рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Византийская Церковь под турецким владычеством

Византийская Церковь под турецким владычеством - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей В 1453Г. После Завоевания Константинополя Турки Захватили Также Греческие Вла...

В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит. Таким образом, к концу XVIв. все земли бывшей Византийской империи оказались под турецким владычеством.

Турецкое государство было теократическим и управлялось по законам шариата. Других законов в этом государстве не знали. Главой государства был султан, который был одновременно и религиозным главою всех мусульман - халифом (то есть наместником Мухаммеда). Естественно, что подданными падишаха халифа могли быть только правоверные мусульмане. Девятая сура Корана предписывает мусульманам воевать с народами не верующими в бога мусульманского и не исповедующими «истинной религии» - мусульманства, воевать до тех пор, пока они не будут платить дани и не покорятся. Те же народы, которые не станут покоряться, согласно предписаниям Корана должны быть истреблены. Тем не менее, несмотря на то, что Константинополь не сдался туркам, а был взят штурмом, и по магометанским обычаям необходимо было истребить всех христиан Константинополя, Мехмет II, захвативший Константинополь по политическим соображениям этого не сделал. Он не только не истребил христиан, а даже дозволил им, как это предписывалось в отношении покорившихся народов сохранить свою веру, установив особую дань. В случае, если мусульмане не истребляли людей, как это предписывалось их законом, то эти люди обязаны были платить особую дань – харадж (харадж – это плата за жизнь). Мало того султан, считая себя наследником византийских императоров, утвердил патриаршество и предоставил христианам широкую автономию. Это означало, что Греческому Патриарху не только сохранялись те церковные права, которые у него и были, но и предоставлялись некоторые гражданские права, которые раньше были прерогативой императора. Патриарху была предоставлена возможность иметь собственную администрацию и суд. Церковь могла владеть храмами, кладбищами, с согласия турецкого правительства ремонтировать или восстанавливать их. Патриарх был ответственен перед султаном за поведение и отношение христиан к правительству. Патриарх же вел среди христиан весь суд, то есть дела гражданские и даже уголовные, в том случае, если обе стороны (и истец и ответчик) были согласны передать дело на его рассмотрение. По делам православных граждан Патриарх должен был сноситься с правительством.

Без согласия Патриарха ни один архиерей не мог быть арестован турецким правительством, самого же Патриарха могли судить только по жалобе синода. Самостоятельно турецкое правительство могло возбудить некое дело против Патриарха только по обвинению его в государственной измене. Надо сказать, что православное духовенство также было освобождено от всяческих податей и повинностей в пользу государства. Это было, конечно, очень важно.

Веротерпимость турецкого правительства простиралась весьма далеко: грекам не воспрещалось ежегодно совершать особый чин Торжества православия, в котором в ряду других анафем произносилась анафема на агарян. Более того, чин этот совершался в Константинополе в присутствии самих турок. Определены были ограничения, касающиеся только внешнего проявления христианской религии. В частности был запрещен колокольный звон, погребальные процессии, крестные ходы. С христианских храмов были сняты кресты.

Сам Патриарх избирался членами синода и другими архиереями, находящимися в Константинополе (то есть таким временным собором). Новоизбранный Патриарх представлялся султану и получал от него подарок - посох. Эти меры Мехмета, конечно же, привлекали греков-христиан в Константинополь, который стал называться Стамбул. Происхождение этого названия объясняется следующим образом. Когда еще до взятия города турки видели греков, бежавших из Константинополя и спрашивали их из какого они города, греки им отвечали: «Мы из того города». По-гречески это звучало как «Из тамбу». Это название и прилепилось к Константинополю. Конечно, Мехмет II не был ни Батыем, ни Тамерланом, которые любили воевать ради самой войны. Несмотря на свою естественную нравственную распущенность, новый властелин Византии был человеком образованным, заботился об устроении школ в столице; обладая художественным вкусом, способствовал появлению прекрасных построек, украшавших Константинополь. Кроме того, он отличался политической проницательностью и редким талантом организатора. Магомет прекрасно понимал, что его поданные турки гораздо менее образованны, чем греки, несмотря на иную веру, и естественно он хотел привлечь греков на свою сторону. Конечно, в первую очередь этому мешало различие религий. Тем не менее, нельзя забывать, что это различие хотя и было существенным, но все же в отношениях между мусульманами и греками не было крайнего антагонизма, поскольку и сам Мехмет II чужд был религиозного фанатизма. Сразу же после завоевания Константинополя султан окружил себя лицами христианской веры.

Турки – османы в этом отношении отличались большей терпимостью, чем арабы или турки – сельджуки. Турки - османы считали Христа за одного из пророков и питали к нему весьма большое уважение. Они верили в его чудесное рождение от Девы Марии. Пресвятую Богородицу турки признавали как одну из величайших жен во всей истории. Христа они считали посланником, великим другом Божиим, по их верованиям он вознесся на небо и воссел с Богом Отцом, только разве что не так близко к Нему как Магомет. Они считали, что Христос молится за них. И хотя Христа они, конечно, Богом не считали, за оскорбление имени Христа турки наказывали как иудеев, так даже и мусульман.

Один источник того времени рассказывает о некоем случае, произошедшем в XVIв. во время пребывания автора в Константинополе. Один иудей в ссоре с греком позволил себе сказать, что Христос был незаконно рожден, а мать его бесчестная женщина. Дело происходило в присутствии турок, которые явились на суд и подтвердили обвинение грека в оскорблении христианской религии, которое было предъявлено им этому иудею. Судья присудил иудея к 80-ти ударам по пяткам, но, несмотря на такой, вроде бы суровый приговор, христиане этим не удовлетворились, и обратились с апелляцией к самому султану. Султан посчитал, что с преступником поступили слишком мягко и что наказание должно соответствовать закону. По закону иудей, наносящий оскорбление Христу должен или по грудь быть зарыт в землю или побит камнями, или сожжен, или, по крайней мере, пожизненно заключен в тюрьму, и в течение 40–ка дней получать по 40 ударов по пятам. Христиане, заручившись поддержкой местного муфтии, опять отправились в императорский диван, и требовали изменения наказания виновного, в соответствии с законом (чтобы он был или побит камнями или сожжен). Но суд по политическим соображениям не решился на такую казнь виновного и ограничился тем, что просто приговорил его к тюремному заключению. Такое мягкое отношение к иудею было обусловлено еще и громадной суммой взятки, которую дали иудеи в диван и лично султанше (то есть матери царствующего султана). Тем не менее, несмотря на такую взятку, иудей все-таки был заключен в тюрьму, и ему давали положенное по закону число ударов.

Иерусалимский Патриарх Досифей рассказывал, что по доносу армянина один магометанин за оскорбление христианской религии был вытребован в суд. И когда обвинение подтвердилось, то было определено, отрубить голову виновнику, ибо в Коране предписано убивать того, кто злословит пророка (то есть Христа). В среде турок даже существовала целая секта, правда, не очень многочисленная, которая считала христиан очень доблестными людьми, равноангельными, и даже почитала Христа наравне с Богом, считая Его Спасителем. Надо сказать, что греки-христиане очень часто находились в достаточно дружественных отношениях с турками, а некоторые христианские обычаи даже стали для турок почти родными. Например, турки верили в святость освященной воды и приписывали ей возможность совершать чудеса, отгонять бесов (конечно, они воспринимали это на уровне магии, но все-таки). Святые колодцы турки посещали с равной ревностью, как и христиане, ходили они и к гробам христианских святых, брали от них чудесный елей (миро) и веровали, что это миро окажет им помощь и врачевание. Известны случаи, когда турки даже прямо обращались к греческому духовенству, прося его молитв.

Но нельзя сказать, что все было хорошо и замечательно, поскольку, во-первых, необходимо было платить харадж. Хотя надо отметить, что харадж был не слишком обременителен для греков. Люди простого звания в качестве хараджа вносили один дукат в год, что было не такой большой суммой. Люди более состоятельные платили два дуката, а наиболее богатые, состоятельные, имевшие недвижимость – четыре дуката. Подать была достаточно терпимая (на наши деньги один дукат, может быть, рублей триста - пятьсот). Конечно, сложно сопоставить, потому что времена постоянно меняются: до революции это было три рубля. Христианин, заплативший харадж, получал особые билеты разного цвета (в один год они были белые, в другой – желтые, синие, зеленые и так далее). Этот билет христианин должен был постоянно носить с собой и постоянно предъявлять его, чтобы не платить харадж еще раз. И таким образом он мог находиться спокойно в любой точке империи или перемещаться по ней без особых затруднений. Сумма хараджа вне зависимости от инфляции не росла, кроме того, заплативший харадж считался находившимся под покровительством Оттоманской Порты: он мог спокойно владеть тем, что ему принадлежало, и ни один турок не мог что-то отнять у него или применить к нему какое-то насилие. От хараджа были освобождены женщины и греки, находящиеся на морской службе у турецкого правительства. Иногда харадж заменялся воинской повинностью. Это те положительные моменты, которые сохранялись для греков, находящихся под турецким владычеством.

Но, конечно же, много было и негативного: турки называли христиан не иначе как скотом и, безусловно, не всегда придерживались законов. Христиане обязаны были допускать в свои церкви мусульман в любое время дня и ночи. Кроме того, по негласному соглашению христианам запрещалось строить новые церкви. Христианам предписывалось держать двери своих домов всегда открытыми, чтобы какой-нибудь странствующий мусульманин, нуждающийся в ночлеге, всегда мог для этого воспользоваться домом христианина. Христиане обязаны были до трех дней такого странствующего мусульманина кормить, поить, предоставлять ему ночлег и всячески его ублажать. Христианам же запрещалось не только входить в дома мусульман, но и заглядывать в них. Естественно запрещалось проповедовать. Как я уже говорил, был запрещен колокольный звон, если и дозволялось бить в било (вместо колоколов), то это надо было делать слегка. Также христианам запрещалось возвышать голос в церквах за богослужением, чтобы не беспокоить окрестных мусульман. Понятно, что сами мусульмане свои молитвы провозглашали громогласно. Христианам также запрещалось помещать покойников по соседству с мусульманами. Запрещалось строить дома выше мусульманских домов. Христиане обязаны были оказывать мусульманам всевозможное почтение: вставать с места при входе мусульман, приветствовать их, всегда уступать дорогу. Христианам запрещалось одеваться как мусульманам, их обязывали одеваться по-своему. Христианам запрещалось иметь оружие и ездить на лошади (разрешалось ездить только на ослах). Езда на лошади была прерогативой Патриарха (и то не постоянно, а в особо торжественных случаях) и в некоторых случаях – архиереев. Христианам запрещалось брать мусульман в услужение, покупать их в качестве рабов и т. д. Христианам запрещалось вступать в брак с мусульманкой, но мусульманам не запрещалось брать в жены христианок. Также христианам запрещалось занимать какое-нибудь общественное положение, если они при этом оказывались в чем-то выше мусульман (то есть христианам запрещалось иметь в подчинении мусульман).

Конечно же, все эти запреты действовали только в отношении христиан, и если грек принимал мусульманство, то он становился равноправным гражданином империи (для этого не надо было ни знать языка, ни вступать в какие-то родственные связи с турками, а только принять мусульманство). Мусульмане не заставляли христиан принимать мусульманство (по крайней мере, это было запрещено по закону). Но согласно закону, если христианин сообщал о своем желании стать мусульманином, а потом от него отказывался, то ему грозила смертная казнь. Этим, безусловно, пользовались турки. Например, если турку нравилась христианка, то он мог пойти к судье и сказать, что она говорила о своем желании стать мусульманкой, и девушке приходилось выбирать: или претерпевать мучения за Христа или становиться женой этого турка. И такие случаи были не настолько редки.

В связи с такими законами в этот период появляются новые христианские мученики, пострадавшие от турок. Самый известный из них – это Георгий Новый, которого почитали во всех славянских странах, в том числе и в России. Георгий пострадал в 30-е годы XIXв. Он был родом болгарин, по своему занятию был конюх и служил в турецких домах, женился на гречанке, имел сына. Один хадж объявил, что Георгий сначала был мусульманином, а потом обратился в православие (что, конечно же, была безусловная ложь). Никакие оправдания не помогли, его заключили в тюрьму, где долго принуждали отречься от Христа. К нему посылали христианского священника: он как-то колебался, но потом все-таки устоял в православной вере. В конце концов, св. Георгий был повешен. Множество христиан и даже турки, присутствовавшие при его кончине, увидели необыкновенный свет вокруг главы Георгия – Божие свидетельство его мученичества. Он был сразу же прославлен и его мощи положены в храме. Интересно, что в этом храме были изображены и сам Георгий и его мученичество, то есть на изображении был турецкий паша и турки в своих одеяниях, но при этом турки никак этому не препятствовали.

Кроме св. Георгия известен и св. Николай Лавочник, который отроком был отдан в обучение турку и был очень красив лицом. Турок обманом дал ему исповедание веры (Николай не знал турецкого языка) и приказал его прочесть. После того как Николай как смог прочитал его в присутствии визиря, ему объявили, что он уже мусульманин, а не христианин, и ему ничего не остается, как действительно признать магометанство. Тем не менее, несмотря на свой юный возраст, Николай остался верен православию, и был замучен турками.

В то же время по навету мусульманина пострадала св. Злата – болгарская мученица.

Необходимо отметить, что кроме хараджа очень скоро с христиан стала еще взиматься десятина натурой – христианскими мальчиками, из которых потом составлялся полк янычар. Чтобы избежать этого, христиане пытались женить своих сыновей в 10 или 11-ти летнем возрасте, чтобы они уже были женатыми и не могли быть янычарами, пытались откупаться от этого, но это было сделать довольно сложно. Турки с помощью своих агентов на местах уже заранее высматривали свою добычу, неожиданно приехав, забирали мальчиков и увозили в те места, где их обращали в мусульманство, обучали турецкому языку и различным наукам для подготовки их к службе у турок. Иногда, хотя и довольно редко, эти янычары достигали значительных постов в турецкой армии. И бывали случаи, хотя и очень, очень редко, когда христиане сами отдавали своих детей в янычары, может быть, полагая, что им так будет лучше, чем прозябать в бедности и некоторые турки им даже в чем-то завидовали. Но это, конечно, были исключительные случаи. Янычары все-таки воспитывались врагами своей веры, а некоторые даже не щадили и своих соплеменников.

Необходимо отметить, что постепенно отношения турок и к православным и к иерархии менялось. Как я вам говорил, сначала Патриарх даже должен был получать определенный подарок от султана, но очень скоро ситуация изменилась на противоположную: то есть подарок стали подносить сами Патриархи (первоначально этот подарок был взяткой, которую платили различные искатели патриаршего престола). Началось это с некоего трапезундского монаха Симона или Симеона, который поднес султану 1000 червонцев для того, чтобы стать Патриархом. Позже эта плата стала официальной, и каждый претендент на патриаршество должен был платить определенную суму сначала только при вступлении, а затем и ежегодно некую подать. Но само поставление в патриаршество при этом было очень пышным и величественным.

Вот, например, как очевидец описывает восшествие нового Патриарха на кафедру и его шествие от султана в патриархию, происходившие в XIX в.: «Часу в шестом по полудни услышали мы барабанный бой и военную музыку – это уже вели Патриарха от султана. Впереди шло войско в параде, били в барабаны, играла музыка. За войском ехал князь Самосский (видное лицо в греческой аристократии) со всеми знатными греками на дорогих лошадях. За ними на царских, убранных лошадях ехали 12 митрополитов в рясах, клобуках. Следом на султанском богато убранном коне ехал Патриарх, лошадь которого за узду вел молодой паша в богатой украшенной одежде. Патриарх сидел, как и полагается в рясе, клобуке и благословлял на обе стороны народ. За Патриархом ехали два архимандрита. Один держал патриарший жезл, а другой бросал деньги на обе стороны. Следом опять ехали турецкие воины. Народу при этом, конечно же, было великое множество. Всякому желательно было посмотреть Патриарха в такой славе едущего и от самого султана такой честью почтенного. Я, смотря на Патриарха, - говорит повествователь о себе, - плакал и прославлял Бога, что еще в такой чести от земных царей пребывает Вселенский Константинопольский Патриарх. И не дивно было бы, чтобы такую честь ему оказывали христианские цари, когда такую честь оказывает ему султан турецкий, хотя, конечно, не для Бога, но ради его сана и ради мира (ради народа греческого)».

Я на этом так подробно останавливаюсь, потому что это важно для понимания последующих событий. Несмотря на все эти притеснения христиан, несмотря на все те жертвы, которые христиане действительно приносили, христианство, тем не менее, все-таки осталось в Турции и оставалось на протяжении нескольких веков. Но в XIXв. ситуация стала коренным образом изменяться. Турция стала из восточной державы превращаться в западную, и постепенно у Патриарха все привилегии были отобраны. И именно в XIXв., а не раньше действительно начинаются настоящие гонения на христиан. Это, в конце концов, привело к тому, что в современной Турции просто не осталось не только православия, но даже и самих греков. Впоследствии мы об этом поговорим поподробнее.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Византийская Церковь под турецким владычеством

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги