Реферат Курсовая Конспект
Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии Книга Иезекииля Тема Книг...
|
Книга Иезекииля | Тема | Книга Откровение |
Воскресение | 20:4-9 | |
38-39 | Сражение с Гогом и Магогом | 20:7-10 |
39:21-29 | Суд | 20:11-15 |
40-48 | Новый храм и новый Иерусалим | 21:1-22:25 |
47:1 | Река | 22:1 |
47:12 | Потоки с плодовыми деревьями | 22:1-5 |
48:16-17 | Измерение города | 21:16-17 |
48:30-34 | Двенадцать врат | 21:12-13 |
48:35 | Имя: Господь там | 21:23; 22:4-5 – Бог и Агнец там |
Расхождения | ||
40-42 | Храм | 21:22 – нет нужды в храме |
Новое священство | Нет упоминаний | |
Разделение земли | Нет упоминаний |
Видение будущего у Иоанна имеет сходную структуру. Единственное различие - в поклонении, священстве и некоторых деталях разделения земли. Эти моменты отсутствуют, потому что получили исполнение в Иисусе и в Церкви. Эсхатология Иоанна во многом обязана книге Иезекииля, но модель толкования Иоанна - апокалиптическая, то есть Иоанн ставит Иисуса Христа в центр Божьего плана искупления.
КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА
Рандал Бейли
Книга Даниила названа так по имени главного героя, который в 605 году до н.э. находился в вавилонском пленении вместе с другими представителями царского двора. Имя «Даниил» (даниэль) означает «Бог -мой судья». Книга написана на двух языках (древнееврейском и арамейском) и в двух жанрах (история/рассказ и пророчество/апокалипсис), что вдохновляет и юных и пожилых, усложняет работу самым маститым ученым и порождает огромное количество споров.
ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
«На третий год царствования Иоакима, царя Иудеи, пришел Навуходоносор, царь вавилонский, и осадил Иерусалим» (1:1). Указанная точная дата (605 год до н.э.) определяет все последующие события, описанные в книге, и отражает геополитическую динамику древнего Ближнего Востока, как мы ее сегодня понимаем. Местоположение Сирии и Палестины, между Месопотамией и Египтом, на пересечение торговых путей, заставляли Месопотамию и Египет соперничать за контроль над этим регионом, а его жители были вынуждены постоянно делать выбор в пользу той или другой стороны. Знание политического климата того времени помогает попять причину тех или иных поступков библейских персонажей. Пророческий призыв к доверию Богу часто оставался незамеченным, в то время, как различные иудейские цари делали ставки то на одну, то на другую державу (ср. Ис. 30:1-2), что хорошо иллюстрирует речь Рабсака, обращенная к жителям Иерусалима:
«На что же ты надеешься? Ты говоришь пустые слова, а для войны нужно иметь разум и силу! Ты восстал против меня на кого ты понадеялся? На Египет думаешь опереться, на эту палку надломленную? Кто на такую палку обопрется, тому она вонзится в руку, насквозь проткнет! Таков и фараон, царь египетский, для всех, кто на него понадеялся. Или, может быть, скажешь, что вы надеетесь на Господа, вашего Бога? Но не Его ли святилища и жертвенни ки уничтожил Езекия, велев жителям Иудеи и Иерусалима поклоняться лишь здесь, перед этим жертвенни ком? А вот побейся-ка об заклад с моим господином, царем ассирийским: я дам тебе две тысячи коней - сумеет ь набрать для них всадников? И сможешь ли ты дать отпор хотя бы одному, пусть самому слабому, из рабов моего господина -наместников? На колесницы и конницу Египта надеешься!.. И потом, разве не по воле Господа я i фишел опустошить эту страну? « Иди в эту страну и опустоши ее!» - сказал мне Господь» (Ис. 36:4в-10=4Царств18:19в-25).
Вопрос: «Кому доверять?» звучал в жизни многих царей Израиля, особенно во времена, предваряющие Вавилонское пленение.
Когда началось крушение Ассирийской Империи, Пабопалассар, царь Вавилона, восстал против Ассирии в 626 году и утвердил Вавилон престолонаследником Ассирии. Ниневия нала в 612 году, а с ней были уничтожены последние препятствия для роста могущества Вавилона. Египет попытался ограничить влияние Вавилона, посадив на троне Иудеи в качестве вассала Иоакима (4 Царств 23:34-35). Так Иудея оставалась под властью Египта до 605 года. Навуходоносор выступил против Иерусалима, осадил его, сделал Иоакима своим вассалом, и, отправляясь обратно, захватил с собой некоторые драгоценные сосуды храма и членов царской семьи, среди которых были Даниил, Анания, Мйсаил и Азария(Дан. 1:1-6). Иоакиы восстал против Вавилона через три года, надеясь на помощь со стороны Египта (4 Цар. 24:1,7). Ответом Навуходоносора стало завоевание Иерусалима в 598-597 годах и, утверждение нового царя после смерти Иоакима (2 Царств 24:6; Иер. 22:19; 36:30). Иехопия унаследовал трон отца и вскоре капитулировал (4 Царств 24:12; 2 Пар. 36:10; Иез. 17:12). Царем был утвержден Седекия (4 Цар. 24:17). По началу Седекия прилежно исполнял роль вассала, верно служа Навуходоносору (2 Пар. 36:13; Иез. 17:12-14), но затем так же восстал 589-588 (4 Царств 24:20). На этот раз Навуходоносор, в ответ, разрушил Иерусалим и забрал н плен большую часть населения города (4 Царств 25).
Даниил служил и вавилонским и персидским царям - Навуходоносору ([-лавы 1-4), (Набониду)/Валтасару (глава 5) и Киру (10:1). Между Навуходоносором и Набонидом/Валтасаром Вавилоном правили еще три царя: Амель-Мардук (562-560, Эвиль-Меродах 4 Царств 25:27-30), Нериглиссар (560-556) и Лабаши-Мардук (556), о которых Даниил не упоминает вообще. События первых четырех глав книги развиваются на фоне правления Навуходоносора, а события глав 5-8 и 9 происходят во время правления мидийских царей Валтасара и Дария соответственно; события, они-санные в главах 10-12 происходят во времена правления Кира. Будучи вассалом мидийского царя Астиагеса в Персии, Кир восстал против своего сузерена в 550 году, после чего начал расширять свои владения, которые впоследствии превратились в Империю Персов. К 539 году растущее недовольство влиятельных вавилонских жрецов бога Мардука (а, возможно, и населения) сильным увлечением императора Набонида богом луны Си-ном, позволило генералам Кира без боя взять Вавилон, хотя Валтасар и был убит (5:30). Так «Царем стал Дарий Мидийский» (5:31).
На этом фундаменте Кир построил Персидскую Империю, которая контролировала Ближни и Восток в течение следующих двух столетий. После смерти Кира престол перешел к его сыну Камбусу, который продолжил расширение границ Империи, окончательно разбив Египет. Смерть Камбуса дала повод для восстания персидским вассалам, но их мятеж был вскоре подавлен новым императором Дарием Хистаспесом, который установил порядок и реорганизовал управление Империей. Его сын, Ксеркс, расширил границы Империи, включив в нее территорию Греции, но был, позднее, разбит в битве при Саломисе в 479 году. Постепенно начинался закат Персидской Империи. Дарий III стал царем в 336 году, когда Греция переживала период подъема (Дан. 7:5-6). К 327 году власть н ближневосточном регионе перешла в руки Александра Великого, но в 323 году он умер, оставив свою Империю на растерзание четырем генералам. Так на карте появились четыре царства: Трейс, Македония, Птолемея и Селев-кия. Войны между Селевкидами и Птолемеями за контроль над территорией Палестины не прекращались на протяжении следующих двух веков. В результате территорией Палестины сначала владели Птолемеи (301-200 годы), а затем Селевкиды (200-163 годы), пока не началось Маккакейское восстание против Антиоха Епифана IV, чьи действия, осквернившие храм, были названы Даниилом «мерзостью разорения» (9:27; 11:31; 12: И).2
ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ
До второй половины XIX века, отмеченной появлением исторической критики, большинство ученых принимали исторический и культурный контекст в том виде, в котором он был описан на страницах книги, то есть считалось, что книга рассказывает о людях и событиях в дни Вавилонского пленения, VI века до н.э. В начале XX века эта точка зрения стала постепенно меняться. Следуя новым критическим подходам, ученые стали утверждать, что содержание указывает на другую дату составления книги -II век до н.э. Новая датировка предполагала, что книга рассказывает вымышленную историю, недостоверно выражающую исторические события VI века, и отражающую поли гику и богословие Маккавейского восстания. Эта точка зрения процветает до сих пор и требует следующего обобщения.
Обосновывая свои взгляды, ученые критики указывают на древний аргумент Порфирия (233-304 гг. н.э.), который утверждал, что книга Даниила «была на самом деле составлена во II веке до н.э., а потому является псевдонимным трудом, содержащим «пророчествапостфакум» (vaticinium exeventu)». Новое толкование породило целую серию предположений, как, например, одно из последних, в котором утверждается, что «автором-составителем книги Даниила на самом деле был основатель и Учитель Праведности Кумранской-Ессейской общины»!4 Ученые из лагеря евангельских христиан защищали и продолжают защищать традиционный взгляд от засилья новых толковани и, которые строятся на предположении о принципиальной невозможности предсказательных пророчеств (которые иногда зовутся «чудом слов»). Ученые, придерживающиеся критического взгляда, должны также просто «верить» в то, что книга состоит из пророчеств, записанных после свершившихся исторических событий, а также «верить» в то, что книга содержит целый ряд ошибок. Такая «вера» подвергает сомнению (а) всемогущество Божье, (6) богодухновенность Библии, и (в) божественную природу Иисуса Христа (ср. Мф. 24:15-16; Мк. 13:14; Лк. 21:20).5 Подобные философские вопросы подогревают риторику постоянно идущего спора, как это иллюстрирует комментарий Дэйвиса:
«... Некоторые ученые... стали склоняться к мнению, что все эти страницы [главы 7-12] написаны только для того, чтобы показать истинность предсказаний книги, «предсказаний» которые уже исполнились. Как ни печально, но книга Даниила представляется этим ученым как намеренный обман, предназначенный для предположительно легкосерного читателя, чтобы сформировать для него достойное окончание истории, путь даже с i юмощью лжи. За эту оценку «либеральные» ученые подвергаются серьезной критике со стороны консервативных комментаторов, и, по крайней мере, здесь я соглашусь с последними. Мне кажется неправдоподобным такой простой способ объяснения цели живых и разнообразных рассказов об исторических событиях; большое количество исторических заметок предполагает, что они служат более важной цели, чем простое подтверждение ложной прозорливости; и далее, я испытываю трудности, приписывая оригинальным читателям книги такую легковерность. Если в этом случае и существует некая легковерность, то она более возможна в лагере рациональных критиков».6
Таким образом, «пока об экстрасенсорных факторах, связанных с предсказанием и предвидением не станет известно больше», ученый критик должен воздерживаться от полного отрицания «заявлений автора материала, который, по его собственным словам, пережил видения, записанные в его работе».7 Следующие темы представляют наиболее важные стороны продолжающейся дискуссии.
Даниила 1:1 и Иеремии 25:1
По словам Даниила (1:1), Навуходоносор вышел против Иерусалима на «третий год» царствования Иоакима, в то время как Иеремия 25:1, 9 и 46:2 указывает, что это событие произошло в четвертый год правления Иоакима. Учет двух разных методов датировки, которые существовали на Ближнем Востоке в древности, когда учитывался или не учитывался год восхождения царя на престол, решает эту проблему.9 Считая, что Иеремия использовал метод, при котором учитывался год восхожден ия царя на престол, согласовывает два отрывка, делая «третий год» Даниила эквивалентным «четвертому году» Иерсми и 25:1,9 и 46:2. Более того, Даниил записывает пленение отдельных членов царственной семьи, но не упоминает падение Иерусалима в 605 году, что, соответствует словам Иеремии, из которых следует, что в то время город все еще не был взят.
Употребление Даниилом слова «халдей»
Даниил называет «халдеями» этническую группу (5:30), а также иногда «мудрецов» (1:4; 2:2,10; 3:8; 4:7; 5:7,11). Поскольку это слово более нигде не употребляется, то ранняя критическая школа посчитала, что книга была написана значительно позднее VI века до н.э. Но такой взгляд не учитывает прямых свидетельств: (а) Геродот называет этим словом и тех и других (His. 1:181-183); (б) Исайя (23:13; 43:14) и некоторые ассирийские цари (Ашурнасирпал II [883-859 гг. до н.э.], Адад Нирани III [811-883 до н.э.]) выражали этим словом этническую группу; (в) использование этого слова в 5:30 «могло иметь совершенно другое происхождение... и похоже на название халдейского народа».11 Таким образом, двоякое использование слова Даниилом соответствует его древнему ближневосточному употреблению IX-V веков.12
Набонид и Валтасар
Ранние критические школы отвергали историческую достоверность Даниила, потому что книга называла Валтасара царем Вавилона (5:1,2,9,22,29,30; 7:1; 8:1), но древние ближневосточные документы называют царем Вавилона Набонида, а Валтасара - его сыном. «Что же касается меня, Набонида, царя Вавилонского... и Валтасара, старшего из моих сыновей».11 Такой текст указывает на то, что Валтасар правил как царь в отсутствие отца, что приводит книгу Даниила в соответствие С известными ближневосточными документами, а также согласуется с обещанием Валтасара сделать переводчика, способного перевести надпись на стене «третьим человеком в государстве» (5:7,16).
Дарий Мидянин
После падения Вавилона Валтасара постигла смертная казнь, а шестидесятидвухлетний «Дарий Мидянин» стал царем (Дан. 5:30-31; 9:1). Хотя он является одним из главных персонажей книги Даниила, его имя отсутствует в каких-либо внебиблейских источниках, что порождает одну из самых трудных проблем в исследовании книги Даниила. Четыре предположения приобрели наибольшую известность.
(1) Роули считал, что такой исторической фигуры, как «Дарий Мидянина не существовало вовсе. Рассказ Даниила об этом человеке был написан значительно позднее и представляет собой «соединение спутанных традиций».16 Первое «соединение» происходит, когда Дарий Хистаспес повторно завоевывает Вавилон в 520 году. Второе «соединение» происходит, когда эта информ;и|,ия соединяется с фигурой Кира, который был приблизительно шестидесяти двух лет, когда Вавилон пал. Третье «соединением происходит, потому что отрывки, подобные Иеремии 51:11,28 предвещают разрушение Вавилона от рук мидян, хотя ни Кир, ни Дарий Хистаспес не были мидянами. Таким образом, по мысли Роули, автор книги Дан и ила жил значительно позднее и не имел правильного представления о Персидском периоде истории.
(2) Уитком, возражая против перевода хроник Набонида, сделанного Смитом, корректно различает «Угбару», который ассоциировался с падением Вавилона, но умер через несколько дней мосле захвата города, и «Гу-бару», который был поставлен областеначальником, и скорее всего и является человеком, которого Библия называет «Дарием Мидянином».17
(3) Вайзмен отождествляет Дария с Киром, считая, что Дарий взял имя «Кир», после ТОГО, как стал царем Вавилона.18 Пользуясь аналогией 1 Пар. 5:26, он переводит Дан. 6:28 толковательно: «Даниил жил благополучно в правление Дария, даже [вместо и\ в правление Кира Персидского».19
(4) Шеа отождествляет Дария с генералом персидской армии, который завоевал Вавилон.20 Этот человек погиб не через несколько дней после сражения (в противоположность Уиткому), но более чем через год, что позволило генералу послужить царю в качестве вассала в Вавилоне. Каждая из перечисленных исторических догадок содержит некоторые трудности, но новые открытия, возможно, помогут разъяснить ЭТОТ предмет.21 Пока же существующие свидетельства указывают на то, что «Дарий Мидянин был реальной исторической фигурой, вне зависимости от его ранга и положения».22
Болезнь Навуходоносора
Описанная в главе4 болезнь царя, более всего похожая на боаптропию, ассоциирование себя с быком или коровой,23 ни разу не встречается в нововавилонских источниках, хотя в кумранских документах, а именно в «Молитве Пабонида»,24 сохранилось мнение о том, что Пабонид страдал этой болезнью, и что автор книги Даниила заменил имя «Набонид» именем «Навуходоносор». Но эта идея не объясняет, (1) «почему автор книги
Даниил... положил в основание главы 4 материал, найденный в пещере 4Q, а затем вместе с именами и местом событий поменял полностью и саму природу болезни», (2) почему ближневосточные материалы недостаточно повествуют об умственной болезни Набонида, или (3) почему молитва Набонида сообщает о «патологических аспектах... неизвестных современной научной медицине», в то время, как в книге Даниила «сумасшествие Навуходоносора является хорошо известным психотическим состоянием».26 Таким образом, отождествление 4 главы книги Даниила с Молитвой Набонида остается весьма неправдоподобным. Ученые из лагеря евангельских христиан заявляют, что молчание ближневосточных документов происходит от нежелания общества упоминать об этом событии. Что же касается еврея, подобного Даниилу, то он мог совершенно свободно излагать эту историю.27 Прежде чем об этом событии упомяну:! Беросс (Иосиф Флавий, Иуд.Древн. 1:20), прошло целых три века, и это только подтверждает выдвинутую точку зрения.28
Даниил среди «Писаний» и ошибка Бен Сиры
Иудейская Библия относят книгу Даниила к «Писаниям», а не к «Пророкам», и по этой причине ученые-критики датируют книгу Маккавейс-ким периодом. Евангельские ученые объясняют это тем, что официальная придворная должность Даниила стояла в его жизни на первом месте, по сравнению с классическими пророческими функциями. Бен Сира, писавший в 180 году до н.э. не включил Даниила в список известнейших израильтян (Сир. 49:1 и далее), заставив ученых критиков предполагать, что имя и история Даниила еще не были известны к тому времени.29 Бен Сира не упоминает и других известных израильтян - Асу, Иософата, Ездру, Map-дохея и т.д. - но это не доказывает, что их не существовало вовсе; так же, как и отсутствие Даниила в этом списке не доказывает вымышленность этого героя. Наконец, этот аргумент не объясняет, как в течение пятидеся-ти-ста лет Даниил из никому неизвестного человека превратился в героя, достаточно известного, чтобы быть упомянутым в трех из четырех Маккавейских книгах (1Макк. 2:60; 3Мак. 6:7; 4Макк. 12:11; 16:3,21; 18:13).
Датировка на основе лингвинистического аргумента
Такая датировка берет в расчет характеристики древнееврейского и арамейского языков, а также влияние предполагаемых иностранных заимствований. Каждая критическая школа (напр., Драйвер и Роули) верят, что персидские и арамейские слова, вместе с древнееврейским и арамейским языком, указывают на то, что книга была написана после завоевания Палестины Александром Великим в 332 году.31 Новое понимание таких персидских заимствований, как сатрап (от древнеперсидских кшатрапан и шатарпан), которые появились в персидском языке до завоеваний Кира,32 подтверждает, что греческая культура имела влияние на древний Ближний Восток еще до появления Нововавилонской Империи, и развенчивает аргумент о том, что греческие названия музыкальных инструментов (Дан. 3:5,7,10,15) в обязательном порядке указывают на Маккавейский период.33 Еврейский язык Даниила похож на язык Иезекииля, а арамейский близок к придворному языку того времени, который появился в VII веке, и, позднее, распространился по древнему Ближнему Востоку.34 Наконец, арамейский язык Даниила очень близок к Элифантийскому папирусу (V-IV века35), также как арамейский язык Ездры 4:7-6:18 и 7:12-26.3fi
Даниил и Дан'эль
В книге Иезекииля (14:14 и 20) Бог говорит, что «Ной, Даниил и Иов-праведностью своей... смогли бы спасти лишь самих себя», а позднее (в 28:3-4) - что царь Тира «человек, а не Бог», хотя и «превзошел мудростью своей Даниила». Евангельские ученые37 считают, что Иезекииль ссылается на того же самого Даниила, о котором рассказывает книга Даниила. Кук соглашается с этим, хотя и отождествляет библейского Даниила с «иуде-
ем, который, благодаря твердости характера и мудрости (28:3) был возведен на высокий пост при вавилонском дворе», жил «во времена Иезекииля», чья «жизнь» была позднее «взята автором книги Даниила в качестве наставления потомкам».38 Большинство ученых-критиков считает, что «Даниил» подразумевает «Дан'эля» из угаритской легенды о Ахте XV века до н.э.39 Поскольку Иов и Ной были представителями «верующих мужей из других культур»,40 Иезекииль использовал их образы, чтобы перейти из «сферы народа, получившего завет, к всеобщему охвату»/1 чтобы усилить «представление о вине Иерусалима»,42 или для чего-то подобного. Такие толкования оставляют много вопросив.43
(1) «Дни'л пДн'л- варианты произношения одного и того же имени, а полная формаДй -пи -эль подтверждена в письмах Мари, датируемых XVIII веком до н.э.»14
(2) Утверждение, что Иезекииль ссылается на древнего Дани'эля, а не на своего современника только потому, что Ной и Иов являются древними фигурами, противоречит тому, что «Иезекииль не придает большого значения точному порядку перечисления».^ Например, триада «меч - голод -мор» (Иез. 5:12,17; 6:11; 12:16; 14:12 и дал., 14:21) используется настолько беспорядочно, что определить кульминацию или дать оценку не представляется возможным, что, в свою очередь, означает, что «очередность имени не позволяет сделать какой-либо ясный логический вывод».46
3) Взгляд на Даниила, как на израильтянина, оспоренный другими взглядами, которые представляют Данила как человека из доизраильской эры, или вовсе, как язычника, остается не менее удовлетворительной теологической конструкцией» (Dressier), чем «общепринятые» взгляды Эйх-рода и Зиммелрли."
(4) Так как «со времен Ноя до патриарха Иова прошло несколько тысячелетий... то и включение в качестве третьего примера набожности Даниила, жившего в VI веке до н.э., на несколько тысячелетий позднее Иова, не должно вызывать каких-либо проблем».48
Возможно, что именно эти причины повлияли на выводы Рендторафа который отождествлял библейского Даниила с Даниилом Иезекииля (14:13-14,20; 28:3), хотя он и «не был уверен в том, что текст как-то связан с Дн'элем, упомянутым в угаритских рукописях».49 Истинная причина, по которой ученые связали Даниила с Дан'элем остается загадкой, кроме, пожалуй, их страстного желания избежать любых связей Даниила Изекииля с библейским Даниилом.50
ТЕКСТ И АВТОР
Ни философские сомнения, ни предполагаемые исторические ошибки, не дали серьезных оснований для отказа от традиционной датировки и авторства книги Даниила. В пользу авторства Даниила свидетельствуют также экзегетические и богословские аргументы.
(1) Язык рассказа о «мерзости запустения» (Дан. 9:2; 11:31 и 12:11) используется в Евангелии от Матфея 24:14-15, что указывает на Даниилово авторство книги.
(2) Связь видений, описанных в главах 7-12, где рассказ ведется от первого лица (7:2,4,6,28; 8:1,15; 9:2; 10:2), с повествованием первых шести глав, где рассказ ведется от третьего лица, уподобляет Даниила древним пророкам, которые также соединяли рассказы о видениях с повествованиями (см. Амос 7:1-9:15).
(3) Богословские темы Даниила - обещание ангелов, последний суд, воскресение мертвых и установление царства Мессии на земле - имеют больше общего с ранними пророками, чем с апокалиптическими материалами II века. Эти темы, на самом деле, вообще не встречаются в 1 книге Маккавейской, в греческих дополнениях к книге Даниила, в книгах Бару-ха и Юдифи.51
(4) Конкретные ангелы, упоминаемые Даниилом (8:16; 9:21; 10:13,21; 12:1) указывают на большую сложность книги Даниила по сравнению с другими трудами, в которых ангелы предстают «безличными божественными посланниками»52 (ср. напр., Быт 16:7; Исх. 14:19; Чис. 20:16; Суд.
2:1; 13:3; 2 Дар. 24:16; 3 Пар. 19:5; 4 Цар. 1:3; 1 Пар. 21:12; 2 Пар. 32:21; Иов. 33:23). Более того, в книге пророка Захарии (1:11-14,19; 2:1-3; 3:1-6; 4:1-5; 5:5-10; 6:4-5; 12:8) и в книге Даниила ангелы играют очень похожие роли, что «подтверждает либо влияние Захарии на Даниила, либо влияние Даниила на Захарию».53
(5) Последний суд (7:10,22,26) и воскресение как праведных, так и нечестивых (12:2), хотя и представляется более продвинутым, чем взгляд на воскресение праведного народа Израиля (Ос. 6:1-2; Иез. 37:11-14), или воскресение отдельных праведных личностей из народа (Ис. 24; 27), «тем не менее, не превосходит Новый Завет, который провозглашает всеобщее воскресение человечества в конце веков, предваряющее последний суд».1'4
(6) Собранные вместе, эти факты указывают на возможность существования «своего рода прогрессии в развитии этих доктрин в истории откровения Божьего Израилю», по они не содержат ничего «радикально нового ни в одной из четырех обсуждаемых областей».5а
(7) Все эти свидетельства указывают на то, что либо Даниил сам написал эту книгу в VT веке до н.э., либо она была составлена «вскоре после этого, по не позднее середины V века до н.э.»56
СТРУКТУРА
Книга Даниила написана в двух жанрах (исторический и апокалиптический), на двух языках (древнееврейском и арамейском) и в двух формах (от первого и от третьего лица).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов