Реферат Курсовая Конспект
Исторический и культурный фон - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии На Фоне Оптимистичной И Героической Книги Об Успешных Военных Операциях Иисус...
|
На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь сильное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и взаимосвязи этих книг.1
Начнем с того, что книга Судей - седьмая по счету книга в иудейской Библии и вторая в списке так называемых «древних пророков» или «исторических книг», как их называют христиане. Еврейское название книги (шофетим) переводится Септуагинтой как (критай). И с еврейского и с греческого перевод один и тот же - «Судьи». «Судили» народ те, кто брал на себя ответственность и руководящую роль в самые кризисные моменты истории. Соответственно и период, о котором идет речь в этой книге, - был переходом от стабильного руководства основателей нации Моисея и Иисуса Навина к возникновению монархии. Период хаоса, характерный для книги Судей, можно сравнить с подобными переходными периодами в истории Египта и Месопотамии.2
Напомним, что судья, в современном понимании слова, отличается от понятия, которое использует книга. Ясно, что судьи тех времен не занимались решением спорных вопросов и вынесением приговоров. Пожалуй, единственным судьей, который в какой-то степени занимался собственно судебной практикой, была Девора (4:4-5). Довольно интересно, что ни один судья в книге не назван существительным «судья» (шофет), кроме Яхве, которого Иеффай называет Судьей (хашшофет; 11:27). В то же время, ко всем судьям книги применяется глагольная форма этого слова, то есть все они «судили народ Израильский».
Некоторые называли судий популярными, харизматическими лидерами, однако такое определение не соответствует действительности. Далеко
не все судьи были привлекательными личностями, способными притягивать людей. Самсон, например, был в высшей степени нелюдим и, возможно, настолько невоспитан и груб, что на свой свадебный пир ему приш аось буквально нанимать гостей за определенную плату (14:10-11)
Но если под харизматическим лидером понимать человека, наделенного силой Божьей для выполнения определенной задачи, то судий можно называть таковыми.3 Греческое слово (харизма) означает дар, а ведь именно благодаря дару Божьему, эти люди сыграли свои роли. Божье призвание к руководству описано по-разному: иногда это - целый рассказ (как в случае с Гедеоном и Самсоном), иногда используется фраза о сошествии «духа Божьего» (руах адонай) (см. Гофониил [3:10]- Гедеон [6:34]; Иеффай [11:29]; Самсон [13:25; 14:6; 14:19; 15:14]).4 В других случаях участие Господа отмечено короткой вводной фразой « Господь воздвиг» (Аод, [3:15]), которая относится ко всем героям книги, которые «судили» парод Израилев.
Судебная система выглядела примерно так. Собственно «судьи» получали власть судить прямо от Бога, и власть эта, в отличие от монархической системы, была личной, то есть не могла быть передана по наследству. Кроме судей Бог основал еще одну ветвь судейской системы, которая могла переходить от отца к сыну: так первосвященники могли судить с помощью Урима и Тумима (Исх. 28:30; Чис. 27:21; 1 Цар. 28:6; Езд. 2:63; Неем. 7:65). Систему дополняли левиты, которые также несли судебные обязанности среди Израиля (Втор. 21:5; 33:8-10). Таким образом, для поддержания справедливости, вместе с судьями судебные обязанности были возложены также на священников и левитов (см. Втор. 17:9; 19:17).
Довольно загадочными остаются личности некоторых судей, о военной активности которых не говорится ни слова (напр., Фола, Иаир, Есевон, Елон, Авдон). Возможно, что они, обладая глубоким умом или высокими моральными качествами, проявляли свои способности при решении местных споров, применяя закон Моисея к сложившимся обстоятельствам.0 Наверное, наилучшее определение, сочетающее все стороны личностей и их поведения, описанные в книге, происходит от соответствующего глагола и означает «применять власть, управлять, править».6 Такое определение хорошо соотносится с тем, что существительным «судья» (шофет) не назван ни один персонаж книги, кроме Самого Господа (11:27), в то время, как глагол употребляется по отношению к людям - Гофониил (3:10), Девора (4:4), Фола (10:2), Иаир (10:3), Иеффай (12:7), Есевон (12:8,9), Елон
(12:11), Лвдон (12:13,14) и Самсон (15:20; 16:31), хотя этот глагол и не подразумевает одобрения ошибок, совершенных ими.
ТЕКСТ И АВТОР
Ранняя иудейская традиция приписывает составление книги Самуилу.7 Но для того, чтобы точно ответить на вопрос авторства у нас не достаточно свидетельств. Вполне возможно, что автором был и Самуил. Однако, характер книги, скорее, подходит перу царя (ср. 21:25), в то время как Самуил был противником монархии, и считал, что единственным царем над Израилем должен быть Яхве (ср. 1 Цар. 8:6-18; 12:1-18), несмотря на то, что именно Самуил помазал на царство сначала Саула (1 Цар. 10), а затем и Давида (1 Цар, 16). Независимо от личности автора, определенно известно, что он пользовался письменными источниками, информацию из которых он затем помещал в богословские рамки, чтобы подчеркнуть недовольство Яхве неверностью Израиля и Его попытки вернуть Свой народ Себе (дальнейшим обсуждением источников книги мы займемся позже).
Время свершения событий, описанных в книге Судей, зависит от датировки И схода/Завоевания, о чем мы уже говорили при обсуждении книги Иисуса Навина (см. предыдущую главу). Если придерживаться ранней датировки Исхода/Завоевания, то, следовательно, книга Судей описывает время между 1400 и 1050 гг. до н.э. Если же придерживаться поздней датировки И схода/Завоевания, то время смещается к 1220-1050 гг. до н.э.
В любой датировке повествование завершается рассказом о рождении Самуила, чья деятельность приводит к возникновению монархии. Следует признать, что небольшой промежуток времени при более поздней датировке приводит к некоторым трудностям, о которых мы поговорим в разделе «Специальные вопросы» (см. далее).
Кажется, что сама книга была составлена вскоре после описанных событий, на заре монархии. Это заключение во многом следует из повторяющейся фразы: «в те дни не было царя у Израиля...» (17:6; 18:1; 19:1; 21:25). Такая структура больше похожа на оправдание, объяснение причин, по которым Израилю нужен был царь. Это, скорее, взгляд назад из времени установившейся монархии, чем призыв к необходимости избрания царя.
Еще один факт, который доказывает, что книга была составлена в ранние годы монархии, заключается в том, что, по книге Судей Иерусалим был все еще под контролем Иевусеев (19:10-12). Повествование составлено так, как будто бы город все еще находится под Иевусеями. Давид же захватил город только через семь лет после начала своего правления (2 Цар. 5:5-10).
Рассказ о том, что сыновья Ионафана были священниками у Дана вплоть до переселения (Суд. 18:30), усложняет поиск точного времени составления книги. Часто считается, что переселение (пленение), о котором идет речь, произошло при Феглаффелласаре III в 732 году до н.э., о чем обзорно сказано в 4 книге Царств 15:29.
Однако, эта фраза, скорее, относится не к ассирийскому пленению, а к захвату ковчега филистимлянами во времена первосвященства Илия (1 Цар. 4-5) как ответ на неверноеть Израиля. Позднее псалмопевец вспоминал захват ковчега, как время, когда Яхве позволил разорить свою скинию и «отдал в плен крепость свою» (Пс. 79:60-61 ).8 Лишение Израиля Божьей защиты могло ускорить захват территории страны северными народами и вынудить Саула позднее начать военный поход против царей Совы (ср. 1 Цар. 14;47).9 Такое толкование хорошо соответствует словам из книги Судей 18:31 о том, что они служили идолам, в то время как «дом Божий находился с Силоме». В данном понимании, разрушение Си лома произошло ок. 1050 года до н.э.,10 откуда следует, что текст книги был составлен сразу после возникновения монархии.
СТРУКТУРА
Книга Судей открывается мыслью о нежелании Израиля следовать наставлениям Господа. Затем автор выводит на сцену несколько персонажей, чтобы показать следствие неверности Израиля и Божье присутствие через избавление Израиля от врагов. Далее он перечисляет характерные события, с помощью которых демонстрирует еще большую развращенность и хаос Израиля, который, по словам автора, был следствием того, что у народа не было царя (Суд. 17:6; 18:1; 19:1; 21:25).
Вот возможный план этой книги:
I. Предыстория появления судей - 1:1-3:6
A. Иуда и Симеон завоевывают землю - 1:1-21
B. Израиль не изгоняет местных жителей - 1:22-36
C. Израильпарушаетзавет- 2:1-5
D. Смерть и погребение Иисуса Навина - 2:6-10
E. Отступничество Израиля - 2:11-15
F. Судьи спасают Израиль; но он вновь отступает от веры - 2:16-23
G. Ханаанские народы искушают Израиль - 3:1-6
II. Судьи спасают Израиль от притеснения - 3:7-16:31
A. Гофониил спасает Израиль - 3:7-11
B. Аод спасает Израиль - 3:12-20
1. Моавитяне притесняют Израиль за грехи - 3:12-14
2. Аод уничтожает Еглона - 3:15-25
3. Израиль побеждает моавитяп - 3:26-30
C. Самегар спасает Израиль - 3:31
D. Девора и Барак спасают Израиль - 4:1-5:31
1. Хананеи притесняют Израиль - 4:1-3
2. Деворапризывает Барака-4:4-10
3. Израиль разбивает хананеев - 4:11-16
4. Иаиль убивает Сисару - 4:17-22
5. Девора празднует победу - 5:1-31 Е. Гедеон спасает Израиль - 6:1-8:35
1. Мадианитяне притесняют Израиль - 6:1-6
2. Пророк говорит к Израилю - 6:7-10
3. Господь призывает Гедеона - 6:11-24
4. Гедеон разрушает алтарь Ваала - 6:25-35
5. Гедеон испытывает Бога - 6:36-40
6. Израиль побеждает мадианитян - 7:1-8:21
7. Гедеон отказывается от престола - 8:22-23
8. Гедеон делает золотой ефод - 8:24-28
9. Гедеон умирает - 8:29-32
10. Израиль отступает от Бога
Е Авимелех правит Сихемом - 9:1-57
1. Авимелех убивает братьев и становится царем - 9:1-6
2. Иофам рассказывает притчу о терновнике - 9:7-15
3. Иофам объясняет притчу - 9:16-21
4. Сихем изгоняет Авимелеха - 9:22-25
5. Гаал призывает народ к борьбе против Авимелеха - 9:26-29
6. Авимелех слышит о готовящемся перевороте - 9:30-33
7. Авимелех подавляет попытку переворота - 9:34-41
8. Авимелех разрушает Сихем - 9:42-45
9. Авимелех сжигает башню с людьми - 9:46-49
10. Женщина смертельно ранит Авимелеха - 9:50-57 G. Фола спасает Израиль - 10:1-2
Н. Иаир Спасает Израиль - 10:3-5
I. Иеффай спасает Израиль - 10:6-12:7
1. Аммонитяне притесняют Израиль - 10:6-9
2. Израиль обращается к Господу за спасением - 10:10-18
3. Израиль просит Иеффая о спасении - 11:1-11
4. Аммонитяне требуют вернуть им восточные земли - 11:12-28
5. Иеффай обещает принести жертву в случае победы - 11:29-31
6. Иеффай уничтожает аммонитян - 11:32-33
7. Иеффай исполняет обещание - 11:34-40
8. Ефремляне ссорятся с Иеффаем - 12:1-7 J. Есевон судит Израиль - 12:8-10
К. Елон судит Израиль - 12:11-12
L. Авдон судит Израиль - 12:13-15
М. Самсон спасает Израиль - 13:1-16:31
1. Филистимляне притесняют Израиль - 13:1
2. Ангел предрекает рождение Самсона - 13:2-20
3. Рождение Самсона - 13:21-25
4. Самсон берет замуж филистимлянку - 14:1-20
5. Филистимляне убивают жену и тестя Самсона - 15:1-8
6. Филистимляне пленяют Самсона - 15:9-20
7. Филистимляне устраивают засаду Самсону - 16:1-3
8. Далида обманывает Самсона - 16:4-22
9. Самсон погибает, мстя филистимлянам - 16:23-31
III. Приложения - 17:1-21:24
A. Сыны Дановы противостоят Михе - 17:1-18:31
1. Миха делает истуканов - 17:1-6
2. Миха нанимает левита в священники - 17:7-13
3. Сыны Дановы осматривают Лаис - 18:1-13
4. Сыны Дановы забирают идолов и священника - 18:14-20
5. Миха не может возвратить своих идолов - 18:21-26
6. Сыны Дановы сжигают Лаис и строят его заново - 18:27-31
B. Левит и наложница провоцируют войну с Вениамином - 19:1-21:24
1. Левит возвращает себе свою наложницу - 19:1-9
2. Левит проводит ночь в Гиве - 19:10-15
3. Ефремлянин проявляет гостеприимство - 19:16-21
4. Жители Гивы насилуют наложницу, она умирает - 19:22-26
5. Левит гневается на убийц наложницы - 19:27-30
6. Израиль наказывает Вениамина - 20:1 -48
7. Израиль спасает Вениамина от исчезновения - 21:1-24
IV. Заключение и обзор - 21:25
ЖАНР
По сравнению с другими книгами Ветхого Завета, текст книги Судей довольно хорошо сохранился. Однако, вопросы жанра обычно сосредоточены вокруг традиционных споров критики источников. Выводы, относительно этих вопросов сильно связаны с предрассудками современных ученых. Ранняя критическая школа пыталась связывать книгу с надуманными первоисточниками, сначала с J и Е, а потом с так называемым источником JE, что позднее было объединено с Девтерономическими редакциями. Неплохое обсуждение основных доказательств этих идей можно найти в комментарии Дж.Ф. Мура.1' В каком-то смысле разоблачительно звучат в его труде частые ссылки на гипотетический характер идей критики источников.
Такого рода неповоротливые попытки проведения анализа критики источников библейского текста в значительной мере угасли, возможно, из-за отсутствия основательных контрольных точек, с помощью которых можно было бы разбить текст на отдельные отрывки, как это представлялось многим ученым. Большинство современных ученых признают, что библейские авторы часто пользовались дополнительными источниками при составлении книг. Ветхий Завет ссылается на архивные записи либо как на
источники, из которых были получены данные, чтобы подтвердить достоверность повествования, либо для того, чтобы призвать читателей самостоятельно исследовать описанное событие. Возьмите, к примеру, ссылки на «книгу дел Соломоновых» (3 Цар. 11:41); на «летопись царей израильских» (3 Цар. 14:19; 15:31; 16:5,14,20,27; 22:39; 4 Цар. 1:18; 10:34; 13:8,12; 14:15,28; 15:11,15,21,26,31); на «летопись царей иудейских» (3 Цар. 14:29; 15:7,23; 22:46; 4 Цар. 8:23; 12:20; 14:18; 15:6,36; 16:19; 20:20; 21:17,25;23:28; 24:5); на записи Самуила, Нафанаи Гада(1 Пар. 29:29); и на книгу Праведного (И.Нав. 10:13; 2 Цар. 2:18). Новый Завет также намекает на использование дополнительных источников, когда, например, Лука начинает свой рассказ с указания на письменные работы, которыми он пользовался (ср, Лк. 1:1-4). Существование подобных источников не означает, что библейские книги - плод человеческой мудрости. Бог мог управлять трудом акторов книг, направляя их к определенным источникам информации.
Современная тенденция заключается в том, чтобы смотреть на исторические книги Библи и, включая кн игу Судей, именно как на историю - ко-неч но, по своей структуре и академическим стандартам, отл ичающуюся ОТ современной истории, но все же историю, со своей линией аргументации и свои ми задачами.1^ В основе книги лежит рассказ о разных судьях, предваряющийся введением, в котором очерчивается проблема. Дополнение, включающее главы 17-21 представляет примеры упадка общества, которые характеризуют анархию того периода и убеждают в необходимости применения различного рода дисциплинарных мер (в виде притеснений со стороны местного населения) и в появлении судей.
Тема книги сформул ирована в последнем стихе: «В те дн и не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (21:25). То был период политической и социальной анархии, когда над Израилем не было не только земного царя, но даже Сам Господь не воспринимался израильтянами как верховный руководитель (ср. 1 Цар. 8:7; 12:12).
После короткого рассказа-введения о все менее успешных попытках различных колен завоевать земельные наделы (1:1-2:10) тема исторического цикла Израиля - отступничество, притеснение, покаяние и освобождение (2:11-3:6) - подготавливает основание для рассказов об отдельных эпизодах из жизни судей (3:7- 16:31) и рассказах о беспорядках в жизни общества (17:1-21:25). Книга завершается признанием в том, что Израиль так и не сделал надлежащих выводов из тех бедствий, которые произошли с ним от неверия.
Похоже, что автор подает книгу как апологию, чтобы узаконить введение монархии,13 подразумевая, что именно отсутствие царя стало причиной развращения Израиля (Суд. 17:6; 18:1; 19; 1; 21:25). Повествование
плавно переходит к 1 книге Царств, сюжет которой начинается с описания периода Судей, и последнего судьи Израиля перед введением монархии -Самуила (1 Цар. 7:15-17).
БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ
Богослоние книги Судей подчеркивает неспособность Израиля исполнить со своей сторон ы завет с Яхве. Яхве многократно провозглашал через Моисея, что, войдя в землю, Израиль должен будет очистить ее от коренных жителей и уничтожить места их поклонения (ср. напр., Исх. 20:20-32; Втор. 7:1-6; 12:1-32). Такие же наставления были даны Иисусом Навиным (И.Нав. 23), но с его смертью, у израильтян пропал стимул к выполнению Божьих указаний. Теперь коренному населению Ханаана было позволено остаться в земле. Как и предсказывал Бог, Израиль совратился вслед местным божествам и стал поклоняться им (Суд. 2) а, следовательно, отступился от веры в Яхве и навлек на себя некоторые наказания, о которых предупреждал Бог (Лев. 26; Втор. 28; И.Нав. 23). Наказания были необходимы, чтобы вернуть народ Израиля в чувство, чтобы Израиль вновь стал поклоняться и служить Яхве. Но покаяние Израиля было обычно кратковременным, и после него они довольно быстро отступали от веры.
Цикл наказания соответствует тезису Девтерономистской истории, которая, довольно систематически, прослеживается в книге Второзаконие. Некоторые выводы Девтерономисткого богословия не отражаются явно в книге Судей, но в событиях книги можно увидеть богословское исполнение этих выводов. Книга рисует слабость Израиля, ведущую его к идее земного монарха военного лидера (ср. 1 Цар. 8:19-21; 12:12), но, вместе с ним, ко всем остальным проблемам монархии (ср. Втор. 17:14-20; 1 Цар. 8:10-18). Книга Второзакония и книга Судей связывают напрямую эту слабость с нежеланием Израиля всецело посвятить себя Яхве, позволяя ханаанским божествам и людям увлечь их в отступничество (Втор. 30:15-20; 31:1-29; Суд. 2).
Смешение поклонения Яхве с поклонением Ваалу и Астартс - тема, которая пронизывает всю Девтсропомистскую историю (напр., Второзаконие, книга Иисуса Навина, книга Судей, 1-4 книги Царств). Мартин Нот предположил, что книга Второзакония не могла бы так легко и точно говорить о том, что случилось в истории Израиля и Иудеи, если бы была написана до начала событий:11 Интересно, что реформы Иосии, описанные в 4 кни ге Царств 22-23 почти похожи на список усилий, требующихся для того, чтобы привести Израиль в соответствие с материалом, изложенным во Второзаконии, а потому многие ученые считают, что Второзаконие было создано в середине-конце седьмого века до н.э.1-1' Эта точ ка зрения делает важное допущение, отвергая саму возможность существования пророчеств-предсказаний и богодухповенности, как ее понимают верующие ученые консервативного крыла. Из-за разницы в первоначальных допущениях, многие консервативные ученые, без рассмотрения, отвергли идею Девте-рономистской истории, просто из-за несогласия с поздней датой создания книги.
Однако, это принципиальное отрицание, кажется, немного преждевременным. При внимательном чтении, предупреждения Второзакония111 действительно можно проследить во всех исторических книгах (кроме книги Руфь), но это далеко не доказывает поздней даты написания книги. Напротив, верующий должен понять, что в книге Второзакония Моисей предупреждает Израиль о возможных последствиях отступления от Бога, а, нач иная с книги книгса Навина и до 4 книги Царств, повествуют о том, как это предупреждение постепенно исполнялось. Вместо того чтобы вглядываться назад,Второзаконие предсказывает будущее, очерчивая главную тему для чтения исторических книг.
СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
В Новом Завете можно найти несколько прямых ссылок на книгу Судей. Проповедь Павла в Ан \ иохии Писидийской просто признает, что между периодом завоеваний и появлением Самуила в Израиле были судьи (Деян. 13:20). Для некоторых благовещение ангела Марии (Лук. 1:31) сходно с явлением ангела матери Самсона (Суд. 13:3), а ангельское благословение Марии (Лук. 1:42) имеет общие черта с тем, как Дсвора благословляет Иаиль (Суд. 5:24).17 Но утверждать, что эти отрывки непосредственно связаны с повествованием книги Судей, кажется, несколько натянутым. Не стоит забывать, что для связи различных идей существуют определенные ограничения, а одинаковые фразы иногда используются для передачи разных сообщений.
Наиболее явно связь между кн и гой Судей и 11овым Заветом прослеживается в отрывке, который обычно называется списком «героев веры» (см. Евр. 11:32).|8 Автор Послания просто перечисляет Гедеона, Барака, Самсона и Иеффая, не уточняя, как следует толковать эту ссылку. Определенно, эти люди перечислены как примеры веры, но это не значит, что им следует подражать во всех отношениях, Вот как Блок предлагает нам относиться к этому человеческому несовершенству:
«Идея книги Судей состоит в том, что вес хорошее, что происходило в темные дни судей, происходило по инициативе Бога и благодаря
Богу. Человеческие ресурсы, имевшиеся тогда в Израиле, были далеко несовершенны, а их жизнь наполнена многими недостатками. Но труд Божий должен был быть исполнен; вновь и вновь народу требовалось освобождение от внешних врагов. Несмотря на недостатки характера и физическую слабость, освободители выходили на бой с врагами, намного превосходящими их по силе. Такие поступки были либо признаком глупости, либо признаком веры. Автор Послания к Евреям прав, отдавая предпочтение последнему. Ведомые Духом Божьим, освободител и рвались в бой».19
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Наше обсуждение затруднено тремя основными вопросами: кажущееся противоречие между повествованиями книги Иисуса Навина и книги Судей (об этом было сказано в главе «Иисус Павин»); структура книги Судей и хронология книги Судей.
На первый взгляд, кажется, что книга Судей повествует о последовательно происходивших событиях и о людях, принимавших участие в этих событиях. Однако, после более внимательного рассмотрения, становится понятно, что некоторые, из описанных судей, МОГЛИ жить и действовать в одно и то же время. В книге нет свидетельств того, что кто-либо из судей имел власть над всей территорией Израиля - более тщательное чтение показывает, что судьи, обычно, имели скорее поместное влияние.20
Изучая структуру книги, можно заметить, что некоторые части книги Судей перекрывают книгу Иисуса Навина. Хотя первое предложение книги заявляет, что все описанные события произошли «по смерти Иисуса...» (1:1), Иисус Навин неожиданно вновь появляется во 2 главе (2:6), где он распускает Израиль после встречи в Бохиме. Далее, рассказ о земле Гофо-ниилав Кириаф-Ссфсрев 1:12-15 и его роли в 3:7-11 перекрывает его появление в книге Иисуса Навина 15:13-19.
Кроме того, дополнительные истории в конце книги, похоже, связывают читателя с элементами, уже имевшими место ранее в книге Судей. Переселение колена Данова на север (Суд. 18:1), похоже, уточняет переход, в общих чертах описанных ранее (Суд. 1:34), когда речь идет о том, как Дан не смог защитить свой надел. Также заявление о том, что Ионафан, правнук Моисея, служил священником у сынов Дановых в их северном городе (Суд. 18:30), подразумевает, что эпизод произошел сравнительно рано в хронологии событий, описанных в книге Судей, хотя описан эпизод только в конце повествования.21
Далее, в месте повествования, где рассказывается о том, как колено Ве-ниаминово оказалось близко к исчезновению, Финеес, сын Елиазара, сына Аарона, оказывается священником, у которого Израиль осведомляется, идти ли ему против Вениамина (20:27-28). Речь идет о том же самом Фи-неесе, который был посредником при рассмотрении дела о построении восточными коленами памятного алтаря у Иордана, о чем рассказано в книге Иисуса Навина (22:13).
Сложение этих эпизодов в тематическую, а не последовательную структуру должно предостеречь читателя от слишком грубого толкования текста по предвзятой хронологической схеме. Поэтому, и особенно после обсуждения вопроса о датировке событий книги Судей, возникает неминуемый вопрос: а стоит ли начинать подсчет с буквального толкования даты от места в 3 книге Царств 6:1 и его утверждения, что построение храма началось через 480 лет после того, как Израиль покинул Египет? Или все же стоит начинать расчет даты с утверждения в книге Исход 1:11, где рассказывается о том, что Израиль начал строить Рамзес - города для запасов? Первый расчет приведет к тому, что начало событий книги Судей будет соответствовать первой половине XIV века до н.э., а второй - к тому что начало книги описывает события конца XIII начала XII веков до н.э.
Если расчет произведен поверхностно, на основании предположения о последовательных исторических повествованиях, то ни одна из датировок не дает удовлетворительного результата и не соответствует данным книги Судей. Хотя, ради справедливости, стоит отметить, что данные кн иги лучше сочетаются с ранней датировкой Исхода/Завоевания. Если просто сложить вместе данные о продолжительности периодов притеснений и периодов активности судей, получается промежуток времени в 410 лет (3:8,11,14,30;4:3;5:31;6:1; 8:28;9:22; 10:2,3,8; 12:7,9,11,14; 13:1; 15:20 [16:31]). К этому числу следует прибавить 40 лет странствований в пустыне (Чис. 14:33-34; 32:13; И.Нав. 5:6; 14:7-10), продолжительность правления Иисуса Навина (неизвестна), продолжительность служения Илия (40 лет, 1 Цар. 4:18), продолжительность служения Самуила до помазания Саула (неизвестна), продолжительность правления Саула (отсутствует в еврейском тексте),22 продолжительность правления Давида (40 лет; 2 Цар. 5:4) и четыре года правления Соломона до завершения строительства храма (3 Цар. 6:1), что в результате дает период в 574 года плюс те периоды, продолжительность которых нам неизвестна. В соответствии с таким подсчетом Исход должен был бы произойти задолго до 1540 года - дата, под которой никто не подпишется.
То, что, в соответствии с повествованиями книги Судей, освобождения всегда были местного характера, или. по крайней мере, касались только нескольких колен, и никогда всего Израиля, дает законные основания сократить непомерно раздутую хронологию. Некоторые периоды притеснения и последующей активности судей могли проходить одновременно, а не последовательно. Однако, Мур правильно замечает, что «самое серьезное препятствие синхронистической гипотезе, в любой ее форме, заключается в том, что хронология книги, на первый взгляд, кажется последовательной...»23 Однако, в 5 главе (Суд. 5:6-7) явно прослеживается возможность того, что периоды судейства Деворы и Самегара проходили одновременно. Более того, возможно, что периоды притеснений от аммонитян и филистимлян (Суд. 10:6-8) могли составлять обстоятельства служения не только Иеффая, но и Самсона (см. возможное указание на это в 1 Цар. 12:11-12).
Впечатление того, что события, отраженные в книге происходили последовательно, создается и благодаря фразе, которая обычно переводится с иврита следующим образом: «Сыны Израилевы опять стали делать злое...» (ср. 3:12 и др.: вайосифу бней исраэлъ лаасот). Но эту же фразу вполне допустимо переводить и так: «Сыны Израилевы добавили зла...» (то есть «Сыны Израилевы сделали еще больше зла...»), так что грехи могли совершаться одновременно, а не обязательно следовали один за другим.24 Это помогало нарисовать картину хаоса, жизни без царя, который мог бы заставить их следовать за Богом.
Хронологическая схема становится еще более любопытной, если взглянуть на повторение числа «сорок» (Суд, 3:11; 5:31; 8:28; 13:1), его удвоения - восемьдесят (Суд. 3:30) - и его половины - двадцать (Суд. 4:3; 15:20 [повторено в 16:31]). Число сорок, возможно, идиоматически, указывает на поколение, а не на численное значение. Стоит признать, что попытка отделить случаи идиоматического употребления числа от случаев прямого арифметического употребления требует немалых усилий. Это предположение пытается доказать не ошибочность самой Библии, а то, что мы сами иногда не понимаем, что и как говорит Библия.
Структура книги Судей, территориальная ограниченность правления судей и трудности хронологии должны подготовить читателя к неооходи-мости гибкого подхода при восстановлении хронологии. Уточнения возможны с появлением новых толкований книги или данных из внеоиблеис-ких источников, - материала, который пока имеется в недостаточном количестве.
КНИГА РУФЬ
Дейл Мейнор
«Руфь» - это транслитерация еврейского ( ) и греческого (рут) названия книги, которое происходит от имени главной героини повествования. Книга Руфь следует за Книгой Судей в Септуагинте и во всех русских переводах, хотя в большинстве иудейских Библий она следует за Книгой Притчей в разделе, который называется Писания (кетубим, который также известен, как агиографы). Такое место книга занимает, возможно, потому что читается вместе с остальными книгами этого раздела, во время главных иудейских праздников, в данном случае на празднике Седьмиц (то есть Пятидесятнице или празднике первых плодов).
ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
На фоне хаоса и анархии периода Судей (Руфь 1:1), книга рисует относительно спокойную картину сельской жизни, хотя и здесь герои проходят через трудности. Кризис сказывается не только на Израиле; по разным причинам все народы Месопотамии и Средиземноморья испытывают на себе последствия похожей культурной агонии. Загнивает и Империя Хеттов, и Египет, и Вавилон, и Ассирия. Греция распадается под давлением дориан, а Народы Моря (среди которых были и филистимляне) разрушают страны Средиземноморья. Причин таких потрясений множество; среди них есть также и вполне объективные природные катаклизмы, включая серию серьезных землетрясений. Сверхдержавы древности теряют былое господство, что позволяет некоторым более мелким государствам заполнить вакуум власти. Среди новых держав - Сирия, Финикия, Едом, Ам-мон и, конечно, Израиль. Посреди глобального политического кризиса Израиль пытается отстоять свою независимость.
ТЕКСТ И АВТОР
Еврейский текст книги Руфь хорошо сохранился. Главная трудность -в стихе 2:7, а главный вопрос - почему родословие помещено в конце книги (4:18-22)?
Автор книги неизвестен, хотя ранняя иудейская традиция приписыва-
ет авторство Самуилу. Последняя глава включает в краткое родословие Ла вида (4:18-22), но не называет его царем. Пророк Самуил помазал Давил на царство (1 Цар. 16), но умер прежде, чем Давид действительно завладел престолом (ср. 1 Цар. 25:1).
Несколько современных ученых предположили, что до создания книги существовало устное предание, разработанное гильдией женщин-рассказчиц,1 но все же автор книги, как и его пол, доподлинно неизвестны
Поскольку автор книги неизвестен, трудно определить и время создания книги. Если ее написал Самуил, то это, скорее всего, произошло до 1010 г. до н.э., то есть до времени восхождения Давида на престол. Однако Самуил помазал Давида задолго до того, как он одел венец (1 Цар. 16) Книга упоминает Давида так, как будто читатели уже хорошо знакомы с ним. Это создает впечатление, что книга была написана после того, как Давид занял трон, или, по крайней мере, тогда к книге была добавлена родословная (ок. 1010 до н.э.). Если это так, то странно, что родословие не называет Давида «царем», но с другой стороны, возможно, этого не нужно было делать, потому что читатели и так знали, кем был Давид.
Некоторые, делая вывод из рассказа об обычае обмена сандалиями, относящемуся к раннему периоду (Руфь 4:7), считают, что текст был написан значительно позже описанных событий. Хотя такое предположение может быть справедливым, фраза «в прежние времена» (лефаним) иногда относилась к прежнему поколению (см. Иов 42:11). С другой стороны, фраза может быть позднейшей вставкой, цель которой - разъяснить обычай новому поколению.2
Мнения ученых о времени создания книги варьируется в довольно широких пределах, начиная от времени правления Давида и до самого позднего периода после вавилонского пленения.3 Расчеты зависят от различных переменных, каждая из которых в высшей степени субъективна и зависит от исходных предпосылок, от которых отталкивается ученый. Среди этих предпосылок характер богословия книги, социальные и судебные установления повествования (как напр., обычай обмена обувью в 4:7), цель и задачи книги (напр., была ли книга написана как полемический трактат против реформ Ездры/Неемии или нет),4 возможные параллели с другими повествованиями иудейской Библии и предполагаемая датировка их составления (напр., параллели с повествованием Иосифа, Эсфири, Товита и Юдифи) и, наконец, природа языка (напр., арамеизмы).5
Обнаружение арамеизмов стало важной причиной, подтолкнувшей ученых к поздней датировке книги. Но затем появились свидетельства того, что арамейские влияния наблюдались еще в средневавилонский и средне-ассирийский периоды (т.е., еще в 1400 гг. до н.э.).7 Сегодня наличие арамеизмов уже не считается достаточным свидетельством для поздней датировки книги.
Напротив, некоторые считают, что язык книги отражает раннюю ступень развития. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться, написана ли книга древним языком, или на определенном диалекте,9 или же автор просто использует архаизмы.10 Напротив, некоторые доказывают, что все лингвинистические особенности книги указывают на то, что она была создана где-то в период перехода от стандартного библейского иврита к позднему библейскому ивриту - где период пленения служит основным временным разделителем.11
По другой теории, книга изначально существовала в виде устного рассказа, который значительно позднее был записан. Однако, Нидитч считает, что это предположение не имеет под собой основан ий, поскольку число стандартных фраз, которые обычно сопровождают устный рассказ, в книге недостаточно.12 Киркпатрик все же настаивает на этом мнении, считая, что фразы и структуры не являются необходимыми условиями происхождения книги от устного повествования.13
Похоже, что в тексте были произведены некоторые незначительные изменения, либо изменения были сделаны при передаче текста, что может подтвердить некоторые из этих мнений. Но серьезных причин датировать книгу поздним периодом, на самом деле, не существует.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторический и культурный фон
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов