Реферат Курсовая Конспект
Права человека и право - раздел Философия, Теория и практика марксизма Права Человека - Сложное Многоаспектное Философское, Этическо...
|
Права человека - сложное многоаспектное философское, этическое, социальное, политологическое научное понятие и явление общественной жизни. Но прежде всего - категория юридической науки.
В юриспруденции понятие “права человека” не отождествляются с понятием права личности, которые правоведы именуют субъективными правами. Так их называют потому, что они принадлежат отдельным субъектам - участникам правовых отношений. Этот термин появился в отечественной юридической науке, поскольку термин “право” в русском языке достаточно многозначен и обозначает разные юридические институты. Так, термин “право”, как правило, отождествляется с системой юридических норм, установленных государством (Например, российское право, право США), но этот же термин применяется для характеристики прав, принадлежащих отдельным лицам (мое право на жизнь, на труд и т.д).
В английском языке в первом случае, когда говорят о праве в объективном смысле, применяется термин “Law”, а во втором случае, когда имеют в виду право в субъективном смысле, термин “right”.
Права человека рассматриваются в отечественной юриспруденции как разновидность субъективных прав. В современном понимании - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности бытия личности, ее развития, определяющие меру ее свободы. Кроме прав человека, наиболее важных его прав, без которых он не может существовать как личность, существуют еще права гражданина, вытекающие из его состояния в гражданстве определенного государства, права иностранцев, лиц без гражданства. Наконец, наиболее многочисленную часть субъективных прав составляют права участников конкретных отраслевых правоотношений, возникающих во всех сферах повседневной жизни (права покупателя и продавца, пассажира и перевозчика, родителей и детей и т.д.).
Следует отметить, что в советской юридической науке 60-90-х годов проводилось четкое различие между правом в объективном смысле и субъективными правами. Как правило, субъективные права рассматривались как результат реализации норм объективного права. Лишь некоторые ученые включали в понятие права правоотношение (А.А. Пионтковский), правоотношения и правосознание (Я.Ф. Миколенко), субъективные права (Л.С. Явич). Это обстоятельство послужило основанием для некоторых современных российских теоретиков права для обвинения советских правоведов в этатистском правопонимании, при котором объем и содержание субъективных прав зависит от произвола государственной власти.
Между тем, эти обвинения не могут быть признаны основательными. Во-первых, вопрос о понятии и сущности права был (и остается) дискуссионным в течение многих веков. И среди советских теоретиков права никогда не было единомыслия по этому вопросу. Во-вторых, никто из них (особенно в 60-90-ые годы) не выводил категорию субъективных прав за пределы сферы права и правоотношений.
В науке использовались такие широкие научные понятия, как “юридическая надстройка”, “юридическая действительность”, в рамках которых исследовались и субъективные права. В-третьих, нормативистский подход к праву, означающий отождествление права в объективном смысле с системой юридических норм, характерен для многих стран, входящих в мировую романо-германскую правовую семью, в состав которой входила дореволюционная Россия. В этих государствах судья никогда не станет применять в конкретном уголовном или гражданском деле некие абстрактные моральные постулаты о правах человека. Он применяет правовые нормы, закрепленные в законах и других юридических актах. Этот подход стремились отстоять и многие советские юристы. В-четвертых, следует иметь в виду, что в России не было длительных традиций уважения к правам человека. Международные пакты о правах человека, подписанные и ратифицированные СССР, вступили в силу только в 1976 году. В 1977 году новая Конституция СССР закрепила принципы уважения прав и свобод человека и реализации экономических, социальных и культурных прав.
В советской юридической науке было немало серьезных научных исследований, посвященных проблематике субъективных прав, в том числе прав человека (работы С.Н. Братуся, Л.Д. Воеводина, В.А. Патюлина, М.С. Строговича, И.Е. Фарбера, Е.А. Флейшиц и др.). Существует много граней у такого сложного общественного явления как права человека. Так, с точки зрения происхождения - это неотъемлемые свойства личности, вытекающие из самой ее природы и социальных условий ее существования. Если рассматривать права человека в аспекте их соотношения с государством, то они выступают в качестве предела осуществления государственной власти. Безусловно, каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности - это способы защиты человечества от многочисленных угроз его существованию: опасности термоядерной катастрофы, экологического кризиса, голода и нищеты, роста международной преступности, наркомафии и т.д.
Юридическое содержание прав человека заключается в том, что эта мера возможного поведения личности, зафиксированная в правовых нормах.
Вместе с тем, права человека не могут быть сведены к чисто юридическому понятию. Это - возможности поведения личности, регулируемые не только правовыми, но и другими социальными нормами. Указанные нормы обеспечивают нравственную, политическую, религиозную допустимость совершения определенных поступков. И главное: эти возможности и нормы, их регулирующие, детерминированы социально-экономическими факторами.
В универсальной концепции прав человека XX в. воплотились и религиозные доктрины, и политические, экономические, этические и правовые учения. В основе этой концепции - представление о человеческом достоинстве, как высшей ценности личности. В правах человека заложен глубокий философский смысл. Если их рассматривать как возможности поступков, то права человека должны стать объектом философского анализа. Категории возможного и действительного в истории философии всегда рассматривались как парные категории. Анализ прав человека с этой точки зрения - существенная проблема, связанная с теоретическим осмыслением их практической реализации.
В истории философской мысли известный тезис Протагора “человек - мера все вещей” предвосхитил и картезианские суждения о всемогуществе человеческой мысли. Эти идеи подготовили и теории Канта о недопустимости рассматривать человека как средство для осуществления каких-либо чуждых для него целей. “Быть свободным, - писал Гегель, - составляет понятие человека”.[29] Уже в XX в. признанные международными пактами естественные права отстаивают представители различных философских направлений: и сторонники неотомизма, неопротестантизма, неогегельянцы, неокантианцы, экзистенциалисты. “Человек - это и есть свобода”, - утверждал Жан Поль Сартр. Значительную роль в разработку всемирной концепции прав человека внесли либеральные политические учения XVIII-XIX вв. Наконец, в экономических теориях, начиная от Адама Смита и Давида Рикардо, разрабатывались экономические аспекты свободы человека и его прав. Особую роль в становлении научных представлений о правах человека сыграли юридические теории. Здесь наиболее существенно значение школы естественного права. Еще древнеримские юристы, а затем Гуго Гроций, Руссо, Монтескье, Локк выработали юридическую концепцию естественных прав человека. В XX в. эти идеи нашли новое обоснование в трудах представителей “возрожденного естественного права”.
В XX в. произошла интернационализация прав человека. Во Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г., в многочисленных международных пактах, в других правовых документах была сформулирована универсальная концепция прав человека. Ее сущность может быть сформулирована следующим образом: признание человеческого достоинства и прав человека наивысшими абсолютными ценностями; непроизводность прав человека от велений государства и их неотчуждаемость от личности; равенство людей в достоинстве и правах человека; несовместимость прав человека с тиранией, эксплуатацией и угнетением, страхом и нуждой, произволом и преступностью; признание всей системы взаимосвязанных гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, их связь с обязанностями; признание ценностей демократии и правосудия; обеспечение системы международных и внутригосударственных гарантий прав человека.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Теория и практика марксизма "
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Права человека и право
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов