Реферат Курсовая Конспект
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (КУРС ЛЕКЦИЙ) - раздел Социология, Русский Гуманитарный Интернет Университет ...
|
Русский Гуманитарный Интернет Университет
Библиотека
Учебной и научной литературы
WWW.I-U.RU
Ф.И. МИНЮШЕВ
СОЦИАЛЬНАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
(КУРС ЛЕКЦИЙ)
Международный Универитет
Бизнеса и Управления
«Братья Карич»
Москва ¾1997
ББК 60.5
М62
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор И.М. Слепенков,
доктор философских наук, профессор В.Г. Харчева
ББК 60.5
ISBN 5-89313-012-х
ã Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997 г.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
КУЛЬТУРЫ
I
ПРЕДИСЛОВИЕ
Антропология в целом, как известно, изучает происхождение и историческую эволюцию человека. Существуют такие вполне сложившиеся отдельные ее направления, как физическая антропология, включающая в себя палеонтологию, учение об антропогенезе и морфологию человека, и философская антропология, исследующая общую природу человека в соотношении с его миром. Относительно недавно стала складываться и третья ветвь антропологии — социальная, или культурная, антропология, которая формируется на базе достижений прежде всего этнографии и этнической антропологии. Концептуальное се оформление, превращение в науку происходит сейчас, на наших глазах.
Известно, что человека изучают свыше двухсот наук, и каждая из них находит в нем свой предмет. Понятно также, что для гуманитарных наук общим объектом является не столько сам человек, сколько человек, взятый в соотношении с его социальным и природным окружением. Так, философия изучает соотношение «человек и мир", социология — "личность и общество», социальная психология — «личность и группа», психология — «индивид и его личность», социальная экология — «человек и природа», этнопсихология — «индивид и этнос», психоанализ — «индивид и социальная жизнь» и т.д.
Социальная (культурная) антропология исследует вопросы взаимодействия человека с культурой, в рамках которой он существует и действует. Иными словами, она изучает человека через призму его культуры. Следовательно, в рамках соотношения «человек — культура» ее интересует человек как природное существо, становление его личности в истории и конкретной социальной среде, типичные ситуации его взаимоотношений с другими людьми, принадлежащими как к «своей», так и к иной культуре, отклонения его поведения и деятельности от принятых в данной культуре ценностно-нормативных координат и т.д. Это — микроуровень социальной жизни.
Однако понимание повседневной культуры человека невозможно без уяснения принципиальных положений о культуре вообще, ее функций, факторов развития, взаимодействия культур, развития символических систем и т.д. Эти вопросы изучает культурология. Но она исследует культуру так, как политэкономия изучает экономику, политология — политику, медицина — болезни человека и т.д., т.е. как области, обязанные своим происхождением и развитием активности человека, но рассматриваемые вне самого человека. Социальная же антропология пытается исследовать самого человека в соотношении с продуктом его же активности — культурой, стремится соединить социальное и культурное, изучить факторы, механизмы и степени оснащенности тех или иных социальных процессов культурными атрибутами: ценностями, нормами, образцами и т.д. Иначе говоря, она ставит цель интегрировать вокруг человека знания прежде всего по социологии, культурологии, психологии и этнографии[1].
Однако на этом пути исследователя ожидают большие трудности. Возникает необходимость преодоления традиции «растаскивания» человека по разным наукам путем синтеза их достижений в единые концептуально оформленные линии. Такое требование ставится и самой действительностью — людям необходимы знания о человеке для повседневной жизни. Во многом здесь господствуют либо суррогаты знаний, либо лишь собственный опыт самого индивида, что ведет в большинстве случаев к жизненным ошибкам. Кроме того, необходимо преодолеть слишком большую разноголосицу в понимании культуры как социального явления — многие под ней понимают лишь продукцию художественной и научной сфер. Между тем речь должна идти о глубинных основах жизнедеятельности миллионов людей.
Все эти трудности теоретического характера, стоящие на пути развития (социальной) культурной антропологии как исследовательской и учебной дисциплины, постепенно преодолеваются[2]. Предлагаемый курс (1-я часть) лекций по социальной антропологии был прочитан впервые в МГУ на 3-м курсе социологического факультета в 1994 г. и встретил одобрение студентов и коллег. Это побудило автора к его изданию.
Целевая установка курса задумана следующим образом.
1. Наметившееся начало перехода нашего общества от «социоцентрического» к «человекоцентрическому» означает постепенный отказ от господствующей у нас позитивистской социологии, изучающей в основном лишь функции и эволюцию деперсонифицированных структур общества. Поскольку общество в своей основе является продуктом взаимодействия людей, теоретическое невнимание к человеку как к источнику формирования и функционирования всех социальных, экономических и политических структур и процессов лишает социологию возможности проявлять свою прогностическую функцию (события последних лет еще раз показали, что революции совершают не абстрактные законы, а люди). Поэтому социальная (культурная) антропология впервые включается в структуру социологии как учебной дисциплины. Культурантропологические знания помогают анализировать общество как сложную социокультурную систему.
2. Человек рассматривается в аспектах «человек — культура» и «человек — человек в различных культурах». При этом человек понимается и как индивид, и как группа («общественный человек»), и как личность (культурная составляющая человека), и как родовое существо («совокупный человек»). Конкретное применение термина зависит от контекста: такое расширение понятия «человек» позволяет повысить эвристические возможности основного термина и в то же время сохранить содержание категории «человек» на всех уровнях обобщения. Проблемное же поле культуры ограничивается антропологическим пониманием культуры прежде всего как ценностно упорядоченного и социально отобранного жизненного и профессионального опыта множества людей.
Курс лекций ставит целью привитие студентам навыков по интегрированию понятий человека и его культуры в одно целое, синтезу их в этой ключевой единице анализа.
3. Основное внимание уделяется культуре повседневной жизнедеятельности как первичной основе всякой культуры (профессиональной, политической, эстетическо-художественной и т.д.). В современных условиях усилилось их взаимопроникновение. Содержание курса может явиться основой для обучения студентов применению методов прикладной социологии в исследовании деятельности собственно культурных институтов (науки, искусства, системы образования) и их влияния на повседневную культуру народа (этот раздел будет изложен во второй части курса лекций).
4. Предлагаемый курс систематизирует знания студентов о человеке, полученные в процессе изучения гуманитарных дисциплин (психологии, социальной психологии, демографии, истории, литературы и т.д.), усиливает гуманистические функции социологии, содействует процессу гуманитаризации университетского образования.
Курс вооружает студентов и практическими знаниями о человеческом взаимодействии и межкультурном общении. Вступление нашего общества на путь социального расслоения и жесткой конкуренции требует вооружения студентов знаниями и умениями для жизненной борьбы.
5. Знания, которые дает настоящий курс лекций, могут быть использованы при работе с кадрами, в ходе деловых контактов представителей различных культур, при решении вопросов национальной и культурной политики государства, а также в сфере социальной поддержки человека, в социальной работе.
Тема 1
Социальная антропологая как исследовательская
И учебная дисциплина
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие общественные причины стимулируют формирование социальной (культурной) антропологии в научную и учебную дисциплину?
2. Какое место занимает социальная антропология в системе наук о человеке?
3. Попробуйте сформулировать свое определение предмета социальной антропологии. Сравните с предлагаемым автором определением.
ЛИТЕРАТУРА
Американская социологическая мысль. Раздел «Феноменологическая социология». М., 1994.
Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994.
Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.
Разин В.М. Введение в культурологию. М.,1994.
Социокультурное исследование. М., 1994.
Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
Человек. М., 1995.
Тема 2
Антропогенез. Вехи исторической и культурной
Эволюции человека
Содержание темы чрезвычайно обширно. Систематическое его изложение потребовало бы создания цикла лекций. Однако есть необходимость дать в качестве введения краткое и схематическое изложение основных ее положений.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите основные этапы исторической эволюции морфологии человека.
2. Дайте обоснование исторической типологии личности гомо сапиенс.
3. Постройте систему аргументаций в пользу суждений: а) природа человека неизменна; б) природа человека изменяется в истории. Определите свою позицию.
4. Приведите доказательства однолинейности или многолинейности культурной эволюции человечества. Обоснуйте свою позицию.
5. Какая модель цивилизации (культуры) подходит к России в наибольшей степени? Аргументируйте свой выбор.
ЛИТЕРАТУРА
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993.
Здравствуйте, Я Ваш предок //3а рубежом. 1994. № 40.
История человечества в картинках. Харьков, 1992.
Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. М., 1992.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995.
Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.
Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1994.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
Цивилизации и культуры. Вып. 1. Россия и Восток. М., 1994.
Тема 3
Социокультурный процесс
В этой лекции проанализируем вплетенности атрибутов культуры в ситуации социального взаимодействия. Единицей анализа является социальное взаимодействие, порождающее «социальность». Упорядочение социальных действий людей, их смыслонаполнение, интегрирование людей посредством самоидентификации в общности различных уровней происходит именно в так называемых социокультурных процессах. Современное общество выступает как сложная социокультурная система.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под «социальностью»?
2. Как оценить культурность той или иной формы социального взаимодействия?
3. Опишите какое-либо свое часто повторяющееся действие с обозначением элементов культуры в нем. Попытайтесь выяснить, откуда исходят эти требования, когда и как они Вами восприняты.
ЛИТЕРАТУРА
Американская социологическая мысль. Тексты. М.,1994.
Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М.,1995.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Современная американская социология. М., 1994.
Социокультурное исследование. М., 1994.
Cultural antropology. N.Y., 1991.
Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
Тема 4
Культура повседневности
Существенным недостатком культурологии является ее абстрактность, не «опускающаяся» до уровня повседневной жизни людей. Социальная антропология пытается преодолеть этот разрыв. В данной теме будут рассмотрены некоторые подходы к объяснению культуры повседневности. Разумеется, этим не исчерпываются возможности и достижения теоретического анализа.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что является «конституирующим началом» повседневности?
2. Как развивался костюм в истории? Дайте социокультурную характеристику современного костюма.
3. К каким последствиям в современных условиях ведет «растворение» искусства в мире повседневности?
4. Что означают понятия «грамматика» и «риторика»?
ЛИТЕРАТУРА
Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. М., 1981.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1990.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Современная американская социология. М.,1994. С. 180-195.
Социокультурное исследование. М., 1994.
Социологические исследования. 1988. № 2. С.123-137.
Франкл В. Человек в поисках иных смыслов. М., 1990.
Символико-интерпретационный подход в современной культурантропологии //Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
Тема 5
Человеческое разнообразие и стратификация общества
Совместная жизнь людей сопровождается появлением множества социальных образований, среди которых особенно выделяются группы, классы, этносы и расы. Что лежит в основе социального расслоения — биопсихическое разнообразие людей или же социокультурные, экономические, политические и иные факторы, действующие как бы принудительно, извне, распределяя их по группам и тем самым предопределяя статус, роли и судьбу конкретных индивидов? Попробуем найти ответы на эти важные вопросы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие факторы обусловливают человеческое разнообразие?
2. Какие виды разделения труда Вы знаете?
3. Возможно ли преодоление отчуждения человека в истории?
4. Чем определяется социальное положение индивида в классовом обществе?
5. В чем античеловечность расизма?
ЛИТЕРАТУРА
Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. T. II(VII). M., 1935.
Биологическое и социальное в человеке. М., 1977.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42.
Kottak C.P. Cultural antropology. N.Y., 1991.
Тема 6
Этнос и этнокультура
Недавно пережитый нами распад СССР на отдельные национальные государства не снимает проблемы политического самоопределения наций и сохранения этнических культур в рамках России. Взаимодействие этносов сегодня является одним из самых острых вопросов государственного и культурного строительства. В лекции будут рассмотрены узловые вопросы этнической проблематики.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как понимать термины «этнос», «нация», «этнокультура»?
2. Каковы ведущие факторы этнической самоидентификации?
3. Какие фазы этнического конфликта Вы наблюдали? Опишите эти фазы.
4. Вы в роли Президента страны. Ваши действия по погашению активной фазы этнического конфликта?
5. Опишите логику составления анкеты культурноантропологического исследования.
ЛИТЕРАТУРА
Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1972.
Межнациональные отношения в регионах Российской Федерации. М., 1992.
Управление этническим конфликтом //Независимая газета.1994. 13 сент.
Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.
Этнометодология. Вып.1. М., 1994.
Этнополис (Этнополитический вестник России). 1992. № 1, 2.
Тема 7
Социализация и инкультурация индивида.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие свойства культуры обусловливают процесс социализации индивида?
2. Перечислите образы человека в европейской культуре и связанные с ними виды педагогического воздействия.
3. Назовите стадии моральной социализации, попробуйте связать их со стадиями общего развития личности.
4. Чем отличается маргинальная личность от «эталонной», принятой в данной культуре?
5. Существует ли социальный характер человека? Если «да», то в чем он проявляется?
6. Какие формы приспособления индивида к обществу рассматривает Р.К. Мертон?
7. В чем причины агрессивности человека? Какие концепции, объясняющие их, Вы знаете?
ЛИТЕРАТУРА
Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 448-464.
В тени закона, или во что обходится обществу преступность // Бизнес Уик. 1994. № 3.
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982. С. 78-94.
Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1980,
Кухтевич Т.Н. Социология воспитания. М., 1989.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 322-342.
Социальная структура и аномия //Социс.1992. № 2—4.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Бытие человека в культуре
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социолог обычно изучает общество как обезличенное (деперсонифицированное) структурно-функциональное образование. Человеческая активность, являющаяся его реальным источником, при этом остается в тени научного анализа. Чтобы социология превратилась в науку о реальной совместной жизни множества людей, необходимо расширить поле анализа, включив него и субъективный мир людей: действительно, они как бы одновременно живут в прошлом (социальная и индивидуальная память), настоящем (здравый смысл, знания о повседневной жизни, нравственная и политическая позиции) и будущем (надежда на лучшее, проекты). Этот субъективный мир реализуется посредством деятельности и поведения в объективном мире, в обществе. Более того, именно в этом процессе индивид становится социальным существом, личностью. Он начинает осознавать мир как состоящий из множества реальностей, и именно в этих сферах постоянно перемещается его сознание, интенциональное (стремящееся к чему-то, к кому-то, куда-то) по своей природе.
При объяснении этих реальностей приходится отходить от традиционных для нашего научного мировидения философских позиций, когда предметом философии являлись законы функционирования и развития природы, общества и человеческого мышления. Этот подход сводит многообразие человеческих проявлений лишь к его мышлению, исключает из сферы философско-социологического анализа человеческую жизнь в обществе со всеми ее проблемами, что выводило из поля зрения философии «человеческий фактор» и препятствовало развитию социологии, особенно «понимающей». Развитие социальной антропологии потребовало применения феноменологического подхода с его категориями «жизнь», «жизненный мир», «человеческое существование». Между тем понятие «жизнь» в истории мысли подвергали анализу Аристотель, Демокрит, Фома Аквинский, Декарт и Гольбах, позже — Энгельс и Дильтей. Одни из них обосновывали материалистическую позицию в вопросах происхождения и природы жизни, другие — ее божественность. В. Дильтей видел жизнь как основу, внутреннее содержание и движущую силу всего существующего, утверждая, что все науки изучают различные проявления жизни, а философия имеет задачей решение загадки жизни. Следуя этой традиции и по велению времени, социальные антропологи начинают рассматривать различные миры человека, причем мир повседневной жизни людей является по преимуществу высшей реальностью и исходной базой для формирования и функционирования всех других миров человека, в том числе чисто символических, таких, как религиозные и художественные миры. Поэтому появление и развитие этих миров подчинены принципу жизнеподобия, т.е. они по своей природе являются производными от реального мира, мира повседневной жизни.
Что является основанием выделения и анализа таких миров? Основные феномены человеческого существования, по общему признанию, — труд, доминирование (стремление к превосходству), любовь, игра и смерть. Социальный антрополог прибегает к формуле «бытие человека в мире», стремясь уйти от односторонних представлений о социальной жизни как о результате воздействия на людей объективного мира (общества как объективной реальности) или от рассмотрения общества лишь как образования, конституируемого эго человека (общество как субъективная реальность).
Бытие человека в мире — это прежде всего способ обитания в мире человеческом, поскольку социальный мир так же принципиально изначален, как и жизненный. Человек в нем «дан» со своими константами существования. Поэтому общество не есть сумма индивидов, а есть фундаментальная структура опыта и горизонт всякой субъективности и ее действий. Люди существуют в ситуациях, по необходимости интерпретируемых ими и последующими поколениями различно, — это открывает множество перспектив. Более того, социальная антропология переходит к анализу миров человека (в отличие от рефлексивной философии, различающей сущность и фактичность), где тело человека (прежде всего в форме потребностей витального характера) выступает в единстве с его сознанием, — лишь при этом подходе мы имеем ощутимый и цельный мир, мир, в котором человек присутствует и действует.
Увлечение абстрактными трансцендентальными континуумами, куда «уходит» лишь сознание человека, мешает действенному анализу существующих и появляющихся новых миров существования человека (например, виртуальных миров, компьютерных игр и т.д., явно связанных с переживаниями людей, с творчеством и неудачами, остро и драматически ощущаемых людьми). Реабилитация тела человека (Гуссерль, Мерло-Понти) преодолевает картезианское удвоение мира и, подчеркивая непосредственность связи сознания и мира человека, ведет к необходимому ныне преодолению дуализма субъекта и объекта. Поглощенность человека миром своего бытия и существование этих же миров в нем посредством личностной идентификации (точнее, самоидентификации), слияние с ними обусловливают формирование и соответствующих черт человека как граней его личности. Множественность миров человека определяет историческое усложнение личности, и наоборот.
Итак, труд, доминирование, любовь, игра и смерть как постоянные социал-антропологические феномены и их институциональные проявления в обществе — предмет нашего дальнейшего анализа и изложения.
Тема 1
Общество как субъективная реальность
Цель лекции — описать схему институционализации индивидуальных опытов жизнедеятельности, т.е. превращения их в элементы культуры, выявить иерархию и связи образовавшихся субъективных миров, обнаружить символико-знаковые системы, обеспечивающие процессы взаимопереходов и единство этих миров.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Почему ситуация «лицом к лицу» и «здесь и сейчас» является исходной точкой формирования культуры?
2. Перечислите важнейшие жизненные миры человека, свяжите их функции с теми или иными качествами личности человека.
3. Что понимается под смысловым универсумом?
ЛИТЕРАТУРА
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.,1995.
Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. М., 1988.
Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.
Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
Федотов Г. П. Россия и свобода. Париж, 1981.
Флоренский П.А. Макрокосм и микрокосм //Богословские труды. Сб. 24. М., 1983.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Тема 2
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Опишите структуру жизненной среды человека.
2. Чем вызвана необходимость в гармоничной связи ее элементов?
3. Перечислите причины угрозы экологического кризиса в мире?
4. Опишите задачи природоохранной функции государства.
5. Почему люди стремятся экономить свое время?
ЛИТЕРАТУРА
Введение в культурологию. Воронеж, 1994. С. 231—238.
Пиз А. Язык телодвижений. М., 1992.
Реформирование России: мифы и реальность. М., 1994.
Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 411—413.
Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов. М., 1995. Главы IV, V, VI.
Тема 3
Труд в жизни людей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Является ли производительность труда фактором естественноисторического отбора той или иной цивилизации?
2. Может ли труд стать главной жизненной потребностью того или иного человека? Если да, то в каких условиях?
3. Что понимается под «отчуждением труда»? Можно ли его когда-либо преодолеть?
4. Что означает термин «человек умелый»?
5. Какие существуют ныне проблемы в развитии трудовой искусности населения России?
ЛИТЕРАТУРА
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование. М., 1995. С. 16¾20.
Гельвеций К. Соч. В 2-х т. М., 1972. Т.1. С. 353.
Гольбах П.А. Избр. произв. М., 1963. Т.2. С. 121.
Курелла А. Свое и чужое. М., 1970.
Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. Ч. II. С. 110.
Современная американская социология. М., 1994. С.190¾191.
Социологические исследования. 1995. № 9. С. 50¾64.
Социология труда. М., 1994.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. С. 586.
Тема 4
ГЕНЫ И МОЗГ. ИНФОРМАЦИОННАЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. По каким основаниям можно сегментировать телеаудиторию?
2. Согласны ли Вы с различением понятий «научное» знание и «социальное» знание?
ЛИТЕРАТУРА
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Биографический метод. История, методология, практика. М., 1994.
Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. С. 22¾26, 29¾41, 229¾247.
Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994.
Кон И.С. Дружба. М., 1987.
Мардена Р. Успех в жизни. СПб., 1903 (факсимильное издание).
Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1993.
Петрович Н.Т. Люди и биты, М., 1986.
Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология — миллионные прибыли. М., 1993.
Проблемы человека в западной философии. М.,1988.
Саган К. Драконы Эдема. М., 1986. С. 16¾90.
Федоров Ю.М. Универсум морали. Тюмень, 1992.
Тема 5
ЧЕЛОВЕК СЕКСУАЛЬНЫЙ. СЕКСУАЛЬНАЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Попытайтесь ясно ответить себе на вопрос: что такое «сакральное» и что такое «профанное»?
2. Что такое Абсолют в истории и теории морали? Какова социокультурная функция этого феномена?
3. Почему не оправдался проект эпохи Возрождения о повсеместной победе Разума в жизни людей? Каковы, на Ваш взгляд, причины роста влияния религий во всем мире?
4. Каковы слагаемые сексуальной культуры? Считаете ли Вы себя сексуально грамотным человеком?
ЛИТЕРАТУРА
Дако П. Новое искусство жить. М., 1995.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1. М., 1994.
Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1995. С. 62¾98.
Старович 3. Судебная сексология. М., 1991. С. 101¾110, 164¾183.
Фромм Э, Психоанализ и религия//Сумерки богов. М., 1989. С. 143¾222.
Шелер М. Формализм в этике. М.,1994.
Элиаде М. Священное и мирское. М.,1994.
Тема 6
Мир борьбы. «Человек агрессивный»
НАСИЛИЕ КАК СРЕДСТВО ДОМИНИРОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите основания, с помощью которых можно выделить насилие как социальное, политическое, экономическое и психологическое явления.
2. Каково, на Ваш взгляд, будущее социального насилия?
3. Почему политическая и экономическая деятельность должна регулироваться извне, со стороны интеллектуальной силы?
4. Почему фанатизм в социальной жизни неприемлем?
ЛИТЕРАТУРА
Конфликты XX века. Иллюстрированная история. М.,1995.
Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М.,1995.
Пезешкин Н. Психотерапия повседневной жизни. М., 1995. Гл. 3.
Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.
Социальные конфликты. Вып. 8. Насилие: тенденции и альтернативы. М., 1995.
Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975.
Тема 7
Мир игры.
КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Когда мы говорим о классификации игр, необходимо раскрыть специфику структурирования этого общего феномена, т.е. применить дедуктивный метод расчленения одной большой игры на ряд «малых»[157]. В рамках этого подхода можно выделить следующие виды классификации игр.
1. Р. Каюйа выделил четыре типа игр. Игры расположены на едином континууме-процессе, начало которому задает максимальный Ludus (управление игрой через правила) и заканчивается Paidia (максимальная стихия игры, обеспечивающая самореализацию игрока):
а) игра-агон (борьба, состязание). Играют соперники, цель игры — победа. Прежде всего это спорт;
б) игра-alea (жребий, игральная кость). Сюда относятся все азартные игры, игры на везение, в которых побеждает случай[158]. В этих играх главенствует риск (например, биржевая игра, лотерея, карты, пари, рулетка, тотализатор)[159]. Замечено, что в кризисные времена эта страсть усиливается до предела. Игра, этот наркотик для бедных, дает возможность обмануть судьбу и питает мечты о лучшей жизни;
в) игра-mimicry (подражание, имитация). Этот тип игры характерен для сценических искусств, театра, зрелищ типа шоу. Играющий — актер, его принцип игры — жизнеподобие, подражание реальности;
г) игра-ilinx, игра головокружения. Игрок играет с самой смертью в прятки — рискованные мероприятия вплоть до «русской рулетки». На карту ставится сама жизнь игрока — она отдается на волю случая, стихии.
Все эти четыре типа локализованы: первый — стадионом, спортзалом и т.д., второй — игральным столом, рулеткой, третий — сценой, а четвертый — самой жизнью играющего.
2. Выделяются три плана игры: play (играние), game (вид игры), performance (мотивация игрока, его отношение к игре). Такой метод классификации (структурации) позволяет ясно описать конкретные виды игр с четким расчленением их на составные части.
3. С.А. Смирнов в вопросах классификации продвигается глубже всех, поскольку в схему включаются соответствующие стили жизни людей, что делает понимание игры более антропологичным. Он предлагает следующую схему, выделяющую три типа игр[160].
Игра-мимезис | Игра-агон | Игра-экстазис |
Родовая природа: подражание, удвоение мира, аполлоновское начало в культуре | Родовая природа: борьба, соревновательность, состязательность с целью победы, доминирования | Родовая природа: постижение смысла бытия, построение своего мира, дионисийское начало в культуре |
Игра-мимезис (соответствует театру, языковым играм, играм с текстом) связана с игрой воображения и ума человека, это мир «Зазеркалья», и целью создания такого мира является развитие личности играющего. Квази-формы: эстетство, салонные игры, богемное поведение. Такая игра, когда фантазия приобретает прочные формы, «овеществляется», переходит в игру-агон, целью которой уже является победа одного играющего над другим в ирреальном мире, это игра в игрушки в условном мире, огороженном множеством правил (рыцарские турниры, спортивные состязания, конкурсы эрудитов). Здесь свободы меньше, чем в первом типе игр, поскольку нет места для импровизации, индивидуальной интерпретации роли. В агонистике человек вырабатывает силу жизни, выносливость, отодвигает границы «усталости от жизни». Если нарушается мера игры, то появляются квази-формы (война) уничтожающие в конечном счете и игрока, и данный тип игры.
Игра-экстазис доводит борьбу до предела, игрок ходит по краю пропасти, вплоть до тяжбы с Богом (Гамлет, Дон-Кихот). Этот тип игры воплощен в героях Пушкина: Евгении из «Медного всадника», Сальери, Германе из «Пиковой дамы»; ключевая мысль. Пушкина состоит в том, что идея, становящаяся абстрактным принципом, знаменем, фетишем, превращается в идола, в дубинку для уничтожения живого. Идол ищет олицетворенной силы и находит его в фанатике. Здесь мы уже близки к объяснению поступков героев Достоевского, разрушающих опоры, на которых зиждется природа человека, и бросающих вызов самой истории. Квази-формами являются рулетка, кости, карты.
Вникая в проблематику игры, мы не можем пройти мимо взглядов на игру Э. Берна, известного американского психотерапевта, написавшего книгу «Игры в жизни людей». Он обнаруживает множество сценариев жизни, реализующихся как в трансакциях, так и во внутреннем мире человека. Если взаимодействия людей нельзя сводить к игре, в чем мы уже убедились, то наш интерес к описанным Берном взаимоотношениям внутренних олицетворений законен. Он структурирует внутренний мир человека по персонажам «ребенок», «родитель» и «взрослый». Взаимоотношения между ними определяются сутью этих олицетворений: «ребенку» свойственны фантазии, творческое, импровизационное начало, «родителю» — нормативность, традиционализм, воспитательное начало, унаследованное от его родителей и помогающее прокладывать русло жизни «ребенку», а «взрослому» характерны прагматическое отношение к жизни, рациональность в суждениях и поступках. Преобладание во внутреннем мире того или иного человека какой-либо из этих позиций означает преобладание соответствующих стремлений в реальных поступках индивида, в его действиях и в участии в тех или иных типах игр (стиль жизни индивида во многом зависит от «долевого участия» в его поведении этих персонажей, что, в свою очередь, обусловлено его воспитанием и самовоспитанием в рамках данной культуры).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое игра? Ответьте себе своими словами.
2. К какому классу игр Вы тяготеете? Можно ли на основе такой самооценки определить ценностные ориентации, стимулирующие Ваши усилия по самоутверждению, или можно понять лишь Ваш психологический характер?
ЛИТЕРАТУРА
Берн Э. Игры, в которые играют люди... М., 1989.
Кальве Л.Ж. Игры в обществе//Апокриф. М., 1992. № 2.
Кентавр. Методологический и игротехнический альманах. 1995. № 2.
Книга рекордов Гиннеса. Москва; Лондон, 1993.
Молодежь: будущее России. М., 1995. С. 163—175.
Хейзинга И. Homo ludens: в тени завтрашнего дня. М., 1992.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
Тема 8
СМЕРТЬ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ
Контрольные вопросы
1. В чем выражался культ мертвых у древних народов?
2. Объясните себе происхождение ритуала «сати» в индуизме.
3. Перечислите формы индивидуального и социального сопротивления смерти.
4. Что значит «преклонение перед жизнью» (А. Швейцер)? (Каковы философские и религиозные истоки этого девиза?)
ЛИТЕРАТУРА
Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание,врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.
Брэгг П. Здоровье и долголетие. М., 1996.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М., 1995.
Моуди Р. Жизнь после смерти. М., 1991.
Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.
Рэндлз Д., Хог П. После жизни. Ярославль, 1994.
Судьбы людей: Россия XX век. М., 1996. (Проект «Социодинамика поколений»).
Тайна смерти. М., 1995.
Содержание
Часть первая. Социальное бытие культуры
Тема 2. Антропогенез. Вехи исторической и культурной эволюции человека
– Конец работы –
Используемые теги: Социальная, антропология, курс, лекций0.071
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (КУРС ЛЕКЦИЙ)
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов