рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ - раздел Политика, Теория государства и права. Курс лекций. Издание второе В Учебных И Практических Целях Очень Важно Выявить Как Тесную Взаимосвязь...

В учебных и практических целях очень важно выявить как тесную
взаимосвязь всех видов социальных норм, так и их специфику. Особен­
но это касается права и морали, представляющих для юридической
науки приоритетный интерес. : /

Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель)
указывали на значимость этих двух главных определителей обществен­
ного поведения, их сходство и несовпадение. Отграничив право от мо­
рали, мы тем самым покажем отличие его от других социальныхлорм,
место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регули­
рования1. ; !М

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют
прежде всего правовые нормы — это их специальность. Но они для
оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного раз­
решения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим
критериям, ибо в основе права лежит мораль. '

Русские правоведы (B.C. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юри­дически оформленная мораль. Право — средство реализации нравст­венно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо. B.C. Соловьев, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра или порядка, не допускающего известного проявления злак

Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общест­венного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принци­пов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения,

1 Мы не вдаемся здесь в полемику, ведущуюся в литературе вокруг понятия права, но придерживаемся мнения, согласно которому право — это исходящие от государств3 нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости,,естест-венных прав человека, меру свободы личности; баланс интересов между различными слоями общества. В целом понятие права, как заметил еще И.А. Ильин, упирается в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из предлагающихся ныне концепций права не исключает из его состава нормы, а лишь дополняет их рядом других компонентов.


3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие... 327

определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обще­ству, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действи­тельности1..

Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включает в себя также психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в мора­ли — это представления о добре и зле.>

Нравственность предполагает ценностное отношение человека не только к другим, но и к себе, чувство собственного достоинства, само­уважения, осознание себя как личности. И. Кант заметил: «Кто превра­щает себя в червя, не должен потом жаловаться, что его топчут нога­ми»2. Честь, достоинство, доброе имя охраняются законом — это важ­нейшие социальные ценности. Честь — дороже жизни. Когда-то из-за чести шли на дуэль, в таких поединках погибли Пушкин, Лермонтов. Представления о честном и бесчестном — еще один стержень морали. Высшим законом и высшим судом для личности является собственная совесть, которая по праву считается самым полным и самым глубоким выражением нравственной сущности человека.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый — выражает
глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответст­
венности, духовности, общественного долга, обязанности. Еще древние
говорили: «Нет ни одного момента в жизни человека, свободного от
долга». Здесь проявляется известный кантовский «категорический им­
ператив», в соответствии с которым в каждой личности заключено
некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее зако­
нодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно сле­
довать, i

Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму. Так гласит и одна из христианских заповедей. По Канту, две вещи поражают наше воображение — звезд­ное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив.

Мораль и нравственность — одно и то же. В научной литературе и в практическом

°"Иходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются

Установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под

Равственностью — степень их соблюдения, т.е. фактическое состояние, уровень морали.

Данном случае мы исходим из тождественности этих понятий.. Что касается этики, то

То особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе

Ределенные оценочные критерии.

Кант И. Метафизика нравов. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 376.



Тема М. Право в системе социальных норм


3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие...



 


Все это составляет понятие совести, т.е. способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. «Закон,.живущий ; в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно соотношение наших поступков с этим законом»1. Цицерон видел з со­вести главное украшение человека. Эта мысль отразилась и в народной мудрости: «Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую

СОВеСТЬ»-. : | • ; :.',«

Второй аспект морали'— конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к; голым принципам. Эти две ее стороны тесно переплетены. «Человек естъ'ряд j его поступков....Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне»2. Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть'его действительную сущность. Но поступки — плоды помыслов. ;' •'(

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в
себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и про­
тиворечия.
Внимательное сопоставление права и морали, выяснение
взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать io6ai эти
явления3. :! ,

Единство права и морали состоит в том, что: I

во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования ив силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

BiO - в т о р ы х, право и мораль преследуют в конечном счете одни и
те^же цели и задачи — упорядочение и совершенствование обществен­
ной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение
личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма,
справедливости; '

в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирова­
ния — общественные отношения (только в разном объеме), они адресу­
ются к одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требо­
вания во многом совпадают; f

в-четвер ты х, право и мораль в качестве нормативных явлений
определяют границы должных и возможных поступков субъектов, слу­
жат средством выражения и гармонизации личных и общественных
интересов; ; г

• • , • • 'Ч !

1 Кант И. Указ. соч. С. 329. ;, - '

2 Гегель. Соч. М„ 1929. Т. 1.С. 234,236. , ' • iSi

3 Здесь и далее под правом имеются в виду исходящие от государства юридические
нормы, если не оговорено иное. ; > ' • • . ' »


в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономи­ческими, а также политическими, культурными и иными детерминиру­ющими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации; :

в-шестых, право и мораль выступают в качестве фундаменталь­ных общеисторических ценностей, показателей социального и куль­турного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал. Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил»1. Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право — возведенная в закон нравственность.

Однако наряду с общими чертами право и мораль имеют существен­ные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих фе­номенов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального сравнительного анализа.

Отличительные особенности данных явлений заключаются в сле­дующем.

1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их уста­новления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же\отменя-ются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество — его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридичес­кой практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «пре­подносятся» обществу все же от имени государства как его официаль­ного представителя.

По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государ­ством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развива­ются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нУЖно согласия властей; достаточно, чтобы она была признана, «сан­кционирована» самими участниками социального общения — класса-

Илъин И.А. Порядок или беспорядок? М., 1917. С. 24.



Тема 14. Право в системе социальныхнорм


3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..



 


ми, группами, коллективами; теми людьми, кто намерен ею руководст­
воваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосу­
дарственный) характер. >

Это вовсе не означает, что государство не оказывает никакого .вли­
яния на становление морали. Такое воздействие оказывается по.мно­
гим линиям: через право, политику, идеологию, средства массовой ин­
формации, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы
не устанавливает. «Моральные заповеди не могут быть предметом по­
ложительного законодательства»1. • . , •'

В любом государстве действует только одно, им же создаваемое право, в то время как мораль не является единой и однородной,5 она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным^ рели­гиозным, профессиональным и иным делением общества. Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали, хотя и мораль, несмотря на указанную выше' соци­альную дифференциацию, в целом все же соответствует определенно­му типу общества, государства или формации (рабовладельческой,'фе­одальной, буржуазной и т.д.).

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если
право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется,
защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за
соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает,.ибо
норма права — не просьба, не совет, не пожелание, а властное требова­
ние, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и
подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.
Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный^ не­
пререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая
норма относится ко всем. Речь идет о принципе — о том, что в праве
объективно заложен принудительный момент, без которого оно не
было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атри­
бутом власти. ' . ''- ;Х;

Но право утверждается, проводится в жизнь не только и не столько
с помощью «карающего меча». Угроза санкций — потенциальна,^ на
случай конфликта с законом. Ведь большинство граждан соблюдает
правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Использу-
ются, конечно, и методы убеждения, воспитания, профилактики, дабы
побудить субъектов к правопослушанию. Реализация права — слож­
ный процесс. • ;'

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. НаруШе~

! • '• '• \

1 Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 37. : '


ние нравственных норм не влечет за собой вмешательства государст­
венных органов. В моральном отношении человек может быть крайне
отрицательной личностью, но юридической ответственности он не под­
лежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само
общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на
лиц, не соблюдающих моральные запреты. При этом моральное воздей­
ствие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более
эффективным. Последствия же аморального поведения могут быть са­
мыми тяжелыми! и непоправимыми. i

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации.
Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических
актах государства (законах, указах, постановлениях),труппируются по
отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства
пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, состав­
ляющие в целом обширное и-раэветвленное законодательство, то нрав­
ственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учи­
тываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании
людей — участников общественной жизни. Их появление не связано с
волей законодателей или других правотворящих лиц.

Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определен­ных социальных условий в различных слоях и группах общества, рас­пространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия. Возникая постепен­но, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу.

Но моральные нормы — это не только неписаные заповеди и требо­
вания (хотя таких абсолютное большинство). Многие из них содержат­
ся, например, в программных и уставных документах различных обще­
ственных объединений, литературных и религиозных памятниках, ис­
торических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших прави­
ла человеческого бытия. ••.•.•'

Некоторые нравственные правила органически вплетаются в ста­тьи и параграфы законов, иных правовых актов, о чем подробно будет сказано ниже. Тем не менее в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль — относительно свободное, внутренне несистематизированное образо­вание.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам ихвоздей-
Стпвия на сознание и поведение людей.
Если право регулирует взаимоот-
н°шения между субъектами с точки зрения их юридических прав и
обязанностей; правомерного — неправомерного, законного — незакон-



Тема 14. Право в системе социальных норм


3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..



 


ного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человечес­
ким поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного,1 чест­
ного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, •• чести,
• долга и т.д: Иными словами, у них разные оценочные критерии, соци­
альные мерки. >••

В связи с этим нормы права содержат в себе более или менее "по­дробное описание запрещаемого или разрешаемого. действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью; фор­мальной определенностью, властностью, как правило, заранее устанав­ливают санкцию за нарушение данного предписания, тогда как нравст­венные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматри­вают заблаговременно объявляемый вид ответственности. • ,•

5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответст­
венности за их нарушение.
Противоправные действия влекут за собой
реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юриди­
ческую ответственность, причем порядок ее возложения строго регла­
ментирован законом — он носит процессуальный характер. Его соблю­
дение столь же'обязательно, как и соблюдение материальных правовых
норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юриди­
ческой ответственности нельзя привлечь в произвольной форм'е.;'!

Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности.
Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что наруши­
тель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему приме­
няются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исклю­
чение из организации и т.п.). Это — ответственность не перед государ­
ством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людь­
ми. Мораль не располагает тем набором средств принуждения, котбрый
имеется у права — заранее продуманная и широко известная система
санкций. . i . ., ; .^ |;

6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляе­
мых к поведению человека.
Этот уровень значительно выше у морали,
которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем
юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые проти­
воправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль без­
оговорочно осуждает1 любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана
и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и< опасные их
проявления; Мораль не терпит никакого антиобщественного поведе­
ния, в чем бы оно1 ни ^выражалось, в то время как право наказывает
наиболее злостные случаи таких; эксцессов. !

Нравственность'выверяет поступки людей категорией совести,! по­велевает блюсти не только закон, но и долг, внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих со граждан. Она более требовательна


к поведению индивида. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справед­ливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совер­шать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мо­раль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал. «Авторитет нравственных законов бесконечно выше»1. Мораль — оселок, эталон права.

Заметим здесь, что| в нашей литературе появились возражения про­тив формулы «право есть минимум нравственности», поскольку она якобы умаляет право, отодвигает его на второй план, делает чем-то второстепенным. Думается, опасения эти напрасны. Указанная форму­ла вовсе не ставит право на второе место, не принижает его ценности и роли в обществе, а просто фиксирует тот факт, что право действительно не охватывает и не может охватить всех требований морали, что оно регулирует более узкий круг общественных отношений и что оценоч­ные критерии нравственности более строгие. В.А Туманов совершенно справедливо подчеркивает, что «за отказ от права приходится рано или поздно платить не только крахом демократии, но также и моральной деградацией, и духовным обнищанием»2. Это означает, что «отказы­ваться» ни от права, ни от морали ни в коем случае нельзя.

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное
пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.
Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные
области общественной жизни (собственность, власть, труд, управле­
ние, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие сто­
роны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товари­
щество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т.д. Право
не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу «свободных
и добровольных душевных движений» (И. А. Ильин). ;

Вторжение его в эти зоны было бы, во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто недемократичным, антигуманным, «тоталитарным». Здесь дей­ствуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, пРивычки, обыкновения. Нравственность ^отличие от права проника-ет во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе Все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она «универсаль-на и вездесуща»3, не знает исключений и поблажек.

з Гегель. Соч.Т. 6. М., 1934. С. 182.

l. См.: Учения о праве // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева.
н-Новгород, 1993. С. 18-19.: ' - •

См.: Мукашева ЕЛ. Право, мораль, личность. М., 1986. С. 71.



Тема 14. Право в системе социальных норм


3. Соотношение права и Морали: единство, различие, взаимодействие..



 


Однако следует помнить, что сферы действия права и морали не совпадают лишь частично. В< главном же своем объеме они перекры­вают друг друга. Это значит, что решающий круг общественных от­ношений составляет предмет регулирования как права, так и морали. Соотношение здесь такое: все, что регулируется правом, регулируется и моралью, но не все, что регулируется моралью, регламентируется правом.

8. В философском плане различие между правом и моралью; со­стоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой и искусством и т.д.), в то время как право (если понимать под ним юридические нормы, законы) обычно не рассматривается в этом качестве. Формой общественного сознания выступает не право, а правосознание,:-т.е. взгляды на право.

Законодательство обычно рассматривается как атрибут государст­ва, один из его институтов, инструментов, а не как идеи, суждения, представления, хотя, конечно, они,тесно переплетаются, поскольку в законах как раз и воплощаются господствующие в обществе правовые воззрения. Впрочем, вопрос этот в литературе спорный, его решение зависит от того, как трактуется право — в'узком или широком смысле. 9. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы. Мо­раль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции и в будущем их судьбы также, возможно, разойдутся. Не в том смысле, что право «отомрет», а в том, что оно будет все более приближаться к нормам морали. ;

Таковы общие и отличительные черты права и морали. При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе обще­ственного развития под влиянием происходящих перемен. То1,''что в одно время регулируется правом, в другое — может стать объектом лишь морального воздействия и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и нравственностью меняется.

Взаимодействие права и морали. Из тесной взаимосвязи указан­ных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функцио­нальное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядоче­нии общественных отношений, позитивном влиянии на личность, ф°Р" мировании у граждан должной юридической и нравственной культурь1> правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъек­тов, поощряемые правом, поощряются и моралью.


Мораль осуждает совершение правонарушений и особенно пре­ступлений. В оценке таких деяний право и мораль едины. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные опреде­ления»1.

Конечно, истина конкретна, поэтому могут быть такие деяния, по отношению к которым мораль либо индифферентна, либо даже не порицает их, например недоносительство, отказ давать свидетельские показания против родственников и т.д. Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую по­зицию.

Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях ныне действующей Конститу­ции, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и морали сливаются. Это и не удивительно — ведь право, как уже говорилось, основывается на морали. Оно не может быть без­нравственным.

Не случайно право нередко представляют в виде юридически офор­мленной нравственности, ее норм и принципов. Такие заповеди хрис­тианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств. Еще Цицерон указывал, что законы при­званы искоренять пороки и насаждать добродетели.

В процессе осуществления своих функций право и мораль помога­ют друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойст­венные им методы. «Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним автори­тетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением»2. Как видим, они объективно Нужны друг другу.

Задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно более гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отно-'иениях, где проходят грани между юридически наказуемым и обще-Ственно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно ПеРеплетены.

2 Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 32.

Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6. С. 113.



Тема 14. Право в системе социальных норм


3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..



 


Известно, что разного рода криминогенные элементы в ряде случа­
ев пытаются обойти закон или даже прикрыться им, создать видимость
правомерной деятельности. Здесь как раз и призвана в полной мере
заявлять о себе мораль, ибо для подобных субъектов самое неприят­
ное — это свет, гласность, моральное разоблачение, бойкот,окру­
жающих. '

Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает
не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих
явлений — важнейшая предпосылка социального и духовного возрож­
дения России. С нарастанием негативных процессов усиливается и
степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юри­
дические и моральные рычаги более действенными и результативными
в борьбе за оздоровление общества. i

Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления
правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражает­
ся это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе
всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а
также личности правонарушителя. Фактические обстоятельства мно­
гих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравст­
венных критериев, без которых невозможно правильно определить
признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбле-
1 ние, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, стяжа­
тельства, «низменных побуждений», выступающих мотивами; многих
правонарушений. . V'1

То же самое относится к делам о выселении за невозможностью совместного проживания, о расторжейии брака и решении вопроса о детях, трудовых спорах. Во всех этих случаях требуется не только пра­вовая, но и моральная характеристика субъектбв и самих этих кон­фликтов.

«Правосудие, — писал выдающийся русский юрист А.Ф. Кони, — не может быть отрешено от справедливости, а последняя состоит вовсе не в одном правомерном применении карательных санкций. Судебный деятель всем своим образом действий относительно людей, к деяниям которых он призван приложить свой ум, труд и власть, должен стре­миться к осуществлению нравственного закона»1. Римские юристы на­зывали право искусством добра и справедливости, а себя жрецами.

Нельзя нарушить государственный закон, не нарушая морали.; Поэ тому при разрешении любого дела на судейском столе помимо прав0 вого незримо «лежит» и нравственный кодекс. И они не только не исключают, а предполагают и дополняют друг друга. В принципе пра

1 Кони А.Ф. Собр. соч. Т. 4. М., 1967. С. 31. "\


вовой кодекс должен основываться на моральном. И. А. Ильин отмечал, что когда человек имеет дело с нормами, выражающими правовое и нравственное сознание человека, то он получает возможность повино­ваться им не только за страх, но и за совесть.

Правовые нормы служат и должны служить проводниками морали, закреплять и защищать нравственные устои общества. И эффектив­ность права во многом зависит от того, насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила законов во сто крат увеличивается, если они опираются не только на власть (особый аппарат); но и на мораль. В свою очередь, действие морали, как и других социальных норм, в немалой степени зависит от четко функционирующей юриди­ческой системы. Ведь все эти регуляторы составляют единое норматив­ное поле. B.C. Соловьев определял право как «принудительное требо­вание осуществления минимального добра или порядка, не допускаю­щего известных проявлений зла»1.

Противоречия между правом и моралью. Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто воз­никают острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу. Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение, вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.

Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юриди­ческого всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удается — противоречия неизбежно сохраняются, возника­ют новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не снять полностью.

Разумеется, отдельные из них можно волевым порядком устранить, Другие — не допустить, но в целом как объективное явление они оста­ются. Вообще, вершин 'нравственности еще ни одному обществу до­стичь не удавалось, равно как и право никогда не выражало всей пол-Коты моральных императивов. Отсюда — «недоразумения» между дан­ными феноменами. При этом бывают коллизии поверхностные и глу­бинные, устойчивые. Не следует смотреть на них во всех случаях как На какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».

Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Собр. соч.: В 2 т. М., S. Т. i.e. И.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже , в том, что у них разные методы регуляции, различные



Тема 14. Право в системе социальных норм


3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие..



 


подходы, критерии при! оценке поведения субъектов. Имеет значение
неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, ин­
тересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения
между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивос­
тью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней
ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии; не­
одинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, из­
менчивостью социальных условий и т.д. ;;.!;

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно от­
стает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий.
Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недо­
статки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее
реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются
неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийнос­
ти. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное
состояние. .•. i 3|i!

Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному (оце-
нивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимоперехо­
ды. На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так
как мораль требует от человека гораздо большего, чем право/ судит
строже. «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-
то таким, что моралью осуждается»1. В этом легко убедиться налро-
стых житейских примерах. *-.,,

Первая ситуация. Известно, что фактический (незарегистрирован­
ный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребен­
ка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить алименты,
оказывать материальную помощь. По закону — да, а по совести, по
морали? , »

Вторая ситуация. Восемнадцатилетняя девушка, выйдя замуж, по­
требовала выделения своей доли из общей жилплощади, на которой
проживали отец, мать и старший брат. Несмотря на уговоры и катего-
рически'е возражения родителей против дележа (размена) квартиры,
она твердила одно: я имею право. Никакие моральные соображения,
возмущение соседей, знакомых ее не смущали. \ ic.

Третья ситуация. Молодые матери, не желая воспитывать .своих детей, оставляют их в роддоме. В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям. Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется,'эти мамы ощущают на себе мощный моральный прессинг. Правда, в пос­леднее время участились случаи оставления детей в родильных!домах

1 Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 32.


из-за нужды, материальных затруднений, что в какой-то мере оправды­вает их и морально.

Например, только в одной Тюмени и только за 1997 г. отказались от своих новорожденых 42 матери, заявив, что у них нет средств на содер­жание детей. Надо полагать, Тюмень — не исключение. В более круп­ных городах соответственно и цифры будут более высокими.

Так же неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, аборты (искусственное прерывание беременности), супружеская не­верность или, скажем, бесконечное заключение и расторжение одним и тем же лицом брака, разные формы «комбинаторства», «умения жить» и т.д. Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни нема­ло. По некоторым из перечисленных примеров законодатель несколько раз менял свою позицию.

Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные зако­ны. Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактичес­ки поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников. В период сталинщины вообще действовало репрессивное законода­тельство, нарушавшее элементарные права человека. История знает жестокие, бесчеловечные, фашистские законы, не укладывающиеся в рамки морали.

Недопустима с моральной точки зрения смертная казнь. Тем не . менее во многих странах мира она существует, и с этим в силу необхо­димости приходится считаться. Более того, по данным многочислен­ных социологических опросов, примерно 70—80% населения выступа­ют за ее сохранение по наиболее тяжким видам преступлений. Таково пока правосознание большинства людей. Россия в этом отношении не исключение. Вообще же, смертная казнь — сложная социальная, эти­ческая и юридическая проблема, требующая отдельного разговора.

Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от их сути и принадлежности. Мораль неоднородна, отражает устремления различ­ных социальных групп, слоев, классов, в ней могут противоборствовать взаимоисключающие взгляды. Ф. Энгельс писал: «Представления лк>дей о добре и зле так менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили друг другу»1. В идеале все нормы права Должны основываться на нормах морали, как бы воспроизводить их на языке законов, но так бывает далеко не всегда.

Мораль, как правило, «шагает впереди», но иногда и юридические Установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С.<


22*


Тема 14. Право в системе социальных норм

опережающее воздействие. «Именно через право, к примеру, шел про­
цесс преодоления кровной мести — одного из непреложных постулатов
морали прежних времен»1. Да и сейчас этот обычай кое-где еще сохра­
нился, и право ведет с ним борьбу, как и вообще против всех старых
пережитков, которые никак не могут питать право. Напротив, право
должно всячески вытеснять эти рудименты. .;'! •

- Однако отдельные подобные примеры не могут поколебать «общего принципа о том, что в основе права лежит мораль, а не наоборот. Другое дело — противоречия между ними. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться, все же моральным требованиям как более высоким.

Нередко создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мбраль
запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает. Отсутст­
вие же согласия и «взаимопонимания» между ними сказывается: в ко­
нечном счете на регулятивных и воспитательных возможностях обоих
этих средств. Требуется корректировка соответствующих норм, гармо­
низация нравственного и правового сознания. Иногда жизненные1 кол­
лизии ставят суды в затруднительное положение. j

В нашей печати приводился факт, когда молодой человек, инженер по образованию, предъявил иск о возмещении материального ущерба, причиненного ему в результате пожара, возникшего по вине малолет­него ребенка в доме, где он снимал комнату. Ребенок и все имущество при пожаре погибли. Несчастье и большое горе владельца дома'ни­сколько не смутили его. В исковом заявлении он скрупулезно переч'ис-лял все свои вещи, вплоть до галстуков и носков. При этом общая сум!ма иска по тем временам (70-е гг.) была незначительной. Ясно, что тйкое поведение этого гражданина в данной конкретной ситуации не могло получить одобрения со стороны общественного мнения и морали, хотя оно и является с точки зрения закона правомерным. Позиции права и нравственности в оценке возникшего конфликта разошлись. ' V1

Формально суд может удовлетворить иск, но мораль будет не на его
стороне. Впрочем, найдутся и такие, кто вполне согласится с подобным
решением. В этом и заключается противоречие между нравственным и
правовым сознанием. Поэтому не всегда верно утверждение, что, риз по
закону, по праву,
то, значит, и «по совести», по морали, как и наоборот.
В жизни все гораздо сложнее. Нередко человек судит себя сам, взвеши­
вает на весах справедливости свои поступки. > >

Приведем еще один характерный случай. Он и она, не зарегистри­ровав брак, прожили вместе, одной семьей, 5 лет. С первых дней она, чтобы доказать свое доверие к нему/ежемесячно вносила на его сбер-

I
1 Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 69. ' ' .


3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие... 341

книжку часть своей зарплаты. То же самое делал и он. Потом, не сой-; лясь характерами, разошлись. И вот он рассуждает: «Когда перед этим я задумывался о необходимости разойтись, я не знал, как должен по­ступить с деньгами, скопившимися на книжке. Но наконец понял, что ничего предосудительного не совершу, если оставлю все деньги себе. Так я и сделал. Но почему-то мои сослуживцы и знакомые порицают меня, заявляя,.что я совершил подлость». -. , •, | • • ,;

Таким образом, «фактический» супруг, попросту говоря, обобрал
«фактическую» супругу, не переступая при этом грани закона, но попал
под жесткий моральный бойкот. Множество острейших коллизий
между правом и моралью возникает вокруг дележа наследства после
смерти родственников. • . . , •

Существует и проблема морального злоупотребления правом. На­пример, в свое время были весьма распространены случаи (да и сейчас еще сохранились), когда владельцы старых, подлежащих сносу домов «дарили» часть этих строений своим родственникам, зная, что государ­ство обязано затем предоставить жилплощадь каждому жильцу сноси­мого владения. Или такая форма обмана: супружеская чета, прожив вместе 30 лет, вдруг затевает «развод». При этом с отцом остается взрослая дочь, а с матерью — взрослый сын.,«Разводники» понимают, что в этом случае каждому положена отдельная комната. В результате вместо двух комнат получали четыре.. .

В условиях кризисного состояния российского общества противо­речия между правом и моралью крайне обострились. Резко понизился порог нравственных требований, предъявляемых к личности. «Перво­начальное накопление капитала», «черный бизнес», безудержная пого­ня за наживой, легализация многих сомнительных форм обогащения сильно подорвали моральные устои.

Изменились социальные и духовные ценности, критерии престижа индивида. «Героями нашего времени», как правило, становятся ловкие, нахрапистые дельцы, люди, «умеющие жить». Мораль их уже и не особенно осуждает, а скорее оправдывает. Этим даже бравируют. Обес­ценен честный труд. «Простых работяг» массовое сознание не поддер­живает, а «жалеет» как не приспособившихся к новым реалиям.

Мораль стала более терпима и снисходительна к разного рода лов­
качеству, жульничеству, противоправным действиям. Наблюдается
общее падение нравов, культуры, совестливости. Возросло число
л*одей с низменными страстями и помыслами. Честный человек — не
<*горитет, а предмет насмешек, глумления, бал правит нравственный
"еспредел. ' . • .

Современное состояние морали в российском обществе наиболее полно и адекватно охарактеризовал (пожалуй, впервые за последние



Тема 14: Право в системе социальных норм


4. Право и другие социальные нормы



 


годы) святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий/П.^Вы­ступая 23 декабря 1998 г. на ежегодном собрании столичного духовен­ства с четырехчасовым докладом, он отметил, что в настоящее время идет «ускоренное строительство общемировой системы зла. Население целенаправленно организуется на сатанинских принципах лжи, подло­га, обмана, поклонения внешней грубой силе. Внедряются как начала «нормальной» жизни жадность, эгоизм, амбиции, разврат, наркотики, любовь к удовольствиям и развлечениям любой ценой. Кровавьш'куль-том наслия, жестокости, предательства пронизывается вся наша жизнь. Понятие долга, чести, стыда, совести, целомудрия — в поругании и уничтожении. Размывается православное сознание и мирочувствие. Пропагандируется жизнь по страстям, всячески преуменьшается1 от­ветственность за пороки, соблюдение моральных норм»1.

С другой стороны, в результате обвальной криминализации обще­
ства право не справляется со своими регулятивными и защитительны­
ми функциями, закрывает глаза на многие опасные антисоциальные
явления, аномалии. Оно все более и более становится бессильным,
неэффективным, испытывает «перегрузки». Еще древние римляне го­
ворили: бессмысленны законы в безнравственной стране. В этой слож­
ной ситуации право и мораль зачастую не находят «общего языка»,
плохо согласуются, противоборствуют. Возникла проблема более тес­
ного их взаимодействия и взаимопомощи, устранения нежелательных
коллизий и противоречий. '; ч

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория государства и права. Курс лекций. Издание второе

Под ред Н И Матузова и А В Малько Содержание... СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Н И Матузов Тема ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА М И Байтин...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ: ЕДИНСТВО, РАЗЛИЧИЕ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
В познании окружающего мира особое место занимает наука, пред­ставляющая одну из сфер человеческой деятельности. Наука — это тео­ретическое отражение действительности: система обобщенных пред­ставл

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Понятие предмета отвечает на вопрос — что изучает данная наука, понятие метода — как она это делает. Метод теории государства и права включает способы, приемы, средства изучения. Мето

ПЛЮРАЛИЗМ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
' I • • ' , !••'';•; Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими осо­ бенностями развития общества, сво

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
Более полутора миллионов лет назад, выделившись из мира живот­ных, человек жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный по времени период существования человечества.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных усло­виях человек смог благодаря своей социальной природе. Под соци­альной личностью следует понимать индивида, усвоившего характер­ные для данн

ВЛАСТЬ КАК ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) ВЛАСТЬ
Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно взаи­мосвязанного с ней вопроса о политической власти. Чтобы разобра

ТИПЫ ГОСУДАРСТВА
I" В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии ; государства: формационный и цивилизационный. До недавнего времени формационный подход признавался у нас

Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
(В.Л. Кулапов, О.О. Миронов) 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА : (В.Л. Кулапов) Категория формы государства показывает ос

Тема 5. Формы государства
  полагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устояв­шиеся моральные начала и т.п. Обнищавший, не

ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ
"\ Задачи и функции государства реализуются посредством деятель­ности его механизма. Государство как таковое существует, проявляет исебя вовне, функционирует через свой механ

См.: Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правове дение. 1996. № 3. С. 4.
Тема 6. Механизм государства 1. Орган государства: понятие, признаки, виды   полномочия, позволяет определить его как государстве

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА ,
Механизм государства, охватывающий все государственные орга­ны, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и бе

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
Принципы, о,которых здесь идет речь, — это законодательные от­правные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они

СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА
; i Тесная взаимосвязь функций государства и его механизма обуслов­ливает необходимость структурно-функционального подхода к изуче­нию государственного механизма. Структурно-функц

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ
Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд историче,с-ки сложившихся основных;направлений учения о праве, оказавших заметн

СОВРЕМЕННОЕ НОРМАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характерис­тик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее

ПРИНЦИПЫ ПРАВА
Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкре­тизируется в его принципах и функциях. Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые соста

ФУНКЦИИ ПРАВА
В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и клас­сификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.). Пред­ставляетс

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРАВЕ
Среди множества научных взглядов на право начиная с древности и до новейшего времени особенно привлекает внимание ряд историче,с-ки сложившихся основных;направлений учения о праве, оказавших заметн

СОВРЕМЕННОЕ НОРМАТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характерис­тик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее

ПРИНЦИПЫ ПРАВА
Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкре­тизируется в его принципах и функциях. Принципы права — это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые соста

ФУНКЦИИ ПРАВА
В литературе последних десятилетий по вопросу о понятии и клас­сификации функций права были высказаны различные взгляды (С.С. Алексеев, И.Е. Фарбер, Т.Н. Радько, В.Г. Смирнов и др.). Пред­ставляетс

ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА V
. ; (Б.С. Эбзеев) ii I ; Согласно Конституции России, многонациональный народ являет­ ся носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­ сийс

ИДЕЯ ПРАВОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы со­ отношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеаль­ ном варианте интересы личности должны стоять на первом месте,

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, правом ограничивается и через право реализуется. Но такое представле

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Из определения правового государства можно выделить два глав­ных принципа (две стороны сущности) правового государства: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражда­

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ
(Н.И. Матузов) \ Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отража­ются все основные сторон

И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(Н.И. Матузов) „Свобода — одно из наиболее емких, сложных и многогранных поня-и. Существуют различные аспекты свободы— экономический, поли-Ческий, юридический,

О ПРАВЕ В ОБЪЕКТИВНОМ И СУБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
(Н.И. Матузов) , Ни один грамотный юрист никогда не спутает понятия права в объективном и субъективном смысле. Профессионал без труда объяс­нит, что конкретно имеется

I 6. ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
(Н.И. Мату зов) ч v Необходимым компонентом оптимального взаимодействия госу­ дарства, права и личности выступают юридические обязанности; бе

СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ
В юридической науке все действующие в обществе нормы подраз­деляются прежде всего на две большие группы — социальные и техни­ческие1. Это наиболее общее деление, имеющее ка

ПРАВО И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ !Ч
Право отличается от иных социальных норм в основном теми же признаками, что и от моральных. Соотношению права и морали было уделено сравнительно большее внимание потому, что это — два наибо

ПРАВОВЫЕ ПРЕЗУМПЦИИ И АКСИОМЫ
Правовые презумпции и аксиомы'— не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики. Будучи продуктом

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ
Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий тео­рии государства и права. Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непос

СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ. СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА
Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм — правил поведения — тесно связаны с их структурой. Любая такая норма устанавливает для участников регулируемых ею общест­венных отн

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ПРАВА. СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ПРАВА , ,
Как целостное явление социальной действительности право имеет Определенные формы своего внешнего выражения. Отражая особен­ности структуры содержания, они представляют собой способы орга­низации пр

ВИДЫ ФОРМ ПРАВА
В российской правовой системе утвердились такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным со­держанием и нормативно-правовой акт. Правовой обычай

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАКОНОВ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СТАДИЙ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
. . г Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками. . : •• Во-первых, они пр

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, « В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
Действие нормативных актов во времени. Можно выделить|не-сколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие. В о - п е р вы х, наиболее распространенным моментом начала дей­

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся обществен­

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное. Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА
i , ' Правовые отрасли — основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наибо­ лее обширные сферы (области) общественных отношени

I 1. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ВИДЫ
Одно из важнейших направлений государственной деятельности — правотворчество, В его понимании сегодня обозначились два аспекта. 1 В узком смысле1 под правотворчеством

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В обществе действует множество различных правовых норм и нор­мативных актов. Чтобы проще было ориентироваться в них, необхо­димо постоянно i приводить их в определенную систему.1 Такая д

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
• • ~' ' / Процесс преобразования российского общества находит свое отра­жение в функционировании многих закономерностей социально-пра­вового характера. Одновременно с формированием новых

ДЕМОКРАТИЯ, ПРАВО, ПРОЦЕДУРА. ! i
I ] • ! ' I (Л.С. Мордовец) , • i '• -' л 1 ' ,' Демократия, право,1 процедура — универсальные социальные" цен­ ности, тесно в

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА . ,
(Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) .••!.'• I .' • Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людеш Однако установленные государством пра

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА
ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ (Ф.А. Григорьев, А.Д. Черкасов) ..!••' Применение права— однаиз форм государственной деятельности, направленная на реализацию пра

СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА i
! ' (ФА. Григорьев, А.Д. Черкасов) \ '\ I ' ; .. ! , . . . . . Применение права — единый и вместе с тем сложный процесс. Он складывается из р

ПРИМЕНЕНИЯ. АНАЛОГИЯ ЗАКОНА И АНАЛОГИЯ ПРАВА
(ФЛ. Григорьев, А.Д. Черкасов) Ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, которые требуют правового регулирования. Поэтому в п

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
(Н.И. Матузов) Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или про­тиворечия между отдельными нормативно-правовыми актами, регули-; рующими одни и те же

ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
(Н.И. Матузов) Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или про­тиворечия между отдельными нормативно-правовыми актами, регули-; рующими одни и те же

СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Под структурой юридической практики понимается такое ее стро - ение, расположение основных элементов и связей, которые обеспечива­ ют ей целостность, сохранение объективно необходимых св

И Т.П.). • • | • i • ! Г
! Результат воплощает в себе итог юридических операций, позво­ ляющий удовлетворить индивидуальную или общественную потреб­ ность. '. . ... Особое место в содержа

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Для правовой системы общества характерно одновременное функ­ ционирование разнообразных типов, видов и подвидов практики. В за­ висимости от характера, способов преобразования общественных

ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
i ; . I : ' '''*'• ' Функции юридической практики — это относительно обособлен­ ные направления гомогенного (однородного) ее воздействия на объектив­ ную и субъективн

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Исследование природы, структуры и функций юридической прак­ тики дает возможность выделить те ее типы (виды, подвиды), стороны и элементы, которые необходимо совершенствовать и качественно

ВЗАИМОСВЯЗЬ НОРМЫ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЯ
Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. В науке их принято делить на общие и специальные(или юридические).К первым

СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
Участниками правоотношений являются субъекты права, под кото­рыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъ­ектов пра

ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЕ И ВИДЬ!
С философской точки зрения под объектом понимается то, что про­тивостоит субъекту, на что направлена познавательная и иная деятель­ность человека. Это самое широкое (абстрактное) определение объект

I И ИХ СПЕЦИФИКА
1 ' ; ' '•'•''•• '-''"'"I '• '• 1 Как отмечено в .предисловии, особенности1 данной книги в том, что она сочетает в себе традиционны

Общерегулятинные правоотношения и их специфика
    I . I . : Идеи общих правоотношений восприняты многими представителя­ ми уголовного права (С.Г. Келина, Н.А. Огурцов, В.А. Елеонс

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ
Законность и ее принципы являются объектом пристального вни­мания ученых-юристов. В теории государства и права относительно их соотношения сформулирована методологическая аксиома: принци­пы — это с

И 2. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
Вопрос о гарантиях — сложная и самостоятельная проблема в рам­ках единой теории законности. Это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений в практическую сферу деяте

I i 3. ОШИБКИ В ПРАВЕ J
Ошибка в праве(юридическая ошибка) — обусловленный непредна­меренным и неправильным действием (бездействием) негативный ре­зультат, который препятствует достижению поставленной

ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК: ПОНЯТИЕ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Правовой порядок — сложная социально-правовая категория, в ко­торой тесно переплетаются мотивы правового и неправового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействуют инте

СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА
= 1 ,, ; Правопорядок есть сложная система со множеством взаимодейст­вующих элементов, совокупностью отношений между ними и их свой­ствами, имеющими статическую и динамическу

УРОВНИ УПОРЯДОЧЕННОСТИ И ФУНКЦИИ ПРАВОПОРЯДКА
В правопорядке существуют различные уровни упорядоченности, совокупное единство которых дает целостное образование. Но каждый из уровней имеет свою упорядоченность: сложную, разветвленную или прост

ПРАВО, ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК
В правовой системе общества есть три категории, которые тесно взаимосвязаны — это право, законность, правопорядок. Они имеют много общего,, поскольку слишком!высока степень их взаимо

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Человек — существо социальное, общественное. Для удовлетворе­ния -своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни отношений с другими людьми. Причем его участие в этих отношениях может

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носят массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и мате­риальный вред. Несмотря на разнообразие причин, условий, субъекте и харак

ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
.Категория состава правонарушения более детально и полно разра ботана в науке уголовного права применительно к составу преступл «ия. Однако она имеет и общеправовое, общетеоретическое значен исполь

ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
i , ,, I Несмотря на общность некоторых рассмотренных признаков, пра­вонарушения весьма разнообразны. Это предопределяется различным содержанием общественных отношений, подвергающихся пося

ПРИЧИНЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Проблема причин правонарушений оказалась, к сожалению, в со­ветской юридической литературе глубоко идеологизированной и запу­танной^ Этому в определенной степени способствовала и сложность самой пр

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ "V (И.Н. Сенякин) Юридическая ответственность неразрывно связана с госдурством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЮРИДИЧЕСКУЮ 1 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
I , (И.Н. Сенякин) Любое противоправное деяние, как уже отмечалось, влечет за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила име­ются исключения, свя

И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
(Е.В. Черных) Для правовой науки и практики очень важно выяснить соотноше­ние и взаимосвязь юридической ответственности и государственного принуждения, их общие и отличите

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ВИДЫ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общест­венного; и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феноме­ны могут рас

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ
Правосознание — неизбежный спутник права. Существование права нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических пр

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ
Правосознание людей, объединенных в социальные общности, — вление во многом объективное, складывающееся под воздействием 0четанИя многочисленных факторов: социально-экономических, по­лит

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Для раскрытия сущности обозначенной проблемы необходимо рас-смотреть исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой культуры, проанализировать последнюю как объект изуче­ния и типы зн

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Структурными элементами правовой культуры выступают компо­ненты2 юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законнос

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИКИ
Политикав наиболее абстрактной форме обычно интерпретируется ак область взаимодействия между классами, партиями, нациями, на-одами, государствами, социальными группам

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ
Приоритетов в современной российской правовой политике много. Под приоритетами в данном случае понимаются первоочередные зада­чи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближай­ш

Современные приоритеты российской правово!
  коррупция, вымогательство — таков далеко не полный букет прегре шений. •."•.• Надо сказать, что органы милиции, как и другие правоохра

Тема 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ
'' (Н. И. Матузов) Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права до сих пор не рассматрива­лась. В научном плане он

НИГИЛИЗМ КАК ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Нигилизм вообще (в переводе с лат. — «отрицание») выражает не­гативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным цен-н°стям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и все

ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как ро­дового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку,

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен быстро мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться к обста­новке. Существует множество различных форм, сторон, граней его кон­кретног

Конфронтация представительных и исполнительных структур
| власти возникла в процессе становления новой для России прези­дентской вертикали управления при сохранении старой системы Со­ветов.Эти две модели власти оказались несовместимыми

ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ И ЕГО ПРИЧИНЫ
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой ! идеализм— переоценку права. Оба эти явления питаются одними кор-,нями — юридическим невежеством, неразвитым и

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Право — многогранное явление, призванное регулировать общест­венные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон. . , В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры,

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
I i • .;.• Юридические средства участвуют в правовом регулировании и пра­вовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средс

ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реа­лизацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречают

СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Потребность в различных правовых средствах, действующих в МПР, определяется разным характером движения интересов субъектов 1 МатузовН.И. Правовая система и личность. Сара

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА
•••''• • • ' • • Правовое регулирование не имеет ни вещественной^ ни энергети­ ческой формы, а осуществляется преимущественно на информацион­ ном уровне. Однако информация бывает р

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ СТИМУЛОВ
Правовой стимул— это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъ­екта режим благоприятствования. Общие признаки

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозакон­ного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контр­субъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие приз

ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ И ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ПАРНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
Правовые стимулы необходимо рассматривать вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юриди­ческих категорий, которые внутренне диалектически связаны и взаи-мообеспе

СОЧЕТАНИЕ СТИМУЛОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ПРАВОВЫХ РЕЖИМАХ
Правовые стимулы и правовые ограничения, воздействуя на созна­ние субъектов, определенным образом сочетаются друг с другом. «Мо-тивационное воздействие права, — писал Л.И. Петражицкий, — состоит не

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ
В современной России происходят преобразования в экономичес-;» кой, политической, правовой сферах. Меняется характер обществен- ' ных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирую­щие да

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ ПООЩРЕНИЙ
Правовоепоощрение — форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект воз­награждается, для него наступают благоприятные послед

ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ САНКЦИИ
Проблема «поощрительных санкций» в литературе оценивается не­однозначно. Есть как сторонники, так и противники использования данного термина. В силу дискуссионности вопроса мы вынуждены будем неско

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги