рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг

Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг - раздел История, СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ На Территории Современной Турецкой Республики В Провинции Анталии За Боспорск...

На территории современной Турецкой Республики в провинции Анталии за Боспорским проливом на скалах горы Богазкая сохранились многочисленные граффити, напоминающие башкирско-тюркских рун и разные скульптурные изображения, внутрискальные храмы, развалины древних городищ XX века до нашей эры – памятники башкирского рода Катай (или кат, хат, хет), построивших на этих местах свою цивилизацию. Здесь была столица Катайского государства Каттус (от слова Акатак/Акатас “фаллос-отец”), на развалинах которой найден царский архив с глиняными таблицами, содержащие тексты религиозных обычаев, характерные даже современным башкирам; но, к сожалению, их исследователь абхазский ученый В.Г.Ардзинба (149) на это не обратил внимания, что я хочу дополнить здесь своими интерпретациями.

Во-первых, каттусские глиняные книги по их содержаниям являются прямым продолжением шумеро-аккадских традиций – шежере (родословная) предков не разорвано, народные обычаи продолжались передаваться из поколения в поколение. А шумерско-аккадские обычаи, как известно, свое начало берут из Урала – от башкир (доказательство тому общая мифология). При этом если в Месапотамии верховодили представители царского рода Усярган (например знаменитый Саргон и его потомки), то в Анталии царствовали представители рода Башкорт (в данный период его подразделения Катай), что доказывается находкой серебряного царского жезла в форме Акатак/Катай (фаллос), однако это государство являлось содружеством всех башкирских племен, что подтверждается различными архефактами.

Тексты глиняных книг, конечно, содержат в основном описания обычаев праздненств катайского царского двора, но в них находятся также некоторые отражения обычаев простого народа, где они тесно переплетались с седой мифологией.

Рассмотрим термины молитвы к Богу, понятные и современным башкирам:

1. “Сискур” – сүз-ҡор “слова-образуй” – так назывался сэсэн-импровизатор, составитель прекрасных текстов для прямого обращения Богу.

2. “Мугавар” – ым-хабар “поманить-говорить” – молитвенное поклонение Богу.

3. “Һүкмәис” – һүкмәйш/һүкмеш “ругань”, в древнекатайском значении проклинание, заговор, заколдование.

4. “Кин” – киная “иносказание, аллегория”.

5. “Эзен” – исән/эсен “жив-здоров/пей-гуляй”, древнекатайский обычай праздника, сопровождаемый с питьем и едой на здоровье богов и гостей. Современные башкиры тоже поднимают бокал с пожеланием “будем живы-здоровы!”.

Годичный цикл и у них был разделен на четыре периода:

1. Весна (март, апрель, май). Ранней весной выходили на поле для собирания любимой съедобной травы “Сар Ан. Тан. Сум”; из этих названий “Сар Ан” – Сарана, любимое кушанье и современных башкир; “Тан. Сум” можно интерпретировать как “тансык-сәм”, то есть “желанная-задорная” пища.

2. Лето (июнь, июль, август) – “арва”, то есть “арпа” (ячмень) – сезон уборки ячменя; он называется также “ебур”, то есть “йыйыр” (уборка).

За тем чередовались периоды Осени, Зимы.

Начало года называлось “вуруллия” то есть “борола” (возвращается) – начало нового цикла. День рождения усярганской первопредки Шульгана (весеннее равенство дня и ночи – конец марта) справлялся Новогодний праздник Науруз (Нов-Арес – возрождение Шульгана/Ареса). В конце сентября, когда наступало равенство дня и ночи, отмечался день рождения башкирского первопредка Урала/Аполлона – праздник Нардуган (Нары-туган – сын Нары-горы [Урал] родился).

На весеннем празднике (начала года) царь и царица отпрпавлялись из дворца на 38-дневное путешествие по четырем дорогам (как и в историческом Башкортостане) страны в целях инспекционной поездки; это называлось “Ахшум” (конец года) – продолжалась традиция исторического Башкортостана, каган которого поступал так же. При том каган на каждой из четырех дорог переодевался по цвету флага этих дорог: на Желтой дороге (по северо-востоку) – в одеяние желтого цвета; на Синей дороге (по юго-восточному направлению) – в одеяние синего цвета; на Красной дороге (по юго-западномцу направлению) – в одеяние красного цвета; на Черной дороге (по северо-западному направлению) – в одеяние черного цвета. Такой башкирский обычай строго исполнялся и хуася-китайскими императорами, что отражено в китайских хрониках. Хотя в этом отношении не имеем сведения о цветах костюмов каттусских царей, но некоторые праздничные обряды известны. Царь и царица по пути в каждом городе молились Богу в храмах, которые назывались “хален туве” – ҡалын түбә “толстая крыша”, поклонялись перед символом башкирской священной фаллос-горы Тора-тау под названием Акатак (тоже фаллос-гора); этот фаллос-бог носил эпитеты “Нази Кин”, то есть “чары обширные”, “Һуваси” – Һыу-башы, то есть “источник воды”, “Хатти” – Ҡаты-ати, то есть “твердый отец”. В честь его царь приносил жертву, присутствующий при этом его первый помощник назывался “Лу Азу Һал” – оло ашау һал, то есть “великую пищу положи”. При заходе царя через ворот слуга “алансы” (впереди идущий) истошным голосом кричал: “Аха!” – аға, то есть “Ага (Муж страны) идет, посторонись!”.

Царь и царица из города в город таскали с собой “кускурса” – кускар-аса (овца), то есть овечью шкуру, которая должна была приносить счасье стране. Шкуру эту уносили из города Арина (мужчина-жена), считавшийся столицей царицы и доставляли встолицу царя город Каттус; только после этого шкуру переносили в другие города государства. На восьмой день царь и царица возвращались в город Арину, на десятый день – в столицу Каттус.

Среди святых, в честь которых царь и царица приносили жертвы, была богиня водной стихии “Длама уру Тауриса” – Түл-Әме үре Тау-Үре-Әсә; здесь “Түл-Әме-үре” – это высота (үр), где находится приплод-роженица (Түл-Әме) Богини-Неба; “Тау-Үре-Әсә” (Таурис) это “горная высота, откуда бьет ключом вода”.

В следующей главе пойдет речь о старинном башкирском селении Темяс и расположенной около него священной пятиглавой горе Ягалса (по индийской передаче Каялса), мифической хозяйки этой горы Инана (шумерская богиня) и ее супруге-плясуне Темяс/Шиве. Точную копию всего этого можно увидеть у древних катайцев Анталии: двойник пятиглавной Ягалса-горы там называлась Пискурунува – биш-ҡоран-уба “пять-курган-возвышенность”; во время жертвоприношений в честь этой горы вокруг жертвенного оленя выступал человек-плясун олицетворяющий собою уральско-ягалсинского божества Темяса/Шиву. Пискурунува-гора, как и Ягалса-гора на Урале, считалась священным храмом отправляющим на орбитальный путь Солнца. Выше описанное ритуальное весеннее путешествие царя и царицы катайцев являлось символическим повторением круговорота Солнца и Луны, а территория страны, пройденные ими, считалась моделью мироздания, то есть телом Господа Всевышнего Имира. Солнце/Сүлән-әсә “Шульган-мать” совершает свой круговорот по орбите восседая на запряженном четыремя крылатыми конями-толпарами фаэтоне, четырем толпарам принадлежат четыре отрезка пути по вселенной и традиционной четыре дороги на башкирской земле.

Ежегодный ясак (налог) в виде различного скота, зерна и золотых, серебряных слитков, собираемый от населения для казны, назывался как и теперь “килем” (доход); для этого царь и царица ездили по стране на ритуальной четырехколесной (символ четырех дорог) телеге запряженной священным быком (символ башкирской священной дороги Кунгур-Буга), с изображением на ярме Серпа-Луны (символ первопредка башкир Урала) – всем этим подтверждается принадлежность катайцев фратрии Башкорт. Когда царь и царица сходили из телеги под их ноги рассыпали кушанье бауырһаҡ (“шарики из теста”), а под руки им как подпорку подставляли телку или овцу – ритуалы эти у современных башкир точно соблюдаются во время свадьбы по отношению жениха и невесты. Во время массовых праздников люди одного селения (города) угощали людей из других селений (города), этот обычай сохранился у башкир в больших народных праздниках байге как гостеприемство для приезжих со стороны, а также во время свадьбы как угощение жениховыми родичами родичей стороны невесты и наоборот. Участники праздников плясали согласно своих тотемов: люди медведя – в медвежьей шкуре и под маской медведя -- по-медвежьему, волчицы – в шкуре волчицы-барса и под маской волчицы -- по-волчьему, издавая мелодичные звуки своих тотемов; например, люди волчицы (усярганцы) пели протяжным воем волчицы, что теперь существует как башкирский оҙон көй (протяжная мелодия).

Перед весенним севом под руководством царя и его сына совершался ритуал жертвоприношения богине Апак/Икмак “хлебушка”, люди угощались священной затирухой “эзен һассумас” – эсән аш-ыумас “похлебка пища-затируха”, при этом вокруг табына (накрытого стола) восседали двенадцать жрецов, олицетворяющие описанные позже Ибн-Фадланом башкирских двенадцати божеств и двенадцати основных башкирских родов. Сын царя посвящал богам пять лепешек от имени усярганских пяти родов и семь такарма/катырмак (тонкая как бумага лепешка) от имени башкирских семи родов, и разные хлебцы для разных божеств. После того как двенадцать пахаря (значит, все двенадцать башкирские роды были пахарями!) в коленопреклонной позе перед царским сыном исполняли молитву, выходили в поле и торжественно совершали первую борозду. Сын царя с пожеланием успеха всем двенадцати пахарям в честь их божеств выпивал двенадцать бокалов бузы (башкирский полухмельной напиток из овсяной муки). По возвращению во дворец ему на ночь приводили двенадцати прелестных девиц, его покой охраняли двенадцать телохранителей. В этих числах угадываются основы мифологии башкир: ряд чисел по 12 принадлежат божествам человеческих родов и родам, а числа 13-14 – Господу Всевышнему Имиру. При исполнении священных ритуалов принимал участие разноязычный народ государства, но священные гимны исполнялись на общем религиозном катайско-башкирском языке. При совершении обрядов надевали ҡырма бүрек (один из видов башкирской меховой шапки), елян (халат), на ногах – катайская обувь ҡата (“хаттская обувь”). Перед тем, как усесться вокруг табына (накрытого стола), молодой человек к каждому гостью подносил тазик и кумган с водой для мытья рук и подавал полотенце; каждому гостю сидящему вокруг табына на колени настилали скатерть – все это строго соблюдается в современной башкирской жизни. Питье (шербет, медовка, кумыс) вокруг табына подносил, как и теперь, аяксы (чашечник). Когда гости начинали расходиться, подносили им юл аяғы (“чашка на дорогу”) – большой бокал с питьем “бибру” – би-бүре “волчица” в виде волчьей головы, при этом считалось что пьющий приобретает через напитка волшебную силу волчицы. Регулярно каждый год проводились бәйге (конские скачки) с ценными призами. Как у современных башкир правая сторона считалась мужской, левая – женской. Согласно этому на брачной ложе располагались муж – на правой, жена на левой половине. На тронном зале тоже сидели царь – на правой, царица на левой стороне. Мир живых считался правой стороной, мертвых – левой, поэтому существует поговорка: уңға барһаң – уңырһың, һулға тарыһаң – һулырһың “если пойдешь направо – осчастливишься, если уйдешь налево – повянешь”.

Как уже было сказано, страна была разделена на четыре дороги со столицей в каждой из них. Царь и царица, совершающие ритуальную поездку, поочередно останавливались там и на большом сходе они обсуждали местные проблемы, принимали решения. Царский докладчик назывался “алансы” (начинающий), были специально назначенные горлопаны провозглашающие славу царю и ярые аплодисментчики – что в нашей жизни соблюдается до сих пор.

Свадебные ритуалы царского двора описанные на глиняных книгах катайцев также идентичны современными башкирскими. Разница только в том, что царь-жених считался богом, а царица-невеста – богиней.

Невесту-богиню, скрывая от жениха, держали в запертой комнате и заставляли жениха выкупить ее деньгами.

Царь-жених держал в руке золотой “калмус” – калла-мус “голова-меч” (изображение фаллоса), то есть теперешний нож жениха кейәү бәкеһе. Когда он восседая на телеге отправлялся на брачную ночь к невесте, провожали его криками “талиса!” – түлсе! “приплодчик!”...

В празднике полнолуния перед царем выставили корзину в которой были вложены три остроконечные ножи в форме фаллоса барана. Царь каждый из них втыкал в хлеб “тапарвасу” – тәбә-арпасы “хлеб из ячменя”, ритуал этот сохранился в башкирской свадьбе когда жених после успешной брачной ночи перед родичами невесты втыкает свой нож (символ фаллоса) в кучу “жениховых блинов” (кейәү ҡоймағы), тем самым дав понять о своем успехе.

Хотя в каждом городе катайцев имелся храм “ҡалынтүбә”, но был еще главный каменный храм “Әһәстә” -- Ә-һәстә “болезнь, утомление”, то есть место собрания сил после утомительной поездки; расположился он на окраине столицы с источником воды и площадью перед ним и с воротами. В этот храм, считавшимся Бабал Өйө “Домом Предков”, царь и царица прибывали на новогодний одиннадцатый день путешествия и царь туда вносил на вечное хранение глиняные книги с описаниями главных событий прошедшего года и молитвами в честь предков. Летопись этот назывался с именем мифического родителя всех богов священной горы Тороҡ (гора Тора-тау), от этого пошло название Тарих (по-башкирски История) и Әсә-тора-өйө (История). Царь вошедший в Бабал Өйө оставался там в продолжении нескольких суток, занимаясь переписыванием старинных летописей и молитв, и свод этих священных текстов и молитв стал называться именем дома предков Бабалөйө/Библия. Усярганский пророк Муса свод разделил по числу пяти родов усярганских на пять частей (Пятикнижие) под общим названием Тора (гора Тора-тау). Приведу отрывок из этой книги Мусы.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ

Йы ат Солтанов... СОЧИНЕНИЯ... В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Султанов З.А.
Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.   Сокращенный перево

Часть I. ПАМЯТЬ
    КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»     Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.   Некото

Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей? Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- оче

БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ
  Алабуга-Булгар (808-775 гг. до н.э.). Сын Бурмы. Правил 33 года. Вновь объединил лесные и степные земли Иделя, почему и получил прозвище "Чирем-Миша (Чирмыш) иджибак" - &q

Природа праязыка
  Человек издревле ломал голову, пытаясь постичь великую тайну – язык, и эти попытки продолжаются, и по сей день. В различные периоды разные ученые объясняли это по-разному. В этом от

Слова размножаются из гнезда
  Что мы можем использовать, для того чтобы проникнуть вглубь праязыка? -- Все науки, которые требуются в комплексном исследовании (филология, история, археология, этнография, антропо

Опыт восстановления
  Опираясь на мнения ученых, попробуем восстановить два первоначальных термина, давших всем языкам общие термины в виде семантического ряда. 1. Атаб (Атам). К нему присоединя

Народная память вечна.
  Возможно, каждая закрепленная в памяти вещь (даже одно единственное слово) владеет неожиданными ценными сведениями. Поэтому собирателям народного творчества следует быть крайне вним

Геродот о войне Кира I с башкирами
  Итак, на границе своей земли башкиры встретили войско Кира I с пиками и стрелами. А теперь дадим слово самому Геродоту (I, 205-214) – эти записи, сделанные д

Роды-племена, записанные Геродотом – предки современных башкирских родов.
Перед тем, как войти в события, необходимо дать названия участвующих в них родов и племен с обозначениями по Геродоту и с эквивалентами их на башкирском языке: 1. Невр – эн-абар, если нача

Для жихандаров (завоевателей мира) и жихан (мир) тесен
Это ужасное событие произошло в 513 г. д.н.э. Персидский (ныне Иран) жихангир Дарий I (Дары I), унаследовавший царство после жихангира Кира (Гюриша), поставил перед собой цель завоевать обширное пр

Великая отечественная война башкир
  Узнавшие о приближении из-за Кавказских гор 700 тыс. войско завоевателей, все усярганцы и башкиры Прародины носились как угорелые готовясь к предстоящей войне: в спешке чинили луки

Геродотова география Прародины
Известно, что этот старец много путешествовал и из уст самих местных жителей, а также их письменным источникам (если они есть) записывал их истории и географию их земель. По отношению географии стр

А Р А К А С А Т О Р А К А Н А Т А Л А С.
Теперь выберем буквы по их цифрам: 1 –6: АРАКАС/АРАКС; 5 – 11: АСАТОРА/ИСТР; 12 – 15: КАНА/КАМА; 15 – 20: АТАЛ-АС/АТЛАС. Проверим бассейн р. Волги/Истры

Образ жизни наших предков-скифов
Ограничусь списыванием с Истории Геродота: 59. ... все важнейшие средства для жизни легко доступны скифам. Что же до скифских обычаев, то они таковы. Скифы почитают только следующих богов.

ПРОРОК МУСА (МОИСЕЙ/МОШЕ) И ПРОРОК
СУРАШТОРА (ЗАРАТУШТРА/ЗОРОАСТР)   Как уже было сказано, были они, оба пророка, усярганцами-башкирами, жили и творили в XVII веке до н.э. на Урале – территори

БРЕЙШИТ 1-2 БРЕЙШИТ
2. (8) И насадил Бог Всесильный сад (в Библии рай) в Эдене (в Библии Едеме) с востока и поместил там человека, которого образовал. Эдем (Едем) – это река Едем (русские называют Зили

Башкирская мифология и топонимика как прямой источник Торы.
От Адама и Хавы (Евы) родились Каин (Шульган) и Гавель (Урал). Каин (Шульган) занимается зерноводством, Гавель (Урал) скотоводством. В башкирском народном эпосе “Урал батыр” люди шульганск

Череда событий до пророка Моше происходила также на башкирской земле.
Отец пророка Авраама (Ибрагима) Терах – по имени схож с предком усярганцев-скифов Тариху (по Геродоту Таргитай -- Тарыг-атай/Тарыг-отец). Страна его в Книге Тора названа Ур-Касдим (Город-Прибежище)

БЕМИДБАР 33 МАСЬЭЙ
(35) ...и расположились в Эцьон-Гевере. (36) И двинулись из Эцьон-Гевера, и расположились в пустыне Цин, она же Кадеш. (37) И двинулись из Кадеша, и расположились у горы Гор (в Библии: Ор)...

ДВАРИМ 7-8 ЭКЕВ
(7) ...Бог, всесильный твой, ведет тебя в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, (8) в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых д

ДВАРИМ 33-34 БРАХА
34. (1) И взошел Моще из степей Моава на гору Нево на вершину Писиги... и показал ему Бог всю страну... (4) И сказал Бог ему: Вот страна... я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда не перей

Что такое шежере?
Это явление, свидетельствующее о глубокой древности башкирской истории, о восхождении истоков башкирского рода к первым божествам времен сотворения мира, утвердило свою жизненную значимость, не под

Огонь-Вода – Отец-Мать
Было это в давние-предавние времена. Тогда еще не было ни звезд, ни тропы Солнца… Земля была с ложку, а Небо – с чашку. (Башкирское народное творчество (16:39,40)

Еще раз о прарелигии и происхождении этносов
Прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древности на башкирско-арийском Урале -- территории исторического Б

Мировая обсерватория Аркаим
Широко известна догадка ученых о возможном служении Аркаима как своего рода обсерваторией для наблюдения за “продвижением” небесных тел. И надеюсь, никто не будет отрицать наличие самых простых “об

Аркаим и Атлантида
Выскажу здесь последнюю собственную версию о взаимосвязи Аркаима с легендарной страной Атлантидой; она несколь

Что говорят башкирская мифология и старец Платон
Авторы обычно в своих исследованиях об Атлантиде исходят от единственного источника -- “Крития” Платона, но я здесь для сопоставления с ним привлеку еще не менее известный и ценный источник всех вр

О чем повествуют мифы?
Да, не следует удивляться тому, что в разных уголках Земного шара можно встретить однотипные мифы. Но проблема в следующем: нашим ученым, основывающимся на «учениях» марксизма-ленинизма, и обнаружи

Родословные мифов
Мы уже показали, что все было создано от Хаоса-Мрака или из двух половинок тела Имира. Древние в разные периоды своего развития представляли эти два начала (дуализм) в образах различных существ (ди

Төш“опущение” на самую нижнюю точку –полночь.
Обратите внимание на слово “баскәр” (фаллос) в 1-м пункте: мужчина считался двуглавым, при том “баскәр” (фаллос) считался главным (родителем-отцом) из двух голов; из этого названия “гла

Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие
Крепко обосновавшееся в общей мифологии образы двух Столпов Земли – Тирэк с двумя птицами, поднимающие и опускающие Солнце и Луну, издревле были широко распространены в Западной Азии и Месопотамии:

Темяс и Инана, горы Рапат, Ягалса/Кайласа
  Чтобы не запутаться в именах многочисленных героев, напомним читателю: Темяс (с шумерского чит

Знак скотоводства
I. Ат ‘лошадь’; II. Арапа>Арба ‘телега’; III. Таҡа>Даға>Дуға ‘дуга’; IV. Ҡаласә>Куласа (колесо). Перед нами удивительно

Тот свет, Этот свет
  Вспомним упрощенную космогоническую модель предков: первичный сгусток Хаос — Морак (Имир) в виде яйца из-за толчка опоры Земли Тора-тау (фаллоса) разделилась надвое -- Небо (Мать) и

Уходы и возвращения
  Уход Шульгана на тот свет, как видно из эпоса “Урал-батыр”, происходит из-за нарушения законов богов Верхнего Мира, называемого как страна Самрау. Потому что Шульган, оказавшийся во

Корни Гильгамеша, Авесты на Урале
  Прекрасные бурзянские земли, красивые берега Агидели… Всемирно известная пещера Шульганташ (Асау), на скалах которой предки изображали мамонтов, носорогов и неприрученных лошадей цв

Приключения Темяса и Инаны
  Напряженность отношений божественной мужчины и божественной женщины, составляющая основу всего мифа со времен творения мира до современности, произведений литературы и искусства нав

Бедному башкиру
(Вслед за древним башкирским кубаиром) Бедный башкир, поднимись, Бедный башкир, поднимись, Взгляни на учение, Взгляни на учение, Избавься от б

Идель-юрт
«Ай, проскачем рысью, рысью, Ай, проскачем рысью, рысью, Оставив заслон за собой, Оставив заслон за собой. Вновь на Идель вернемся домой, Вновь на Идель

Откуда произошел башкирский народ?
  Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной. Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и

Наше великое государство Бактрия
Главу «Кави и карабаны» своей книги С.П.Толстов начинает с такого эпиграфа: «Некоторые говорят, что карибанты пришли с Бактрии», Страбон, Х. 3. 19». Следовательно, интересующие нас карабан

Первобытность в Прародине
Вообще, вот уже на протяжении нескольких веков, освещая с точки зрения европоцентризма, а с другой стороны – славы, тюркскую и башкирскую историю, ученые стараютс

Рассказ о первом шежере
«Если взять Южный Урал (а эти места я считаю Прародиной Усярган и Башкир, а вместе с ними и всего человечества)», - начал похожий на лекцию свой рассказ сидящий с

Первые хлебные зерна – разветвления нашего шежере
  Пришедший из далека ученый, обладатель ценного знания, украсив застолье, заставил забыть о времени – магически заворожил нас. Вдруг, поняв, что он все дальше углубляет слушателей в

Еще раз о происхождении мироздания
Во мраке космического пространства сперва был, как уже было сказано, округлое как яйцо сгусток материи с парными половинками Хаос – Морак, являвшимися зачатками будущих парн

Дорога Кунгур-Буги или Урала -- дорога Отцовской (Ата) фратрии
  Как видно из древних мифов, после рождения близнецов от первых прародителей на Континенте Евразии, их потомки раздвоились, со временем эти разошедшие концы отдалялись друг от друга,

ПЕСНЬ О ХЛЕДЕ
  Хумли, как слышно, Гуннами правил... Хлед родился в гуннской земле, в священном лесу, с ножом и мечом, остро отточенным,

Дорога Кюн-Уфи или Шульгана – дорога Материнской (Эсэ) фратрии
  Название дороги усярганов-башкир Кюн-Уфа (Көн-Өфө) произошло, думается, от слов Кюн-Апа<Аба<Ама ’Солнце-Мать‘, а это значит, что она является дорогой Шульган

Варяжские гости» -- кто они такие?
  Как известно, вопрос этот до сих пор остается неразрешенным и на этой почве вот уже на протяжении нескольких столетий не утихает острая, в основном политическая; дискуссия относител

Большой Шигирский Идол, Зур Бакан.
  Но самым убедительным материальным артефак-том, подтверждающим правильность воссозданной нами структуры прарелигии, является археологическая находка конца 19 века на территории исто

Сравнительная датировка древнейших культур.
В глубокой древности предки башкир-арийцев из их прародины, которая по их представлению составляла единый ареал Урал – Кадак[10] -- Алтай, начали продвигаться на все четыре стороны света, чтобы осв

Возникновение мироздания
  Как уже было сказано, прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древн

Второй этап.
На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразног

Имир, башкирский елян и просторы Евразии
  Таким образом если воображаемое тело уложить в центр Евразии (в круг) – по направлению расположения горных гряд Урала и представить его в виде условно разделенных вдоль на две равны

Рождение Шульгана и Урала
  Согласно мифу, на юго-западе Урала из утробы “женской” половины тела (Ам) прапредка-гермафродита Господа Всевышнего Имира, расположенной на устье реки Ам-аба (Ам-омут, т.е. женский

Древнее копье с тамгой башкир-табынцев
  Теперь, зная сакральный смысл кругов, квадратов и крестов мы можем расшифровать рисунки на уникальном артефакте -- железном наконечнике копья, найденном около города Ковеля. Мы види

Имир – мифический прапредок всех народов
  На указанной нами круговой схеме “женская” фратрия (род Шульгана) человечества занимает (или должна занимать) юго-западную половину кругов или земного полушария, разделенного попала

Боҙан+хорот=боҙ+хорот<боҙҡорот<башҡорт (башкир).
  Рассмотрим теперь происхождение некоторые из главных славянских этонимов: русских, белоруссов, украинцев (все они происходят из общего с башкирами-тюрками корня из Урала).

А что стало с первопредками человечества?
  Основной закон природы таков: каждому смертному приходит конец, тлен, а бессмертные лучезарно возносятся в Небо. Случилось это и с близнецами Уралом и Шульганом. Как известно из миф

Главные боги прарелигии и обряды обращения к ним
  Об иерархии богов прарелигии было изложено выше и дана схема их расположения в мироздании (рис. 18). Как было уже сказано, душа Господа Всевышнего Имира обитает в космосе в

Как разрушили основы прарелигии
  Рис. 14 Каждому, кто знаком с мифологией народов мира, известно, что все мифы в основном так или инач

Из опыта прочтения весьма древних текстов
  Я рьяно взялся за это дело еще в семидесятых годах, помимо своей литературной творческой деятельности, моей основной профессии, потому что устал от ограниченности сведений о нашей и

АТЛАСЫ МИРА НА СКАЛАХ
  До сих пор одним из древнейших образцов географической карты считается картографический рисун

И было это такое великое, достохвальное рожденье, о конь!
Но вернемся к нашей «каменной карте». Глядя на нее, можно убедиться какими превосходными путешественниками и мореходцами были наши предки, и как интенсивно шел процесс освоения просторов мирового о

Kāraбуква или звук “ū”.
башк. “ү”-ҡара, үкерә. ūđhāпохищение, добыча. башк. үҙһә -- үҙһенеү, ү

Kāraбуква или звук ŗ.
башк. “р”-ҡара; өркөрө. ŗkvaпоющий, ликующий. башк. йыр ҡыуа. ŗkşiмедведица. башк.

Часть I. ПАМЯТЬ
1. КОРЕНЬ ИСТОРИИ -- «ПОД ЯЗЫКОМ» Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся впословицу…2 И все же почему мы становимся манкуртами?..4 Булгарские

Часть II. НАЧАЛО НАЧАЛ
  Господь Всевышний Имир – суть вселенной 268 Запоздалое но великое открытие века...269 Сравнительная датировка древнейших культур...270 Возникновение мироз

ПРИЛОЖЕНИЯ
Фестский диск...297 Атласы мира на скалах...306 Санскритский – русский – башкирский словарь 321 Список использованной литературы...362   [1] С

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги