Реферат Курсовая Конспект
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Введение в профессию Технология изделий легкой промышленности» - раздел Философия, Минобрнауки России Федеральное Государственное Бюджетное Образовател...
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)»
Кафедра «Управление качеством и технологии в сервисе»
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Проректор по УМР _______ Ермишин С.П. Протокол УМС «___»___________2012 г. | Проректор по УРиКО ______ Наумова О.Н. |
Учебно-методическое пособие
по дисциплине «Введение в профессию»
для студентов направлений 262000.62 «Технология изделий легкой промышленности», 262200.62 «Конструирование изделий легкой промышленности»
Составитель: Бабушкина В.В.
Тольятти 2012
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 262000.62 «Технология изделий легкой промышленности», 262200.62 «Конструирование изделий легкой промышленности», утвержденных в 2009 г.
Составитель: к.п.н., доцент В.В. Бабушкина
Рецензент: к.т.н., доцент Крюкова Н.А.
Рассмотрено на заседании кафедры «Управление качеством и технологии в сервисе»
Протокол № ______ от «____» ____________ 2012 г.
Зав. кафедрой ____________ к.т.н., доцент Н.В. Афиногентова
Одобрено Научно-методическим советом по специальности 260902.65 «Конструирование швейных изделий», направлениям 260800.62 «Технология, конструирование изделий и материалы легкой промышленности», 262000.62 «Технология изделий легкой промышленности», 262200.62 «Конструирование изделий легкой промышленности», специальностям СПО 260903.51 «Моделирование и конструирование швейных изделий», 262019.51 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Протокол № ______ от «____» ____________ 2012 г.
Председатель научно-методического совета
________________ к.т.н., доцент Н.В. Афиногентова
Содержание
1. | Введение. Основные понятия, цели, значение и задачи дисциплины в системе подготовки бакалавров для легкой промышленности |
2. | Общие сведения о развитие ассортимента одежды и способов ее производства |
3. | Формирование и развитие промышленного способа производства одежды |
4. | Элементы организации работы предприятий легкой промышленности |
5. | Общие сведения об одежде |
6. | Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека |
7. | Ассортимент и классификация одежды |
8. | Ткани и материалы для изготовления швейных изделий |
9. | Технологический процесс производства одежды |
Контрольные вопросы | |
Библиографический список |
Введение. Основные понятия, цели, значение и задачи дисциплины в системе подготовки бакалавров для легкой промышленности
Деятельность бакалавров направлений «Конструирование швейных изделий» и «Технология швейных изделий» связана с проектированием и изготовлением различных технических объектов, в том числе с проектированием и изготовлением одежды.
Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются: составление общего представления о направлении подготовки, формирование убеждения в общественной и личной необходимости выбранной профессии.
Характеристика профессиональной деятельности бакалавров. Область профессиональной деятельности бакалавров включает инженерно-конструкторскую, творческую, научную деятельность, направленную на создание и совершенствование высокоэстетичных, конкурентоспособных изделий легкой промышленности и индустрии моды (одежды, обуви, аксессуаров и других изделий из различных материалов), способствующих повышению уровня культуры и жизни населения России.
Проектирование одежды – это комплекс работ по созданию нового образца изделия, включая исследование, технико-экономические расчеты и обоснования, создание эскизов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий и деталей, изготовление и испытание опытных образцов.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: швейные изделия, обувь, кожа, мех, кожгалантерейные изделия различного назначения, процессы конструирования и моделирования изделий легкой промышленности; нормативно-техническая документация и системы стандартизации, методы и средства испытаний, контроля качества материалов и изделий легкой промышленности.
Бакалавр по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности готовится к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-конструкторская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная (дизайнерская).
Бакалавр по направлению подготовки 262200 Конструирование изделий легкой промышленности должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-конструкторская деятельность:
- подготовка, планирование и эффективное управление процессами конструирования одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;
- производственный контроль параметров качества поэтапного изготовления деталей, полуфабрикатов и готовых изделий;
- анализ, оценка, планирование затрат и эффективное использование основных и вспомогательных материалов;
- осуществление дизайн-проектов на изделия легкой промышленности с учетом качественного преобразования "сырье - полуфабрикат - готовое изделие";
- экспертиза и реализация принципов авторского контроля;
- оценка инновационного потенциала новых изделий;
- подготовка документации по менеджменту и маркетингу одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;
- контроль за соблюдением экологической безопасности при изготовлении изделий легкой промышленности;
организационно-управленческая деятельность:
- организация и управление работой малых коллективов исполнителей, разработка и управление реализацией оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
- осуществление авторского надзора за разработкой и изготовлением изделий легкой промышленности;
- применение нормативно-правовой базы на практике;
- нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при планировании и выборе оптимального решения по реализации дизайн-проектов на изделия легкой промышленности;
научно-исследовательская деятельность:
- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
- проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных программных средств, позволяющих прогнозировать свойства изделий из различных материалов;
- участие в проведении исследований свойств различных материалов и изделий легкой промышленности по заданной методике;
- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества выпускаемой продукции и сертификации с применением информационных технологий и технических средств;
- проектная (дизайнерская) деятельность:
- формулирование текущих и конечных целей проекта, нахождение оптимальных технических и дизайнерских способов их достижения и решения;
- сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования изделий легкой промышленности;
- проведение технико-экономического обоснования проектов;
- расчет и проектирование деталей, изделий и технологических процессов легкой промышленности в соответствии с техническим заданием;
- разработка дизайн-проектов изделий легкой промышленности с учетом утилитарно-технических, художественно-эстетических, экономических параметров;
- разработка проектной, рабочей технической документации и оформление законченных проектно-конструкторских работ;
- контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.
Бакалавр по направлению подготовки 262000 Технология изделий легкой промышленности готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, производственно-технологическая,
организационно-управленческая, проектная.
Бакалавр по направлению подготовки 262000 Технология изделий легкой промышленности должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследований;
- проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных - программных средств, позволяющих прогнозировать свойства изделий из различных материалов;
- участие в проведении исследований свойств различных материалов и изделий легкой промышленности по заданной методике;
- анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества выпускаемой - продукции и сертификации с применением информационных технологий и технических средств;
производственно-технологическая деятельность:
- подготовка, планирование и эффективное управление технологическими процессами производства одежды, обуви, кожи, меха и кожгалантерейных изделий различного назначения;
- производственный контроль параметров качества поэтапного изготовления деталей, полуфабрикатов и готовых изделий;
- анализ, оценка, планирование затрат и эффективное использование основных и вспомогательных материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и - программ расчетов параметров технологического процесса;
- проектирование технологических процессов производств изделий легкой промышленности с учетом качественного преобразования "сырье -полуфабрикат - готовое изделие";
- контроль метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;
- анализ и оценка функциональной организации производственного процесса и соответствия достигнутого результата планируемому;
- оценка инновационного потенциала новых процессов или технологий;
- подготовка документации по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках;
- контроль за соблюдением экологической безопасности;
организационно-управленческая деятельность:
- организация и управление работой малых коллективов исполнителей, разработка и управление реализацией оперативных планов работы первичных производственных подразделений;
- составление технической документации (графиков работ, инструкций, схем разделения труда, заявок на материалы, комплектующие оборудования), а также установленной отчетности по утвержденным формам;
- подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического анализа;
- проведение организационно-плановых расчетов по созданию (реорганизации) производственных участков;
проектная деятельность:
- формулирование текущих и конечных целей проекта, нахождение оптимальных технических и дизайнерских способов их достижения и решения;
- сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования изделий легкой промышленности;
- расчет и проектирование деталей, изделий и технологических процессов легкой промышленности в соответствии с техническим заданием;
- разработка проектов изделий легкой промышленности с учетом утилитарно-технических, художественно-эстетических, экономических параметров;
- разработка проектной, рабочей технической документации и оформление законченных проектно-конструкторских работ;
- контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- проведение технико-экономического обоснования проектов.
Курс «Введение в профессию» относится к дисциплинам вариативной части (дисциплины профиля) базовой (общепрофессиональной) части.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать: принципы, содержание и технологию всех видов учебной деятельности (ОК-7); требования, предъявляемые к одежде, ассортимент и классификацию одежды, виды соединений при изготовлении изделий; основные термины и понятия (ПКВ-4);
· Уметь: организовывать свою учебную деятельность (ОК-7); организовать свою учебную деятельность на достижение всей совокупности компетентностно-ориентированных ожидаемых результатов образования по ООП ВПО (ПК-6); ориентироваться в ассортименте одежды, грамотно использовать профессиональную лексику; выполнять элементы ниточного соединения (ПКВ-4).
· Владеть: умением подтвердить высокую мотивацию к выполнению своей профессиональной деятельности (ОК-7).
За последние десять лет в российской швейной промышленности произошли очень серьезные изменения, которые были вызваны быстрыми переменами в российской экономике. Легкая промышленность во всем мире пережила поразительные изменения: новые технологии были внедрены в технологические процессы (САD/САМ системы); ограниченность натуральных сырьевых материалов (волокон) создает конкуренцию между странами, а это приводит к увеличению затрат на производство; развивающиеся страны с их дешевой рабочей силой получают инвестиции на переоснащение текстильных и швейных предприятий, наращивают объемы производства и подрывают местные рынки; текстильное и швейное производство стремятся быть разнообразными, гибкими и соответствовать постоянно изменяющимся потребностям рынка (мода/тенденция); положительные тенденции в развитии имеет сфера быта и услуг, в частности пошив одежды на индивидуального потребителя.
Литература: [23],[24].
Общие сведения о развитие ассортимента одежды и способов ее производства
История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Наряду с защитой тела человека от внешних воздействий, условием возникновения и совершенствования одежды явился труд человека как главная движущая сила в развитии общества: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовалась одежда.
В качестве материала для одежды человек использовал все то, что могло выполнять защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев, шкуры животных т.п. Ткань люди научились вырабатывать на последнем этапе каменного века.
Одежда всегда была приспособлена к климатическим условиям местности. Поэтому в разных регионах она резко отличается формой и материалом. Одежда жителей зоны тропических лесов – набедренная повязка, передник, накидка на плечи. В холодных арктических областях одежда закрывает все тело и к тому же она сделана из меха.
С развитием человеческого общества происходило изменение форм и видов одежды. В древние века одежда изготавливалась одинаково для всех. Не было четкого разграничения по половозрастному признаку. В Древнем Риме вся одежда в рамках государства изготавливалась одного покроя. В Древнем Египте индивидуальность каждого проявляется в искусстве драпировки. Разделение в обществе на богатых и бедных способствовало появлению знаковых и кастовых функций одежды. Происходит ограничение использования определенных цветов и дорогих тканей по социальному происхождению. С XIII в. социальный статус определяется и покроем одежды. Происходит регламентирование одежды должностных лиц и представителей некоторых профессий (обосабливается литургическая одежда).
Создание одежды у всех народов было домашним занятием. Секреты и навыки портновского дела передавались по наследству. Колыбелью портняжного ремесла являются берега Нила. Кастовое устройство у различных народностей привело к тому, что высшим классам понадобились мастера, которые бы занимались составлением и изготовлением их гардероба (ткач и портной). Портной – мастер, специалист по изготовлению одежды. Кроеная и сшитая одежда изготовлялась на заказ бродячими мастерами. С IX века во Франции для пошива одежды используется утюг. Изготовление полотна и готовой одежды в виде оброка в крестьянских хозяйствах и мастерских – генициях сменяется формированием в XI веке цехов ткачей и портных из свободных горожан. Возникновение портновского ремесла в Западной Европе относится к XII в., в русских городах – примерно к XIV в.
Возникновение тканей и ткачество способствовало развитию одежды. Ткачество – изготовление ткани на ткацком станке или другом приспособлении, дающем возможность получить переплетение нитей основы и утка. Ткань – полотно, изготовленное из нитей (пряжи) с помощью ткачества. Изобретение ткачества археологи относят к VIII веку до н. э. Уже тогда его использовали в Египте. Сырьем для ткачества служили лен и шерсть, частично шелк. В Европе горизонтальный ткацкий станок появился в эпоху раннего средневековья (ХII в.). Самый мощный европейский текстильный центр существовал в Лукке. Он выпускал разные виды парчи, атлас, узорчатые шелка, муары, тафту, газ, бархат. Основную массу тканей, изготовляемых в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе в ХII - XIV в.в., составляли бархат, шелк.
Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем стать целесообразной по форме как сейчас. Интенсивное развитие конструирования было связано с развитием архитектуры (XIV – XV в.в.). До этого примитивный крой появился в глубокой древности на Востоке, давший основные типы накладной и распашной одежды, и бытовал в европейской одежде до Х – ХI в. Средневековые мастера ХII в. для придания одежде формы тела человека делали вырезы по бокам и соединяли края шнуровкой. Идея расчленения одежды на части (детали) была заимствована портными у изобретателей разъемных рыцарских доспехов.
Различное понимание мужской и женской красоты потребовали разделение форм мужской и женской одежды, создание облегающих скульптурных ее форм. В XIV – XV в.в платье было разделено поперечным швом на лиф и юбку.
Классовое общество превратило одежду из простого средства защиты в средство выражения социального положения ее обладателя. Уже в Древнем Риме издавались специальные правила и указы, которые определяли, кто, где и какую одежду имеет право носить. Крестьянин мог носить только черную и серую одежду. Пурпурную отделку в тоге мог позволить себе сенатор или патриций, а отделку из золота – только победоносный военачальник. Специальные указы о костюмах издавались и в Европе. Например, в XIII в. судьям и врачам Кельна разрешалось ходить в красном, адвокатам – в фиолетовом, прочим ученым мужам – в черном.
В России попытка регламентации одежды по сословиям была осуществлена при императрице Елизавете особым законом, по которому люди без чина на имели права носить шелковую и бархатную одежду. Чиновники могли покупать материал на одежду стоимостью не более двух рублей за аршин (0,71 м), дворяне имели право на покупку шелка не дороже чем по четыре рубля. Более дорогие материалы могла употреблять только сама императрица Елизавета.
С развитием классовых отношений все более возрастает роль одежды как знака социального и материального положения. Одежда знати своей пышностью и сложностью форм, декоративностью и роскошью украшений подчеркивала аристократизм ее обладателя, подавляя, принижая достоинства простого человека.
Народная одежда отличалась во все времена большой целесообразностью форм и кроя. В большинстве своем такая одежда была проста, экономична, удобна и надежна. Она была одинаково хороша и для труда, и для отдыха.
Литература: [4],[6],[12], [15], [16],[17], [18].
Общие сведения об одежде
Одежда – это изделия или совокупность изделий, надеваемых человеком для защиты тела от различных воздействий окружающей среды и выполненных из текстильных материалов растительного, животного или искусственного происхождения.
История возникновения одежды уходит далеко в глубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Наряду с защитой тела человека от внешних воздействий, условием возникновения и совершенствования одежды явился труд человека как главная движущая сила в развитии общества: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовалась одежда.
В качестве материала для одежды человек использовал все то, что могло выполнять защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев, шкуры животных т.п. Ткань люди научились вырабатывать на последнем этапе каменного века.
Одежда всегда была приспособлена к климатическим условиям местности. Поэтому в разных регионах она резко отличается формой и материалом. Одежда жителей зоны тропических лесов – набедренная повязка, передник, накидка на плечи. В холодных арктических областях одежда закрывает все тело и к тому же она сделана из меха.
С развитием человеческого общества происходило изменение форм и видов одежды. В древние века одежда изготавливалась одинаково для всех. Не было четкого разграничения по половозрастному признаку. В Древнем Риме вся одежда в рамках государства изготавливалась одного покроя. В Древнем Египте индивидуальность каждого проявляется в искусстве драпировки. Разделение в обществе на богатых и бедных способствовало появлению знаковых и кастовых функций одежды. Происходит ограничение использования определенных цветов и дорогих тканей по социальному происхождению. С XIII в. социальный статус определяется и покроем одежды. Происходит регламентирование одежды должностных лиц и представителей некоторых профессий (обосабливается литургическая одежда).
Создание одежды у всех народов было домашним занятием. Секреты и навыки портновского дела передавались по наследству. Колыбелью портняжного ремесла являются берега Нила. Кастовое устройство у различных народностей привело к тому, что высшим классам понадобились мастера, которые бы занимались составлением и изготовлением их гардероба (ткач и портной). Портной – мастер, специалист по изготовлению одежды. Кроеная и сшитая одежда изготовлялась на заказ бродячими мастерами. С IX века во Франции для пошива одежды используется утюг. Изготовление полотна и готовой одежды в виде оброка в крестьянских хозяйствах и мастерских – генициях сменяется формированием в XI веке цехов ткачей и портных из свободных горожан. Возникновение портновского ремесла в Западной Европе относится к XII в., в русских городах – примерно к XIV в.
Возникновение тканей и ткачество способствовало развитию одежды. Ткачество – изготовление ткани на ткацком станке или другом приспособлении, дающем возможность получить переплетение нитей основы и утка. Ткань – полотно, изготовленное из нитей (пряжи) с помощью ткачества. Изобретение ткачества археологи относят к VIII веку до н. э. Уже тогда его использовали в Египте. Сырьем для ткачества служили лен и шерсть, частично шелк. В Европе горизонтальный ткацкий станок появился в эпоху раннего средневековья (ХII в.).
Одежда прошла длительный и сложный путь, прежде чем стать целесообразной по форме как сейчас. Интенсивное развитие конструирования было связано с развитием архитектуры (XIV – XV в.в.). До этого примитивный крой появился в глубокой древности на Востоке, давший основные типы накладной и распашной одежды, и бытовал в европейской одежде до Х – ХI в. Средневековые мастера ХII в. для придания одежде формы тела человека делали вырезы по бокам и соединяли края шнуровкой. Идея расчленения одежды на части (детали) была заимствована портными у изобретателей разъемных рыцарских доспехов.
Различное понимание мужской и женской красоты потребовали разделение форм мужской и женской одежды, создание облегающих скульптурных ее форм. В XIV – XV в.в платье было разделено поперечным швом на лиф и юбку.
Классовое общество превратило одежду из простого средства защиты в средство выражения социального положения ее обладателя. Уже в Древнем Риме издавались специальные правила и указы, которые определяли, кто, где и какую одежду имеет право носить. Крестьянин мог носить только черную и серую одежду. Пурпурную отделку в тоге мог позволить себе сенатор или патриций, а отделку из золота – только победоносный военачальник. Специальные указы о костюмах издавались и в Европе. Например, в XIII в. судьям и врачам Кельна разрешалось ходить в красном, адвокатам – в фиолетовом, прочим ученым мужам – в черном.
В России попытка регламентации одежды по сословиям была осуществлена при императрице Елизавете особым законом, по которому люди без чина на имели права носить шелковую и бархатную одежду.
С развитием классовых отношений все более возрастает роль одежды как знака социального и материального положения. Одежда знати своей пышностью и сложностью форм, декоративностью и роскошью украшений подчеркивала аристократизм ее обладателя, подавляя, принижая достоинства простого человека. Народная одежда отличалась во все времена большой целесообразностью форм и кроя. В большинстве своем такая одежда была проста, экономична, удобна и надежна. Она была одинаково хороша и для труда, и для отдыха.
Женский и мужской костюм к середине XV в. всецело подчинялся канонам готического стиля. Удлиненные пропорции силуэта одежды, высокий конусообразный головной убор, остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Мужской костюм состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки и шосс (узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки). Женский костюм – платье с высокой линией талии и драпированной юбкой, переходящий в длинный шлейф. К концу XV в. (эпоха Возрождения) для женской и мужской одежды стали характерны спокойные крупные формы с устойчивыми пропорциями.
С XVI в. образцом одежды стал испанский костюм на жестких прокладках и металлических частях. Мужской костюм – короткая куртка со съемной баской, шарообразные штаны, плащ. Высокий стоячий воротник заканчивался узким белым рюшем у горловины. Головным убором служил плоский, низкий берет. Женский костюм – корсет и юбка на плотном чехле с металлическими или деревянными обручами. Высокий гофрированный воротник (фреза) удлинял пропорции женской фигуры.
В XVII в. (стиль барокко) дворянский мужской костюм состоял из короткой свободной курточки – брасьер с короткими рукавами, из-под которых спускались рукава рубашки; поверх коротких штанов-шоссе надевали широкие штаны-рэнгравы, отделанные по низу бахромой. Парадность женской одежды усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белового воротника, отделанного кружевом.
XVIII в. характеризуется утверждением стиля рококо. В этот период появился узкий, прилегающий к бедрам фрак. Под фрак надевали укороченный жилет. Штаны – узкие кюлоты. Во второй половине того же века увеличилось количество видов верхней одежды, возникли прообразы пальто – редингот (типа длинного сюртука) и каррик (одежда с двумя или тремя широкими воротниками, покрывающими плечи). Женский костюм отвечал эстетическим вкусам рококо: платье с крупными формами и низким декольте, обилием кружевных сборок, драпировок, рюшей. Материалом служили легкие ткани (тафта, тонкий атлас). С конца XVII в. в связи с реформами Петра I ускорилась проникновение в Россию общеевропейского костюма. Европейское платье прочно вошло в быт русской аристократии. У крестьянства и большей части городского населения оставалась традиционная русская одежда.
Во второй половине XVIII в. появились первые журналы мод, сначала в Англии, затем во Франции, Германии, Италии.
На протяжении длительного времени текстильная промышленность носила характер кустарного, ручного производства, и лишь во второй половине XVIII в. после изобретения прядильной машины, а затем парового двигателя, была создана фабричная индустрия, опирающаяся на машинную технику.
В ХV-XVIII в.в. с появлением усовершенствованных ткацких станков и механизацией ткацкого производства выработка тканей ускорилась, их структура и внешний вид стали значительно разнообразнее.
После французской буржуазной революции (1789 г.) возник новый тип одежды, единый для всех классов и сословий. В нем появились элементы народной одежды (длинные узкие брюки, короткий жилет и др.), заимствованные у ремесленников и рабочих. Увеличилась подвижность человека в костюме, произошел отказ от нижних каркасных конструкций, жестких корсетов (однако вскоре корсет вновь вошел в моду и просуществовал до 20-х годов XX столетия). Упрощение покроя и материала послужило предпосылкой для изготовления готового платья.
В России возникновение первых текстильных предприятий относится к семнадцатому веку. В России с XVII в. текстильные мануфактуры выпускали ситец.
Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Мужской повседневной одеждой становится темный шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. В женском костюме вновь появляется корсет.
История костюма XIX века полна драматизма и очень наглядна в своём отражении эпохи. Важным фактором, влияющим на женские моды, было и стремление женщин к эмансипации, борьба за образование, за гражданские права. Возникает потребность в более удобном костюме. Укоротились юбки, окончательно исчезли корсеты, упростился крой, появились функциональные застежки и детали, заимствованные из форменной одежды.
Специфика одежды XX в. определяет переход к промышленному способу ее производства, пришедшему взамен многовекового портновского ремесла. Характерными особенностями XX в. являются также рождение принципиально нового типа женской одежды и быстрая смена моды.
Основой одежды в СССР являлся общеевропейский стиль, как и в большинстве стран мира. В проектирование новой прозодежды принимали участие многие известные художники: живописцы, скульпторы, театральные и текстильные художники, дизайнеры и модельеры. Среди них Вера Мухина, Казимир Малевич, Любовь Попова, Надежда Ламанова, Александра Экстер и многие другие.
Великая Отечественная война на несколько лет остановила начавшийся процесс становления легкой промышленности. В годы войны были разрушены многие текстильные комбинаты. В годы второй мировой войны силуэт одежды как бы военизировался, были нарушены естественные пропорции фигуры, искусственно расширены плечи.
В послевоенные годы форма женской одежды претерпела большие изменения. Четко выделились и сохранились два основных стиля: спортивно-деловой и женственный (элегантный).
Наряду с массовым фабричным производством одежды в стране существовала огромная сеть предприятий, изготовляющих одежду по индивидуальным заказам населения. На них приходилось около 30 % всего производства одежды.
В середине 80-х годов в промышленности началось интенсивное внедрение промышленных роботов. Это происходило не только в машиностроении и станкостроении, но и в легкой промышленности. С целью повышения механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ в подготовительно-раскройном производстве швейных фабрик все чаще использовали средства робототехники.
В 90-е годы положение в текстильной и легкой промышленности отражали общую ситуацию, сложившуюся в народном хозяйстве страны и республиках. Срыв всех экономических механизмов, разрушение хозяйственных связей внутри России, а также между республиками, отсутствие валюты для закупки сырья, неудовлетворительное решение вопросов ценообразования обернулись бедственным положением для предприятий отрасли и потребительского рынка.
К началу 2000 г. позитивное влияние импортозамещения ослабевает, и для окончательного завоевания внутреннего рынка отечественные производители помимо наращивания объемов продукции приступили к обновлению ассортимента товаров, улучшению дизайна, стали заботиться об имидже предприятия, находить новые источники реализации товаров и проводить ценовую политику согласно платежеспособному спросу населения.
Литература: [4],[6],[12], [15], [16],[17], [18], [19] ,[20],[22].
Контрольные вопросы
1. Назовите древние виды одежды населения различных географических регионов.
2. Как возникло ткачество и ткани?
3. Как изменялась функция одежды на исторических этапах развития?
4. Когда возникло понятия моды, развитие конструирования?
5. Как происходила реформа европейского костюма в средние века?
6. Как происходила социально-классовая обособленность костюма различных слоев населения?
7. Какие общие принципы отделки одежды характерны для костюма XII в. - второй четверти XV в.?
8. Как происходило развитие мануфактурного производства в Европе и России?
9. Как происходило изменение характера костюма под воздействием буржуазных революций?
10. Как происходило упрощение покроя и материалов в костюме XVIII в.?
11. Какая система кроя существовала в ХV-XVII в.в.?
12. Что способствовало возникновению фабричного производства одежды в России?
13. Что является основой массового производства одежды?
14. Как происходила механизация производства одежды?
15. Что представляло собой производство одежды в России в конце XIX в.?
16. Что представлял собой ассортимент одежды к началу XX в.?
17. Как развивалась техника конструирования в XIX – XX в.в.?
18. Дайте характеристику промышленного способа производства одежды к началу XX в.?
19. Что способствовало появлению фабричного производства одежды в России?
20. Каковы основные принципы деятельности первых советских моделирующих организаций?
21. Какие факторы влияли на развитие швейной отрасли в 20-30- е годы XX?
22. Почему в конце 20-х годов стало возможным внедрение поточных методов производства одежды?
23. Дайте характеристику швейной отрасли легкой промышленности в периоды с 1980-2000 г.г.?
24. Каковы особенности швейной отрасли легкой промышленности?
25. Какие предприятия легкой промышленности функционируют в Поволжском регионе и на территории Самарской области?
26. Что такое одежда, какие функции она выполняет?
27. Основные исторические этапы развития одежды.
28. Какие требования предъявляются к одежде?
29. Какая одежда относится к классу бытовой одежды?
30. Как классифицируется класс бытовой одежды?
31. Какая одежда является верхней, пляжной, корсетными изделиями, нательным бельем?
32. Что относится к верхней одежде, нательному белью, корсетным изделиям, пляжной одежде, головным уборам?
33. Что такое костюм, коллекция, комплект, аксессуары?
34. Как группируются ткани по волокнистому составу?
35. Какие факторы определяют свойства ткани?
36. Какими физико-химическими свойствами обладают натуральные волокна животного происхождения?
37. Что является исходным сырьем для получения искусственных и синтетических волокон?
38. Какими физико-химическими свойствами обладают и искусственные и синтетические волокна?
39. Какие виды прокладочных материалов используются в швейном производстве?
40. Размерная типология и половозрастные группы населения. Основные размерные признаки.
41. Какие существуют способы производства одежды?
42. Состояние потребительского рынка одежды в России.
43. Факторы, определяющие потребности населения в одежде.
44. Что такое конструкция, форма, силуэт, покрой?
45. Какая одежда является плечевой, поясной?
46. Какие элементы в одежде являются конструктивно-декоративными?
47. Что называется срезами деталей? Назовите основные срезы деталей кроя плечевой и поясной одежды.
48. Швейные изделия: классификация, характеристика ассортимента.
49. Что такое стежок, строчка, шов?
50. Как подразделяются ручные стежки в зависимости от их назначения?
51. Какие инструменты и приспособления служат для выполнения влажно-тепловой обработки швейных изделий?
52. Что такое клеевое и сварное соединение швейных изделий?
53. Какие процессы включает в себя подготовительно-раскройное производство?
54. Какие операции включает в себя раскройное производство?
55. Какие работы включает в себя швейное производство?
56. Какие основные мероприятия по развитию отрасли заложены в Концептуальной программе развития текстильной и легкой промышленности Российской федерации на период до 2020 года.
– Конец работы –
Используемые теги: Учебно-методическое, пособие, дисциплине, Введение, профессию, Технология, изделий, легкой, промышленности0.12
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учебно-методическое пособие по дисциплине «Введение в профессию Технология изделий легкой промышленности»
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов