рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава 1 Биография Ницше

Глава 1 Биография Ницше - раздел Геология, Содержание: Введение ------------------------------...

Содержание:

Введение -------------------------------------------------------------------- 3

Глава 1 Биография Ницше------------------------------------------------8

Глава 2 Философские взгляды Фридриха Ницше и их влияние на постмодернистскую трактовку религии -----------------------------23

2.1. Отношение Ницше к буддизму и христианству: историко-философский анализ -------------------------------------------------------23

2.2.Идея сверхчеловека и вечного возвращения в философии Фридриха Ницше------------------------------------------------------------------------35

2.3 Влияние философии Ницше на постмодернистскую трактовку

религии ----------------------------------------------------------------------50

Заключение------------------------------------------------------------------64

Список использованной литературы ----------------------------------67

Приложение 1---------------------------------------------------------------70

Введение.
Актуальность работы:

Социально-культурная ситуация середины и конца XIX века включает в себя установление таких философских воззрений как позитивизм и материализм в западной и отечественной мысли. Господство логоса во многих сферах бытия привели к противоречиям в духовной и религиозной сфере. Одно из глобальных потрясений ХХ века – кризис христианства, с небывалой силой проявившийся в фашизме и коммунизме. Хайдеггер заметил (в своей работе о Ницше), что слова «Бог мертв» – это не тезис атеизма, а сущностный событийный опыт западной истории. Это опыт не только Западной Европы, но и Восточной, прежде всего России, к тому же последствия этого кризиса не преодолены и ныне. Проблемы эволюционизма и креационизма, христианской и научной картины мира, природы человека и греха, современной и христианской этики ждут своего разрешения. Крушение традиционной религиозной веры – факт неподлежащий сомнению, однако, если догмы сметены, это отнюдь не означает, что вопрос о месте религии в жизни решен.

Расхождение меж­ду притязанием,требованием и действительно­стью испокон веков было движущей силой хри­стианства. Правда, нередко притязание, требую­щее невозможного, и действительность, отказы­вающаяся повиноваться требованию, могут спо­койно сосуществовать, не соприкасаясь.[1,с 6] Но так как христианство является неотъемлемой частью культуры и мировоззрения европейского человека, колыбелью духа, то эти противоречия необходимо раскрыть и преодолеть.

Наибольший интерес представляет философские взгляды Фридриха Ницше, который подходил к решению вопроса о месте христианской религии в жизни общества и человека с позиций морали и этики, которая в свою очередь согласуются с его концепцией воли и сверхчеловека.

Степень разработанности проблемы:

Творчество Ницше, а также сущность и роль его философского наследия как общественного явления заинтересовала философов еще при его жизни. Впервые этой проблемы коснулись Ф.Меринг, Л.Троцкий1 (оставивший в своем обширном литературном наследии краткие, но фундаментальные замечания по данному вопросу).

Биографии Фридриха Ницше посвящены работы Д. Галеви, С. Цвейга, Р. Дж. Холлингдейла, Л. Гармаш, Л. Попковой, Л.Биргит, А. Дугина, А. В. Перцева, А. И. Патрушева и др."

Философия Ницше рассматривается в работе Мартина Хайдеггера «Разговоры на проселочной дороге», где М. Хайдеггер отмечает влияние идей Ницше на Шпенглера и замечает, что он вычислил свой Закат Европы по слишком грубо понятой философии Ницше.

Большой вклад в исследование творческого наследия Фридриха Ницше внес Т. Манн. Он исследует жизнь и творческое наследие философа, анализирует философские искания мыслителя, его отношение к,-. христианству, европейской культуре. Он отмечает, что «сегодня Ницше стал фигурой исторического значения, но не только потому, что имя его с черными днями истории Европы... В нем воплотилось неизбежное возмущение духа против рационализма, безраздельно господствовавшего в XVIII - XIX веках». [2]

Особо стоит отметить работу К. Ясперса «Ницше и христианство» и «От Гегеля к Ницше» Карла Левита, где подробно рассматриваются взгляды Ницше о религии.

Анализу философии культуры и эстетических воззрений Ницше посвящены работы Ж. Делёза, Ж. Дерриды, Г. А. Камбара, И. Е. Верцмана.

Философское наследие Ницше также рассматривалось в сопоставлении с идеями Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В частности, Ф. Крахоткин анализирует сходства и отличия их мировоззрений в ракурсе проблемы нигилизма.''

Попытка критического рассмотрения моральной философии Ницше в сопоставлении ее с нравственными теориями русских мыслителей Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого была предпринята Л. Шестовым, Ю. Н. Давыдовым.[3] Ю. Давыдов представил Ницше и названных русских мыслителей преимущественно как антагонистов, причем, немецкий философ выражает, по его мнению, точку зрения нигилизма, в противовес «этике любви» Толстого и Достоевского.

Другой российский исследователь творчества Ф.Ницше, В. Микушевич, анализируя воззрения немецкого философа, сопоставляет его идеи с учениями античных мыслителей, а также с философскими взглядами его учителя А. Шопенгауэра. Он считал Ницше продолжателем идей Шопенгауэра.[4]

Цель данной работы:Исследовать отношение Фридриха Ницше к религии, а так же влияние этого отношения в истории философской мысли.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

-- дать хронологический анализ биографии Ницше и определить
ключевые моменты, повлиявшие на становление его личности и
мировоззрения;

-определить оценку Фридрихом Ницше роли и места христианства как мировой религии в общественной жизни европейских стран

-Исследовать влияние философии Ницше на постмодернистскую трактовку религии

Объектом исследованияявляется философия Ницше, изложенная в его трудах, а также произведения философов, испытавших влияние ницшеанства.

Предметом исследования являютсярелигиозно философские взгляды Ф.Ницше.

Положение выносимые на защиту:

-Жизненный путь Ницше был загадочным и трагичным, что повлияло и на становление его личности и мировоззрения. Он уделял особое:.вниманис.,' изучению мифологии Древней Греции и Древнего Востока, особенно сущности и содержания трагических произведений. Возвращение Ницше назад к мифологическим сюжетам и анализу природы трагедии было непосредственно связано с трагедийным самоощущением самого Ницше относительно своего времени. Именно это обстоятельство во многом заставляла Ницше искать ответы на них во времени, непосредственно связанном с ними.

- Ницше призывает нас к жизни, к волевым действиям, развитию и самосовершенствованию, абсолютно отвергая застой и отсталость., Предложив концепцию сверхчеловека, Ницше призывает человека к воле, власти, совершенству, и к достижению все более высоких ступеней с тем, чтобы осознать, что свобода прежде всего связана с осознанием своих возможностей, с помощью которых человек преодолевает в себе раба и становится действительно свободным. Свобода в своей сущности и есть оборотная сторона проекта «сверхчеловека»

- Философия Ницше оказала значительное влияние на постмодернистскую трактовку религии

Структура работы:включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав и трех разделов, заключение и список использованных источников.

Методологическимоснованием работы является системный анализ произведений и мировоззрения Ницше и влияния, оказанного им на постмодернистскую трактовку религии.

.

ГЛАВА 1 Биография Ф. Ницше.

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в местечке Рёккене, недалеко от города Лейпцига, Восточная Германия, в семье протестантского священника, Карла Людвига Ницше (1813-1849). Фридрих Ницше упоминает, что их род восходит к польской аристократии и, по «семейному преданию», семья Ницше имеет славянские корни и происходит от польских дворян Ницких, покинувших Польшу во времена смуты и контрреформации. Но в действительности это миф, придуманный Ницше. «Родословная Ницше восходит к шестнадцатому веку. Известны имена более двухсот его предков, все они немцы. Аристократов среди них не было; были в роду крестьяне, но по большей части это были мелкие ремесленники - шляпники, плотники, мясники и тому подобные. Но к восемнадцатому веку все фамилии, которые в конечном итоге сошлись в философе, состояли при; лютеранской церкви».[5] Установил имена этих предков философа в своих исследованиях Макс Охлер, ведавший в свое время архивом Ницше в Веймаре. Р. Холлингдейл пишет: «Нельзя с уверенностью указать причины его желания верить в то, что его семья - лютеранских священников - имела предков в лице польского дворянства. Лично мне, однако, кажется, что ему хотелось прослыть не столько дворянином, сколько, поляком; иначе говоря, его поддержание этой легенды было частью его кампании против Германии, «европейской равнины», нации, «на совести [которой] все тягчайшие преступления против культуры за последние четыре столетия...»[6].

Кроме Фридриха, у Карла Людвига Ницше и Франциски Ницше (1826-1897) была дочь Элизабет (1846-1935). Еще один сын, Людвиг Иозеф, умер, не дожив до года (27 февраля 1849г. - 4 января 1850г.).[7] Смерть отца и маленького брата, когда Фридриху Ницше не было и пяти лет, надолго оставила след в душе Фридриха. Позже, вспоминая отца, Ницше писал: "Мой отец умер тридцати шести лет: он был хрупким, добрым и болезненным существом, которому суждено было пройти бесследно, - он был скорее добрым воспоминанием о жизни, чем самой жизнью".[8]

В 1850 году после смерти его брата семья Ницше покинула Рёккене и перебралась в город Наумбург-на-Саале. Там Ницше прожил до четырнадцати лет. Его отдали в городскую школу для мальчиков, где он подружился с Вильгельмом Пиндером и Густавом Кругом. В 1851 году Ницше переходит в подготовительную школу при кафедральной гимназии. Во время обучения в гимназии он проявил значительные способности к филологии и музыке. В 1854 году, учась в пятом классе гимназии, он пробует писать стихи и музыкальные композиции. Позже он писал: «Я пошел в день Вознесения в городскую церковь и услышал там величественный хор из Мессии. Аллилуйя! Он как бы заставлял меня присоединить к нему голос, мне казалось, что это была ликующая песнь ангелов, под звуки которой Иисус Христос возносится на небо. Я немедленно принял серьезное решение сочинить нечто подобное. Тотчас же после церкви я приступил к делу и по-детски радовался каждому новому аккорду, звучавшему из-под моих рук. Не прекращая этих занятий в течение долгих лет, я приобрел очень многое и научился, благодаря изучению сочетания тонов, лучше играть с листа»[9]

Летом 1856 года Ницше в связи с головными болями и болью в глазах освобождается от занятий в гимназии. В четырнадцатилетнем возрасте он поступает в знаменитую школу Пфорта под Наумбургом. Здесь упор делался на изучение греческого языка и латыни, несколько в меньшей степени -немецкой классики. «По свидетельству Рихарда Блунка, школа была поистине миром книг: ученики вдыхали воздух не современной Европы, а Древней Греции и Рима, а также Германии времен Гете и Шиллера. Совершенно естественно поэтому, что, как выпускнику Пфорташуле, Ницше была уготована судьба профессора классической филологии, поскольку из всей программы данного заведения именно этот раздел знаний он осваивал наилучшим образом».[10]

Согласно свидетельству самого Ницше, его писательская деятельность начинается именно с этого времени. Первое свое сочинение он посвятил музыке, и оно так и называлось - «О музыке». Ницше воспринимал музыку, возможность «потрясаться» ею как дивный Божий дар: «Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь... Ее главное назначение в том, что она направляет наши мысли к высшему, возвышает нас, даже потрясает... Всех людей, презирающих ее, необходимо рассматривать как бездарных, животно-подобных созданий. Да пребудет всегда этот дивный дар Божий спутником на моем жизненном пути!».[12]

В 1859 году Ницше знакомится и заводит дружбу с Паулем Дёйссеном. В 1860 году совместно с друзьями детства, в том числе В.Пиндером и Г.Кругом, он основывает музыкально-литературный союз под названием «Германия» (который просуществовал три года). В 1861 году Ницше через своего друга Г.Круга впервые знакомится с вагнеровской музыкой: клавираусцугом «Тристана и Изольды».

Несмотря на регулярные головные боли и боль в газах, которые начинают его мучить с 1862 года, Ницше продолжал усиленно заниматься и в свободное время читал философские и литературные произведения.

В 1862 году он пишет статьи: «Фатум и история», «Свобода воли и фатум» и «О христианстве». Также в этом году он написал дипломную

работу на тему: «О Феогниде Мегарце». После завершения работы и успешной ее защиты он со своим другом П. Дёйссеном путешествует в Рейн.

В 1864 году Ницше в течение двух семестров также изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. Там он вступает в студенческую корпорацию «Франкония» и в городское певческое общество.

В 1865 году Ницше в качестве певца хора участвует в Кельнских музыкальных празднествах. Он вспоминает: «Мы пели с неподражаемым воодушевлением в пятидесяти градусную жару».[12]Но, острое ревматическое заболевание не дало ему возможность постоянно участвовать в мероприятиях корпорации «Франкония», он также отказывается от своей теологической карьеры.

Осенью 1865 года Ницше записывается на четыре филологических семинара в Лейпцигском университете. Для него участие в этих семинарах означало не только развитие его филологических знаний. Причина заключалось в том, что он хотел усовершенствовать свои знания о музыке.: По инициативе профессора Лейпцигского университета господина Ричля, Ницше участвовал в организации филологического кружка. В это же время он впервые знакомится с произведением виднейшего немецкого философа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», которое находит в одном из книжных магазинов. После ознакомления с этой книгой Шопенгауэра Ницше стал поклонником его философии.

На филологическом кружке Ницше впервые сделал доклад на тему «Последняя редакция элегий Феогнида», и рукопись доклада отдал для чтения профессору Ричлю. «После нескольких дней, - вспоминал позже Ницше, - профессор Ричль пригласил мне к себе и недоверчиво спросил у меня: «С какой целью предпринял эту работу?» Я назвал ближайшую причину, сказал, что, послужив основанием для доклада в нашем кружке, она уже выполнила свою цель. После он осведомился о моем возрасте, учебном стаже и т.д., и когда я дал ему надлежащие разъяснения, он признался, что никогда еще ему не приходилось видеть у студента третьего семестра ничего подобного по строгости метода и надежности комбинации. Вслед за этим он живо потребовал от меня переработать доклад в маленькую книгу и обещал свою помощь в некоторых сверках с оригиналом».[13] Таким образом, профессор Ричль, который стал выделять Ницше среди других студентов, поощряет его к научной деятельности.

Он знакомится с Эрвином Роде и путешествует с ним в Бёмервальд.

В 1867 году в 22-м номере «Рейнского научного журнала» вышла в свет его статья под названием «К истории феогиидовского гномологиума». Другая статья Ницше, о Диогене Лаэртском, вышедшая в свет в 23-м номере названного журнала, удостаивается премии.

В возрасте 23 лет Ницше был призван в прусскую армию и зачислен в
конную артиллерию, по, получив травму, демобилизовался. Через три года
он с воодушевлением воспримет начало франко-прусской войны (1870-1871
гг.) и добровольцем уйдёт па фронт.

Ницше 28 октября 1868 года после прослушивания увертюр к «Тристану» и «Мейстерзингерам» вполне обращается в вагнерианство. 8 ноября этого года в Лейпциге, в доме ориенталиста Г.Брокгауза, женатого на сестре Вагнера, Ницше впервые встретился с Рихардом Вагнером, который произвел на него большое впечатление, что отразилось в письме Ницше Эрвину Роде, написанному на следующий день: «Долгий разговор о Шопенгауэре: ах, ты поймешь это, каким наслаждением было для меня слушать его, с неописуемой теплотой говорящего о Шопенгауэре, чем он ему обязан и что это единственный философ, постигший сущность музыки».[14] Вагнер приглашает Ницше посещать его для взаимных занятий музыкой и философией.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году получил должность профессора классической филологии Базельского университета (в возрасте всего 25 лет). Даниэль Галеви показывает, насколько неожиданно для Ницше это произошло: «Однажды Ричль сказал: "Я хочу застать вас врасплох. Хотите получить кафедру профессора Базельского университета?" Изумление Ницше не имело границ. Ему шел 24-й год, и он не имел еще научной степени. Он попросил Ричля повторить его странное предложение и получил от него следующие объяснения: из Базеля на его имя пришло письмо, где спрашивали, что за человек Фридрих Ницше, автор двух прекрасных статей, изданных "Rheinisches Museum", и можно ли было бы ему доверить кафедру по филологии? Ричль отвечал, что Фридрих Ницше молодой человек, который может сделать все, что только захочет. Он даже взял на себя смелость написать, что Фридрих Ницше гениален».[15] В Базельском университете Ницше проработал около 10 лет, несмотря на слабое здоровье и многочисленные болезни. Также в 1869 году в «Рейнском" научном журнале» он напечатал ещё две свои статьи о Диогене Лаэртском.

И 23 марта Лейпцигский университет без защиты и на основании статей, опубликованных в «Рейнском научном журнале», присуждает профессору Ницше докторскую степень. «Ницше получил выпускной диплом без экзамена: это было сделано из уважения к его прежним работам и в виду исключительности случая. Лейпцигские профессора не считали удобным экзаменовать своего базельского коллегу», - констатирует Д. Галеви.[16] В этом же году Ницше отказывается от прусского подданства, в чем одни видят проявление его космополитизма, другие объясняют это стремлением избежать призыва па военную службу. Вероятно, правы и те, и другие. Но вот вопрос о гражданстве Ницше до сих пор вызывает острые разногласия. Согласно одним источникам, после отказа от гражданства Пруссии он оставался лицом без гражданства, гражданином мира; по другим - Ницше принял гражданство Швейцарии. Как бы то ни было, Ницше действительно можно назвать гражданином мира по его самоощущению. Сам философ отмечал: «...Мое происхождение позволяет мне проникать взором по ту сторону всех обусловленных только местностью, только национальностью перспектив; мне не стоит никакого труда быть «добрым европейцем». С другой стороны, я, может быть, больше немец, чем им могут быть нынешние немцы, простые имперские немцы, — я последний антиполитический немец. И, однако, мои предки были польские дворяне: от них в моем теле много расовых инстинктов, кто знает? В конце концов, даже и Liberum veto. Когда я думаю о том, как часто обращаются ко мне в дороге как к поляку даже сами поляки, как редко меня принимают за немца, может показаться, что я принадлежу лишь к крапленым немцам. Однако моя мать, Франциска Элер, во всяком случае, нечто очень немецкое; так же как и моя бабка с отцовской стороны, Эрдмута Краузе. Последняя провела всю свою молодость в добром старом Веймаре, не без общения с кругом Гёте. Ее брат, профессор богословия Краузе в Кенигсберге, был призван после смерти Гердера в Веймар в качестве генерал-суперинтенданта. Возможно, что их , мать, моя прабабка, фигурирует под именем «Мутгеп» в дневнике юного Гёте.

Она вышла замуж вторично за суперинтенданта Ницше в Эйленбурге; в тот день великой войны 1813 года, когда Наполеон со своим генеральным штабом вступил 10 октября в Эйленбург, она разрешилась от бремени. Она, как саксонка, была большой почитательницей Наполеона; возможно, что это перешло и ко мне. Мой отец, родившийся в 1813 году, умер в 1849г. До вступления в обязанности приходского священника общины Рёккен близ Лютцена он жил несколько лет в Альтеибургском дворце и был там преподавателем четырех принцесс. Его ученицами были ганноверская королева, жена великого князя Константина, великая герцогиня Ольденбургская и принцесса Тереза Саксен-Альтенбургская. Он был преисполнен глубокого благоговения перед прусским королем Фридрихом-Вильгельмом IV, от которого и получил церковный приход; события 1848 года чрезвычайно опечалили его. То, что я заплатил за это преимущество почти ценою жизни, не есть, конечно, несправедливая сделка. - Чтобы только понять что-либо в моем Заратустре, надо, быть может, находиться в тех же условиях, что и я, - одной ногой стоять по ту сторону жизни...»[17].

Частые встречи Ницше с Вагнером переросли в дружбу, и он многому научился от него. Встречи с Вагнером для него стали практическим курсом шопенгауэровской философии. В разделе «Почему я так мудр» книги «Ессе Ноme», Шиллер, отзываясь о Вагнере как о «великом благодетеле» его жизни, писал: «Нас сближает то, что мы глубоко страдали, страдали также один за другого, страдали больше, чем люди этого столетия могли бы страдать, и наши имена всегда будут соединяться вместе; и как Вагнер, несомненно, является только недоразумением среди немцев, так и я, несомненно, останусь им навсегда. - Прежде всего, два века психологической и артистической дисциплины, господа германцы!.. Но этого нельзя наверстать».[18]

В другом месте этого раздела Ницше отмечает: «Близкое отношение с Рихардом Вагнером служило отдохновением в моей жизни. Я не высоко ценю мои остальные отношения с людьми, но я ни за что не хотел бы вычеркнуть из своей жизни дни, проведенные в Трибшене, дни доверия, веселья, высоких случайностей - глубоких мгновений... Я не знаю, что другие переживали с Вагнером, - на нашем небе никогда не было облаков. -И здесь я еще раз возвращаюсь к Франции, - у меня нет доводов, у меня только презрительная усмешка, против вагнерианцев и против hoc genus отпе, которые думают, что чтят Вагнера тем, что находят его похожим на самих себя... Таким, как я есть, чуждый в своих глубочайших инстинктах всему немецкому, так что уже близость немца замедляет мое пищеварение, -я вздохнул в первый раз в жизни при первом соприкосновении с Вагнером: я принимал, я почитал его как заграницу, как противоположность, как живой протест против всех «немецких добродетелей». — Мы, которые в болотном воздухе пятидесятых годов были детьми, мы необходимо являемся пессимистами для понятия «немецкое»; мы и не можем быть ничем иным, как революционерами, - мы не примиримся с положением вещей, где господствует лицемер.. .».[19]

18 января 1870 года Ницше читает доклад «Греческая музыкальная драма» в Базельской библиотеке. И 1 февраля этого же года там же читает второй доклад, на тему: «Сократ и трагедия». Вагнер писал в письме своему другу: «Вчера вечером читал подруге (Козиме) Вашу статью. Мне пришлось после этого долгое время успокаивать ее... В свою очередь и сам я довольно часто испытывал ужас от храбрости, с которой Вы сообщаете столь новую идею публике, не расположенной, по-видимому, к образованию, с такой краткостью и категоричностью, что приходится в Ваше оправдание рассчитывать лишь на полное непонимание с се стороны». В новом письме, написанном 12 февраля 1870 г., Вагнер, обращаясь к Ницше, пишет: «...Если бы Вы стали музыкантом, Вы были бы приблизительно тем же, чем стал бы я, заупрямься я в филологии... Филология ... дирижирует мною как «музыкантом». Оставайтесь же филологом, чтобы в таком качестве дать музыке дирижировать Вами... покажите, на что годна филология, и помогите мне осуществить великий «Ренессанс», где Платон обнимает Гомера, а Гомер, исполненный идей Платона, и становится впервые наивеличайшим Гомером»[20].

После опубликования в 1870 году в «Рейнском научном журнале» статьи Ницше «Флорентийский трактат о Гомере и Гесиоде» ему была присуждена должность ординарного профессора.

15 июля 1870 г. начинается Франко-прусская война, и Ницше подает заявление об отпуске, чтобы добровольцем отправиться па фронт в качестве солдата или санитара. Нейтральная Швейцария разрешает ему только второе. Как сообщает сам Ницше, 7 сентября 1870 г. он, сопровождая транспорт раненых в Карлсруэ, заразился дизентерией и дифтеритом зева. В течение недели в Эрлангенском госпитале он находился между жизнью и смертью. Но к концу октября, не оправившись полностью от болезни, он возвращается в Базель и приступает к чтению лекций. В 1871г. в связи с непомерной преподавательской нагрузкой здоровье Ницше ухудшается, у него желудочные боли и бессонница. Поэтому 15 февраля 1871г. в связи с обострением болезни он просит о временном отпуске для лечения. В это время вместе сестрой прибывает в Лугано и там начинает работать над «Рождением трагедии из духа музыки». После двух месяцев он снова возвращается в Базель и готовит доклады для семинара: «Введение в изучение филологии»; «Введение в изучение платоновских диалогов» и «Введение в латинскую эпиграфику».

Произведение Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» вышло в свет в 1872 году. Вагнер в своем письме отзывался о нем восторженно:; «Дорогой друг! Я не читал еще ничего более прекрасного, чем Ваша книга!

Она великолепна! Пишу Вам наспех, так как чтение перевозбудило меня, и я должен еще прийти в себя, чтобы прочесть ее как следует... Я сказал Козиме, что после нее сразу же идете Вы, затем большой промежуток до Леибаха, который написал поразительно похожий мой портрет»[21]. Но в филологических кругах царило гробовое молчание.

С января по март 1872 года Ницше подготовит пять лекций на тему: «О будущности наших образовательных учреждений». По возвращении из Трибшена он узнает, что студенты собираются устроить в его честь факельное шествие; отговаривает их от этого намерения.

24 июня 1872 года Ницше в письме Вагнеру отмечает: «Я избежал в своей жизни великой опасности - никогда не сблизиться с Вами и не пережить Трибшен и Байрейт». 25 июня Вагнер отвечает Ницше так: «Говоря со всей строгостью, Вы после моей жены единственный выигрыш, выпавший мне в жизни». [22]

Ницше 12 августа, уступая уговорам сестры, возвращается в Байрет и присутствует на первом торжественном исполнении «Золота Рейна». 27 августа с Э.Шюре и П.Рэ возвращается в Базель. Там начинает работу над афоризмами к произведению «Человеческое, слишком человеческое».

6 ноября 1876 года обрывается жизнь его учителя Ричля. 19 декабря он глубоко и болезненно пишет в своем письме Козиме Вагнер: «Почти каждую ночь я общаюсь во сне с давно забытым человеком, прежде всего с умершим. Детские ученические годы полностью оживают во мне».[23]

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья из Педагогиума, но продолжает работать в Базельском университете. Как становится известным из раздела «Почему я так мудр» произведения Ницше «Ессе Homo», он в 1879 году покинул профессуру в Базеле, прожил летом как тень в Санкт-Морице, а следующую зиму провел как тень в Наумбурге. Он писал: «Я знал тогда толк в тенях... В следующую зиму, мою первую зиму в Генуе, то смягчение и одухотворение, которые почти обусловлены крайним оскудением в крови и мускулах, создали «Утреннюю зарю». Совершенная ясность, прозрачность, даже чрезмерность духа, отразившиеся в названном произведении, уживались во мне не только с самой глубокой физиологической слабостью, но и с эксцессом чувства боли. Среди пытки трехдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par excellence, очень хладнокровно размышляя о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия, не нашел бы дерзости скалолаза. Мои читатели, должно быть, знают, до какой степени я считаю диалектику симптомом декаданса, например, в самом знаменитом случае - в случае Сократа. Все болезненные нарушения интеллекта, даже полуобморок, следующий за лихорадкою, оставались до сего времени совершенно чуждыми для меня вещами, о природе которых я впервые узнал лишь научным путем. Моя кровь бежит медленно. Никому никогда не удавалось обнаружить у меня жар. Один врач, долго лечивший меня как нервнобольного, сказал, наконец: «Нет! Больны не Ваши нервы, я сам лишь болен нервами». Конечно, хотя этого и нельзя доказать, во мне есть частичное вырождение: мой организм не поражен никакой гастрической болезнью, но вследствие общего истощения я страдаю крайней слабостью желудочной системы. Болезнь глаз, доводившая меня подчас почти до слепоты, была не причиной, а только следствием; всякий раз, как возрастали мои жизненные силы, возвращалось ко мне в известной степени и зрение».[24]

В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц (Граубюнден), а зиму - в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и во французской Ницце. Жил весьма бедно, на пенсию по инвалидности от университета Базеля в сумму 3000 франков, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Публикация своих произведений практически не приносила Ницше доходов. Мало того, некоторые свои произведения ему приходилось печатать за свой счет, так как издатели отказывались печатать книги, не пользующиеся спросом у читателей. Так, Ницше сам заплатил за печатание рукописи четвертой части «Так сказал Заратустра» и ограничился количеством сорока экземпляров. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.

Если взглянуть на жизненный путь Фридриха Ницше, то можно сказать, что большую часть своей жизни его мучили болезни: уже в 12 лет Ницше был освобожден от летних занятий в гимназии из-за головных болей и болезни глаз, с 27 лет началось ухудшение здоровья, а с 29 лет - сильные головные боли и спазмы желудка,- «любимая собака», как именовал их сам Ницше, стали «вечными».

В 1879 году, т.е. за двадцать один год до смерти, которую он ожидал почти всю сознательную жизнь, Ницше писал о том, что его состояние напоминает состояние преддверия ада.

Последние одиннадцать с половиной лет жизни, с января 1889 года, после апоплексического удара и «окончательного помрачения», как было записано в диагнозе, Ницше мог лишь блестяще импровизировать за роялем. Последние три года апоплексические удары происходили ежегодно.

Таким образом, творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с душевной болезнью, состоявшей в неадекватном поведении и утрате способности к умственной работе.

Возможно, болезнь была вызвана сифилисом, но её предыдущее течение было нетипичным для сифилиса. С тех пор Ницше проживал в Германии, где о нём заботились мать и сестра. 20 апреля 1897 года скончалась его мать. Незадолго до этого сестра перевозит больного Ницше в Веймар. Ницше скончался 25 августа 1900 года в психиатрической лечебнице в Веймаре.

У Ницше не было законной жены и не было прямых наследников. Его единственная сестра до последних минут жизни смотрела и ухаживала за своим братом, хотя отношения между ними в последние годы и не были теплыми.

Сестра Фридриха Ницше Элизабет Ницше вышла замуж за доктора Бернарда Фёрстера, гимназического учителя, антисемита, вместе с которым уехала в Парагвай, где он со своими единомышленниками решил организовать немецкую колонию Nueva Germania. Но вскоре из-за финансовых проблем Фёрстер покончил с собой, и Элизабет вернулась в Германию.

Некоторое время Фридрих Ницше был в напряженных отношениях с сестрой, но к концу жизни нужда в заботе о себе заставила Ницше восстановить отношения с ней. Элизабет Фёрстер-Ницше стала распорядительницей литературного наследства Фридриха Ницше. Она организует «Архив Ницше», где собирает рукописи брата. Впоследствии она написала «Жизнь Фридриха Ницше» в нескольких томах, где представила себя как единомышленницу брата. Хотя сам Ницше писал: «Люди вроде моей сестры неизбежно оказываются непримиримыми противниками моего образа мыслей и моей философии». И в одном из своих писем назвал ее «мстительной антисемитской дурой».

Она издавала книги брата в собственной редакции. Так, она издает «Волю к власти» на основании отредактированных ею черновых заметок и записей брата. Она также изъяла все негативные замечания философа в адрес сестры. Подготовленное Элизабет двадцатитомное собрание сочинений Ницше являлось эталоном для переизданий до середины XX века. Только в 1967 году итальянские учёные опубликовали без искажений ранее недоступные работы, и стало очевидным, что «Воля к власти» является фактически сфабрикованной Элизабет фальшивкой, в которой до неузнаваемости извращены авторские тексты.

К сожалению, с середины 1920 годов деятельность архива приобретает явную политическую окраску. Сначала Элизабет Фёрстер-Ницше сближается с итальянскими фашистами и устанавливает тесные контакты лично с Муссолини. 5 июня 1928 года в архиве проходит доклад В. Манна о фашизме, в присутствии членов итальянской дипломатической делегации. В то время как старые друзья архива, не разделяющие национал-социалистических взглядов (например, меценат Гарри Граф Кесслер и Эрнст Тиль), всё больше отдаляются от него, Элизабет находит новых друзей в лице ваймарских национал-социалистов и соратников Гитлера. После встречи ЭФН с Гитлером в январе 1932 года (на премьере драмы Муссолини и Дж. Форцано «Campo di maggio» в Ваймарском национальном театре) и последующего приезда Гитлера в архив 2 ноября 1933 года открытая политизация деятельности архива приобретает широкий размах. Смерть Элизабет Фёрстер-Ницше в ноябре 1935 года и назначение главой архива племянника Ницше по материнской линии, члена национал-социалистической партии Макса Элера лишь ускоряет этот процесс. [25]

В 1934 году Элизабет Фёрстер добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии. Экземпляр книги «Так говорил Заратустра» вместе с «Майн Кампф» и «Мифом двадцатого века» Розенберга были торжественно положены вместе в склеп Гинденбурга. Гитлер назначил Элизабет пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством.

Вероятно, что философия Ницше после его смерти была извращена и стала основой для создания фашистской идеологии, была немалая «заслуга» и Элизабет Фёрстер-Ницше.

Возможно, что социальный политический контекст, который сложился в Германии, в какой-то мере подтолкнул Элизабет Фёрстер-Ницше изменить, направить и откорректировать ключевые идеи Ф.Ницше в русло национал-социалистической фашисткой идеологии, что в дальнейшем повлекло за собой многие негативные штампы, которые до сих пор преследуют работы Ф.Ницше. Свобода для человека в его концепции обернулась свободой лишь для избранной германской нации, которая способна осуществить миссию человека, но уже обрамленную в интерпретации Элизабет Фёрстер-Ницше в этно-националистическую окраску. Даже то обстоятельство, что Ф.Ницше создал миф о своем славянском происхождении уже отрицает факт его идеологического участия в создании идеологии фашизма, которая как раз таки и была направлена против славянских народов, с которой Ф.Ницше пытался связать свою идентичность.

 

.

Глава 2 Философские взгляды Фридриха Ницше и их влияние на постмодернистскую трактовку религии

Отношение Ницше к буддизму и христианству: историко-философский анализ

В принципе Ницше двигается по тому же логическому алгоритму, что мы можем обнаружить в мировоззрении Буддизма, который заключается в том, что… В тоже время стоит отметить, что жизнь буддизм рассматривает как череду… В то время как Ницше как раз, наоборот, возвращается к человеку, чтобы не отказаться от реальной жизни, а отказаться…

Идея «сверхчеловека» и «вечного возвращения» в философии, Ницше

Философ читал Дарвина во французском переводе К.О. Руайе, в котором основательница вульгарного дарвинизма сделала свой акцент на изложении закона… Ницше, пойдя дальше Дарвина, непосредственно предложил концепцию динамичной… Таким образом, эволюция для Ницше была правильным объяснением органической истории. Эволюция, в соответствии с его…

Влияние философии Ницше на постмодернистскую трактовку

Религии

Ницше открыто заявил об исчерпанности платоновско-гегелевской философской традиции и ограниченности сформировавшегося в ее русле рационального типа… Постмодернисты приняли мысль о невозможности познания объективной… М.Фуко увидел в языке средство, делающее возможным соизмерение и взаимопреобразование разнородных продуктов и…

Заключение.

Жизнь Ницше была весьма неудачливой, даже трагичной, по изнуряющие боли, которые он регулярно испытывал, не сломили его, не заставили разочароваться в жизни. «То, что должно уничтожить меня, наоборот делает меня сильнее», - писал философ. Воззрения Ницше строятся в основном на мифологических образах. Согласно его воззрениям, основу жизни составляет могущественность и власть. Сила - это основа существования, т.е. народы, которые отказываются от борьбы, они уже стали «старыми» и не имеют права на жизнь; те слабые люди, которые не могут бороться с трудностями жизни, они тоже должны покинуть сцену жизни, потому что «по законам природы, слабые должны уничтожаться». Именно поэтому Ницше приветствует борьбу и не признает тех, кто занимается наставлением. Здесь он делает ещё один шаг и говорит: те люди и народы, которые переживут эти испытания, станут победителями, и другие должны им подчиниться. Ницше развенчивает прежние ценности, с надеждой па то, что явится лучший человек или сверхчеловек. Ницше «большим молотом философии» разрушает всех Будд тысячелетия. Он бесстрашно нападает на христианство, Сократа, Платона, Шопенгауэра и Вагнера, которые проповедовали «мораль элиты», и это при том, что «мораль элиты» (ахпоки меїьтарон) не знает пощады и не признает слабость. Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в сверхчеловека (Ubermensch). Разум и все так называемые духовные ценности - это всего лишь орудие для достижения господства. Поэтому сверхчеловек отличается от простых людей, прежде всего несокрушимой волей. Это скорее гений или бунтарь, чем правитель или герой. Подлинный сверхчеловек - это разрушитель старых ценностей и творец новых. Он господствует не над стадом, а над целыми поколениями. Примером сверхчеловека для Ницше является Иисус Христос. Однако воля не имеет поступательного движения вперед. Её основными врагами являются собственные проявления. Единственные оковы волевого человека - это его собственные обещания. Создавая новые ценности, сверхчеловек порождает культуру - Дракона или Духа тяжести, подобно льду сковывающему реку воли. Поэтому должен прийти новый сверхчеловек -Антихристианин. Он не разрушает старые ценности. Они исчерпали себя сами, ибо, утверждает Ницше, Бог мертв. Наступила эпоха европейского нигилизма, для преодоления которого Антихристианин должен создать новые ценности.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что историко-философские истоки постмодернизма Ж.Делеза и других представителей внеконфессионального течения обнаруживаются в философии Ницше. Постмодернисты усвоили и трансформировали ряд идей Ницше в соответствии с их представлениями о необходимости пересмотра рационалистической философской традиции и опираются на них в критике традиционных религиозных представлений и в конструировании собственных псевдорелигиозных концепций

Ницше не приемлет христианство, потому что, по его мнению, христианство ослабляет жизнь. Отход Ницше от Вагнера и Шопенгауэра тоже связан с этим, потому что они тоже, поддерживая учения христианства и индийской философии, жизнь считают бесполезной, неустойчивой и полной зла и несчастий, и таким образом отрицают жизнь.

Влияние философии Ницше в XX веке можно видеть почти во всех сферах, начиная с литературы и искусства и до философии, политики, морали. Можно констатировать, что философия Ницше повлияла па западное мышление, которое за последнее 50 лет господствовало во всем цивилизованном человеческом обществе. Всегда самый лучший путь, чтобы понять учение и мировоззрение какого-либо философа, - это рассмотреть, какими вопросами или проблемами он занимался.

Основную проблему Запада Ницше увидел в его духовном и культурном кризисе, и он это выразил в словах «Бог умер». Ницше пришел к выводу, что религиозное и метафизические мышление не могут сохранить свое место вобществе, и новая наука не сможет занять это место, поэтому требовалось найти что-то взамен.

В своих главных произведениях - «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Веселая паука», «Антихрист», «К генеалогии морали» и др. - Ницше уверяет, что для победы над нигилизмом, поразившим западное общество, не достаточно только религиозных воззрений и метафизики, а нужна новая теория. Ницше не признает морали и учения христианства о жизни и мире. По его мнению, весь мир и человечество, мораль, ценности, нуждаются в переосмыслении, в переоценке.

Произведения Ницше оцениваются последующими мыслителями неоднозначно. В общем, мнения философов относительно значимости философии Ницше, разделились. Некоторые не рассматривают его произведения как серьезные, глубокие философские работы, они уверены, что его произведении не только показывают конец религиозного и метафизического мышления, а также они представляют смерть философии, и сам Ницше как хитрый моралист хочет разным способами освободить человеческое мышление от решения проблем гносеологии и истины. Другие уверены, что Ницше открыл новый путь для философии и его произведения направлены на победу гносеологии и истины над нигилизмом.

В философии Ницше две основополагающие идеи: первая — «воля к власти», и другая - «вечное возвращение», и эти вопросы были много раз обсуждены. Воля к власти означает, что каждое существо в мире стремится к этому. Эта энергия в человеке может проявиться как созидательно, так и разрушительно. Идея вечного возвращения выросла на этой почве. И она утверждает победу жизни над всем.

Список использованной литературы:

1Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997. С.54.

2 Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. М., 2000. С.29.

3 Батай Ж. Процесс Жиля де Рэ.//Метафизические исследования. Вып.5. Культура. СПб., 1998. С.250.

4 Галеви, Даниэль. Жизнь Фридриха Ницше / Пер. с французского А.Н.Ильинского; под ред. и с предисл. В.Н. Сперанского. - Рига, Спридитис, 1991.

5 Делез Ж. Ницше. Спб, 1997

6 Жаворонков А. История архива Ницше: конфликты и интерпретации \ http://vvwvv.niet7sche.ru/biograf/litera/historv-aixiv/

7 Кроукер А. Кук Д. Постмодернистская сцена: экспериментальная культура и гиперэстетика // На путях постмодернизма.

8 Магнус Б. Ницше и постмодернистский критицизм // На путях постмодернизма. М.,1995. С.154

9 Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн Т. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 10. -М.: Госполитиздат, 1959.-С. 346-391. 58.Меринг Ф. Из общественных учений 19-го века. Пер. с. нем. - СПб., 1905.

10.Меринг Г. История Германии с конца средних веков. - М.: Кр. новь, 1923.

11. Микушевич В. Ирония Фридриха Ницше // Логос. Философско-литературный журнал. - 1993. -№ 4. —С. 199-203. 61.Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. - СПб.:

12.Немировская Л.З. Ницше: мораль по ту сторону добра и зла. - М.: Знание,1991.-62с.

13 Нордау М. Фридрих Ницше //Вырождение. - М.: Республика, 1995. - 400с.

14.Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах / Пер. с нем. В. М. Бакусева; Ред. совет: А. А. Гусейнов и др.; Ин-т философии РАН. — М.: Культурная революция, 2005. —402с.

15.Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.1 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. - М.: Мысль, 1989. - 831с.

16.Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер.с нем. Е.Герцык и др.— М: Культурная Революция, 2005.— 880 с.

17.Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. -М.: Мысль, 1990. - 829с.

18.Ницше Ф. Веселая наука: Злая мудрость. - М.: Эксмо, 2007. - 528с. 19.Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. - СПб.: Азбука, 2000. -. 20.Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и пи для кого: - М.: СП «Интербук», 1990. - 301 с.

21.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: К генеалогии морали. — Минск:

Беларусь, 1992.-333с.

22.Ницше Ф. Утренняя заря. — Свердловск: Воля, 1991. — 303с.

23.Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. - СПб.: 1993. - 83с

24 Ницше Ф. Ессе Homo // Ницше Ф. Соч. в 2 т. T.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. -M.: Мысль, 1990.-С.698.

25 Нордау, Макс.Вырождение.М.:Республика, 1995. - С. 106.

26 Свасьян К.А. Фридрих Ницше: история одного поражения //Ницше Ф. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1993.

27 Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

28 Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Соч. т.З. М., 1924. С. 147.

29 Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. - М.: Центрполиграф, 2004. - С. 152:

30 Штирнер Макс. Единственный и его собственность в 2-книгах, Спб., 1907-1909. 4.2. С. 249-517.)..

31 Л. Шестов.- Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше: философия и проповедь. СПб., 1900;

32.Яперс К. Ницше и христианство. - М.: Московский философский фонд: Медиум, 1994.

 

 

Приложение 1 Ссылки используемые в работе:

1 .Яперс К. Ницше и христианство. - М.: Московский философский фонд: Медиум, 1994.

2 Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн Т. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 10. -М.: Госполитиздат, 1959.-С. 346-391.

3 Л. Шестов.- Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше: философия и проповедь. СПб., 1900;

4 В.Микушевич. - Ирония Фридриха Ницше // Логос. Философско-литературныи журнал. 1993. - № 4.-С. 199-203.

5 Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. - М.: Центрполиграф, 2004. - С. 152:

6 Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. - М.: Центрполиграф, 2004. - С. 382.

7 Хроника жизни Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. T.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. -
M.: Мысль, 1990.- С.813.

8 Ницше Ф. Ессе Homo // Ницше Ф. Соч. в 2 т. T.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. -
M.: Мысль, 1990.-С.698.

9 Хроника жизни Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. T.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. -М.: Мысль, 1990.- С.813.

10 Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. М., 2004 'http://nietzsche.ru/biomf/litera/hol h'ngdail/

11 Хроника жизни Ницше // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. -М.: Мысль, 1990.- С.713.

12Ницше Ф. Соч. в 2 т. T.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. - М.: Мысль, 1990- С. 814

13Ницше Ф. Соч. в 2 т. T.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. - М.: Мысль, 1990. - С.813 -С. 814.

14Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.2 /Пер с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А.Свасьян. - М.: Мысль, 1990. - С. 815.

15Галеви, Даниэль. Жизнь Фридриха Ницше / Пер. с французского А.Н.Ильинского; под ред. и с предисл. В.Н. Сперанского. - Рига, Спридитис, 1991. - С.270

16 Галеви, Даниэль. Жизнь Фридриха Ницше / Пер. с французского А.Н.Ильинского; под ред. и с предисл. В.Н. Сперанского. - Рига, Спридитис, 1991. -С.270.

17 Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. Т. 2. М., 1997. -С. 700-701.

18 Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. Т. 2. М., 1997. -С.716.

19 Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. Т. 2. М., 1997. -С. 715.

20 См.: Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. Т. 2. М„
I997.-C.816.

21 Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения В двух томах. Т. 2 М . 1907. -С.716. 22 Там же. -С. 817.

23Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. Т. 2. М., 1997. - С.
820.

24 Ницше Ф. Ессе homo. Как становятся сами собой // Ницше Ф. Сочинения. В двух томах. Т. 2. М., 1997 -С.698-699.

25 См.: Жаворонков А. История архива Ницше: конфликты и интерпретации \ http://vvwvv.niet7sche.ru/biograf/litera/historv-aixiv/

26 Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 томах / Ин-т философии. ... Примечания // Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Том 2, М., "Мысль", 1990. - С. 119

27 Свасьян К.А. Фридрих Ницше: история одного поражения //Ницше Ф. Избранные произведения. - М.:
Просвещение, 1993. -С. 30.

28 Ясперс. К. Ницше и христианство. – М.: Медиум, 1994. –6 с.

29 Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 томах / Том. Том 2, М., "Мысль", 1990. - С. 265.

30Ницше Ф. Ессе Homo. СПб.: М., 1911.- С. 356 - 357.

31 Ницше Ф. Ессе Homo. СПб.: М., 1911.- С. 356 - 357- С.378.

32 См.: Крахоткин Ф. Европейский нигилизм и философия Ницше. //Лебедь. Независимый альманах. 2004. Июнь.-С.41.

33 Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1/Сост., ред. изд., вступ, ст. и примеч. К. Л. Свасьяна Пер. с нем. М.: Мысль, 1996.-С. 379

34Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 1/Сост., ред. изд., вступ, ст. и примеч. К. Л. Свасьяна Пер. с нем. М.:Мысль, 1996.-С. 633.

35 Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Том 2, М., "Мысль", 1990. - С.634.

36 Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 томах / Ин-т философии. ... Примечания //Фридрих Ницше.Сочинения в двух томах. Том 2, М., "Мысль", 1990. - С. 692

37 Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 томах / Ин-т философии. ... Примечания //Фридрих Ницше.Сочинения в двух томах. Том 2, М., "Мысль", 1990. - С. 645.

38Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 томах / Ин-т философии. ... Примечания // Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Том 2, М., "Мысль", 1990. - С. 654 - 655.

39 Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 томах / Ин-т философии. ... Примечания // Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Том 2, М., "Мысль", 1990. - С. 661.

40 Ницше Ф. Полное собрание сочинении: а 13 томах / Ин-т философии. ... Примечания // Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Том 2, М., "Мысль", 1990. - С. 673-690.

41 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сочинения: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990.- С. 8., 83.

42 Ницше Ф. Антихрист // Соч. в 2 томах. Т. 2. М. 1990. - С. 633.

43Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Сочинения: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1990.- С. 82.

43Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1992.- С. 382 -383.

43Там же. - С. 384.

44 Нордау, Макс.Вырождение.М.:Республика, 1995. - С. 106.

45 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1992. - С. 291 - 304.

46 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1992.-С. 379.

47 Там же.- С. 46 - 52.

48 Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1992. - С. 765 -766.

49 Кроукер А. Кук Д. Постмодернистская сцена: экспериментальная культура и гиперэстетика // На путях постмодернизма.
М.,1995. С.140.

50 Магнус Б. Ницше и постмодернистский критицизм // На путях постмодернизма. М.,1995. С.154.

51Ницше Ф. Соб. соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. С.256.

52Там же. С.571.

53См.: Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

54Ницше Ф. Соч. в 2т. Т.1. М, 1990. С.250.

55 См. об этом: Делез Ж. Фуко. М, 1998.

56 Ницше Ф. Соч. в 2т. Т.2. М., 1990. С.270.

57Фейербах Л. Лекции о сущности религии // Соч. т.З. М., 1924. С. 147.

58Штирнер Макс. Единственный и его собственность в 2-книгах, Спб., 1907-1909. 4.2. С. 249-517.).

59Ницше Ф. Соч. в 2т. Т.1. М., 1990. С.257.

60Там же. С.569.

61Батай Ж. Теория религии. Литература и зло. М., 2000. С.29.

62Ницше Ф. Соч. в 2т. Т.1. М, 1990. С.66.

63Там же. С.62.

64 Батай Ж. Внутренний опыт. СПб., 1997. С.54.

65Там же. С.54.

66 Там же. С.31.

67 Батай Ж. Процесс Жиля де Рэ.//Метафизические исследования. Вып.5. Культура. СПб., 1998. С.250.

68 Батай Ж. Процесс Жиля де Рэ.//Метафизические исследования. Вып.5. Культура. СПб., 1998. С.250.

69Там же. С.249.

70 Делез Ж. Ницше. Спб, 1997. С.36.

71Делез Ж. Ницше. СПб., 1997. С.44.

72 Там же.С.47.

73Deleuze G. Nietzshe and philosophy. New York, 1983. P.15.

74Делез Ж. Ницше. СПб., 1997. С.54.

 

– Конец работы –

Используемые теги: Глава, биография, Ницше0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава 1 Биография Ницше

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Глава I Берлинский кризис 1948 – 1949 гг. Глава II Берлинский кризис 1953 гг. Глава III Берлинский кризис 1958 – 1961 гг.
Введение... Глава I Берлинский кризис гг...

Глава IY. Становление и развитие Московской Руси ХIY-ХYП вв. 139 Глава Y. Российская империя в ХYШ в
Введение... Глава I Цивилизации древности... Глава П Генезис западной цивилизации в эпоху Средневековья...

ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ. ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС ВОТЧИННОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
ISBN M Независимая газета C P Пайпс C A Анно оформление Посвящается Даниэлю и Стивену... ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Мне очень приятно что Россия при... ПРЕДИСЛОВИЕ Предметом этой книги является политический строй России Книгапрослеживает рост российской...

Адам Смит Исследования о природе и причинах богатства народов (краткая биография, философия + некоторые главы из одноименной книги)
Подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию. При жизни Смита книга выдержала 5 английских и… Жизнь и научная деятельность Родился в семье таможенного чиновника. Несколько… В 1748-50 г.г. Смит читал публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. С 1751 г. профессор логики…

ГЛАВНЕЙШИЕ ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ И ГЛАВНЕЙШИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Кафедра геологии нефти и газа... КАЛЯГИН С М... ГЛАВНЕЙШИЕ ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ И ГЛАВНЕЙШИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ...

Абсолютное большинство реальных рынков расположено между крайностями – монополией и совершенной конкуренцией, и характеризуются несовершенной конкуренцией. Наш анализ в предыдущей главе сосредоточивался на полярных рыночных структурах и закончился исследо
Абсолютное большинство реальных рынков расположено между крайностями монополией и совершенной конкуренцией и характеризуются несовершенной... Олигополия...

Глава 5. Логические основы компьютеров
Что такое логическая формула С помощью логических переменных и символов логических операций любое высказывание можно... В каком виде записываются в памяти компьютера и в регистрах процессора данные... Данные и команды представляются в виде двоичных последовательностей различной структуры и длины Существуют различные...

Глава ІІ. Статистика международного туризма
Глава ІІ Статистика международного туризма... Проблемы статистического учета являются центральными в исследованиях туризма... Исследование международного туризма требует количественных показателей в основе которых лежат статистические данные...

Глава 1.Бухгалтерский учет, его сущность и значение
Виды хозяйственного учета Место бухгалтерского учета в системе управления... Задачи и принципы бухгалтерского учета... Пользователи бухгалтерской информации...

Глава 5. Этика личности и корпоративная этика
Глава Этика личности и корпоративная этика... Законодательные правила и этикет... Этический свод законов компании В профессиональной сфере Хотя...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам