рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Сейчас Я Хотел Бы Рассказать О Церковных Писателях И Богослужении Времен Позд...

Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, константинопольский монах Ефимий Зигабен, может быть, вы о нем слышали. Кроме экзегетических творений, а Ефимий Зигабен толковал не только Евангелие, но и послания св. ап. Павла, известны еще и его полемические работы. Толкования преп. Ефимия составлены преимущественно на основе древних отцов: свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Феофилакта Болгарского, других экзегетов древности, но они содержат и некоторые его собственные соображения. Например, преп. Ефимий толкует то место Евангелия от Иоанна, которое не истолковано ни у архиеп. Феофилакта Болгарского, ни у Иоанна Златоуста, о жене, взятой в прелюбодеянии (начало 8 главы). Также он объясняет наличие видимых противоречий у евангелистов, например, об отречении Петра евангелисты пишут по-разному. Он пишет, что евангелисты писали не сразу, могли что-то забыть и как люди могли вносить что-то человеческое, допустить какие-то неточности между собой. Его толкования на Евангелие издано, а толкование на Апостол пока еще даже не до конца переведено. Преп. Ефимий Зигавин известен и как полемист. Наиболее известным произведением этого жанра, написанным по просьбе императора Алексея Комнина, является «Догматическая паноплия православной веры». Слово «паноплия» происходит от греческих слов «пан» и «хоплис» и в переводе значит всеоружие, то есть «Догматическое всеоружие православной веры». Это апологетическое произведение, направленно против различных, в том числе и современных Ефимию Зигабену ересей. Это произведение направленно, в том числе, и против латинян, то есть против «филиокве». Но в этом произведении Ефимий не вполне оригинален, он приводит в основном те же соображения, которые высказывались и до него. И собственно ничего нового, как в вопросе «филиокве», так и в вопросах других ересей он не добавляет: он пишет и о богомилах и о других ересях.

Кроме того, известны его полемические апологетические произведения такие как «Спор о вере с сарацинским философом» и «Опровержения нечестивых мессалиан» (мессалиане это богомилы, чувственные материалисты). Эти произведения носят тот же характер, что и «Паноплия».

Кроме преп. Ефимия Зигабена известен полемист конца XIIв. Никита Хониат. Труды Никиты Хониата как полемиста несколько отличаются от работ преп. Ефимия: он в своих трудах более активно привлекает доводы разума, пытается с логической точки зрения оправдать православие и опровергнуть ереси. Среди его произведений известны – «Сокровища православной веры».

Из церковных историков Поздней Византии нельзя не упомянуть Никифора Калиста Ксанфопула писателя XIVв. Он, возможно, был клириком Святой Софии, и поставил своей целью написание Церковной истории от начала основания Церкви до своего времени. До него, конечно, были историки и Евсевий, и Сократ, и Созомен, но он хотел составить сводную историю, акцентируя внимание на важнейших моментах, а все малозначимое опустить. Свою задачу он выполнил на половину, то есть он дошел до начала VIIв., до смерти византийского императора Фоки. Тем не менее, его история высоко оценивается исследователями, написана она живым языком, легко читается и достаточно удачно составлена. Кроме Церковной истории он написал еще Каталоги византийских императоров и патриархов от начала византийской истории до своего времени. Помимо дат их правления, он приводит и краткие комментарии, в которых он характеризует того или иного императора или патриарха. Некоторые историки, однако, отмечают, что его комментарии не подтверждаются другими источниками и, возможно, носят субъективный характер.

Кроме церковных историков можно упомянуть еще писателей аскетического, нравственного направления – к ним относится митрополит Фессалоникийский Евстафий (XIIв.). Основной бедой своего времени он считал необразованность монашества и клириков. В своих сочинениях Солунский владыка критикует монашество своего времени, как он пишет «за сребролюбие и лицемерие». Он приводит в качестве примеров лицемерия, поведение монахов, которые особым образом обрезали себе ногти (так, чтобы текла кровь) или днем надевали на себя вериги, натирая их особенным образом. И все это делалось только для того, чтобы смущать поселян и вымогать у них таким образом (то есть такого рода мнимым подвижничеством) масло, вино и все остальное как бы для монастыря. Насколько можно доверять его произведениям неясно, хотя что-то подобное в истории всегда было.

Кроме Евстафия известен свт Николай Кавасила митрополит Солунский, который написал замечательное произведение «Жизнь во Христе». В этом произведении он на первое место в деле спасения ставил церковные таинства, писал, что основное, с помощью чего человек может соединится со Христом – это церковные Таинства и прежде всего Евхаристия. «Зачем, - пишет он, - уходить куда-то в горы или в пустыню, становиться отшельником: можно уйти в пустыню и не иметь там Христа. Вполне можно оставаться мирским человеком, делать какое-то свое подвижническое дело, даже служить на службе в миру и через Таинства, через умное делание спастись, соединившись со Христом». То есть говорит о пути спасения вполне возможном для мирянина. Такое замечательное произведение, особенно если учесть общее представление как в Византии, так впоследствии и Древней Руси о том, что, не став монахом, человек не может спастись. И в Византии, и на Руси считалось, что уже само по себе пострижение в монашество как бы открывает путь на Небо, и наоборот непострижение в монашество служит значительным препятствием к спасению. Вследствие этого, как вы знаете, открывалось множество монастырей, монашество до крайности размножалось, но при этом не все монахи отвечали монашескому призванию.

Свт. Николай Кавасила, кроме этого, толковал Божественную Литургию, толковал ее символически. Его толкования до сих пор сохранились, переведены на русский язык, недавно изданы, и с ними можно познакомиться (их издал отец Максим Козлов).

Теперь о канонистах того времени. Известны два канониста XIIв. это Феодор Вальсамон Патриарх Антиохийский и монах Иоанн Зонара. Может быть, вы встречали трехтомник в черной обложке «Правила Православной Церкви с толкованиями». Это как раз толкования Феодора Вальсамона и Иоанна Зонары. Характер этих толкований разнообразный. Из жития Феодора Вальсамона известен такой факт, что он должен был стать Константинопольским Патриархом, но по каким-то причинам, возможно, в том числе и каноническим (не захотел переходить с кафедры на кафедру), он остался в Антиохии.

В начале XVв. жил свт. Симеон архиепископ Солунский ( 1429). Возможно, он вам тоже известен, его труды (дореволюционный перевод) были переизданы в 1994г. Его основная книга – «О вере, обрядах и таинствах церковных», в которой он подробно разбирает богословие святых Таинств, как бы продолжает в этом отношении дело, начатое Николаем Кавасилой, тоже Солунским архиепископом. Я, по-моему, не сказал свт. Николай Кавасила ( 1390) жил в XIVв. То есть, по сути, Симеон Солунский был его преемником. В своей книге свт. Симеон также толкует таинства символически. Традиция символического толкования Таинств, которая сейчас распространена в Церкви, в какой-то мере основывается и на трудах владыки Симеона.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церковные писатели и богослужение Поздней Византии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом
Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означа

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги