рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.

История Грузинской Церкви IV – XIX вв. - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Итак, Если Вы Помните, Мы С Вами Уже Говорили, Что Трапезундская Империя Была...

Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не рассматривали. Тем более что именно в XIIв., то есть приблизительно в то время, которое мы рассматриваем Грузинская Церковь и стала окончательно автокефальной.

Грузия была крещена в IVв. благодаря усилиям святой равноапостольной Нины, просветительницы Иверии. Св. Нина была родом из Каппадокии и приходилась родственницей св. Георгию Победоносцу, поэтому в Грузии как вы знаете, очень почитают св. великомученика Георгия Победоносца. Сама св. Нина некоторое время жила в Иерусалиме, где узнала о Грузии, о Мцхета, как о месте пребывания святого хитона Господа. Мцхет это древняя столица Картлии, как в древности называли Грузию. Само слово Грузия или Гурджало это слово не грузинского происхождения: так Грузию называли персы. Сами грузины называли себя жителями Картлии или Картвелоса. Св. равноапостольная Нина решила совершить путешествие в Мцхет и там узнать все, что касается хитона Господня. Из ее жития известно, что св. равноапостольной Нине явилась сама Пресвятая Богородица, ибо по преданию Грузия Иверия была уделом Пресвятой Богородицы. Когда двенадцать апостолов бросали жребий о местах проповеди для каждого из них, то Пресвятая Богородица захотела тоже принять в этом участие, и ей по жребию выпала проповедь в Иверии. Вы знаете, что есть несколько уделов Пресвятой Богородицы, в том числе и наша страна, и Афон. Так вот Грузия является первым уделом Пресвятой Богородицы. Иверия это тоже местное название Грузии. По преданию Пресвятая Богородица велела Нине сделать особый крест из виноградных лоз. Святая Нина сделала этот крест и сплела его своими собственными волосами. Этот крест и поныне сохранился в соборе Мцхета. По некоторым историческим свидетельствам этот крест был сделан уже в Грузии. Некоторые историки считают, что само имя Нина – это измененное латинское имя Нонна (Нонна значит монахиня) и поэтому совершенно справедливо полагают, что эта равноапостольная Нина была монахиней.

Итак, Св. Нина через Армению направилась из Иерусалима в Мцхету (Мцхета располагается возле Тбилиси). В Армении в это время тоже было гонение на христиан, устроенное царем Теридатом, который вскоре, впрочем сам обратился ко Христу, благодаря проповеди св. преп. Григория, считающегося просветителем Армении. Св. Нина достигла Мцхета, и там произошло несколько чудес, например, по ее молитвам буря разметала языческих идолов. Святая Нина поселилась в куще, сделанной собственными руками вблизи Мцхета и там начала поиск святого хитона Господня. Один еврей, стоявший во главе местной еврейской общины и обратившийся ко Христу через проповедь Нины рассказал, что хитон Господень действительно был привезен в Мцхета. И по преданию было известно, что когда сестра того еврея, который привез хитон, взяла хитон в свои руки, она тут же скончалась. Причем этот хитон никак не могли вырвать из ее рук, и ее так и похоронили вместе с этим хитоном под одним из деревьев в царском саду.

Царем Грузии в то время был Мириан. По преданию сначала по молитвам св. Нины его жена была исцелена от того недуга, которым она страдала. Кроме того, однажды, во время охоты сам царь ослеп (или по другим источникам заблудился), но, вспомнив о Боге Нины, призвал его на помощь, и тут же к нему вернулось зрение. После этого он крестился и решил в своем саду построить храм. Святой хитон Господень хранился в земле под одним из деревьев, и когда началось строительство собора, для строительства храма было срублено несколько деревьев, которые предполагалось использовать как некие столпы, удерживающие все строительство. И основополагающим столпом хотели сделать как раз тот кедр, под которым находился святой хитон Господень, но этот столп никто не мог установить. Тогда св. Нина стала молиться и во время молитвы увидела, как некий светозарный юноша установил этот столп, и из него стало истекать миро. Это так называемый Животворный столп Грузии. День явления этого Животворного столпа почитается в Грузии как один из самых великих праздников. Собор был построен, и стал одним из главных объектов почитания в Грузии.

Крещение самого Мириана и всего грузинского народа произошло между 324 и 337гг. Точная дата неизвестна. Если у нас, как вы знаете, празднуется крещение Руси, то в Грузии такой даты нет вообще. Относительно этой даты разные историки высказывают различные мнения, поэтому у них юбилеев не празднуется. По некоторым источникам, а именно по Летописи Картлии, это крещение было совершено самим Антиохийским Патриархом, который прибыл в Грузию, крестил царя и весь народ. Таким образом, Грузинская Церковь стала относиться к Антиохийскому Патриарху.

В дальнейшем просвещение грузин продолжалось, но соседи Грузии турки сельджуки и Иран, где правила Сасанидская персидская династия, были враждебно настроены к христианству. Они постоянно совершали опустошающие набеги на Грузию, пытаясь подчинить ее себе и утвердить в Грузии культ зороастризма и огнепоклонства.

В конце Vв. царем Грузии стал Вахтанг Горгаслан (446-499), сыгравший важную роль в процессе объединения Грузии. Что позволило освободиться от политической зависимости от персов и зависимости Грузии в церковном отношении от Армении. Армяне в то время уже были монофизитами, они не приняли IV Халкидонский собор 451г. И для того, чтобы оградить Грузинскую Церковь от этой ереси, Вахтанг решил сам поставить архиепископа и только затем утвердить его в Антиохии.

Такой принцип поставления архиепископов Грузии был признан уже в VIв. при императоре Юстиниане. К этому же веку относится послание 13 сирийских отцов, пришедших в Грузию. Самые известные и наиболее почитаемые из них в Грузии (и в России тоже) это преп. Давид Гареджийский и Шио Мгвимский.

В VIв., после того как по договору 591г. Грузия отошла в сферу византийского влияния, усилиями Византии персидская опасность была несколько сглажена. Географически Грузия состоит из двух частей Западной и Восточной, разделенных горным хребтом – это Картли и Эгриси (или Лазики с центром в Кутаиси). Царь лазов принял христианство тоже в середине VIв. Как я уже говорил, после 591г. влияние Сасанидского Ирана ослабело, но в это же время появилась другая более серьезная опасность – арабы-мусульмане, которые к VIIIв. окончательно завоевали Грузию, поставив под свой контроль грузинских князей. В этот период некоторые из грузинских князей засвидетельствовали свою веру мученической кончиной. Например, аргведские князья св. Давид и Константин, которые, попав в плен, отказались отречься от своей веры, и были сброшены со скалы.

В 20-е годы IXв. в Грузии начинает возвышаться Таукарджетское княжество. Возвышению этого княжества способствовал знаменитый преподобный Грузии Григорий Хандзель, основатель многочисленных монастырей, которые были, конечно, не только духовными центрами, но и центрами просвещения. В 978г. в этих монастырях появилась первая полная Библия на грузинском языке. Надо сказать, что грузинский алфавит имеет достаточно древнее происхождение, настолько древнее, что даже нет точных данных о том, когда он был создан, и перевод Священного Писания на грузинский язык был осуществлен уже в Vв., но полного перевода Библии до конца Xв. не было.

В IXв. Таукарджетским князем становится Давид Курапалат. Само наименование Курапалат говорит о том, что он был греческий наместник, поскольку в переводе это слово означает должность при византийском императоре. Этот князь начал процесс объединения грузинских земель под протекторатом Византии, где в то время правил известный Василий II Болгаробойца. А преемник Давида Курапалата Баграт III уже объединил под своим началом сначала Абхазию и Картлию, а в 1010г. и Кахетию, то есть стал царем всей Грузии. Картлия – это собственно центральная часть Грузии, которая называется еще Шида Картли. Кахетия – это Восточная часть Грузии. Во время правления Баграта III в период с 1010 по 1029гг. в Мцхета был построен знаменитый собор Свети Цховели – собор Живоносного Столпа.

В это время, как вы помните, на смену арабам пришли турки-сельджуки, которые представляли значительную опасность, как для Византии, так и для Грузии. После того как в 1071г. в сражении под Манцикертом на территории Армении византийский император потерпел сокрушительное поражение от турок-сельджуков, значительно возросла опасность с их стороны и для Грузии. В 1088г. турки-сельджуки захватили Тбилиси, столицу объединенной Грузии, но грузинам удалось использовать благоприятную для них ситуацию: внимание турок было сосредоточено на крестовых походах латинян, и они не могли направить все свои силы на Грузию.

В 1089г. царем объединенной Грузии становится Давид IV Строитель (1089 - 1125). Конец первого тысячелетия и начало второго тысячелетия были началом периода значительного расцвета Грузии. Это время основания Иверского монастыря на Афоне. Вы знаете, что Иверский монастырь славится Иверской иконой Пресвятой Богородицы, которая туда чудесным образом приплыла в эпоху иконоборчества. Это время основания в Болгарии монастыря в Бачково, который становится одним из центров грузинского просвещения. В 1103г. Давид созвал Урмийский церковный собор, на котором духовенство Грузии решило следовать обычаям Византийской Церкви, и в соответствии с этим были утверждены многочисленные каноны и правила. Интересно, что на этом соборе были отменены правила, в соответствии с которыми на церковные должности назначались только аристократы (до этого владыками становились только представители знатных родов Грузии). Царь Давид основал и знаменитый Гелатский монастырь и академию при нем. Из Гелат вышлимногие известные, грузинские богословы.

После кончины св. Давида Строителя в Грузии был 25-ти летний период междоусобиц, вплоть до воцарения внука Давида Георгия III (1156 - 1184), передавшего престол (за неимением мужского наследства) своей дочери Тамаре. Вы знаете, что время правления св. царицы Тамары (1184 - 1213) – это время расцвета Грузинского царства. За время ее правления Грузинское царство значительно расширилось (в это время оно контролировало и Трапезунд).

Среди выдающихся деятелей того времени можно упомянуть великого поэта Шоту Руставели, известного своей знаменитой поэмой «Витязь в тигровой шкуре». И хотя в школе или в институте эта поэма представлялась как некое, может быть, даже языческое творчество, или, по крайней мере, внецерковное, на самом деле у этой поэмы есть очень глубокомысленное предисловие, в котором поднимаются богословские вопросы, например, о сотворении мира и другие, и которое в школах обычно не изучалось. Время расцвета было не очень долгое, и уже при преемнице царицы Тамары – ее дочери царевне Русудан Грузия обратилась на Запад за помощью в борьбе с магометанами.

В XIVв. Грузия разделилась на два царства – Восточное и Западное и на два католикоса (Католикос собственно Картлии) – Карталинский, Кахетинский и Тифлисский с резиденцией в Мцхета и католикос Западной Грузии называвшийся Абхазским и Имеретинским, который имел резиденцию в Кутаиси.

Уже к середине XVв. Грузия была раздробленна на три царства - Картлию, Кахетию, Имеретию и на множество княжеств. Опасность для грузин представляли не только турки, но и монголо-татары, а позже и персы. Грузия раздиралась между несколькими врагами, которые, совершая частые набеги, опустошали ее. Поэтому грузинские царевичи в это время уже начинают обращаться за помощью к русским князьям, а затем и царям.

Этот период дал Грузии своих мучеников. Персидским шахом Аббасом I в 1617г. прямо в пасхальную ночь были избиты 600 преподобных Давидо-Гареджийской обители. Эти 600 преподобномучеников Давидо-Гареджийских и сейчас почитаются в Грузии.

Стоит также упомянуть о такой замечательной святой – царице мученице Кетевани, замученной персидским шахом Аббасом. Она очень долго, несколько лет пробыла в заключении в темнице, но осталась верна православию. Она была в преклонном возрасте и под конец жизни была замучена шахом.

XVIIIв. также не принес облегчения грузинам, в конце этого века, в 1795г. персидский шах Ага-Мохаммед прошел всю Грузию «огнем и мечем», и в день Воздвижения Креста Господня сбросил с высокого берега Куры Патриарха и других священнослужителей Грузии. В таких условиях Грузии собственно ничего не оставалось, как обратиться за помощью к России и присоединиться к ней.

Среди деятелей того времени можно отметить известного грузинского богослова XVIIIв.– католикоса Антония I, написавшего также филологические работы о грузинском языке. Католикос в переводе значит Патриарх всех грузин.

Итак, в 1800г. Грузия была присоединена к Российской империи, а в 1811г. Грузинская Церковь была воссоединена с Русской Церковью, без какой бы то ни было автономии. Католикос Антоний II, управлявший в это время Грузинской Церковью, ушел на покой, Грузинская Церковь стала Экзархатом без права автономии. В скором времени митрополиты (Экзархи) Грузии стали поставляться только из русских иерархов (грузинские митрополиты уже не ставились). В Грузии было произведено серьезное укрупнение епархий: если до присоединения к Российской империи в Грузии было 13 епархий, то после присоединения осталось только три. Это, конечно же, вызывало недовольство грузин. Упразднение автокефалии, обусловленное политическими причинами, также было воспринято грузинами очень болезненно. Но император Александр I не без оснований опасался, что персы или турки используют Церковь, как инструмент в политической борьбе, в сепаратных движениях против России. Возможность появления каких-то самозванных царей, князей, правителей была реальна, как и их поддержка со стороны Грузинской Церкви. Очень часто бывало, что грузинские князья, несмотря на различия в вере, прибегали к помощи Персии. Этим объясняется такое, в чем-то даже, можно сказать, насильственное упразднение автокефалии Грузии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История Грузинской Церкви IV – XIX вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги