рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социология

Социология - раздел Социология, Московский Государственный Технический Университет...

Московский государственный технический университет

Имени Н.Э. Баумана

 

 

Социология

курс лекций

учебное пособие

Москва

Издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана

Коллектив авторов

    Социология. Курс лекций: Методическое пособие / Акимова И.А., Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А., Горохов В.Г. и др. М.:…

Содержание

Тема 1.Социология как наука (Литвинцева А.В.)

Тема 2.Социология техники и социальная инженерия (Горохов В.Г.)

Тема 3.Социальные риски инженерной деятельности (Гаврилина Е.А.)

Тема 4.Общество как система (Чернышева А.В.)

Тема 5.Социальная структура общества (Панина Г.В.)

Тема 6. Молодежь как социальная группа (Моторина И.Е.)

Тема 7.Социология культуры (Багдасарьян Н.Г.)

Тема 8.Личность как объект социологического анализа (Акимова И.А.)

Тема 9. Социальные изменения и социальная стабильность (Полуэктов Ю.П.)

Введение

Переход российской высшей школы на двухуровневую систему образования, разработка новых стандартов образования предусматривают увеличение самостоятельной работы студентов и, соответственно, обеспеченности ее учебной и методической литературой.

Социология как учебная дисциплина была введена в МГТУ имени Н.Э. Баумана в 2008 году для обеспечения более тесной связи социо-гуманитарного образования с деятельностью будущего инженера.

Социология открывает мир знаний об устройстве общества и о месте каждого человека в нем. Особенность социологического подхода к окружающему миру заключается в том, чтобы описать и объяснить влияние социальной взаимозависимости людей на их сознание и поведение, выявить значение различных форм социального взаимодействия (сотрудничество и соперничество, конфликт и подчинение, привязанность и разногласие) для структурной организации общества, а также для коллективного и индивидуального поведения.

Социология учит понимать социальные ситуации как на уровне теоретического знания, так и на уровне фактического - через проведение и анализ социологических исследований, что находит свое выражение в практической политике и социальных реформах.

Социологическое знание способно помочь в воспитании социокультурной восприимчивости по отношению к различным группам в обществе. Современный мир поликультурен и социально разнообразен, и учитывая это, возможно преодолеть предрассудки различных групп по отношению друг к другу.

Большое практическое значение социологические исследования имеют и при оценке результатов политических инициатив и принятия обоснованных решений (особенно в социальной политике государства и его структур).

Социология также способствует углублению самопознания как отдельной личности, так и общественных групп. Чем больше люди знают об условиях собственной деятельности, о том, как функционирует общество, тем больше вероятность повлиять на обстоятельства своей жизни. Известный американский социолог Райт Миллс эту способность сравнивать себя с другими и связывать собственную биографию с историей общества называл социологическим воображением. Он выделил в нем три измерения:

· Структурное, т.е. умение понимать окружающую социальную среду – структуру общества, ее элементы и их взаимоотношение между собой; то, как они функционируют; чем структура изучаемого общества отличается от других типов социального порядка;

· Историческое, т.е. умение видеть отличительные особенности современного мира в сравнении с прошлыми эпохами, механизмы изменения данного общества, способы «делания» истории, характерные для данной исторической эпохи;

· Человеческое, т.е. способность понять, какие типы людей играют особую роль в современном обществе на данном этапе, какие идут им на смену; какой отбор они проходят и как формируются, как приобретают свободу и как подчиняются обстоятельствам, становятся восприимчивыми или безразличными; какое влияние на природу человека оказывает конкретная социальная среда.

Социологическое воображение дает возможность различать такие понятия как «личные трудности» и «общественные проблемы». Оно как бы приподнимает человека над рутиной повседневной жизни, обеспечивая ему более полное понимание его собственной индивидуальности, а также особенностей других людей, значение той социальной деятельности, в которую он вовлечен. Человек может осмыслить свой жизненный опыт и масштаб своей судьбы только в контексте своего времени и того общества, к которому принадлежит, только сравнив собственное положение с положением тех, кто находится с ним в сходных ситуациях. Многие индивидуальные проблемы вызваны структурными изменениями в обществе, и чтобы понять эти изменения необходимо социологическое знание.

Учебное пособие «Социология. Курс лекций» подготовлено преподавателями кафедры социологии и культурологии для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана в целях повышения эффективности их самостоятельной работы. В данный курс лекций включены темы, раскрывающие как наиболее общие проблемы социальной теории и практики, так и проблемы, связанные с непростым взаимодействием в системе «природа – общество - человек – техника». Большое внимание уделяется анализу социальных проблем, связанных с развитием техники и технологий, проблемам и противоречиям техносферы, социальной специфике инженерной деятельности, роли и месту инженерии в социальной структуре современного общества.

Литвинцева А.В.

Социология как наука

Социология в системе наук. Объект и предмет социологии.

Содержание макро- и микросоциологического подходов к изучению социальных явлений.

Категориально-понятийный аппарат и методы социологии.

Уровневая специфика социологического знания и структура социологии.

Функции социологии, ее роль в жизни общества и значение для профессиональной деятельности инженера.

1. Сегодня, чтобы сознательно ориентироваться в современной общественной жизни, необходимо научно осмыслить ее сложные явления и процессы, уметь… Возникновение и оформление социологии связано со спецификой исторического… Это выдвинуло на повестку дня вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения…

Горохов В.Г.

Социология техники и социальная инженерия

1. Социология техники: техника как предмет социологического анализа.

Социальная институализация техники

Технократическое понимание социальной роли инженерии в современном обществе.

Социальная оценка последствий техники.

В современном значении слово „техника“ употребляется в двух смыслах. В широком смысле каждый вид человеческой деятельности имеет свою технику, в… Техника с социологической точки зрения становится социологическим фактом,… Исторический генезис «технического» может быть представлен как в виде исторических этапов социализации и…

Гаврилина Е. А.

Социальные риски инженерной деятельности

1. Риск: понятие, характеристики, структура.

Типология рисков.

Риски инженерной деятельности

Концепция управления риском

1. Проблема рисков в современном мире представляется одной из самых актуальных. Связано это с тем, что и в обыденной жизни, и в своей… Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Ушакова[1] понятие… · возможную опасность;

Чернышева А.В.

Общество как система

Определение и строение общества.

Типология обществ.

Современное общество.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие понятия, используемые в данной дисциплине, пришло из обыденной речи,… В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество… Итак, мы видим, что общество – многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного…

Сравнительная таблица двух типов обществ

  Доиндустриальное общество Индустриальное общество
Размер сообщества Обычно небольшое (деревня) Обычно большое (город)
Социальные отношения Преимущественно первичные (личные, доверительные) Преимущественно вторичные (безличные, анонимные)
Разделение труда Незначительное, в основном половозрастное Очень развитое: занятия высоко специализированны
Статус Преимущественно предписанный Отчасти предписанный, но главным образом достигаемый
Социальная структура Относительно простая: малое количество статусов и четко определенных институтов, не считая семьи Сложная: большое количество статусов и четко определенных институтов
Социальный контроль В основном неформальный, состоящий в спонтанных реакциях сообщества В основном формальный, основанный на законах, полиции и судах
Ценности Традиционно ориентированные, религиозные Ориентированные на будущее, светские
Культура Гомогенная: большинство людей разделяет сходные нормы и ценности Гетерогенная: большое количество субкультур с различными нормами и ценностями
Технология Примитивная, использующая физическую силу человека и домашних животных Высокоразвитая, в основном использующая преимущества машин
Социальные изменения Медленные Быстрые

Источник: Кравченко А. И. Социология: Учебник. – М., 2003.

Со временем индустриальное общество трансформируется. Д. Белл выделяет три главных изменения:

1) модернизация предприятий благодаря управляющим (так называемая «революция менеджеров»);

2) относительное сокращение пролетариата и рост технического и профессионального слоя;

3) изменение политической системы в направлении бюрократизации и технократизации. Изменение положения человека, тесно связанное с повышением роли информации, автоматизацией и компьютеризацией производства, знаменует переход от индустриального общества к постиндустриальному.

Если индустриальное общество основано на машинной технологии, то постиндустриальное общество «формируется под воздействием технологии интеллектуальной»[14]. Основой постиндустриального общества является информация и знание. Постиндустриальный сектор является обрабатывающим. Именно телекоммуникациям и компьютерам отводится главная роль при обмене информацией и знаниями.

Термин «постиндустриальное общество» Д. Белл употребляет впервые в 1959 году. Определяя процесс образования этого общества, он подчеркивает, что необходимо исследовать не только хозяйственные процессы, но и «возникновение новых тенденций в социальной и духовной сферах». Очень важным в характеристике философа является то, что новые тенденции не предполагают в качестве своего непременного результата «разрушение прежних экономических и социальных форм». Кроме того, по мнению Д. Белла, пути перехода к постиндустриальному обществу могут оказаться совершенно разными для разных народов, «составляющих цивилизацию»[15].

Постиндустриальное общество характеризуется следующими важными новыми чертами:

· на первый план выходят теоретические знания,

· происходит создание новой интеллектуальной технологии,

· растет класс носителей знания,

· происходит переход от производства товаров к производству услуг (постиндустриальное общество предлагает новый вид услуг),

· меняется характер труда,

· женщинам предоставляются более широкие возможности,

· наука достигает своего «зрелого состояния».

Рассматривая проблему, связанную с услугами, Д. Белл отмечает, что доиндустриальное общество характеризуется услугами личного типа. Речь идет о домашних слугах. В индустриальном обществе идет расширение сферы услуг. Это связано в первую очередь с самими потребностями производства. В этой связи Д. Белл приводит в пример транспорт и распределение. В постиндустриальном обществе развивается новый вид услуг. Расширение сектора услуг «отражает рост новой интеллигенции». Речь идет об университетах, исследовательских центрах, профессиональной сфере и управлении.

Технические достижения позволяют производить больше товаров с меньшими затратами. Это дает возможность повысить жизненный уровень повсюду в мире. Развитие технологии создает новый класс – инженеров и техников. Эти люди непосредственно не участвуют в производительном труде. Их можно представить в качестве «аппарата планирования» операций, которые непосредственно образуют процесс производства.

Технологический прогресс формирует новый способ мышления. Главными становятся функциональные отношения и количественные показатели. Главными критериями становятся «эффективность и оптимизация». Развитие технологического прогресса диктует и требует, чтобы все ресурсы использовались с минимальными «издержками и усилиями». Подобное определение «функциональной рациональности имело своим следствием новые формы образования, когда количественные методы системного и экономического анализа оттесняют старые принципы, основанные на умозрительных размышлениях, традициях и внутреннем смысле»[16].

Происходят революционные изменения в области транспорта и передачи информации. Создаются новые экономические взаимосвязи и социальные взаимодействия, возникают новые комплексы социальных взаимоотношений. В связи с этим, Д. Белл подчеркивает, что происходит «сдвиг» от родственных связей в сторону иных отношений, основанных на «профессиональных признаках и роде занятий».

В условиях, когда автоматы способны выполнять всю нетворческую работу, на первый план выходит способность человека, во-первых, организовывать и контролировать их деятельность, а, во-вторых, становиться источником новаций. Человек, мыслящий творчески, оказывается востребован, ибо на сегодняшний день никакая машина не умеет думать, придумывать, творить. На это способен только человек, и то, не всякий. «Основным действующим лицом становится профессионал, – подчеркивает Д. Белл, – потому что его образование и опыт позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе»[17].

В числе измерений постиндустриального общества Д. Белл называет и «изменение характера труда». Жизнь человека в рамках доиндустриального общества была «игрой между человеком и природой», то есть взаимодействием людей и природных сил и ресурсов. В то время люди работали малыми группами и находились в зависимости от природы. В индустриальном обществе природу заменяет искусственная среда (машины). Основным типом взаимодействия, которое, исходя из такой классификации, свойственно постиндустриальному обществу, является «игра человека с человеком». Д. Белл подчеркивает, что «люди должны учиться жить друг с другом»[18].

Однако «игра человека с человеком» не ставит своей целью коммуникацию, ориентированную на общение. Во время этой коммуникации люди выступают только в определенных социальных ролях. Речь идет об отношениях между клерком и просителем, доктором и больным, преподавателем и учеником, то есть отношениях, имеющих сугубо практическое значение, а вовсе не завязанных ради собственного общения.

Д. Белл отмечает, что информация, которая занимает в постиндустриальном обществе центральное место, ставит человечество перед новыми проблемами. Расширяются сферы, которые требуют внимания и энергии человека. Это область политики, экономики, социальных отношений. Но большой объем информации делает ее все «менее и менее полной». Информация начинает носить все более специфический характер. Этот процесс приводит к тому, что информация становится более трудной для восприятия отдельно взятого человека. Возникает необходимость осмысления информации. Нельзя также забывать об ограниченности объема информации, которую человек способен воспринять.

Современные информационные технологии позволяют человеку получить доступ к сведениям самого различного рода, причем не только научным, но и политическим. Образование, которое должен получить человек, чтобы занять достойное место в жизни, позволит оперировать в той или мере адекватными суждениями о политической ситуации и реализовывать себя в политической сфере. Однако возможность активно воздействовать на ход общественных событий оказывается, в конечном счете, иллюзорной. Д. Белл справедливо отмечает, что «сам факт повышения активности ведет к умножению числа групп, «контролирующих» друг друга и порождающих чувство безысходности», «как это ни парадоксально, повышенная степень активности в большинстве случаев ведет к росту разочарования»[19].

Данная проблема имеет и другую сторону. Если для окружающих человек – это не более чем набор социальных ролей («модулей»), если с ним вступают во взаимодействие только как с модульным, то есть одномерным, человеком, а не как с полноценной личностью, то он привыкает к тому, что является лишь набором социальных ролей, а не уникальной личностью. Человеку просто идентифицировать себя с той или иной социальной ролью, которую он выполняет. Но кто поможет индивиду осознать, что он – нечто, гораздо большее, чем простой набор этих модулей?

Утверждая, что постиндустриальное общество является «игрой между людьми», Д. Белл пишет, что такая игра требует высокой степени координации. Здесь следует отметить несколько положений. Сама по себе политическая сфера в современных условиях заметно расширяется и вовлекает все большее количество людей. Большое значение теперь имеют «контакты». Люди чаще звонят друг другу, чаще осуществляют поездки, общаются с большим количеством разных людей. Но «повышение мобильности, пространственной и социальной, само по себе несет издержки в виде умножения взаимосвязей и круга наших знакомств»[20].

Очевидным становится и противоречие между тем, какие широкие возможности открываются для человека, и тем, что механизм рыночных отношений не всегда ведет к реализации этих позитивных возможностей. Несмотря на кажущуюся бессмысленность и хаотичность этой картины, она во многом напоминает ту трудовую деятельность, которой занимается человек в течение своего рабочего дня, а именно, принятие множества мелких решений в условиях быстро меняющейся обстановки, общение с все большим числом людей при все менее глубоком взаимодействии с ними.

Другие ученые предлагают свои варианты триады, в частности концепции

· премодернистского, модернистского и постмодернистского состояния (С. Крук, С. Лэш);

· доэкономического, экономического и постэкономического обществ (В. Л. Иноземцев); а также

· «первой», «второй» и «третьей» волн цивилизации (О. Тоффлер).

3. Как и Д. Белл, О. Тоффлер выделяет в истории человечества три стадии, которые он называет «волнами». «Первая волна», с точки зрения автора, связана с переходом от доаграрного общества к аграрному. «Вторая волна» представляет собой следующий шаг – переход от аграрного общества к индустриальному. Однако автора гораздо больше интересует «третья волна». Автор подчеркивает, что мы становимся свидетелями рождения совершенно новой цивилизации, которую О. Тоффлер описывает в своей книге «Третья волна»[21].

Он говорит об обществе «супериндустриальной» (постиндустриальной, или информационной) цивилизации, в которой изменяются параметры существующей власти. Из трех ее источников – принуждения, богатства, знания, – на первый план выходит знание, которое становится определяющим фактором ее осуществления. Знание в современном обществе превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким трансформациям, уходит в небытие деление мира на коммунистический и капиталистический, на Север и Юг. На смену этому приходят системы быстрых и медленных экономик. Если первые основаны на инновации и обновлении, на идее неповторимости, то вторые традиционно устойчивы и инерционны в своем развитии. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы и идее творческого саморазвития. Социальные отношения становятся крайне неустойчивыми и носят как бы временный характер. Общество приобретает другую структуру: вместо прежних классов складывается множество социальных групп, каждая из которых формирует свои ценности, свой образ жизни, свою культуру. Относительно единая культура общества распадается на мозаику субкультур.

Автор полагает, что в цивилизации «третьей волны» не будет ни одного института, который играл бы в ней центральную роль (как, например, церковь или завод в прошлом). Массовое общество, для которого характерна высокая степень стандартизации стиля жизни, поведения, языка и даже идей, уйдет в прошлое, полагает автор. Цивилизация «третьей волны» откроет простор для децентрализации и деконцентрации. Гигантомании, столь характерной для ее предшественницы, тоже не останется места. Бюрократия сменится целым рядом организаций нового стиля, хотя кое-где иерархические структуры все же сохранятся. Роль национального государства также значительно снизится. Оно станет всего лишь одним институтом среди других, а не самым главным, как сейчас. Не менее важные изменения произойдут и в сфере идеологии. Люди будут смотреть на мир совсем по-другому, механистический взгляд уйдет в прошлое, человек станет оценивать мир с точки зрения таких понятий, как «процесс», «обратная связь», «отсутствие равновесия».

О. Тоффлер предупреждает, что его теория – всего лишь прогноз, хотя по мере приближения «ретьей волны» мы становимся свидетелями двух нарастающих тенденций: диверсификации общества и ускорения изменений. Будущее приближается слишком быстро, чтобы человек успел к нему подготовиться. Поэтому другую свою книгу исследователь и называет «Футуршок», т.е. шок от столкновения с будущим.

О. Тоффлер выделяет три основополагающие «черты завтрашнего дня»: быстротечность, новизна и разнообразие и отмечает, что в новом супериндустриальном обществе некоторые его члены никогда не смогут чувствовать себя «как дома». Они навсегда останутся путниками, у которых есть лишь временный дом. Если раньше компании косо смотрели на сотрудников, которые часто меняют место работы, считали их ненадежными – то теперь, напротив, подобное качество рассматривается как «плюс», оно означает, что человек хорошо адаптируется в новом окружении.

Человек становится «модульным». Что это означает? Когда мы покупаем у продавца пару ботинок, пишет автор, то нас не интересует личность самого продавца. Значение имеет только один «модуль» – то, что он продает нам ботинки. В наши дни человеку приходится встречаться с все большим количеством других людей. Очевидно, что индивид просто не в состоянии наладить с каждым из них более-менее тесные отношения. И чем менее глубокими становятся наши связи с окружающими нас людьми, тем более нуждаемся в «заменителях общения». Эту роль вполне могут сыграть персонажи книг, фильмов, а главное – телевизионных сериалов. О. Тоффлер называет их «замещающими людьми». Подобную функцию могут также выполнять знаменитости – люди вроде бы живые и реальные. Но если вдуматься, для рядового человека, не знакомого со «звездами» лично, эти кумиры практически ничем не отличаются от вымышленных персонажей. Впрочем, и «замещающие люди» не могут изменить ситуацию, поскольку люди быстро забывают прежних знаменитостей.

Изменяется и сам характер информации, которую приходится обрабатывать человеку. О. Тоффлер выделяет два типа сигналов и сообщений, которые мы получаем. Первый вид – незакодированные сигналы и сообщения. Человек идеи по улице и видит, как ветер несет по тротуару листок. Он видит цвет, движение, слышит шелест листвы. Все это определенного рода сигналы, которые мы можем назвать «сообщениями». Однако на самом деле, эти «сообщения» вовсе не предназначены для того, чтобы что-то сообщать. Человек может извлекать из них идеи, конструировать ментальные образы – а может этого и не делать. Иными словами, это «сырой материал».

Другого рода сигналы – закодированные. «Кодированные сообщения – это те, которые зависят от социального соглашения по поводу их значения»[22]. Иными словами, речь идет о языках. Это не обязательно должен быть язык, состоящий из слов; их роль могут выполнять жесты, дымовые сигналы, узелки веревки, завязанные в определенном порядке.

Очевидно, что закодированные сообщения более насыщены, чем незакодированные. О. Тоффлер выделяет два типа закодированных сообщений: случайные и заранее составленные. Примером последнего могут служить книга, газета, телевизионные новости. На человека не просто обрушивается поток информации. Эта информация спрессована до предела, и при этом подавать ее стремятся с всевозрастающей скоростью.

Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономической или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними по отношению к его личностной культуре качествами. Эта жесткая детерминированная схема не просто ослабевает, возникает принципиально новая ситуация, означающая, что социально-экономическое развитие зависит уже от состояния духовного мира личности, от ее развития и социокультурной устремленности.

Принято считать, что возможность выбора – это позитивный фактор. О. Тоффлер предупреждает нас о том, что это правило верно только до определенных пределов. Если выбор слишком широк, если человек сталкивается со сверхвыбором – индивид может быть просто парализован, не зная, что предпочесть. Разнообразие нарастает уже сейчас. До появления на Западе телевидения, там существовали массовые журналы, которые исповедовали одно и то же мировоззрение, одни и те же идеи и несли их миллионам читателей. Неудивительно, что после подобной «обработки» читатели массовых журналов тоже начинали думать одинаково. Появление телевидения полностью уничтожает их как класс. На смену им приходят другие журналы – разнообразные как по тематике, так и по мировоззрению. Даже один и тот же журнал может выходить в различных вариантах, в зависимости от аудитории, на которую он рассчитан. Этот процесс тесно связан с образованием целого ряда различных субкультур. О. Тоффлер говорит даже об их избытке. «Сегодня сильный удар супериндустриальной революции буквально расколол общество»,[23] – пишет автор.

Раньше человек высоко ценил стабильность. С одной стороны, это было выгодно экономически, а с другой – у человека вырабатывалось соответствующее мироощущение. Он видел, что все в окружающем его мире стабильно и неизменно. В современном же обществе есть все основания говорить об «экономике нестабильности». Вещи, которыми мы пользуемся, устаревают все быстрее и быстрее.

Во-первых, они просто выходят из строя (материальное старение). В наши дни уже давно не изготавливают предметы, которые могли бы послужить нескольким поколениям, переходя от старших к младшим. Почему так происходит? В наши дни очень быстро, хотя и неравномерно развиваются технологии. Стоимость производства товаров снижается гораздо быстрее, чем стоимость их ремонта, поскольку ремонт чаще всего предполагает ручную работу. Таким образом, одноразовые предметы производить и приобретать становится гораздо выгоднее, чем те, которые рассчитаны на многолетнее использование.

Во-вторых, предметы могут устареть и устаревают морально: если у человека есть возможность приобрести цветной телевизор, вряд ли он будет смотреть черно-белый. Не стоит забывать также и о том, что моральное устаревание одного предмета зачастую заставляет менять не только его. Но и всю систему, в которую он включен. Технологические усовершенствования, внесенные в систему кондиционирования воздуха, нельзя реализовать простой сменой кондиционера. Зачастую здесь приходится сносить все здание и строить новое.

В-третьих, предмет может устареть просто потому, что он выходит из моды, или оттого, что на рынке появляется другой, который незначительно отличается от существующего. Казалось бы, речь идет о простых вещах. Разве могут они существенно повлиять на жизнь человека? Однако не стоит забывать, что вещи – это то, что нас окружает, то, что образует мир, в котором мы живем. И если этот мир постоянно меняется, человек неизбежно чувствует нестабильность. Он ощущает неуверенность в завтрашнем дне. В конечном итоге, индивид может впасть в панику или даже оказаться в состоянии психоза.

Подобная ситуация связана не только с глобальными угрозами существования человечества, но и с коренным поворотом в системе отношений «человек – производство». Современная экономика носит инновационный характер. Это означает, что материальные и вещественные факторы производства перестают быть основным носителем ценностей, так как устаревают каждые 3-4 года. Орудия труда, машины, станки, производственные линии, различного рода техника меняются буквально на глазах. Главным фактором обновления производства и получения прибыли является человек, его интеллектуальные и творческие возможности. Развитие личностных качеств, творческих способностей и возможностей, воспитание высококвалифицированной рабочей силы становится наиболее выгодным вложением капитала. В результате общественный субъект приобретает все большую независимость от базиса, его свобода нарастает. Как показывает Д.Белл, в современном информационном обществе человеческий выбор оказывается решающим детерминантом социально-исторического развития.

Раньше жизнь человека была рутинной и однообразной. В ней доминировали раз и навсегда установившиеся привычки. А если жизнь постоянной меняется, для привычек места уже не остается. Если раньше служащий каждый день, отправляясь в офис, мог раз и навсегда выбрать маршрут, вид транспорта и т.п., и, сделав выбор однажды, следовать ему затем автоматически. Теперь этот же служащий должен летать по всему миру, пересаживаться с самолета на самолет, и каждую неделю у него новый маршрут и новое поручение. Для обычного клерка, привыкшего к спокойной рутине, подобный ритм жизни может оказаться просто бешенным. О. Тоффлер указывает на то, что каждое принятие решения имеет свою ценность. Чем больше и чем чаще приходится человеку принимать решения, тем дороже приходится ему за это платить.

Согласно О. Тоффлеру, возникающее на наших глазах новое общество знаменует собой столь значительный поворот в истории, который по масштабам трансформации сравним лишь с переходом от варварства к цивилизации. В нем происходит не только переоценка всех существующих ценностей, но и пересмотр самого кода цивилизации, когда должны измениться все параметры, определявшие организацию жизни прежнего общества.

 

Панина Г.В.

Социальная структура общества

Понятие социальной структуры общества.

Социальный статус и социальные роли личности.

Понятие социальной стратификации.

Понятие социальной мобильности.

Таким образом, в процессе социального взаимодействия индивиды объединяются в социальные группы и общности, связанные между собой сложной сетью… 2. Итак, социальным статусом называется положение, занимаемое человеком в… Реальный человек занимает в обществе одновременно несколько позиций, например, мужчина, семьянин, отец, инженер,…

Моторина И.Е.

Молодежь как социальная группа

Социологический подход к изучению молодежи.

Социализация молодежи

Проблема молодежных субкультур

Мы можем употреблять слово «молодежь» в общепланетарном масштабе, понимать его как определенную часть конкретного общества или как отдельную… Говоря о социологическом определении понятия «молодежь», важно учитывать… Существует три основных подхода определения возрастных границ молодежи:

Багдасарьян Н.Г.

Социология культуры

Специфика социологического подхода к определению культуры.

Концепты культуры .

Фундаментальные характеристики и функции культуры.

В социологическом поле культура представлена через призму социальных закономерностей ее развития и функционирования, через формы проявления этих… Глубокий исследователь культуры Альфред Вебер (1868-1958) писал, что в… Им, по сути, сформулирована цель исследования культуры, и эта цель – осмыслить культурную наполненность жизни нашего…

Акимова И.А.

Личность как объект социологического анализа

Понятие личности в социологии.

Ролевые теории личности.

Социализация личности.

Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики… Индивид – это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.… Каждый человек обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, которые составляют структуру его личности. В этой…

Полуэктов Ю. П.

Социальные изменения и социальная стабильность

Понятие и виды социальных изменений.

Структура и механизмы социальных изменений.

Факторы социальных изменений.

Социальное развитие и социальный прогресс.

Социальная стабильность.

1. Социальные изменения – это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах,… Выделяются четыре вида социальных изменений. 1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы,…

Список литературы

 

1. Андреев Э.М., Миронов А.В. Социально-гуманитарное знание и образование, новые реалии, иные измерения, информационная безопасность. – М., 2001.

2. Артемьев А.Я. Социология личности. – М., 2001.

3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.

5. Белл Д. Постиндустриальное общество // «Американская модель»: с будущим в конфликте. – М., 1984.

6. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М.1996.

7. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний. М.: Логос, 2008.

8. Бурдье П.Л. Начала. М. 1994.

9. Валерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не меняется? // Социологические исследования, 1997, №1.

10. Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры/ Избранное: кризис европейской культуры. Санкт-Петербург, 1998.

11. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи. – Ростов н/Д., 2001.

12. Горохов В.Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и в Германии в конце 19 – начале 20 столетий (сравнительный анализ). М.: Логос, 2009.

13. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М. 1995.

14. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. – М., 2004.

15. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М., 2000.

16. Ионин Л. Г. Подступы к новой магической эпохе // Постмодерн: новая магическая эпоха: Сб. статей / Под ред Л. Г. Ионина. - Харьков, 2002Философия техники: история и современность / Под ред. Розина В. М. – М.: ИФ РАН, 1997.

17. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2006.

18. Костин В.А., Костина Н.Б. Социальные изменения в концепциях исторического процесса // Социологические исследования, 2000, № 1.

19. Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности социокультурный подход. – М., 2003.

20. Кули Ч. Социальная самость //Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

21. Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

22. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

23. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996.

24. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. – М., 1998.

25. Луман Н. Общество как система. М.: Издательство «Логос», 2004.

26. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.

27. Мид Дж. Интернализированные другие и самость / Американская социологическая мысль:Тексты /Под. Ред. В.И. Добренькова. - М., 1996

28. Мид Дж.Г. Аз и я // Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994.

29. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

30. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М.: NOTA BENE, 2001.

31. Минюшев Ф.И. Социология культуры. М., 2004.

32. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений- М., 2006.

33. Новая индустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

34. Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2003.

35. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 2002.

36. Печчеи А. Человеческие качества. М. 1995.

37. Покровский М.Е. Российское общество в контексте американизации (Принципиальная схема) // Социологические исследования, 2000, № 6.

38. Rammert W. Technik aus soziologischer Perspektive: Forschungsstand, Theorieansätze, Fallbeispiele. Ein Überblick. Opladen: Westdeutscher Verlag GmbH, 1993.

39. Российское общество и радикальные реформы. Мониторинг. Социальные и политические индикаторы. Под общей ред. В.К. Левашова. – М., 2001.

40. Руткевич М.Н. Социальная структура, М., 2004.

41. Сорокин П. Социальная и культурная динамика культуры. СПб., 2000.

42. Социология молодежи: учебник /под ред. д-ра социол. наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2007.

43. Тоффлер О. Третья волна. – М., 1999.

44. Тоффлер О. Футуршок. СПб.: Издательство "Лань", 1997.

45. Форреоль Ж. Социология: Терминологический словарь: пер. с фр. – Спб., 2003.

46. Энгельмейер П.К. Техника как искусство // Научное обозрение, 1900, № 6.

47. Яковенко И. Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. – М.: Прогресс-Традиция, 2006.

 


[1] Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/17-1/us3136016.htm

[2] Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа. – Социологические исследования, 1999, № 4.- С. 3-9.

[3] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

 

[4] Более подробно см., например, Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007

[5] Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа. – Социологические исследования, 1999, № 4.- С. 3-9.

 

[6] Багдасарьян Н. Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. – С. 48.

[7] Ионин Л. Г. Подступы к новой магической эпохе // Постмодерн: новая магическая эпоха: Сб. статей / Под ред Л. Г. Ионина. - Харьков, 2002. – С. 247.

[8] Философия техники: история и современность / Под ред. Розина В. М. – М.: ИФ РАН, 1997. – С. 154

[9] Кутырев В. А. Культура и технология: борьба миров. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 240с.

[10] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

[11] Яковенко И. Г. Риски социальной трансформации российского общества: культурологический аспект. – М.: Прогресс-Традиция, 2006.- 176с.

[12] Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. – М.: Университетская книга, Логос, 2008.

[13] ОЭФ представляет собой общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа сообщества. В основе каждой ОЭФ лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность.

[14] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999. С. CLI.

[15] Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. XXXIV-XXXV.

[16] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 255.

[17] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 171.

[18] Белл Д. Постиндустриальное общество // «Американская модель»: с будущим в конфликте. – М., 1984. С. 20-21.

[19] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 635.

[20] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 636.

[21] Тоффлер О. Третья волна. – М., 1999.

[22] Тоффлер О. Футуршок. С. 125.

[23] Тоффлер О. Футуршок. С. 227.

[24] См.: Маршак А.Л. Общая социология. – Ростов н/Д., 2004. – С. 236.

[25] См.: Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология мсолодежи. – Ростов н/Д., 2001. – С. 3.

[26] Мид. М. Культура и мир детства. М., 1988. – С. 360-361.

[27] Социология молодежи: учебник /под ред. д-ра социол. наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2007. – С. 40.

[28] См.: Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности социокультурный подход. – М., 2003. – С. 142-143.

[29] См.: Артемьев А.Я. Социология личности. – М., 2001. – С. 140.

[30] Социология молодежи: учебник /под ред. д-ра социол. наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2007. – С. 60.

[31] Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры/ Избранное: кризис европейской культуры. Санкт-Петербург, 1998. С. 39-40.

[32] См., например, Большой толковый социологический словарь. Collins. М., 2001.

[33] Там же. С.22.

[34] Легитимность (legitimus - законный) - укорененная в сознании граждан убежденность в том, что правящая верхушка имеет право принимать решения, которым люди должны подчиняться. То есть не только в формальной законности власти, но и в признании ее гражданами.

[35] Харчева В. Основы социологии. Учебник. – М., 1999

– Конец работы –

Используемые теги: Социология0.046

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Социология. Краткий курс Социология. Краткий курс. : ООО Питер Пресс ; Санкт-Петербург; 2007 Социология. Краткий курс Предмет и история социологии Борис Акимович Исаев
Социология Краткий курс... RU http www litru ru bd b Социология Краткий курс ООО Питер Пресс Санкт Петербург...

Социология: Психология и социология личности
ХРЕСТОМАТИЯ ЧАСТЬ ВТОРАЯ... Магнитогорск Часть Психология и социология личности...

Социология. Социология в строительной и автодорожной сферах.Учебное пособие
Социология Социология в строительной и автодорожной сферах Учебное пособие... К ф н Сорокин Геннадий Вениаминович... Рецензент к ф н доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи...

Социология образования методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения по программе специалитета специальности «Социология»
Утверждаю... Ректор университета...

ЛЕКЦИИ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА О границах социологии и ее истории
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

Социология. Социология личности
Ответственный за разработку учебно методического комплекса модуля дисциплин магистр социальных наук ст преподаватель Аязбаева... КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Лекция первая. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая. ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ Лекция третья. СОЦИОЛОГИЯ ОГЮСТА КОНТА ЛЕКЦИИ
Оглавление... ОТ АВТОРА... Лекция первая ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ Лекция вторая ИЗ КАКИХ ИДЕЙ РОДИЛАСЬ СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ НОВОЙ НАУКИ...

СОЦИОЛОГИЯ
Социология как наука об обществе Объект и предмет социологии Этимологически... Классические социологические теории Социология... Классификация групп...

СОЦИОЛОГИЯ
На сайте allrefs.net читайте: СОЦИОЛОГИЯ. А Т ЗАБИРОВА...

О ПОНЯТИИ РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ Христианская социология серебряного века XIX в...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Программа учебной дисциплины Социология Программа учебной дисциплины Социология Москва... Содержание... Содержание модулей и разделов модулей Модуль Социология как...
  • СОЦИОЛОГИЯ На сайте allrefs.net читайте: СОЦИОЛОГИЯ.
  • СОЦИОЛОГИЯ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ...
  • СОЦИОЛОГИЯ ЧАСТЬ 2 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ... ББК я... Oacute Шиняева О В Гоношилина И Г Зосименко И А и др...
  • Социология и другие науки об обществе План... Объект изучения социологии и его особенности... Задачи социологии поиск закономерностей или понимание...