Реферат Курсовая Конспект
Психология личности в трудах отечественных психологов - раздел Философия, Лев Куликов ...
|
Лев Куликов
Психология личности в трудах отечественных психологов
Лев Куликов
ПРЕДИСЛОВИЕ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Раздел I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Психологическое определение личности [2]. В. М. Бехтерев
О составе личности[3]. А. Ф. Лазурский
О личностном подходе[7]. С. Л. Рубинштейн
К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы[9]. Б. М. Теплов
Понятие личности в аспектах нормы и патологии [10]. В. Н. Мясищев
Индивид и личность[11]. А. Н. Леонтьев
Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека[14]. Б. Г. Ананьев
Патопсихологический метод в изучении личности[15]. Б. В. Зейгарник
Общественные отношения как общее основание свойств личности[16]. Б. Ф. Ломов
Природные предпосылки и индивидуально-психофизиологические особенности личности[18]. В. М. Русалов
Теория личности с позиций категориального анализа психологии[19]. А. В. Петровский
Раздел II. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Органическая и социальная сфера личности[20]. В. М. Бехтерев
Установка у человека. проблема объективации[21]. Д. Н. Узнадзе
Структура личности[22]. Б. Г. Ананьев
Направленность личности. субъективные отношения личности[24]. Б. Ф. Ломов
О системе «личность»[25]. Б. И. Додонов
Концепция динамической функциональной структуры личности[26]. К. К. Платонов
Смысловая сфера личности[27]. Б. С. Братусь
Мировоззрение и убеждения личности как психологические категории[28]. Г. Е. Залесский
Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Личность и условия ее развития и здоровья[29]. В. М. Бехтерев
Развитие личности и мировоззрения ребенка[33]. Л. С. Выготский
Понятие личности в аспектах нормы и патологии[34]. В. Н. Мясищев
Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка[35]. Л. И. Божович
Формирование личности[36]. А. Н. Леонтьев
Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности[43]. Б. Г. Ананьев
Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности[44]. П. М. Якобсон
Проблемы этического развития ребенка[45]. С. Г. Якобсон
Постоянство и изменчивость личности[46]. И. С. Кон
Психология формирования и развития личности[47]. Л. И. Анциферова
Развитие личности на ранних этапах детства[48]. Н. Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова
Движущие силы и условия развития личности[49]. А. Г. Асмолов
Проблема субъекта в психологической науке[51]. А. В. Брушлинский
Раздел IV. ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ
Развитие личности и ее жизненный путь[52]. Н. А. Логинова
Психологический возраст личности[53]. А. А. Кроник, Е. И. Головаха
Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности[55]. Е. И. Головаха
Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования[56]. И. С. Кон
Возрастная динамика самореализации личности[57]. Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко
Самоактуализация и самотрансценденция личности[58]. А. А. Реан
Время личности и время жизни[59]. К. А. Абульханова, Т. Н. Березина
Развитие личности в контексте жизненной ситуации[61]. Е. Ю. Коржова
Раздел V. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ
Личность и условия ее развития и здоровья[62]. В. М. Бехтерев
Pеальные формы социального поведения[63]. Л. С. Выготский
Социальные ситуации развития личности и ее статус[64]. Б. Г. Ананьев
Социальная идентификация в кризисном обществе[65]. В. А. Ядов
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности[66]. А. А. Бодалев
Социальная идентичность: временные и средовые компоненты[67]. Г. М. Андреева
Потребность «быть личностью»[68]. А. В. Петровский
Социализация личности[69]. А. А. Реан
Раздел VI. ВНУТРЕННИЙ МИР ЛИЧНОСТИ
Загадка человеческого «Я»[70]. И. С. Кон
Внутренний мир личности[72]. Д. А. Леонтьев
Я – последняя инстанция в личности[73]. Д. А. Леонтьев
Реальность субъективного духа[74]. В. И. Слободчиков
Раздел VII. ДУХОВНОЕ БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ
Устои нравственной жизни и деятельности[76]. Н. Я. Грот
Смысл жизни[78]. С. Л. Франк
Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего»[79]. В. Э. Чудновский
Духовные способности[82]. В. Д. Шадриков
Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры[84]. В. В. Знаков
Идея свободной причинности в психологии личности[86]. В. А. Петровский
ЛИТЕРАТУРА
Лев Куликов
Психология личности в трудах отечественных психологов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Истории исследований в области психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах, определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки и жизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическую ценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано с необходимостью решения разнообразных практических задач.
За минувшее столетие психология превратилась в развитую область знаний и практической деятельности для многих тысяч специалистов. Внутренняя специализация, сосуществование в рамках единой науки различных школ и направлений – все это, несомненно, свидетельствует о зрелости психологии как науки, представителей которой, однако, по‑прежнему объединяет обостренный интерес к проблеме личности, проблеме, которая была и остается фундаментальной, ключевой.
Последние полтора‑два десятилетия отмечены интенсивным развитием практической психологии. И хотя официальный образовательный стандарт в отечественной психологии был утвержден более тридцати лет назад (именно в 1966 г. были открыты факультеты психологии в университетах Москвы и Ленинграда), она долгое время не выходила за пределы учебных аудиторий и исследовательских лабораторий, ограничиваясь прикладными разработками. В настоящее время психология включает в пространство своих профессиональных интересов и компетентности уже не только и не столько организации и коллективы, но отдельных людей с их жизненными проблемами.
Возможность оказывать реальную психологическую помощь людям, в том числе в сложных, кризисных ситуациях, видеть непосредственные результаты своей работы в психотерапии, консультировании, в решении разнообразных практических задач – эти и другие перспективы сегодня особенно привлекают начинающих психологов.
Психология без практики лишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо прежде всего овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается представление о ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многие представители гуманистического направления в психологии, как постепенное разворачивание заложенного в человеке потенциала, «обрекающего» человека на самореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборов самого человека. Таким образом, в основе всякой – консультативной, терапевтической, психокоррекционной и т. д. – практики лежит определенная, более или менее детально разработанная теоретическая модель объяснения личности.
Современное состояние отечественной психологии во многом характеризует интенсивный процесс освоения ею зарубежного опыта, в частности, через приобщение российских психологов к мировой психологической литературе. Сегодня мы получили возможность познакомиться и с лучшими образцами психологической классики, и с работами современных авторов в области практической работы.
Неизмеримо хуже обстоит дело с изданиями трудов отечественных психологов. Начинающему специалисту сегодня гораздо легче познакомиться с зарубежными теориями, тогда как огромный и богатейший пласт российской психологической мысли во многом в настоящее время остается невостребованным. Хотя Россия – по ее роли в становлении научной психологии, величию имен ее ученых, богатству их идей – по праву может считаться (в одном ряду с Германией и Америкой) родиной мировой психологической науки.
В этой связи предлагаемая читателям хрестоматия представляет особый интерес. Она не имеет аналогов в российских изданиях: в хрестоматии «Психология личности» (МГУ, 1982) лишь половина опубликованных фрагментов принадлежит отечественным авторам. Хрестоматия – особый жанр. Само слово «хрестоматия» означает «изучаю полезное, хорошее», что в полной мере соответствует изданию, которое вы держите в руках. Как и любая хрестоматия, она имеет своей целью дать первоначальное общее представление о наиболее важных проблемах в психологии личности, пробудить интерес к углубленному изучению классики отечественной психологической мысли.
Для российской психологической науки всегда была характерна ориентация на глубокий интерес к внутреннему миру человека, к его жизни, к духовному измерению его существования. Этот интерес отражен в знаменитом высказывании Л. С. Выготского: «Наше слово в психологии: от ПОВЕРХНОСТНОЙ психологии – в сознании явление не равно бытию. Но мы себя противопоставляем и ГЛУБИННОЙ психологии. Наша психология – ВЕРШИННАЯ психология (определяет не «глубины», а «вершины» личности)»[1].
Основополагающая проблема обусловленности психической жизни человека в западной психологии в течение долгого времени решалась в принципиальной оппозиции «внешнего» и «внутреннего», в противостоянии личностного и ситуационного подходов: «персонологи» отстаивали принципы постоянства личностных проявлений в разных ситуациях, «ситуационисты» – их ситуационной специфичности. Сегодня ошибочность любой радикальной позиции по отношению к этой проблеме очевидна. Продуктивным видится поиск интеграции предложенных подходов, позволяющий по‑новому взглянуть на взаимодействие трансситуативных и ситуативных факторов. В этой связи работы отечественных психологов по проблемам личности представляют особый интерес: для российской психологии всегда было характерным стремление к пониманию и описанию личности во всей ее уникальности и неповторимости в контексте социального, культурного и исторического пространства.
Отрадный и очевидный факт – интерес к нашему научному наследию возрождается. В Санкт‑Петербурге уже изданы либо планируются к изданию работы выдающихся отечественных психологов прошлого. Это наш долг по отношению к тем, кто когда‑то именно в Санкт‑Петербурге создавал российскую научную психологию. Надеемся, что предлагаемая читателю хрестоматия, объединяющая труды российских психологов разных поколений – включая работы современных авторов, – позволит почувствовать их преемственность и увидеть тот путь, по которому может пойти в своем развитии отечественная психология – путь самобытный и оригинальный.
Доктор психологических наук, профессор Н. В. Гришина
Член‑корреспондент РАО, доктор психологических наук,
профессор А. А. Реан
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Данное издание посвящено общим представлениям о личности, структуре личности, движущим силам, а также социальным и биологическим факторам развития личности. Основанием выбора темы для первого выпуска хрестоматии явилось особое значение проблемы личности в психологии. Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно «работать» лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях.
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта заключена прежде всего в том, что в личности объединены, связаны различные плоскости бытия конкретного человека – от его телесного бытия до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.
И для отечественной, и для мировой науки характерно разнообразие взглядов на природу личности. В какой системе понятий может быть представлено это разнообразие? Или более конкретно: как может быть структурировано для хрестоматии то огромное количество идей, концепций, подходов, богатство эмпирических данных, полученных отечественными исследователями за многие десятилетия?
Мы сочли возможным использовать для этой цели общенаучные категории, применимые к описанию любых объектов – и материальных предметов, и идеальных образований, в том числе и для описания феномена личности. Человек существует одновременно в разных средах, мирах: в мире вещей и предметов – как физическое тело, в мире живой природы – как живое существо, в мире людей – как член общества или как единица определенной общности.
Пространство личности имеет сложную структуру и множество измерений. Те события внешнего мира, в которые включена личность, и те отношения, которые у нее устанавливаются с объектами внешнего мира, образуют внешнее пространство личности. Представления о мире и о себе, переживания различных событий, отношение к самому себе, самоконтроль и саморегуляция, жизненные цели и планы – все это составляет внутренний (субъективный) мир личности. Социальное пространство, в которое включена личность, представлено в ее внутреннем мире. С другой стороны, в активности, в деятельности, в общении так или иначе проявляется внутренняя жизнь личности.
Еще один план существования личности составляет ее духовное бытие. Разумеется, духовное бытие, духовность человека – предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духовная культура, принятые ее гуманистические ценности, каноны духовной жизни, способность переживать духовное единство с другим человеком, общностью людей или всем человечеством – все это является факторами, обусловливающими жизненно важные выборы личности. Пространство духовного бытия – особое. Если у внешнего пространства и отношений личности (социальных, экономических, правовых) можно определить хотя бы некоторые параметры в координатах пространства физического или географического, то пространство духовного бытия таких координат не имеет. И смысл бытия человечества, и смысл жизни каждого отдельного человека не имеют эквивалентов в физических пространственных измерениях: эти явления одновременно принадлежат и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству, и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы у отдельной личности не было ее внутреннего мира, собственного представления о смысле жизни или желания обрести таковой.
В первом разделе хрестоматии собраны работы, дающие общее представление о личности – основах, функциях, о единстве ее формальных (динамических) и содержательных свойств. Как и любое сложное явление, личность включает в себя множество компонентов и процессов. Второй раздел хрестоматии посвящен взглядам отечественных психологов на структуру личности. Личность изменчива, динамична, постоянно находится в развитии. Работы, в которых анализируется становление личности, вошли в третий раздел. Психологическое время личности, динамика самореализации, закономерности жизненного пути рассматриваются в четвертом разделе хрестоматии. Пятый раздел включает работы, предметом исследования которых является внешнее, социальное пространство личности. В шестом разделе собраны публикации, раскрывающие сложное строение внутреннего мира личности. В седьмом разделе представлены работы, освещающие духовное бытие, духовное пространство личности, объединяющее все ее миры. Обретение этого пространства является вершиной личностного развития.
Отбирая материал для хрестоматии, мы стремились решить следующие задачи. Во‑первых, собрать публикации, освещающие феномен личности по‑разному, но одновременно дополняющие одна другую: мы стремились не переносить акцент на выявление различий в точках зрения ученых. Во‑вторых, мы старались полнее отразить современное состояние проблемы личности в отечественной психологии без углубления в историю рассматриваемых вопросов. Поэтому в хрестоматию включены только те работы, которые дают читателю представление об истоках той или иной концепции и содержат идеи, не устаревшие до настоящего времени. Без них не будут ясны методологические основы современных исследований.
Знакомство с хрестоматией позволит читателю убедиться, что, несмотря на значительные трудности свободного научного общения в течение многих прошлых десятилетий, движение научной мысли в нашей стране шло в значительной мере в русле развития идей в мировой науке. Этому способствовали вековые традиции гуманитарной мысли в России. Так, многие идеи, в настоящее время интенсивно разрабатываемые в рамках гуманистической или трансперсональной психологии, были высказаны отечественными психологами и философами еще в начале века, но в других понятиях и несколько ином контексте.
В выборе работ для хрестоматии мы отдавали предпочтение более поздним трудам авторов, исходя из того, что именно в последних публикациях авторская позиция отражена наиболее точно. Внутри каждого раздела статьи помещены в хронологическом порядке – по годам выхода работы в свет (для стереотипных переизданий действует дата первого издания). Конечно, такое размещение текстов имеет и слабую сторону: исследователь, многие годы работавший над определенной проблемой и имеющий свежие публикации, оказывается в конце списка авторов. Однако если учесть, что хрестоматия – это прежде всего подборка первоисточников, то с этим недостатком можно вполне смириться.
Авторские названия статей или глав книг, из которых взяты фрагменты для хрестоматии, сохранены. В том случае, когда название главы оригинала не совпадало с названием темы раздела, но соответствовало ей по содержанию, составитель давал ей свое, заключая его в квадратные скобки. Среди разных публикаций по одной теме мы выбирали ту, в которой обсуждаемый вопрос изложен наиболее доступно. Простота и ясность – выигрышные качества учебного пособия. Отметим также, что в перечень рекомендуемых нами работ вошли те источники, на которые ориентируются наиболее популярные учебные программы вузов страны.
В конце нашей хрестоматии помещен раздел, содержащий биографические данные об авторах. В них кратко представлены те сведения, которые могут помочь читателю получить представление о профессиональном опыте авторов. В списке основных трудов отдавалось предпочтение публикациям, относящимся к психологии личности или близким темам. Годы переизданий книги не приводятся, указывается лишь год первого издания. Данные о членстве в академиях, научных обществах, звания, премии и награды в биографических справках опущены. Несомненно, эти сведения имеют большое значение, но – для изданий другого рода.
Раздел I. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Основные темы и понятия раздела
• Личностный подход в психологии.
• Личность и психика.
• Базис личности.
• Отношения личности.
• Формальные (динамические) и содержательные свойства личности.
• Биологические и социальные факторы развития личности.
К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы[9]. Б. М. Теплов
Сила и подвижность являются свойствами нервной системы, а не свойствами личности. Это значит, что при сильной (или слабой), подвижной (или инертной) нервной системе могут в ходе развития при разных условиях жизни и воспитания возникнуть разные психологические черты личности. И все же знание этих свойств нервной системы имеет очень существенное объяснительное значение в психологии личности, точнее, в вопросах индивидуально‑психологических различий личности.
Совершенно прав С. Л. Рубинштейн, выделяя два основных плана (аспекта) психологической характеристики личности: характер и способности. Разделение этих двух аспектов проводится по психологическим (а отнюдь не физиологическим) критериям. Темперамент, с этой точки зрения, не может рассматриваться как особый, третий аспект психологической характеристики. Темперамент может рассматриваться лишь как специальная проблема внутри проблемы характера.
В настоящее время все советские психологи так или иначе связывают темперамент именно с типологическими свойствами нервной системы… В разработке вопроса о содержании понятия темперамента психологам пришлось столкнуться с острым противоречием. С одной стороны, в истории психологии имелась очень давняя традиция характеризовать темпераменты определенными психологическими чертами. С другой стороны, Павлов еще в 1927 г. отождествил темпераменты с типами нервной системы, причем сделал это в самой категорической форме: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы… на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Темперамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума» (1951). ‹…›
Сравнительно лучше других психологических определений темперамента было определение Рубинштейна: «Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида» (1946) – лучше потому, что оно наиболее широкое по содержанию. Но и оно не решало той задачи, которая была поставлена перед психологами со времени возникновения идеи Павлова об отождествлении типа нервной системы с темпераментом (или хотя бы о прямой обусловленности темперамента типом нервной системы). Ценность понятия «динамическая характеристика психической деятельности» заключается не столько в его положительном содержании, сколько в том, что оно отграничивает темперамент от содержания духовной жизни личности (мировоззрения, идеалов, убеждений и т. д.), которое, конечно, с темпераментом (и с типом нервной системы) не связано.
Наименее уязвимы и по основному замыслу наиболее правильны те определения темперамента, в которых не дается его психологической характеристики, а указывается лишь на обусловленность его типом высшей нервной деятельности. Однако и авторы таких определений оказывались вынужденными при дальнейшем изложении вопроса о темпераментах касаться психологического содержания этого понятия и, следовательно, не могли полностью избежать трудностей, связанных с решением сформулированной выше задачи…
В понятие темперамента, как видно из сказанного, следует включить те относящиеся к характеру, а не к способностям психологические проявления, которые обусловлены свойствами типа высшей нервной деятельности. Вероятно, можно сказать, что в темпераменте наиболее прямо выражается природная основа характера. Но от такого, в сущности формального, определения темперамента до его подлинно психологической характеристики еще очень далеко. ‹…›
Темперамент, с одной стороны, как психологическое проявление свойств нервной системы имеет прямое отношение к природной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной системы имеют не менее близкое отношение к природной основе способностей, к тому, что обычно называется задатками. ‹…›
Мною неоднократно выдвигалось следующее положение: «Если общие типологические свойства определяют темперамент человека, то частные свойства имеют важнейшее значение при изучении специальных способностей» (1955, 1956). Однако это положение слишком узко. Частные (парциальные) свойства, конечно, связаны не с проблемой темперамента, а с проблемой специальных способностей. Это верно.
Но ведь существуют не только специальные, но и общие способности. Поэтому и общие свойства нервной системы имеют значение не только для проблемы темперамента, но и для проблемы общих способностей.
Раздел II. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Основные темы и понятия раздела
• Принципы организации структуры личности.
• Состав личности.
• Основные свойства личности.
• Функциональная структура личности.
• Черты личности.
• Личностные ценности.
• Ведущие образования личности.
• Установка.
• Направленность личности.
Концепция динамической функциональной структуры личности[26]. К. К. Платонов
Схема иерархии основных рядоположенных подструктур
3‑я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Порядок этот не случаен. Психическая память развивалась на основе физиологической и генетической памяти, и без нее не могли бы ни существовать, ни развиваться другие формы отражения. Поэтому с нее и начинается этот иерархический ряд психических процессов как форм отражения. Но каждая форма отражения, закрепляясь своим видом памяти, становится свойством личности. Если механическая память открывает этот ряд, то смысловая память как бы замыкает его. Поэтому память лучше рассматривать как следовую форму отражения, пронизывающую весь иерархический ряд его форм снизу доверху.
Эмоции и ощущения как формы отражения свойственны и животным. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения. Изучается она в основном на индивидуальном психологическом уровне.
Как известно, форм отражения мира больше, чем те две, о которых говорят философы как о чувственном и абстрактном или, точнее, непосредственном и опосредованном познании, что соответствует, говоря языком школы И. П. Павлова, первосигнальному и второсигнальному познанию. Все психические явления являются формами отражения или их комбинациями, хотя не все еще достаточно хорошо изучены в свете ленинской теории отражения.
4‑я подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, как теперь говорят вслед за Б. М. Тепловым, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические» изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например убежденность и заинтересованность – к 1‑й; начитанность и умелость – ко 2‑й; решительность и сообразительность – к 3‑й; истощаемость и возбудимость – к 4‑й. Другие, и их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться моральновоспитанная воля как взаимосвязь 1‑й и 3‑й подструктур; музыкальность как взаимосвязь 3‑й, 4‑й и обычно 2‑й подструктур.
Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к 1‑й подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания и умственные навыки.
Итак, в итоге изложенного можно утверждать, что четыре основные рядоположенные подструктуры личности включают в себя все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. Иерархия различных свойств этих подструктур (соотношение в каждой из них роли социального и биологического, особенностей активности, специфических видов формирования и уровней изучения) выявляет их закономерные совпадения.
Раздел III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Основные темы и понятия раздела
• Факторы формирования личности.
• Движущие силы развития личности.
• Культурно‑историческая концепция развития личности.
• Субъект познания, общения и деятельности.
• Личностная зрелость.
• Нравственная зрелость.
• Уровни становления личности.
• Индивидуальность.
Раздел IV. ДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ
Основные темы и понятия раздела
• Жизненный путь личности.
• Пространственно‑временная структура развития личности.
• Психологическое время личности.
• Психологический возраст личности.
• Самоактуализация личности.
Заключение
Эмпирические исследования, проведенные методом анкетного опроса (с использованием специальной тестовой процедуры) и основанные на указанных теоретических предпосылках, позволяют утверждать, что у подавляющего большинства учащихся старших классов школы сформированы достаточно определенные представления о событиях будущего и сроках их реализации, с которыми они связывают свои долговременные жизненные цели. Важным с точки зрения понимания особенностей формирования жизненной перспективы в юности является тот факт, что не обнаружены принципиальные различия в содержании и хронологической структуре жизненной перспективы учащихся 8 и 10‑го классов. Некоторые различия, связанные с более четким усвоением десятиклассниками нормативных представлений о сроках реализации жизненных притязаний и условий их реализации, не столь существенны, чтобы можно было сделать вывод о качественных изменениях картины будущего в этот период. Уже к 14–15 годам у человека сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. Эти представления включают жизненные притязания, согласованные с определенными сроками их реализации.
Юноши и девушки проявляют реалистичность в жизненных притязаниях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей. Однако менее реалистичны притязания старшеклассников в сфере образования, социального продвижения и материального потребления. Более высокий уровень притязаний в этих сферах не всегда подкрепляется соответствующими профессиональными устремлениями. В этом – один из источников несогласованности жизненной перспективы. Второй источник – недостаточная конкретность профессиональных планов и несоответствие актуальной жизненной ситуации определенной части старшеклассников их долговременным целям и притязаниям.
В исследовании возрастных ожиданий было показано, что для людей разного возраста, в том числе и в юности, при оценке продуктивности различных этапов жизненного пути характерен единый социально‑нормативный механизм. Этот факт позволил судить о возрастных ожиданиях старшеклассников без скидок на юношеские стереотипы восприятия молодости, зрелости и старости. Старшеклассники обнаруживают реалистичность в оценке последовательности будущих жизненных достижений и вместе с тем чрезмерный оптимизм в определении сроков, которые они связывают с этими достижениями.
Девушки во всех сферах жизни ожидают достижений в более раннем возрасте, чем юноши, даже в тех случаях, когда уровень притязаний у них выше. Их жизненная перспектива в этом аспекте неадекватна реальным обстоятельствам, которые скорее содействуют реализации профессиональных притязаний юношей. В чрезмерной оптимистичности возрастных ожиданий девушек проявляется недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам самостоятельной жизни в будущем.
Одним из показателей несогласованности жизненной перспективы старшеклассников является недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче в будущей реализации жизненных целей. В исследовании жизненной перспективы старшеклассников обнаружен феномен, подобный тому, который фиксируется в определенных условиях зрительного восприятия перспективы: обратная перспектива, когда отдаленные объекты кажутся более крупными, чем близкие к наблюдателю. У определенной части старшеклассников наблюдается достаточно определенная картина отдаленного будущего при абстрактности и несформированности непосредственных профессиональных и образовательных планов.
В книге показано, что одной из причин несогласованности профессиональных планов и жизненных целей молодежи является противоречивость и внепрофессиональная направленность ценностных ориентаций. В связи с этим осуществлен анализ типов ценностно‑ориентационных структур личности, намечены пути формирования непротиворечивых ценностных ориентаций.
Возрастная динамика самореализации личности[57]. Л. А. Рудкевич, Е. Ф. Рыбалко
Одной из главных проблем изучения самореализации личности является рассмотрение возрастной динамики творческой продуктивности на протяжении жизненного пути. Не менее важная задача – определение факторов, влияющих на раскрытие творческого потенциала личности. В этой связи Б. Г. Ананьев придавал большое значение становлению творческой личности и индивидуальности, консолидации индивидных и субъектно‑деятельностных свойств человека в процессе творческой деятельности, ее социальной ориентации, где процесс экстериоризации и продуктивной деятельности является ведущей структурой. ‹…›
Один из авторов настоящей статьи разработал принципиально новую методику изучения биографий (Рудкевич Л. А., 1994). В отличие от абстрактно‑статистических методов, предложенных Г. Леманом (подсчета числа строк в энциклопедиях и словарях), новая методика исследования основана на историческом описании творчества, анализе биографий, открытий, достижений. Историометрический метод Лемана был заменен историографическим. Поскольку в центре внимания оставались продукты деятельности, такой метод был назван историко‑праксиграфическим.
Переходя к рассмотрению полученных результатов, заметим, что если бы Г. Леман попробовал выделить те, по его мнению, исключительные и немногочисленные достижения, которые были созданы во второй половине жизни, он обнаружил бы любопытную зависимость: все или почти все эти достижения были созданы самыми знаменитыми учеными. Между прочим, еще до выхода указанной монографии Г. Лемана его соотечественник Е. Клэг (Clague E., 1951), проанализировав данные биографического словаря «Американцы в науке», пришел к заключению, что снижение творческой продуктивности наступает у наиболее крупных ученых не ранее 60 лет. К сожалению, эти данные остались вне поля зрения психологов.
Время личности и время жизни[59]. К. А. Абульханова, Т. Н. Березина
Раздел V. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИУМЕ
Основные темы и понятия раздела
• Личность и общество.
• Социальное пространство личности.
• Социализация.
• Индивидуализация.
• Статус личности.
• Социальная роль.
• Социальная идентификация.
Социальная идентификация в кризисном обществе[65]. В. А. Ядов
Проблема социальной идентификации личности и групповой солидарности приобретает все большее значение в теоретических дискуссиях и эмпирических исследованиях. Интерес к этой проблеме связан со становлением новой исследовательской парадигмы социальной философии – концепции постмодернизма. По определению З. Баумана, социологическая теория постмодернизма – это «осознание модернизмом самого себя» и переход к институциализированному плюрализму, многообразию, достаточной неопределенности и амбивалентности, а также сопротивлению какому бы то ни было универсализму, единообразию, «очевидности» (Bauman Z., 1992). В конечном счете речь идет о качественном сдвиге в восприятии человеком социального пространства.
Выводы
Человек испытывает глубокую потребность быть причастным к сообществам себе подобных. Кризисные условия обостряют стремление к групповой защите, солидарности, поиску стабильности, поддержанию самоуважения. Мы живем в нескольких социальных пространствах, более или менее близких к повседневной жизни. Идентификации с ближайшим окружением в семье, с друзьями, с коллегами выдвигаются сегодня на первый план – доминирующую роль играют контактные группы.
За пределами этого сравнительно узкого круга повседневности социальное пространство формируется на основе стереотипов и образов, а также контрастных установок и неустойчивой категоризации. С их помощью человек пытается упростить схемы взаимосвязей в неустойчивом социальном мире.
Необходимую для этого эмоционально насыщенную информацию он получает опять‑таки из среды повседневного общения и по каналам массовой коммуникации.
Чем определяется тип идентичности? Прежде всего необходимо указать на нарастание имущественной дифференциации, размежевания по образу мыслей, жизненным убеждениям, сопряженных с ощущением близости к своему поколению. Главный вопрос заключается в том, удерживаются ли привычные, устоявшиеся социальные идентификации советского человека или формируются новые. Последнее предполагает более высокий уровень адаптивности к меняющимся условиям, в том числе способность к рационально‑контекстуальной перестройке социальных идентификаций. Адаптивные возможности более молодых, образованных людей, живущих в больших городах, выше, чем у людей в возрасте, с более узким кругозором и проживающих в малом поселке.
Естественно, что наборы социальных идентификаций различаются по социально‑статусному критерию. Оказалось, что квалифицированные работники испытывают обостренное чувство маргинальности с малоквалифицированными, люди старшего поколения более склонны удерживать привычные социальные идентичности своего прошлого, а молодежь вообще не имеет представлений о солидарностях с большими общностями. Принадлежащие к группам национальных меньшинств в инонациональном окружении более отчетливо осознают свою собственно национальную идентичность. Корпоративная солидарность резко возрастает в условиях социального конфликта, например забастовки. То же самое наблюдается в межрегиональных конфликтах.
Факторный анализ ответов на вопрос о близости к тем или иным группам в связи с восходящей и нисходящей социальной мобильностью, проведенный М. Ф. Чернышом, показал: среди тех, кто шагнул вверх по социальной лестнице, социальная идентичность выражена ярче и потребность в ней сильнее, чем в нисходящих группах. «Особенностью восходящей группы является активный поиск идентичности в рамках "средних социальных групп", поколения, профессиональной общности и т. д. Жизненный неуспех, – пишет М. Ф. Черныш, – толкает человека на приватизацию собственной жизни, уединение в кругу близких и родственников, отчасти – в среде коллег» (1993). Обеим группам (восходящей и нисходящей социальной мобильности) свойственна тенденция идентификации с теми, кто придерживается ценностей советского прошлого (объяснительная «сила» второго фактора 10 %, первого – 40 %). В «нисходящей» группе указанная тенденция более амбивалентна, чем в «восходящей», где отмечается большая склонность к самоопределению в относительно новых общностях, например российская или национальная идентичность.
Ю. Л. Качанов и Н. А. Шматко использовали для изучения социальной позиции технику семантического дифференциала. В качестве эталона для сравнений фигурировало понятие «Я сам» и далее рассматривалась близость самоидентификации с различными «персонажами»: например, «лидер», «исполнитель», олицетворяющий успех, неудачник, независимый человек и другие. Авторы установили, что для интеллигенции характерна диффузная идентичность, тогда как предпринимателей отличает высокая самооценка, позитивная самоидентификация (1993).
С мая 1992 по март 1993 г. (отчасти и по июнь 1993 г.) ослаблялись идентификации решительно со всеми группами и общностями. Либо мы наблюдаем перестройку прежних и формирование новых идентичностей, либо усилились самодостаточность, интернальность личности. Возможно, имеет место и то и другое. С одной стороны, определенно фиксируется большая представительность тех, кто склонен опираться на собственные силы, с другой – происходят заметные «подвижки» в солидарности с крупными общностями.
Индивидуальные стратегии социальных идентификаций существенно различаются. Повседневные межличностные и межгрупповые взаимодействия обособлены от «возвышенных» идентификаций с крупными социальными общностями. «Прагматики» более дифференцированы: одни адаптируются к социально‑экономическим условиям кризисного общества путем солидаризации с близким окружением (помимо семьи и друзей, это люди того же рода занятий, сверстники, работающие на одном предприятии и проживающие в данном месте), другие же ориентируются на преуспевающих и деятельных людей, политикой не интересующихся, но добивающихся материального успеха и умеющих воспользоваться счастливым случаем, способных повернуть свою судьбу, но не слишком отличающихся от других в своей новой социальной страте. Люди этого типа сочетают личную предприимчивость с конформностью по отношению к группам, которые, можно предполагать, устанавливают достаточно жесткий нормативный контроль. Склонные к идеологизированным клише совмещают солидарность со всеми людьми на планете, новую гражданскую солидарность в Содружестве Независимых Государств с российской идентичностью.
Теоретическое объяснение полученных данных должно основываться на плюралистическом подходе.
Психоаналитическая парадигма подтверждается общим фактором стремления к какой бы то ни было идентификации, т. е. к защите «Эго». Интеракционистская теория оправдывает себя в том, что идентификации с ближайшим окружением доминируют над другими. Бихевиористская концепция объясняет различия жизненных стратегий индивидов, находящихся в разных условиях (например, в ситуации межгруппового, межнационального конфликта), а когнитивисты, как и феноменологи, убедительно интерпретируют способы категоризации социальных идентичностей на уровне опосредованных межличностых взимосвязей.
Те же выводы справедливы и в отношении социологических подходов. Теория аномии обрисовывает состояние социальной дезинтеграции и утраты привычных солидарностей в трансформирующемся обществе. Марксистская теория доминирования социально‑экономических отношений над культурно‑политическими находит свое подтверждение в усилении воздействия факторов имущественной дифференциации по сравнению с идейно‑политическими. Феноменологический подход уместен в истолковании поляризации тенденций к прагматическим и символическим идентификациям.
Диспозиционная теория может быть полезной для прогнозирования поведения личности в группах и сообществах. Идентификация с группой (общностью) существенно влияет на коллективное поведение; можно предположить, что социальные конфликты в российском обществе сосредоточатся в зоне «корпоративных» солидарностей. Вряд ли конфликты проявятся в области политико‑идеологических общенациональных вопросов.
Раздел VI. ВНУТРЕННИЙ МИР ЛИЧНОСТИ
Основные темы и понятия раздела
• Самоотношение личности.
• Самоуважение и самопринятие.
• Феномен «смысла жизни».
• Свобода и ответственность личности.
• Субъективность.
• Субъективная реальность.
• Субъективный дух.
• Свобода личности.
Внутренний мир личности[72]. Д. А. Леонтьев
Раздел VII. ДУХОВНОЕ БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ
Основные темы и понятия раздела
• Смысл жизни как психическая реальность.
• Духовные способности.
• Духовные состояния.
• Духовность и душевность.
• Личность и нравственность.
Смысл жизни[78]. С. Л. Франк
Causa sui[88]как психологическая реальность
Философия свободной причинности по отношению к психологии напоминает нам алгебраическое уравнение, характер которого предполагает четыре возможных решения – четыре «корня» в ответ на вопрос о психологической природе causa sui. Согласно принятым нами условиям, «корни» решения должны отвечать четырем аристотелевским причинам, и каждая – в сочетании с другими – должна обнаружить в себе возможность самовозврата, придающего ей значение «свободной причины».
Искомое решение может быть в области психологии Я. Последнее же мы рассматриваем как единомножие четырех ипостасей: «Имманентного Я», «Идеального Я», «Трансцендентального Я» и «Трансфинитного Я». Каждая из названных ипостасей реализует в себе, согласно нашему предположению, одну из четырех аристотелевских причин, и, вместе с тем, каждая могла бы быть возведена в ранг causa sui.
ЛИТЕРАТУРА
Ананьев Б. Г.О проблемах современного человекознания, 1977.
Ананьев Б. Г.Человек как предмет познания. Л., 1968.
Ананьев Б. Г.Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
Андреева Г. М.Психология социального познания. М., 1997.
Асмолов А. Г.Психология личности. М.: Изд‑во Моск. ун‑та., 1990.
Бердяев Н. А.О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды. М., Московский психолого‑социальный институт: Флинта,1990.
Бехтерев В. М.Объективная психология. М., 1991.
Бехтерев В. М.Проблемы развития и воспитания человека. М., 1997.
Бодалев А. А., Рыбалко Е. Ф.Б. Г. Ананьев – первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии / Психологический журнал. Т. 18. № 6. 1997.
Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Братусь Б. С.Аномалии личности. М., 1988.
Брушлинский А. В.С. Л. Рубинштейн – родоначальник деятельностного подхода в психологической науке / Психологический журнал. 1989. № 3.
Брушлинский А. В.Проблема субъекта в психологической науке / Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10.
Выготский Л. С.Педагогическая психология. М., 1996.
Головаха Е. И.Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
Додонов Б. И.О системе «личность» / Вопросы психологии. 1985. № 5.
Залесский Г. Е.Психология мировоззрения и убеждений личности. М.,1994.
Зейгарник Б. В.Патопсихологический метод в изучении личности / Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 1. С. 43–51.
Знаков В. В.Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры / Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114.
Зощенко М.Возвращенная молодость; Голубая книга; Перед восходом солнца: Повести. Л.: Худож. лит., 1988.
Кон И. С.В поисках «Я». М.: Политиздат, 1984.
Кон И. С.Постоянство и изменчивость личности / Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136.
Кроник А. А., Головаха Е. И.Психологический возраст личности / Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 5. С. 57–65.
Крутов А. А., Куницына В.Н., Логинова Н. А.Творческий путь Б. Г. Ананьева / ВП. 1997. № 6.
Лазурский А. Ф.Избранные труды по психологии. М., 1997.
Левченко Е. В.Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев и петербургская психологическая школа // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа а развитии современной психологии. Тезисы науч‑практ. конф. СПб., 1995.
Левченко Е. В.История психологии отношений: Автореф…д‑ра психол. наук. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 1995.
Леонтьев Д. А.Очерк психологии личности. М.: 1993.
Леонтьев А. Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Леонтьев А. Н.Избранные психологические произведения: В 2 т. М.:
Педагогика, 1983. Леонтьев А. Н.и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева) / Отв. ред. О.В. Овчинникова. М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1983.
Логинова Н. А.Характерные черты концептуальной системы Б. Г. Ананьева / Психологический журнал. 1988. № 1.
Ломов Б. Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
Марцинковская Г. Д., Ярошевский М. Г.100 выдающихся психологов мира. Москва; Воронеж, 1995.
Мясищев В. Н.Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995. Основы социально‑психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995.
Пархоменко О.Г., Ронзин Д. В., Степанов А. А.С. Л. Рубинштейн как педагог и организатор психологической науки в Ленинграде // Психологический журнал., 1989, № 3.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г.Основы теоретической психологии. М., 1998.
Платонов К. К.Структура и развитие личности. М.: Наука. 1986. Принцип развития в психологии. М., 1978.
Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997.
Психологический словарь / Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. М., 1996.
Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд‑во Моск. ун‑та, 1982.
Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова М., 1989.
Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь» / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990. С. 18–33.
Реан А. А., Коломинский Я. Л.Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
Рубинштейн С. Л.Основы общей психология. СПб.: Питер, 1998.
Теплов Б. М.Избранные труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1997.
Слободчиков В. И.Реальность субъективного духа / Человек. 1994. № 5. С. 21–38.
Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994.
Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995.
Троицкий М. М.Логика: Лекции. 1884.
Узнадзе Д. Н.Психологические исследования. М., 1966.
Человек в системе наук. М., 1989.
Ядов В. А.Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35–52.
Чудновский В. Э.Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–25.
Шадриков В. Д.Духовные способности». СПб., 1997.
Якобсон П. М.Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147.
Якобсон С. Г.Проблемы этического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. – Изд‑во Моск. ун‑та. М., 1981. С. 174–179.
[1]Выготский Л. С.Собр. сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 166.
[2]Основу работы «Личность и условия ее развития и здоровья» составляет речь, произнесенная ученым 4 сентября 1905 г. на II съезде русских психиатров в Киеве. В этой работе Бехтерев дает определение личности с опорой на понятие «отношения человека», рассматривает широкий перечень факторов развития личности, включая природную и социальную среду. Достаточно детально Бехтерев обсуждает вопрос о необходимости создания благоприятных социально‑экономических и гигиенических условий полноценного развития личности, сохранения психического здоровья.
[3]Фрагмент первой части книги «Классификация личностей». Здесь приведен текст из книги: Избранные труды по психологии. М., 1997. С. 9–13.
[4]Сокр. от respective (лат.) – в зависимости от обстоятельств.
[5]Термины «эндо– и экзопсихический» заимствованы из написанной нами совместно с С. Л. Франком статьи: «Программа исследования личности в ее отношениях к среде» (Примеч. А. Ф. Лазурского).
[6]Систематический перечень основных психических функций в связи с подробным изложением эндопсихических проявлений личности см. в моей «Программе исследования личности» (Примеч. А. Ф. Лазурского).
[7]Введение к пятой части «Основ общей психологии». Текст приводится по книге: Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
[8]Термин «свойства» употребляется здесь в широком смысле, как обозначающий, наряду с характерологическими чертами, также установки и направленности личности, т. е. все, что непосредственно определяет ее психический облик. (Примеч. С. Л. Рубинштейна).
[9]Статья была опубликована в книге «Психологическая наука в СССР» (1960) и вобрала в себя более раннюю статью Теплова «Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений» (1957). Для хрестоматии взят (с сокращениями) текст из книги: Избранные труды: В 2 т. М., 1997. Т. 2. С. 151–157.
[10]Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 48–53.
[11]Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 175–188.
[12]См.: Сэв Л.Марксизм и теория личности. М., 1972. С. 413.
[13]Рубинштейн С. Л.Принципы и пути развития психологии. С. 118.
[14]Фрагменты четвертой главы книги «О проблемах современного человекознания». 1977. С. 187–249.
[15]Статья опубликована: Психологический журнал. 1982. № 1. С. 43–51.
[16]Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора «Методологические и теоретические проблемы психологии». М., 1984. С. 289–331.
[17]Впрочем, Бехтерев для обозначения группы людей пользовался понятием «собирательная личность». Он хотел этим подчеркнуть, что группа обладает некоторыми новыми качествами, несводимыми к сумме качеств индивидов, входящих в нее. Точнее здесь было бы применить понятие «совокупный субъект» (Примеч. Б. Ф. Ломова).
[18]Статья опубликована в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990. С. 18–33.
[19]Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 257–261.
[20]Фрагменты книги: Объективная психология. Текст дается по изданию: М., 1991. С. 393–394.
[21]Фрагменты работы Узнадзе: Экспериментальные основы психологии установки. 1949. Текст издается по изданию: Психологические исследования. М., 1966. С. 248, 289–292.
[22]Фрагменты книги: Человек как предмет познания. Л., 1968.
[23]Статья опубликована в сборнике «Проблемы личности» (1969). Текст дается по книге: Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. С. 342–353.
[24]Фрагменты шестой главы «Проблема личности в психологии» из книги автора: Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 310–331.
[25]О системе «Личность» // Вопросы психологии. 1985. № 5.
[26]Фрагменты шестой главы «Понятие «структура» в учении о личности» и седьмой главы «Концепция динамической функциональной структуры личности» из книги: Структура и развитие личности М., 1986. С. 122–141.
[27]Фрагменты второй главы книги: Аномалии личности. М., 1988. С. 58–59, 89‑109.
[28]Фрагменты второй главы книги: Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994. С. 12–34.
[29]Текст дается по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 97–131.
[30]Эндемический – местный, свойственный данной местности.
[31]Сикорский И. А.Вопросы нервно‑психической медицины, 1904.
[32]Mens sana in corpore sano (лат). – Здоровый дух в здоровом теле.
[33]Глава 16 из «Истории культурного развития нормального и ненормального ребенка» (рукопись). Текст приводится по книге: Психология личности. Тексты / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, М.: Изд‑во МГУ, 1982. С. 161–165.
[34]Статья опубликована в сборнике «Методологические проблемы психоневрологии» (1966). Текст приводится по книге: Психология отношений. М., Воронеж, 1995. С. 53–55.
[35]Фрагменты из третьей части книги: Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 143–206.
[36]Фрагмент пятой главы «Деятельность и личность» из книги: Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 206–230.
[37]См.: Леонтьев А. Н.Проблемы развития психики. М., 1972. С. 368–378.
[38]См.: Эльконин Э. Б.К проблеме периодизации психического развития советского школьника // Вопросы психологии. 1971. № 4.
[39]См.: Толстой Л. Н.Полн. собр. соч. Т. 54. М., 1935. С. 31.
[40]Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 3. С. 253.
[41]J. Nuttin.La Structure de la personalite. Paris, 1925. Р. 234.
[42]Маркс К., Энгельс Ф.Соч. Т. 23. С. 62.
[43]О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 265–274.
[44]Психологический журнал. 1981. № 4. С. 142–147.
[45]Написано автором для «Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии» (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946–1980 гг. / Ред. И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. М.: Изд‑во МГУ, 1981. С. 174–179).
[46]Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–136.
[47]Статья в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 426–433.
[48]Статья в сборнике: Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова‑Славская. М., 1990.
[49]Фрагменты пятой главы учебника: Психология личности. М., 1990. С. 152–172.
[50]Леонтьев А. Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 228–229.
[51]Психологический журнал. 1991. № 6. С. 6–10.
[52]Фрагменты статьи в сборнике: Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 156–172.
[53]Фрагменты статьи, опубликованной: Психологический журнал. 1983. № 5. С. 57–65.
[54]«Событие» определялось как любое изменение в условиях жизни человека, в его поведении и поступках, в его внутреннем мире. (Примеч. авт.)
[55]Фрагменты книги: Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.
[56]Фрагменты статьи в сборнике: Человек в системе наук. М., 1989. С. 472480.
[57]Фрагменты статьи в сборнике: Психологические проблемы самореализации личности / Ред. А. А. Крылов, Л. А. Коростылева. СПб., 1997. С. 89–106.
[58]Фрагмент из книги: Реана А. А. и Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–36.
[59]Фрагменты двух глав «Проблема личностной организации времени жизни» и «Время жизненного пути и развитие личности» монографии: Время личности и время жизни. СПб., 2001.
[60]39, с. 224
[61]Фрагмент статьи в сборнике «Психологические проблемы самореализации личности». Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд‑во СПбГУ, 2000. С. 155–160.
[62]Текст приводится по книге: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. М.; Воронеж, 1997. С. 101–129.
[63]Фрагмент из книги: Педагогическая психология. М., 1996. С. 198–204.
[64]Фрагмент из книги: Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1. С. 124–135.
[65]Фрагменты статьи, опубликованной: Социологический журнал». 1994. № 1. С. 35–52.
[66]Фрагмент из книги: Основы социально‑психологической теории / Ред. А. А. Бодалев, А. Н. Сухов. М., 1995. С. 45–61.
[67]Фрагмент из книги: Психология социального познания. М., 1997. С. 162–175.
[68]Фрагмент главы «Категория личности» (написана А. В. Петровским) из книги: Петровского А. В., Ярошевского М. Г.: Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 246–255.
[69]Фрагмент из книги: Реана А. А., Коломинского Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. С. 32–34.
[70]Фрагменты главы из книги: В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 15–33.
[71]Грамши А. Избр. произв.: В 3 т. М., 1969. Т. 3. С. 3.
[72]Фрагменты книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 30–36.
[73]Фрагмент из книги: Очерк психологии личности. М., 1993. С. 40–42.
[74]Статья в журнале: Человек. 1994. № 5. С. 21–38.
[75]Именно здесь принципиально важно различить понятия «субъективное» и «психическое», оставляя за последним лишь то содержание человеческой реальности, которое еще не стало для человека предметом его практического освоения, то есть осталось объектным, а соответственно – предметом естественно‑научного познания. (Примеч. В. И. Слободчикова).
[76]Смысл жизни в русской философии. Конец XIX – начало XX века. СПб., 1995. С. 17–39. Основу статьи составляет речь, прочитанная Гротом 4 марта 1895 г. на публичном годовом заседании Психологического общества в память десятилетия со времени его основания.
[77]Под счастьем мы разумеем и будем далее разуметь то, что понимал под ним Кант, а именно «сознание разумным существом приятности жизни, которая (по возможности) непрерывно сопровождает все его существование. (Примеч. Н. Я. Грота).
[78]Фрагменты главы «Смысл жизни» из книги: Смысл жизни: Антология / Сост., общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М., 1994. С. 489–582.
[79]Статья, опубликованная: Психологический журнал. 1995. № 2. С. 15–25.
[80]Напомню известный эксперимент французских психологов: на кинопленке художественного фильма, который демонстрировался в одном из кинотеатров Парижа, были нанесены надписи: «Посетите ближайшее кафе». Расстояние между отдельными надписями было настолько большим, что увидеть их на экране было невозможно. Тем не менее после окончания сеанса толпы зрителей устремились к кафе, которое обычно в это время пустовало. (Примеч. В. Э. Чудновского).
[81]Термин, предложенный Т. А. Титовой (1974) (Примеч. В. Э. Чудновского).
[82]Фрагменты из книги: Духовные способности. СПб., 1997. С. 19–41.
[83]Информация подсознания складывается из совокупности архаичных содержаний памяти, из личной генной информации предков, а также из прижизненно полученной информации (Примеч. В. Д. Шадрикова).
[84]Статья в журнале: Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104–114.
[85]Архиепископ Лука (Войно‑Ясенецкий)
[86]Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 269–281.
[87]Путь искомого обоснования мы встречаем в гегелевском очерке «Преобразования необходимости в свободу»; связь между причиной и действием в своей истине, отмечает автор «Науки логики», предполагает возвращение причины к себе (через то, что выступает как ее действие и благодаря чему «в изначальность полагается действие, т. е. изначальность снимается; действие причины становится реакцией»).
[88]Сausa cui (лат) – причина самого себя (т. е. первопричина).
[89]Имманентный – внутренне присущий какому‑либо предмету, явлению, проистекающий из его природы.
[90]Трансфинитный – находящийся за пределами конечного.
– Конец работы –
Используемые теги: Психология, личности, трудах, отечественных, психологов0.078
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психология личности в трудах отечественных психологов
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов