рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Логические типы философского знания

Логические типы философского знания - раздел Философия, Предмет и специфика философского знания   Итак, Мы Видим, Что Философия Как Система Имеет Свои Специфич...

 

Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости от его ответа, создаёт свою концепцию, вычленяет основные проблемы и использует те или иные категории для её раскрытия. Каждая философская система имеет свой человеческий вопрос, анализ которого и составляет её основное содержание.

Но существуют общие вопросы, которые раскрывают характер философского мышления. Действительно, основой всех её размышлений выступает общая проблема соотношения бытия и сознания, объективного и субъективного; мира и человека. От её решения зависит общее понимание бытия, т.к. материальное и идеальное являются её предельными характеристиками. Кроме материального и идеального в бытии просто ничего нет. Вот почему в определённом смысле эту проблему называют основным вопросом философии (ОВФ). Именно она имеет связь с другими философскими проблемами. Чтобы ответить на Кантовские вопросы: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?», нужно понять человеческую природу, суть его потребностей, границы его возможностей в отношении к миру, к царству духа, свободы и т.д. Человек, как носитель философского разума может решить свои проблемы двумя способами — либо признать первичным природу, материю или дух, либо искать точки их объединения.

ОВФ задаёт рамки философского исследования, его направленность, и структуру. Это помогает отличить её от религиозного сознания, где материя, дух слиты воедино в теле — Абсолютном бытии.

Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а носит иной характер. Это не столько вопрос, сколько смысловая направленность, ориентация философской мысли.

Смысл его заключается в признании двух фундаментальных типов реальности — объективной, материальной и субъективной, идеальной, из которых одна предшествует другой и порождает её. Материя предшествует сознанию, или наоборот, сознание предшествует материи? А может, они существуют как равноправные субстанции?

Материализм отвергает все антинаучные трактовки происхождения и сущности мира. За исходное он берет мир, существующий объективно, независимо от сознания человека и человечества. Объяснение мира из него самого — таков мировоззренческий и методологический принципы материализма. Идеализм стоит на противоположной позиции, считая, что развитие мира определяется духовным началом.

Почему же вопрос об отношении мышления к бытию является основным? Потому, что от сути его решения берут своё начало не только все иные проблемы собственно философии, но и общетеоретические, мировоззренческие вопросы любых других наук, пытающихся проникнуть в существо мироздания, жизни. Основной вопрос философии — это не просто вопрос об отношении мышления к бытию вообще, но и более конкретно: вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Его материалистическое понимание применительно к обществу выражается емко и просто: общественное бытие, в конечном счете, определяет общественное сознание, которое будучи производно, в свою очередь, оказывает активное обратное воздействие на бытие. Идеализм занимает противоположную позицию.

 

Различные ответы на основной вопрос, разные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций:

1. по характеру решения вопроса о связи материи и духа философские концепции разделяют на идеализм (объективный и субъективный);

2. материализм — античный, механический XVII-XVIII вв, вульгарный естественнонаучный (установка ученого), диалектический материализм (марксизм);

3. монизм (одна субстанция — материя либо дух);

4. дуализм (равноценность двух начал);

5. плюрализм (множество субстанций);

6. деизм (см. ниже).

 

А теперь более подробно об этих направлениях. Деление философских систем на материализм и идеализм было уже в античной философии. Немецкий философ Лейбниц (XVIII в.) называет Эпикура крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Но классическое определение этих направлений было дано немецким философом Ф.Шлегелем, который писал, что материализм все объясняет из материи и принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей, а идеализм всё выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю (см. Шлегель Ф.Эстетика. Философия. Критика. Т.2. — М, 1983 с. 104-105).

Материализм и идеализм неоднородны в своих проявлениях. Материализм в историческом развитии существовал в различных формах: материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первая его форма — мир существует сам по себе независимо от сознания и состоит из различных материальных элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.); метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе –природа есть главный предмет изучения, но все ее многообразие сводится к механической форме движения материи (Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ламетри, Гельвеций и др.); диалектический материализм — как единство материализма и диалектики (К.Маркс и Ф.Энгельс).

Есть последовательный материализм, где его принцип распространяются на природу, общество (марксизм) и материализм, где отсутствует материалистичное понимание общества и истории (Л.Фейербах). Специфической формой материализма является деизм — представители этого направления признают Бога, но ограничивают его функции — Бог сотворил материю и наделил ее движением, а далее мир развивается по своим собственным законам (Дж. Голанд, Б.Франклин, Вольтер, М.Ломоносов).

Вульгарный материализм – это течение в буржуазной философии середины XIX в. Его представители упрощали положения старого материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма, популяризировали достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, отрицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания определялось главным образом химическим составом продуктов питания (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Есть более тонкая классификация: натурализм в основном совпадаем с материализмом. Пантеизм, где Бога растворяют в природе (Спиноза). Но пантеизм не совпадает полностью с натурализмом, есть мистический пантеизм, природа растворяется в Боге (Н. Кузанский).

Идеализм также неоднороден. Объективный идеализм провозглашает независимость идеального (идея, Бог, дух) начала от материи и сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).

У субъективных идеалистов внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека (Дж. Беркли). Крайняя форма субъективного идеализма — солипсизм (solis — один, единственный и ipse — сам) — достоверно существую «Я» и мои ощущения.

В рамках этих форм идеализма существуют такие его разновидности как рационализм, который утверждает, что основу всего сущего и его познания составляет разум и одним из главных его направлений является панлогизм — всё действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Иррационализм (неразумный, бессознательный) отрицает возможность разумного и логического познания мира. Основной вид познания — инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьяркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).

 

Необходимо избегать крайних точек зрения, когда речь идёт о проблеме взаимодействия материального и идеального. Одни утверждают, что идёт постоянная борьба между материализмом и идеализмом на всём протяжении истории философии, другие — история философии не была борьбой этих двух течений. Конечно же, такая борьба была, причём вполне сознательная и в античной философии, и в Новое время (воинствующий идеализм Беркли), и позиция «воинствующего материализма» в XX веке. Но её не следует абсолютизировать. Это сложная проблема взаимоотношения. Материализм и идеализм не всегда составляли два взаимоотрицающих лагеря, например, позиция деизма. К нему примыкали мыслители материалистической ориентации (Ф. Бэкон, Жд. Локк) и идеалистической (Г. Лейбниц), и дуалистической (Р.Декарт). Наглядное их единство проявляется в вопросах познаваемости мира. Агностики и скептики были как у материалистов (Демокрит) так и у идеалистов (И. Кант), а принцип познаваемости мира отстаивается не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).

 

С вопросом о первоначалах бытия связан вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм (один, единственный) — философское учение, в котором мир имеет одно начало — материальную или духовную субстанцию. Отсюда — материалистический и идеалистический монизм.

Дуализм (двойственный) — философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического (Р. Декарт).

Плюрализм (множественный) — эта концепция предполагает несколько или множество субстанций. Например, теории древних мыслителей, у которых в основе всего сущего могли быть разнообразные начала — земля, вода, воздух, огонь и т.д., или многочисленные духовные элементы — монады (Г. Лейбниц).

Вопрос о первоначалах всего сущего связан и с вопросом познаваемости мира, и о тождестве мышления и бытия, то есть, что является содержанием наших мыслей. Большинство философов положительно решают эту проблему — мир познаваем — (оптимистическая гносеология). Различие между ними проявляется только в разной трактовке того, каким способом достигается знание: посредством ощущений (сенсуализм), в чувственном опыте (эмпиризм), разумом (рационализм), с помощью интуиции (интуитивизм) и др.

Но есть и противоположные течения (пессимистическая гносеология). Известны мыслители (Пиррон, Д. Юм, И. Кант), которые сомневаются в познании сущности мира, что вопрос об истинности знания не может быть решён окончательно. Такие философы получили название агностиков (agnostos — непознаваемый). Элементы агностицизма есть и в релятивизме древнегреческих софистов (relativus — относительный).

В заключение заметим, что основной вопрос философии как и сама философия эволюцинизирует, меняет форму, но всегда остаётся выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. Возможен разнообразный опыт философского осмысления проблем материального и духовного в нашем, полном противоречий мире, и будущему интеллектуалу надо быть знакомым с ним, определить свои мировоззренческие ориентиры, адекватно которым объясняется современное бытие. Оппозиция «материализм — идеализм» - это не достояние истории философии, а реальность и наших дней, вопрос соотношения материи и сознания сохраняет свою мировоззренческую актуальность.

 

Наряду с формированием философского мировоззрения создавался и философский метод (от греч. metodos — путь познания). Он отличен от методов частных наук, это система наиболее общих приёмов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования самого философского знания.

Как и методы других наук, научная философия опирается на метод, который берёт начало в практической деятельности человека, в логике закономерностей развития объективной действительности.

Различные философские школы и направления в соответствии со своей спецификой и пониманием её предмета философии, используют и различные философские методы. Плюрализму философских течений соответствует и плюрализм методов. Но у них есть нечто общее — это теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах.

Необходимо обратить внимание на зависимость философского метода от философского мировоззрения. И здесь следует, прежде всего, указать на материализм и идеализм.В данном аспекте они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Ведь теория познания во многом определяется тем, что берётся за первичное: материя или дух. В первом случае процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной реальности; во втором — как самопознание сознания, абсолютной идеи, которые изначально присутствуют в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм).

Важнейшим вопросом, определяющим подход к мировым процессам является вопрос о правильном методе. Всё многообразие философских подходов можно свести к двум: диалектическому и метафизическому.

Диалектика есть не только учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, но и общий метод освоения действительности. Диалектическими принципами исследования являются принцип объективности, системности, историзма, диалектической противоречивости, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства логического и исторического. Все они будут более подробно рассмотрены в теме – «Методы и формы научного познания».

Метафизика – противоположный диалектическому метод познания. Метафизики рассматривают предметы и явления в их обособленности друг от друга, как неизменное в своей сущности, лишенное внутренних противоречий. Они видят относительную устойчивость, определённость предмета, явления, но недооценивают их изменения, развития. Метафизический способ мышления выражается в отрицании внутренних противоречий, как источника самодвижения, развития.

Диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом, но она никогда не была единственным и всеми признанным методом. Наряду с диалектикой и метафизикой всегда существовали и будут существовать иные методы и стили мышления.

Все названные методы диалектически связаны между собой и образуют целостную систему и это даёт основание считать, что философия выступает как общая методологияпознания и освоения мира.

Мы уже знаем, что философия есть теория, которая имеет свои категории, законы и принципы исследования и в силу всеобщности этих положений выступает как методология для других наук. Но эти два её качества философии — теорию и методологию смешивать нельзя.

В заключение можно сказать, философия — древнее и многомерное явление духовной культуры человечества, которое развивает способность к теоретическому мышлению, формирует мировоззрение, критическое восприятие мира, зовёт к свободному творчеству, к познанию Истины.

Философия призывает нас обогатить свою культуру, свой духовный мир, пройдя с мудрецами сложный путь решения вечных проблем, а это требует серьёзного и вдумчивого отношения к ней.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и специфика философского знания

Ст преп Корнеева В А Предмет и специфика философского знания Понятие мировоззрения его.. Античная философия.. План..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Логические типы философского знания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и специфика философского знания
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

Фалес (625 - 547 до н.э.)
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

Эитика И.Канта
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, материя, её основные свойства и способы существования
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

Философия о сущности и природе человека. Смысл его существования
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

Общество как система
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

Материальная сфера общества
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Духовная жизнь общества и человека
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм»
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе. Культура и цивилизация
1. Понятие культуры в философии. 2. Социальная обусловленность культуры. 3. Особенности современной мировой культуры. 4. Цивилизация и культура.  

Цивилизация и культура
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги