Реферат Курсовая Конспект
Методология исследования - раздел Науковедение, Количественные Методы Качественные Мет...
|
Количественные методы | Качественные методы | |
Контент-анализ | Проблемное колесо | |
Наблюдение | БОК – быстрая оценка с участием | |
Социологический эксперимент | Фокус-групповая методика | |
Анкетирование | Наблюдение | |
Интервьюирование | кейс стади | |
Прессовый опрос | Контент-анализ | |
SMS-опрос | ||
Эксперимент | ||
Анализ документов | ||
Опрос | ||
Качественные методы социологических исследований | ||
Общая характеристика качественного анализа социальных явлений | ||
Фокус-групповая методика | ||
Методика БОУ | ||
"Проблемное колесо" | ||
Интеграция экспертных оценок как совокупность приемов перевода количественного анализа этих оценок в качественный | ||
Контент-анализ | ||
Интервью | ||
Жизнеописание | ||
Анализ устных бесед | ||
Триангуляция | ||
Этические проблемы исследования: негативная реакция респондентов | ||
Документальный метод. | ||
наблюдение | ||
Опрос. | ||
эксперимента, | ||
SMS-опрос | ||
анкетный опрос или опрос-интервью | ||
Эксперимент | ||
Анализ документов | ||
Опрос | ||
Анкета | ||
интервью | ||
Качественные методы социологии | ||
Фокус-групповая методика | 68 - 72 | |
Методология исследования – это стратегия научного поиска, опирающаяся на осознание задач, метода или методов его проведения, программных установок, ценностных характеристик, нормативов и регуляторов теории изучаемой предметной области. Методология включает методы, методику и технику конкретно-исторического исследования, подчиняя их общим эвристическим и прагматическим целям познавательного процесса на конкретном этапе развития науки.
Метод в социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности.
Методика же социологического исследования – это система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа.
Таким образом, если методология – область общей стратегии, то методика – тактика исследования.
Техника социологического анализа – совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных.
В методологическом обеспечении конкретно-социального исследования (КСИ) определенное место занимает проблема соотношения эмпирических и теоретических форм, а также и методов познания. Анализ этих категорий показывает, что они не противопоставляются друг другу, а в своем взаимодействии создают единый процесс, представляя собой разные ступени и уровни научного познания. Диалектика эмпирического и теоретического в социологии обусловливается познанием социального факта – научно зафиксированного общественного действия или результата социальной деятельности индивидов. Общественное явление рассматривается в качестве социального факта лишь со стороны тех его характеристик, которые органично включают его в процесс социальной жизнедеятельности индивидов, представляя данное явление как продукт или составную часть этой деятельности. Одной из центральных методологических проблем КСИ является превращение эмпирического социального факта в научно-теоретический социальный факт. Процесс этого превращения происходит в ходе проведения социологического исследования, которое проходит определенные этапы.
Успех проведения конкретно-исторического или конкретно-социологического исследования в немалой степени зависит от выбора исследователем методов сбора эмпирической информации, совокупность которых представляют количественные и качественные.
Контрольно-обучающие вопросы и задания
Рекомендуемая литература
<<<90 | Plummer K. Documents of Life. An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method. London: Unwin Hyman Ltd., 1990. P. 6. |
<<<91 | Семенова В.В. Качественные методы в социологии// В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. C.396, 407. |
<<<92 | Опыт применения этого метода социологами Польши, России и Франции раскрыт в сборнике статей "Биографический метод в социологии: история, методология, практика"/ Под ред. Е.Ю.Мещеркина, В.В.Семеновой. М., 1994. Технике данного метода посвящены многие работы: ТернерР. Сравнительный контент-анализ биографий/ Пер. с англ.// Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №1; БургосМ. История жизни. Рассказывание и поиск себя/ Пер. с англ.// Вопросы социологии. 1992. Т.1. №2; ТомпсонП. История жизни и анализ социальных изменений/ Пер. с англ.// Вопросы социологии. 1993. №1-2; ГолофастВ.Б. Многообразие биографических повествований// Социологический журнал. 1995. №1. |
<<<93 | Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего. М.; СПб., 1997. Кн.1-2.; АлексеевА.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (познание через действие). СПб., 1997. |
<<<94 | Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях// Социология: 4М. 1993-1994. №3-4; ЖуравлевВ.Ф. Анализ коммуникации в качественном интервью// Социология: 4М. 1996. №7. |
<<<95 | Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии// Социологический журнал. 1997. №3. |
<<<96 | Иванов М.А. Беседа как метод исследования// Социологические исследования. 1989. №4. |
<<<97 | Гаджиев Ч.М. Социально-психологические проблемы коллективного творчества. Баку, 1982; ЕмельяновЮ.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985; БалаевА.А. Активные методы обучения. М., 1986; ГрановскаяР.М. Элементы практической психологии. Л., 1988. |
<<<98 | Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989; ЩедровицкийГ.П., КотельниковС.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной деятельности// Нововведения в организациях. М., 1983; МудрецТ.Б., МоревВ.А. Имы начали играть// Социология: 4М., 1996. №7. |
<<<99 | См., например: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998. С.402-408; БогомоловаН.Н., ФоломееваТ.В. "Фокус-группы" как метод социально-психологического исследования: Учеб. пособие. М., 1997; ДебюсМ. Качественные методы в социальных исследованиях. Фокус-группа: Учеб. пособие/ Пер. с англ. Барнаул, 1995; КрюгерА. Фокусные группы. Практическое руководство для прикладного исследования/ Пер. с англ. М., 1995; БелановскийС.А. Метод "фокус-групп". М., 1996. |
Триангуляция
Все исследовательские методы имеют свои преимущества и недостатки. Поэтому принято сочетать несколько методов в рамках одного исследования для того, чтобы с помощью каждого из них дополнить и проверить другие, — процесс, известный кактриангуляция. Увидеть ценность сочетания методов — а также, более общо, проблемы и ловушки в реальном социологическом исследовании — можно, рассмотрев конкретную исследовательскую работу.
Пример: Уоллис и саентология
Рой Уоллис поставил задачу изучить движение, известное как саентология. Основатель саентологии, Л. Рон Хаббард, развивал религиозные доктрины, которые, по его мнению, должны составлять основание единой церкви. Согласно саентологии, все мы есть духовные существа — “тетаны”, но мы отвергли свою духовную природу. Мы можем восстановить забытые сверхъестественные силы посредством тренировки, которая разбудит в нас осознание наших реальных духовных возможностей. Уоллис признавал, что первым толчком его исследования послужила “экзотичность” саентологии. Как могут люди верить в такие странные идеи?19) Саентология — чрезвычайно противоречивое учение, но при этом оно привлекло множество последователей. Почему же именно это движение, одно их множества новых религиозных групп, заняло столь значительное положение?
Начинать исследование было нелегко. Уоллис знал, что лидеры движения скорее всего не захотят участвовать в социологическом исследовании, поскольку их уже “исследовали” различные правительственные учреждения. Однако, когда он читал об истории движения, то наткнулся на книгу одного из его бывших участников. Он вступил в контакт с этим человеком, был представлен еще ряду его знакомых, которые тоже почти прекратили свои отношения со саентологией. Многие из этих людей согласились на интервью, некоторые из них сохранили контакт с верующими. Эти первые интервью помогли Уоллису получить ряд документов и литературу, имевшиеся у этих людей в связи с их прошлым участием в движении; в числе этих документов был и список рассылки организации. Уоллис составил и разослал опросник выборке, составленной из имен в списке. Список оказался устаревшим, потому что значительная часть людей уже сменила адреса, указанные в списке. Некоторые другие попали в список только потому, что купили всего одну книгу по саентологии и не имели реальных связей с движением.
Опрос имел ограниченную ценность, поскольку выборка не была репрезентативной для движения в целом, хотя уже на этих материалах можно было сделать некоторые выводы. Однако опрос обогатил Уоллиса дальнейшими контактами. Часть респондентов сообщила, что согласна дать интервью; поэтому Уоллис отправился в путешествие по Соединенным Штатам и Британии брать интервью и собирать дополнительную информацию. Он начал с фиксированного списка вопросов, но вскоре посчитал более целесообразным избрать более гибкий стиль и позволить респондентам говорить о вещах, которые они считали важными. Одни респонденты соглашались записывать беседы на магнитофон, другие нет.
Вскоре Уоллис пришел к убеждению, что ему необходимо лучше разобраться в самой доктрине саентологии, поэтому он записался на вводный “информационный” курс, организованный церковью. Таким образом, он перешел к внутреннему наблюдению. Оказавшись во время прохождения курса в общежитии саентологов, Уоллис обнаружил, что ему трудно выдержать роль тайного наблюдателя. Беседы с другими участниками и логика развития курса требовали демонстрировать приверженность к идеям, которых он не разделял. Выражение несогласия с этими взглядами привело к таким трудностям, что совершенно ясной стала невозможность продолжать начатое без публичного заявления о своей приверженности важнейшим принципам саентологии. Поэтому он потихоньку ушел, не закончив курса.
Позднее он написал руководителям движения, сообщив, что является социологом, которой проводит исследование, посвященное саентологии. Указав, что движение неоднократно подвергалось нападкам, он высказал мысль, что его собственное исследование представит более сбалансированный взгляд. Затем он посетил штаб-квартиру секты в Британии и беседовал с одним из членов ее руководства. Тому было известно, что Уоллис отсеялся с информационного курса, он знал об опросниках отправленных по спискам саентологов. Тем не менее, Уоллис получил разрешение интервьюировать членов организации и часть студентов, а также контактные адреса в Соединенных Штатах. В конце концов Уоллис почувствовал, что материала для публикации книги о саентологах достаточно.
Уоллис столкнулся с особенными трудностями в связи с тем, что исследование было посвящено организации, ревниво относившейся к своим секретам: в других отношениях те проблемы, которые ему приходилось решать, а также необходимость использовать сочетание различных методов были типичными для большинства социологических исследований. Весь материал, который он собирал по частям 634 и затем объединял в единое целое, и комбинация методов, которые он применял, дали интересную и цельную работу, оказавшуюся важной и значимой.
– Конец работы –
Используемые теги: Методология, исследования0.05
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Методология исследования
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов