рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - раздел Философия,   Http://www.agnuz.info/library/books/anthropology/ &n...

 

http://www.agnuz.info/library/books/anthropology/

 

 

Карлос Вальверде
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Москва
«Христианская Россия»
Пер. с испанского — Г. Вдовина

СОДЕРЖАНИЕ

Общее представление о серии «Аматека»

К читателю

Введение

Глава первая

Общие понятия философской антропологии:

1. К определению философской антропологии

2. Эпистемологический статус

3. Метод

4. Пред-понимание и язык

5. Личность как субъект и объект

6. Индивид и личность

7. Приближение к определению личности

8. От трактатов «О душе» — к философской антропологии

Примечания к первой главе

Глава вторая

Философы перед лицом человека:

1. Греческие философы

2. Вклад христианства

3. Средневековые мыслители

4. Антропологическое значение Возрождения

5. Рационалисты

6. Эмпиристы

7. XVIII век. Просвещение

8. Идеалисты

9. Фейербах и Маркс

10. Философия жизни. От Кьеркегора к Сартру через Ницше

11. Антропологии ХХ века

Примечания ко второй главе

Глава третья

Происхождение человека:

1. Эволюционистские теории

2. От «большого взрыва» к возникновению жизни

3. От биогенеза к антропогенезу

4. Моногенизм или полигенизм?

5. Развитие человеческой психики

6. Антропный принцип

Примечания к третьей главе

Глава четвёртая

Феноменология человеческого поведения:

1. Человек мыслящий и человек разумный. Теория Хавьера Субири

2. Попытки биологистической и механистической интерпретации поведения человека

3. Специфически человеческие феномены

4. Инстинкты животного и инстинкты человека

Примечания к четвертой главе

Глава пятая

Человеческое познание:

1. Вопрос о способностях

2. Общие понятия, связанные с человеческим познанием

3. Чувственное познание

4. Воображение и память

5. Интеллектуальное познание

6. Рациональное познание

7. Истина, уверенность, заблуждение

Примечания к пятой главе

Глава шестая

Человеческая воля:

1. Человеческая воля как способность

2. Объект воли

3. Ценности

4. Человеческая свобода

5. Actus hominis et actus humanus (действие человека и человеческое действие)

6. Воля к власти и власть воли

Примечания к шестой главе

Глава седьмая

Единство и двойственность человеческого существа:

1. История проблемы

2. Существование, духовность и субстанциальность души

3. Ментальность-мозг

4. Душа как форма человеческой материи

5. Происхождение души

6. Последнее назначение человека

7. Человеческое тело

Примечания к седьмой главе

Глава восьмая

Страдание и смерть:

1. Феноменология страдания

2. В поисках смысла

3. Смерть и ее значение

Примечания к восьмой главе

Глава девятая

Личность в человеческом общении:

1. Между индивидуализмом и коллективизмом

2. К новому пониманию личности

3. Личность в семейном общении

4. Личность в трудовом общении

5. Личность в гражданском обществе

6. Личность в религиозном общении

Примечания к девятой главе

Библиотека Католической информационной службы "Agnuz"

 

Общее представление о серии «AMATEКA»

У основания серии «АМАТЕКА» стоит группа богословов разной культурной и лингвистической направленности и ученые в области разных богословских дисциплин, собранные в одной ассоциации. Их цель — осуществить разработку полной серии учебников для преподавания богословия на богословских факультетах, в духовных семинариях, в институтах и на занятиях по богословию среди мирян.

Ассоциация «АМАТЕКА», располагающаяся в Швейцарии, в Лугано, благодаря деятельности своего международного агента, итальянского издательства «ЯКА БУК», взяла на себя ответствен ность представить одновременно свой проект в разных странах.

«АМАТЕКА», уважая компетентность каждого автора, отвечает на вызов, брошенный сегодняшней ситуации богословского преподавания, которая характеризуется избытком раздробленности. Действительно, кажется невозможным представить цельное органическое объяснение «разумности веры» христианской догмы; объяснение, которое одновременно остается верным и традиции, и актуальным современным поискам; которое способно отличить приобретенное от того, что еще остается проблематичным. Педагогическая забота будет присутствовать в этом новом усилии, которое, следует добавить, больше рождается из настоящей увлеченности к обновленному богословскому размышлению, чем из стремления к возможному коммерческо му интересу.

Преодолевая разницу в чувствовании и специализации, авторы серии «АМАТЕКА», в качестве общей предпосылки, опираются на творчество Анри де Любака и Ханса Урс фон Бальтазара, следуя систематическому принципу, который руководит всем развитием материи и который может быть выражен следующим образом: Иисус Христос, «ключ, средоточие и цель всей человеческой истории» (Gaudium et Spes 10, 2), не только автор Искупления, но также Глава творения. Он есть «Альфа и Омега» (Откр 21, 6) человека, космоса и их истории. Такое христоцентрическое мировоззрение и составляет основу этой серии.

К читателю

Эта книга входит в серию учебников католической теологии (AMATECA), несмотря на свой строго философский характер. Это объясняется тем, что человек — исключительно сложное и многостороннее существо. Недостаточно знать, что сказал Бог о человеке и что Он совершил в отношении человека в области сверхъестественного. Необходимо также представить базовую структуру человеческого естества в том виде, как она постепенно раскрывалась человеческому разуму и как она существует в бытии, предшествуя любой культуре.

Необходимо подчеркнуть, что книга представляет собой учебник. Это значит, что различные темы излагаются в сжатой манере. Любая из глав могла бы составить обширную монографию, но мы вынуждены были подчиняться ограничительным требованиям учебника. Вследствие этого возможна некоторая неполнота изложения, которую преподаватель должен будет восполнить разъяснениями, а лектор — обращением к другим работам. Тем не менее, мы постарались изложить всё самое главное таким образом, чтобы получился удовлетворительный синтез наших знаний о человеке, добытых посредством разума.

По каждой из рассматриваемых проблем существует обширнейшая библиография. В постраничных сносках мы приводим некоторые ссылки в качестве ориентира для тех, кто хотел бы расширить свои познания. Это сделало ненужным специальный список литературы, который в любом случае был бы неполон и перечислял книги, уже названные в примечаниях к различным главам.

Введение

Приниматься сегодня за написание философской антропологии — рискованное предприятие. Не только потому, что уже было написано бесчисленное множество философских текстов о человеке, причём с очень разных, не сводимых к чему-то единому, позиций — от Платона до св. Фомы, от Декарта до Хайдеггера, от Канта до Субири, от Фейербаха до Макса Шелера и Леви-Стросса. Это рискованное предприятие ещё и потому, что человек, в самом деле, — настолько сложное и загадочное существо, что нелегко дать его полное описание, которое удовлетворило бы всех. Существует единодушие в биологии или в зоологии: то, что пишется в США или в Новой Зеландии о растениях или животных, без труда принимается в Германии, Аргентине или Египте. Существует также единодушие в том, что касается физиологии человека, составляющей предмет медицины. Но в отношении философских учений о человеке такого единодушия нет. Человеческая личность настолько многогранна, парадоксальна и загадочна, что философ легко теряется, или чувствует неуверенность, или акцентирует какое-то одно измерение человека, забывая об остальных и представляя человека в искажённом, редуцированном и неполном виде. Есть множество примеров такого антропологического редукционизма. Их изложение заняло бы много томов, но это была бы увлекательная история — история поисков истины о человеке. Veritas filia temporis (истина — дочь времени), говорили римляне, и были правы. Потому что только с течением времени рассеиваются заблуждения и во всей своей силе выступает истина.

Существовали эпохи, когда описывать человека было сравнительно легко. Макс Шелер отмечал в 1927 году: «В истории, насчитывающей почти десять тысяч лет, мы — первое поколение, в котором человек полностью осознал собственную проблематичность. Я имею в виду, что он уже не знает самого себя и отдаёт себе в этом отчёт» (M. Scheler, Philosophische Weltanschaung, Gesammelte Werke, B. IX, Bern 1976, 120).

В течение последнего столетия проводились интенсивные исследования в области глубинной психологии, этнологии и других гуманитарных наук. Количество накопленных данных безмерно. Систематизировать их, осмыслить, объективно оценить — задача не из лёгких. Так богато и неисчерпаемо это существо, именуемое человеком.

Всё это верно. И, тем не менее, мне кажется возможным написать такую философскую антропологию, которая не претендовала бы на исчерпывающее описание человека (невозможное предприятие, потому что, помимо всего прочего, каждый человек есть единственный и неповторимый субъект), но обозначила бы те общие параметры, которые определяют структуру каждого человеческого существа: те фундаментальные онтологические признаки, которые конституируют человека в качестве личности. Идёт ли речь об африканце, американце, азиате или европейце, об их специфических расовых признаках, своеобразии взрастившей их культуры, системе ценностей, особенностях языка — несомненно одно: перед нами человеческая личность. И в том, что касается её глубинной онтологической структуры, она подобна личности любого другого человека, ибо мы все составляем один и тот же единый вид: homo sapiens.

Порой утверждают, что человек — историческое существо, а потому он непостижим и непредставим, текуч, как речной поток. Это правда. И не только потому, что человек живёт во времени и сам изменяется со временем, но и потому, что он сознаёт прошлое, надеется на будущее и вглядывается в настоящее. Он непрестанно «создаёт себя в процессе выбора», по выражению Хавьера Субири. Заслуга историков и диалектиков в том, что они выявили эти качества человека. В этом смысле нельзя не признать огромного значения работ Гегеля, Маркса, Дильтея. Но правда заключается также в том, что история не разрушает природы, а совершенствует её. Вопреки мнению Ортеги-и-Гассета и множества историков, человек имеет не только историю, но и природу. Римлянин эпохи империи, средневековый крестьянин, гвинейский раб, ацтекский воин или горожанин индустриальной эры — всех их объединяет тот факт, что они суть человеческие личности, обладающие общей природой, общими правами и обязанностями. Другое дело, в какой мере это признавалось в разные эпохи. Гносеологическое не всегда совпадает в истории с онтологическим.

Для написания философской антропологии требуется информированность, уравновешенность, объективность и отсутствие предубеждений. Иначе говоря, требуется умение прислушиваться к реальности. Ибо именно реальность ведёт нас к истине. Говоря словами Хайме Бальмеса, «истина в вещах — это реальность, истина в суждениях — знание вещей, каковы они в реальности» (J. Balmes, El Criterio, c. 22, Obras Completas, t. XV, Barcelona 1925, 348.). Прислушаться к реальности и позволить ей направлять наше мышление вполне возможно. Верно, что все мы неизбежно обладаем некоторыми до-понятийными представлениями, подсознательным пред-пониманием и особым языком. Но верно и то, что это не препятствует нам во многих случаях постигать реальное как таковое и руководствоваться им. Contra facta non valent argumenta (против фактов доказательства не имеют силы). Очевидно, что не только в естественных, но и в гуманитарных науках уже накоплена некоторая совокупность объективных и универсальных истин, выражающих реальные свойства человеческой личности. Я имею в виду, например, комплекс прав человека, принятый Организацией Объединённых Наций в 1948 году и подписанный всеми государствами мира; или другие человеческие истины — такие, как преимущество демократии перед диктатурой, аморальность человекоубийства и так далее. Всё это человеческие истины, потому что они отображают человеческую реальность.

Таким образом, следовать путём исследования сущностной реальности человека трудно, но возможно, интересно и очень важно. Тяжёлый кризис, переживаемый сегодняшним человеком, по крайней мере, в западном мире — это, по сути, кризис идентичности и смысла. Иначе говоря, в нем проявляется незнание или искажение последней реальности человека, а потому и смысла его существования. Об этом заявил Виктор Франкл своей «Школой логотерапии», и его суждения справедливы. Исследование причин, которые вызвали эту ситуацию неуверенности и растерянности, должно составить предмет другой книги, которая помогла бы нам понять самих себя. Гёте говорил, что «каждое поколение должно заново писать историю», потому что это единственный способ самопонимания. Но эта проблема — предмет другой книги, которая, надеюсь, появится вскоре.

От нашего понимания человека зависит и наше понимание семьи, общества, экономики, политики, права, всех гуманитарных наук. Отсюда огромное значение той науки о человеке, которую мы называем сегодня антропологией .

В любом случае важно изучать человека с любовью к нему. После Бога нет ничего более священного, чем человек, и ничто на земле не заслуживает большего уважения и не нуждается в большей помощи, чем он. Написание философской антропологии — это попытка понять человеческую личность, приблизиться к ней как таковой, прояснить сущность и существование человека, его происхождение, предназначение и насущные задачи. Всякая наука о человеке заключает в себе нечто от терапии: она призвана помочь ему выбрать правильное направление в его земном пути и уверенно идти по нему.

 

Глава первая

Общие понятия философской антропологии

Из педагогических соображений, а также с целью сделать понятным предмет, сам по себе сложный и запутанный, попытаемся прояснить основные понятия, о… Эпистемологическое значение терминов «философская антропология» очевидно.… Правда, недостаточно указать на этимологию слов, чтобы получить подлинное и удовлетворительное определение философской…

Глава вторая

Философы перед лицом человека

1. Греческие философы Общеизвестно, что западная философия родилась в Греции. Она явилась… Философы, называемые досократиками, не ставили непосредственно вопроса о человеке. Первое, что вызывало их удивление и…

Глава третья

Происхождение человека

1. Эволюционистские теории В западной культуре почти до середины XIX века читались и буквально… Начиная с XVIII века развивается непосредственное исследова ние природы, проводится классификация живых существ (Рэй,…

Возникновение мутации

2. ОО ОО ОМ ОМ 3. ОО ОМ ОМ ММ 4. ОМ ОМ ММ ММ

Глава четвертая

Феноменология человеческого поведения

Очевидно, что существует заметная близость (как биологичес кая и биохимическая, так в некоторых аспектах и психическая) между человеком и животным.… Этот спор чрезвычайно важен: ведь от его решения зависит не много и не мало,… Настоящая глава необходима в учебнике философской антропологии, однако, недостаточна. То, что мы здесь скажем,…

Глава пятая

Человеческое познание

1. Вопрос о способностях Эмпирическая психология не задает вопроса о способностях человека как таковых.… Вслед за схоластиками мы можем понять способность как ближайшее начало действия . Не вступая в важные, но слишком…

Глава шестая

Человеческая воля

Изучение актов стремления необходимо потому, что интеллектуальная деятельность человека не бывает, как правило, индифферентной: это не пассивное… Греческие философы ставили созерцание (yewr0ia) выше практики (pr0axiq). При… В философии Нового времени и особенно современной эпохи прослеживаются все тенденции. Для нас, однако, важно вспомнить…

Глава седьмая

Единство и двойственность человеческого существа

1. История проблемы Эта проблема так же стара, как сама философия. Человек всегда ощущал в себе… На этот важнейший вопрос имеется множество самых разных ответов. Ведь уже Гераклит говорил (в тексте, на который…

Страдание и смерть

Радость, удовольствие, надежда, успех, оптимизм реже становились в истории мысли объектом размышления. Несомненно, это объясняется тем, что такие… Из-за нехватки места мы не имеем возможности дать в этой книге… Карл Ясперс называет страдание, борьбу, вину и смерть «пограничными ситуациями» (Grenzsituationen). Без них прожить…

Личность в человеческом общении

Правда, что внешние формы человеческих отношений, — по крайней мере, в западном мире — улучшились, что почти все хотят уважения и мирного… Нет лагерей уничтожения, но продолжается эгоизм, мучающий и уничтожающий… В предыдущих главах этой книги мы обрисовали онтическую структуру личности. Теперь мы хотим представить иные…

– Конец работы –

Используемые теги: Философская, антропология0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философская антропология
на самостоятельное рассмотрение... Обратить внимание на следующие вопросы... Тема любви в античной философии виды любви в понимании древних греков...

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ...

Философская антропология и гносеология
В связи с тем, что человек не является лишь объектом, не есть нечто постоянное и заданное исключительно природой, обществом, Богом, то философская… Ощущение  отражение свойств предметов и процессов, возникающее в… Любой предмет обладает множеством самых различных свойств, и человек воспринимает их не разрозненно, а как единое…

Философская Антропология
Проф ДУЛУМАН Е К... доктор философских наук...

Предмет философии в ее истории. Специфика философского знания. Структура философского знания и его функции
Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности так как оно имеет очень много общего с... Структура философского знания и его функции Ф знание имеет определенную... Плюрализм философского знания и его предпосылки Плюрализм от лат pluralis множественный позиция согласно...

Философская антропология. Введение для изучающих психологию
Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia.Наряду с теориями… Отмеченные подходы к пониманию человека, появившиеся еще до рождества… В 1501 году лейпцигский магистр Магнус Хундт опубликовал книгу под названием «Anthropologium de hominis dignitate,…

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ... Методическое пособие для студентов...

Философская антропология
На сайте allrefs.net читайте: Философская антропология.

Философская антропология
на самостоятельное рассмотрение... Обратить внимание на следующие вопросы... Тема любви в античной философии...

М 25 Философская антропология: очерки истории и теории / Оформление обложки А. Олексенко, С Шапиро. — СПб.: Издательство Лань, 1997 — 384 с
M... Б В МАРКОВ... М Философская антропология очерки истории и теории Оформление обложки А Олексенко С Шапиро СПб...

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ На сайте allrefs.net читайте: "ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВВЕДЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ"
  • Философская антропология в 20 веке Литература Введение В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается… В 1928 году М.Шелер писал Вопросы Что есть человек и каково его положение в… Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его…
  • Философское введение в "Основы построения систем искусственного интеллекта" Т.е. как минимум мы не будем заниматься проблемами походки, питания, дыхания, пищеварения и пр. Вот как ковш экскаватора имитирует руку с лопаткой,… Такой себе homunculus Осталось выяснить, что такое сам интеллект. Большой… Кибернетика анализирует М. в связи с задачей моделирования некоторых мыслительных функций". Ну и для полноты картины:…
  • Персонализм - философское течение XIX века Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П.… Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в… Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая…
  • Неотомизм - философская школа в католицизме В первый период развития Неотомизма усилия его последователей были направлены главным образом на систематическое изложение учения.Были созданы… В 20-е и 30-е гг. 20 в. активно разрабатываются проблемы неотомистской… Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму.Он претендует на универсализм,…