рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ в среде TURBO DELPHI Учебное пособие

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ в среде TURBO DELPHI Учебное пособие - раздел Программирование, Федеральное Агентство По Образованию ...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

В.В. КАРАСЕВ

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ в среде TURBO DELPHI Учебное пособие

Редактор М.Е. Цветкова

Корректор С.В. Макушина

 

Подписано в печать Формат бумаги 60 х 84 1/16.

Бумага газетная. Печать трафаретная. Усл.печ.л. 4,0.

Тираж 25 экз. Заказ

Рязанский государственный радиотехнический университет.

390005, Рязань, Гагарина, 59/1.

Редакционно-издательский центр РГРТУ.

 

© Рязанский государственный

радиотехнический университет, 2010

Введение

Учебное пособие посвящено изложению основ программирования в среде Turbo Delphi Explorer. Данный пакет предназначен для обучения программированию и предоставляется фирмой Borland бесплатно (www.turboexplorer.com). Кратко осветим историю появления пакета. Первая версия Delphi была выпущена в 1995 г. [1] и была ориентирована на разработку приложений Windows. Затем практически ежегодно создавались новые версии. В 2001 г. вышла версия Delphi 6.0, в 2002 – Delphi 7.0, в 2003 – Delphi 8.0. Последняя кардинально изменила внешний облик среды разработки и предполагала создание только приложений .NET (читается “дот нет”). Разработки, не связанные с технологией .NET, средой не поддерживались. Delphi 2005 устранила этот недостаток для тех, кто привык к прежним возможностям среды. Она позволяет не только создавать традиционные приложения Windows на базе популярной библиотеки визуальных компонентов, но и переводить их на платформу .NET, а также создавать на ее основе новые проекты. В среде стало возможным программирование еще на одном языке – C# (“си шарп”). Язык был создан специально для .NET. Ну, а первым языком остался Object Pascal, развившийся в язык Delphi. На этом новом языке можно создавать программы и для Windows, и для .NET. В Delphi 2006 к названным языкам добавился C++, который позволяет создавать только приложения Windows. В результате программистам была предложена интегрированная среда Borland Developer Studio (BDS). В ней можно создавать три группы программ: VCL Win32 (традиционные приложения для Windows), приложения VCL .NET и приложения Windows Forms для .NET. Turbo Delphi – это среда разработки приложений для Windows, извлеченная из BDS. Что же касается технологии .NET, то она представляет собой надстройку над существующими операционными системами и языками программирования и предназначена для разработки приложений, независимых на уровне исполняемых файлов от операционной системы и языка программирования.

Модель решения задачи в Turbo Delphi

Разработчики среды и языка Delphi создали определенную иерархию классов. Классы продуманы очень хорошо. Если посмотреть на структуру всех доступных… Основанием к взаимодействию объектов приложения служит событие. Событие можно…

Проект приложения и связанные с ним действия в среде TD

 
 

На представленном ниже рисунке изображен вид экрана, возникающего после запуска среды. В центре по умолчанию формируется окно (1) с традиционной страницей Welcome Page, на этом месте затем будет сформировано основное окно для работы над приложением. В окне (2) будет отображаться структура программных компонентов. Окно (3) принадлежит инспектору объектов приложения. Окно (4) (Tool Palette) содержит инструменты, необходимые для окна (1). С помощью секции View (Вид) можно открыть и другие окна, в частности окно Project Manager (Менеджер проекта), в котором будут отображаться файлы проекта и его модулей.

Для создания нового приложения можно щелкнуть по кнопке New Project в окне (1) и выбрать в открывшемся окне диалога New Items вид приложения – VCL Forms Application. То же самое можно реализовать командой File/New/ VCL Forms Application – Delphi for Win32. В результате этих действий откроется окно с пустой формой. Это уже готовая визуальная форма будущей программы. На ней мы будем размещать компоненты пользовательского интерфейса. Посмотрим, что еще изменилось в рамках среды при открытии пустой формы будущего приложения (следующий рисунок). В окне структуры появился значок формы (Form1); в инспекторе объектов (Object Inspector) в строке объектов присутствует имя, данное средой по умолчанию переменой формы – Form1 (типа TForm1), а на вкладке Properties (свойства) стали доступны свойства формы (о них скажем позже). В окне менеджера проекта появился модуль Unit1.pas. Он является носителем программного кода формы. Код можно увидеть после щелчка по надписи Code в нижней части окна (1), а обратный переход к форме в режиме конструктора вызывает щелчок по надписи Design. Кстати, стартовую страницу среды можно без ущерба для дальнейших дейст

 
 

вий закрыть (при необходимости ее можно будет открыть из секции View).

Как и при работе в среде Turbo Pascal, можно выполнить сохранение будущего проекта. Для этого используют команду File/Save All. В окне диалога сначала будет предложено сохранить текст модуля. Создают папку с названием проекта и в ней сохраняют файл. Полезно задать осмысленное имя модуля вместо безликого Unit1. Затем наступит очередь сохранения файла программы (проекта) – в окне диалога Save Project1 As.

Представим другие основные действия в среде. В секции Project(Проект) можно найти функции управления проектом:

· Add to project– добавить в проект существующий файл;

· Remove from project– удалить из проекта модуль;

· Compile ХХХХ – компилировать ХХХХ проект. Вместо ХХХХ вы будете видеть имя текущего проекта;

· BuildХХХХ (<Shift>+<F9>) – построить проект.

Чем отличается компиляция от построения? Когда происходит компиляция программы, то Delphi создает промежуточные файлы, которые в дальнейшем используются при сборке проекта в исполняемый файл. При следующей компиляции неизмененные модули компилироваться не будут, а будут использоваться уже созданные ранее промежуточные файлы. При построении проекта компилируется все. Это необходимо, когда вы внесли какие-то изменения в настройках проекта, a Delphi не перекомпилирует модули. Чтобы быстро скомпилировать проект, можно использовать сочетание клавиш <Ctrl>+<F9>. Компиляция очень удобна, чтобы проверить код на наличие ошибок. Результаты компиляции представляются в окне, содержащем три вида информации;

· Hints– сообщения. Это простые сообщения, которые указывают на места, где можно улучшить код. Например, вы объявили переменную, но не пользовались ею. В этом случае появится соответствующее сообщение. Это, конечно же, не ошибка, и программа все же будет скомпилирована. Но благодаря этим сообщениям вы сможете увидеть, где была объявлена лишняя переменная или, возможно, просто что-то было забыто;

· Warning – предупреждения. На них нужно обращать более пристальное внимание. Например, вы объявили переменную, затем попытались ее использовать, не присвоив начальное значение. В этом случае появится предупреждение. Это опять же не ошибка, и программа будет скомпилирована, но Delphi предупреждает вас о возможной ошибке. Такие предупреждения нужно проверять, потому что вы действительно могли забыть что-то сделать, и это уже может привести к фатальной ошибке выполнения программы;

· Errors – это уже самые настоящие ошибки. Они указывают на те места, где была допущена грубая ошибка, из-за чего программа не может быть скомпилирована.

Для каждого проекта можно задать сообщения, которые нужно отображать при компиляции. Это делается командой Project/Options/Compiler Messages (Сообщения компилятора). В группе General (Общие) окна диалога, вызываемого командой, устанавливают нужные флажки (обычно оба). А в списке ниже задают ситуации для вывода предупреждений.

Для запуска программы на выполнение используют команду Run/Run (горячая клаваша – <F9>). Секция Run содержит также важные команды, используемые на этапе отладки программы. Отладка – это пошаговое выполнение команд программы с целью отыскания логических ошибок. В этом режиме каждая строка кода выполняется по команде, и сразу после ее выполнения Delphi останавливает ее работу и ждет следующей команды. Когда программа остановлена на определенном шаге выполнения, вы можете просмотреть значения переменных и даже изменить их значения, чтобы повлиять на дальнейший ход выполнения. Чтобы продолжить выполнение программы до следующей строки, можно нажать клавишу <F8> или <F7>. Если выделенная строка является строкой процедуры или функции, то можно нажать клавишу <F7> (Run/Trace Into), чтобы отладчик перешел внутрь этой процедуры и продолжил ее выполнение построчно. Если вы нажмете <F8> (Run/Step Over), то отладчик выполнит процедуру без входа в нее и перейдет дальше. В этом случае нельзя посмотреть, что произошло внутри подпрограммы и как она отработала. Для наблюдения за значениями переменных или выражений открывают окно просмотров (Watch List), выполнив команду View/Debug Windows/Watches (<Ctrl>+<Alt>+<W>). Чтобы добавить в список переменную, необходимо при активном окне Watch List нажать клавишу <Insert>, в строке Expression окна диалога Watch Properties (Свойства просмотра) набрать нужное имя (выражение) и нажать <Enter> или щелкнуть по кнопке <Ok>. Для удаления переменной из списка ее выделяют и нажимают клавишу <Delete>. Если окно просмотров по какой-либо причине не видно, нужно выполнить команду View/Windows List (<Alt>+<0>) и выбрать его в списке открытых в среде окон. Задав имена нужных переменных или выражения, производят построчное выполнение программного кода (клавиши <F7> и <F8>) и наблюдают за значениями переменных в колонке Value окна просмотров.

При отладке может возникнуть необходимость проверки части программы – до так называемой точки останова (Breakpoint). Точка останова – это строка кода, на которой программа должна остановить свое выполнение, а управление должно быть передано в Delphi для продолжения выполнения в пошаговом режиме. Для того чтобы поставить такую точку, нужно выделить строку и нажать клавишу <F5> (повторное нажатие клавиши снимает точку). Эта строка должна окраситься в красный цвет. Если она сразу или после компиляции оказалась другого цвета, то на этой строке программа не может останавливаться. Слева от строки может стоять синяя точка. Это делается в том случае, когда строка может стать точкой прерывания. Если такой точки нет, то и прерывания не может быть. Эти точки видны не всегда. Они могут пропадать и появляться только после очередной компиляции программы. Если вы внесли какие-то изменения в код или добавили строку, то возле этой строки не будет никаких точек, даже если здесь программа может остановить свое выполнение.

 

Файлы проекта

program Project1;   uses

Создание простейшего приложения

Запрограммируем нахождение суммы двух целых чисел. Для решения задачи запускаем среду TD и в ней выполняем команду File/New/ VCL Forms Application – Delphi for Win32. На появившейся форме имеется заголовок Form1, данный средой по умолчанию. В инспекторе объектов (Object Inspector) на вкладке Properties (Свойства) в группе Action находим свойство Caption и заменяет его заголовком “Сумма двух целых чисел”. После этого выбираем на вкладке Standard палитры компонентов (Tool Palette) объект типа TLabel (щелчок левой кнопки мыши по нему). Этот объект будет представлять надпись на форме. Затем устанавливаем указатель мыши в то место на форме, от которого пойдет надпись, и производим щелчок. В результате на форме появляется выделенная надпись Label1. Изменяем описанным ранее способом ее свойство Caption на “Слагаемое 1”. Если не устраивают вид и размер шрифта надписи (по умолчанию Tahoma 10 пунктов), то изменяют их. Для этого в нижней части вкладки свойств надписи находят свойство Font (Шрифт) и выполняют щелчок мышью правее – по (TFont). В окне диалога производят соответствующие установки. Созданную надпись можно перемещать мышью по форме. В ответ на произведенные действия среда добавила в описание типа TForm1, к которому относится создаваемая форма, метку Label1, в чем можно убедиться после щелчка по вкладке Code. Теперь необходимо в режиме конструирования формы (вкладка Design) разместить под созданной надписью объект типа TEdit – компонент ввода первого слагаемого. Для

удаления ненужной надписи Edit1 находят свой-

ство Text объекта и очищают его. Аналогично по-

ступают с компонентами второго слагаемого, но

возможен другой вариант действий, ускоряющий процесс проектирования. Выделяют мышью оба компонента и копируют их в буфер обмена. Для этого вызывают щелчком правой кнопки мыши в пределах выделенного контекстное меню, в котором выбирают Edit/Copy (горячие клавиши <Ctrl>+<C>). Для вставки компонентов из буфера вызывают контекстное меню и выполняют команду Edit/Paste (<Ctrl>+<V>). Мышью переносят и выравнивают объекты на форме, изменяют заголовок у Label2 – “Слагаемое 2”. Аналогично создают Label3 “Сумма” и Edit3, как показано на следующем рисунке. Затем выбирают компонент TButton (Кнопка), размещают его между слагаемыми и суммой и делают надпись “Сложить” на этой кнопке. Интерфейс пользователя практически готов, но в нем пока отсутствует механизм получения результата, т.е. суммы двух чисел.

Суммирование при работающем приложении должно происходить по щелчку по кнопке Button1 “Сложить”. Создадим обработчик названного события. С этой целью производят двойной щелчок по Button1. Он приводит к добавлению средой в тип TForm1 метода – процедуры обработки щелчка (клика) – и формированию его заготовки, приведенной ниже.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

 

end;

Процедуре не хватает локальных переменных, отвечающих за получение результата. В данном примере можно обойтись и без них, но они улучшают процесс понимания действий с данными. Итак, вводим после заголовка процедуры раздел описания переменных sl1, sl2, summa. В теле процедуры пишем два оператора для получения значений слагаемых из строк ввода Edit1 и Edit2. Поскольку слагаемые являются целыми числами, необходимо преобразовать вводимый в строки набор символов (за него отвечает свойство Text) в целые числа. Это производят функции преобразования строки в число. При выводе полученной суммы в строку Edit3 необходимо выполнить обратное преобразование целого числа в строку. Несущие смысловую окраску прописные буквы в именах способствуют легкому прочтению длинных имен. Имена свойств компонентов пишутся через точку после имен самих компонентов (как поля записи). Приведем текст метода полностью.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

sl1, sl2, summa : integer;

begin

sl1 := StrToInt(Edit1.Text); //Преобразование строки в число

sl2 := StrToInt(Edit2.Text);

summa := sl1 + sl2;

Edit3.Text := IntToStr(summa); //Преобразование числа в строку

end;

Для набора названия какого-то стандартного объекта Delphi или его свойства можно написать только часть его имени, а потом нажать клавши <Сtrl>+<Пробел>. Возникнет ниспадающее окно, в котором перечислены все свойства метода, а также переменные и любые ключевые слова, начинающиеся с введенного текста. Выбрав нужное, нажимают <Enter>, и Delphi автоматически завершает начатое слово. Используйте эту возможность, когда вы пишете длинные названия свойств или методов. Напишите только начало, а потом произведите выбор из списка нужного варианта. Если список большой и вы сразу не видите нужного слова, то продолжайте писать. По мере набора букв список будет уменьшаться. Таким путем можно уменьшить вероятность возникновения ошибки при наборе длинных имен. И еще несколько полезных приемов. Чтобы сдвинуть выделенный код вправо, нажмите клавиши <Ctrl>+<Shift>+<I>. Чтобы сдвинуть строки обратно, нужно нажать клавиши <Ctrl>+<Shift>+<U>. Когда вы работаете с кодом, то в окне видите только определенную его часть в зависимости от размеров окна. Если вам надо увидеть код, расположенный чуть ниже, то можно сдвинуть экран полосой прокрутки. Но в этом случае надо использовать мышь. А можно нажать клавиши <Сtrl>+<Стрелка вверх> или <Сtrl>+<Стрелка вниз>.

Созданное нами простое приложение далеко от совершенства. В случае отсутствия одного или двух операндов попытка получения результата приводит к исключительной ситуации в работе программы. Такие ситуации коротко называют исключениями (от английского Exception). Их надо предвидеть и предпринять необходимые меры защиты, например так:

begin

if (Edit1.Text = '') or (Edit2.Text = '')

then ShowMessage('Не хватает слагаемых')

else begin

sl1 := StrToInt(Edit1.Text);

sl2 := StrToInt(Edit2.Text);

summa := sl1 + sl2;

Edit3.Text := IntToStr(summa);

end;

end;

Процедура ShowMessage с параметром типа string выводит на экран окно с сообщением, представленным строкой. Но может возникнуть ошибка другого рода, когда вместо цифр вводятся другие символы. Для защиты от подобного ввода следует создать процедуру обработчика события, связанного с нажатием на клавишу при вводе в Edit1 и Edit2. Начнем с Edit1: выделим его на форме и на вкладке Events (События) в группе Input (Ввод) выполним двойной щелчок на пустом поле справа от события OnKeyPress. В результате окно редактора кода получит фокус, и у нас появится возможность написать обработчик нажатия клавиши:

procedure TForm1.Edit1KeyPress(Sender: TObject; var Key: Char);

begin

if not (Key in ['0'..'9', '+', '-', #75, #77, #83]) then

begin

ShowMessage('Недопустимый символ');

Key := #0 //Символы редактирования:

end; // #75 <--; #77 -->; #83 DEL;

end;

 

Типы данных в Delphi

Таблица целых типов Тип VCL Win32 Диапазон значений Память, байт Byte 0…255 Word …   Для целых типов наивысшую производительность обеспечивают Integer и Cardinal, для вещественных типов, представленных в…

Основная форма и ее свойства

Стиль формы задает свойство FormStyle. Здесь доступны для выбора следующие ва­рианты: fsNormal – нормальное окно; fsMDIForm – окно является… Прозрачность формы задает свойство AlphaBlend, если оно равно true, то окно… Еще одно свойство – Anchors есть и у формы, и у компонентов. Оно показывает, как происходит закрепление к…

Палитра базовых компонентов

Рассмотрим более подробно базовые компоненты, находящиеся на вкладках Standard, Additional, Win32, System, Dialogs.   7.1. Надпись (TLabel)

Стандартные диалоги при работе с файлами

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin if OpenDialog1.Execute then

Отладка приложения

Отладка заключается в локализации ошибки (нахождении ее места в коде) и ее устранении. Таким образом, восстанавливается правильная логика работы программы. Среда содержит встроенный отладчик (debugger), который позволяет выполнять действия (строки кода) по шагам и при этом наблюдать за изменением объектов программы, ответственных за конечный результат. Рассмотрим процесс отладки на конкретном примере.

Задача: подсчитать сумму элементов некоторого вектора.

Создаем соответствующую форму, представленную ниже.

Пусть элементы вектора являются целыми числами, вводимыми с клавиатуры, а разделителем между ними служит один пробел. Числа можно занести при создании формы и изменять в процессе работы программы. Количество суммируемых элементов, начиная с первого, задают в элементе ввода, обозначенном n. При создании обработчика клика по кнопке “Вычислить” следует закодировать получение элементов вектора (чисел) из строки символов, вводимых в компонент Edit2. Текст процедуры имеет следующий вид. В нем присутствует ошибка (выделена цветом), которая обнаруживается на этапе выполнения программы, но не распознается на стадии компиляции. Она обусловлена копированием из строки s в переменную element не только символов, соответствующих разрядам числа, но и разделителя – пробела.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

v : array[1..20] of integer; // Вектор с запасом

s : string[100]; // Вектор в виде строки

element : string[10]; // Элемент вектора в виде строки

i, n, summa : integer;

begin

n := StrToInt(Edit1.Text); // Число суммируемых элементов

i := 1;

s := edit2.Text; // Исходная строка для получения чисел

repeat // Цикл обработки чисел в строке

element := copy(s, 1, pos(' ', s) {-1} ); // Копия с пробелом - ошибка

v[i] := StrToInt(element); // i-й элемент вектора - число

delete(s, 1, pos(' ', s)); // Удаление элемента с пробелом

inc(i);

until i > n;

summa := 0;

for i := 1 to n do // Цикл суммирования элементов вектора v

summa := summa + v[i];

Edit3.Text := IntToStr(summa);

end;

 

Чтобы произвести отладку, выполняем команду Run/Add Watch… (<Ctrl> + <F5>). Она приводит к открытию в центре экрана окна диалога Watch Properties и за ним – окна Watch List для наблюдения за изменениями введенных в него параметров. В окне диалога в строке Expression вводят имя переменной (можно выражение), например i, которое после нажатия кнопки <Ok> попадает в список просмотров. В этот список после нажатия клавиши <Insert> добавляют другую переменную и т.д. На следующем рисунке представлен вид созданного окна просмотров. Против каждой переменной в колонке Value (значение) стоит метка о недоступности, т.к. все эти переменные являются локальными. Далее производим трассировку программы с захо-дом в подпрограммы, для чего нажимаем <F7> (команда Run/Trace Into). Первое нажатие вызовет появление окна с текстом программы, в котором будет выделено слово begin. Каждое последующее нажатие приводит к выполнению строки программы. После выполнения строки Application.Run отображается окно программы. В нем вводим n, например 3, и щелкаем по кнопке “Вычислить”. В результате выделяется слово begin в процедуре. Нажимая <F7>, доходим до строки element := copy(s, 1, pos(' ', s){-1}). После ее выполнения (очередное нажатие <F7>) наблюдаем (рисунок справа), что первый элемент вектора (число 11) скопировал-ся с пробелом. Это ошибка, она приведет при следующем нажатии <F7> к невозможности преобразования такого элемента строки в число. Таким образом, ошибка локализована. Очевидно, чтобы копирование было корректным, необходимо исправить строку кода следующим образом: element := copy(s, 1, pos(' ', s)-1). Для выхода из процесса отладки выполняют команду Run/Program Reset (<Ctrl> + <F2>), а затем делают исправления в коде.

 

Исключения и их обработка

Теперь о том, как избежать описанной нежелательной ситуации. Генерируемые в случае ошибок исключения могут обрабатываться с помощью блока try …… try < Исполняемые операторы >

Лабораторный практикум

Для закрепления навыков создания приложений в среде TD следует попрактиковаться в решении конкретных задач, связанных с использованием как рассмотренных, так и не представленных еще объектов среды.

 

Простое приложение

Приведем еще один пример достаточно простого по интерфейсу приложения. Воспользуемся компонентом TMemo для ввода значений элементов матрицы, которую затем преобразуем в вектор. Конструируем форму, представленную на следующем рисунке. При создании матрицы будем разделять ее элементы в строках одним пробелом. Каждую строку матрицы обрабатываем процедурой StrToVector. Ее следу-ет описать вне типа TForm1, а за-тем использовать в процедуре, реагирующей на щелчок по кноп-ке “В вектор”. Ниже приводится фрагмент соответствующего кода.

 

//Заголовок процедуры в интерфейсной секции модуля

procedure StrToVector(s : string);

 

implementation

 

{$R *.dfm}

procedure StrToVector(s : string);

var

element : string[5]; // Элемент строки матрицы

i, n : integer;

begin

n := StrToInt(Form1.Edit1.Text);

i := 1;

repeat // Цикл обработки чисел в строке

if pos(' ', s)<> 0 then

begin

element := copy(s, 1, pos(' ', s));

delete(s, 1, pos(' ', s));

end

else element := s + ' ';

Form1.Edit2.Text := Form1.Edit2.Text + element;

inc(i);

until i > n;

end;

 

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var

ms : TStrings; // К этому типу относятся строки объекта TMemo

i, n : integer;

begin

Edit2.Text := '';

n := StrToInt(Edit1.Text);

Edit2.Width := n * n *15;

ms := Memo1.Lines; // Все строки из Memo1 – в массив ms

for i := 0 to n - 1 do // Строки Lines пронумерованы от нуля

StrToVector(ms[i]);

end;

 

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject); // Процедура очистки

begin

Edit1.Text := '';

Memo1.Lines.Clear; // Метод, очищающий все строки в Memo1

Edit2.Text := '';

Edit2.SetFocus; // Этот компонент получает фокус после очистки

end;

 

Для защиты от ввода в компоненты Edit1 и Memo1 недопустимых символов следует написать обработчики события OnKeyPress, аналогичные процедуре, реализованной в примере на с. 13. При этом в множество допустимых символов для Memo1 включить символы пробел и #13, #10.

 

Варианты задания

Сконструировать оконный интерфейс для решения задачи. Предусмотреть защиту от недопустимых действий.

1. Установить, является ли строка палиндромом (перевертышем).

2. Отсортировать вектор из n чисел по убыванию или нарастанию.

3. Найти сумму элементов матрицы случайных чисел размером N*N с помощью подпрограммы, суммирующей элементы вектора.

4. Преобразовать натуральное число в код.

5. Отсортировать элементы строки текста.

6. В списке из n сотрудников отдела подсчитать количество ветеранов (стаж работы > 25). Записи таблицы имеют также поля “ФИО” и “№ документа”.

7. Заполнить массив из трех элементов случайными значениями типа “цвет” (красный, синий, зеленый). Показать результат.

8. Получить таблицу из n значений функции ln(x) – x + 1.8 на отрезке [2; 3.5].

9. Отсортировать по убыванию стажа работы список из n сотрудников.

10. Получить скалярное произведение для двух векторов из n элементов, вводимых с клавиатуры.

11. Вывести через два пробела все цифры натурального числа.

12. Матрицу N*N случайных чисел переписать в вектор.

13. Получить вектор из n случайных значений и найти их среднее.

14. Получить по итерационной формуле q := (q + n/q)/2 с погрешностью 0.001. Отобразить на форме также три последних приближения к результату.

15. На основе матрицы N*N получить вектор, элементы которого равны 0, если сумма четных чисел в строке больше суммы нечетных, а иначе равны 1.

16. Установить, равно ли натуральное число сумме факториалов его цифр. Использовать подпрограмму вычисления факториала. (Пример такого числа – 145 = 1! + 4! + 5!).

17. Установить, равно ли число сумме своих делителей, включая единицу (совершенное число).

18. Заполнить два вектора случайными числами из диапазонов [33; 100] и [0; 28] соответственно. Сформировать третий вектор из символов с порядковыми номерами, равными сумме аналогичных элементов первых векторов.

19. Вычислить: для x = 1.2, n = 5, a = (1.3, -0.8, 1.8, 4.1, -7.4, 6.7) (вектор коэффициентов начат с ) по схеме Горнера .

20. Сформировать матрицу N*N из целых чисел. Переписать ее строки в обратном порядке: первая строка становится последней, вторая – предпоследней и т.д. Показать обе матрицы.

 

Рекурсивные вычисления

Метод слияния двух отсортированных массивов A и B из n и m элементов соответственно, что называется, интуитивно понятен. В последнюю позицию… Сначала сконструируем основную форму, представленную на рисунке. Затем… unit Unit2;

Обработка текстовых файлов

AssignFile(<ФП>, <Имя файла на диске>) – связывает имя файловой переменной ФП с именем файла на диске. CloseFile(<ФП>) – закрывает файл.     Файловая переменная для работы с текстовым файлом описывается так: <ФП> :…

Действия с типизированными файлами

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject); begin Image1.Picture.LoadFromFile('gruppa.jpeg');

Библиографический список

1. Архангельский А.Я. Delphi 2006. Справочное пособие: Язык Delphi, классы, функции Win32 и .NET. – М.: ООО «Бином-Пресс», 2006. – 1152 с.

2. Попов В.Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005. – 576 с.

3. Белов В.В., Чистякова В.И. Программирование в Delphi: процедурное, объектно-ориентированное, визуальное: учеб. пособие для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009. – 240 с.

4. Фленов М.Е. Библия Delphi. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008. – 800 с.

5. Культин Н.Б. Основы программирования в Turbo Delphi. – СПб.: БХВ-Петербург, 2007. – 384 с.

6. Карасев В.В. Основы информатики: учеб. пособие (часть II). - Рязань: РГРТУ, 2007. – 68 с.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………….. 1

1. Модель решения задачи в Turbo Delphi ………………………………… 2

2. Проект приложения и связанные с ним действия в среде TD ………… 4

3. Файлы проекта …………………………………………………………… 8

4. Создание простейшего приложения ……………………………………. 9

5. Типы данных в Delphi ………………………………………………….. 13

6. Основная форма и ее свойства ………………………………………... 16

7. Палитра базовых компонентов ………………………………………… 19

7.1. Надпись (TLabel) …………………………………………………… 19

7.2. Многострочное поле ввода (ТМето) ……………………………… 20

7.3. Флажок (TCheckBox) ………………………………………………. 23

7.4. Панель (TPanel) …………………………………………………….. 24

7.5. Переключатель (TRadioButton) …………………………………… 25

7.6. Группа компонентов TRadioButton (TRadioGroup) ……………… 25

7.7. Список выбора (TListBox) ………………………………………… 26

7.8. Ниспадающие списки (TComboBox) ……………………………… 27

7.9. Полосы прокрутки (TScrollBar) …………………………………… 28

7.10. Группировка объектов (TGroupBox) ……………………………. 29

7.11. Список действий (TActionList) ………………………………….. 29

7.12. Меню приложения (TMainMenu) ……………………………….. 31

7.13. Матрица строк (TStringGrid) …………………………………….. 34

7.14. Таймер (TTimer) …………………………………………………… 35

7.15. Индикация процесса (TProgressBar) …………………………….. 37

7.16. Изменение значения параметра (TUpDown) ……………………. 38

7.17. Ползунок (TTrackBar) ……………………………………………. 38

7.18. Выбор даты (TDataTimePicker) ………………………………….. 39

7.19. Стандартные диалоги при работе с файлами …………………… 40

8. Отладка приложения ……………………………………………………. 41

9. Исключения и их обработка ……………………………………………. 43

10.Лабораторный практикум ………………………………………….. 45

10.1. Простое приложение ………………………………………….. 45

10.2. Рекурсивные вычисления …………………………………….. 48

10.3. Обработка текстовых файлов ………………………………… 52

10.4. Действия с типизированными файлами ……………………… 56

Библиографический список ……………………………………………. 63

 

– Конец работы –

Используемые теги: основы, программирования, среде, Turbo, Delphi, Учебное, пособие0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ в среде TURBO DELPHI Учебное пособие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
А С Железняк... ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ УЧЕБНОЕ... Москва Рецензенты...

Основы программирования в среде Турбо Паскаля Оператор присваивания процедуры ввода вывода
Лабораторная работа Основы программирования в среде Турбо Паскаля Оператор присваивания процедуры ввода вывода... Теоретический обзор... Схема алгоритма...

Основы программирования в среде C++ Builder
Учреждение образования... Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники...

Основы нейрофизиологии: Учебное пособие для студентов вузов
Шульговский В В Ш Основы нейрофизиологии Учебное пособие для студентов вузов М Аспект Пресс с...

Основы психологии и педагогики: учебное пособие
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ...

Основы планирования. Теоретические основы управления проектами. Основы планирования. Планирование проекта в MS Project 7
Использованная литература В В Богданов Управление проектами в Microsoft Project Учебный курс Санкт Петербург Питер г...

Учебное пособие по дисциплине ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕРВИСА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Учебное пособие учебной ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности
Учебное пособие учебной ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в... Разработчик к э н доцент Ярошенко Е В...

Принципы функционирования ЭВМ. Учебное пособие по курсам «Технология программирования» и «Операционные системы»
В пособии излагаются базовые принципы организации и функционирования ЭВМ Рассмотрен состав минимальной ЭВМ с шинной организацией назначение и... Илл библиограф наим...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Учебное пособие Курс лекций Для студентов высших учебных заведений
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ... ТЕОРИЯ Учебное пособие...

0.052
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам