рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рассказ о первом шежере

Рассказ о первом шежере - раздел История, СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ «Если Взять Южный Урал (А Эти Места Я Счит...

«Если взять Южный Урал (а эти места я считаю Прародиной Усярган и Башкир, а вместе с ними и всего человечества)», - начал похожий на лекцию свой рассказ сидящий со мной за одним гостевым столом, - первые древние зерна пшеницы и овса выращивались нашими предками 4 тыс. лет тому назад. Вместе с содержанием лошади, коровы, овец и верблюдов они были еще и земледельцами».

- Абба, 4 тыс. лет! Оказывается наши предки уже в каменном веке были и земледельцами, и скотоводами! – воскликнул один из собеседников.

- Да, историческая наука доказала это. Наверное, знаете о том, что предки обожествляли животных, преклонялись им (к примеру, Буре-Аса/Волчице, Инэк-Эйэ/Корове, Асау/Жеребцу, Быку). Заметьте – они также обожествляли и зерно (хлеб), воспринимали его как Бога.

- Вот тебе на – какой ещё Бог из зерна?

- Да, было. По словам отца истории древнего грека Геродота, древние наши скифские предки…

- Мы знаем, что греки были куреком (башк. курек – кузнечный мех), потому что у нас, у Усярган, со времени Нуха есть ара куреков – внешний вид у них весь черный -- как смоль блестящий башкир. А вот скифы…

- А почему скиф? Мы что ли скифы?

- Вот именно, что вы и есть, дорогие мои усярганцы. – Ученый оглянул своих слушателей, многозначительно улыбнулся. – Вы ведь до сих пор считаете себя потомками Буре-Асака?

- А как же, считаем, конечно, -- подтвердил постукивая своей деревянной ногой узаман-старейшина, получивший «в подарок» от Великой Отечественной войны прозвище «Деревянная нога».-- Да, усярганцы с бурзянцами – дети Буре-Асака!

- У Канагат-агая об этом есть столько хикаятов, сказок, преданий!

- Да… Тогда, верно, знаете и о том, что владельца гор и рек у башкир называли титулом «би». Например, глава племени Юрматы – Тэтэгэс-би, Усярганцев – Бикбау-би. Этот титул был известен и у скифов, где владельцев земли называли «эпи» (пи>би), это сохранили в истории сами греки. Следовательно, «эпи» - хозяева, владельцы земли. Если вспомним, что землю называли «окор» (отсюда: огоро, коро, кыр, гур, гора), а воду – «эсэк» (отсюда: эсэк (кишки), эсэке – эшэке (неряха), шэке (волчица), эсэй (мать), сай/сыу/хыу (вода), из чего получается: эпи-окор>пи-гор>бигор>бугере/буре ’волк‘ (значение на древнем языке «ата буре») – хозяин земли; в то же время эпи-эсэк>пи-эсэк>бижэк>бөжәк (насекомое) и вариант болак/“волк” – значение в языке («эсэ-буре») – хозяин вод. Если в последней цепочке в “эпи-эсэк” по законам древней речи переставим местами слова и скажем “эсэк-эпи”, то получится эсэкэпи>сэкэфи>сэкэф>скиф, т.е. это “скиф” – прозвище наших древних предков, дошедшее до нас через греков.

-- А этот «эпи» хозяин гор и рек – это, случайно, не наш «эпэй» (хлеб)? – спросила Минзифа.

- Точно оно самое! Тот самый хлеб – эпи, выращенный вами, т.е. подаренный землей и водой! Уважительное слово «апай» (сестра) тоже оттуда: у башкир так уважительно называют и женщин, и мужчин, потому что Буре-эсэ – вода, а Буре-ата – земля – кормилицы наши… Здесь подробнее разъясним следующее: Буре-эсэ и Буре-ата – боги родов Усярган-Бурзян юго-западного отрога дороги Кюн-Уфа и Буртас-Юрматы северо-восточного отрога той же дороги Кюн-Уфа; вернее, два отроговых бога перворода Усярган, чьим первопредком был Шульган. Такая ж закономерность характерна и дороге Кунгыр-буги – Кан-Карабак: Ак-Инэк (водная Корова) – бог рода Катай-Кыпсак юго-восточного отрога, а Кар-Угез (снежный Бык) – бог рода Кыргыз-Огуз северо-западного отрога дороги Кунгыр-буга; точнее, два отроговых божетсва перворода Башкорт, чьим первопредком был Урал-батыр. Прекрасно знаете, что Усярган и Башкорт – это первые два близнеца-рода, произошедшего ещё со времен сотворения мира, на сегодня – начало и исток всех человеческих родов. Если подробнее рассмотрим Усярган, то он на языке почитателей Буре-Асак (Волчицы) претерпел изменение как Бура-Асау (Высокий Жеребец), позже Асау превратилось в слово йылкы (конь), в результате чего первоначальное слово означало «глава племени Кобыла»; а после того как к этому Асау прикрепился термин Ай-Угыр (Ай-Угез – Луна-Бык), произошел Асау-айгыр -- жеребец (дословно: «муж кобылы – глава племени»), позже жеребца стали называть и как Асау, и как Айгыр. Также, после того, как к этому «асау» прикрепился слово «огор» (бык), получилось следующее: (а)саугор (т.е. дойная корова сыйыр/һыйыр). До сих пор Усярганцы называют самку только что родившегося теленка или жеребенка “һаулыҡ” (ахаулык, асаулык, т.е. – племенная самка) ...

Если вернуться к Башкорту, то он на нашем языке почитателей Хыйыр-Эйэ или Инёк-Эйэк означало «глава племени Инэк»; также под Хыйыр-Эйэй подразумевалось «доит корову» (Хыйыр эйэ); это же «Эйэ» от нас проник в древнегреческую мифологию в виде Хыйыр-Эйэк ’Корова дающая молоко‘ как богиня Ио (Эйэ) в греческой мифологии. А Угез-кан (т.е. наш первопредок Урал-батыр), действительно, был зафиксирован в древнем шежере в виде предка башкир (хунов-огузов) Огуз-хан. Поэтому башкирские племена часто обозначаются как народы огузы; о том, что огузы это и есть башкиры было доказано ещё в XI веке в словаре М.Кашгари, где ясно показаны сходства закономерностей древнего огузского и современного башкирского языков … В связи с этим с некоторых пор близнецы-дороги, воссоединившие собой пересечение четырех сторон света, стали называться Кюн-Уфа (Канифа), т.е. конская (или волчицы) дорога и Кан-Карабак (Кунгыр-Буга), т.е. коровья дорога. Если взглянуть с центра (с горы Тора-тау, а позже с Аркаима), то эти дороги представляют собой раскинувшиеся в четыре стороны света, которые поэтому стали называться четырьмя (а позднее восемью) дорогами страны Самрау/Сумеру -- Башкортостана. Отсюда пошли такие понятия как «Все четыре стороны – Кибла» (ср. с рус.: «(идти) на все четыре стороны»), «восьмигранный» (слова похвалы).

Таким образом, каждая из парных дорог, разделившись в центре (гора Тора-тау, гора и городище Аркаим) на равные части, образовали по два ответвления-отрога (всего четыре, рис. 42); на рисунке арабскими цифрами обозначены:

0. Узловая гора или городище Аркаим.

1. Красное море.

2. Юго-западный отрог дороги Кунь-Уфа.

3. Северо-восточный отрог дороги Кунь-Уфа.

4. Желтое море.

5. Синее (Индийское) море.

6. Юго-восточный отрог дороги Кунгур-буга.

7. Северо-западный отрог дороги Кунгур-буга.

8. Черное (Карское или Снежное) море.

Основной закон природы таков: каждому смертному приходит конец, тлен, а бессмертные лучезарно возносятся в Небо. Случилось это и с близнецами Уралом и Шульганом. Как известно из мифологии, названные наши первопредки были полубогами-получеловеками: голова – бессмертная, а туловище – смертное. Когда наступил последний срок, при предсмертной агонии Урал-патер (как и индуистский бог Шива) в исступлении вырывает свой половой член и бросает на землю – возникает фаллос-гора Иремель-тау. Смертное туловище первопредка падает – образуется Урал-тау (Урал-гора). Бессмертная голова его возносится в Небо в качестве Месяца-Луны, и начиная вечный круговорот вокруг Земного шара уходит на север (по направлению земной оси), утопает в Северный Ледовитый океан (заходит в Нижний Мир -- «умирает»), а место его мора и по-ныне называется Атай-мор (Таймыр), что по-башкирски означает буквально «Отец-умер». Начиная с этого времени «голова Урала» на небо Верхнего Мира восходит как Месяц, а на Нижний Мир заходит как Луна. Путь его вечного движения называется священной дорогой Конгур-Буга («взлетающий [на небо] бык-производитель»).

Точно так же происходит и с Шульганом. При предсмертной агонии она в исступлении вырывает свой детородный орган и бросает на землю – возникает йони-гора Балкан-тау. Смертное туловище первопредки падает – образуется Шульган-тау или Шылган-тау (Шульган-гора). Бес-смертная голова ее лучезарно возносится в Небо в качестве Кун-Апа (Канифа) или Ак-Аяз (Кояш), то есть Солнце, и начиная вечный круговорот вокруг Земного шара уходит на юг (по направлению земной оси), утопает в море Шульган (Мертвое море в совр. государстве Израиль) – заходит в Нижний Мир. Путь ее вечного движения, пересекавший путь Конгур-Буги, называется священной дорогой Кун-Апа (Канифа). В седой древности на месте современного города Уфы имелся религиозный центр с святилищем Кун-Апа или Канифа, от этого названия и происходит название города Кан-ифа -- Уфа. А на северной стороне города возвышался еще храм Конгур-Буги. Подобный религиозный центр находился также на месте современного города Стерлитамак.

Имелись еще два, пересекающиеся между собою, главные священные дороги, начерченные воображаемыми прямыми линиями по телу Господа Всевышнего Имира, – Дороги Богов; пути эти пересекались на пупе (Аркаим) прапредка, образуя тем самым правильный крест (рис. 43):

Рис. 8.
1. Мужская дорога богов-мужчин по направлению север – юг или нос – фаллос через пуп.

2. Женская дорога богинь-женщин по направлению восток – запад или правый сосок груди – левый сосок через пуп. (Православные христиане крестятся согласно этому канону: лоб – нижний конец тела – правый сосок – левый сосок). Образовавшийся правильный крест составил потом главный национальный орнамент башкир и других народов, водружался на острия вершин их святилищ.

Эти священные дороги Прародины человечества (исторический Башкортостан), показанные на рис. 44, также широко отражены на главных башкирских национальных орнаментах, один из них, как свастикаобразный, приводится здесь на рис. 43 (башкирская вышивка).

Таким образом имелись две пары священных дорог и оба они в воображении наших далеких прапредков проходили по воображаемому человекообразному телу превратившегося после тления в землю Господа Всевышнего Имира, пересекаясь между собою на его пупе (“Пупе Земли”) и образуя там главный священный религиозный центр Аркаим.

Правая ветвь Усярган обосновалась на северо-восточном отроге дороги и прозывались они ’люди Эт-буре’ (люди собаки-волка); позже изменилось на Этбур>(Э)тъбур>Тэбур>Дибир>Зибир, после этого превратилось в СибирьСибирская дорога. То, что это так, можно доказать и опосредованно: к примеру, возьмем «железо» и «тимер» на русском и башкирском языках. Как известно, первые железные орудия были изготовлены именно на дороге Тэбир – Сибирь и назывались именем этой дороги: Тэбэр – Тэмер – тимер (башк. железо). Русское «железо» также произошло от нашего «жул-аза» (юл-аса, т.е. дорога волчицы). Усярганцы по-разному называли своих сородичей этого правого (мужского) крыла, связывая их с названием «ата буре» ’самец-волк‘ – атабур>тавор (тавр), и Тибер, Тверь, абар, авар… Племена левого крыла Усярган расположились на юго-западной части дороги Буре-асак (волчицы) и назывались народом эсэ-буре>сэмуре (самурай/самара), сабир, сэбур-сувар (суваз, сыуаш – чуваш) – сумар (шумер); название дороги Самар до сих пор сохранился в названиях реки и города Самары и реки Самур (Дагестан), древнего города Самарра (Палестина). Вследствие того, что эту дорогу называли также дорогой Усярган-Наҡай (Усярган-Нугай – поклонники волчицы-собаки), сохранилось и укороченное название – Ногайская дорога

Теперь дадим краткую справку о происхождении прозвища части усярганцев ногай. Они почитали прирученную волчицу и под влиянием языка своих тесных соседей (ут күрше) печенегов-башкир называли ее, волчицу, их словом анак/анай, а ласкательно анакай ’матушка‘; а для контактирующих усярганцами монголов-буддистов прирученная волчица и культ ее вызывали крайнее удивление, и такую волчицу вместе с ее поклонниками они стали называть тоже анакай/накай/ногай (в смысле «собака»), прозвище это потом закрепилось за этими усярганцами северо-восточного отрога дороги. В то же время их сородичи усярганцы юго-западного отрога свой кумир (волчицу) называли аса-бака/сабака/собака ’мать-кормилица‘ (теперь русское слово), а также ласкательно асакай ’матушка‘>сака/шаке ’волчица‘>сак прозвище-этноним этих усярганцев, почитателей сака-волчицы.

Левое крыло Башкорта, расположенное на юго-восточном отроге дороги, стало называться именем кумира этих людей (башкир) Хыйыр-Эйэ ‘Корова-дойная‘; божеству эту, выступающую также в образе Луны/Месяца Кан-карабак ’Солнце-черноликое или Луна‘ называли укороченным именем Эйэ (греческое Ио)/Эй/Ай ’Луна‘, а дорогу вариантным именем – дорогой Ай, где проживало башкирское племя Ай/Айле. От выше приведенного слова Кан-карабак и произошло: Кан-карабака – Канкар-бака – Кангар-бага/Кунгыр-буга – название дороги; люди (индийцы) проживающие на юго-восточном отроге этой дороги до сих пор корову считают священным животным...

А правое крыло Башкорта обосновалось на северо-западном отроге дороги и стала называться бычьей дорогой – Огуз. Это название, со временем видоизменяясь, дал такие наименования, как Огузан – Гузан – Газон – Казанская дорога. От (Ог)узан – Усан –Уса -- Усинская дорога. Людей дороги называли огузан (огуз), гузан (гизан – баски, народ, живущий в нынешней Испании), также называли кидань (вариантное название башкир-катайцев). Так как эту дорогу называли дорогой Уса, то произошло, надо полагать, и прозвище живущих там людей: ир-уса (мужик-усинец) – ирус -- урус/рус, название русского народа…

- Вот тебе на! – протянул удивленный мой сотрапезник учитель Акрам. – Получается, русские – тоже башкиры Усинской дороги?!

Все рассмеялись.

- Действительно, разве нельзя назвать Николая Петровича башкиром? – Подтрунивали над самим ученым. – Он на башкирском говорит так, что может продать самого башкира!

- Вы, сами-то не меньше всякого русского хорошо говорите на русском! – проговорил ученый. – А вед не зря. Ведь общая для нас всех священная Тамга (Знак) Асаба-Астак(Свастика) говорит о происхождении наших предков из одного корня, о том, что они изъяснялись на одном языке.

- Я этому не удивляюсь, - сказал Мутахар. – Ведь в нашем кубаире «Кузыйкурпяч и Маян-хылыу» ясно говорится о том, что «русское племя – восьмой башкирский род».

- Вот это вот – проблема, - сказал Аглям. – Выходит это не совпадает с тем, что говорил ученый? Мы перечислили четыре ветви дороги Прародины, перебрали божества каждой племени … Не лишний ли этот «восьмой род»? Было-то ведь всего четыре дороги?!

С улыбкой наблюдающий за происходящим ученый поспешил прийти на помощь:

– Вы оба верно предполагаете. Со временем четыре дороги, разветвлявшись ещё по одной ветви, превратился в восемь – об этом я уже намекал по ходу рассказа. Однако русские были первыми племенами одной из начальных дорог. В «Шежере тюрков» Аб-л-Гази, составленном 300 лет тому назад (а он переписал древнюю историю башкир) так и говорится: «русские» записаны четвертым родом из восьми.

– Верно, – хозяин дома с удовольствием одобрил, – я читал это великое «Шежере» - у нас называется книгой «Огузнаме».

– Однако речь идет о первых сеятелях Пшеницы на просторах Урала и Идели – об аборигенах этих четырех дорог.

– А разве наши кочевники-предки не из племени скотоводов? – испепеляющее сверкнула своими черными глазами на ученого Минзифа, зажимая в кулаке толстую косу.

– Одомашнивание животных – великое достижение человечества. До того человеческое дитя занималось охотоводством, собиранием ягод, семян. А выращивание пшеницы является огромным открытием до скотоводства. Короче. К скотоводству он пришел через возделывание земли. Таким образом, сегодняшние земледельцы являются прямыми продолжателями древнего ремесла предков!

– Всё же недосказанное ещё осталось. – Аглям-агай скрипнул деревянной ногой. – Как могли, говорю, наши предки преклоняться зернышкам – плодам своего примитивного труда? Возвышали их как богов?

– Потому что они правильно освятили его, хлебушка, как подарок священного Эсэра. Как я уже упомянул, одновременно существовал бог ржи Эпи (би) - Эпий (хлеб), порожденный первоисточником Эсэ-Эр – Эсэр ’Мать-Земля‘… Что же касается конкретно названий (сортов) пшеницы-богов… Видели ли вы, дети Башкорта, гору Тора-тау?

– Хоть и не видели, но знаем: кто же не знает её, священную гору, белую как мел гору, возвышающуюся на берегу реки Агидели, вблизи прославившегося своим маслом земли (нефтью) городом Ишимбаем! В свое время в газетах так писали, - скзал Мутахар.

Старик Канагат с видом знатока добавил:

– Эту гору Тора-тау мы ещё знаем как Столп Земли.

– Верно. На языке наших предков древних скифов гора называлась как Тарык (Торок). Её также называют Тарыг-атау (Тора-тау), на которую наш предок Нух (Ной) наткнулся во время Всемирного потопа на своем знаменитом ковчеге. В известном «Шежере тюрков» - «Огуз-наме» мы также ясно видим это название: оно было дано одному из внуков предка Нуха. Шежере повествует о том, что у Нуха было трое сыновей – Хам, Сам, Яфет (или Яфес, а в древнегреческой мифологии Зевс). Якобы, Нух отправил Хама в Индию, Сама – в Иран, а Яфета – на север к берегам Идели и Яика. Возможно, по моим предположениям, эти северные земли назывались первозданным именем Яфета и стал: яфет – Уфут – Уфа… Кстати, как вы думаете, от кого родился сам Яфет?

– Сами же сказали, что он – сын Нуха.

– Верно, Нух. Если сказать полнее, то Нухай, Ногай. А Ногай по старому, якобы, означает «эт-буре» («собака-волк»)… Значит, Яфет – из рода «собаки-волка»…

– Оказывается, точно, мы – Усярган-бурзянцы, - начала было сдержанная Хабира, Деревянная нога нетерпеливо постучала:

– Тихо, мать, нарушаешь ход речи (мысли)!

– В древней башкирской книге «Ахуаль Чингиз-хан и Аксак-Тимер» есть сведения об этом. Рожденный от солнечного луча Дуинбиан, у Геродота – Таргатай, завещал: «После смерти я буду играть солнцем, выйду волком…» Кто же родители этого Дуинбиана-Таргатая? Согласно сведениям Геродота, по словам скифов, он родился от Яфет-Зевса и девы реки русалки Борисфен (Буре-Аса-Уфун – ныне Обь)…

Как видно из родословной богов, существует вечная дорога, по которой Кюн (Солнце-Шульган) и Ай (Месяц-Урал) могли беспрерывно ходить по кругу во Вселенной (рис.28).

По представлениям древних людей Вселенная состояла из трех уровней: Верхний Мир богов (все пространство южнее 20 градусов южной широты – мир за пределами нарисованного нами выше подола “еляна”), Серединный Мир людей (евразийский континент в указанных выше пределах, где Небо, Солнце, Луна – персоны женского пола, Земля – мужчина-отец) и Нижний Мир мертвых (Западное полушарие или американские континенты, где Небо, Солнце, Месяц – персоны мужского пола, Земля – женщина-мать). Простые смертные люди евразийского континента на Верхний и Нижний Миры по своей воле не ходили, по причине чего те пространства для них долгое время (вплоть до магелланова похода) оставались географическими “белыми пятнами”. Эпоха эта являлась мифологической и завершилась она с полным разрушением идеологии прарелигии (язычества). Но во временах до эпохи сложения и укрепления прарелигии (приблизительно в 25000 лет тому назад) прапредки наши имели полное представление о всех континентах и множества архипелагов Земного шара, об этом говорят удивительно точные атласы мира, нарисованные ими в седой древности на скалах гор в местах их обитания (см. журнал “Ватандаш”, 1997 г., №2 – 3: З. Султанов. Корни. На русском языке. Уфа).

Согласно идеологии прарелигии Солнце и Месяц (или Луна) совершали по указанным священным дорогам вселенной свой вечный круговорот, проходя через подземные воды в Верхний, Серединный и Нижний Миры по восьмеркаобразному маршруту. И якобы две рыбы-божества (титаны), обитающие в подземных водах двух миров, контролируют их движение; а иногда они попеременно задерживают и выпускают одного из светил, происходит тогда затмение Солнца, или Месяца-Луны (рис.45)...

Имея форму парных окружностей волшебного числа 8, через которую могли бы проходить Солнце и Луна, образовала собой что-то вроде круговорота окружностей Асаб-Астаков Мироздания -- положительные и отрицательные свастики (основные родовые тамги великой дороги изображены в шежере Усярган). В мифе предков представлена территория Верхнего Мира в одной окружности Мирового Колеса (Внутренний Башкорт-Усярган – Внешний Башкорт-Печенег), Нижнего Мира в другой окружности и третьего Серединнего Мира (возле точки пересечения восьмиобразных окружностей Пупка Земли Аркаима).

Восьмиобразные признаки Мирового Колеса и являются дорогой Кюн-Уфа (Солнце) совмещенная с дорогой Кунгур-Буги (Луны). Если после выявления Срединнего Мира местом пересечения этих дорог сперва была Тора-тау (Столп Земли), то позже вместо неё эту роль играл Аркаим (Пуп Земли). У дороги Кунгур-буга возникают свои божества Матери и Отца: у юго-восточного отрога дороги им является Хыу Хыйыр (дословно: Водяная Корова -- Бегемот), а у северо-западного отрога дороги – Кара Угез (дословно: Черный Бык – Бизон). Всех указанных божеств (Волчица-Мать, Волк-Отец, Водяная Корова, Черный Бык) объединяют Близнецы-Рыбы – Асар Ак (Сурагай – Щука-Мать) с Асар Ат (Суртан – Щука-Отец), якобы обитающие на пути круговорота Солнца и Луны в подземных водах; Оба Близнецы-Рыбы, являясь «тотаном»-титаном -- мировым держателем, вечно вращающим Мировое Колесо, лежат под двумя омывающими оба берега Срединнего Мира (Идели – общим руслом Камы, Иртыша – общим руслом Оби) (рис. 45)… Такое изображение богов в виде различных веществ и животных нашло своё наглядное отражение в происхождении очень древних слов башкирского языка. Вот смотрите, - ученый начал рисовать на листе бумаги, - это отразилось в первых терминах в нашем общечеловеческом великом мифе. Возьмем Буре-Аса (волчицу) и Буре-Ата (волка) в их древнем произношении: Обогоро-асай и Обогоро-атай. Обратите внимание: Обогоро-асай>Обогоро-апай>Обохарахай>Уба-Сорагай>Апа-Сурагай ’Матерь-Щука‘. После того, как к «Сурагай» прибавили окончание определенности «ас», получаем следующее понятие: Сурагайас>Сура-гайас>Сыра-Кояш (Свет-Солнце)>Хары-Кояш (Желтое Солнце). То же понятие, произносящееся Сураган ’влага-вода‘ – Сыра-Кюн, т.е. дневное светило, опять же восходит к названиям приклоняемым ему родов – Сураган>Эсэраган>Усярган (этноним). От Сураган-Эсэ (Сураган-Мать) произошло Сураганэсэ>Сулаансэ>Сулансэ>Солнце, которое закрепилось в русском языке.

Также: Обо-горо-асай>Апа-Хары-сай ’Матерь-Желтая-вода‘. В резултате звукоизменений само по себе обнаруживается: Обо-горос-ай>Апа-гойас-ай>Апа-Кояш-Ай ’Матерь-Солнце-Луна‘, где Кояш является теперь, на ряду с Кюнь, вариантным названием Солнца…

Определим также и второй термин: Обогор-атай (Обо-горо-ат-ай> (О)бого-ор-ат-Ай>Буга-ир-ат-Ай (Буга означает Бык, т.е. Бык, превращенный в Луну, ир-ат – мужской пол, Ай – Месяц/Луна) и (Об)огор-атай>Огор-атай ’Бык-отец‘, где Огор – тот же Угез-Бык: после превращения последнего «р» в «ҙ» произошел: Огор – Огоҙ(з) – Үгеҙ (бык). Однако видоизменения не завершаются только этим, первоначальный вид лежит в глубине, на дне Бездонного озера…

– Бездонное озеро?..

– Наше Бездонное озеро что ли?!

– Да, именно ваше озеро, согласно мифам древних.

– Это Сурагай с Суртаном на дне Бездонного озера что ли?

– Именно они и есть. Древний вид древних Первопредков Бурэ-Асай с Буре-Атай.

– Мы показали, как волчий род превратился в быка, лошадь, поверили в это, а Сурагая с Суртаном как свяжешь с этим родом? – спросил Мутахар.

– Это не я связал, старина, а – предки. И в восхитительных мифах, и в иносказательных намеках древнейшей «ненаписанной» истории башкирского языка… Вот смотрите, только одно слово из шежере Суртан: Обогор-атан >Обо-гора-тан ’Холм-гора-влага‘>Аба-Хоратан>Ава-соратан>Апа-Суртан; этот же термин дает Сура-тан>Сыра-тун ’Светило-ночное‘, т.е. известное уже ночное светило Луна и сыратун-сарацины, поклоняющиеся ей, т.е. башкирские сарты, айлинцы. Наша Луна Суратан у египтян считатеся богом Солнца (Сур-Атон): Хоро-Атан – древнеегипетский бог Хор-Атон. Следовательно, Луна (Ай) у них превратился в Солнце, если только ученые верно перевели из иероглифов слово Солнце…

– Значит, Эс (Вода-Воздух) с Эр (Земля-Огонь) являлись началом возникновения человечества, вместе дают Эс-Эр – Эсэр ’произведение‘… производящее жизнь!.. – постаралась заключить проницательная Минзифа.

– Да, это Эсэр, о котором будут вечно писать и читать… Наши предки начали фиксировать его со времен сотворения мира в своих мифах и построили совершенную концепцию… Верно, из-за того, что мы старались оказаться выше них, считали себя умнее и безразлично относились к наследиям, заветам прошлого, чуть не стерлись и не потерялись написанные предками страницы заветного произведения Эсэра… Однако настало время собирать по крупицам его остатки, восстановить недостающие страницы – избавиться от манкуртства, вернуть память мирового человечества!..

На этой священной деревне Сэнкем-Биктимер, среди вас, возможно, только-только набухают как бутоны будущие великие ученые – сэсэны из сэсэнов, вскоре эти бутоны раскроются и пышно расцветут цветы. Вот поэтому я с почтением вручаю вам чуть не затерявшийся волшебный ключ от таинственного замка Эсера, созданного предками со времен сотворения мира. Я обнаружил его с помощью мифов народов мира. Любой наделенный умом человек, получив в руки этот ключ, сможет найти верное направление в лабиринте мира мифов. Для этого прежде всего, не посчитав это утомительным, обратитесь к ниже приведенным результатам цепочек (все начинается с «Ас-Ар» -- «Хыу» -- «Ер» («Мать-Земля -- Вода-Земля»):

I. Ас-Ар – Асар (Эсэр); здесь сосредоточимся на видоизменениях термина «Ас» (Аса, Эсэ):

Аса (Эсэ) – Аха – Ака – Айа (варианты слова «эсэ» - «мать»); в связи с этим происходит:

Асар-акай – (А)саракай – Сарагай – Сурагай;

Ака-боро (акбур – известковая гора, произошедшая из накоплений костей древних морских рыб) – (А)коборо – Кабара – Кобра (змея); Эсэ-бейэ – (Э)сэбэйэ – Сэбэйэ – Зэмейэ – Змея;

Ака-боро (акбур) – Ак-Буре, т.е. почитаемый Волк;

Аса-ака – (А)сака – Сака – Сэке – Шэке (Волчица);

Аса-боро - (Асау-Бура) – (А)сабуры – Сауыры ’дойная‘ – Сайыры/Хыйыр (Корова);

Аса-боро – Аса-бойо – Асау-бэйэ (Племенная-кобыла).

Из колена каждой цепи представляется Эсэ як ботак (Ветвь со стороны матери) прашежере родословной близнецов:

1. Первопредок Асар. Его наследник – 2. Сурагай. Его наследник – 3. Кобра. Его наследник – 4. Волчица/Кобыла. Его наследник – 5. Шульган. Его наследник – 6. Человеческий род Усярган. Его наследник – 7. Матушка-Хауа ’Воздух‘/Ева – всего семь поколений. У Усярган было запрещено вступать в брак с кровнородственными наследниками семи родов. Колена этих звеньев, как предугадывали предки, являлись ветвью Шульган-матери в шежере происхождения жизни на земле.

Второй ряд с «асаром»:

II. Ас-Ар-атан – (А)саратан – Саратан – Суртан; далее обратим внимание на следующее: Ата – Аза – Ажа – Аша (варианты слова «ата»);

Ажа-атака(й) – Ажаадаха – Аждаха ’дракон‘;

Ата-алан (ата-улан) – (А)жалан – жалан – Жылан/Йылан ’Змея‘;

Ата-ал (ата-ул) – Атаал – Этил (Идель – река, где обитают аждаха-змеи) – Адал – Азал – Ажаль (смерть; волк-самец, приносящий смерть);

Атак-ал – Ашак-ал – (А)шакал – Шакал (Волк-самец);

Ата-алан – Ата-Лань (Бык-Олень -- Урал).

Из колена каждой цепи как следствие выделяется Ата-як ботак (Ветвь со стороны отца) прашежере-родословной близнецов:

1. Первопредок Асар (Вода-Земля). Его наследник – 2. Суртан. Его наследник – 3. Аждаха-Змея (Дракон). Его наслденик – 4. Шакал. Его наследник – 5. Ата-лань -- Урал. Его наследник – 6. Человеческий род Башкир. Его наследник – 7. Адам – Отец наш. Всего семь родов. Башкирам было запрещено вступать в брак, состоящим в семиколенном родстве – вступали в брак лишь с представителями семи колен усярганцев. Колени этих связей являются ветвью Урал-батыра. Поэтому во время изучения башкирской мифологии, вообще, мировой мифологии, необходимо иметь это в виду.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЧИНЕНИЯ: ДУХОВНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ БАШКИР ИЛИ ОСНОВЫ ПРАМИФОЛОГИИ

Йы ат Солтанов... СОЧИНЕНИЯ... В ПЯТНАДЦАТИ ТОМАХ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рассказ о первом шежере

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Султанов З.А.
Собрание сочинений в XV томах, том XI. Книга-память. Духовно-культурная история башкир или основы прамифологии (в двух частях). 370 страниц, 22 п/листов.   Сокращенный перево

Часть I. ПАМЯТЬ
    КОРЕНЬ ИСТОРИИ – «ПОД ЯЗЫКОМ»     Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся в пословицу.   Некото

Знание хронологии очень важно для понимания истории.
Но опыт показывает, что люди... боятся дат. Как упорядочить множество из десятков княжеских имен династии Рюриковичей? Эта выдержка из их книги, -- пишет он, -- оче

БУЛГАРСКИЕ ЦАРИ САРМАТСКОЙ, АЛАНСКОЙ, ХОНСКОЙ И БАЛТАВАРСКОЙ ДИНАСТИЙ
  Алабуга-Булгар (808-775 гг. до н.э.). Сын Бурмы. Правил 33 года. Вновь объединил лесные и степные земли Иделя, почему и получил прозвище "Чирем-Миша (Чирмыш) иджибак" - &q

Природа праязыка
  Человек издревле ломал голову, пытаясь постичь великую тайну – язык, и эти попытки продолжаются, и по сей день. В различные периоды разные ученые объясняли это по-разному. В этом от

Слова размножаются из гнезда
  Что мы можем использовать, для того чтобы проникнуть вглубь праязыка? -- Все науки, которые требуются в комплексном исследовании (филология, история, археология, этнография, антропо

Опыт восстановления
  Опираясь на мнения ученых, попробуем восстановить два первоначальных термина, давших всем языкам общие термины в виде семантического ряда. 1. Атаб (Атам). К нему присоединя

Народная память вечна.
  Возможно, каждая закрепленная в памяти вещь (даже одно единственное слово) владеет неожиданными ценными сведениями. Поэтому собирателям народного творчества следует быть крайне вним

Геродот о войне Кира I с башкирами
  Итак, на границе своей земли башкиры встретили войско Кира I с пиками и стрелами. А теперь дадим слово самому Геродоту (I, 205-214) – эти записи, сделанные д

Роды-племена, записанные Геродотом – предки современных башкирских родов.
Перед тем, как войти в события, необходимо дать названия участвующих в них родов и племен с обозначениями по Геродоту и с эквивалентами их на башкирском языке: 1. Невр – эн-абар, если нача

Для жихандаров (завоевателей мира) и жихан (мир) тесен
Это ужасное событие произошло в 513 г. д.н.э. Персидский (ныне Иран) жихангир Дарий I (Дары I), унаследовавший царство после жихангира Кира (Гюриша), поставил перед собой цель завоевать обширное пр

Великая отечественная война башкир
  Узнавшие о приближении из-за Кавказских гор 700 тыс. войско завоевателей, все усярганцы и башкиры Прародины носились как угорелые готовясь к предстоящей войне: в спешке чинили луки

Геродотова география Прародины
Известно, что этот старец много путешествовал и из уст самих местных жителей, а также их письменным источникам (если они есть) записывал их истории и географию их земель. По отношению географии стр

А Р А К А С А Т О Р А К А Н А Т А Л А С.
Теперь выберем буквы по их цифрам: 1 –6: АРАКАС/АРАКС; 5 – 11: АСАТОРА/ИСТР; 12 – 15: КАНА/КАМА; 15 – 20: АТАЛ-АС/АТЛАС. Проверим бассейн р. Волги/Истры

Образ жизни наших предков-скифов
Ограничусь списыванием с Истории Геродота: 59. ... все важнейшие средства для жизни легко доступны скифам. Что же до скифских обычаев, то они таковы. Скифы почитают только следующих богов.

Обычаи башкир-катайцев (кот), удалившихся на далекий юг
На территории современной Турецкой Республики в провинции Анталии за Боспорским проливом на скалах горы Богазкая сохранились многочисленные граффити, напоминающие башкирско-тюркских рун и разные ск

ПРОРОК МУСА (МОИСЕЙ/МОШЕ) И ПРОРОК
СУРАШТОРА (ЗАРАТУШТРА/ЗОРОАСТР)   Как уже было сказано, были они, оба пророка, усярганцами-башкирами, жили и творили в XVII веке до н.э. на Урале – территори

БРЕЙШИТ 1-2 БРЕЙШИТ
2. (8) И насадил Бог Всесильный сад (в Библии рай) в Эдене (в Библии Едеме) с востока и поместил там человека, которого образовал. Эдем (Едем) – это река Едем (русские называют Зили

Башкирская мифология и топонимика как прямой источник Торы.
От Адама и Хавы (Евы) родились Каин (Шульган) и Гавель (Урал). Каин (Шульган) занимается зерноводством, Гавель (Урал) скотоводством. В башкирском народном эпосе “Урал батыр” люди шульганск

Череда событий до пророка Моше происходила также на башкирской земле.
Отец пророка Авраама (Ибрагима) Терах – по имени схож с предком усярганцев-скифов Тариху (по Геродоту Таргитай -- Тарыг-атай/Тарыг-отец). Страна его в Книге Тора названа Ур-Касдим (Город-Прибежище)

БЕМИДБАР 33 МАСЬЭЙ
(35) ...и расположились в Эцьон-Гевере. (36) И двинулись из Эцьон-Гевера, и расположились в пустыне Цин, она же Кадеш. (37) И двинулись из Кадеша, и расположились у горы Гор (в Библии: Ор)...

ДВАРИМ 7-8 ЭКЕВ
(7) ...Бог, всесильный твой, ведет тебя в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и в горах, (8) в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых д

ДВАРИМ 33-34 БРАХА
34. (1) И взошел Моще из степей Моава на гору Нево на вершину Писиги... и показал ему Бог всю страну... (4) И сказал Бог ему: Вот страна... я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но туда не перей

Что такое шежере?
Это явление, свидетельствующее о глубокой древности башкирской истории, о восхождении истоков башкирского рода к первым божествам времен сотворения мира, утвердило свою жизненную значимость, не под

Огонь-Вода – Отец-Мать
Было это в давние-предавние времена. Тогда еще не было ни звезд, ни тропы Солнца… Земля была с ложку, а Небо – с чашку. (Башкирское народное творчество (16:39,40)

Еще раз о прарелигии и происхождении этносов
Прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древности на башкирско-арийском Урале -- территории исторического Б

Мировая обсерватория Аркаим
Широко известна догадка ученых о возможном служении Аркаима как своего рода обсерваторией для наблюдения за “продвижением” небесных тел. И надеюсь, никто не будет отрицать наличие самых простых “об

Аркаим и Атлантида
Выскажу здесь последнюю собственную версию о взаимосвязи Аркаима с легендарной страной Атлантидой; она несколь

Что говорят башкирская мифология и старец Платон
Авторы обычно в своих исследованиях об Атлантиде исходят от единственного источника -- “Крития” Платона, но я здесь для сопоставления с ним привлеку еще не менее известный и ценный источник всех вр

О чем повествуют мифы?
Да, не следует удивляться тому, что в разных уголках Земного шара можно встретить однотипные мифы. Но проблема в следующем: нашим ученым, основывающимся на «учениях» марксизма-ленинизма, и обнаружи

Родословные мифов
Мы уже показали, что все было создано от Хаоса-Мрака или из двух половинок тела Имира. Древние в разные периоды своего развития представляли эти два начала (дуализм) в образах различных существ (ди

Төш“опущение” на самую нижнюю точку –полночь.
Обратите внимание на слово “баскәр” (фаллос) в 1-м пункте: мужчина считался двуглавым, при том “баскәр” (фаллос) считался главным (родителем-отцом) из двух голов; из этого названия “гла

Башкирские птицечеловеки Сак, Сук и другие
Крепко обосновавшееся в общей мифологии образы двух Столпов Земли – Тирэк с двумя птицами, поднимающие и опускающие Солнце и Луну, издревле были широко распространены в Западной Азии и Месопотамии:

Темяс и Инана, горы Рапат, Ягалса/Кайласа
  Чтобы не запутаться в именах многочисленных героев, напомним читателю: Темяс (с шумерского чит

Знак скотоводства
I. Ат ‘лошадь’; II. Арапа>Арба ‘телега’; III. Таҡа>Даға>Дуға ‘дуга’; IV. Ҡаласә>Куласа (колесо). Перед нами удивительно

Тот свет, Этот свет
  Вспомним упрощенную космогоническую модель предков: первичный сгусток Хаос — Морак (Имир) в виде яйца из-за толчка опоры Земли Тора-тау (фаллоса) разделилась надвое -- Небо (Мать) и

Уходы и возвращения
  Уход Шульгана на тот свет, как видно из эпоса “Урал-батыр”, происходит из-за нарушения законов богов Верхнего Мира, называемого как страна Самрау. Потому что Шульган, оказавшийся во

Корни Гильгамеша, Авесты на Урале
  Прекрасные бурзянские земли, красивые берега Агидели… Всемирно известная пещера Шульганташ (Асау), на скалах которой предки изображали мамонтов, носорогов и неприрученных лошадей цв

Приключения Темяса и Инаны
  Напряженность отношений божественной мужчины и божественной женщины, составляющая основу всего мифа со времен творения мира до современности, произведений литературы и искусства нав

Бедному башкиру
(Вслед за древним башкирским кубаиром) Бедный башкир, поднимись, Бедный башкир, поднимись, Взгляни на учение, Взгляни на учение, Избавься от б

Идель-юрт
«Ай, проскачем рысью, рысью, Ай, проскачем рысью, рысью, Оставив заслон за собой, Оставив заслон за собой. Вновь на Идель вернемся домой, Вновь на Идель

Откуда произошел башкирский народ?
  Происхождение башкир до сих пор остаётся неразгаданной тайной. Этой проблемой интересуются как у нас, так и в других странах. Над ней ломают головы историки Европы, Азии и

Наше великое государство Бактрия
Главу «Кави и карабаны» своей книги С.П.Толстов начинает с такого эпиграфа: «Некоторые говорят, что карибанты пришли с Бактрии», Страбон, Х. 3. 19». Следовательно, интересующие нас карабан

Первобытность в Прародине
Вообще, вот уже на протяжении нескольких веков, освещая с точки зрения европоцентризма, а с другой стороны – славы, тюркскую и башкирскую историю, ученые стараютс

Первые хлебные зерна – разветвления нашего шежере
  Пришедший из далека ученый, обладатель ценного знания, украсив застолье, заставил забыть о времени – магически заворожил нас. Вдруг, поняв, что он все дальше углубляет слушателей в

Еще раз о происхождении мироздания
Во мраке космического пространства сперва был, как уже было сказано, округлое как яйцо сгусток материи с парными половинками Хаос – Морак, являвшимися зачатками будущих парн

Дорога Кунгур-Буги или Урала -- дорога Отцовской (Ата) фратрии
  Как видно из древних мифов, после рождения близнецов от первых прародителей на Континенте Евразии, их потомки раздвоились, со временем эти разошедшие концы отдалялись друг от друга,

ПЕСНЬ О ХЛЕДЕ
  Хумли, как слышно, Гуннами правил... Хлед родился в гуннской земле, в священном лесу, с ножом и мечом, остро отточенным,

Дорога Кюн-Уфи или Шульгана – дорога Материнской (Эсэ) фратрии
  Название дороги усярганов-башкир Кюн-Уфа (Көн-Өфө) произошло, думается, от слов Кюн-Апа<Аба<Ама ’Солнце-Мать‘, а это значит, что она является дорогой Шульган

Варяжские гости» -- кто они такие?
  Как известно, вопрос этот до сих пор остается неразрешенным и на этой почве вот уже на протяжении нескольких столетий не утихает острая, в основном политическая; дискуссия относител

Большой Шигирский Идол, Зур Бакан.
  Но самым убедительным материальным артефак-том, подтверждающим правильность воссозданной нами структуры прарелигии, является археологическая находка конца 19 века на территории исто

Сравнительная датировка древнейших культур.
В глубокой древности предки башкир-арийцев из их прародины, которая по их представлению составляла единый ареал Урал – Кадак[10] -- Алтай, начали продвигаться на все четыре стороны света, чтобы осв

Возникновение мироздания
  Как уже было сказано, прарелигия является основой всех мировых религий, мифологий и искусств народов мира, а сложилась она в седой древн

Второй этап.
На втором этапе развития (рис. 3. Первичный сгусток мироздания. Гора Тюлькули, IV – III тт. до н.э.) в недрах Хаоса-Мрака самоформируется парный сгусток-зародышь будущего двуполого человекообразног

Имир, башкирский елян и просторы Евразии
  Таким образом если воображаемое тело уложить в центр Евразии (в круг) – по направлению расположения горных гряд Урала и представить его в виде условно разделенных вдоль на две равны

Рождение Шульгана и Урала
  Согласно мифу, на юго-западе Урала из утробы “женской” половины тела (Ам) прапредка-гермафродита Господа Всевышнего Имира, расположенной на устье реки Ам-аба (Ам-омут, т.е. женский

Древнее копье с тамгой башкир-табынцев
  Теперь, зная сакральный смысл кругов, квадратов и крестов мы можем расшифровать рисунки на уникальном артефакте -- железном наконечнике копья, найденном около города Ковеля. Мы види

Имир – мифический прапредок всех народов
  На указанной нами круговой схеме “женская” фратрия (род Шульгана) человечества занимает (или должна занимать) юго-западную половину кругов или земного полушария, разделенного попала

Боҙан+хорот=боҙ+хорот<боҙҡорот<башҡорт (башкир).
  Рассмотрим теперь происхождение некоторые из главных славянских этонимов: русских, белоруссов, украинцев (все они происходят из общего с башкирами-тюрками корня из Урала).

А что стало с первопредками человечества?
  Основной закон природы таков: каждому смертному приходит конец, тлен, а бессмертные лучезарно возносятся в Небо. Случилось это и с близнецами Уралом и Шульганом. Как известно из миф

Главные боги прарелигии и обряды обращения к ним
  Об иерархии богов прарелигии было изложено выше и дана схема их расположения в мироздании (рис. 18). Как было уже сказано, душа Господа Всевышнего Имира обитает в космосе в

Как разрушили основы прарелигии
  Рис. 14 Каждому, кто знаком с мифологией народов мира, известно, что все мифы в основном так или инач

Из опыта прочтения весьма древних текстов
  Я рьяно взялся за это дело еще в семидесятых годах, помимо своей литературной творческой деятельности, моей основной профессии, потому что устал от ограниченности сведений о нашей и

АТЛАСЫ МИРА НА СКАЛАХ
  До сих пор одним из древнейших образцов географической карты считается картографический рисун

И было это такое великое, достохвальное рожденье, о конь!
Но вернемся к нашей «каменной карте». Глядя на нее, можно убедиться какими превосходными путешественниками и мореходцами были наши предки, и как интенсивно шел процесс освоения просторов мирового о

Kāraбуква или звук “ū”.
башк. “ү”-ҡара, үкерә. ūđhāпохищение, добыча. башк. үҙһә -- үҙһенеү, ү

Kāraбуква или звук ŗ.
башк. “р”-ҡара; өркөрө. ŗkvaпоющий, ликующий. башк. йыр ҡыуа. ŗkşiмедведица. башк.

Часть I. ПАМЯТЬ
1. КОРЕНЬ ИСТОРИИ -- «ПОД ЯЗЫКОМ» Колесо мироздания или молитвенник, превратившийся впословицу…2 И все же почему мы становимся манкуртами?..4 Булгарские

Часть II. НАЧАЛО НАЧАЛ
  Господь Всевышний Имир – суть вселенной 268 Запоздалое но великое открытие века...269 Сравнительная датировка древнейших культур...270 Возникновение мироз

ПРИЛОЖЕНИЯ
Фестский диск...297 Атласы мира на скалах...306 Санскритский – русский – башкирский словарь 321 Список использованной литературы...362   [1] С

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги