рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению

Работа сделанна в 2007 году

Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению - раздел Искусство, - 2007 год - Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры И Искусств Факульте...

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Факультет искусств. Кафедра народных инструментов. Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению.Выполнил студент 532гр Зуев Д. В. Научный руководитель кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бычков О.В. Рецензент доцент Бирюков В.П. Санкт-Петербург 2007 Содержание Введение 3 ГлаваI. Начальный этап подготовки к концертному выступлению 1. Нейротизм и реактивность нервной системы 6 музыканта 2. Режим и гигиена занятий, выступлений 3. О количестве занятий 4. Предварительные проигрывания 3. Оценка предварительного проигрывания и работа над ошибками 4.Оптимальное концертное состояние 1. Методы овладения оптимальным концертным состоянием 18 1.4.2. Медитативное погружение 3. Ролевая подготовка 4. Выявление потенциальных ошибок 5. Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния 6. Мыслительный компонент оптимального концертного состояния концентрированное внимание 27 ГлаваII.Доминантный этап подготовки к концертному выступлению 1.Самоконтроль и волевая регуляция 1.Воля 2.Психомоторика 3.Самоконтроль психических состояний 2. Формирование сценическое самочувствие по системе К. С. Станиславского 3. Воспитание творческого воображения 4. Мышечные напряжения 5.Взаимоотношения музыканта и слушателя 53 Глава III. Предконцертный период подготовки к публичному выступлению 1. Советы мастеров музыкальной педагогики и исполнительства 2. Память 3. Перспективное мышление 62 Заключение 64Список использованной литературы 66 Введение Выступление - результат напряженного творческого труда артиста и является для него ответственным актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Различные свойства натуры исполнителя, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия все это, в той или иной мере проявляется во время публичного выступления.

Сценическое самочувствие Станиславский представляет собой единство интеллектуальной и эмоциональной сферы артиста, устремленное на лучшее выполнение творческой задачи.

В этом единстве важным началом является интеллект - бдительное око, следящее за тем, чтобы содержательная эмоция не подменялась аффектированным возбуждением, чтобы вместо жизни образа на сцене или эстраде не проявился бы грубый натурализм.

Из этого следует, что сценическое, творческое волнение артиста никогда не должно выходить за свои эстетические пределы и переходить в сферу обыденного переживания. Подготовка к концертному выступлению, таким образом, превращается в наиважнейший этап формирования музыканта-исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его психологической готовности к общению с публикой.

Работа профессионального музыканта представляет собой один из наиболее сложных видов человеческой деятельности, требующей многолетнего каждодневного труда, нередко физически и психически изнурительного. Нагрузки непрерывно растут из-за постоянно увеличивающейся конкуренции среди входящих в жизнь молодых музыкантов.

И сегодня победителем нередко оказывается тот, кто оказался более выносливым, более работоспособным, более собранным, более крепким физически и морально.

Сколько существует человечество и его деятельность, столько же существует извечная проблема объективной оценки состояний человека.

К сожалению его силы, ограничены, а увеличение нагрузки умственной или психомоторной сверх дозволенной ему природой вызывает состояние глубокого утомления музыкант теряет свежесть, чувство радости от исполнения.

В таком состоянии тщетно надеяться на высокие результаты. Излишнее волнение не позволяет пользоваться ни возможностями деятельной стороны разума, ни энергопотенциалом а, порой приводит к краху всего задуманного и наработанного за долгое время и что самое страшное - это может произойти во время ответственного выступления. Отсутствие свежести, то есть оптимального - лучшего из всех возможных психического состояния, отрицательно отразится на качестве мышления, чувств и воображения а, в состоянии переутомления их функции окажутся, награни исчезновения.

И всё же волнение волнению рознь. Взволнованность или некоторая приподнятость настроения перед выступлением не только естественна и желательна, как показывает практика, она часто спасает исполнение от будничности. Так как настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой? Эти вопросы волнуют, сегодня, множество музыкантов, будь то ещё обучающийся или же давно выступающий перед публикой концертный исполнитель.

Решение, несомненно, кроется в подготовительном этапе, который и будет главным объектом моей работы. Несомненно, каждому исполнителю будет интересно сколько длится подготовительный период, какие приёмы саморегуляции психических состояний нужно применять и в какой момент, какие задачи на разных временных отрезках нужно успеть решить музыканту, как грамотно построить процесс подготовки так, чтобы он не превратился в сумбурное испытывание разных приемов и методик работы.

Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях выдающихся музыкантов и педагогов - Л.А.Баренбойма, Г.Г.Нейгауза, Г.М.Когана, С.И.Савшинского и др. Но, к сожалению, эти рекомендации не систематизированы, не объединены в самостоятельную книгу и самое главное - не дают ясного анализа временной периодизации в подготовке к публичному выступлению.

Цель работы обосновать необходимость введения комплекса психотехнических приёмов, способствующих коррекции эстрадного волнения у музыканта в исполнительскую практику, определить временную периодизацию этапов подготовки к концертному выступлению. Задачи 1. Определить комплекс мер для достижения оптимального сценического состояния 2. Выявить потенциальные ошибки при подготовке к выступлению, а также выявить конкретные цели и задачи исполнителя в каждом периоде подготовки к публичному выступлению. 3. Обозначить основные периоды в подготовительной работе к концертному выступлению. 4. Рассмотреть и предложить, исполнителям на музыкальных инструментах, элементы актерской техники для преодоления эстрадного волнения. 5. Выяснить влияние механизмов самоконтроля и волевой регуляции на индивида с точки зрения психофизиологии.

Глава I.Начальный этап подготовки к концертному выступлению. 1.1.

Нейротизм и реактивность нервной системы

4 выбор механизмов и приемов достижения оптимального концертного состо... При сочетании экстраверсии с высоким уровнем неиротизма, музыканты бол... 1.2.2.Режим и гигиена занятий, выступлений. Оптимальному концертному с... Неудачным выступлениям, предшествуют общее утомление и переутомление, ... В процессе разыгрывания организм входит в состояние боевой готовности ...

О количестве занятий

О количестве занятий. Выработка игровых рефлексов возможна только при работоспособном состоя... Следует отметить, что выносливость повышается во время систематической... Серьезный вопрос - сколько времени надо отводить занятиям. Многие музыканты полагают, что страсть, волевые усилия, духовное напря...

Оценка предварительного проигрывания и работа над ошибками

Все перечисленные факторы, каждый в отдельности и вместе, оказывают вл... Эта установка правильно организует чисто техническую, ремесленную рабо... Оптимальное концертное состояние Напутствие, высказанное французской п... Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене или... При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата у музы...

Методы овладения оптимальным концертным состоянием

1977 London, p.46 Иррациональное происхождение эстрадного волнения под... Мышцы ног приятно расслабляются Тепло от ног поднимается вверх Расслаб... Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на... Если только посторонняя мысль появилась в сознании, а пальцы в этот мо... 1.4.3.Ролевая подготовка Смысл этого приема заключается в том, что исп...

Выявление потенциальных ошибок

Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть не... Завязать на глазах повязку. В медленном или среднем темпе, уверенным, крепким туше с установкой на... Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставал... Вполне вероятно, что многие музыканты могут почувствовать после их вып...

Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния

Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния. Несмотря на разницу между ошибиться, остановиться и забыть не станем э... Однако любое дело требует от человека концентрированного внимания. Так... На первый взгляд, целенаправленная работа над непрерывной концентрацие... 4 Пути преодоления мышечных зажимов исполнителя 5 Определение роли муз...

Самоконтроль и волевая регуляция

Настойчивость и упорство, самостоятельность и инициативность, выдержка... Но, руководствуясь чувством ответственности и учебного долга, он все ж... В процессе саморегуляции и воля и самоконтроль могут выступать по отно... е. как формирование волевых навыков и качеств протекает под неослабным ко...

Психомоторика

Говоря о механизмах психофизиологической саморегуляции необходимо обра... Бернштейн, является твердо установленным в настоящее время фактом. Все... Это приводит к нарушению не только точности познания и оценки сигналов... При этом сознательный контроль над всеми этапами двигательного акта мо... На завершающем этапе овладения тем или иным видом психомоторной деятел...

Самоконтроль психических состояний

соч. Собственно говоря, потребность сообщения - основной источник энергии, ... Гофман указывал четыре способа разучивания музыкального произведения 1... Исполнитель при этом должен стремиться предвидеть нужные ему сдвиги в ... Поэтому публичное выступление музыканта можно рассматривать как обмен ...

Глава III. Предконцертный период подготовки к публичному выступлению

Глава III. Предконцертный период подготовки к публичному выступлению . 3.1.

Советы мастеров музыкальной педагогики и исполнительства

М. Включение на сцене сознания в технологические процессы за редкими искл... Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность, поза. У исполнителя постепенно вырабатывается общая динамика концерта. 3.3.

Заключение

Заключение Исполнительская деятельность музыканта - неимоверно сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, исполнитель затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной.

Чтобы самостоятельно определить слабые стороны своей творческой индивидуальности и выбрать наиболее полезную и продуктивную методику психофизиологической подготовки к концертному выступлению, нужно обладать немалым объемом знаний о этой проблеме. В своей работе я попытался обосновать необходимость введения комплекса психотехнических приёмов, способствующих коррекции эстрадного волнения у музыканта в исполнительскую практику, определить временную периодизацию этапов подготовки к концертному выступлению.

А так же рассмотрел теоретические аспекты сценического волнения в музыкальном исполнительстве влияние механизмов самоконтроля и волевой регуляции на индивида, с точки зрения психофизиологии, обозначил понятие оптимального сценического состояния и нейротизма и реактивности нервной системы музыканта. Руководствуясь своим небольшим опытом, рекомендациями выдающихся музыкантов и научными трудами психологов в этой области, я представляю ряд практических методов по воспитанию оптимального сценического самочувствия предварительное проигрывание, медитативное погружение, ролевая подготовка перспективное мышление, концентрированное внимание.

Затрагивая тему сценического волнения нельзя обойти стороной опыт выдающихся театральных деятелей. В частности, в работах К.С.Станиславского этой проблематике уделяется большое внимание. Здесь можно выделить некоторые, на мой взгляд, полезные для музыкантов исполнителей элементы актерской техники установление сценической доминанты, сверхзадачи и сквозного действия ограничение уровня эмоциональной активации в экстремальных условиях публичности создание кругов внимания. Описывая подготовительную работу музыканта к концертному выступлению, я попытался выделить и систематизировать основные временные периоды, отделяющие исполнителя от выхода на сцену.

Каждый из этапов обосновывает необходимость внесения корректив в тактику подготовки музыканта.

Наряду с первоначальными, возникают все новые задачи, требующие своевременного решения, возникают новые психологические ощущения, вследствие приближения волнующего события и уровень готовности, к показу на публике программы, а следственно, появляется и необходимость внедрения новых методов подготовки музыканта к выходу на публику. Дать однозначный рецепт, для того чтобы твое выступление всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, не один из методистов и музыкантов исполнителей.

Каждый человек неповторимая индивидуальность, и следственно, методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды человека. Поэтому, изучая себя, свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, мы можем затем сознательно воспроизводить подобное состояние перед последующими выступлениями. Общение с публикой, зрительской аудиторией - всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь исполнитель-музыкант не только воздействует па аудиторию, но и испытывает на себе ее влияние.

Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством общения с аудиторией. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути творческого желания общения со слушателем. Именно общение несет в себе истинный и непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта исполнителя. Полная отдача воплощению музыкального образа, непрекращающийся диалектический процесс открытия прекрасного в исполняемом, жажда выявить все это в реальном звучании - вот путь преодоления сценического страха. Список используемой литературы. 1. Баренбойм. Л.А Музыкальная педагогика и исполнительство Л. Музыка 2. Бассин Ф. В. О некоторых современных тенденциях развития теории бессознательного установка и значимость.

В кн. Бессознательное. Природа, функции, методы, исследования. Тбилиси Мецниереба, 1985. т. IV, с. 435. 3. Гат Й. Техника фортепианной игры М Будапешт, 1967, с. 226. 4. Бузони Ф. О пианистическом мастерстве - В кн. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1 5. Булыго К. Проблемные ситуации в обучении баяниста. В кн. Баян и баянисты.

Вып. 6. М. Сов. композитор, 1984, с. 69-86. 6. Вопросы воспитания музыканта-исполнителя. Сборник трудов. Вып. 68 государственным музыкально-педагогический институт им. Гнесеных ответственный редактор кандидат педагогических наук Б. Л. Кременштейн. М. Издание Гос. муз пед ин-та им. Гнесеных 1983г. с.168 7. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды ГМПИ им. Гнесеных, выпуск XXIV. 1976г. М. Печатник с.290 8. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Выпуск 4. редактор Екатерина Сазонива.

М. Музыка 1967г. с.374 9. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Пятый сборник статей. М. Музыка. 1969г с.358 10. ГринбергМ.И Статьи. Воспоминания. Материалы сост. А.Г. Ингер. М. Сов. Композитор, 1987. с.304 11. Иванников. В.А Психологические механизмы волевой регуляции. М. Издательство МГУ 1991. с.142 12. Капустин. Ю.В Музыкант и публика Л. Знание, 1976г. с.40 13. Капустин. Ю.В Музыкант-исполнитель и публика Исслед Л. Музыка, 1985г с.160 14. Кирнарская. Д.К. Психология специальных способностей.

Музыкальные способности - М. Таланты XXI век , 2004. с.469 15. Клименко В.В Психологические тесты таланта Харьков Фолио, СПб Кристалл 1996г с.414 Семейный альбом 16. Коган. К. У врат мастерства. М. Музыка, 1969, с.132 17. Крайг. Г Бокум Д. Психология развития 9-ое издание - СПб Питер, 2004. 940с. ил. Серия Мастера психологии 18. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога. В кн. Баян и баянисты.

Вып. 2.М. Сов.композитор, 1974, с. 3-11. 19. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л. Музыка, 1967, 125 с. 20. Метнер. Н.К Повседневная работа пианиста и композитора М. Музгиз, 1963. 21. Нейгауз. Г.Г Об искусстве фортепианной игры. М. Госмузиздательство, 1961, 318с 22. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры Записки педагога . 5-е издание - М. Музыка, 1988г 240с. 23. Никифоров. Г.С Самоконтроль человека - Л. Издательство Ленинградского университета. 1989. 192с. 24. Петрушин Валентин Иванович Музыкальная психология Учебное пособие для студентов и преподавателей М. Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1997г 384с. 25. Пятигорский. Г. Виолончелист.

Исполнительское искусство зарубежных стран, вып.5. 1970 М Музыка, с. 127-215. 26. Савшинский. К.С Работа пианиста над музыкальным произведением. М. -Л. Музыка, 1964, 183 с. 27. Савшинский. К.С Режим и гигиена работы пианиста. Л. Сов. композитор, 1963,114 с 28. Станиславский. К. С Собрание сочинений в 9-и томах.

Т.3. Работа актера над сбой в творческом процессе воплощения Вступительная статья Б. А. Покровского общая редакция А. М. Смелянского. М. Искусство, 1990. 508с. 29. Теплов. Б.М Психология музыкальных способностей М Л 1947, с. 255. 30. Фейнберг С.Е Пианизм как искусство. М. Музыка, 1969, 586 с. 31. Липс. Ф.Р Искусство игры на баяне М. Музыка, 1998 144с 32. Шумилин А. Т Цепов В. М. Инкубация в творческом поиске. В кн. V-й семинар по проблемам методологии и теории творчества.

Симферополь, 1986, 64с 33. Гольденвейзер. П. О фортепианном исполнительстве. Вопросы музыкально-исполнительского искусства вып.2.Стр73.

– Конец работы –

Используемые теги: Периодизация, этапов, психофизиологической, готовки, музыканта-исполнителя, концертному, выступлению0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ОФП. Цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Спортивная подготовка. Цели и задачи
В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например гимнастика, бег, бодибилдинг, аэробика,… Цели и задачи общей физической подготовки 1. Здоровье. Общая физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья.

Специальная физическая подготовка и распределение средств в учебном процессе для гимнастов групп начальной подготовки второго года обучения
Специальная двигательная подготовка, включающая сочетание движений различными частями тела (координация движений) обучение умению оценивать движения… Формирование правильного стиля выполнения гимнастических упражнений. Привитие… От того, насколько хорошо развиты эти качества у гимнаста в значительной степени зависят и успехи в овладении сложной…

Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношей
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Цель, гипотеза и задачи исследования. Цель работы определить эффективность применения… Одновременно специализированные подвижные игры позволят интенсифицировать… Задачи исследования.

В процессе выполнения курсового проекта его объем разбивается на отдельные этапы и составляется календарный график выполнения этапов
Курсовой проект является самостоятельной работой студента по специальному курсу Технология прокатки и прессования авиационных материалов раздел... Целью выполнения курсового проекта является закрепление и углубление... Темой курсового проекта является разработка технологического процесса производства листов и других видов изделий...

Организационный этап выполнения курсовой работы 2.1 Примерная тематика курсовой работы . 3 Основной этап выполнения курсовой работы 3.1.1 Назначение и место ученого предмета дисциплины
стр Введение... Введение Реформирование национальной системы высшего образования связанное с введением нового перечня специальностей общегосударственного классификатора...

Этапы печати и подготовки рекламных буклетов
ИЗДАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ БУКЛЕТА, ПЕЧАТЬ БУКЛЕТА, ШРИФТЫ, ЦВЕТА, ВЕРСТКА, ПРОГРАММЫ. Условия получения дипломной работы 93400, г. Северодонецк, пр.… Рекламные буклеты - это рекламные информационные издания, отпечатаные на одном… Последняя часть моего диплома - это четвертая, заключительная часть которую я считаю самой важной на мой взгляд - это…

Методическое пособие для подготовки к сдаче экзамена по огневой подготовке и спецсредствам, рядовым и младшим начальствующим составом подразделений УИН Камчатской области
Внутренняя баллистика - это наука, занимающаяся изучением процессов, которые происходят при выстреле, и в особенности при движении пули по каналу… Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык -… Автоматический огонь является основным видом огня он ведется короткими до 5 выстрелов и длинными до 10 выстрелов…

В процессе подготовки текстовых документов можно выделить следующие этапы
На сайте allrefs.net читайте: В процессе подготовки текстовых документов можно выделить следующие этапы:...

Структура ораторской речи, её подготовка и выступление
И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь. Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в… Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом… Влияние, которым они пользуются, может быть и очень велико, но всегда бывает очень эфемерно.Великие фанатики,…

Подготовка устного публичного выступления
Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно… Докоммуникативная фаза В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:… Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются…

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам