рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Датировка книги пророка Иезекииля

Датировка книги пророка Иезекииля - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии Ссылка Ссылка День\месяц\...

Ссылка Ссылка День\месяц\год Современная датировка
1:1-2 Призвание Иезекииля 05\04530(05)6 31 июля 593 г. до н.э.
8:1 Видение идолопоклонства в Иерусалиме 05\06\06 17 сентября 592 г. до н.э.
20:1 Депутация старейшин 10\05\07 14 августа 591 г. до н.э.
24:1 Начало осады 10\10\09 15 января 588 г. до н.э.
26:1 Пророчество против Тира 01\-7\11 С апреля 587 по апрель 586 гг. до н.э.
29:1 Пророчество против Египта 12\10\10 7 января 587 до н. э.
29:17 Вавилон сокрушит Египет 01\01\27 26 апреля 571 г. до н. э.
30:20 Пророчество против фараона 07\01\11 29 апреля 587 г. до н.э.
31:1 Пророчество против фараона 01\03\11 21 июня 587 до н. э.
32:17 Путь из Египта в Шеол 15\(01)8\12 С апреля 586 по апрель 585 гг. до н.э.
33:21 Новости о падении Иерусалима 05\10\12 8 января 585 г. до н. э.
40:1 Видение нового Иерусалима 10\01\25 28 апреля 573 до н. э.

 

За исключением пророчеств против народов (главы 25-32), остальные даты даны н хронологическом порядке. А н главах 25-32 только стих 29:17 выбивается из хронологического ряда. Похоже, что книга Иезекииля на­меренно построена в порядке хронологии и истории. В этом смысле Иезе-кииль подобен Аггею и Захарии.

Место написания книги - месопотамский город Вавилон. Иезекииль сообщает, что он находился среди пленников в Вавилоне, у реки Ксбар (или Хебар, 1:3). Кебар, в действительности, представляет собой канал отходя­щий от реки Евфрат, к северу от Вавилона. На протяжении 100 километ­ров этот канал параллелен Евфрату, а затем вновь соединяется с ним у древ­него Эрска. Он был частью разветвленной сети каналов, которые были вырыты, чтобы расширить пахотные земли Месопотамии и заселить но­вые земли за пределами междуречья. Называется и точное местонахожде­ния Иезекииля - Тел-Анив (3:15), что буквально означает «холм множе­ства обломков» (или «холм больших развалин»). Можно ли предположить, что пленников поселили близ места, где требовались рабочие руки для его восстановления?9 Число пленников этого периода достигало 10 тысяч че­ловек, среди которых были политики, военные чины, религиозные лидеры и искусные умельцы. Политика Вавилона состояла в том, чтобы селить пленников вместе, что, безусловно, было на руку иудеям. В поздний Пер­сидский период (V век до н.э.) появляются свидетел ьства о том, что плен­ники добились немалых успехов в торговле и земледелии.

Книгу следует читать в контексте месопо i амской культуры. Животные, описанные в видении первой главы похожи на крылатых существ с чело­веческими лицами, коих было в достатке в произведениях искусства древ­него Ближнего Востока, в особенности на территории Ассирии. Многие из этих животных был и четвероногими, крылатыми быками или львами с че­ловеческими головами. Так обычно представляли себе малых богов, кото­рые поддержинали престолы больших богов. Были также найдены четы-рехкрылыс фигуры людей, увенчанные орлиными головами. Некоторые из них, относящиеся к Персидскому периоду, имели человеческую голову, четыре крыла и ноги быка.10 Что же касается животных с четырьмя лица­ми, то они, кажется, были нововведением самого пророка. Глаза на коле-

сах, возможно, были яркими отблесками, слепящими глаза. Месопотамс-кие тексты рассказывают про различные уровни па небесах, каждый из которых слагался из камня определенной окраски, например, средина не­бес состояла из камня лазурита. Таким образом, элементы видения первой главы следует понимать в контексте месопотамской культуры. Многие эле­менты также отражают богоявление из других ветхозаветных текстов.11 Иезекииль воспользовался знакомыми идеями и символами, чтобы объяс­нить необъяснимое - явление Бога в Вавилоне.

ТЕКСТ И АВТОР

Иезекииль был сыном Бузи и священником (1:3, в совр. пер. - жрецом). В тридцать лет священник приступал к своим обязанностям (Чис. 4:30), но Изекиилю так и не удалось послужить в иерусалимском храме.12 Не­смотря на это, он успел приобрести довольно обширные знания о храме и богослужении. Судя по его лексике, на него сильно повлияла книга Левит, в особенности главы 17-26.13 Его имя значит «Бог укрепляет» - наиболее подходящее имя в данных обстоятельствах.14 Иезекиилю и другим плен­никам нужно было знать, что Бог не покинул их в Вавилоне. Иезекииль был женат, но его жена внезапно умерла (24:15-18). Ему было запрещено оплакивать ее смерть, очевидно потому, что плач мог стать символическим действом для пленников, которым было запрещено оплакивать падение Иерусалима (24:1-3,22). Это событие было слишком трагичным и тяже­лым, чтобы подобрать подходящие слова для выражения скорби.

Книга Иезекииля носит очень личный характер. Вся она написана от первого лица, чтобы читатель мог приобщиться к опыту автора. Иезеки­иль часто инсценировал свои проповеди, иногда он прибегал к странным действиям, а иногда претерпевал личные страдания. Чтобы донести свою мысль, довольно долгое время он лежал на боку (4:4-6) и питался доволь­но скромно (4:9-17), брился наголо и сбривал бороду (глава 5), собирал чемоданы и делал пролом в стене (12:1-7), устанавливал знак на перекрес­тке дорог (21:18-20), ходил по долине, усеянной человеческими костями (37:1-14) и соединял вместе две дощечки (37:15-17). Книга называет Иезе­кииля «сыном человеческим», термин, указывающий на его человеческое бытие по сравнению со святостью и славой Бога.

Современные ученые обрушили на книгу немало критических замеча­ний. В середине XX века некоторые из них считали, что действия Иезеки­иля были подобны поведению человека с серьезными умственными откло-

нениями. Его часто называли психотиком, шизофреником, эпилептиком или параноиком. Наиболее радикальным оказался всеобъемлющий анализ поведения пророка, проведенный по категориям Фрейда.15 Другие видели в нем мистика или физически нездорового человека, которы и в последствии гюпранил свое здоровье.16 К счастью этот период толкования ушел в лету. Ученые разобрались, что и другие пророки иногда поступали подобно Иезе-киилю. Они также указали на то, что символические, ведомые свыше дей­ствия вполне нормальны дли пророков Ветхого Завета. Следовательно, причину поведения следует искать во взаимоотношениях между пророком и Богом и в ожидаемом воздействии символического поступка, а не в рас­стройстве здоровья.17

Текст книги пророка Иеремии

Масоретский текст книги Иезекииля отличается от текста Септуагинты. Второй на 4-5% короче еврейского текста. Масоретский текст имеет несколько преимуществ по сравнению с греческим текстом, среда кото­рых короткие добавления или глоссы. К тому же в Масорстском тексте отличается построение главы 7, а глава 36 несколько длиннее. Сегодня трудно сказать, в чем причины такого расхождения: в обычной порче ру­кописей или в различных древних редакциях книги.18

ИСТОРИЯ ТОЛКОВАНИЯ

До начала XX столетия книга Иезекииля не подвергалась критическо­му анализу. С.Р. Драйвер заметил, что «у критиков не возникало вопросов к авторству книги, ибо с начала до конца она безошибочно отражает м ысль одного и того же человека».19 Он также утверждает, что: «Литературный стил ь Иезеки или ярко выражен» и что «книга его пророчеств методически организована, явно им самим...».20

Это заключение было оспорено в первой половине XX века немецкими учены ми. Сначала только два раздела приписали другому автору, а затем такому же вердикту подверглись и остальные части книги, пока вся книга

не перестала считаться трудом Иезекииля. Частично, причиной таких вы­водов стали проповеди Иезекииля, с которыми он обращается то к жите­лям Вавилона, то к жителям Иерусалима, а также части книги, где он, ка­жется, попросту описывает происходящие на его глазах события (главы 8-11). Сомнения также появились из-за большого числа повторений и свя­щеннического, а не традиционно пророческого подхода. К. Торей отодви­нул дату создания книги к III веку до н.э., а Иезекииля считал вымышлен­ным персонажем. Однако к концу XX столетия некоторые ученые стали выступать за более традиционный подход к изучению книги, относясь с большим уважением к датам и ссылкам, которые встречаются в тексте. Работа Карла Гордона Хоуви изменила направление критических иссле­дований. На основе археологических и исторических источников Хоуви доказывал, что традиционные даты имеют под собой твердое основание.^2 Гринберг выступал за целостный подход к книге. Циммерли заметил, что изучение должно начинаться с тех дат, что указаны в книге, которые, в боль­шинстве своем, можно считать подлинными. Он обнаружил лишь несколь­ко отрывков, которые оказались изначально независимыми.

Гринберг заметил, что необоснованные заявления ученых сильно по­влияли на современного читателя. Одни сегодня считают оригинальной лишь поэтическую часть книги, другие находятся в тисках «всеобщего пре­дубеждения» первоначальной простоты текста, третьи «путают подлин­ность текста с тематической однообразностью».23 Лучше всего подходить к изучению текста открыто, терпеливо и смиренно. Выдвигая суждение, критик должен оставлять в стороне свои предубеждения.

Контекст книги Иезекииля хорошо объясняет, почему пророк обращал­ся и к пленникам в Вавилоне и к жителям Иерусалима. Пленники, жив­шие в Вавилоне, были некогда элитой иерусалимского общества и были весьма заинтересованы в процессах, происходивших в городе. Более того, 29 глава ясно говорит о том, что пленники надеялись на скорейшее возвра­щение в Землю Обетованную. Иеремии потребовалось много слов, чтобы объяснить необоснованность этих ожиданий. Теперь этим людям следова­ло обживать новые места. Иезекииль поднимает ту же тему, и потому к словам, явно сказанным в Вавилоне, но обращенным к жителям Иеруса­лима следует относиться серьезно.24

СТРУКТУРА

Структурная композиция книги легко угадывается. Она состоит из трех основных разделов, где каждая глава поднимает определенную тему.

I. Осуждение Иудеи и Иерусалима - 1:1-24:27

А. Призвание Иезекииля - 1:1-3:27

B. Символическое действо и разрушение Иерусалима — 41-517

C. Осуждение идолопоклонства - 6:1-14

D. Наступление конца - 7:1-27

E. Оскверненный храм в запустении - 8:1-11:25

F. Картины суда в виде притчей и аллегорий - 12:1-17:24

G. Личная ответственность каждого - 18:1-32

Н. Картины суда в виде притчей и аллегорий - 19:1-24:27

II. Пророчества против народов - 25:1-32:32

A. Амон, Моав, Эдом, Филистия - 25:1-17

B. Тир-26:1-28:26

C. Египет-29:1-32:32

III. Восстановление Иудеи и Иерусалима

A. Иезекииль в дозоре - 33:1-33

B. Пастыри Израиля - 34:1-31

C. Против горы Сеир (Эдом) - 35:1-15

D. Израиль, благословенный и обновленный - 36:1-38

E. Долина иссохших костей и две дощечки -37:1-28

Е Гог и Магог-38:1-39:29

G. Восстановление храма - 40:1-43:12

Н. Восстановление поклонения - 43:13-46:24 I. Вода из храма - 47:1-12

J. Новые границы и распределение земли между племенами -47:13-48:35

ЖАНР

Одна из сложностей толкования книги Иезекииль - ее многожанро-вость. Толкование требует восприимчивости к образному языку и стилю книги. Книга наполнена живыми аллегориями.25 Среди них: вино (глава 15), неверная жена Яхве (глава 16), орлы (глава 17), львицы (глава 19), виноградник (глава 19), меч (глава 21), две сестры (глава 23) и котел (гла­ва 24). Иезекииль проделывает много символических действий (см. ранее). Встречаются также видения (главы 1-3; 8-11; 37; 40-48), в которых Иезе­кииль иногда переносится в другое место (Иерусалим или долина костей). Книга включает историко-богословский обзор Израиля (глава 20), в ней встречаются юридические термины (главы 43; 44; 45), пророчества-деба­ты (глава 33) и погребальные плачи (главы 19; 27; 32).26

Выдающейся особенностью стиля Иезекииля следует считать постоян­ную ссылку на «сына человеческого». Это словосочетание стало любимым способом обращения Бога к пророку (см. 2:1,6,8 и т.д.).27 Очевидно, так

Бог подчеркивает человеческую природу Иезекииля в отличие от Бога, источника проповеди пророка. С помощью этого обращения Бог указыва­ет Исзекиилю на его человеческую слабость и на силу Божьего Духа, с по­мощью которого Иезекииль и совершает предначертанные дела.28

БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ

Богословская мысль Иезекииля довольно сложна, что не удивительно для пророка, который гак часто излагал Божью волю Божьему народу в условиях такого исторического хаоса. Надежды па продолжение Давидо­вой династии и жизни парода были окончательно похоронены, а обеща­ния, данные некогда Аврааму - забыты. Люди требовали новых пропове­дей, в которых звучала бы мысль о том, что Бот- не забыл Своих обещаний, но представление этих посланий должно было приобрести новую форму. Теперь Бог объявлял о Своем верховенстве над царствами и народами и подтверждал Свои планы на возвращение Израиля и всего мира под свое руководство, используя язык, который позднее будет назван языком апо-калиптики.

В этих проповедях главное внимание отводится двум темам: суд и пос­ледующее восстановление. Но представление этих тем приобретает раз­ную окраску.

1. Первой задачей Иезекииля было объяснение идеи верховного у прав­ления Бога жизнью и судьбой Израиля и всех народов мира. Поэтому то первая глава и начинается с рассказа о видении ослепительной Божьей славы и присутствия его престола в Вавилоне. Херувимы нарисованы в виде человекообразных существ, поддерживающих престол. Хотя многие символы этого видения взяты из месопотамской культуры, Иезекииль дает понять, что все они используются лишь для словесного описания духов­ной реальности. Все что ему удается увидеть - это «образ славы Господ­ней» (2:1). В каком-то смысле отношения Бога с Израилем прошли пол­ный круг, ибо именно здесь, в Месопотамии, Бог впервые явился Аврааму и призвал его в Ханаан.

Неизменность Божьих намерений оказалась важнейшей чертой Божь­его характера, которую теперь должны были осознать плененные иудеи. Несмотря на то, что они оказались далеко от родины, из-за совершенных грехов, Бог не оставил и не покинул их. Они все еще ответственны перед Ним за свои поступки, а Он все еще сражается на их стороне. Он не огра­ничен стенами храма, а Его власть не ограничена фаницами Израиля. По­этому, видение Бога, покидающего храм (глава 10), - это послание Израи­лю о том, что разрушение храма никак не влияет на полноту Божьей силы,

присутствия или значимости. Он уходит из Земли, потому что она стала местом процветания идолопоклонства и созрела для наказания. А возвра­щение Бога в новый храм доказывает его стремление вернуться на пре­жнее место и найти там истинное поклонение в покорности (глава 43).

Более всего Исзекииль предпочитает называть Бога «славой Яхве». Эти слова описывают великолепие Яхве, которое священник Иезекииль, ко­нечно же, ярко представлял, находясь под влиянием мест из Пятикнижия, где дается описание явлений Бога Яхве (1:28; 3:12,23; 8:4; 9:3; 10:4,18; 11:22-23; 43:2,4-5; 44:4; см. Исход 24:16,17; 40:34-35; Левит 9:6,23; Числа 14:10,21,22; 16:19, 42). Все, что происходит ныне и произойдет в будущем, еще больше прославит Бога, включая суд и последующее восстановление. И то и другое только подтвердит праведность и святость Боса, которые Израилю и народам мира придется признать.

Бог желает, чтобы люди знали Его. Все Его действия нацелены на то, чтобы у людей появились личные отношения с Ним. Поэтому фраза: «что­бы они познали, что Я - Господь» встречается в книге порядка шестидеся­ти раз. Ее можно назвать основной темой книги.29 Верховный суд Божий необходим для того, чтобы помочь людям познать Его. Бог наказывает Израиль и народы мира, чтобы они познали, кто Он (Израиль - 6:7:10; 11:10,12; 12:15; 13:14; 17:21; 22:16; народы мира - 28:22; 29:6; даже Гог -38:23). Но Бог также и вернет Израиль па родину и восстановит былые благословения, убережет его от неправедных политиков (34:27), опять же, чтобы они познали, кто Он (20:42; 36:11; 37:6). Ради этого Он также вос­становит завет с Израилем (16:62).

2. Израиль описан в ярких красках, как грешный народ, который следу­ет наказать за нарушение завета. И хотя язык завета редко встречается на страницах книги Иезекииля, сам завет лежит в основан ии проповеди про­рока. Разного рода объявления о приходе суда предполагают наличие за­вета и требования покорности. В трех отрывках, в главах 16, 20 и 23 Иезе­кииль показы вает, что неверие и непокорность были спутниками Израиля в течение всей истории. В 16 главе Израиль описан как подкидыш, которо­го Бог нашел, уберег, взрастил и с которым в определенный срок устано­вил отношения завета (заключил брак). В ответ Израиль блудодействовал с други ми богам и и народами, то есть оказался неверной женой. В 20 главе Иезекииль утверждает, что Израиль регулярно проходил через времена непокорности и непослушания. В самом начале они восстали и отказались забыть египетских идолов (стих 8). Даже в пустыне, получив закон и Суб­боту, как знамение закона, они остались непокорны (стихи 13,21), Когда они получили в дар землю, то продолжали поклоняться хананейским бо­там, вместо того, чтобы проявлять верность единому Богу (стих 28). В гла­ве 23 Израиль вновь нарисован, как грешница, которая не переставала вос­ставать против Бога с самого рождения. Она блудодействовала даже с Егип­том. Иудее могло показаться, что ее сестра, Израиль, которая отправилась в плен несколькими годами ранее, была грешнее ее. Но это не так (стих 11). Они обе были водимы тем же духом непослушания и неверности. Не­которые выражения Иезекииля могут показаться слишком пылкими или даже грубыми, но они не оставляют сомнений в виновности Иудеи. Сест­рам следовало бы устыдиться, но, похоже, что они лишены такого чувства.

Глава 8 рисует подробности богоотступнических действий, которые происходили в самом храме. Пышно процветали синкретизм и идолопок­лонство. В потаенных комнатах стояли идолы, у ворот храма шло покло­нение вавилонской богине процветания, и даже в самом центре храма со­вершались языческие обряды поклонения богу солнца (стихи 8 и далее, 14,16). Такие языческие действа были мерзостью для святого Бога. Но идо­лопоклонство было не только внешним; люди «допустили идолов в свое сердце» (14:3). Это было проявление вероотступничества в его худшей форме, и чтобы противостоять таким соблазнам, Бог воздвиг среди народа других пророков, подобных Иезекиилю. Но были в те времена и такие i ipo-роки, которые пытались скрыть могилу людских мерзостей. Они говорили не от имени Бога, а были гадателями, что само по себе является мерзостью (13:1-16). У них не было и понятия об истине, из их уст лилась неуместная проповедь о мире (стих 16, ср. Иер. 23:17).

Кроме того, Иезекииль перечисляет конкретные нарушения завета, по­мимо идолопоклонства. Этот народ с презрением относился к родителям, притеснял бедняков и чужеземцев, нарушал субботу, был повинен в мно­гочисленных случаях инцеста и прелюбодеяния, брал взятки и давал день­ги в рост (22:6-12). Трудно представит!) более явные нарушения завета. У Бога не оставалось выбора, как только наслать па людей обещанные во Второзаконии (28:15-68) проклятия.

3. Иезекииль разделяет с другими пророками проповеди, осуждающие народ Божий. У Бога есть только один ответ на грех - наказание грешни­ка. Описанный разными способами, суд предполагал падение Иудеи и Иерусалима и последующее пленение. Как было сказано ранее, среди плен­ников бытовала склонность недооценивать сложившиеся обстоятельства и ожидать скорого возвращения на родную землю. С этими взглядами уже пришлось столкнуться Иеремии (глава 29), но очевидно, существовали пророки, предвещающие скорое возвращение. Первая проповедь Иезеки­иля рассказывает о суде (4:1-3), знаком которого стала осада Иерусалима. Царь вавилонский стал карающим мечом Божьим, инструментом, осуще­ствляющим Божьи планы (21:19). Образ огня также используется на стра­ницах Ветхого Завета, чтобы показать опустошительное разрушение, ко­торое грядет с наказанием Божьим. Это также предполагает участие ар­мий и осаду Иерусалима, ибо побежденный город был частично сожжен (главы 15; 20:45-49). Все эти образы ясно показывали реальность и окон­чательность грядущего суда (глава 12). Действительное падение Иеруса­лима описано ближе к середине книги (32:21).30

Пленение стало результатом вавилонского нашествия. Город был по­хож на горшок, из которого вскоре будет извлечены люди: кто-то будет предан смерти, а кого-то уведут в плен (11:4-13). Иуда, который когда-то был виноградной лозой, посаженной в плодородную землю, теперь был выкорчеван, пересажен и боролся за выживание в другой, бедной почве (19:10-14). Так пришел конец избранному народу (глава 7), и эта часть проповеди не удивительна, ибо вся книга посвящена плененным иудеям.

4. Ясными словами Иезекииль объясняет концепцию индивидуальной ответственности, хотя сама идея принадлежит не ему.31 Очевидно, плен­ники часто цитировали популярную пословицу, чтобы подчеркнуть, что страдают они невинно: «Отцы ели кислый виноград, а зубы разболелись у сыновей» (18:2, см. также Иер. 31:27-30). На это Иезекииль отвечает: «Кто согрешил - тот и умрет».32 Иезекииль доказывает свою точку зрения, ри­суя две гипотетические ситуации: человек, покорный закону во всем, но имеющий сына, поступающего неправедно, и праведник, отец которого был законоотступником. В обоих случаях, наказанию подвергается только на­рушитель закона, и никто другой. Неправедный сын праведника будет на­казан, а праведный сын неправедного отца - нет (главы 19-20; в действи­тельности даже Ной, Даниил или Иов не смогли бы спасти своих детей, 14:14-16). Поэтому пленники не правы, говоря, что страдают несправед­ливо. Более того, Бог - благодатен и милостив, а потому даже если нечес­тивые покаются, Он простит их (главы 21-22). Ветхий Завет многое гово­рит и о коллективном сознании людей, но не об этом здесь идет речь.

5. Дело не завершается судом и наказанием, ибо, благодаря Своей бла-годатности и милости, Бог предусмотрел спасение остатка народа. Эта идея берет начало еще в проповедях пророка Исайи (10:20-23). В отрывках, в деталях описывающих ужасы суда Божьего, Иезекииль включает посла­ния надежды. Бог избавит некоторых, чтобы они познали, что Он - Гос­подь (6:8-10). После опустошения Иудеи с помощью меча, голода, диких зверей и эпидемий, Бог позволит остатку народа устоять (14:21-23). Эта концепция закладывает основание для темы восстановления народа.

6. И другие пророки заглядывали в будущее, видя в восстановлении народа милостивую и благодатную руку Божью. Парадигмой служило Божье спасение народа в исходе из Египта (см. Исайи 40-66). Подобный старому, новый исход ожидает народ Божий в будущем. Иезекииль также использует опыт исхода как парадигму будущего спасения. Язык 20 главы (стихи 33-40), где речь идет о намерениях Бога относительно плененных иудеев, полностью заимствован пророком из книги Исход. Так Бог выве­дет их «рукой могучей и десницей простертой» и приведет народ Свои «в пустыню народов чужих» (стихи 34Ь-35а). Затем он обновит завет Свои с ними и вновь введет их в землю Израиля (стихи 37, 42). Так они пройдут через повторное очищение и новое начало. Как пастырь, Бог будет при­сматривать за своим разрозненным стадом повсюду (34:11-16), возвратит их на родину и заключит там с ними завет мира (34:25-31)т которому уже не будет конца (16:60). Что важнее, Бог вернет их в землю, очистит их и даст им новое сердце и новый дух (36:25-26; 11:19). То есть Он заключите ними новое соглашение, заложит основу для новых взаимоотношений, что поможет преодолеть слабоеi и предыдущего завета (ср. Иер. 31:31-34). Вер­нувшийся народ предпочтет послушание непослушанию. Они будут жить в восстановленной земле, подобно новому Эдему (36:30,35). Это восста­новление повлечет за собой новую жизнь и новый союз между народами (глава 37).

7. Бог также владеет судьбой народов мира. Поэтому Иезскииль, по­добно большинству других пророков, обращается с проповедью к другим народам (главы 25-32) и перечисляет грехи, за которые они будут судимы. Его интересуют пароды, граничащие с: Израилем: Амон, Моав, Эдом и Филистия (глава 25), которые жестоко обошлись с Иудеей но время Вави­лонского кризиса. Но больше Его занимает Тир (главы 26-28) и Египет (главы 29-32). Тир - город, вознесшийся в роскоши и богатстве (глава 27). Его гордыня, кажется, не знает никаких пределов, ибо царь именует себя богом, ставит себя выше всяких человеческих границ (глава 28). Он по­клоняется сам себе, а потому сила и власть у Тира и Сндона будут отняты.

Египет постигнет та же участь по тем же прич инам. Он и его правители высокомерны, а фараон почитает себя за бога (глава 29). Он чтит многих богов, но они не спасут его от кары единственного истин ного Бога вселен­ной (главы 30; 31). Из списка выпадает Вавилон, который в настоящий момент остается орудием Божьим для наказания Израиля. Но другие про­роки, такие как Иеремия (главы 50-51) мы узнаем, что и ему не удастся избежать наказания Божьего.

8. Книга Иезекииля наполнена драматической эсхатологией (главы 38-48). Нарисованная им картина будущего породила самые разнообразные толкования. Идея глав 38-39 и 40-48 кажется довольно ясной. Главы 38-39 подобны пророчествам против пародов мира в том, что они также рисуют нашествие пародов на землю Израиля, что влечет за собой Божий суд и завершается возвращением Израиля на родину. Главы 40-48 противопо­ложны главам 8-11. Они ожидают полного восстановления разрушенного храма, священства, принесения жертв, субботы и праздников и возвраще­ния славы Божьей в храм. Обновленные воды потекут из храма в пусты­ню; будут установлены новые границы земли и границы племен. Подобно главам 1-3 главы 40-48 рождены видением. Таким образом, книга Иезеки-иль как бы заключена меж двух видений.

Ученые разработали несколько моделей для толкования глав 38-48. Применение буквального толкования, похоже, затруднено следующими обстоятельствами: помещением нового храма на самую высокую гору, не­достаточным разъяснением многих деталей храма, трудностями сопостав­ления территории племен с реальными районами земли и невозможнос­тью течения вод в главе 47. Христианское толкование описывает видение символически, сч итая Церковь Иисуса Христа его иа юлнепием, а язык этой главы, который используется многими новозаветными авторами подтвер­ждением такого подхода (см. далее). Но такое толкование вряд ли имело какой-либо смысл для современников Иезекииля, а потому оно требует некоторых уточнений. Диспепсионалистское толкование, которое в попу­лярной форме изложено в комментариях Скоуфилда, комбинирует бук­вальный и футуристический подходы. Оно притягивает отрывок к тыся­челетнему царству, следующему за так называемой эрой церкви, когда ре­альный Израиль вновь будет жить в Земле Обетованной, вновь восстано­вит храм и начнет приносить жертвы и соблюдать традиции. Но эта мо­дель, похоже, неправильно толкует новозаветное учение о воплощении Иисуса Христа, важности его жертвенной смерти и искуплении грехов мира. Она заставляет усомниться в последовательности Бога и поступа­тельном характере Его отношений с человечеством, а также в Его планах совместного спасения иудеев и язычников. Она делает ошибку, пытаясь буквально истолковать отрывок, насыщенный образами.

Апокалиптическая модель не упускает из вида символизм этих глав, их численную симметрию и глубоко образный язык, с помощью которого ав­тор пытается нарисовать истинную картину будущего. Главы 38-39 явно написаны этим стилем, а главы 40-48 нужно толковать тем же способом. Эта модель объясняет многие намеки на книгу Иезекииля, которые мы находим в новозаветных отрывках, особенно в книге Откровение. Божий план будущего Израиля был выражен языком и символам и, которые были понятны священнику Иезекиилю и его читателям. В этой модел и картину будущего можно выразить следующим образом: исполнение Божьего пла­на для его народа, центральное место поклонения в новой эре, постоянное присутствие Господа среди Его народа, благословения, исходящие от Бо­жьего присутствия, организованное распределение обязанностей среди Божьих людей.3*

Толкуя любого пророка, нужно стремиться применить модель, которая начинает рассмотрение с первоначальных обстоятел ьств и жанра текста, а затем плавно переходит к Новому Завету. Обходить стороной тему Нового Завета - неприемлемо, потому что Новый Завет снова и снова рисует Иису­са Христа как Мессию, исполнившего Ветхий Завет. Правильно истолко­вать Ветхий Завет невозможно, смотря на него только глазами современ­ного человека.

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ

 

На книгу Иезекииля Новый Завет ссылается довольно часто, хотя пря­мых цитат из книги там не встретишь. Добрая половина аллюзий встреча­ется в книге Откровение.34 Иисус явно выступает в роли пастыря и Мессии из рода Давидова, о котором говорит 34 глава книги Иезекииля. Он также назван животворным источи и ком, из которого текут реки живой воды (Ин. 4; 7:38-39). Он - больше храма (Мф. 12:6), и Он - храм, который можно построить за три дня (Ин. 2:19). Иисус был явлением славы Божь­ей во всей полноте (Ин. 1:14) и сиянием Божьей славы (Евр. 1:3).

Некоторые многочисленные параллели между книгой Иезекииля и кни­гой Откровение можно представить в виде следующей таблицы:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии

В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Датировка книги пророка Иезекииля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

College Press NIV commetary Old Testament introduction/ by Mark Mangano, editor.
Includes bibliographical references. ISBN (eng.) 0-89900-896-8 1. Bible. O.T. - Introductions. I. Mangano, Mark, 1958 Переводе английского Введение в Вет

Иосиф Флавий
Иосиф Флавий, известный иудейский историк первого века насчитал только двадцать две книги. Вот как звучит его знаменитая цитата (Против Аниона, 1.37-42): «А потому, само собой разум

Книга Исайи 53
Известны четыре классических отрывка из пророка Исайи, которые рас-сказывают о Страдающем Рабе Господа: 42:1-4; 49:1-6; 50:4-9; 52:13-53:12. Последний отрывок включает всю главу 53 - жемчужину Ветх

Псалом 109:1
Псалом 109 чаще всего цитируется в Новом Завете. Причина этому -стихи 1 и 4 - ключевые в новозаветной христологии. Нам будет особенно интересен стих 1. Заголовок предполагает, что Псалом б

Заповедей как основа этической системы Ветхого Завета
ЗАПОВЕДИ Текст (Исход) Область жизни 1-3 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе ку

Святость сексуальных отношений
Создав мужчину и женщину, Бог высоко оценил свое творение, которое было «очень хорошо». Божья оценка касалась различия полов (мужчина и женщина) и сексуальной исключительности (муж и жена). В дальн

Святость собственности
Богатство - важная тема книги Притчей. Короткие примеры ее учения помогают нам встать на путь праведной жизни. Во-первых, нечестно нажитое богатство - скоротечно. Деньги порой приобретаютс

Святость истины
Книга Притчей 6:17-19 утверждает, что существует семь вещей, нена­вистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, йоги,

Препятствия исполнения Божьего обещания в жизни Авраама
Бесплодие Бытие 11:30; 16:1; 17:17; 18:11 Голод Бытие 12:10 Похищение жены Бытие 12:

Техника инверсии в книге Эсфирь
3:1 После сего возвеличил царь Артаксеркс Амана, сына Амадафа, Вугеянина, и вознес его, и поставил седалище его выше всех князей, которые у него;   10:

Деление книги Бытия
1. Пролог, 1:1 – 2:3 7. Фара 11:27 – 25:11 2. Небо и земля, 2:4 – 4:26 8. Измаил 25:12-18 3. Адам

План Книги Исход
1. Притеснение в Египте - 1:1-22 2. Рождение, обучение и призвание Моисея - 2:1-7:7 3. Казни, Пасха и Исход - 7:8-15:21 4. Путешествие к горе Хорив (Синай) - 15:22-18:27

Структурное деление Синайского Завета
Преамбула: «Я Господь, твой Бог…» (Исх. 20:2а) Исторический пролог: «… который вывел тебя из Египта из неволи» (Исх. 20:2

Структура книги Левит
1. Функции жертвы и священства в поклонении А. Законы о приношении жертв Б. введение в должность священников В. Законы и чистоте и осквернении Г. Законы о Дне Очищ

Представление Книги Левит в виде круговой диограммы
  ………………………………………………………………………………………….   Эта структура имеет преимущество, сочетая «все, что было сказано к первом круге со вторым, что обогащает, занершает и об

Святость Бога
Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога - Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45; 19:2; 20:7,

Присутствие Бога
Божья святость и соответствующее ей требование святости, которое подчеркивается в повторяющихся фразах «Будьте святы, потому что Я свят» и «Я - Господь Бог ваш», напоминали Израилю о том, что «Бога

Система жертвоприношений
Система жертвоприношений (главы 1-7) и важность исполнения соот­ветствующих обрядов также происходили из святости Бога и из Его требо­вания к народу - «Будьте святы». Система являла собой средство,

Чистота
Ритуальная чистота, или очищение, при приближении к Богу, включа­ла употребление правильной пищи (глава 11) и неучастие в делах и собы­тиях, которые оскверняли эту чистоту, среди которых были, напр

СВЯЗЬ С НОВЫМ ЗАВЕТОМ
Все перечисленные темы достигают полной духовной зрелости в Но­вом Завете. Книгу Левит можно назвать Евангелием Ветхого Завета, по­скольку ритуалы, заповеданные здесь, служат прообразом эры Евангел

ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФОН
История, записанная в книге Числа, хотя и не в хронологическом по­рядке, покрывает период в тридцать восемь лет (ср. Чис. 1:1 с Втор. 1:3). Скиния была устроена в первый день первого месяца второго

Сравнение Второзакония с договорами I и II тысячелетия до н. э.
Договоры второго тысячелетия до н.э. Книга Второзакония Договоры первого тысячелетия до н.э. Преамбула, определение о

Исторический и культурный фон
На фоне оптимистичной и героической книги об успешных военных операциях Иисуса Навина, книга Судей смотрится мрачновато. Столь силь­ное различие породило немало дискуссий и споров о происхождении и

Структура
Структура книги проста, каждая глава являет собой отдельную завер­шенную мысль: I. Руфь переселяется в Иудею - 1:1-22 II. Руфь встречает Вооза - 2:1-23 Ш.Руфь предлагает

Датировка некоторых библейских событий
853 Салманасар III собирает коалицию царей для сражения при Каркаре, в которую входит и царь Ахава. 841 Ииуй платит дань Салманассару III – рисун

План книги Иова в соответствии с жанрами
Пролог 1:1 – 2:13 Проза Диалог\Монолог 3:1 – 42:6 Поэзия Эпилог

Славословия, завершающие каждый из пяти сборников Псалтири
Пс. 40:14 Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! Аминь, аминь!   Пс. 71:18-20 Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творя

Употребление Яхве/Элохим в Псалтири
Книг Псалмы Посвящение Псалмы Употребление Яхве Элохим   1-2 Без

План книги Притчей
1:1-7 Заголовок, введение и девиз (6 притчей) 1:8-9:18 Отец наставляет своих сыновей (249 притчей) 10:1-22:16 Притчи Соломона (375 притчей) 22:17-24:22 Высказывания мудры

Связи книги Бытия с книгой Экклезиаста
Быт. 2:7а Эккл. 3:20; 12:7 Быт. 6:5 Эккл. 7:29; 8:11; 9:3 Быт. 2:18 Эккл. 9:9; 4:9-1

Параллели между книгой Иезекииля и книгой Откровение
Книга Иезекииля Тема Книга Откровение Воскресение 20:4-9 38-39

Жанры, языки и формы книги Даниила
В историческом жанре 1-6 В апокалиптическом жанре 7-12 На древнееврейском языке 1:1 – 2:4а; 8:1-13   На арамейском

Структура книги Даниила по Гуддингу
Главы 1-5 Главы 6-12 Глава 1: Даниил с друзьями отказывается от еды с царского стола и одерживает победу Глава 6: Даниил

Перекрестная структура Таннера
    Бoг управляет языческими царствами       Видения Даниил

Сравнение пророческих и апокалиптических текстов
Пророческие тексты Апокалиптические тексты Эсхатология в широком смысле   Смотрит на ближайшее будущее и наступ­ление

Образы книги Захарии в Новом Завете
Откровение   Захария 6:4,5,6. 19:11 Разноцветные кони 1:8; 6:2,3,6 12:

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги