рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности музейного маркетинга

Особенности музейного маркетинга - раздел Торговля, Особенности Музейного Маркетинга Содержание Введение 1. Общие Функции, Задачи...

Особенности музейного маркетинга Содержание Введение 1. Общие функции, задачи и принципы маркетинга 2. Концепция развития музейного маркетинга 3. Особенности маркетингового подхода в музейной деятельности 4. Маркетинговая работа в музее: функции, задачи и принципы 5. Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе 6. Проблемы и пути решения музейного маркетинга Заключение Список литературы Введение Сокращение государственного финансирования и снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне. Постепенно музеи осознали, что если они хотят избежать финансового краха, эффективно конкурировать на рынке досуга, бороться за внимание туристов и создавать дополнительные возможности для образования, у них не остается иного выбора, как перенять некоторые из методов, практикуемые коммерческим сектором.

Музеи становятся интерпретаторами и хранителями ресурсов, которые, приходя из прошлого, часто помогают людям найти вдохновение в настоящем, вселяют уверенность в будущее.

Учитывая традиции, музеи адаптируются к требованиям XXI столетия. Новые факторы начинают определять условия деятельности музеев. Музеям необходимо пережить те кардинальные перемены, которые произошли в сфере культуры в целом, научиться проявлять предприимчивость и самостоятельность в добывании дополнительных средств к государственному финансированию.

Чтобы избежать финансовых неудач, эффективно конкурировать на рынке досуга, привлекать внимание туристов, создавать дополнительные возможности для образования, музеям необходимо использовать технологии деловой активности. Новая стратегия выживания принесла в традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг, которые способствуют организации современного музейного дела и управлению музейной деятельностью, что относится к прикладному музееведению.

Многие специалисты и руководители музеев, также как и посетители, весьма неоднозначно воспринимают термин «музейный маркетинг». Естественно, что многие опасаются, что результатом музейного маркетинга может стать голый меркантилизм, отход от ценностей и снижение музейных стандартов. Актуальность поставленной проблемы определяется: - объективной потребностью утверждения в новых рыночных условиях новой социально-культурной роли современного музея; - недостаточностью изученности специфики музейного маркетинга, призванного укрепить традиционные формы управления музеем; - сложностью построения взаимосвязей внутренней и внешней среды музея, влияющих на продвижение его услуг и повышения культуры потребителя; - отсутствием оценки внутренних ресурсов музея с учетом восприятия его потребителем. Целью работы является исследование роли маркетинга в оптимизации деятельности современного музея и разработка теоретических основ внедрения маркетинговой стратегии в развитии музея.

При написании работы были поставлены следующие задачи: - раскрыть содержание, особенности, цели, задачи и перспективы развития маркетинговой деятельности в социально-культурной сфере; - определить роль, содержание и функции музейного маркетинга в процессе создания и продвижения услуг музея с целью повышения его конкурентоспособности. Таким образом, рассмотрение особенностей музейного маркетинга становится на сегодняшний день весьма актуальным не только с теоретической, но и с практической точки зрения.

И основой для такого рода рассмотрения должны стать принципы и организационные задачи музейного маркетинга, которые я избрала темой данной работы. 1. Общие функции, задачи и принципы маркетинга Маркетинг прочно вошел в деловую жизнь развитых стран. В последние годы, в нашей стране, при переходе к рыночной экономике многие организации часто стали обращаться к маркетингу и приемам его использования в российских условиях.

Для выдвижения идеи маркетингового управления в сфере культуры объединим принципы функционирования классического маркетинга со спецификой управленческой и производственно-хозяйственной деятельности учреждений культуры, так как подходы к управлению деятельностью учреждений культуры на основе функциональных задач классического маркетинга способны решить многие существующие административные и организационно-экономические проблемы на данном этапе.

Поэтому, экономисты разных стран и взглядов дают различные толкования понятия «маркетинг». По этой причине, основное понятие маркетинга имеет множество формулировок.

К настоящему времени известно более двух тысяч определений маркетинга, в которых даются общие характеристики его сущности. При анализе основной сущности формулировок маркетинга, которые предлагают различные специалисты в этой области, наблюдается их идентичность и адекватность. В экономической литературе последних лет имеется множество формулировок, хотя все они замыкаются на одинаковом содержании и единой сущности.

Существуют широкие и узкие, краткие и полные определения понятия «маркетинг». Маркетинг - это: - наука руководить предприятием так, чтобы достичь высоких результатов, удовлетворить потребность с наименьшими затратами; - средство ликвидации дефицита, т.е. потребности в чём-либо. - выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, для которого характерен творческий, комплексный и нередко агрессивный подход; - вид деятельности; - функция управления фирмой; - философия деятельности фирмы; - наука; - учебная дисциплина; - ориентация продавца-изготовителя на рынок, на потребителя; - деятельность по обеспечению наличия товаров в нужном месте в нужное время по подходящей цене. В функциях проявляется содержание маркетинговой деятельности. Множество функций сводятся в четыре блока: 1) Аналитическая функция: - изучение рынка в целом, общей ситуации в стране, регионе, отрасли; - изучение потребителей; - изучение конкуренции и конкурентов; - изучение поставщиков и партнёров; - изучение посредников по сбыту; - изучение товара и спроса; - изучение внутренней среды предприятия. 2) Производственная функция: - участие в создании новых товаров; - участие в производстве; - участие в МТ снабжении; - участие в управлении качеством и конкурентоспособностью новой продукции. 3) Сбытовая функция: - организация системы товародвижения; - организация сервиса; - формирование спроса и стимулирование сбыта; - проведение товарной политики; - проведение ценовой политики. 4) Управление и контроль: - организация маркетинговой службы; - информационное обеспечение маркетинга; - организация оперативного стратегического планирования на предприятии с ориентацией на рынок; - организация управленческих связей службы маркетинга; - организация контроля в области маркетинга. Перечисленные функциональные задачи делятся на группы: - аналитикооценочные; - планово-стратегические; - исполнительские.

Выполняются службами маркетинга в полном объёме или в кооперации с другими службами.

Эффективно выполнять все функции маркетинга не в состоянии ни одно предприятие, поэтому обращается к услугам других специализированных фирм. Принципы маркетинга частично содержаться в его определениях: - производство продукции на основе изучения потребностей для удовлетворения реальных потребностей конкретных потребителей; - объединение деятельности всех звеньев предприятия в одну систему с нацеленностью всех их на конечный результат, на то, что нужно потребителю; - достижение долговременной эффективности предприятия, за счёт создания своевременных производственных заделов; - активная адаптация производителя к меняющимся условиям среды; - стимулирование потребностей и воздействие на них; - постоянная рентабельность предприятия за счёт сочетания оперативных и стратегических решений и управление заделами. В области маркетинга действуют два принципа менеджмента: - целевая ориентация деятельности; - комплексность, т.е. максимально возможный учёт всех факторов и последствий принимаемых решений, и использование всех инструментов маркетинга в комплексе. 2. Концепция развития музейного менеджмента и маркетинга Современный музейный маркетинг должен быть основан на стратегии макро- и микросегментации.

Если макросегментация предполагает деление потенциальной музейной аудитории по географическому, психологическому, биологическому, поведенческому и демографическому принципам, то микросегментация уточняет это деление на уровне субкультур - школьной, спортивной, городской и пр. Предварительное оценивание на макро- и микросегментных уровнях - первый принципиально важный шаг современных методов музейного маркетинга, поскольку именно эта исследовательская фаза позволяет уловить тенденции в динамичных изменениях запросов и предпочтений потенциальных музейных посетителей с тем, чтобы не «догонять» последствия этих изменений, а предварять их на самых ранних стадиях планирования и создания экспозиции.

Следующий этап - внедрение выявленных реалий потенциального музейного рынка в разработку концепции и дизайна создаваемой экспозиции и апробирование ее предварительных, в частности, выставочных вариантов на посетителях.

Таким образом, принципом современных маркетинговых технологий в музее становится, говоря языком большого маркетинга, практика «предварительных продаж» - постепенное продвижение новой экспозиционной концепции на «музейный рынок» с учетом мнения посетителей.

Следующие этапы оценивания - суммативное и исправляющее - предполагают наблюдение, изучение и анализ зрительских реакций после развертывания экспозиции с целью общей оценки проделанной работы, а также для внесения необходимых коррективов.

На этих постэкспозиционных стадиях оценивания проводится изучение воздействия общего замысла экспозиции, ее расположения, объема информации, размещения указателей, экспликаций, шума и пр. на модели поведения посетителей, на их способность ориентироваться в залах, избираемые маршруты, длительность посещения, предпочтения различных форм показа, концентрацию внимания, пороги усталости и т.д. Оценивание на всех своих этапах проводится с помощью различных методик.

Главные из них - наблюдение, опросы, анкетирование, углубленные беседы, тестирование целевых групп.

Итак, распахнув двери музея перед посетителями и вступив с ними «у порога» в коммерческие отношения, музейные маркетологи должны перешагнуть этот порог, устремиться вслед за посетителем в залы экспозиции и там вступить с ним в диалог.

По-видимому, не случайно актуализация проблем коммуникации совпадает по времени с выделением маркетинга в самостоятельную музейную дисциплину.

Когда маркетинг перейдет с содержательного на более глобальный управленческий уровень и охватит буквально все сферы музейной жизни, с этого момента будет возможно говорить о музейном маркетинге как о стратегии, стиле мышления, философии. Этот уровень музейного маркетинга подразумевает такую перестройку всех аспектов деятельности и всех служб музея, в результате которой он перестает быть зависимым от конъюнктуры.

Такой музей сам выходит навстречу широкой общественности - местному населению, деловым, финансовым, правительственным кругам, представителям средств массовой информации, спонсорам, меценатам, частным фондам и пр налаживая с ней устойчивые деловые, партнерские контакты. Некоторые музейные работники воспринимают вопросы, связанные с маркетингом, как нечто противоречащее высоким научным и просветительским идеалам музея.

В лучшем случае они сводят маркетинг к рекламной деятельности, что, по сути, неверно, в худшем - сопротивляются внедрению нового экономического мышления. Маркетинг имеет непосредственное отношение и к рекламе, и к ценам на входные билеты, и к ассортименту музейных услуг, но далеко не сводится к этим вопросам. Более того, невозможно решать каждую из этих проблем по отдельности, не принимая во внимание всей деятельности музея во всех ее аспектах, в том числе - содержательных.

Маркетинг - это не частный вопрос, а целостная стратегия деятельности музея, требующая сознательного участия всех его сотрудников. Как и в «большой экономике», в музейном маркетинге не существует универсальных рецептов повышения рентабельности деятельности музеев. Но есть целый ряд понятий и представлений, помогающих анализировать ситуацию, сопоставлять возможные варианты развития, оценивать их и принимать стратегически правильные решения. В самом общем виде маркетинг - это обмен.

Музей что-то дает и что-то получает взамен. Так устроен всякий рынок, и музейный рынок не представляет исключения. Иногда приходится слышать, что музей - это предприятие, торгующее смыслами и значениями. В самом деле, даже если продукт музея имеет вполне материальную природу (выставка, сувенир, книга и т.д.), все равно для посетителя (покупателя) содержание его является, прежде всего, символическим. Для определенной категории посетителей сам визит в музей является символическим поступком - независимо от того, что они там увидели.

Поэтому, в частности, нет смысла торговать в музее продуктами ширпотреба или предлагать услуги, которые могут быть оказаны в другом месте. Наоборот, необходимо всячески заботиться о поддержании репутации музея как такого места, где все необычно, все ценно, все - только высшего качества. То есть, на языке маркетинга, поддержание правильного музейного «имиджа» - задача более важная, чем любой сиюминутный доход, ибо такой имидж является залогом гораздо больших доходов в будущем.

Огромное значение имеет атмосфера, создаваемая в музее. Кто встречает посетителя при входе, как, с какими словами, с каким выражением лица, каким взглядом провожают его смотрители? Чувствует посетитель себя желанным гостем или нежданным пришельцем? Ощущает он дружелюбие или равнодушие (или враждебность) музейного персонала? Атмосфера - очень важная часть предлагаемого музеем продукта. То же самое относится к дизайну и качеству музейной среды: экспозиционных и неэкспозиционных помещений, здания, территории, рекламы, печатной продукции и т.д всего, что находится в музее или ассоциируется с ним. Как и театр, музей начинается с вешалки, а для некоторых категорий публики ею же и заканчивается, ибо не всякий посетитель достаточно искушен, чтобы оценить шедевр или реликвию, помещенные в убогом пространстве.

Итак, в определенном смысле, музей продает пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и ценностными значениями.

Кроме этого, он предлагает: а) экспозиции и выставки; б) программы - например, циклы экскурсий, лекций, а также кружки, студии и т.д.; в) специальные мероприятия или события; г) услуги, ассортимент которых определяется возможностями его коллектива и инфраструктуры; д) авторские права на воспроизведение предметов, входящих в его собрание; е) сувениры - качественные и неслучайные - желательно, снабженные фирменной маркой музея, или (если это копии, хранящихся в музее предметов) сертификатом, удостоверяющим точность их воспроизведения; ж) книги, каталоги, буклеты и другую полиграфическую продукцию - непосредственно по теме музея или по близким темам а также видеофильмы, слайды, и прочие издания, использующие современные информационные технологии.

Описывая структуру маркетинговой деятельности, обычно придерживаются схемы, включающей четыре основных элемента: 1) продукт; 2) цена; 3) реклама; 4) место. Уже было сказано о продукте музея, который во многом является символическим, и о необходимости определения основных категорий партнеров и потребителей. Но помимо этого надо еще решить, как продавать этот продукт, где его продавать и почем.

Вопрос о ценах является наиболее тонким и неоднозначным во всей маркетинговой деятельности. Для увеличения доходов можно использовать разные, порой прямо противоположные ценовые стратегии. Так, агрессивное увеличение входных цен может оказаться успешным по отношению к платежеспособной публике, но отпугнет малоимущих.

Поэтому, назначая высокую стоимость входных билетов, музеи должен делать это дифференцированно, предусматривая льготы для отдельных категорий посетителей, объявляя бесплатные дни, продавая относительно недорогие годовые билеты для постоянных посетителей и т.д. В музее, где средства презентации являются неотъемлемой (иногда - самой существенной) частью продукта, очень важную роль играет реклама. Она срабатывает не только в качестве непосредственного стимула посещения (увидел рекламу - пошел в музей), но и на этапе последействия - как средство суммирования и оформления впечатлений.

Долговременный эффект музейной рекламы, способствующей формированию имиджа музея, является не менее (если не более) важным, чем ее сиюминутный эффект. Реклама - это не только выносные щиты с информацией о работе музея. В принципе, в этой роли может выступать любой музейный продукт - и каталог, и сувенир, и видеофильм, купленные в музейном киоске, и даже целлофановый пакет, в который они упакованы. Итак, чтобы выработать маркетинговую стратегию музея, надо определить его цели и аудиторию, а затем найти правильный баланс продукта, цены, рекламы и места. 3.

Особенности маркетингового подхода в музейной деятельности

В реальности работники музея, спонсоры и дарители, волонтёры тоже явля... И это также подготавливает почву для маркетинга, который постепенно ст... Такой "неправильный" подход снижает важность маркетинга, ограничивает ... Поэтому маркетинг музея всегда включает два стратегических направления... 3.

Особенности применения принципов маркетинга в музейной работе

Музеи являются неотъемлемым участником этого процесса, так как музей н... Маркетинг - это вид человеческой деятельности по удовлетворению потреб... Воспитательная, потому что человек приобретает убеждения и мотивирует ... Это происходит путем обмена, то есть предоставления товаров. В широком смысле маркетинг - это теоретическая и практическая система,...

Заключение Итак, мы выяснили, что, музеи являются некоммерческими социально-культурными организациями, которые изначально не ориентированы на извлечение прибыли из своей деятельности, однако это не снимает с современного музея необходимость следовать требованиям рыночных отношений, используя механизмы маркетинга.

Музейный маркетинг правомерно рассматривать: - как систему приемов и способов, которые обеспечивают исследование потребностей общества, отдельных лиц в музейных услугах и оптимальных возможностей их удовлетворения средствами музейной деятельности: - как средство достижения соответствия и равновесия между присущей музею социально-культурной функции и требованиями рынка. Музейный маркетинг детерминирован особенностями музея как социально-культурного института и учитывает что: результатом музейной деятельности выступает социально-культурная услуга, интегрирующая в себе информационные, нравственные, эстетические, экономические и другие ценностные составляющие, способствующие разностороннему развитию человека; У музея, действующего в условиях рынка, можно определить три социальные функции маркетинга: - разностороннее изучение реальных и потенциальных посетителей и установление с ними обратной связи; - проектирование нововведений, которые обеспечили бы удовлетворение потребностей посетителей и одновременно содействовали бы увеличению доходов музея; - постоянный анализ эффективности деятельности по продвижению музейных услуг в разработке рекомендаций по совершенствованию этой деятельностью.

Список литературы 1. Божук С.Г Маслова Т.Д. Маркетинговая деятельность.

Субъекты.

Функции. Виды. Организация. Курс лекции по специальности 061500 Маркетинг. СПбГИЭА - СПб.:2005 140с. 2. Быстров Ф.Ф. Основы маркетинга. Учебное пособие для вузов. Под ред. Г.А.Краюхина. СПбГИЭА - спБ.2003 142С. 3. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов. //Музей в современной культуре Спб,1997 - 220с. 4. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий. // Музей и современность М 1986 (Сб.науч.тр. НИИ культуры) - 180с. 5. Гнедовский М. Профиль музея// Советский музей. 1985. № 5; С.45 - 54. 6. Гнедовский М.Б Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования //Музейное дело: Музей - культура -общество М 1992 С.7. (Сб.науч.тр./Музей революции). 7.Дукельский В.Ю. Терминология музейного предмета. //Музейные термины.

Терминологические проблемы музееведения. М 1986 230с. 8. Голубков Е.П. Маркетинг в России и за рубежом М.: Высшая школа 2003 - 120с. 9.Дихтель Е. Практический маркетинг: учебное пособие.

Под ред. Е. Дихтель, Х. Хершген, пер. с нем. А.М. Макарова; под ред. И.С. Минко М.: Высшая школа, 1995 420с. 10. Калякина, А.В. Маркетинг в музее: Основные этапы разработки и осуществления маркетинговой политики /А.В. Калякина //Справочник руководителя учреждения культуры 2004 № 2 C.60 - 66. 11.Котлер Ф. Основы маркетинга. М Мысль. 1992 - 560с. 12. Лорд Барри, Лорд Гэйл Д. Менеджмент в музейном деле М.: Экономика, 2002 390с.

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, музейного, маркетинга0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности музейного маркетинга

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Введение в маркетинг. Понятие маркетинга. Маркетинг как философия бизнеса. Возникновение маркетинга и основные этапы его развития
В г английский институт маркетинга предложил следующее определение маркетинг это практическая деятельность система управленческих функций... Философия маркетинга требует чтобы предпринимательская деятельность бизнес... Основой существования маркетинга служит постоянное взаимодействие спроса и предложения являющееся непрерывным...

Понятие, задачи и принципы маркетингового исследования. Его роль в маркетинге и методология маркетингового иследования
Но необходимые ему сведения часто отсутствуют, поступают слишком поздно или вовсе не точны и не заслуживают доверия. Поэтому с совершенс- твованием… Для эффективной работы система маркетинговой информации должна быть хорошо… Следуя поставленной цели расскажем о 2 Системе Маркетинговых 2Исследований 0, по-видимому, наиболее актуальной для…

Особенности маркетинга услуг и маркетинга в сфере некоммерческой деятельности
Сущность маркетинга заключается, таким образом, в выявле-нии потребностей (их изучении, формировании, воздействии на них), в ориента-ции… Одна из целей – эф-фективность. Любая фирма, функционирующая в условиях… Эта цель может достигаться путем: - максимально возможного высокого потребления, - максимальной потребительской…

Сущность маркетинга, эволюция маркетинга, определение маркетинга
С этой точки зрения маркетинговая деятельность заключается в том, чтобы: 1) предвидеть спрос, 2) удовлетворять его, 3) управлять им. В 1973 г.… Накопление такого массива трактовок произошло примерно за 70 лет, начиная с… За 27 лет после публикации статьи С.Ковальского “Организация торговли и маркетинг” в связи с развитием практики…

Музееведение как научная дисциплина. Классификация музеев. История музейного дела. Основные направления музейной деятельности. Современные технологии в музейной деятельности
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Поволжская государственная социально гуманитарная академия...

Особенности маркетинга и франчайзинга на предприятиях малого бизнеса
Подчас именно забота о существенности фирмы приводит к новым идеям. А новые идеи иногда могут быстро изменить ситуацию. Следует заметить, что маркетинговые идеи именно на малых предприятиях не обязательно должны представлять собой…

Особенности организации сетевого маркетинга на примере компании "Amazon.com"
В настоящий момент ее рыночная капитализация оценивается в 28,9 млрд. долларов, а количество работников насчитывает 20 700 человек. Основатель… Он был буквально вынужден немедленно перейти к действию, а иначе жалел бы об… Возможно, в какой-то мере на него повлияла жена. Она была писательницей. Как бы то ни было, но в то время Интернет…

Влияние особенностей педагогических коммуникаций на личностные и межличностные особенности младших школьников
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие… Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом…

Особенности организации и менеджмента в компании сетевого маркетинга
Любая стабильность предполагает финансовое благополучие. На протяжении многих лет все было именно так: постоянная работа, фиксированная… Современный мир изменился и отныне он никогда не будет прежним. Изменения коснулись всех сфер человеческой жизни,…

Особенности маркетинга образовательных услуг
Одним из маркетинга социальных услуг является маркетинг в образовании. Термин "маркетинг в образовании" определяет, что главная цель данного… Цель данной работы выявить и определить сущность маркетинга образовательных… Вопросам развития российского образования в настоящее время уделяется большое внимание. Изменение сущности…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам