рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. - раздел Философия, ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. 1. Понятие Культуры В Философии. 2. Социальная Обусловленность Культ...

1. Понятие культуры в философии.

2. Социальная обусловленность культуры.

3. Особенности современной мировой культуры.

4. Цивилизация и культура.

 

1.Культура – это мир высоких творений, созданный и создаваемый человеческой деятельностью. По словам Н. Рериха, культура есть любовь к человеку, есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Это синтез возвышенных и утонченных достижений. Это оружие света. Культура есть спасение, она есть сердце.

Культуру исследуют многие науки, у философии своя область исследования: она рассматривает культуру как целостное и многогранное явление общественной жизни. Она отвечает на вопрос, что такое культура? Какое место занимает в историческом процессе и какова роль ее в социализации человека. Впервые этот термин мы встречаем у римского оратора – Цицирона. Под культурой он понимает позитивное воздействие философии на ум, человека – философия есть культура ума, тонкий инструмент для познания мира и человека – заявляет философ.

В средние века культуру отождествляли с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, сомознание, служение богу.

В эпоху Ренессанса – соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался человек универсально развитый, разумный и деятельный.

Просветители 18 века (Крольтер, Дидро) смотрели на культуру как воплощение разумного. Культурность нации противопоставлялась варварству, дикости. Она измерялась достижением наук и ремесел.

Но была и пессимистическая трактовка культуры (Ж. Ж. Руссо) – она источник несправедливости и зла, разрушает нравственность. Руссо призывает жить в согласии с природой, в соответствии с ее требованиями.

В классическом марксизме – характеристика творческих сил человека и результатов его деятельности. На рубеже 19-20 веков появились новые трактовки культура. У Ницше – культура – средство подавления и порабощения человека с помощью норм права и системы запретов. Человек существо природное и властолюбивое. Только сверхчеловек (сильная личность) может разорвать путы культуры и стать свободным. О. Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицает прогресс в истории культуры, ее приемственность. Развитие культуры – замкнутый процесс – возникновение, расцвет – умирание. У него восемь локальных культур: египетская, индийская, китайская, германо-римская, византийская, арабская, западно-еврапейская, культура народов майя и русско-сибирская.

Подобные идеи выдвигал и английский историк – А. Тойнби в теории «цикличности» культуры. Основатель психоанализа З. Фрейд считал – существует вечное противоречие между человеком и культурой. Человек, будучи исключительно природным существом, с потребностями удовлетворения своих инстинктов, воспринимает культуру как враждебно силу, которая ограничивает его свободу. Человек пленник культуры, она погубит все человечество.

В русской философии традиции понятие культуры имело высокое нравственное содержание, в ней проявлялся дух православия с его идеями добра, милосердия, справедливости. Культура – это то, чем отличается церковь от кабака. (Флоренский)

Т.О., культура это сложное социальное явление, которое рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным ценностям.

Можно дать дефиницию: культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. Она включает его сущностные силы в процессе деятельности их применения (труд, деятельность), предметные воплощения (идеи ,вещи), отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы). Культура – это все созданное рукой и мыслью человека, сотворенный им мир (вторая природа), все достижения человечества.

Культура – все, что отвечает высоким гуманным критериям, служит интересам прогресса.

Культурно только то, что нравственно (культуры убивать- нет). Но в любом обществе есть не только культура, но и антикультура, бытие человека противоречиво – счастье и трагедия идут рядом.

Культура как система имеет свои формы:

1. материальная культура (орудия труда, быт, продукты питания уровень технологий, трудовых навыков и т.д.);

2. духовная культура – знания, методы познания, система образования, воспитания ,право, язык;

3. форма культуры, которые находятся на стыке материальной и духовной (политическая культура, политическое сознание и политическая деятельность), художественная (картины ,книги, скульптуры и т.д.)

В каждой культуре есть духовное ядро, вокруг которого формируется вся система культуры. В России на протяжении ушедшего тысячелетия было православие как мировоззрение, мораль ,образ жизни. Это выразилось и в искусстве, быте, традициях, формах хозяйства ,политике и т.д.

Многомерность культуры проявляется в ее функциях:

1. познавательная (знание о мире, человеке через науку, мифы ,искусство, религию);

2. практическая – служит целям преобразования природы;

3. аксиологическая – вместилище ценностей, идей, идеалов добра, совести, справедливости;

4. социализирующая – роль в формировании человеческого в человеке. Культурный человек, стремящийся освоить богатство человеческой культуры.

 

2. Развитие культуры детерминировано многими общественными факторами:

1) экономика

2) общественно-политический строй

3) национальные особенности (немецкая педантичность, долготерпение и щедрость нашего народа, прагматичность американцев, остроумие французов и т.д.). Дух народа проявляется в языке, литературе ,песнях, одежде, нравах

4) влияние выдающихся личностей (ученые, музыканты, политики)

5) преемственность в культуре (прошлое, настоящее), страшная социальная амнезия – утрата социальной памяти

6) диалог культур – связь с мировой культурой

В культуре всегда есть:

1) социально-классовое (идеалы, интересы)

2) национальное (психологический уклад, язык)

3) общечеловеческие нормы нравственности, формы мышления

Она включает в себя традиционное и новаторское. Это противоречивое явление – гармония и дисгармония (борьба между консерваторами и реформаторами, старыми и новыми).

Огромное влияние на особенности культуры оказывает природа (географические условия).

Выделяют два исторических типа культуры:

1. культура древнего общества – традиционная (Египет, Китай, Индия – господствует община, нет свободы личности)

2. культура техногенного общества (динамическое развитие науки, техники, активная деятельность человека.

 

 

3. В настоящее время существует две тенденции:

1. стремление к своеобразию, неповторимости, сохранению самобытности, поэтому мир так многокрасочен

2. взаимодействия, взаимопроникновения многих культур (существуют международные организации по вопросам науки, культуры, образования – ООН, ЮНЕСКО). Формируется обшепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным пространством.

Мы живем в очень сложное время, вступаем в постиндустриальную, «ноосферную» цивилизацию, с принципиально новой культурой, основанной на систематическом применении разнообразных сфер знания. Этой культуре присуща высокая интеллектуальность, наука – важнейший элемент культурного пространства. Она заявляет о своей социальной сущности, утверждается как деяние ума и рук человека. Это мир для человека, где черпают знания и опыт. Человек творит мир культуры, а культура творит человека в качестве человека.

Часто в философии наряду с культурой употребляют понятие цивилизация, они близки, но отождествлять их нельзя, цивилизация и культура имеют свои законы развития, функционирования, свою логику.

Что же такое цивилизация?

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Ст преп Корнеева В А ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Понятие мировоззрения его... Античная философия... План...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КУЛЬТУРА, ЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
1. Что такое философия и ее основные проблемы. 2. Понятие мировоззрения, его структура и функции. Особенности философского мировоззрения. 3. Социальные функции философии.

Почему же нужно изучать философию?
1) На базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что повышает теоретический уровень научных исследований. Она развивает духовный мир человека, его нравс

IV. Логические типы философского знания
  Итак, мы видим, что философия как система имеет свои специфические вопросы, которые она должна решать. Даже отвечая на вопрос — «Что такое философия?», каждый философ, в зависимости

Фалес (625 - 547 до н.э.).
Фалес и его милетская школа открывает как бы первое поколение греческих философов. Главные проблемы: · первооснова всего сущего; · проблема изменения всего сущего;

Атомизм.
Кризис вызванный апориями Зенона, требовал новых непривычных идей, это удалось сделать древним атомистам (Левкинн и Демокрит). Они предположили, что вещество, пространство и время нельзя делить бес

Пифагорейцы.
Пифагор первый, назвавший философию этим именем, трудился не в одиночку, а в организованной им школе. Он так же занят проблемой субстанции, но обратил внимание на количественную сторону вещей. Все

Представители: Протагор (480-410), Горгий (483-375), Продик и др.
  «Софисты» - знаток, мастер, мудрец. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в обществе, стали профессиональными преподаватели мудрости. Греция в V в. до н.э. –

Афинская школа.
С этой школой связаны имена великих мудрецов античности: Сократ, Платон, Аристотель.   Сократ (469-399 гг. до н.э.) Его имя стало выражение мудрости

ІV Учение об идеальном государстве.
Удовлетворятьб потребности человек может только сообща, это первый мотив создания государства. Пытается создать модель идеального государства, основанием которого выступают Благо, Справедливость. К

Этика Аристотеля.
Учение о нравственности строится на основе объективной телеологии. Цель человека – благо, добродетель. Добродетельно то, что служит интересам общества. Он выделяет добродетели интеллектуальные и во

Учение о государстве.
По мнению Аристотеля причина возникновения государства – естественное стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Первым результатом общественной жизни была семья. В работе «Полити

Учение о бытии.
Бог – источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Чтобы поддерживать бытие мира, Бог его творит вновь и вновь. Мир один в мировом порядке всякая вещь имеет своё место. Бог свер

Схоластика.
Яркая фигура – Ансельм Кентербирийский. Он классический схоласт. Это философско-религиозное мировоззрение, где философия – служанка богословия. Здесь абсолютное подчинение мысли авторитету догмата.

II. Эпоха Возрождения
Эта эпоха знаменует собой огромный прогресс в развитии материальной и духовной культуры в странах Западной Европы и прежде всего в Италии. Точно о хронологических рамках сказать трудно, но многие и

Философия Нового времени
1. Научные предпосылки ФНВ. 2. Проблемы гносеологии: а) английский сенсуализм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк); б) рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц); в) ми

Бог одинаково себя проявляет во всех модусах
БС и ее атрибуты – это творящая природа (natura naturata) –творящий саму себя, а модусы это произведенная природа. Природа одновременно субстанция –

Социально- философские воззрения.
    Г. Лейбниц как бы завершает философию XVIII в. и наступает эпоха Просвещения и французского материализма XVIII в. Это время кризиса феодализма во Фра

Общая характеристика.
Итак, философия эпохи Просвещения реализовалась в лозунгах и идеалах Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.). Это было крупнейшее событие XVIII в., что послужило толчком к развитию и самой

Философия Иммануила Канта
Открывают первую страницу немецкой классической философии выдающийся мыслитель и философ Иммануил Кант (1724-1804), он как бы завершает эпоху просвещения и становится её критиком, особенно рационал

ЭИТИКА И.КАНТА
Основные положения этики И.Канта изложены в его работе «Критика практического разума», именно здесь звучит вопрос – что я должен делать? Он исходит из того, что важнейшая задача философии воспитани

Натурфилософия
Шеллинг известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма» (это главная его философская работа). Ядром философии Шеллинга является категория Абсолюта

Практическая философия
Здесь главная проблема – свобода, от неё зависит создание «второй природы» - правовой системы общества. Государства с правовой системой должны объединятся в федерацию для прекращения войн и установ

Философия Георга Гегеля (1770-1831 гг.)
Завершением идеализма в классической немецкой философии стала философская система Г.Гегеля, основные идеи которой изложены в таких работах: «Феноменология духа», «Наука о логике», «Философия природ

Абсолютный дух.
АД – вечная действительная Истина. Она проходит три ступени развития: искусство, религия, философия. Искусство и религия по отношению к истории лишены самобытности, своей логики и собственной истор

Роль личности в истории.
Тип личности определяется общественной средой: какова среда, таково и мнение. Но чем определяется характер самой среды – ответа нет. Замкнутый круг – какова среда – такова и личность, с друг

Какие же основные проблемы здесь ставит Маркс?
1) Прежде всего – доказать, что общество саморазвивающаяся система и ее развитие есть закономерный объективный естественно - исторический процесс смены общественно-экономических формаций. Но у него

Сущность философского учения Г.Сковороды
(1722 – 1794 г.г.)   Сущность счастья человека, смысла человеческого бытия в реальной земной жизни, разработка общефилософской концепции мира и человека – гл

Основные направления современной философской мысли.
  1. Современные модели философского мышления. 2. Позитивизма: эволюция и основные идеи. 3. Марксизм и его место в истории философии. 4. Иррационалистически

Постпозитивизм.
В 70-90 годы ХХ века широкое распространение получают «критический реализм», «методология науки», «герменевтика», «интуитивизм» и другие философские школы. Особое место занимает критически

Основы философского понимания мира: бытие, мате­рия, её основные свойства и способы существования.
1. Природа и история - основные формы бытия мира. 2. Философское понятие материи. Движение, пространство, время-способы существования материи. 3. Современная наука о строении мате

Что такое природа?
1. Природа в широком смысле- вся Вселенная вместе с человеком. 2. В узком смысле – биосфера – область жизни ( 1802 г. её открывает фр.учёный Ламарк), тонкая оболочка земли

Атрибуты материи
Движение – это любое изменение, это коренной способ существования материи. Оно объективно, абсолютно и относительно, неуничтожимо, единство прерывного и непрерывного, конечного и б

Пространство и время.
Пространство – это взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяжённость и определённый порядок взаимосвязи. Элементами пространства являются точка, объем, дли

Специфика противоречий определяется своеобразием процесса их возникновения, степенью агрегации, особенностями их разрешения.
3. Существует классификация противоречий: 1. По характеру возникновения: ü необходимые (вытекают из сущности системы); ü случайные (не вытек

C. Закон отрицания отрицания.
ПЛАН 1. Категория диалектического отрицания. 2. Понятие «отрицания отрицания». 3. Сущность закона отрицания отрицания. 1.Это закон, который указ

Синергетика
Диалектика – это один из разделов философии, где формируется теоретическая картина развития мира. Диалектика -–это философское учение о всеобщих (универсальных связях бытия и развития всего сущего)

Сознание и познавательная деятельность человека.
I. Сущность сознания, его структура и функции. II. Познание как отражение действительности. III. Уровни познания: чувственное и рациональное.

Структура сознания.
Сознание структурно организовано, это система, которая состоит из элементов, которые находятся в определённых отношениях. 1) сознание – есть понимание, а понимание неразрывно связано с соз

Теория познания.
I. Субъект и объект познания. II. Структура познавательной деятельности. III. Познание как процесс. IV. Истина и её критерии.  

Структура познавательной деятельности
Проблема познания предполагает выяснение познавательных способностей субъекта, чем он располагает, каковы его средства, которые могут дать истинное знание. Человек познаёт мир с помощью со

Методы и формы научного познания.
I. Специфика научного познания. II. Методы познания: эмпирический, теоретический. III. Формы научного познания. Наука – это сфера исследова

Формы научного познания
1. Проблема (преграда, задача). Это вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. Наука развивается от постановки проблемы к их решению и

ФИЛОСОФИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕКА. СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
  1. Понятие человека в истории философской мысли. 2. Природная основа и социальная сущность человека. 3. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индиви

Роль языка
Изменяя природу, человек изменяется сам, различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В общении появляется язык, как система символов, который необходим для осмысления социального опыт

О Б Щ Е С Т В О К А К С И С Т Е М А
    ОСНОВНАЯ ИДЕЯ: Общество - это мир духовно-практической деятельности человека в ее разнообразных формах.     “Д

МАТЕРИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА.
1. Понятие материального производства, его место и роль в системе общественного производства. 2. Способ производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА
Основная идея темы: Духовное есть подлинно- человеческое в человеке, основное его богатство. Н.А.Бердяев "Человечность связана с духовностью... Завоевание д

Общественное бытие - это сам человек, живое и деятельное, радующееся и страдающее существо.
Общественное сознание имеет социальную природу.Оно возникает из общественной практики как результат производственной, семейно-бытовой и иной деятельности человека. Различн

Эмоционально-волевые функции.
Это прежде всего отношениечеловека к социальному миру на психологическом уровне и существует в форме эмоций, чувств, настроений. Здесь складывается умонастроениече

Исторический релятивизм».
Сегодня существуют несколько подходов в анализе общества. Если говорить предельно широко – то это философский идеализм, начиная с Платона и Гегеля и философский материализм (Демокрит, марксизм). Дл

Общественный прогресс
Не всякое развитие есть прогресс. Прогресс есть переход от низшего к высшему. Отсюда его признаки: 1) поступательная направленность социальных процессов; 2)усложнение;3) повышение уровня о

Цивилизация и культура.
Под цивилизацией обычно понимают историческую ступень в развитии человечества, которая начинается после варварства. Первый признак цивилизации – уровень развития культуры и общества. Кант

Какие же это проблемы глобального значения?
Ø Разрушение биосферы – идет катастрофическая потеря биологического потенциала, разрушение плодородия земли, проблема чистой воды (2мрд. чел. имеет доступ к чистой воде), проблема кис

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги