пед. н доцент Окань Г.И. Нижний Тагил 2010г. СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы. 1.1 Понятие и сущность церковной благотворительности 1.2 Исторический аспект развития Церковной благотворительности на Урале . Глава 2. Троицкого Архиерейского подворья города Нижний Тагил) 2.1 Традиции православной благотворительности в Свято-Троицком Архиерейском подворье 2.2 Троицкой православной церкви 2.3 Рекомендации Заключение Список литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ «Матерью благотворительности является религия» Э.Эндрюсс Издавна русская земля славится благотворительностью и милосердием, тем, что называется помощью ближнему своему и состраданием.

Всем известны имена Третьяковых, Морозовых и Мамонтовых, чьи судьбы и деяния не сходят с уст вот уже несколько поколений.

В настоящее время общество и власть в нашей стране делают попытки стать партнерами.

Безусловно, благотворительность как традиционно российское явление является одним из важнейших методов, способствующих построению гражданского общества. Именно благотворительность, являющаяся сознательной деятельностью граждан, не понуждаемых к этому государством, и есть фактор, способствующий преодолению разобщенности разных слоев общества, сглаживанию социальных противоречий.

Благотворительность, это то, что присуще гражданскому обществу [46]. Взаимодействие гражданского общества и государства в вопросах благотворительности должно заключаться в создании последним условий, поощряющих благотворительность. Для того чтобы благотворительность была эффективной, она должна носить планомерный, целенаправленный, адресный характер. В настоящее время она носит некий дежурный характер и заключается в задаривании по праздникам «продовольственными наборами» или проходит в виде рекламных акций.

Исторический опыт нашей страны богат вдохновляющими примерами милосердия, сострадания и человеколюбия. Вместе с тем он заставляет задуматься о глубинных изъянах в системе социальной защиты населения. У благотворительности много форм и обликов. Самая высокая -самопожертвование «жизнь свою за други своя». Однако самая привычная для нас конкретная, бытовая благотворительность - это делать добро отдельным людям и человеческим сообществам - общине, городу, целой стране.

В России есть давно сложившиеся традиции благотворительности и ее направления. Их деятельность была связана со строительством, учреждением и содержанием больниц, приютов, училищ, школ, общин, бесплатных библиотек, музеев, храмов или же с накоплением художественных сокровищ, отечественных и иностранных, которые они отдавали в распоряжение всего общества [4,64]. Их благотворительность была направлена в помощь старым, больным, убогим, сирым и малым. Это была побуждающая и взыскующая поддержка тех, кто способен стать на ноги и дальше помогать себе и другим, радение о приумножении народного богатства и духовного достояния.

Богата традициями благотворительности и история Урала - края, который стал известен и всегда преумножал славу России своими несметными горными богатствами и заводами-богатырями. Во все времена не менее щедра была уральская земля и бескорыстными, отзывчивыми людьми, готовыми придти на помощь каждому, кто в ней нуждается. Учение православного христианства о спасении души, о человеколюбии явилось одной из важнейших предпосылок становления культуры благотворения россиян.

Лучше всего об истоках русской благотворительности сказал историк В.О.Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что и нищелюбие, и любить ближнего, значило, прежде всего - накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих - для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни»[17,88]. Оказание помощи обездоленным, отеческое попечение о подданных стали нравственной обязанностью каждого имущего человека.

Церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую к тому же входят и те многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям - от материальной до психолого-педагогической.

В своем выступлении на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000) Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий подчеркнул, что в Православии милосердие это не жалость, а образ жизни церковного организма. Он рассказал о деятельности Церкви в области благотворительности. Сегодня у Церкви на попечении находятся больницы и детские дома, дома престарелых, и психиатрические диспансеры, созданы патронажные службы.

Через учреждения, находящиеся под попечением Церкви, проходят десятки и сотни тысяч больных и нуждающихся в помощи. Во многих епархиях налажена работа в области милосердия и благотворительности, действуют соответствующие епархиальные учреждения [55]. По истории православной благотворительности опубликовано большое количество работ известных авторов, таких как: К.В.Кузьмин, Б.А.Сутырин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов.

Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.

Церковь испокон веков стояла у истоков благотворительности. Православная церковь уделяла и уделяет внимание тем проблемам, которыми сегодня занимаются специалисты социальной работы. Церковь по-прежнему играет большую роль в развитии благотворительности и имеет практическую значимость в ее реализации. Цель: Изучение опыта церковной благотворительности на примере Свято- Троицкого Архиерейского подворья и влияние его на развитие и становление социальной работы на Урале. Объект: Особенности благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья.

Предмет: Церковная благотворительность Свято-Троицкого Архиерейского подворья. Задачи: 1. Изучить литературу по заданной теме. 2. Раскрыть влияние церковной благотворительности на развитие социальной работы на Урале. 3. Описать особенности церковной благотворительной деятельности Свято-Троицкого храма (г. Нижний Тагил). 4. проанализировать деятельность специалиста социальной работы в Свято-Троицком Архиерейском подворье.

Гипотеза: На развитие и становление социальной работы будут влиять: Изучение опыта благотворительной деятельности в Свято-Троицком Архиерейском подворье, что будет способствовать улучшению таких профессиональных качеств специалистов социальной работы, как милосердие, терпимость и духовность. Методологической основой является комплекс теоретических и практических методов, таких как: Общелогические - анализ литературы по заявленной теме, обобщение, сравнение, синтез данных для глубокого и полного отражения имеющихся тенденций, подходов, взаимосвязей с другими явлениями и процессами, объектами, взаимодействующими с православными традициями, возможностями применения их в мирской практике. Общенаучные - теоретический анализ социальных исследований, а так же изучение и обобщение опыта связанного с различными научными подходами к изучению влияния церковной благотворительности на развитие социальной работы.

Исторические - влияние исторического наследия на развитие современных процессов в практике социальной работы.

Социологические - анализ документов, наблюдение, беседа, обобщение опыта работы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения православной благотворительности. Во второй главе дается анализ благотворительной деятельности в Свято-Троицком Архиерейском подворье, рассматривается благотворительная деятельность храма по окормлению заключенных.

Глава 1.

Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы

Теоретический аспект изучения Православной благотворительности в истории становления социальной работы 1.1

Понятие и сущность церковной благотворительности

Аналогичная работа по попечению стариков проводится в Йошкар-Олинской,... Многие из вынужденных переселенцев обращаются за помощью в Отдел по це... В 1700 году царь, Петр I, указал строить богадельни лишь для стариков,... На средства храма организуются паломнические поездки по святым местам ... Н.Тагил.

Троицкой православной церкви

В Свято- Троицкой церкви социальную работу в основном ведет Отец Олег ... Он выполняет ряд функций: информационную, диагностическую, психологиче... Это колония-поселение, в которой отбывают наказание 300 заключенных, с... Так зародилась мысль создать в колонии молельную комнату - место, куда... Администрация учреждения ИК-48 пошла навстречу, выделив для этой цели ...

литература, иконы, убранство комнаты приобретены на пожертвования прихожан храма. При поступлении каждого нового этапа в колонию, принимают решение окреститься около 20 человек, в зависимости от количества этапированных. Каждый принимает это решение осознанно, и обращается к священнику самостоятельно. Если статья осужденного позволяет вывозить его за пределы поселения, то священник вывозит его в храм для таинства крещения.

Возраст осужденных разный, потребность общения со священнослужителем у всех разная, уровень восприятия того что говорит проповедник тоже разный, по этому священнику приходится проводить беседы соответственно с уровнем понимания прихожан, для начинающих в молельной комнате есть соответствующая литература, а те кто пытается познать больше - заказывают специальную литературу через батюшку в храм. В настоящее время из 300 осужденных прихожанами молельной комнаты являются 45 человек, из них в возрасте 40-50 лет - 12 человек, в возрасте 30 - 39 лет - 25 человек, 20 - 29 лет - 8 человек.

Возрастной состав прихожан в молельной комнате УЩ-349/48. В результате анализа данных, представленных на диаграмме, можно отметить, что основную долю прихожан (57%) молельной комнаты составляют осужденные в возрасте от 30 до 39 лет, чуть меньше заключенных - от 40 до 50 лет (26%), и наименьшее количество прихожан молодого возраста (17%). Возраст от 20 до 40 лет - это возраст, когда человек осознанно может принимать решения, способен отвечать за свои поступки, принимать покаяние, вот поэтому поиск правильных решений и приводит людей к духовному пониманию, как собственной жизни, так и жизни окружающих.

Им необходима помощь духовного наставника, который грамотно поможет разобраться в душе оступившегося человека и через изучение своих чувств, эмоций, анализа конкретных ситуаций, подойти к осознанию необходимости сделать выбор в пользу перемены образа жизни, к осознанию ответственности.

На этом этапе важно двустороннее сотрудничество, но все же, никакое, даже самое лучшее попечение, не сможет изменить жизнь бывшего заключенного, без искреннего желания и усердия последнего. Молодые люди, принявшие решение найти выход из сложившейся жизненной ситуации через духовное прозрение, находят более короткий путь к исправлению, и подчас досрочно освобождаются за примерное поведение, и в дальнейшей жизни не возвращаются на скользкий путь нарушения законов.

С этой группой лиц ведется и предупредительно-профилактическая работа, в которой делаются акценты па профилактику правонарушений. Со всеми возрастными группами духовный наставник ведет как индивидуальные беседы, так и групповую работу (молебны и проповеди). Работа в группе дает участникам чувство безопасности, осознание своей личности и того, что они не одиноки. Сейчас, когда в основной своей массе, заключенные совершенно невежественны в вопросах религии, особенно необходимы постоянные беседы с ними о вере и христианской жизни, для того, чтобы они могли понять, какое важное значение имеет для человека настоящее внутреннее возрождение.

К тому же в беседе можно найти разрешение самых трудных жизненных ситуаций, что особо ценно для заключенных, т.к. они замкнуты в себе. Начиная со времени совершения преступления, человек практически никому не доверяет. Иногда это недоверие распространяется и на священника.

По существующему обычаю заключенные редко говорят о своих совершенных преступлениях, особенно представителям администрации, в местах лишения свободы заключенные и сотрудники тюрьмы - два разных лагеря, между которыми часто бывают серьезные противоречия. И священник, приходящий в тюрьму, должен пройти по очень узкой грани между ними. Для выполнения своей основной функции - привести к Богу и к вере души человеческие (и заключенных, и сотрудников тюрьмы) - священник должен быть независимым от обоих лагерей.

В отсутствии Церкви, в колониях вообще затруднительно было говорить с осужденными о раскаянии, чувстве личной вины и ответственности за совершенное преступление. Многие заключенные, видимо в силу укоренившихся жизненных привычек неверия и недоверия окружающим, не готовы к откровенным беседам со священнослужителями. Только со временем возникающая духовная взаимосвязь священника и заключенного, позволяет убрать преграду недоверия и прежде всего через таинства - покаяния и причастия принести необходимые духовно-нравственные плоды покаяния и возрождения христианина [29, 202]. В отсутствие систематического религиозного образования в тюрьмах, и достаточных библиотек, наибольшее значение приобретают беседы.

Ведь беседа - простое, живое, человеческое общение - это именно то, чего иногда не хватает обычному человеку, в заключении, приобретает особенную ценность и приносит особенные плоды покаяния. Назидательные проповеди объясняют обязанности христианина и таинства религии.

Кроме того, беседы духовных лиц стремятся возбудить в них религиозные чувства, которые нередко приводят к искреннему раскаянию в содеянных ими проступках, последствием чего бывает, то, что некоторые, упорно запираясь перед судом в их преступлениях, откровенно признаются, а другие из буйных делаются кроткими. Динамика посещаемости духовных бесед в молельной комнате показана на диаграмме, Здесь наглядно видно, что наибольшее количество прихожан приходится на 2005, 2007, 2009 года, а в 2004, 2006, 2008 годах заметен спад активности, но это не означает, что снижается интерес или качество работы, эти цифры зависят от числа этапированных, значит, в эти годы население колонии было меньше, чем в вышеупомянутые, а интерес и желание посещать беседы со священником усиливается с каждым годом. Интересен тот факт, что те заключенные, которые являются прихожанами молельной комнаты длительное время, стали на много спокойнее, ответственнее, увереннее, работоспособнее.

Прихожанам молельной комнаты была предложена анкета (прил. 4), в которой нужно было оценить свое душевное состояние до бесед со священником и в течение 6 месяцев после того как они стали общаться со священнослужителем. Результаты анкетирования представлены на диаграмме: Динамика реабилитации осужденных в результате бесед со священнослужителем (За 6 месяцев). Проанализировав результат можно сделать следующий вывод: во время бесед со священнослужителем, осужденные становятся спокойнее, умиротвореннее, уверенные в себе, работоспособны и обретают душевное равновесие.

Снижается уровень агрессии, тревоги, проходит страх и уныние. Происходит это в результате того, что беседы направлены на укрепление веры в Бога, а следовательно и веры в свое исправление.

В колонии часто проводятся дни открытых дверей, где родственники заключенных могут побеседовать как с сотрудниками колонии, так и со священником. Беседа направлена на то, чтобы помочь семье преодолеть уровень тревожности за своих близких, помочь найти душевные силы для того чтобы они могли поддержать своих оступившихся родных. Если рассматривать вопрос о благотворном влиянии на заключенных, то исправление их нравственности - это одна из главных задач, так как если ограничиться только лишением их свободы, всевозможными наказаниями и привлечением к труду, то заключенные замыкаются в себе, превращаясь в подобие автоматов и после освобождения, соприкасаясь с действитель- ностью, неминуемо возвращаются на путь преступлений.

В колонии сотрудники делают много, для того, что бы процесс реабилитации к жизни после освобождения был менее болезненным.

При УЩ работает совет для готовящихся к освобождению, в него входит и священнослужитель, проводятся беседы со всеми специалистами: психологами, социальными педагогами, юристами, специалистами социальной работы и духовным наставником. Все эти специалисты проводят реабилитационную работу с осужденным - готовят его к выходу в «жизнь». Многие после освобождения ведут активную переписку или продолжают общение с Отцом Олегом и по сей день в храме.

Только таким образом духовно-нравственная чистота помыслов, добросовестное отношение к труду, понимание прекрасного и возвышенного смогут отвратить осужденного от преступного пути в этом мире и призвать к духовным высотам, достойным человеческого предназначения. Главнейшей целью пенитенциарной науки и всех систем исправления является изыскание тех средств, которые могли бы лучше влиять на перевоспитание преступника и исправить в нем те недостатки, пороки и наклонности, которые были привиты к нему дурной обстановкой.

Священник, как и специалист социальной работы, выполняет ряд функций: 1. Информационная. 2. Предупредительно-профилактическая. 3. Социально-педагогическая. 4. Психологическая. 5. Коммуникативная. 6. Организационная. 7. Посредническая. 8. Психотерапевтическая. Особенно важна психотерапевтическая функция религиозного искусства в условиях социальной изоляции мест лишения свободы.

Осужденные могут быть как простыми потребителями этих религиозно- эстетических ценностей (иконопись, церковное пение, богослужение, красота обрядов и церемоний и т.д.), так и их создателями. В этом плане администрация может идти по пути создания реальных условий для проявления творческих начал у осужденных-верующих: помощь материалами в занятиях религиозной живописью под руководством опытного духовного пастыря; обучение основам церковного пения; приобретение религиозной литературы, иллюстрированной известными художниками и т.д. Предупредительно-профилактическая деятельность позволяет привести в действие психологические, педагогические, социальные и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений.

В рамках реализации данной функции с прихожанами проводятся беседы, читаются книги, а основным, является - приобщение к церковному Таинству- Исповеди. Отец Олег, считает, что самая лучшая и первостепенная терапия для его прихожан в молельной комнате - это Исповедь и Причастие.

Эти Таинства позволяют заключенным найти жизненный стержень и утвердиться в выбранном пути к душевному благополучию и покаянию. Можно отметить, что беседы обладают наибольшим эффектом, в результате которых осужденные становятся более сознательными, ориентированными на исправление. Посредническая функция проявляется в установлении контактов с множеством социальных институтов: образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения и общественными организациями.

Отцом Олегом проводится большая работа в этом направлении, например: после долгосрочных переговоров с администрацией колонии, а за тем и ГУФСИН, получено разрешение на строительство церкви, на территории колонии. Уже подготавливается территория под закладку фундамента, на расчистке территории и на всех не требующих квалификации работах заключенные принимают активное участие безвозмездно и в свободное от работы время. Окормление такого учреждения как тюрьма, имеет много сложностей. Тюремное служение - это одно из самых трудных дел милосердия, которое осуществляется в рамках церковно-общественной социальной деятельности.

Труд священника в колонии 349/48, является крайне изнурительным. В силу своей закрытости и недоступности, не разрешено проводить службы никому кроме Отца Олега, не разрешено вносить на территорию вещей не относящихся к церковным ритуалам, но, тем не менее, работа эта ведется, в результатах этой работы нуждаются люди. Кроме того, можно наблюдать, как дело милосердия, в свою очередь лечит покалеченные души. Опыт исправления нравственности заключенных под влиянием Церкви неоспорим, в последние годы и сотрудники тюрем признают положительную роль религии в нравственном исправлении заключенных.

В последнее время, ученые специалисты исправительной педагогики в своих теориях сближаются с воззрением Церкви на исправление преступников. С другой стороны ясно, что для священников, служащих в местах лишения свободы, равно как и в любом другом месте, для нравственного исправления человека, где бы он ни был - в тюрьме, армии, больнице или в обычной жизни, универсальное значение имеет воздействие благодати Божией.

В целом, в отношении попечения о нравственности заключенных можно сказать, что те, кто действительно желает после освобождения обрести нормальную жизнь, получают утешение в религии, посещая церкви, беседуя с духовными наставниками. Сила веры очень часто производит благодатные действия, и многие заключенные смиряются, принося раскаяние в своих поступках, вместе с тем осознавая и справедливость назначенного им приговора.

Есть примеры того, что заключенные своими руками строили и украшали церкви, другие смиренно и трудолюбиво ухаживали за болящими и страждущими братьями по несчастью, третьи духовно просвещали, поддерживали и укрепляли прочих заключенных. Лучшим же доказательством благотворности влияния Церкви на нравственность заключенных, являются практические, жизненные примеры исправления заключенных, которые стали появляться особенно тогда, когда заключенные стали попадать в тюрьмы, имеющие церкви.

Были многие примеры, что скрывая перед судом истину, арестованные, по увещанию духовного отца, сознавались в проступке со всей откровенностью [32, 110-118]. Конечно сейчас, среди заключенных очень мало религиозно образованных людей, и поэтому особенно важно возродить какие-либо православные школы и библиотеки в местах заключения. В настоящее время заключенные не могут получать систематического православного духовного образования, т.к. организация каких-либо систематических курсов или школ зависит от наличия преподавателей-катехизаторов, которых сейчас очень немного.

В основном катехизаторами являются либо члены православных обществ, помогающих тюрьмам, либо бывшие заключенные, после освобождения желающие послужить Церкви и помочь священнику в проповеди православной веры другим заключенным. Что касается библиотек, то они по мере возможности образовываются при колониях и тюрьмах.

В настоящее время ощущается очень большая нехватка православной литературы для верующих заключенных. Тогда как именно религиозное обучение помогает верующим заключенным избегать различных соблазнов, развивает ум и существенно помогает достигать нравственного исправления. На сегодняшний день можно видеть массу неустроенных бывших заключенных, постоянно пополняющих ряды бомжей и безработных, праздно шатающихся по рынкам, вокзалам, прочим общественным местам в поисках пристанища, денег и пропитания.

Вследствие практической невозможности государственных структур своевременно обеспечивать бывших заключенных документами, деньгами, жильем и работой, они сами обеспечивают себя всем необходимым, нередко вновь нарушая закон и снова попадая в тюрьмы и колонии. Попытки наладить контроль и помощь лицам, вышедшим из мест лишения свободы все-таки есть. В частности при местных органах самоуправления (Мэрии, Администрации) существуют Наблюдательные Комиссии, которые осуществляют надзор, оказывают помощь бывшим заключенным (но только по месту жительства до заключения). Эти Наблюдательные Комиссии выполняют следующую работу: постановка на учет, оказание юридической помощи, выдача талонов на льготное питание, получение одежды, обеспечение временного проживания (типа " ночлежки") направление на работу и предоставляют другие виды помощи.

Необходимо вернуться к мысли о создании специальных обществ или мест, где люди, вышедшие из мест лишения свободы, могли бы первое после освобождения время привыкнуть к новому для них состоянию; дождаться оформления документов, реально подумать о новом месте жительства и работе.

Работа по этому вопросу ведется разрозненно, усилиями отдельных людей или общественных организаций. В настоящее время ведутся только попытки созданий таких реабилитационных центров, которые занимались бы бывшими заключенными. Так, например многие бывшие заключенные обращаются за помощью к тем людям, организациям, церковным приходам, монастырям, которые помогали им во время заключения.

Такой опыт есть в Екатеринбурге. Для достижения поставленной цели, предусматривается принятие комплекса мер, способствующих получению лицами без определенного места жительства и занятий, медицинского обслуживания, трудоустройства, социального обеспечения и реализации других прав и свобод. Действительно, при объективном рассмотрении вопроса об оказании помощи бывшим заключенным, необходимо увидеть многогранность этой проблемы.

Множество людей, вышедших из мест лишения свободы ищут помощи где только возможно, но придя в церковь, в основном просят денег - на дальнюю дорогу, на лекарства, на питание и одежду, и очень редко просят благословения и молитв на новую, праведную жизнь без тюрьмы. Социологический опрос заключенных колонии показал следующее: Несколько неожиданные данные были получены при ответе на вопрос: Нужна ли будет Вам социальная помощь после освобождения? 9% затруднились на него ответить, а вот из оставшейся части осужденных более 2/3 сказали: «Нет, не нужна». И лишь дополнительное изучение показало, что подавляющее большинство просто-напросто не верит в ее получение от кого бы то ни было: от государства, от предпринимателей, от разных благотворительных фондов, частных лиц и т.д. Однако то, что социальная помощь все-таки большинству освободившихся будет крайне необходима, стало ясно из ответов на вопрос, какую конкретно помощь и от кого Вы хотели бы получить после освобождения: «Любую (одежда, деньги)»; «Материальную помощь»; «Решение проблем с работой»; «Трудоустройство»; «Восстановление утраченного жилья»; «Наркологическую» и т.д. И лишь один осужденный категорически заявил: «Никакую и ни от кого», разуверившись в социальной поддержке общества.

В подавляющем большинстве случаев проблема оказания постпенитенциарной помощи освободившимся не решается, а сводится лишь к общим рассуждениям да написаниям различного рода проектов о попечительских советах (прил. 6). Анализируя проведенное исследование становится понятной необходимость благотворительной работы священнослужителей с осужденными.

Сама жизнь показала, что именно этой категории лиц нужна духовная поддержка как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

Беседы со священнослужителем дают динамику роста положительных, и снижения негативных качеств заключенных, благодаря общению с духовником человеку становится проще разобраться в своих проблемах, найти их правильное решение.

В крупных городах, при монастырях, работают реабилитационные центры для бывших заключенных которые дают временную работу и кров, это помогает человеку на первых порах адаптироваться к жизни вне тюремных стен. В целом можно сказать, что ради исполнения важнейшей задачи - окончательного исправления бывших заключенных, необходимо объединение усилий государственных структур, общественных организаций и Церкви, для создания централизованной, продуманной структуры попечения над освободившимися из заключения. 2.3 Рекомендации специалисту социальной работы Специалист социальной работы должен в первую очередь обратить внимание на себя, на развитие своих личностных и профессиональных качеств. Развивать на профессиональном уровне свою духовно-нравственную культуру.

Выработать стиль поведения специалиста социальной работы обусловленный совокупностью его личностных качеств, таких как; 1. гуманистическая направленность личности, 2. личная и социальная ответственность, 3. чувство добра и справедливости, 4. чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, 5. терпимость, 6. вежливость, 7. порядочность, 8. эмпатичность, 9. готовность понять других и прийти к ним на помощь, 10. эмоциональная устойчивость, 11. личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Использовать в своей работе исповедальный метод для устранения психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой.

Этот метод предполагает общение специалиста социальной работы и клиента "один на один". Этот метод используется на протяжении не одного столетия в большинстве религий. Оказывать содействие в реализации инициатив, связанных с гуманностью, милосердием, благотворительностью организаций и граждан, в формировании и финансировании целевых проектов и программ, прежде всего в сфере здравоохранения и социального обеспечения, организации домов общественного призрения для неимущих и обездоленных.

Поддерживать деятельность православных организаций, обществ, фондов направленных на оказание помощи отдельным лицам, в ней нуждающимся, и целым социальным группам, например беженцам и мигрантам. Принимать участие в организации социальных программ благотворительного характера (от создания сети благотворительных столовых, магазинов, раздаточных пунктов, центров социальной адаптации до медицинской помощи и заботы о детях, помощи заключенным, воплощения принципов христианского милосердия и благотворительности, православных святынь и т.п.). Изучать отечественный и зарубежный опыт милосердно-благотворительной деятельности.

Обмениваться опытом милосердно-благотворительной деятельности между православными иными религиозными и светскими организациями, что является сегодня насущной необходимостью в развитии милосердно-благотворительной деятельности в России. Необходима организация центров для реабилитации лиц освободившихся из заключения. Эти центры должны располагать информацией о наличии рабочих мест, где могут принять на работу человека с судимостью, или предложить неквалифицированную работу при центре или храме, в этот период человек должен получать льготное питание и одежду.

В случае если освободившийся является гражданином другого города, обеспечить его проездным билетом до места проживания и дать направление в аналогичный центр по месту прописки. При центрах должны быть организованы производственные мастерские для трудовой адаптации, продукция, произведенная в них, может реализовываться через магазины открытые на базе этого центра. Центр должен иметь договор и с медицинскими учреждениями, в которых будет оказываться помощь по направлениям Центра.

Людям не успевшим получить профессиональное образование, организовать учебные центры, в которых они смогут получить начальное профессиональное образование или закончить среднее. В комнатах, предназначенных для приема передач в тюрьмах, в социальных учреждениях, крупных магазинах, или местах часто посещаемых населением, разместить информационные стенды, на которых поместить номера счетов для благотворительных пожертвований.

На сайте Церкви поместить папку для объявлений о помощи и желающих ее оказать (прил. 7). На информационной доске в Храме тоже организовать подобную доску объявлений с номерами счетов для пожертвований. Вся эта работа должна иметь систематичный характер, серьезно отслеживаться ответственными людьми и тогда действенность помощи оказываемой центром будет реальна и востребована. Заключение Первый опыт диаконического служения Древней Церкви запечатлен на страницах Священного Писания: уже в первых христианских общинах формируется система призрения, а у первых христиан имелось ярко выраженное стремление оказывать помощь бедным, дряхлым, хворым и неимущим.

Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В. О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: " …человеколюбие на деле значило - нищелюбие.

Нищенство, считалось в древней Руси, не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при Церкви практическим институтом благонравия…" [17, 82]. Находясь под влиянием евангельского учения о милосердии, святой князь Владимир в числе первых показывал пример сострадательности к тем, кто нуждается в помощи - к убогим, нищим, сиротам. Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья.

Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Роль и значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей. Через два года после того, как Собором русских иерархов Патриархом Московским и всея Руси был поставлен святитель Ермоген, в Москве начался голод, вызванный рядом тревожных событий Смутного времени.

Проявляя заботу о неимущих, Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Петр I, следуя примеру Людовика XIV, требовал повсеместного устройства по губерниям "гошпиталей" , то есть приютов, для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах, приюты для принятия "зазорных" детей, на тех же основаниях.

Девяностые годы, ушедшего в историю столетия, ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием финансово-экономической системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.

Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года Церковь сегодня энергично проявляет себя во многих сферах общественной жизни. В уповании на помощь Божию, будет расширяться на благо тех, кому требуется поддержка и помощь, кто ждет от церкви сочувствия и участия.

История благотворительности на Урале берет начало от периода реформ 1860-х годов. В Екатеринбурге и городах Екатеринбургской епархии были распространены такие формы благотворительности как: детские приюты и сиротско-воспитательные дома, комитеты по призрению нищих и бедных, дома престарелых, богадельни, ночлежные дома и др. Проводились выдачи денежных пособий нуждающимся, в том числе погорельцам. В работе рассмотрена благотворительная деятельность Свято-Троицкого Архиерейского подворья на современном этапе с 1991 года. С момента начала своей непосредственной деятельности - богослужения, настоятели храма ведут и большую благотворительную деятельность.

Основными направлениями благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья являются: работа с социальными учреждениями, антиалкогольная программа, детские программы, воспитательная работа, религиозное образование, работа с глухими и слабослышащими, катехизация мирян и миссионерства, просветительская работа с молодежью, работа с беженцами, помощь нуждающимся частным лицам при храме.

Исходя из этого, мы выявили, что традиции социального служения ближним: немощным и престарелым, детям о которых забыли родители, страждущим телесными и душевными недугами, оступившимся перед законом, всем нуждающимся, продолжает существовать и развиваться в наши дни. Также используются все виды помощи: образовательная, трудовая, материальная помощь в решении чрезвычайных жизненных ситуаций.

Изучая опыт накопленный столетиями православной церковью, специалисты социальной работы повышают как профессиональные качества, так и духовные. Значительное внимание, в рамках благотворительной деятельности Свято- Троицкого Архиерейского подворья, уделяется окормлению УЩ-349/48. С 2004 года еженедельно колонию посещает священник Свято-Троицкого храма Отец Олег. В рамках анализа деятельности священника, было выявлено, что он выполняет ряд функций: 1. Предупредительно-профилактическую - механизмы предупреждения негативных явлений: беседы, исповедь, причастия. 2. Социально-педагогическую - проведение воспитательных бесед о правах, обязанностях, о любви к Родине, семье, природе, самоопределение и самореализация. 3. Психологическую - индивидуальный подход к каждому осужденному. 4. Коммуникативную - умение общаться с любой аудиторией. 5. Организационную - умение заинтересовать прихожан своими проповедями и беседами. 6. Посредническую - Установление контактов с множеством социальных институтов: образовательными, учреждениями социальной защиты, общественными организациями. 7. Психотерапевтическую - под руководством пастыря проведение занятий по иконописи, церковному пению, богослужение. 8. Информационную - проповедничество, православные школы. Исходя из этого, выявили, что в рамках существования деятельности православного прихода можно отметить применение всех технологий социальной работы.

Целью специалиста социальной работы является помочь заключенному сохранить и создать важные и положительные социальные контакты вне тюрьмы, увеличить способность заключенного к самостоятельной жизни, а также воздействовать на него с целью выработки законопослушного поведения.

Поскольку обычно противоправное поведение вызывают личные и социальные проблемы человека, то социальная работа с заключенным охватывает как его личные, экономические, так и правовые вопросы.

При помощи бесед, выясняют психологическое и эмоциональное состояние заключенного, и помогают приспособиться к изменениям, происшедшим в обществе за время отбывания срока.

Также, специалист социальной работы, оказывает заключенному правовую помощь в социальных вопросах, поддерживает сохранение или восстановление его отношений с членами семьи, помогает создать или сохранить контакты с работодателем, поддерживает его при преодолении трудностей с учебой, помогает разрешить спорные вопросы, возникающие между заключенным и тюремными чиновниками, а также между самими заключенными.

Помогают заключенному ресоциализироваться путем индивидуальных консультаций и групповой работы (в том числе путем программ социальной реабилитации). Целью социальных обучающих программ является обучение заключенных социальным навыкам, которое помогло бы им освоить законопослушное поведение в обществе. В стадии освобождения социальный работник помогает заключенному решить проблемы, которые возникли при сужении внешних контактов. Зачастую заключенный теряет социальные связи, место жительства, работу, доход.

Подготавливая освобождение, социальный работник помогает заключенному оформить документы, найти работу и место жительства, а также ходатайствовать о пособии через отдел общей опеки. Если заключенный имеет возможность досрочного освобождения, специалист социальной работы и психолог пишут характеристику, в которой дают оценку психическому состоянию заключенного и его готовности к законопослушному возвращению в общество. Вся эта работа проводится согласно «Положения об общественном социальном работнике в местах лишения свободы» (прил. 8). За годы своего существования Русская православная церковь накопила большой опыт милосердно-благотворительной деятельности, которая сегодня активно возрождается.

Данный опыт имеет достоинства и в целом может во многом послужить возрождению нашего Отечества. Духовное возрождение - это не только строительство храмов, открытие монастырей, это - создание храмов в душах людей, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию.

Таким образом, поставленная цель - рассмотреть влияние церковной благотворительности на развитие социальной работы на Урале достигнута, мы увидели, что такие профессиональные качества специалиста социальной работы, как - милосердие, терпимость и стремление помогать людям имеют начало с доевангельского периода жизни людей и взяты за основу современной социальной работы. Такие виды технологий социальной работы как: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная терапия, ориентируют на целостный подход к человеку, учитывают его интересы, потребности, ценностные ориентации, способствуют мобилизации потенциала внутренних сил личности для решения возникших проблем и трудностей. Все эти технологии использовались и православной церковью в досоветский период и в современной жизни.

Изучая опыт благотворительной деятельности церкви от истоков до сегодняшних дней специалист социальной работы может развить и воспитать у себя такие качества как милосердие, терпимость и духовность.

Гипотеза подтверждена. Список литературы 1. Апкаримова Е.Ю. Благотворительность в городах Пермской губернии в последней трети XIX - начале XX вв. / Е.Ю. Апкаримова // Милосердие и благотворительность в российской провинции: тез. докл. всерос. конф 22-23 марта 2005г. /РГППУ Екатеринбург, 2005. - С.31 - 35. 2. Альманах Международного Демидовского фонда // Л.А. Дашкевич « Демидовский Дом трудолюбия в С-Петербурге.

Об истоках помощи беднякам». Выпуск №3 69 с. 3. Архимандрит Агапит, Жизнь св. Григория Богослова, архиепископа Константинопольского и его пастырская деятельность. / Архимандрит Агапит СПб 1869 328 с. 4. Баянкин С.Д. Благотворительность на Урале: материалы 2 всерос. конф 13-14 мая 2007г. /С.Д. Баянкин. -Екатеринбург : Уральский рабочий, 2007 С. 64-65. 5. Бернер Г.С Юнссон Л.А. Теория социально-психологической работы /под редакцией С.Ю. Горлова М. : Знание, 2008 341 с. 6. Годунский Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. / Ю. Годунский // Наука и жизнь 2006 №10 С. 32-37. 7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах/ В.Даль СПб. : - Москва: издание книгопродавца топографа М.О.Вольфа 1880-1882г 102 с. 8. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях М. : Знание 1996 53-54 с. 9. Диакония и Попечение в пенитенциарных учреждениях России М. : 1997, 82 с. 10. Дмитриев А.Г Усманов Б.Ф Шелейнов Н.И. Социальные инновации: сущность практика осуществления / А.Г.Дмитриев, Б.Ф. Усманов, Н.И. Шелейнов М. : Социальная работа, 2008 367 с. 11. Доклад митрополита Солнечногорского (ныне Воронежского и Борисоглебского) Сергия, Председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000)/ 12. Евангелие от Луки - гл.6. http://biblia.org.ua/biblia/in2.html. 13. История России от древнейших времен до начала XX века / под ред. И.Я. Фроянова М. : Наука 2008 528 с. 14. История СССР с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. Б.А. Рыбакова 4-е изд М. : Инфра, 2008. -465 с. 15. Кернер Г.С Юнссон Л.А. Теория социально- психологической работы / Г.С. Кернер, Л.А. Юнссон М. : ИНФРА-М, 2007 279 с. 16. Ключевский В.О. Курс русской истории / В.О. Ключевский Часть 2 М. : 2008 233 с. 17. Ключевский В. О. «Добрые люди Древней Руси» /Ключевский В. О. Исторические портреты. Деятеля исторической мысли.

Москва, 1990, С. 77-94. 18. Кузьмин К.В Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX в.) / К.В. Кузьмин, Б.А. Сутырин Екатеринбург : Деловая книга, 2003 439 с. 19. Коковцов В.Н Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части СПб. : 1894 324-328 с. 20. Конституция РФ от 12.12.1993г. Глава 2 ст. 28. 21. Конвенция развития социального обслуживания населения в РФ от 4 августа 1993 г. // Собрание законодательства РФ 1993, № 29, ст.762. www.garant.ru info@garant.ru 22. Лекции по по технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой М. : Социально-технологический институт, 2008 315с. 23. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты / Л.Я. Лавриненко.

М. : Образование и общество, 2004 №1 86-98 с. 24. Лозовская Е.Г Новак Е.С Краснова В.Г. История социальной работы в России: учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа» Волгоград : Издательство ВолГУ, 2008 361 с. 25. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России / А.И. Ляшенко М. : Социально-технологический институт, 2006 296 с. 26. Макарова А.Н Скворцова Е.М Андреева И.А. История России / А.Н.Макарова, Е.М. Скворцова, И.А Андреева М. : Академический проект, 2008 378 с. 27. Морозова И.Н. Проблема христианства и культуры в традиции отечественной духовности (мнения, гипотезы, аспекты методологии исследования) / И.Н. Морозова // Известия Уральского государственного университета 2007 № 54 С. 131-152. 28. Милосердие и благотворительность в Российской провинции / Пленарные доклады и материалы круглого стола Всероссийской научно-практической конференции 22 - 23 марта 2002 г. / под общ. ред. М.Е.Главацкого.

Екатеринбург.

Изд Уральского университета. 2002г. Вып. №2 - 205 - 230 с. 29. Никитин В.Н. Жизнь заключенных. / В.Н. Никитин СПб. : 1871 202 с. 30. Ожегов Сергей Иванович.

Словарь рус. языка.

ОК. 57000 слов. /Под ред. д-ра филол.

Наук, проф. Н.Ю. Шведовой 12-е изд стереотип М. : Рус. яз 1978 - 846 с. 31. Павленок П.Д. Основы социальной работы : учебник М. : ИНФА-М, 2008 395 с. 32. Пищелко А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных. / А.В. Пищелко М. : Инфа, 1992. 110 с. 33. Православная газета, Екатеринбург- интернет версия.

Design by SDragon 2002. Scripts by SLightning 2002. 34. Рамзей Г.Д. Социальная работа: Наука - профессия: К развитию концепции / Г.Д. Рамзей М. : Наука, 2007 321 с. 35. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой М. : Ин-т социальной работы, 2007 563 с. 36. Русская Православная церковь / Официальный сайт Московского Патриархата. : © Patriarhia.ru 37. Савинов А.Н Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты : учеб. пособ.

Для студ. учреждений сред. Проф. Образования М. : Высшая школа, 2008 273 с. 38. Свод законов Российской Империи (1832г.) / под редакцией И.Д. Мордухай - Болтовского СПб. : Русское книжное товарищество «Деятель», 1912г. Книга 3, раздел I - 97 c. 39. Соколов А.Р. Российская православная церковь как субъект церковной благотворительности / А.Р. Соколов М. : Институт проблем гражданского общества, 2008 425 с. 40. Соколов А.Р. Российская благотворительность: исторические исследования / А.Р. Соколов СПб. : Гиперион, 2005 384 с. 41. Соколов А.Р. Благотворительная деятельность императорского «человеколюбивого общества» в XIX веке: Вопросы истории.

А.Р. Соколов СПб. : Гиперион 2003 №7 с. 96-112. 42. Сорвина А.С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях / А.С. Сорвина М. : Высшая школа, 2007 264 с. 43. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. Ред. д.и.н проф. Е.И. Холостова, д.и.н. А.С. Сорвин М. : ИНФРА-М, 2004 427 с. 44. Тетерский И.О. Введение в социальную работу: учебное пособие. -4-е изд М.: Академический проект, 2007 496 с. 45. Технологии социальной работы: учебник / под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой М. : ИНФРА-М, 2008 - 334 с. 46. Федеральный закон «О благотворительной деятельности в благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ 1995, № 36, ст. 1023. www.garant.ru info@garant.ru 47. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ, ст. 16. п.3; ст. 18 п.п. 1. www.garant.ru info@garant.ru. 48. Фойницкий И.Я. Учение о наказании. / И.Я. Фойницкий СПб. : 1886, 441 с. 49. Холостова Е.И. Теория социальной работы: учебник М. : Юристъ, 2008 334 с. 50. Шаронов А.В.Социальная сфера и социальная политика, умеренная либеризация / А.В.Шаронов // Российский социально-политический вестник 2008 № 1 С.19-26. 51. Ядринцев Н.М. Русская община в тюрьме и ссылке СПб. : 1872 323 - 680 с. 52. Сайт комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы, / МИЛОСЕРДИЕ.RU/ 53. http: www.diaconia.ru WEB - сайт. 54. http: www.propovednik.ru. 55. http: //blagodarite.ru/. 56. httр: www. stap-nt@bk.ru <stap-nt@bk.ru> 57. СМИ "Информационное агентство Екатеринбургской Епархии" (свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003)/.

– Конец работы –

Используемые теги: Влияние, церковной, благотворительности, развитие, Становление, социальной, работы, Урале0.106

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Влияние церковной благотворительности на развитие и становление социальной работы на Урале

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебник подготовлен коллективом авторов... гл канд искусствовед наук проф Т В Шеляг гл д р... наук проф П Д Павленок...

Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы
М. ИНФРА-М, 1998. 368с И это не случайно. Оказавшись отторгнутыми от ранее существующих детских и подростковых… Что касается социальной реабилитации инвалидов и пожилых людей, возможность как можно дольше оставаться в привычных…

Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие.
На сайте allrefs.net читайте: Различия социальных изменений на макроуровне и микроуровне. Социальное изменение и социальное развитие, их принципиальное различие....

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой
На сайте allrefs.net читайте: Социальная мобильность – переходы социальных субъектов из одной социальной группы в другую, от одной социальной позиции к другой...

Задания для выполнения контрольной работы и лабораторной работы для самостоятельной работы студентов Менеджмент и маркетинг
На сайте allrefs.net читайте: "Задания для выполнения контрольной работы и лабораторной работы для самостоятельной работы студентов Менеджмент и маркетинг"

Становление и развитие социальной психологии
Из всех социальных наук, социальная психология представляет собой попытку, систематически используя методы, сходные с методами других наук,… В течение долгого времени в психологической науке за основу теоретического… Связи личности с обществом подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Интерес к человеческому…

Методические указания к выполнению дипломных работ по специальности 040101 – Социальная работа
Кафедра социальной работы психологии и педагогики... Социальная работа... Методические указания к выполнению...

Понятие воспитательной работы. Роль и место воспитательной работы в системе работы с кадрами
Это, в свою очередь, требует повышения уровня воспитательной работы с личным составом, выделения приоритетов в системе воспитания личного состава,… Вместе с тем в современных условиях принимаемые меры воспитательного… Коллегия МВД России на заседании 23 декабря 1998 г рассмотрев состояние работы с кадрами в системе кадровой политики…

Влияние социальных процессов на развитие туризма
Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечествен¬ного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом фак¬торов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется… Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим коли¬чеством…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам