рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Польская Православная Церковь X-XX вв.

Польская Православная Церковь X-XX вв. - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Хотя, Как Считают Некоторые Историки, Князь Мешко I (Мечислав) Был Крещен От ...

Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков. Впрочем, это не столь важно, потому что сам Мешко I, если он и был крещен в православие, тут же перешел в католичество. И исконные польские земли практически всегда были католическими. Но пограничные земли между Польшей и Россией, а именно так называемая Западная Украина, конечно, изначально была православной. Поэтому история Польской Церкви тесным образом переплетается с историей Украины и Украинской Церкви, то есть Русской Церкви, потому что Украинская Церковь является частью Русской.

В Галиции, на Львовских землях издревле существовали русские православные епархии. В XIIIв., когда в Галиции княжил известный Даниил Галицкий, там уже существовали, по крайней мере, две православные епископские кафедры. Необходимо сказать, что сам Даниил Романович Галицкий в отличие от св. князя Александра Невского (который полагал, что надо воевать с экспансией Запада, а с монголо - татарами уживаться мирно) считал, что надо использовать силу Запада для того, чтобы воевать с монголо - татарами. Поэтому он вступил в переговоры с папой, венчался от него королевским венцом, конечно, он поступил так исходя из политических соображений, принимать католичество он не собирался, но такие его действии в скором времени привели к тому, что католичество получило очень большое распространение в Галицком княжестве. Вскоре галицко-волынские земли были завоеваны польским королем Казимиром, и в 1371г. была открыта Галицкая митрополия. Галицкая митрополия открывалась и раньше, открывалась она несколько раз: первый раз в 1303г., подробно я об этом рассказывать не буду, вы это проходили в курсе истории Русской Церкви.

В Литовских землях тоже открылась своя митрополия, а в 1386г. после Городельской унии, то есть после брака между литовским князем Ягайло и польской королевой Ядвигой, Литва, по сути, объединилась с Польшей. Окончательно же Литва и Польша составили единое государство только в XVIв.

В 1458г. Русская Церковь надолго разделилась на две митрополии, на Киевскую и Московскую. Причиной этому послужил захват Польшей и Литвой исконно русских земель. В 1596г. Киевская митрополия была путем различных ухищрений со стороны католического короля Сигизмунда вовлечена в Брестскую унию, подробно вы это также изучали в курсе истории Русской Православной Церкви. Образовалась униатская митрополия, в пределах которой православные подвергались очень серьезным гонениям. Но не все владыки приняли унию, православными остались, по крайней мере, два епископа Гедеон Львовский и Михаил Перемычский. После кончины двух оставшихся православными владык остался только один епископ Ириней Тисаровский, который притворно принял унию, был поставлен королем на Львовскую кафедру и после этого отказался от унии. В 1619г. Иерусалимским Патриархом Феофаном православная иерархия была восстановлена: были поставлены несколько епископов и митрополитов. Но польское правительство не признало иерархию и епископам пришлось скрываться под защитою казаков (в частности гетмана Канашаевич-Сагайдачного, подвизавшегося за православную веру), в это время практически все рукоположенные архиереи проживали в Киеве. В 1633г. при смене короля Церковь была легализована, но вся иерархия была заменена, и во главе православной митрополии стал святитель Петр Могила, известный учреждением Киево-Могилянской Академии. В 1685г. митрополия вернулась в лоно Русской Православной Церкви, была воссоединена с Московским Патриархатом, но к этому времени очень многие епархии на территории Польши перешли в Унию. Православной осталась только одна епархия – Белорусская, возглавляемая в XVIIIв. известным святителем Георгием Конисским, которого иногда называют могильщиком унии.

При Екатерине II произошел раздел Польши, по которому почти все бывшие епархии Православной Церкви опять перешли к России. При этом Галиция осталась на территории Авсро-Венгрии, а Варшава оказалась на территории Российской империи. На самом деле лучше бы было наоборот: Варшаву со всеми торговцами и лавочниками оставить на территории Австрии, пускай бы они там восстания поднимали, а Галицию вернуть нам. Но, к сожалению, этого не произошло. Православные на присоединенных территориях постепенно переходили из унии, возвращаясь в Православную Церковь. Этот процесс привел к собору 1839г., который принял решение о возвращении униатов в лоно Православной Церкви. Необходимо отметить, что не все униаты были возвращены в Православие, в унии остались жители холмских земель, которые присоединились к Православной Церкви только в 1875г. Кроме того, в Галиции, оставшейся на территории Австро-Венгрии, уния была сильна как нигде. В это время в Галиции был очень активный униатский митрополит, ставивший своей целью воссоединение с Россией на позициях унии, то есть приведение всей России в унию. С этой целью он реорганизовал униатскую церковь путем ее приближения к восточному обряду, считая, что при таком богослужении многие люди даже из числа русских, а не только украинцы соединятся с униатами. Но такая политика привела к тому, что часть униатов сблизилась с Русской Церковью и, в конце концов, перешла в нее.

После Первой мировой войны образовалось польское государство, и в его состав вошли значительные области с епархиями Русской Православной Церкви. Поэтому в это время в Польскую Церковь входило большое количество епархий: Варшавская, Холмская, Виленская, Гродненская и др. Польское правительство Пилсутского всячески стремилось отделить Польскую Православную Церковь от Московского Патриархата. В 1921г. состоялся собор польских иерархов и мирян, проходивший под контролем властей. Этот собор принял решение об автокефалии. Еще до этого собора святителем Тихоном Польской Церкви была дарована автономия, и на Варшавскую кафедру был назначен будущий священномученик Серафим Чичагов, который не смог добраться до Варшавы (его не пустило правительство). После этого свт. Тихон поручил управление Польской Церкви находящемуся в Варшаве митрополиту Георгию (Ярошевскому). Но владыка Георгий сам вел переговоры с польским правительством об автокефалии и стоял во главе этого движения. Когда свт. Тихон узнал о желании самовольного провозглашения автокефалии, он сказал: «Я тогда и автономию отберу». Это не оказало должного действия на митрополита Георгия, продолжавшего готовить автокефалию. Но поскольку получить ее от Русской Церкви было невозможно, переговоры об автокефалии он стал вести с Константинопольской Церковью (на Константинопольской кафедре в это время был патриарх Мелетий Митаксасис). Но деятельность митрополита Георгия закончилась трагически: он был убит православным архимандритом Смарагдом (Латышенко). Отец Смарагд был очень нервным человеком. Он безуспешно пытался убедить владыку Георгия оставить автокефальные тенденции и предоставить ему возможность рукоположения. Дело в том, что свт. Тихон издал постановление о рукоположении архимандрита Смарагда. Но в ответ на эти усилия митрополит Георгий анафематствовал его за противление правящему архиерею. После такого нервного разговора отец Смарагд вытащил револьвер и застрелил митрополита. Отец Смарагд был действительно очень нервно истощен. Причем он хотел пристрелить и другого владыку, митрополита Дионисия (Валединского), который от него спрятался в шкаф и таким образом избежал такой печальной кончины. После смерти митрополита Георгия Польскую Церковь возглавил митрополит Дионисий, который в 1923г. объявил ее автокефальной. В 1924г. Константинопольский Патриарх Мелетий Митаксасис утвердил эту автокефалию, и владыка Дионисий получил титул митрополита Варшавского, Волынского и всея Польши. Свт. Тихон, как и другие архиереи Русской Православной Церкви, считал такое решение абсолютно противным канонам (Константинопольская Патриархия никакого отношения к Польской Церкви никогда не имела). Патриарх Мелетий и последующие Константинопольские Патриархи пытались насадить в Польской Церкви новый стиль, но приняли этот стиль только в Варшаве, остальные епархии, принадлежавшие ранее Русской Церкви, активно противились и новому стилю и автокефалии. Было созвано несколько епархиальных собраний, члены которых заявляли свой протест. После этого неугодные иерархи были высланы из Польши, то есть православному духовенству и мирянам противникам автокефалии был даже объявлен своего рода террор.

Кроме преследований со стороны государства, Польская Православная Церковь была притесняема от униатов и католиков. В 1939г. произошел раздел Польши между Советским союзом и Германией, так называемый пакт Молотова-Рибентропа, многие епархии Виленская, Волынская, Полесская, Гродненская опять вернулись на территорию Советского союза и сразу же присоединились к Московской Патриархии. Польша значительно сократилась территориально, и количество епархий Польской Церкви также сократилось. Внутри Польской Церкви, даже в Варшаве были сильные тенденции соединения с Русской Церковью, а по причине невозможности этого, они стремились окормляться у берлинского владыки архиепископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде). Этот владыка принадлежал юрисдикции карловчан, то есть Карловецкого Синода. Владыка Серафим часто приезжал в Варшаву, и значительная часть приходов перешла в его юрисдикцию.

После освобождения советскими войсками польских земель от фашистов началось движение на соединение с Русской Церковью и переговоры с митрополитом Дионисием. Митрополит Дионисий вроде бы соглашался признать Русскую Православную Церковь, но при этом хотел, чтобы при этом его самого оставили во главе Церкви, на что Святейший Патриарх не соглашался, говоря, что польский народ, Польская Церковь сами должны решить, кто должен их возглавлять. В 1946г. началась компания по возвращению галицких униатов в православие. Необходимо отметить, что эта компания проводилась с участием советской власти, поэтому она вызвала некоторую негативную реакцию со стороны населения, и впоследствии (уже в настоящее время) очень много униатов вернулись из православия в унию. Это произошло еще и потому, что уния в Галиции имела очень и очень глубокие корни.

В 1948г. Польская Церковь окончательно была возвращена через покаяние в лоно Русской Православной Церкви и Русская Церковь даровала ей автокефалию, причем митрополит Дионисий был низложен. Во главе Польской Церкви временно стал владыка Белостокский и Бельский Тимофей (Шретер). Но у Церкви были некоторые сложности во взаимоотношениях с властями, в результате чего Польская Церковь подала прошение Русской Православной Церкви, в котором заявлялось: «Мы не можем найти достойного кандидата на Варшавскую митрополию и возглавителя нашей автокефальной Церкви, поэтому мы обращаемся к Русской Православной Церкви, чтобы она нам подыскала ту кандидатуру, которая с ее точки зрения будет лучшей, а Польская Церковь примет этого владыку как своего главу». Такая очень интересная формула. Предполагать, что в Польской Церкви совсем нельзя было найти епископа для того, чтобы ее возглавить, конечно, было бы неправильно, это была политика. Патриарх предложил кандидатуру архиепископа Львовского и Тернопольского Макария (Оксиюка), и в 1951г. владыка Макарий был поставлен митрополитом Варшавским и всея Польши.

Польская Церковь имеет не очень значительную паству в Польше, большая часть этой паствы проживает на востоке страны. Но количество православных в Польше все-таки сравнимо с паствой Католической Церкви в стране. Польская Православная Церковь, как и католическая, признавалась и признается государством как легитимная Церковь.

В Варшаве есть богословская Академия, издается «Церковный вестник». Необходимо сказать, что в 1996г., несмотря на активное противодействие со стороны униатов, власти полностью отдали Польской Православной Церкви Супрасльский Благовещенский монастырь. Это очень известный древнейший монастырь близ Белостока, основанный в XVв. До этого монастырь наполовину принадлежал униатам. Поэтому положение Польской Церкви не такое плохое. Польской Церкви с широкими правами автономии подчиняется Португальская Церковь (в Португалии много поляков и епархия Португальской Церкви находится в каноническом подчинении у Польской Церкви).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Польская Православная Церковь X-XX вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги