рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом

Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом - Лекция, раздел Религия, Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей Необходимо Несколько Слов Сказать Об Отношении С Латинянами В Этот Период. В ...

Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означало полного разделения Церквей. На отношения греков и латинян, Рима и Константинополя большое влияние оказали крестовые походы: и греки, и латиняне во время этих крестовых походов могли вполне увидеть друг друга вблизи.

Были, конечно, и стремления к объединению: Мануил Комнин из соображений дипломатии даже отдавал предпочтение латинянам перед греками. Его первая и вторая жены были латинянками, его племянница Мария была замужем за Фридрихом Барбароссой, а сын Мануила Алексей был обручен с французской принцессой Агнессой. При посещении Константинополя германским императором Конрадом III, которого Мануил называл своим другом, были случаи богослужебного общения между латинской и греческой Церковью. Сам Мануил в письме к Конраду называет латинян и греков «όμω φρίσκυς» («омо фрискус») то есть единоверцами. Венецианцам, пизанцам, генуезцам Мануил отвел почетные места в храме Святой Софии. Необходимо сказать, что известные латинские и греческие деятели весьма снисходительно относились друг к другу. В частности известный западный подвижник Бернард Клервосский в XIIв. писал папе Евгению III: «Строптивые греки, мы и с ними и не с ними, соединены в вере, разъединены в любви, хотя и в вере они тоже кое в чем заблуждаются». И с греческой стороны тоже находились богословы, которые весьма снисходительно смотрели на латинян. Например, епископ Иоанн Кипрский в конце XIIв. в ответ на вопрос «Можно ли присутствовать на латинском отпевании и богослужении?» писал: «Раздоры между Церквами касаются только «филиокве» и опресноков, а чтения Писания, молитвы, храмы, почитание Честного Креста у них ничем не отличаются от нас греков» и поэтому присутствовать на богослужении вполне можно.

Были тенденции к объединению среди Церквей и в России, вы знаете, что русские князья тоже отдавали своих дочерей и сами женились на латинянках (например, Ярослав Мудрый). Поэтому в то время разделения Церквей еще не произошло.

Но крестовые походы изменили отношения между латинской и греческой Церквями. Первый поход бедноты представил грекам, конечно, не самый лучший пример латинян: в этот поход пошел различный сброд, занимавшийся грабежами. И поэтому первое непосредственное соприкосновение Востока и Запада было не самым лучшим. Кроме этого, необходимо отметить, что и рыцари не всегда вели себя достойно, они не отвечали тому высокому идеалу рыцарства, который взяли на себя. Крестовые походы наводнили Византию разного рода торговцами, предпринимателями, которые весьма успешно наживались и приобретали огромные богатства. Вот, что пишет о венецианцах греческий автор XIIв. Никита Хониат: «Они целыми толпами и семьями променяли свое отечество и города на Константинополь, размножились здесь и усилились, приобрели огромные богатства и стали выказывать дерзость и гордость. Их наглости не было предела, она превзошла всякое терпение». Естественно, что при каждой иноземной фактории была Церковь, в которой совершалось латинское богослужение с «филиокве» и другими отличиями от греческого богослужения. Конечно же, это вызывало огромное раздражение греков, особенно простолюдинов, которые не упускали возможности отомстить гордым торговцам. После переворота, устроенного Андроником I, последовавшего вскоре после кончины Мануила Комнина, жители Византии, можно сказать дружно поднялись на латинян и устроили форменный погром: целая часть города, тот район, где жили латиняне, был просто на просто сожжен. Папский легат кардинал Иоанн был убит, обезглавлен, голова его была привязана к хвосту собаки, более 4 000 латинян были проданы туркам в рабство.

Но, конечно, главное, что разъединило латинян и греков, это был крестовый поход 1204г. Один из первых вождей крестоносцев, один из вождей I Крестового похода Боемунд Таренский писал своему товарищу по оружию Готфриду Бульонскому: «Знай, мой возлюбленный, что имеешь дело с самыми опасными зверями. Все их помыслы обращены к тому, чтобы погубить народ латинский». Такое отношение к грекам у латинян было уже в самом начале крестовых походов.

В 1185г. латинянами были взяты Фессалоники. Греческий историк об этом пишет: «Не то изумляет нас, что они грабили вещи, а то, что попирали на землю святые иконы и крест, топтали их ногами, вскакивали на престолы и пели различные непотребные песни. Всячески глумились над верою». Конечно, теоретически крестовые походы могли объединить латинян и греков. Но крестовый поход 1204г., когда был взят Константинополь, никак не мог способствовать этому объединению, если даже сам папа Иннокентий III (1198-1216) писал крестоносцам: «Вы подняли свое оружие не только на мирских, но и на святыню, вы не просто грабили, но святотатствовали, вы попирали святые мощи, святые иконы, вы совершали насилие над девами, обрученными алтарю (то есть над монахинями)». И это было действительно так. Но тот же папа впоследствии с удовлетворением пишет, что «само провидение отобрало Константинополь у непокорных и отдало его смиренным и покорным (то есть латинянам)». Таким образом, папа, хотя изрыгал некие проклятия на крестоносцев, но делал это, очевидно, лицемерно, ибо потом с удовлетворением отмечал то, какое важное приобретение было сделано в результате этого похода. В дальнейшем взаимоотношения греков и латинян строятся по униальной схеме, то есть проходят некоторые диспуты по вопросам веры.

Тем не менее из-за политической обстановки Константинополь вынужден обращаться к папе, к латинской Церкви, и от этого греки постоянно проигрывали, поскольку такая ситуация не позволяла грекам последовательно отстаивать свои позиции в вопросах веры в их переговорах с католиками. Надо сказать, что многочисленные богословы того времени писали объемные трактаты, выискивая даже мелкие отличия между греками и латинянами. Со стороны латинян были даже попросту абсурдные обвинения. В частности, известный латинский богослов XIIв. Гугон Эстериан написал обширнейший трактат, в котором обвинял греков в том, что «они служат в будни, когда храмы совершенно пустые, служат для своих детей и матушек, говорят: «Мир всем», когда им никто ответить не может, потому что церковь пустая». Но были и обвинения по существу: обвинения в некоторой распущенности среди духовенства Греции. В частности католики писали, что на Востоке «монахи постоянно едят или пьют» и т. д. И со стороны греков тоже составлялись обширные трактаты, в которых католики обвинялись во всех смертных грехах как еретики.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей

На сайте allrefs.net читайте: "Лекции Бежанидзе по истории Поместных Церквей"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Последствия раскола 1054 г. в отношениях между Востоком и Западом

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Начало формирования церковных центров
В конце IVв. в Римской империи было четыре префектуры две префектуры в восточной части империи – Восточная префектура и Иллирийская и две префектуры было в западной части империи – Италийская и Гал

Структура курса
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению истории. Сначала поговорим о структуре курса. Итак, Поместные автокефальные Церкви, которые я перечислил, составляют древние Патриархаты: Ко

Церковь Кипра
В первом периоде, то есть в эпоху Вселенских соборов мы видим только одну собственно автокефальную Церковь нам дотоле неизвестную – это Церковь Кипра. Кипрская Церковь действительно прославлена сво

История образования славянских Церквей
Теперь я бы хотел поговорить с вами о таком замечательном явлении в истории Вселенской Церкви, приведшем к созданию, по крайней мере, трех, если не больше автокефальных Церквей – проповеди святых К

История Болгарской Церкви IX – XI вв.
Теперь обратим свои взоры к другому государству, тоже славянскому– Болгарии. Племя болгар – это собственно племя тюркское, смешавшееся со славянами Восточных Балкан, в результате чего образовался е

Влияние миссии Кирилла и Мефодия
Теперь мы поговорим о влиянии миссии святых братьев Кирилла и Мефодия. Еще при князе Борисе святые последователи Кирилла и Мефодия во главе с Гораздом и Климентом, о которых мы уже упоминали, были

История Византии после раскола 1054 г.
Теперь мы обратимся собственно к Византии после разделения Церквей 1054г. В 1054г., как вы помните, императором был Константин IX Мономах. Уже через год он умирает, и на нем практически заканчивает

Ереси и богословские споры в Византии
Одна из самых распространенных ересей того времени, ересь богомилов имела болгарское происхождение. Богомилы были дуалисты, то есть они говорили о двух началах – злом и добром, считали Господа Иису

История Грузинской Церкви IV – XIX вв.
Итак, если вы помните, мы с вами уже говорили, что Трапезундская империя была под контролем Грузии. Поэтому вполне уместно было бы остановиться на Грузинской Церкви, историю которой мы пока еще не

История Болгарской Церкви XII-XV в.
Мы остановились на том, что в Болгарской Церкви было в XIVв. признано патриаршество. Но Болгарское патриаршество просуществовало недолго, вскоре началось турецкое завоевание. Около 1393г. Тырново б

История Сербской Церкви XI-XV вв.
Теперь поговорим о Сербии того времени. Основателем Сербского государства является св. Стефан или в монашестве Симеон (Неманя). Упоминается он чаще как Симеон и изображается на иконах со св. Саввой

Церковные писатели и богослужение Поздней Византии
Сейчас я хотел бы рассказать о церковных писателях и богослужении времен поздней Византии, то есть после раскола 1054г. Среди богословов эпохи Комнинов известен толкователь Священного Писания, конс

Богослужение
Теперь перейдем к богослужебным вопросам: новым праздникам, которые в это время были установлены в Церкви. В конце XIв. в Константинополе между различными группировками возник спор о том, кому из с

Политические партии
Я хотел рассказать о двух партиях в Византии – о партии «зилотов» и партии «политиков». Дело в том, что в Церкви вообще невозможны партии: есть православные и есть еретики, а другие партии невозмож

Византийская Церковь под турецким владычеством
В 1453г. после завоевания Константинополя турки захватили также греческие владения в Южной и Средней Греции и Трапезундскую империю на востоке. В XVIв. были захвачены острова Кипр (в 1566г.) и Крит

Устройство патриархата XVIII в.
Как я уже говорил, смуты в церковной жизни порождались тем, что избрание Патриарха было прерогативой султана. Архиереи практически никак не могли повлиять на избрание Патриарха. Поэтому наиболее ре

Освобождение от власти турок
Теперь поговорим о том, как все-таки произошло освобождение некоторых частей Османской империи от власти турок и о процессе, который привел к появлению самостоятельных государств. Конечно

Влияние католиков и протестантов
Официальное расторжение Флорентийской унии произошло на соборе в 1482г., хотя реально это произошло намного раньше: в Греции уния по существу не успела и заключиться. Собор также рассматривал вопро

Поместные Церкви в период турецких завоеваний
В конце I тысячелетия во времена Византийской империи сформировалась Великая Болгария. Древняя Болгария состояла из двух частей: Западной и Восточной со столицей в Преслове. Но потом русск

История Болгарской Церкви XIV-XIX вв.
После завоевания Болгарского царства турками в 1393г. и после того как последний Тырновский Патриарх Евфимий был увезен в ссылку, патриаршество в Тырново было упразднено, и Болгарская Церковь опять

История Церкви Черногории XV-XIX вв.
Черногория это часть Сербии, область, которая в древности называлась Зетой (или Диоклеи). В XVв. Черногорией правила династия Черноявичев (или Черноевичев). Основателем этой династии был Стефан Чер

История Сербской Церкви XV-XIX вв.
В 1459г. Сербия была полностью завоевана турками и Печская Патриархия прекратила свое существование, но не надолго. В 1557г. она была восстановлена как патриаршество. Первым Патриархом стал свт. Ма

История Румынской Церкви XV-XIX вв.
В прошлый раз мы с вами говорили о XIXв. Вы помните, что в XIX в. сформировались независимые государства – Греция, Сербия, Болгария, а позже и Румыния. По мере формирования этих государств, станови

История Элладской Церкви в XIX в.
В 1821г. вспыхнуло восстание в Морее (то есть в центральной части Греции) против турок. Константинопольский Патриарх Григорий V был убит турками и повешен на воротах Патриархии. Патриархи после Гри

Автокефальные Церкви на территории Австро-Венгерской империи
Мы с вами говорили о тех славянских народах, которые образовали свои Церкви, находясь под турецким игом, и освобождаясь от него, формировали свои автокефальные национальные Церкви – Элладскую, Серб

Сербские митрополии на территории Австро-Венгрии
Австрийский император Леопольд I, желая создать некий заслон от турок, посчитал, что очень хорошей преградой на пути турок были бы сербы. Поэтому он, пользуясь тем, что турки угнетали сербов, всяче

Румынская митрополия на территории Австро-Венгрии
Румынская митрополия, митрополия Трансильвании была создана далеко не сразу после присоединения Трансильвании к Австро-Венгрии (Трансильвания это центральная и северная часть современной Румынии).

История Автокефальных Церквей в XX в.
В результате Балканских войн, проходивших между Болгарией, Грецией и Сербией, произошло перераспределение земель между этими государствами. А в Результате Первой мировой войны произошел раздел Авст

Румынская Церковь
В Первую мировую войну Румыния вступила достаточно поздно, только в 1916г., вступила на стороне Антанты, и сразу же была оккупирована австрийцами. Но война скоро закончилась, и к Румынии отошла зна

Сербская Церковь
Теперь мы продолжим разговор о Сербии. Но я должен вам сразу сказать, что последние 10 лет истории Сербской Церкви я рассмотрю более подробно, посвятив этому отдельную лекцию. Последние события в м

Константинопольская Церковь
Необходимо несколько слов сказать о политической ситуации в Греции. Я вам уже говорил, что в Константинополе к середине XIXв. начало преобладать влияние западных держав, что имело своим сл

Элладская Церковь
В 1923г. архиерейский собор Элладской Церкви даровал своему предстоятелю титул блаженнейший архиепископ Афинский и всея Эллады. С 1925г. при нем действует постоянный синод в количестве двенадцати ч

Церковь Кипра
Теперь обратимся к другой греческой Церкви, которую мы на некоторое время оставили без внимания – к Кипрской Церкви. Мы рассмотрели историю Церкви Кипра до момента захвата о. Кипр крестоно

Александрийская Церковь
Александрийская Церковь, это Церковь египетская, Церковь Африки. В древности территорией египетской Церкви, ее диоцезом был собственно Египет. Как вы знаете преемником свт. Кирилла Александрийского

Антиохийская Церковь
Антиохия была очень быстро завоевана мусульманами, и Антиохийский патриарх большую часть времени проводил в Константинополе. В XIXв. он вернулся в Антиохию, но поскольку Антиохия это город достаточ

Иерусалимская Православная Церковь
Иерусалимская Православная Церковь из всех древних патриархатов наиболее консервативна, хотя она тоже подвергалась различным завоеваниям, в частности мусульманским и латинским. Во время крестовых п

Албанская Православная Церковь
Само государство Албания возникло с 1912г. после того как Албания была освобождена от турецкого господства. Албанцы изначально были просвещены светом христианской веры еще во времена Римской импери

Православная Церковь Чехии и Словакии
Я вам уже говорил, что на землях Чехии православие было проповедано еще Кириллом и Мефодием. Но Чехословацкая Церковь не успела сформироваться как православная, потому что в конце XIв. политическая

Болгарская Церковь XIX – XX вв.
Мы рассмотрели историю Болгарской автокефальной Церкви до 1870г., когда по ферману турецкого султана был учрежден Экзархат Болгарской Церкви. Вы помните, что возникли очень серьезные противоречия м

Грузинская Церковь XIX - XX
Мы оставили Грузинскую Церковь в 1811г., когда эта Церковь стала частью Русской Православной Церкви, то есть автокефалия Грузинской Церкви была упразднена. Я вам уже говорил, по какой причине это п

Польская Православная Церковь X-XX вв.
Хотя, как считают некоторые историки, князь Мешко I (Мечислав) был крещен от учеников свв. Кирилла и Мефодия в 966г., но более правы, наверное, те, кто считает, что он был крещен сразу от католиков

Американская Православная Церковь XVIII-XX в.
В 1793г. началась миссия Православной Церкви в Америке, в частности на Аляске. Возглавил эту миссию архимандрит Валаамского монастыря Иоасаф (Болотов) с несколькими монахами и иеромонахами Валаамск

Японская Церковь
Несколько слов о Японской Церкви. Вместе с автокефалией Американской Церкви была провозглашена и автономия Японской Церкви. Японская Церковь, как вы знаете, была основана трудами свт. Николая Японс

Церковь в Китае
Русская Православная Церковь пыталась организовать Китайскую миссию еще при Петре I, когда в Китай был послан свт. Иннокентий Иркутский, но его не допустили в Китай, и он стал владыкой в Иркутске.

Армянская Церковь до отпадения
Меня просили сказать несколько слов об Армянской Церкви. Просветителем Армении считается равноапостольный преп. Григорий. В 286г. в Армении вступил на престол царь Теридат, который находил

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги