Михаил Булгаков—режиссер,либреттист, романист.1930—1940
Михаил Булгаков—режиссер,либреттист, романист.1930—1940 - раздел Образование, Т. А. Горъкова Б. В. Соколов Существовать В Современном (По Позднейшей Терминологии — Тоталитарном) Общес...
существовать в современном (по позднейшей терминологии — тоталитарном) обществе. Как легендарный Фридрих Барбаросса, которому суждено спать вечным сном в недрах горы Кифгайзер и пробудиться лишь тогда, когда немцы объединятся, чтобы отразить врагов. Тут можно вспомнить образ императора, являющийся поэту во сне в «Германии. Зимней сказке» Гейне:*
...Сам император сидит,
Сидит он века за веками
На каменном троне, о каменный стол
Двумя опираясь руками.
И огненно-рыжая борода
Свободно до полу вьется.
То сдвинет он брови, то вдруг подмигнет,
Не знаешь, сердит иль смеется.
Иль думу думает он или спит,
Подчас затруднишься ответом.
Но день придет — и встанет он, *
Уж вы поверьте мне в этом!
Так же и Пилат сидит на своем каменном троне на вершине горы в финале булгаковского романа, и непонятно, «плачет ли он или смеется», когда, освобожденный Мастером, устремляется навстречу Иешуа по лунному лучу.
Герой Гейне, пробудившись, вершит свой суд:
...Император велит привести
Злодеев на суд и расправу, —
Убийц, вонзивших в Германию нож,
В дитя с голубыми глазами,
В красавицу с золотою косой, —
«О солнце, гневное пламя!
Кто в замке, спасая шкуру, сидел
И не высовывал носа,
Того на праведный суд извлечет
Карающий Барбаросса.
У Булгакова такой «праведный суд» творит Воланд, возвращающийся в финале вместе со свитой в недра Земли. Однако и Мастеру, очевидно, предназначена в буду-
Детство и юность. 1891—1916
смерти: «Беседовали мы с тобою о разных явлениях современной жизни. Взор твой был такой ясный, спокойный, и в то же время такой глубокий, как бы испытующий. «Как
Детство и юность. Ш1916
тических братьев», в том числе «подробнейшие описания «создания гомункула в хрустальных ретортах из майской росы и человеческой крови». У Булгакова Воланд среди «мастеров социалистической литератур
Детство и юность. 1891—1916
название высшей масонской степени для литературного творчества. Например, в письме к своему другу П. С. Попову 19 марта 1932 года он, комментируя внезапный отказ Большого Драматического Театра ста
Детство и юность. 1891—1916
Михаила 8 ноября праздновали, как в прежние годы. Подробный рассказ об этом сохранился в письме Илла-рии (Лили) Михайловны Булгаковой ее двоюродной сестре Н. А. Зе
Детство и юность. A Q 1891—1916 4-J
себя. Михаил повернулся, а тот выговорил: „Типейка... только..." — и свалился. Наповал. Он хотел сказать, что там никаких папирос нету, только копейка: „Типейка там..
Детство и юность. 1891—1916
Юмористическая струя в творчестве юного Булгакова питалась не только популярным в семействе Чеховым и обожаемым Гоголем... Н. А. Земская в 60-е годы писала К. Паус
Михаил Булгаков в годы гражданской войны. 1918—1920
братья куда-то ушли. И вот в третьем часу вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и
Михаил Булгаков—журналистдраматург, прозаик. 1921—1929
Добродушный, презрительный хохоток над теми, кто приезжал с такой распискою в штаб германцев в Город.
И реквизированные лошади, и отобранный хлеб, и помещики с толстыми лицами, вернувш
Михаил Булгаков—журналистдраматург, прозаик. 1921—1929
ческая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Режиссер спектакля А. Д. Попов подходил к оценке пьесы накануне премьеры очень осторожно, стре
Михаил Булгаков — журналист
драматург, прозаик. 1921—1929
229
впоследствии подружился, а в 1938 году безуспешно хлопотал перед Сталиным об облегчении участи Эрдмана, со
Михаил Булгаков—режиссер,либреттист, романист.1930—1940
усердным в воспевании новой власти — грозили репрессии. Неактуальной теперь оказалась и критика белых генералов, и поворот ряда эмигрантов к сотрудничеству с Советами, равно как и разложение опред
Михаил Булгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
почему она хотела познакомиться с Булгаковым: «Я интересовалась им давно. С тех пор, как прочитала „Роковые яйца" и „Белую гвардию". Я почувствовала, что это совершенно особый писатель,
Михаил Булгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
была доведена театром Сатиры до генеральной репетиции 13 мая 1936 года, но не допущена до постановки после снятия МХАТом «Мольера».
Главной же для Булгакова в первой половине 30-х годов,
МихаилБулгаков—режиссер, D О 1
либреттист, романист. 1930—1940 OJJ.
дается, тКак>, напр<имер>, вариант окончания пов<ести> «Рок<овые> яйца» и повесть «Собачье сердце».
О
МихаилБулгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
там маленький, курносый, чиновника играет, руки у него белые, голос сиплый, но теория ему не нужна, и этот, играющий убийцу в белых перчатках... Не нужна ему теория!»
Осенью 1937 года рабо
Новости и инфо для студентов