рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ - раздел Философия, Методическая Литература ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

КО ДНЯМ

СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.

 

План (содержание)

1. Вступительная статья.

2. Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

3. Ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

4. Переводы (какие, кто сделал, значение).

5. История письма на Руси.

6. Об истории праздника.

7. О церковно-славянском языке; церковно-славянский алфавит, особенности чтения.

8. Молитвы святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.

9. Сказание о письменах черноризца Храбра.

10.Рекомендации к подготовке и проведению праздника.

Азбучные молитвы, эмблемы, гимн, стихи.

11.Карта Европы в конце IX века.

12.Составители.

Вступительная статья.

Пособие составлено просто: одна общая тема разделена на главы. В конце каждой главы дан краткий вывод или историческое значение данной темы, а также…

Святые Кирилл и Мефодий

Находясь в Риме, св. Константин тяжело заболел и в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл и 14… В конце 869 г. св. Мефодий был поставлен папой, по просьбе славянского князя…  

Святые Мефодий и Кирилл – учителя Словенские.

В чем состоит подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия?

Свв. Кирилл и Мефодий смогли подготовить десятки, если не сотни учеников, хорошо образованных людей, из которых по именам, к сожалению, известны… ИСТОРИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВ СВВ. РАВНОАП. КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ:

Христианское просвещение славян, совершившееся благодаря благовестническим трудам свв. равноап. Кирилла и Мефодия, привило славянские народы к древу Христианской Церкви, что способствовало становлению их государственности, возвышению нравственности и духовности, быстрому развитию культуры и распространению письменности.

1-ЫЙ УРОВЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ ПО ДАННОМУ РАЗДЕЛУ:

Святые равноапостольные Кирилл (Константин Философ) и Мефодий, учителя Словенские. Родились и жили в Византийской империи в IX веке.

Годы жизни:св.Кирилл(827-869гг.)

св. Мефодий(815-885гг.)

Дни церковной памяти:

св. Кирилл - 14 февр./27 февр.

Св. Мефодий - 6 апр./19 апр.

Общий -11 мая/24 мая

2-ОЙ УРОВЕНЬ, РАСШИРЯЮЩИЙ КРУГОЗОР:

* Причины Великого раскола Церкви на православную (от греч. «ортодоксия», т.е. правильное (правое) вероучение и католическую (от греч. – универсальная).

* Какие славянские княжества подчинялись Византии в IX веке? Совместить старые названия территорий с современными странами (межпредм. связь с географией).

* Лев Математик – крупнейший ученый Византии (история, лит-ра, алгебра, физика, медицина – труды и изобретения в этих областях знаний).

* Патриарх Константинопольский Фотий, как исключительно образованный человек своего времени.

* Старый (по Юлианскому календарю) и новый (по Григорианскому календарю) стили календаря.

* Священномученик Климент, папа Римский (житие).

 

УЧЕНИКИ святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Пресвитерам-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя… Зато это дело получило новую жизнь у южных славян: хорватов, македонцев… Святитель Наум Охридский умер в 910 году. За время своей жизни и просветительской деятельности выстроил монастырь на…

Болгарская Православная Церковь наименовала СЕДЬМОЧИСЛЕННИКАМИ святых Кирилла и Мефодия, Климента, Наума, Горазда, Савву и Ангелария.

Общий день церковной памяти 27 июля /9 августа.

2-Й УРОВЕНЬ, РАСШИРЯЮЩИЙ КРУГОЗОР:

* «Золотой век» болгарской литературы, его значение для славянской культуры.

Основные переводы, труды первоучителей словенских.

1) Первое поучительное творение «Прение с магометанами и жидами в Казарах». 2) Патерик или Отечник (краткое сказание о жизни древних отшельников). 3) Славянская азбука (глаголица) была необходима для развития просвещения на родном языке славянских племен, принятия…

История письма на Руси.

А) Краткая история письма

Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий. В начале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита. Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские).
б) Истоки русской письменности Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?
Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово "алфавит" происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА . Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?

В IX веке в Византии жили два брата - Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Святые братья Константин и Мефодий создали славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).
Как же они создали азбуку?

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука - "дочка" греческого алфавита. Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

греческие Aa Bb Gg Dd Ee Kk Ll Mm славянские Аа Вв Гг Дд Ее Кк Лл Мм

в) Какую азбуку создал Константин? И вот тут кроется еще одна загадка. Рукописи 10 и 11 веков написаны двумя разными азбуками. Одни написаны кириллицей, другие -- глаголицей. Но какая из этих двух азбук древнее? То есть, каким письмом были написаны несохранившиеся рукописи кирилло-мефодиевских времен?
Целый ряд фактов указывает на то, что более древней азбукой следует считать глаголицу. Древнейшие памятники (в том числе "Киевские листки") написаны именно на глаголице, причем написаны более архаическим языком, близким по фонетическому составу языку южных славян. На большую древность глаголицы указывают и палимпсесты (рукописи на пергамене, в которых старый текст соскоблен и по нему написан новый). На всех сохранившихся палимпсестах соскоблена глаголица и новый текст написан на кириллице. Нет ни одного палимпсеста, в котором была бы соскоблена кириллица и по ней написана глаголица. Есть и другие факты, свидетельствующие о большей древности глаголицы, но перечислять их слишком долго. Итак, в современной славистике уже никто не сомневается в том, что ученые мужи Константин Философ (после принятия монашества Кирилл) и его брат Мефодий "переложили" звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах, за исключением Северной Далмации (Адриатическое побережье), где хорваты-католики продолжали писать глаголицей вплоть до конца прошлого столетия. В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Какая азбука была изобретена Константином, мы не знаем, но именно кириллица явилась основой нашего русского алфавита. Само слово "азбука" произошло по названию первых двух букв кириллицы: Аз и Буки. Начертания букв глаголицы так своеобразны, что наглядного сходства между ней и другими алфавитами - нет. Глаголица была распространена среди западных славян, но постепенно почти везде ее вытеснил латинский алфавит. Самые древние книги, написанные глаголицей, дошли до нас из XI века.

г) Кириллическое письмо

Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. Первые книги на кириллице также написаны уставом. Устав - это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона - они как бы "уставлены". Буквы строго геометричны, вертикальные линии , как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. Древнерусские рукописи IX - XIV веков написаны уставом.

С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав зато позволял писать быстрее. Появился наклон в буквах, их геометричность не так заметна; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

 

В XV веке полуустав уступает место скорописи. Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии - страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси. О том, что письменность проникла на Русь до принятия христианства, то есть до 988 года, свидетельствуют договоры князей Олега и Игоря с греками. В них упоминается о письменных завещаниях русских, о текстах, написанных на двух языках, о писце Иване - переписчике и переводчике. После принятия христианства русские переняли от болгар и все богатство славянской письменности. В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский языки были столь близки, что переводить болгарский на русский не было необходимости. Болгарские книги просто переписывались и употреблялись в храмах Киева и других городов Древней Руси.

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 года. Это Евангелие хранится в Санкт-Петербурге, в библиотеке Российской Академии. Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица потеряла еще четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту. А мы в результате этого несколько утратили богатство красок славянской письменности, подаренной нам солунскими братьями святыми Кириллом и Мефодием - просветителями славян.

д) Происхождение глаголицы С кириллицей все ясно - она происходит от греческого унциального письма, но как объяснить происхождение глаголицы?
Многие лингвисты пытались дать более-менее удовлетворительный ответ на этот вопрос, но их попытки не увенчались успехом. Дело в том, что многие древние алфавиты, в том числе греческий и латинский, создавались по образцу еще более древних, т.е. ранее существовавших алфавитов. Греческий алфавит, например, возник под влиянием семитического финикийского письма, латинский под влиянием греческого, и т.д.
Вообще в науке долгое время считалось, что любое письмо в своей основе представляет собой культурное заимствование. Ссылаясь на эту "непреложную научную истину", ученые XIX и XX вв. пытались таким же образом вывести глаголицу из какого-нибудь более древнего письма: коптского, древнееврейского, готского, рунического, армянского, грузинского... Но все эти трактовки были неубедительны и почти всегда сопровождались неизбежными "может быть", "наверное", "не исключено".
Наконец ученые вынуждены были признаться, что глаголица не похожа ни на какое другое письмо и скорее всего целиком изобретена солунскими братьями Кириллом и Мефодием, как, впрочем, свидетельствует древний славянский список русской редакции "Похвала святым Кириллу и Мефодию": Не на тужемъ основании свое дело полагающа, нъ изнова писмена въображьща Произвели свое дело, полагаясь не на чужую основу, а сызнова буквы изобрели". 1-Й УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ: В основу славянской азбуки был положен греческий алфавит. Основой русского алфавита стала славянская азбука (кириллица). Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии. 2-Й УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ: * Доклад « Реформа кириллицы при Петре I». * Доклад «Реформа гражданского алфавита в 1918 году».

6. История возникновения праздника.

Все славяне, хранящие Православие и православную культуру, свято чтут святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Уже более тысячи лет во всех православных храмах России на каждой праздничной церковной службе святые Кирилл и Мефодий вспоминаются и прославляются как первые «учители словенские». Почитание просветителей славянских народов особенно усилилось в России в XIX веке. Этому способствовал целый ряд знаменательных юбилейных дат, а также участие русского народа в освободительном движении балканских народов.

Впервые с инициативой проведения праздника славянской письменности выступили болгары в 1857 году. По инициативе все той же Болгарии этот праздник отмечается и в других «кириллических» странах: Сербии, Черногории, даже в католических Чехии и Словакии. Теперь и в России, а также во многих бывших советских республиках, проходят культурные мероприятия и торжества по этому поводу. Но только в Болгарии это праздник национального масштаба: этот день является нерабочим, все выходят на праздничные службы, демонстрации-крестные ходы, концерты.

В России День славянской письменности впервые отмечался в 1863 году. К сожалению, эта традиция просуществовала всего несколько десятилетий.

В 1869 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Константина-Кирилла. Во всех славянских странах совершались торжественные службы славянским первоучителям, поэты посвящали им стихи, а композиторы составляли хвалебные песни в их честь и память.
В 1877 году началась война России с Турцией за освобождение балканских стран. Россия приняла самое активное участие в избавлении единоверного болгарского народа от турецкого владычества, а русская армия принесла на алтарь победы жизни множества своих лучших воинов. Единство двух православных народов было скреплено славянской кровью, пролитой у Дуная, на Шипке и под Плевной. 19 февраля (3 марта по григорианскому стилю) 1878 года под стенами Константинополя, в Сан-Стефано, был подписан мирный договор, который провозгласил «истину и свободу там, где до этого царили ложь и рабство».
Освобождение болгарского народа от османского ига породило празднование «Дня Кирилла и Мефодия» (или, как называют этот день в Болгарии, «Праздника букв») именно потому, что национальное возрождение болгар в XIX веке напрямую связано с возрождением национальной письменности, школьного образования и болгарской культуры в целом. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стало традицией ежегодно по всей Болгарии проводить демонстрации, литературные вечера, концерты.

В 1885 году исполнилось 1000 лет со дня кончины святого Мефодия. Святейший Синод Русской Православной Церкви к этой дате разослал по всей России особое праздничное Послание, в котором говорилось о великом подвиге первоучителей славянских народов. П.И. Чайковский написал гимн в честь святых Кирилла и Мефодия.
С 1901 года по указанию Святейшего Синода Русской Православной Церкви 11(24) мая становится для многих учебных заведений России праздничным днем. К этому дню во многих школах заканчивались учебные занятия, служились торжественные молебны и проводились праздничные концерты и вечера.
После революции 1917 года память о Кирилле и Мефодии хранила лишь Церковь и русские слависты, занимавшиеся изучением кирилло-мефодиевского научного наследия. Почти незаметно для широкой общественности прошли две знаменательные юбилейные даты XX века: в 1969 году — 1100 лет со дня кончины святого Кирилла, а в 1985 году — 1100-летие со дня кончины святого Мефодия.

Только с 1963 года в Советском Союзе (год 1100-летия создания славянской азбуки) стали проводиться научные конференции, посвященные этому празднику, да и то нерегулярно.

Мурманский писатель Виталий Семенович Маслов (1935-2001) был одним из первых, кто ратовал за возрождение традиции проведения праздников славянской письменности уже в 1980 году, но осуществить ему это удалось только в 1986 году в г. Мурманске. На первом празднике было решено центром торжеств каждый год избирать новый город – своеобразная столица праздника, в которой этот день отмечается особенно торжественно. В 1987 году это уже была Вологда, в 1988 – Новгород, 1989 – Киев, 1990 – Минск. Знаменательный 1991 год стал в истории праздника еще и годом, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января день 24 мая был объявлен государственным праздником – Днем славянской письменности и культуры. В этом году праздник проходил в Смоленске. В 1992 году центром торжеств стала Москва, в 1993 – Херсонес, 1994 – Салоники, 1995 – Белгород, 1996 – Орел, 1997 – Кострома, 1998 – Псков, 1999 – Ярославль, 2000 – Рязань, 2001 – Калуга, 2002 – Новосибирск, 2003 – Воронеж, 2004 – Самара, в 2005 – Ростов-на-Дону.

День славянской письменности и культуры празднуется повсеместно. По своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником. По решению священного Синода Русской Православной Церкви и с благословления Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II сопредседателем Оргкомитета праздника в течении нескольких лет является Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

С полным основанием можно говорить об уникальности этого праздника духовности, проводимого с Русской Православной Церковью. Без сомнения, он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни всего славянского мира. Обращение к истокам национальных культур славянских народов, их тесная взаимосвязь подчеркивают органичное единство и вместе с тем – многообразие славянских культурных традиций.

В последние годы сформировалась структура и определились основные мероприятия Дня славянской письменности и культуры. Ежегодно, вне зависимости от дня недели, администрация области, принимающей праздник, объявляет 24 мая выходным днем. С утра в главном храме города служится Божественная Литургия в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, за которой следует Крестный ход участников праздника. На одной из центральных площадей, празднично оформленной и обустроенной по этому случаю, звучат обращения к многотысячной аудитории главных устроителей праздника: министра культуры РФ, а также сопредседателей Оргкомитета – представителя Русской Православной Церкви и главы областной администрации. В рамках праздника проходит открытый урок для учащихся школ, средних и высших учебных заведений. Традиционно проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие». В этот день проходят грандиозные народные праздники на улицах и площадях городов в музеях деревянного зодчества, в заповедных архитектурных ансамблях. В них, как правило, принимают участие практически все народные художественные коллективы города и области. Своеобразной художественной доминантой Дня славянской письменности и культуры является оригинальное вечернее торжественное действо, проходящее под открытым небом в наиболее значимой исторической части города.

День славянской письменности и культуры — это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов — святых Кирилла и Мефодия.

1-Й УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:

Впервые день славянской письменности начали отмечать в Болгарии в 1857 г. В России – в 1863 г. В нашей стране возродили праздник славянской письменности и культуры в 1986 г. в Мурманске под руководством писателя Маслова Виталия Семеновича. С 1991 г. Указом Президента РФ празднику придан государственный статус.

2- УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ: * Роль России в освобождении балканских народов от османского ига (доклад)

* История Самарского знамени (доклад).

К докладам необходимо приложить историко-географические карты для лучшего восприятия и осмысления материала, а также изображения знамени, портреты или фотографии исторических деятелей (все материалы легко можно найти Интернет-сети).

О церковно-славянском языке.

Статьи приводятся для ознакомления и возможно для некоторой помощи при подаче материала о церковно-славянском языке и азбуке. «Опыт, культура и… Церковно-славянский алфавит. Буквы сходные с современными.( А – Я) …

Остальные буквы .

Особенности в употреблении букв.

Буква в современном ц-с языке фонетически совпадает с буквой и пишется только в словах: Буква пишется перед гласными в отличии от буквы , которая…

Надстрочные знаки

Ударения трёх видов: острое или 'оксия', ставится над ударной гласной в начале и середине слова.… Придыхания двух видов:

СВЯТЫМ РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ

КИРИЛЛУ(КОНСТАНТИНУ) И МЕФОДИЮ,

ПЕРВОУЧИТЕЛЯМ И ПРОСВЕТИТЕЛЯМ СЛОВЕНСКИМ

МОЛИТВА 1-Я

К вам, яко чада ко отцам, светом учений и письмен ваших просвещении и вере Христовой наставлении, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших… Вемы бо, веемы, яко много может молитва праведника ко благосердию владыки, аще… Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и…

МОЛИТВА 2-Я

Призрите убо на виноград сей, егоже насадили есте, и не предайте дивему вепрю озобати его. Созраните, святи угодницы Божии, Церковь нашу… Укрепите пастырей наших во всех добродетелях и в подвизе проповедания,… Сохраните вся страны словенкия от всякаго оскудения, от огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякаго зла. Услышите и…

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Яко апостолом единонравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие Богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словекския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

КОНДАК, ГЛАС 3

Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник Богопознания нам источивших, из негоже даже до днесь неоскудно почерпающее, ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, святи равноапостольнии Мефодие и Кирилле, вся Словенския страны ученьми своими просветившия и ко Христу приведшия.

Тропарь
Кириллу, Мефодию, Клименту, еп. Охридскому, Науму, Савве, Горазду и Ангеляру (Болг.)
Венцы хваления увенчаим седмочисленники славныя, / Кирилла со Мефодием, Климента, Наума со Саввою / и Горазда со Ангеларием, / яко светила возсиявшия / и Триединаго Бога нам благовестившия, / столпы незыблемыя Церкве Болгарския / и богодухновенныя поборники слова нашего, / бесовское идолом поклонение упразднившия / и Христу Богу молящияся, / Церковь нашу утвердити / и душам нашим даровати / мир и велию милость.

ВеличаниеВеличаем вас, / святии равноапостоли седмочисленнии, / вся словенския страны ученьми своими просветивший / и ко Христу приведший.

СКАЗАНИЕ О ПИСЬМЕНАХ ЧЕРНОРИЗЦА ХРАБРА

Основная часть "Сказания" показывала, что многие системы письма, в том числе и греческая, возникали и развивались постепенно, а их… «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же…

Рекомендации по подготовке и проведению праздника в школе (классе).

ПОДГОТОВКА ПРАЗДНИКА:

-- подбор музыкального сопровождения и литературного материала (стихов, рассказов, жизнеописаний, статей для докладов);

-- изготовление необходимых наглядных пособий и реквизита;

-- проведение репетиций;

-- подготовка зала (класса).

Для наглядных пособий и реквизита можно использовать «древние» свитки, буквы славянской азбуки, изготовленные из картона, эмблемы праздника, костюмы для композиций и постановок.

Для оформления зала могут быть подготовлены большие стилизованные «страинные» свитки с древними славянскими письменами (например, словами их азбучной молитвы), плакаты с изображением букв слав. азбуки. Для создания праздничной атмосферы в зал (класс) могут быть принесены цветы и воздушные шары.

В качестве экспозиции могут быть организованы выставки старинных книг, снимков древних рукописей, а также детских поделок и рисунков, посвященных празднику. На стендах могут быть представлены материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников.

ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА: Праздник может быть организован в форме концерта, литературно-музыкальной композиции или ученической конференции. В рамках праздника можно организовать экскурсию в библиотеку, краеведческий музей или православный храм.

Азбучные молитвы (Азбучные стихи)

Азбучная молитва – одно из самых ранних или, точнее сказать, первое из славянских стихотворений. Авторство этого произведения приписывают ученику св. Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому, жившему на рубеже IX-X вв. Азбучные молитвы, иногда называемые Толковыми азбуками, передают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения. Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. «край сторки»), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Азбучная молитва может быть показана в сценарии праздника в виде композиции, которая призвана дать детям наглядное представление о первых славянских буквах. Для представления этой композиции, дети выходят на сцену, держа в руках каждый свою букву (34 буквы), становятся в ряд и, поочередно поднимая изображения букв, произносят соответствующую строку из Азбучной молитвы. Вот так звучит эта молитва на русском языке в переводе видного отечественного ученого В.Я. Дерягина.

Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу:
Боже, все тварей Создатель,
Видимых и невидимых!
Господа, Духа впредь живущего,
Да вдохнет мне в сердце Слово!
Его же Слово будет спасением всем,
Живущим в заповедях Твоих.
Засветил светильник жизни,
Закон Твой – свет пути моего.
И уж ищет евангельского слова,
И просит дары Тебя принять
славянское племя.
К крещению обратились мы все,
Людьми Твоими назваться хотим,
Милости Твоей желаем, Боже!
Но мне теперь пространное Слово дай,
Отче и Сын и Святой Дух!
Просящим помощи у Тебя,
Руки свои воздевающим, дай
Силу принять и мудрость Твою.
Ты ведь даешь достойным силу,
Убогого исцеляешь,
Фараонову злобу от меня отводишь,
Херувима мысль и ум его мне даешь,
О Честная и Пресвятая Троица,
печаль мою в радость обрати!
Целомудренно буду писать
Чудеса Твои предивные.
Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя.
Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве.
Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные.
Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков.
Аминь.

ЭМБЛЕМЫ

ДНЕЙ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПИСЬМЕННОСТИ

(Художник Пасько А.В.)

 

Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян(муз.В.И.Главача,сл.М.П.Розенгейма)

Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской святые отцы!
Слава вам, правды Христовой учители,
Слава вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза

Ф. И. ТЮТЧЕВ

Славянам * * *

Недаром вас звала Россия Великий день Кирилловой кончины

На праздник мира и любви; Каким приветствием сердечным и простым

Но знайте, гости дорогие, Тысячелетней годовщины

Вы здесь не гости, вы - свои! Святую память мы почтим?

Вы дома здесь, и больше дома, Какими этот день запечатлеть словами,

Чем там, на родине своей, - Как не словами, сказанными им,

Здесь, где господство незнакомо Когда прощался с братом и друзьями,

Иноязыческих властей, Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим…

Здесь, где у власти и подданства Причастные его труду,

Один язык, один для всех, Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И не считается Славянство И мы, и мы его тянули борозду

За тяжкий первородный грех! Среди соблазнов и сомнений.

Хотя враждебною судьбиной И в свой черед как он, не довершив труда,

И были мы разлучены, И мы с нее сойдем и, словеса святые

Но все же мы народ единый, Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

Единой матери сыны; Не изменяй себе, великая Россия!

Но все же братья мы родные! Не верь, не верь чужим, родимый край,

Вот, вот что ненавидят в нас! Их ложной мудрости иль наглым их обманом,

Вам не прощается Россия, И, как святой Кирилл, и ты не покидай

России – не прощают вас! Великого служения славянам…

Смущает их, и до испугу,

Что вся славянская семья

В лицо и недругу и другу

Впервые скажет: «Это я!»

При неотступном вспоминанье

О длинной цепи злых обид

Славянское самосознанье,

Как Божья кара, их страшит!..

 

Николай Колычев

Славянам

«Сла-вя-не, сла-вя-не…» - твержу неустанно Я верю в святую божественность Слова! ( Читайте по Библии – от Иоанна).

Игорь Козлов.Отрывки из исторической пьесы «Кирилл и Мефодий».

Олег (русский князь): Народ. Природа. Родина. Все – род! Мы – русичи, у нас – единый корень.

Марина Чистоногова

К тропарю Кириллу и Мефодию Глаголь добро!

От первой Библии словенской Высок «Глаголь» и выстрадан «Покой». Стал близок русский человек Отсюда – вера наша, и отсюда Науке истинно вселенской. Поем «Живете!» каждою строкой.

Составитель Елена Алексеевна Злобина – учитель

Художник Александр Владимирович Пасько

Редактор и консультант иерей Виталий Шумилов – настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери

Автор идеи, редактор и консультант Игорь Олегович Козлов – член Союза писателей России, капитан дальнего плавания

СОСТАВИТЕЛИ ВЫРАЖАЮТ ОГРОМНУЮ БЛАГОДАРНОСТЬ КОМПАНИИ «КОНТАКТ» ЗА ЛЮБЕЗНО ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗМЕСТИТЬ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НА САЙТЕ www.pravoslavie.dubna.ru

Методическое пособие для школ города

Отпечатано при поддержке Администрации г. Дубны

 

ДУБНА

 

– Конец работы –

Используемые теги: Методическая, литература, славянской, письменности, культуры0.083

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Лекції № 7, 8. План лекцій. 7. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. – М.: Языки славянских культур, 2013. – 360 с
Language amp Communication... План лекцій... Common mistakes in English Differences between the American and the British English...

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру
В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей… Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени,…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Политическая культура. Уровни и типология политической культуры
Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…

Теоретические и методические основы в обучении передаче мяча 2-мя руками на уроках физической культуры 5-8 кл.
При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений. … Качественно новый уровень развития волейболиста требует нового уровня развития… Большинство тренеров в практической работе с юными волейболистами опираются на собственный опыт, рекомендации ведущих…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Трансформация жанровой культуры и литературы Древнего Египта Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся… В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы…
  • КУЛЬТУРА. ДИАЛОГ КУЛЬТУР I... Есть некий круг целостность явлений за которым закрепилось в сознании в... Назову несколько беспокоящих наше мышление признаков такого сдвига смещения...
  • Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...
  • Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума Следовательно, тот же Сартр не прав, когда уверяет, что культура никого и ничего не спасает.Спасает — и тогда, когда она способна помочь человеку в… Итак, культура, с одной стороны, есть результат предшествующей деятельности… Детерминантный статус культуры особо зримо обнаруживается в эпохи революционно-реформаторских изменений в обществе.
  • Культура поведения, культура общения и туризм Поэтому, оценивая культурный уровень того или иного человека, мы в первую очередь имеем в виду его внешние проявления, то есть поведение. Культурный… Но стоит вспомнить, насколько облегчает людям жизнь вежливость и насколько… На одном из пышных и изысканных примов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых…