Реферат Курсовая Конспект
Зак 592 - раздел Кулинария, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕАЬНОСТИ Основы Педагогической Деятельности ...
|
Основы педагогической деятельности
<2
і
рушительно)? Разве что из наивных антропологических представлений о том, что «человек по своей природе добр». А практика как раз показывает обратное.
Частная школа Москвы — модель школы будущего. Именно здесь отрабатываются «технологии завтрашнего дня», именно сюда на конкурсной основе отбираются наиболее профессиональные и личностно успешные учителя (каковыми — мы надеемся — будут когда-нибудь и все педагоги). А главное — контингент учащихся вполне отвечает реалиям желаемого будущего: это дети материально хорошо обеспеченных, самоактуализирующихся и однозначно социально успешных родителей.
Практика работы многих частных школ показывает, что подавляющее большинство учащихся характеризуются следующими особенностями:
* обостренным чувством собственного достоинства и эгоцентриз
мом, отсюда — высокой чувствительностью и ранимостью;
» низкой мотивацией к учению, постепенно снижающейся от класса к классу, очень малой любознательностью и почти полным отсутствием сознательного интереса к общеобразовательным предметам:
» сильным тяготением к подростковой субкультуре со всеми ее особенностями (атрибутивностью, культом силы, формализмом и т. д.). Так, например, для этих учащихся характерна оценка учителя по уровню фирм, одежду которых он носит;
» высокой степенью искушенности в вопросах, все еще «закрытых» от детей в традиционной культуре (секс, насилие, демонизм);
* крайне низкая степень самостоятельности, потребительское от
ношение к жизни даже в мелочах, уверенность в том, что «за меня
все сделают другие»;
» отсутствием уважительного отношения к учителю, склонностью к панибратству;
* пониженным (относительно учеников государственных школ)
уровнем нервно-психического здоровья.
При этом все учащиеся данной группы активно стремятся к «самоактуализации», но на крайне примитивном уровне — выбирая экстравагантный стиль одежды, речи, поведения.
Подумаем и о том, что самоактуализирующееся поведение 30 с лишним учеников в классе не просто «мешает вести урок» — оно вызывает раздражение у каждого нормального человека. Возникает проблема управления самоактуализирующимися учащимися — свободными, но еще не научившимися пользоваться свободой...
Глава 5 Ступень смыслотворчества___________________________________ 291
Все это — характеристика относительно нового для отечественной школы, но уже очень острого и едва ли не главного противоречия между процессами развития и воспитания.
Воспитание удобнее всего рассматривать традиционно — как передачу культуры от поколения к поколению (от человека — к человеку, от учителя — к ученику), как введение человека в мир идеалов, ценностей и смыслов.
Что же касается развития, то его понимание восходит к латинскому корню уііа (жизнь) плюс приставка раз-, означающая «распределение, а также усиление, напряженное проявление действия» (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова). Сравним: расцвет, разворот, распространение и т. д. Отсюда развитие — это «наращивание жизненности», динамичное существование, сопровождающееся обретением жизненных сил [12, с. 7]. Используя метафорический язык, развитие — это некий «чистый адреналин» или «энергия», без определенной направленности и цели. В упрощающемся общественном сознании, а вслед за тем и в сознании педагогическом наблюдается падение престижа; воспитания (именно как приобщения к высшим ценностям) и рост престижности развития. В и юге «наращивание жизненности» (разви-! тие) становится бессмысленным, а значит — более чем сомнительным, слабым, а нередко и пагубно ориентированным.
«Нельзя отбрасывать опыт духовной жизни прошлых веков. Главное — не внешняя выразительность, а внутреннее состояние» [46, с. 15].
В какой степени эти слова, сказанные старцем Николаем Самсоновым (1912-1990), согласуются с известным нам принципом экспрессии?
Книги, в том числе и учебники, пишутся в расчете на то, что в них надо вчитываться. Ряд современных методик обучения ориентирован на работу с первоисточниками, т. е. с монографиями, которые требуют еще большего погружения. А в реальной жизни детей и подростков превалирует «комиксовая культура» — литература, которую можно читать «на ходу», не вдумываясь. Где же тут личностная ориентация образования?
Л. С. Выготский еще в 30-е гг. XX в. говорил, что «с научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого». Как понять такое «научное отрицание» процесса воспитания?
«Развитие гармоничной личности зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Базовая гуманитарная культу-
Основы педагогической деятельности
В современной философии принято считать, что особенность гуманитарного мышления (в сравнении с «классическим» естественнонаучным) — признание высокой степени неопределенности и существования в системе неопределенностей, в том числе — вероятностный характер действия закономерностей. С этой точки зрения в гуманитарных областях нет категорий «правильно — неправильно», а есть «убедительно — неубедительно», «логично — нелогично».
В том, что сказанное относится к педагогике, мы уже не раз убеждались, рассматривая тот или иной вопрос с позиций различных педагогических парадигм. Теперь же поставим другой вопрос: относится ли это к этике — «учению о нравственности и морали» [64, с. 633], науке безусловно гуманитарной? И насколько правомерен диалектический подход при решении глубоких нравственных проблем?
Даже простого здравого смысла достаточно для того, чтобы дать ответ на это г вопрос Двойственная, амбивалентная нравственность не просто «раздваивает» человека, но она убивает в нем саму основу его человеческой сущности «подобно тому, как разорванная купюра дает лишь по видимости две бумажки, а на деле уничтожается сама ее возможность быть покупательным средством» [81, с. 23].
Педагог, не имеющий четкой нравственной позиции и определившихся ценностей, вряд ли станет авторитетом для воспитанников.
По результатам одного из исследований (данные Ю Турчаниновой и Э Гусинского), ученики в развернутых письменных ответах (150 человек из разных школ) практически однозначно высказывались за учителя с четкой нравственной позицией, учителя уверенного (в том смысле, что в конфликте, в решении этических вопросов он должен иметь твердое мнение, вообще должен уметь принимать решения). И даже если проблема имеет некоторое множество решений, и не представляется однозначное «надо», то во всяком случае педагог должен иметь четкое представление о том, как «не надо» Об этом тоже говорят ответы школьников
Поскольку морально-нравственные вопросы составляют ядро всякой концепции воспитания, диалектический подход является важным, но не универсальным принципом педагогического мышления Диалектическое мышление — не панацея. Само по себе оно не помогает педагогу сделать определенный выбор в той или иной проблемной ситуации. Скорее наоборот, во многих случаях оно даже затруднит этот выбор, поскольку позволит увидеть достоинства «слабых» вариантов выбора и недостатки «сильных» вариантов.
Для того чтобы учитель мог результативно осуществлять выбор и принимать необходимые управленческие решения, он не должен
Глава 5 Ступень смыслотворчества___________________________________ 297
забывать о существовании важнейшей закономерности: в «горизон-таїьной» системе ценностей никакой выбор вообще невозможен. Уже античный мир образно передает нам эту закономерность в легенде о Буридановом осле. Чтобы не оказаться в роли главного героя этой легенды, наряду с диалектическим подходом в педагогической деятельности необходим и иерархический подход. Чтобы осуществить выбор, нужно иметь ясное представление не только о равновозможностях, но и о «высшем» и «низшем», «существенном» и «несущественном», «более позитивном» и «менее позитивном». Иначе движение вперед превратится в движение по кругу антиномий.
Иерархический подход оказывается необходимым на любых уровнях педагогической деятельности.
Государственный уровень. «Сегодня мы слышим отовсюду, в том числе со стороны правительства, Президента, призывы о необходимости научно обоснованной стратегии образования. И поиски такой стратегии идут, делаются перманентные попытки создания доктрины, стабилизации и развития национального образования России. Однако эти попытки пока не увенчались успехом. Это в решающей мере связано с тем, что в формировании концептуального взгляда на образование не найдено системообразующее начало» [60, с. 9]. А поскольку поиски его активно ведутся, значит — оно востребовано жизнью. Кроме того, это значит, что бытийственно оно «где-то» существует, только пока что не открыто, «не найдено». Или же — утеряно?..
Уровень отдельной школы. Наиболее конкурентоспособные организации, в том числе и школы (а вообще говоря, и классы!), отличаются от своих менее успешных соперников тем, что являют собой целостную мировоззренческую систему с выявленной и заявленной миссией, стратегией, проработанной моделью, стратегическими и тактическими целями, имеют собственную философию. Очевидно, что целостная мировоззренческая система должна быть внутренне непротиворечивой. А значит — в ней не должно быть никакой внутренней конкуренции приоритетов. Например, если школа сама перед собой не может ответить на вопрос, что для нее важнее — разностороннее образование старшеклассников или их подготовка к поступлению в конкретный вуз, то учебные планы благодаря одновременному наличию двух «первых приоритетов» невероятно перегружаются, и в конечном счете дети из такой школы начинают уходить. Если школа заявляет, что преследует две равнозначимые цели — интеллектуальное развитие учащихся и обеспечение их психологического комфорта — то она
Основы педагогической деятельности
в конечном счете не достигнет ни одной из них. И лишь по той причине, что и педагоги-психологи, и учителя не смогут в каждом конкретном случае решить: следует ли комфортом ребенка жертвовать ради его развития или же, наоборот. — развитием ради комфорта? И немалое множество современных школ, собирая в своих образовательных программах и рекламных проспектах все мыслимые и немыслимые приоритеты, даже не задумываются о том, чтобы выстроить их иерархию, и тем обрекают себя на перспективный неуспех.
И сейчас, определившись с важностью для нас принципа иерархии, мы должны в очередной (и последний) раз определиться с вопросом о целеполагании.
В главе 4 мы уже говорили о том, что понимание цели как решения той или иной проблемы (и ничего больше) — это не самый продуктивный подход. Если все цели вытекают из недостатков вашей педагогической деятельности (а на школьном уровне — из недостатков функционирования школы) — это верный признак того, что ничем, кроме поддержания функционирования, вы не занимаетесь. Цели, которые действительно можно назвать целями совершенствования или развития и которые действительно помогают двигаться вперед, имеют внешнее по отношению к системе вашей деятельности (или к школе) происхождение. Такие внешние цели можно разделить на три основные группы:
» цели, выведенные из социального заказа по отношению к школе или отдельному учителю;
» цели, выведенные из анализа деятельности более успешных учителей или школ-конкурентов;
» цели, ставшие продуктом интуитивного видения идеального результата.
И если с первыми двумя группами целей вроде бы все ясно, то по интуитивно возникающим «целям-идеалам» возникает множество вопросов. Откуда их брать? Зачем они нужны? И почему бы вовсе без них не обойтись, ведь удовлетворять социальный заказ и «догонять» конкурентов и без того огромное поле деятельности?!
Цели-идеалы необходимы потому, что именно они становятся вершиной в общей иерархии целей. Ориентируясь только на социальный заказ, который всегда противоречив, или на достижения конкурентов, у каждого из которых свой путь, невозможно выстроить логичной и целостной системы целеполагания. В любом случае нужна какая-то
Глава 5 Ступень смыслотворчества
своя собственная, аксиоматически и даже волюнтаристски поставленная цель деятельности учителя (или развития школы), с которой затем будут сверяться все остальные возможные цели. И после такой сверки — приниматься и выстраиваться в иерархию или же отвергаться.
Всякий ли учитель имеет возможность «открыть» собственную цель-идеал? Или же это — удел только большого таланта?
Установлено, что в структуре каждой личности существует не только «повседневное Я» с наличными (весьма ограниченными) возможностями, но и «высшее Я», содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек [50, с. 94]. Думается, что именно это «высшее Я», этот образ Божий в человеке и есть источник целей-идеалов.
Метафорически характеризуя цель-идеал, можно сказать, что на нее (в отличие от цели — модели результата) ориентируются не по степени приближения, а наподобие железных опилок в магнитном поле — по силовым линиям. Одна из особенностей цели-идеала в том, что она принципиально недостижима Именно это (а совсем не принципиальная сложность «открытия идеала») является причиной повсеместного отказа от постановки целей подобного рода. Утилитарно ориентированному сознанию идеалы не открывают никакого смысла. Зачем стремиться к тому, что заведомо недостижимо? Не выгоднее ли сосредоточить усилия на том, чего можно достичь реально?
Эти вопросы, безусловно, правомерны, если речь идет о строительстве зданий или производстве автомобилей. Но педагогическая деятельность — особая, и проблема «синицы в руках или журавля в небе» решается здесь тоже по-особому.
На первый взгляд основная цель воспитания — превращение человека, родившегося на свет потребителем, в человека-созидателя. Но если иметь в виду только эту конечную цель и считать ее за цель-максимум, мы вряд ли добьемся какого-либо заметного положительного результата в деле воспитания. Все дело в том, что прагматическая цель не выполняет стимулирующей функции. Чистый прагматизм, не оплодотворенный идеализмом, педагогически бесплоден. Очень велика вероятность того, что человек, которого готовят в созидатели и который знает об этом, будет всю последующую жизнь созидать «спустя рукава»
Если же мы поставим перед собой значительно более высокие цели — стремление к достижению неких идеалов (скажем, таких традиционных,
Л
г
Основы педагогической деятельности
как Истина, Добро и Красота) — то, конечно, мы вряд ли сможем повлиять на их воцарение на Земле, но хотя бы — парадокс! — добьемся как-то, «между делом», решения праїматичных целей. Здесь проявляется действие некоей закономерности, из которой следует принцип: «Цели должны формулироваться "с запасом"».
Вот один из наиболее ярких и известных примеров действия этой закономерности. Традиционный для отечественной средней школы принцип фундаментальности предполагает, что знания должны даваться всем учащимся широко и глубоко — с явным «запасом». В массовой школе США, напротив, обучение не является фундаментальным. Учащимся, в традициях прагматической парадигмы, передают весьма ограниченный запас знаний и умений, выбирая лишь то, что пригодится им в жизни. Например, американские школьники множество своих учебных часов посвящают тому, что снова и снова тренируются в написании заявления о приеме на работу. « В итоге 80 % выпускников этой несчастной бумажки написать не могут... Тут действует закон, хорошо известный каждому преподавателю: если ты объяснишь ребенку только А, он А не запомнит. Надо объяснить А и Б, тогда он Б забудет, а А останется» [15].
Выявленную нами закономерность можно проиллюстрировать графически
Рис. 3. Недостижимость целей
Глава 5 Ступень смыслотворчества
Заполните таблицу.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
основы... ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕАЬНОСТИ... Общение...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Зак 592
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов