рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Детство и юность. 1891—1916

Детство и юность. 1891—1916 - раздел Образование, Т. А. Горъкова Б. В. Соколов Название Высшей Масонской Степени Для Литературного Творчества. Например, В П...

название высшей масонской степени для литературного творчества. Например, в письме к своему другу П. С. По­пову 19 марта 1932 года он, комментируя внезапный отказ Большого Драматического Театра ставить «Моль­ера» из-за доносительской статьи Всеволода Вишневско­го, грустно констатировал: «Когда сто лет назад коман­дора нашего русского ордена писателей пристрелили, на теле его нашли тяжелую пистолетную рану (имеется в виду Александр Пушкин, состоявший в масонской ложе. — Б. С). Когда через сто лет будут раздевать одного из потомков перед отправкой в далекий путь, найдут несколько шрамов от финских ножей. И все на спине. Меняется оружие». Автор «Мастера и Маргариты» ощу­щал себя обладателем высшей степени в ордене подлин­ных мастеров современной литературы.

От отца идет, вероятно, и интерес Михаила к истории вообще и к истории христианства в частности. Масонские штудии отца можно сопоставить с «масонским следом», обнаруживающимся в «Мастере и Маргарите», и с разви­тием у будущего писателя интереса к демонологии и к роли мистического в нашей жизни. Опыт отца способ­ствовал пробуждению у Булгакова жажды духовного познания в сочетании с научным подходом к постижению

истины.

В 1902 году Булгаковы приобрели две десятины земли для строительства дачи в Буче под Киевом. Вскоре дом был построен, и семья проводила здесь каждое лето. Н. А. Земская много лет спустя, в 60-е годы, вспоминала это светлое время: «.. .Дача дала нам простор, прежде всего простор, зелень, природу. Отец (он был хорошим семь­янином) старался дать жене и детям полноценный летний отдых. Роскоши никакой не было. Было все очень про­сто. Ребята спали на так называемых дачках (знаете, теперь раскладушки). Но роскошь была: роскошь была в природе. В зелени. Роскошь была в цветнике, который развела мать, очень любившая цветы». Надежда Афа­насьевна подчеркивала трудолюбие отца: «...он очень много писал, он очень много работал. Много времени проводил в своем кабинете... Он уезжал в Киев с дачи на экзамены. А с экзамена он приезжал, снимал сюртук,


28 Б°РИС Соколов. ТРИ ЖИЗНИ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

надевал простую русскую рубаху-косоворотку и шел рас­чищать участок под сад или огород. Вместе с дворником они корчевали деревья, и уже один, без дворника, отец прокладывал на участке... дорожки, а братья помогали убирать снятый дерн, песок...» Словом, обычный быт обычной интеллигентной семьи среднего достатка.

Природа располагала к свободе. Вот как передает Надежда Афанасьевна атмосферу дачной жизни: «Цвет­ник. Много зелени. Каштаны, посаженные руками самой матери. И дети вырастали на свободе, на просторе, поль­зуясь всеми возможными радостями природы. В первый же год жизни в Буче отец сказал матери: «Знаешь, Варечка, а если ребята будут бегать босиком?» Мама дала свое полное согласие, а мы с восторгом разулись и начали бегать по дорожкам, по улице и даже по лесу. Старались только не наступать на сосновые шишки, потому что это неприятно. И это вызвало большое удив­ление у соседей. Особенно поджимали губы соседки: „Ах! Профессорские дети, а босиком бегают!" Няня ска­зала об этом матери. Мать только рассмеялась».

Варвара Михайловна, как и отец, прививала детям трудолюбие и стремление к знаниям. По словам Н. А. Земской, она говорила: «Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, — это образование».

В 1900 году (18 августа) Михаил был зачислен в приго­товительный класс второй гимназии, который закончил «с наградою второй степени». А 22 августа 1901 года его приняли в первый класс знаменитой первой Александ­ровской гимназии. Император Александр I в 1811 году даровал ей широкие права. Воспитанников готовили для поступления в университеты. Генерал П. С. Ванновский, ставший в 1901 году министром народного просвещения и выдвинувший лозунг «сердечного попечения о школе», стремился привлечь для работы в гимназиях универси­тетских преподавателей. В Киеве для такого экспери­мента была выбрана Александровская гимназия. Основ­ные курсы в ней вели доценты и профессора местного университета и Политехнического института. Так, про-


 


 

ГЛАВА1.

Детство и юность. О Г)
1891—1916 Z У

фессор Киевского, а в дальнейшем Московского универ­ситета известный философ Г. И. Челпанов читал спец­курсы по философии, логике и психологии. После 1906 года его сменил доцент университета А. Б. Селиханович, который преподавал еще и литературу. За работу, содер­жавшую сравнительный анализ философии Канта и Юма, Селиханович был удостоен университетской сере­бряной медали. Преподаватель он был требовательный, к гимназии подходил почти с теми же мерками, что и к студентам университета, и уже пятиклассникам задавал читать университетский учебник философии В. Виндель-банда. Лекции Селихановича наверняка запомнились Булгакову, ведь не случайно имя и отчество именно этого преподавателя — Александр Брониславович писа­тель дал одному из героев «Белой гвардии» и «Дней Тур­биных» поляку капитану Студзинскому (Селиханович тоже был поляком, судя по фамилии, — из шляхты татарского происхождения; тюркский корень, кстати сказать, ощутим и в фамилии Булгаков).

Учителем латинского языка в гимназии был чех А. О. Поспишиль, издатель сочинений Платона и страстный пропагандист античной культуры (не отсюда ли такое тщательное воспроизведение античных реалий в «Мас­тере и Маргарите»?). Русский язык и словесность до 1903 года преподавал крестный отец Михаила Н. И. Петров, много сделавший также и для изучения украинского языка и культуры. Его сменил украинец, доктор Вен­ского университета Ю. А. Яворский, крупный ученый — фольклорист и коллекционер древних рукописей. Заня­тия по русской литературе вел еще филолог и историк М. И. Тростянский, специалист по столь любимому Бул­гаковым Гоголю. Отметим, что речь Тростянского на годичном акте гимназии 1909 года «Н. В. Гоголь и его смех сквозь слезы» имела большой успех и была повто­рена в качестве публичной лекции в городском театре. Инспектор же гимназии П. Н. Бодянский одновременно являлся секретарем киевского отделения Общества клас­сической филологии и педагогики и автором нескольких книг по древней истории и истории Москвы.

Примечательной фигурой оказался и директор гимна-



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Т. А. Горъкова Б. В. Соколов

К ЧИТАТЕЛЮ... Посвящается Люде... ISBN...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Детство и юность. 1891—1916

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Детство и юность. 1891—1916
  смерти: «Беседовали мы с тобою о разных явлениях совре­менной жизни. Взор твой был такой ясный, спокойный, и в то же время такой глубокий, как бы испытующий. «Как

Детство и юность. 1Q1891—1916 1 У
 

Детство и юность. Ш1916
тических братьев», в том числе «подробнейшие описания «создания гомункула в хрустальных ретортах из майской росы и человеческой крови». У Булгакова Воланд среди «мастеров социалистической литератур

Детство и юность. Й91—1916
 

Детство и юность. 1891—1916
  Михаила 8 ноября праздновали, как в прежние годы. Подробный рассказ об этом сохранился в письме Илла-рии (Лили) Михайловны Булгаковой ее двоюродной сестре Н. А. Зе

Детство и юность. A Q 1891—1916 4-J
  себя. Михаил повернулся, а тот выговорил: „Типейка... только..." — и свалился. Наповал. Он хотел сказать, что там никаких папирос нету, только копейка: „Типейка там..

Детство и юность. 1891—1916
  Юмористическая струя в творчестве юного Булгакова питалась не только популярным в семействе Чеховым и обожаемым Гоголем... Н. А. Земская в 60-е годы писала К. Паус

Детство и юность. Ш1—1916
 

Детство и юность. 1891—1916
 

Михаил Булгаков в годы гражданской войны. 1918—1920
  братья куда-то ушли. И вот в третьем часу вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и

Михаил Булгаков—журналист •Л/) J драматург, прозаик. 1921—1929 Zt J%J
 

Михаил Булгаков—журналистдраматург, прозаик. 1921—1929
Добродушный, презрительный хохоток над теми, кто приезжал с такой распискою в штаб германцев в Город. И реквизированные лошади, и отобранный хлеб, и помещики с толстыми лицами, вернувш

Михаил Булгаков—журналистдраматург, прозаик. 1921—1929
ческая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». Режиссер спектакля А. Д. Попов подходил к оценке пьесы накануне премьеры очень осторожно, стре

Михаил Булгаков — журналист
драматург, прозаик. 1921—1929 229   впоследствии подружился, а в 1938 году безуспешно хло­потал перед Сталиным об облегчении участи Эрдмана, со

Михаил Булгаков — журналист
драматург, прозаик. 1921—1929  

Михаил Булгаков—журналист
-1929 драматург, прозаик. к. 1921—1' 257  

Михаил Булгаков—режиссер,либреттист, романист.1930—1940
усердным в воспевании новой власти — грозили репрес­сии. Неактуальной теперь оказалась и критика белых генералов, и поворот ряда эмигрантов к сотрудничеству с Советами, равно как и разложение опред

Михаил Булгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
почему она хотела познакомиться с Булгаковым: «Я интересовалась им давно. С тех пор, как прочитала „Ро­ковые яйца" и „Белую гвардию". Я почувствовала, что это совершенно особый писатель,

Михаил Булгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
была доведена театром Сатиры до генеральной репети­ции 13 мая 1936 года, но не допущена до постановки после снятия МХАТом «Мольера». Главной же для Булгакова в первой половине 30-х годов,

МихаилБулгаков—режиссер, D О 1
либреттист, романист. 1930—1940 OJJ. дается, тКак>, напр<имер>, вариант окончания пов<ести> «Рок<овые> яйца» и повесть «Собачье сердце». О

Михаил Булгаков — режиссер,либреттист, романист. 1930—1940
341  

Михаил Булгаков—режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
347  

Либреттист, романист. 1930—1940
355   особам, о цензуре и пр.). За некоторыми из этих замеча­ний д

МихаилБулгаков — режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
там маленький, курносый, чиновника играет, руки у него белые, голос сиплый, но теория ему не нужна, и этот, играющий убийцу в белых перчатках... Не нужна ему теория!» Осенью 1937 года рабо

Михаил Булгаков—режиссер,либреттист, романист.1930—1940
существовать в современном (по позднейшей терминоло­гии — тоталитарном) обществе. Как легендарный Фри­дрих Барбаросса, которому суждено спать вечным сном в недрах горы Кифгайзер и пробудиться лишь

Михаил Булгаков—режиссер, либреттист, романист. 1930—1940
371  

Михаил Булгаков — режиссер, либреттист, романист.1930—1940
375  

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги