рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Педагогика

Педагогика - раздел Педагогика, Содержание Взаимосвязь Воспитания И Обучения Введение 3 Предмет Педагогики 3 ...

Содержание Взаимосвязь воспитания и обучения Введение 3 Предмет педагогики 3 Цели образования и воспитания 5 Средства и методы психического воздействия на личность 6 Нравственно-психологические взаимоотношения поколений Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема 8 Рациональные условия отношений родителей и детей 10 Межличностные отношения в коллективе 11 Заключение 13 Список литературы 14 Воспитание и наркотики: психологически-педагогический аспект Наркотики и подростки 15 Распространение наркомании и токсикомании среди детей и подростков 16 Профилактика наркомании в молодежной среде 17 Заключение 18 Список литературы 21 Сковороды Введение. 22 Философия природы и человека. 23 Безграничная «околичность познания». 29 Социальная философия и нравственность. 32 Заключение. 35 Список литературы 36 Введение Передача опыта старшими поколениями людей младшим существует с древнейших времен. Накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи.

Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих передать его следующему поколению.

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни российского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой.

Провозглашение идей не означает их воплощения в жизнь общества и каждого человека. Прошедшие 90-е годы убедительно показали, что люди должны уметь жить, вести себя надлежащим образом в условиях предоставленных свобод. Чтобы жить в условиях демократии, надо, чтобы демократия жила в нас; чтобы жить в условиях морали и справедливости, надо, чтобы мораль и справедливость жили в нас; чтобы жить в условиях права, надо, чтобы право жило в нас. Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.

Предмет педагогики В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне них. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель», «детовожатый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого «детовождение». Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко это воспитание человека, как особая функция общества.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

Воспитание в узком смысле слова -–систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях под руководством педагогов.

Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика представлена как наука о воспитании; это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения.

В результате развития науки, техники и культуры происходят дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными.

Основные «ветви» древа педагогической науки следующие: Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения, и теория организации и управления в системе образования. Дошкольная педагогика – изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы – исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования – изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных заведений. Исправительно-трудовая педагогика – занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов. Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории выполняет философия, помогая определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая психология, которая изучает закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

Цели образования и воспитания

Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского общества... Но всякая идеология – это односторонний, социально-заинтересованный по... Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит многовеково... Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития... Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретночеловеческо...

Средства и методы психического воздействия на личность

Но есть методы, главное назначение которых – оказывать дополнительное ... Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем ... Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и ... В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными повседневным... Под конфликтом понимается возникшая ситуация неразрешенного противореч...

Рациональные условия отношений родителей и детей

Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обяз... Возрастные особенности – это характерные для того или иного возрастног... Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизне... Следование по следам интересов и увлечения детей предполагает также и ... Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобрать...

Межличностные отношения в коллективе

Конфликтность или социально-психологическая напряженность в коллективе... Различают формальных и неформальных лидеров. Неформальный лидер – это ... Формальный лидер – это носитель административной власти. Немаловажное значение для руководителя имеет контактность – общительно... В совокупности неотъемлемых психологических качеств руководителя выдел...

Распространение наркомании и токсикомании среди детей и подростков

веществ, обладающих наиболее выраженным токсическим эффектом для челов... С 1993 года до настоящего времени рост уже больных наркоманией оценива... Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловил... Ряд основополагающих моментов, в частности, Концепция государственной ... В соответствии с указанным решением Правительством Российской Федераци...

Профилактика наркомании в молодежной среде

Принимаемые меры по противодействию наркомании осуществляются без надл... При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха ... И отвечать на нее мы должны квалифицированно и предельно оперативно". Его имя с любовью и уважением произносили на Украине и в европейской ч... Пока располагаем лишь упоминанием о нем в «Житии…» М.Ковалинского.

Философия природы и человека

Важно прежде всего не упустить из виду то, что философ свою теорию о «... Сковороды о бытии – концепция причинной связи явлений природы. Теория самопознания в том ее виде, в каком ее развивал автор «Наркисса... Долганскому от 25.11.1773г. В басне «Две курицы» понятие практики связано с понятием «сродности», ...

Социальная философия и нравственность

Сковорода стремился обосновать принципы анализа общественной жизни, во... Поскольку философия должны служить ариадниной нитью познания и преобра... На плечах бесправного и обездоленного люда утвердился мир «благородных... Повсюду господствуют пороки… Обличительные картины «Сна» Г.С. В песне 17 «Сада божественных песен» Сковорода указывал на источник ег...

заключение мыслителя о «спящем» народе относится к середине 60-х годов, т.е. к периоду до Пугачевского восстания. Стремясь поднять народ к лучшей жизни, Сковорода призвал его к «бодрствию», к борьбе с невежеством, нищетой, угнетением.

Поиски средств преображения жизни составляют одну из сторон социальной концепции украинского мыслителя. Философ-демократ обращался к простым людям с призывом «сторониться» знатных особ или в общении с ними оставаться «самим собою». Сильных «мира сего» поэт уподоблял ястребам, которые живут кровью жаворонка и о его тело «точут когти». Даже метод «сродности» он применял как метод обличения того положения в царской России, при котором чины, звания, высокие посты занимали не по «призванию», не «по уму» и способностям, а по званиям, что открывало дворянам двери в жизнь, закрывая их для людей из «простого народа». Открыть эти двери народу, считал Сковорода, двери к свободной жизни должны прежде всего просвещение, наука, философия, новые моральные принципы, созданные в согласии со «сродностью» человека и в соответствии с его натурой.

Главная преобразующая сила общества – новая мораль, твердые убеждения, мнения, которые «не видны, как будто их нет, но от сей искры, весь пожар, мятеж и сокрушение; от сего зерна зависит целое жизни нашей древо…». Моральная сила, сила мысли, учил Г. Сковорода в согласии с просветителями России и Европы XVIII в - основной действующий фактор истории.

Средоточие этой силы – душа, разум и сердце человека, а ее действием обеспечивается духовная жизнь человека и общества: разумные идеалы становятся критерием и целью моральности.

Идея равенства перед законом, получившая громкое звучание в буржуазном праве, социологии и этике, в учении Сковороды в виде требования социального равенства сочеталась с моральной нормой всеобщности трудовой деятельности. Труд в учении Сковороды – это всеобщее моральное требование, гражданский долг каждого человека и естественная необходимость. «Слаще сота труд». Без труда всякое изобилие «оскудеть и высохнуть, как озеро может», лишь «честное ремесло есть неоскудевший родник не изобильного, но безопасного пропитания». Конечно, «трудовая» теория прогресса не является научной.

Но в условиях второй половины XVIII в. эта теория была новым, положительным явлением. Направленная против паразитизма и праздного безделья дворянства она отражала прогрессивные требования эпохи. Кроме этической нормы «на зло отвечать злом, на добро – добром» Сковорода выдвигал положение о том, что все действия человека должны быть согласованы с наукой, ее истинами, а не с домыслами суеверных людей или предрассудками «непросвещенной древности». Выступая против суеверий, религиозной нетерпимости, сектанства и т.п мыслитель указывал, что именно они являлись одной из важнейших причин чудовищного вандализма в истории человечества, вроде сожжения Александрийской библиотеки, разрушения Иерусалима или Варфоломеевской ночи. Отсюда требования украинского философа распространять просвещение среди народа. «Я рассуждаю писал он что знание не должно унизить своего излияния на одних жрецов науки, которые жрут и обжираются, но должно переходить на весь народ, войти в народ и водвориться в сердце и в душе всех тех, кои имеют правду сказать: «и я человек, и мне, что человеческое, но не чуждо!». Украинский мыслитель четко представлял, что для полнокровной жизни народа нет условия, что первейшим из этих условия является свобода.

Свободу он считал неотъемлемым правом человека, его воздухом и хлебом и желал ее всем, а прежде всего – закрепощенным массам.

Восторженно философ-поэт воспел вольность в стихотворении “De libertate”. При сем философ подводил к выводу, что подлинная свобода будет добыта в содружестве украинского народа с другими народами мира, в тесном единении с русским народом.

И общие выводы он связывал с высокой похвалой Богдану Хмельницкому, боровшемуся за свободу и независимость Украины в союзе с Россией. В варианте «Разговора дружеского о душевном мире» один из двух собеседников говорит: «Я бы желал быть человеком высокочиновным, дабы мои подчиненные были крепки, как россияне, и добродетельны, как древние римляне». Образ «вихря» весьма ярко отражает тот смысл, которые в него вкладывает автор.

Вихрь свободы, волна народного гнева, наконец вихрь времени – вот сила, которая в представлениях Сковороды выше силы тиранов. Удачно выбранная аллегория не случайна. Этот образ встречается во всей революционной поэзии начиная XVIII в. Поэт П. Тычина верно подметил созвучность песни Г.С. Сковороды известным стихам А.Н. Радищева из оды «Вольность». В «Потопе Змиином» Сковорода высказывает убеждение, что человечество непременно создаст себе подобающие условия жизни, что подлинное счастье людей не в прошлом, не на небе, а в будущем и на земле. «Мы сотворим писал он свет получший.

Созиждем день веселейший». Конечное, украинскому просветителю-демократу идеал счастья представлялся настолько широко и настолько предметно, насколько он объективно раскрывался в общественных отношениях России и Европы, насколько отчетливо проявлялись социальные стремления украинского и русского крестьянства, интересы простых людей XVIII в. Раскрыть глубоко и в форме научного предвидения будущее России и Украины он, конечно же не мог. Границы его надежд и мечтаний не выходили за пределы крестьянского идеала жизни, обобщающего опыт демократических движений Украины, России, Европы.

Заключение. Принципы общественного идеала Сковороды содержали в себе элементы идеализации «деревенского быта», образа жизни «казачьей вольницы». Позднее эти стороны стихийного сознания крестьянских масс и беднейшего казачества найдут свое выражение в воззрениях Котляровского, Гребенки, Глибова, в ранних произведениях Гоголя, а также Шевченко.

Форма общественного идеала Сковороды – «царствие божие» (республика) также свидетельствует о прямом влиянии на украинского мыслителя крестьянской идеологии его эпохи. Отражая жизненные устремления народных масс в период достаточно развитых антифеодальных движений крестьянства в Великороссии (Пугачевское восстание) в Малороссии (Колеивщина), Григорий Саввич Сковорода выступал глашатаем наиболее передовых идей своего времени.

Общественно-политические, философские, педагогические, этические и эстетические взгляды украинского мыслителя из народа получили значительное распространение при жизни, а еще большее - после его смерти. Они сыграли значительную роль в пробуждении самосознание крестьянства, в развитии демократического миросозерцания дворянской и разночинной интеллигенции Украины и России XVIII-XIX вв. Сковорода не в малой степени содействовал развитию гуманизации знания и общественной жизни, утверждению нового взгляда на перспективы развития России и всего человечества.

Список литературы 1. Философия России XVIII века. П.С. Шкуринов, Москва, 1992г. 2. Сковорода. Юрий Лошиц, Москва, 1972. 3. Лекции по истории русской философии XI – начало XX в. А.Ф. Замалеев, С-Пб, 1994г. 4. Русская идея. М.А. Маслин, Москва, 1992г. 5. Философский энциклопедический словарь, Москва, 1983 г Стр. 614.

– Конец работы –

Используемые теги: педагогика0.037

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Педагогика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Электронный учебник По дисциплине «Педагогика» Дать понятие о педагогике как гуманитарной науке.
По дисциплине... Педагогика... Дать понятие о педагогике как гуманитарной науке...

Лекции по курсу Педагогика Педагогика - предмет, задачи, функции
Педагогика предмет задачи функции... На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала... Развитие педагогики как науки проходило в русле философии знания о человеке и обществе Лишь в вв педагогика...

Ответственный курса психологии и педагогики: Книсарина Малика Максатовна – магистр педагогики и психологии
Сведения о преподавателях... Ответственный курса психологии и педагогики Бекешова Гульмира Утегалиевна врач психолог старший преподаватель обучается научно педагогическом институте общий стаж года из них...

Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода
Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время, когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король, едва ли… Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником… Вскоре Локк становится ближайшим советником Эшли. Со второй половины 70-х годов до 1689 г. Локк находится в…

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ Возникновение и становление социальной педагогики
М... Главный редактор Д И Фельдштейн д псх н профессор академик РАО... Заместитель главного редактора С К Бондырева д псх н профессор академик РАО...

Рабочая программа дисциплины «Педагогика» (модуль «Теоретическая педагогика»)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Тульский государственный педагогический университет им Л Н Толстого...

СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ИСТОРИЯ... СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ...

Педагогика начальной школы: учебник
Иван Павлович Подласый... Педагогика начальной школы учебник...

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА... А А РЕАН... Н В БОРДОВСКАЯ...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам