рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Метафизика пола

Метафизика пола - раздел Физика,   Перевод С Французского В. И. Русинова  ...

 

Перевод с французского

В. И. Русинова

 

1996 г.

ББК 71.0

Э15

Юлиус Эвола

Метафизика пола

Пер. с франц. — М.: Беловодье, 1996. — 448 с.

Книга известного итальянского мыслителя-традиционалиста Юлиуса Эволы получила огромную известность на Западе и считается классическим трудом, исследующим проблемы пола и сексуальности. Проанализировав огромное количество материала, сосредоточенного в древних источниках, культурах, религиях, мистериях, наконец, в самой истории, автор приходит к парадоксальному выводу об ослаблении инстинкта пола в западном мире, вызванного разрушительным характером сексуальной революции. Книга, без сомнения, привлечет внимание достаточно широкого круга читателей, интересующихся сакральными аспектами взаимоотношений мужского и женского начала.

 

© Издательство "Яелобм/ье 1996

© Перевод с французского: В.И.Русинов © Предисловие: С.Ю.Ключников

ISBN 5-88901-006-9

 

Оглавление

Предисловие

Метафизика Эроса Юлиуса Эволы 5

Введение

1. К определению предмета 25

2. Пол в современном мире 32

Глава 1« Эрос и половая любовь

3. Эволюционистские предубеждения 36

4. Любовь и секс 37

5. Эрос и инстинкт продолжения рода 40

6. Миф о "гении рода" 45

7. Эрос и стремление к удовольствиям 49

8. О сладострастии 51

9. Магнетическая теория любви 56

Ю.Уровни "сексуализации" 64

11.Пол физический и пол внутренний 70

12.Условия существования и формы эротической притягательности 75

Глава II Метафизика пола

¦

13.Миф об андрогине 84

14.Эрос и различные состояния опьяненности 91

15."Биологизация" и падение Эроса 95

16.Афродита Урания. Эрос и красота 103

17.Вожделение. Миф о Поросе и Пении 10

8Глава III» Явления восхождения в

профанической любви

18.Пол и "человеческие ценности" 115

19."Вечная Любовь". Ревность. Половая

гордыня 120

20.Явление трансценденции при наступлении

половой зрелости 124

21.Любовь, сердце, сон, смерть 129

22.Союз любви, боли и смерти 134

23.Сладострастие и страдание.

Садомазохистский комплекс 13

824.Экстазы эротические и

экстазы мистические 146

25.06 опыте половых объятий 153

26.Стыд: его метафизика и виды 161

27.Смысл оргии 167

28.Маркиз де Сад и "Путь левой руки" 171

29.Распутин и секта хлыстов 179

Глава IV. Боги и богини, мужчины и женщины

30.Мифология, онтология и психология 182

31. Метафизическая диада 189

32.Архетипы деметрические и афродические.

Девственность. Глубинная нагота 199

33.Различие типов мужского начала

в мифологии 209

34.Мужское и женское в проявлениях 212

35.0 демонизме женского. Символика

перевернутого объятия 220

36.Phallus и menstruum 226

37.Мужская и женская психология 232

38.Женщина как мать и как любовница 240

39.Жалостливость, сексуальность и

жестокость у женщин 247

40.0 женском очаровании. Активность и

пассивность в половой любви 250

41. Об этике полов 259

Глава У. Сакрализация и пробуждение

42.Брак как "таинство" в традиционном мире 263

43.Христианство и сексуальность 269

44.Священная проституция. Иерогамия 275

45.Инкубы и суккубы. Фетишизм,

припоминание и пробуждение 283

46.Процессы пробуждения в средневековой

рыцарской любви 290

47. посвятительном опыте "Адептов любви" 295

48. смыслах "шабаша" и "черных месс" 305

49.Доюрина андрогина в христианской мистике 313

Глава VI. Цол в мире посвящения и магии

50.Трансмутация и воздержание 322

51. Техника глубинной трансмутации в кундалини-йоге и даосизме 326

52.Пол в Каббале и Элевзинских Мистериях...335

53.Тантрические сексуальные практики……….339

54. О правилах тантрических сексуальных практик и их опасностях 347

55.Тайные сексуальные практики в китайском даосизме 362

56.Сексуальные практики в арабском мире и герметическая символика 372

57."Цепь Мириам" и "пиромагия" 378

58."Свет пола" и "телемский закон" 382

59.Предположения относительно так называемой "оперативной

половой магии"..392

Заключение 400

Приложение

Шактизм и "Адепты любви"

(из книги "Тантрическая йога")

 

От переводчика

Метафизика Эроса Юлиуса Эволы

Поэт, художник, культуролог, переводчик, философ, альпинист, политолог, общественный деятель, Юлиус Эвола прожил большую и яркую жизнь, которую… несколько периодов: анархистско-нигилистический, активно-политический,…  

Пол в современном мире

Все, что попадает в зону их влияния, не вправе ждать пощады, исчезают даже те общественные слои, которые в другие времена славились своими… Важно понять характер всей этой секспандемии. Речь вовсе не идет о буйной… и справедливо ожидалась бы та ментальная интоксикация, которая, напротив, типична и актуальна сегодня. Есть и иная…

Глава 3 Эрос и половая любовь

. Эволюционистские предубеждения

Очевидно, что место, отдаваемое полу и сексу в конкретной цивилизации, зависит главным образом от ее понимания природы человека, от антропологической концепции в целом. Очевидно, что антропология, не сводящая человека лишь к его физиологической природе, иначе смотрит на эти проблемы, чем чистый биологизм. Добавим, есть эпохи, когда — как сказал X.JI. Фильп — кажется более уместным писать с большой буквы — "Естественный отбор", чем "Господь Бог".

Общая картина так называемой "сексологии", от ее начала и до наших дней, представленная в основном претенциозно "научными" трактатами, несет на себе печать материализма XIX века, прежде всего дарвинизма. Человек в ней выглядит уродом и вырожденцем.

Он будто бы происходит от животного в результате "естественной эволюции"; соответственно, и жизнь пола представлена в терминах чисто животных инстинктов. И тут же человек объявляется "исключительным" и "положительным" биологическим видом.

Общая тенденция ясна — замена "высшего" "низшим", стремление объяснить "высшее" "низшим". "Человеческое" просто заменяется "физиологическим" и "животным". Затем появляется под пикантным соусом тонкого вкуса утверждающий то же самое психоанализ. Следует ясно понять, что для психоаналитической антропологии важен до-личностный, под-личностный мир бессознательного, "Оно" коллективных архетипов исторического "низа", все якобы глубинное, якобы древнейшее. Исходя из гипотетического вездеприсутсвия этих "глубин", психоаналитики и претендуют на объяснение всего происходящего с нами или внутри нас. Излюбленными объектами психоаналитических игрищ служат, конечно, любовь и секс, рассматриваемые как некие психические автономии.

Предпосылок для создания любой точки зрения всегда множество — и самых разных. Мы отвергаем современную теорию эволюции, открыто предпочитая ей традиционный инволюционизм. Не человек произошел от обезьяны, а, напротив, обезьяна произошла от падшего человека. Совершенно справедливо мнение де Местра, что дикие народы не могут считаться примитивными (в точном смысле слова "примитивный" означает "первобытный"). Скорее всего это выродившиеся остатки каких-то более древних рас, полностью исчезнувших. Так же и у животных. Уже многие ученые открыто восстали против эволюционистской догмы — Кольбрюгге, Маркони, Вестенхеффер, Адлофф. Так называемые способности человека — лишь истощение тех действительно богатых возможностей, которые заложены в человеке. Это как бы побочный продукт истинного, внутреннего процесса человеческого становления. Онтогенез — биологическая история индивида — не повторяет полностью филогенеза — истории развития вида — но как бы "пробегает" заново потенциальные возможности, делает наброски, двигается дальше, подчиняясь некоему высшему принципу, все более и более определяющему развитие личности*

Фундаментальные различия подходов касаются и нашей проблемы. Мы не можем считать жизнь пола у человека продолжением животной жизни. Человек сам по себе, а животные сами. Любое совпадение, если оно касается человека, есть его падение и вырождение, не биологическое, но духовно-душевное. Сходство есть только там, где налицо "инстинкт размножения". Однако эта сфера производив

4. Любовь и секс

Но каков же все-таки главный объект нашего исследования? Конечно, не половой акт сам по себе. Скажем так — раз речь идет о человеке, объектом внимания оказывается широкий феномен, именуемый обычно любовью. Но есть ведь и любовь в общем смысле, любовь к родителям, к прекрасному, любовь к родине, материнская любовь и так далее. Существует также "идеальная"

или сентиментальная концепция любви мужчины и женщины, где она теряет свои очертания или в филантропии текущей жизни или в интеллектуальных восторгах — не важно. Чтобы быть точным, следует договориться о более узкой сфере применения понятия "половая любовь". Мы будем говорить об этом чувстве только в совокупности физических, душевных, моральных и даже интеллектуальных факторов, выходящих за область биологического. О соединении в полном смысле слова, а не о простом совокуплении.

Действительно, человеческая любовь различна в своих формах и выражениях. Стендаль различал любовь-страсть от любви чисто эстетической, любовный изыск как от чисто плотского соития, так и от любовного тщеславия. Нас все это мало интересует. Это чисто периферические аспекты, сходящие на нет, как только один из них становится господствующим. Надо понять их как части единого эротического феномена. Конечно, больше всего нас интересует любовь-страсть. По сути, она одна и есть любовь как таковая. И лишь о ней — слова Поля Бурже, что лишь одно душевное и физическое состояние способно упразднить все остальные в наших мыслях, сердцах и чувствах, и это — любовь.1 Любовь физическая, о которой говорит Стендаль, — это все-таки всегда растворение, развоплощение и упрощение. Она

кажется составной частью любви-страсти. Отчасти — да, но сама по себе она лишь низший предел последней, хотя и всегда присутствующий. Наша фундаментальная точка зрения, в отличие от "позитивистской", такова: соединение полов — не биологический и не физический акт. Но в то же время это важнейшая цель и заключение каждого переживания, основанного на взаимном тяготении между полами, центр тяжести всякой любви.

Конечно, в любви могут сыграть свою роль утонченность, преданность, верность, дух самопожертвования, возвышенные проявления чувств. Но этого, как и "чистой биологии", мало. С экзистенциальной точки

1 PBourget Physiobgw de Гатошъ moderne P?ris. 1890. Этот зшг,? утвегсадает,

зрения все это — "другое", любовное двойничество, которому не хватает "воплощения", по привычке именуемого "физическим" влечением, следствием которого является соединение тел и потрясение собственно полового соития. Это характерно как раз для такого момента, которому свойственна, если можно так выразиться > излишняя поспешность, быстрый переход к действию и завершение в кульминационной точке оргазма, являющемся естественным "terminus ad quem" всего эротического переживания. Когда мы охвачены "физическим" притяжением, в нас пробуждается половой зов, наиболее глубокие, стихийные слои нашего существа приходят в движение. Увы, самая возвышенная любовь между разнополыми существами невозможна, в некотором роде ирреальна без такого вот досадного, казалось бы, случая "короткого замыкания", наиболее грубая форма проявления которого — оргазм. Но в нем же спрятано и метафизическое надличное измерение пола... Конечно, "чистая" любовь может также вывести за пределы индивидуального, например, когда любящий просто жертвует собой ради любимого. Но как склонность духовная, она начинает в этом случае "плодоносить" иначе, на ином уровне: не в особом ощущении, а, так сказать, на реальном изломе бытия. Глубины же, повторим, приводятся в движение только действительным соединением полов.

Очень часто такие формы "чистой" любви, как простая симпатия, нежность, жалость, замещая собою проявления сексуальности, не представляют ничего иного, нежели сублимацию, замещение или даже извращенную инфантильность. Это, правда, в большей степени интересно для психоаналитиков, но и нам придется это иметь в виду.

Следует также отвергнуть взгляд, что переход половой любви в социальную и интеллектуальную, связанную с брачно-семейными отношениями, есть некий "прогресс". С экзистенциальной точки зрения это как раз "падение". В любви формализованной связь с ее собственно изначальной силой или будет утеряна вовсе, или удерживается "по привычке". Как мы в дальнейшем увидим, любовь, перенесенная в такую плоскость, в плоскость "человеческого, слишком человеческого"

(Ницше), является ничем иным, как суррогатом. Метафизически в такой любви человек создает себе иллюзию растворения, хотя он, напротив, нуждается в утверждении и в онтологической интеграции, которые составляют главную и бессознательную основу полового влечения Шиллер писал: "Страсть проходит, любовь должна остаться". На это можно смотреть как на что-то естественное, а можно увидеть и одну из драм человеческого существования. Ибо только страсть может вести к "сверкающему мгновению единства".

Эрос и инстинкт продолжения рода

и через которую появляемся на свет. Через женщину мы возвращаемся к Отцу, подобно тем, кто ослеп и обезумел, видя чудо Преображения". Лоуренс… Человеческая любовь, человеческий секс, если принять за "норму'1 животный… В любое время, не важно какое, человек может желать и любить; и это является естественной чертой его любви.

Эрос и стремление к удовольствиям

Вот пример происходящего с теорией "принципа удовольствия" как основы всякого влечения. Конечно, можно признать, что в большинстве… Все это, конечно, не означает осуждения всякого ars amandi как извращенно… 1 Как говорит один из персонажей Андре Мальро, всякое желание есть яд. Китай был побежден опиумом, мусульманский мир —…

О сладострастии

Пиобб написал в своей книге: "Сексуальный спазм5 собственно говоря, не является физиологическим. Остается лишь "списать" удовольствие… Подобное происходит, например, в области психологии, где психологические… Рекорд же пошлости был побит позитивизмом XIX столетия, опирающимся на такую вот теорию: "Гене-г тическая…

Магнетическая теория любви

Как мы уже видели, ни биологический "финализм", ни генетический импульс, ни отчужденная идея удовольствия не объясняют природы Эроса.… 1 Это, конечно, шутка, но не только — о молодой американке, которая спрашивает… ванное полярностью полов, подобное полярной природе магнетизма. Конечно, через материальное, психологическое можно…

Пол физический и пол внутренний

большей или меньшей проявленности качественной основы у разных людей. И тогда те или иные проявления пола оказываются "снятой… ш ставляет "персону" индивида, что, как известно, означает ларву, маску актера в противоположность…

Условия существования и формы

Эротической притягательности

Ранее мы уже различали два главных уровня человеческого бытия (сущность, лицо, маска, "персона"); те перь мы должны разделить первую из… жизни человека.1 Все то, что в человеке есть характерного и естественного, то,… лежащей по ту сторону пространственно-временных феноменов.

II. МЕТАФИЗИКА ПОЛА

Миф об андрогине

Через мифы мы постигаем метафизическую глубину пола. Возьмем один, который на Западе считается ближайшим к нам по времени, предупредив, однако, что… Первая теория касается мифа об андрогине. Как и почти все мифы, вставленные… По Платону1 существовала некогда исконная, первоначальная раса, "сущность которой ныне угасла", раса…

Эрос и различные состояния опьяненности

1 Ibid, 202 d-e. 2 Федр, 265 а. чен порывом. Пусть себе торжествуют победу те, кто докажет к тому же, что не на пользу влюбленному и возлюбленному…

Quot;Биологизация" и падение Эроса

Ранее уже обозначенный смысл метафизики пола, с одной стороны, получает здесь свое подтверждение: стремление на едином вздохе к вечному обладанию… 1 Пир. 205 d - 206 а. 2 ibid 206 b.

Афродита Урания. Эрос и красота

Область эта для исследователя темна. Прежде всего, что же это за "высшие таинства" — неужели простой гуманизм культуры? Вроде бы и да —… 1 В связи с этим можно напомнить слова Корана (сура LXIV, 14): "О вы,… 2 Пир. 180 d-e.

Вожделение. Миф о Поросе и Пении

Толкование любви как "желания красоты", то есть телесной красоты, открытой прежде всего органу зрения, предполагает исключение других… 2 Plotin, Епп.у I, v.I. 3 Платон. Пир. 203 Ь-с.

III. ЯВЛЕНИЯ ВОСХОЖДЕНИЯ В ПРОФАНИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ

Метафизическая характеристика всякой любви — превышение индивидуального бытия, его ценностей, норм, интересов, интимных связей — тем более… Абсолютное всегда — по ту сторону замкнутого "я" эмпирической… Даже в повседневной жизни любовь и секс всегда есть некоторое самопреодоление, саморасширение. Нет смысла напоминать о…

Quot;Вечная любовь". Ревность. Половая гордыня

Конечно, за собственно любовь принимают разные чувства — от чистого желания до стремления к увековечиванию любимого образа. Эта жаждя способна… тинная любовь неотделима от слова "всегда", она стремится к… Так все понятнее природа верности и ревности. Ни животное чувство, ни продолжение рода, строго говоря, не требуют этих…

Явления трансценденции при наступлении половой зрелости

Первое познание пола, точнее, противоположности полов рождает растерянность, смятение, отчаяние и, во всяком случае, психофизическое потрясение… Томленью жизни смерть предел кладет навеки. Вот почему, томясь, дрожит пред… При внимательном исследовании все патологии юношеского возраста связаны с этим фактором. Зарождение полового чувства…

Любовь, сердце, сон, смерть

1 Об этом говорят различные письменные источники: Brbadaranyaka- upanishad, IV, i, 7. ("Сердце есть средоточие всего существа и его… pbylosopbia. III, 37) и Т.Д. 2 Cf. Brhadaranyaka-upanisbad., II, i, 16-17, cf. Agrippa, III, 37.

Союз любви, боли и смерти

Но мало кто познал — Любовь есть тайна. В ней голод гложет нас И жажда вечна.1 Можно говорить о "редко встречающейся и таинственной плотской жажде,… 1 Hymnes spirituels XV.

Сладострастие и страдание. Садомазохистский комплекс

1 Известно, что опера Тристан и Изольда была вызвана своего рода сублимацией горячей страсти Вагнера к Матильде Везендонк. Выражения, которые мы… 2 Им смерть и жизнь достались в дарованье, Единство в разности и общее страданье. Взаимно жизнь друг друга в них текла — Вначале только двойственность была. …

Экстазы эротические и экстазы мистические

профанадия этих практик вскрылась в Риме, при Тиберии — храм Исиды был закрыт Сенатом в связи со скандалом, вызванным попытками патриция Мундуса,… 1 Древняя рукопись, найденная у одной из шотландских ведьм, показанная… 2 Kraft-Ebing. Psybopatbia sexsualis. cit., р. 40.

Об опыте половых объятий

1 Piobb, V?nus cit, р. 80. Во введении к книге мы говорили, что обычно ни мужчина, ни женщина не могут… Уже в Упанишадах1 упоминается состояние экстаза и случаи "упразднения сознания как внешнего, так и внутреннего…

Стыд: его метафизика и виды

можно, по сути, все равно справедлива поговорка animai post coitum triste, и то же самое в полной мере относится к человеку. Прежде всего речь вдет,… Объяснить это можно только, если посмотреть "с той стороны"… Обо всем этом следует помнить, имея в виду такую важную составную часть эротического поведения, как явление стыда.…

Смысл оргии

Наблюдения над метафизикой оргии позволяет предположить, что объяснить ее надо именно после разбора феноменологии профанной любви, но до перехода к… коллективных оргиях случаев оплодотворения всегда было очень мало — гораздо… Конечной целью оргиастического промискуитета, как мы его понимаем, является нейтрализация и последующее исключение из…

Приложение к III части

28. Маркиз де Сад и "Путь левой руки"

Мы уже приводили различие между садическим поведением психопатов, извращением, смысл которого в жажде жестокости как психическом возбудителе на пути к половому удовлетворению, и садизмом как естественном проявлении эроса, направленном за пределы обыденного. Во-первых, садизм в узком, чисто сексуальном, смысле и в смысле широком. Тогда женщина и секс могут не участвовать в мотивировке поведения или присутствовать на его периферии — главное же в получении удовольствия от творения зла самого по себе, жажды разрушения. Связь между этими двумя видами садизма вовсе не обязательна, что игнорируется психологами и психоаналитиками. Садизм в общем смысле соотносится с гораздо более широкой и важной областью — общей экзистенциальной ориентацией. Вообще надо понять различие хотя и предельно проблематичного, но чистого в основе своей опыта от искусственности, граничащей с извращением или прямо таковым. Обычно извращением считают наслаждения, почитаемые господствующей моралью за "зло" или "грех". Садизм, конечно, имеет к этому отношение. Показателен пример Бодлера: он знал, что любовное наслаждение всегда включает в себя творение зла. Как мужчина, так и женщина, с рождения ведают о зле — средоточии всякого сладострастия."1 Но "извращенность" декадентской литературы XIX века (Байрон, Бодлер, Барбе д'Орвильи, Оскар Уайльд, Вилье де л'Иль Адам, Суинберн, Мирабо и т.д.) умозрительна и искусственна. Дело в другом — реальную склонность к извращению имеет уже ребенок, получающий удовольствие от совершения чего-нибудь "запретного"— все равно чего. Возбуждает сам факт запрета — в связи с этим Анатоль Франс писал, что, утверждая греховность плотской любви, христианство способствовало ее рас-

пространению. Многочисленные пугающие описания черных месс и сатанизма, вроде содержащихся в книгах Гюисманса, только питают почву для подобных проявлений. Это вообще характерно для декаданса. И надо разобраться — что же все-таки есть садизм в чистом его виде. А потому обратиться непосредственно к рассказу о человеке, давшем свое имя этой "тенденции" — "божественному маркизу" Альфонсу Франсуа де Саду (1740- 1814).

Кто изучал жизнь этого человека, всегда начинал понимать, что "садизм" его был все-таки тоже умозрителен, точнее, интеллектуален. Сам де Сад был деликатен, почти женственен. О конкретных жестокостях, совершенных им, ничего не известно. "Распутство" его было обычно для высшей знати того времени — времени "либертинажа". Однажды он высек свою любовницу — но это обычная, издревле известная эротическая практика. В период революционного террора, когда кровь лилась рекой, де Сад спас многих близких и друзей от гильотины. Две его основные любовные связи — с собственной женой, разлученной с ним вовсе не по причине "садизма", а также с ее сестрой, — вполне "нормальны". "Садизм" де Сада проявляется лишь в книгах, рожденных одиночеством, — в тюрьме, а затем в больнице в Санте, куда поместил его Бонапарт вовсе не за какие-то "извращения", а просто за памфлет, написанный де Садом против него, Бонапарта. Множество женщин, искренне любивших заключенного, буквально осыпали Наполеона прошениями об освобождении "бедного маркиза".1

Обратимся теперь к писаниям де Сада. Да, мы действительно находим там философское обоснование и даже оправдание садизма. Согласно маркизу, господствующей силой во вселенной является сила "зла", разрушения, преступления. Он признавал существование Бога-Создателя и Правителя мира. Но Бог в восприятии маркиза зол, Его природа — "зло". Ему доставляет удовольствие разрушение и преступления — средства осу-

1 См. об ЭТОМ: A-Duhren. DerMarquis De Sade undseine Zeit Jena, 1901.

ществления Его замысла о мире.1 Вот почему все негативное в мире преобладает над позитивным — это закон реальности: природа открывает нам, что создана ради разрушения и оно — первейший ее закон.2 Все ценности в мире перевернуты: отрицание и разрушение его служит положительным целям. А согласное с Божественной волей — мировому порядку (точнее, беспорядку). Поэтому противление Богу и миру, по де Саду,—благо; противники Бога служат добродетели, гармонии, добру.

Еще одно логическое следствие — порок и преступление находятся в согласии с господствующей космической силой и поэтому всегда побеждают, благоденствуют и наслаждаются удачей в то время как добродетель порушена, наказана и отмечена непреодолимой слабостью.3 Отсюда берет начало собственно садическая тема — разрушительного экстаза, наслаждения жестокостью как нарушением порядка. Счастье человека на земле так же связано с преступлением, как солнце является главным сожигателем растительности, — утверждает де Сад4 и добавляет: "Каждое действие, связанное с наслаждением, есть разрушение. Нет большего экстаза, чем вкусить этого божественного бесчестия!" Наслаждение разрушением и нарушением космических законов5— нечто близкое к самоощущению "сверхчеловека". "Мы боги!" — восклицает один из персонажей его романа.

Так называемый половой садизм — .попросту часть садизма в самом общем смысле. "Садическое" понима-

1 De Sade. Juliette, ои lespwspecities du vise. ed.1797, II. Восприятие де Сада таково. Существует Бог, создавший все видимое, однако ради зла; Он сотворил все во зле, и зло. Его сущность Ради зла Он создал мир, посредством зла поддерживает его, через зло и во зле продлевает; только во зле творение может существовать. Я вижу в мире только вечное и всеобщее зло. Создатель вселенной — самое зло, самое жестокое, самое ужасное из населяющих ее существ. Он будет существовать и после них — в Его лоно, лоно зла, вернутся они» полные зла.

2 De Sade. Justine, ои les malheurs de la vertu. I.

3 Де Сад говорит о "заблуждениях добродетели": она противоречит всей системе мироздания, и все, кто ей следует, должны через ужасные мучения, преодолев ее, войти в лоно зла, дабы обрести возрождение и

"восстановление" (Juliette. II).

4 Justme II

5 Juliette. II

ние мира таково: всякая аберрация, нарушение порядка, освобождение и извращение есть расширение горизонта видения. По де Саду, "извращение" присутствует везде, где есть наслаждение упадком, злом, смрадом. Но ведь, если вдуматься, это противоречит его философии, взятой в ее целом. В самом деле, если действительно веришь в злого Бога и сотворенный Им мир, то ощущать зло как зло — странно. Что скрывалось за этим? — Прац даже утверждал, что через наслаждение упадком и насилием против сущего садизм в глубине своей утверждает "добродетель". Будто бы, попирая природное и божественное, он восстает против укорененных во зле основ творения. Таким образом, получается, что так называемый "сатанизм" может бессознательно оказаться "священным по природе", и это касается не только садизма, но и всего в наших душах, тайно ищущего наслаждения в попрании и сопротивлении окружающему миру и его законам. Есть разница, когда мы сознательно совершаем (или, напротив, не совершаем) что-либо, считая это злом и грехом, и когда то же самое ни во зло, ни в грех не вменяем. Чисто фактологически, вовсе не ради какой-то полемики, можно вообще не называть никаких действий "злыми", "греховными" или "упадочными" или во всяком случае не вкладывать в эти слова оценочного смысла. Просто говорить о них как о мировых силах.1

Измерений "садического" опыта множество — среди них, например, относящиеся к метафизике боли. Де Сад вовсе не был первым, обнаружившим, что деструктивные элементы мира способны складываться в своеобразную противорелигию; просто необычность и "извращенность" его идей для его времени обратила на них более пристальное внимание. Существуют метафизичес

1 В истории известен случай действительного, а не умозрительного, как в случае с де Садом, садизма. Это касается знаменитого зверствами и извращениями маршала Жиля де Ре, сражавшегося под знаменами Жанны д'Арк. Неотвязно совершая такие поступки при жизни, он, однако, умер, приняв полное церковное покаяние. Так же и Оскар Уайльд, апологет извращения, бывший в жизни гомосексуалистом и придававший этому пороку эстетическое значение, также принял покаяние, в отличие от своего героя Дориана Грея, постоянно делающего зло, воспринимаемое, однако, как добро.

кие концепции, выделяющие три силы, три начала творения: собственно творящее, охранительное и разрушительное: в индуизме это известная триада ьрама- Вишну-Шива". В абстрактно-теологических терминах это божество, одновременно создающее, сохраняющее и губящее им же созданное. В динамическом и имманентном смысле разрушитель в этой триаде — бесконечный Шива, бесконечно через разрушение преодолевающий все конечное, всякий закон, всякую вещь. Это и называется "Путем левой руки", в тантрических терминах — vSmacara. На западе известен до-орфический дионисизм, религия Загрея, "Великого Охотника, все опрокидывающего навзничь". На Востоке это тот же шиваизм и культы Кали, Дурги и других божеств "ужаса" — у многих народов сохранился этот древний восторг разрушения, освобождения, упадка; в интимных отношениях освобождающая экзальтация ведет к оргиастическому опыту. Что же до де Сада, то у него встречаются мотивы, этот опыт явно обожествляющие, освящающие и преображающие.

Bhagavad-gita, индийский текст, не менее популярный, чем Библия, описывает "Путь левой руки" в строго метафизических и теологических терминах. Божество в своей наивысшей форме открывшееся таковым, согласно тексту, воину Арджуне, не может не быть бесконечным, а значит, не может не порождать также и кризисов, разрушений, ломки всего конечного, условного, смертного. Оно подобно току высокого напряжения, сотрясающему все, к нему подключенное. Время, также изменяющее и разрушающее формы, — один из аспектов такого трансцендирующего божества. Плод разрушения — обнажение высшей реальности в моменты самых страшных кризисов и потрясений. Bhagavad-gita не оправдывает ни зла, ни извращения — она лишь дает "метафизическую санкцию" воинскому героизму, попирающему простую человечность и сентиментальность. Божество посылает воина Арджуну в мир — сражаться и сокрушать. 'Те, кого ты убьешь, уже убиты во мне — ты

только орудие."1 Рожденный воином не может щадить жизни — ни своей, ни чужой — этим он хранит верность высшему закону. Арджуна воплощает могущество как таковое, всеобщее и страшное, трансцендентное, всеразрушающее могущество как путь к освобождению. Это высший путь, божественное опьянение, "мания", или, по Платону, героико-воинское в собственном смысле. Минуты активной экзальтации разрушения и есть священное безумие кровавой жертвы, требуемое "божествами ужаса". Отголоски этой традиции слышны у Но- валиса, воспринимающего страдание и болезнь как трансцендирующие состояния. Через "зло" проявляется свобода, свобода выбора и суда. "Когда человек стремится превзойти Бога, он грешит". Изменение, дряхление и сама смерть плоти связаны с тем, что духовное находится по ту сторону природного бытия, конечного и условного. "Негативное"— следствие торжества духа над природой, а не наоборот. "Ход истории есть объятия", — говорит Новалис, а смерть — приятие жизни в таковые объятия, переход в новую жизнь по ту сторону жизни.2 Можно привести и слова Шлегеля: "Жажда разрушения отражает смысл божественного творения. Через смерть торжествует жизнь вечная".3

Воззрения Новалиса, конечно, только тень "Пути левой руки"; к тому же все это он знал только умозрительно, сам живя иначе. Но и у "божественного маркиза" де Сада, хотя он, конечно, вовсе не "божественен", знание этих путей тоже нельзя считать столь уж перверсивным и "сатанинским". Связь мистики отрицания и секса вовсе не всегда проявляется у него так прямо. К тому же следует еще и еще раз подчеркнуть — "предельные" эротические переживания вовсе не всегда "извращение".

Дополним сказанное о "Пути левой руки", как понимает его индийская традиция. Он не отделим от доктрины цикличности проявлений, чередования pravriti marga и nivriti marga , после завершения которых насту-

1 См. у де Сада {Justine. И): если разрушение — закон природы, то разрушитель только ему noBHHve-rr

2 Ed. Heilborn, O 650 «, .

3 F.Schlegel " ,

пает повторение цикла. На первой фазе абсолютный дух определен, структурирован, связан формами и ограничениями (имя-и-форма, nama-rupa), видимыми во всех вещах и сущностях, окружающих нас. Когда процесс оформления доведен до предела, начинается вторая фаза, nivriti marga, отмеченная возвращением к бесформенным истокам, освобождением духа от всего конечного и проявленного разрывом связей с идентификациями, сложившимися на предшествующей стадии.1

Брама и Вишну, божества созидающие и охраняющие, царствуют над pravriti marga, Шива над nivriti marga. В глубинном смысле "Путь правой руки" (dakshinacara) соответствует первой фазе, "Путь левой руки" (vamacara) — второй. Первому, созидательно-консервативному аспекту становления соответствуют стабильные законы, нормы и культы; в этике господствует принцип верности (svadharma) внутри традиции. На второй фазе путь обратен — нарушение всех норм и разрушение всего. Личным поведением здесь может быть или строгий аскетизм, или, напротив, разрушительный разгул страстей. Этот последний, собственно, и именуется vamacara, "Путем левой руки", который в тантрических практиках охарактеризован как "тайный ритуал" (Pancatattva), в то время как аскетизм представлен Laya-yoga или Йогой растворений. Корень vama (левый) в слове vamacara в некоторых текстах истолковывается как "обратный" и понимается как противоположность pravriti marga. В конце концов vamacara оказывается ключом ко всякому разрушению законов и норм, к этике антиномизма, точнее, аномии, то есть непосредственно к nivriti marga. Технически "метод", открытый "мастерами" этого пути, заключается в использовании сил pravriti (то есть сил положительной стадии проявлений) для саморазрушения и саморастворения.2 Siddha, адепт этого пути, не знает

1 Это совпадает с теорией Плотина о proodos или epistrofe — вторая фаза здесь также соответствует тому, что стоики называли ekporosis, а ранние христианские авторы — apokatastasis panthos. Последнее относится к событиям, должным ппскзойш в Конце Времен.

2 Можно сослали РГ Оалекча Гноошка (см. Mead, cit, р.224): "С самого начала вь_ Зессмер ны, вы сыны Жизни — жизни, участвующей в игре Эолов. ;г вы должны раздели аъ в себе долю смерти, расточить

законов, его именуют svecchacari, то есть "тот, кто делает, что хочет".

Другое значение слова vama, "левый" — "женщина"; отсюда значение, придаваемое использованию на этом пути женщины и присущего ему оргиазма (Pancatattva- tantra связана с использованием женщин и опьяняющих напитков), отсюда и широкое понимание "Пути левой руки". Это наименование можно считать синонимом latasadhana, более сложного понятия, связанного с использованием женщин в магических половых сношениях.1

Естественно, сектанты, избравшие этот путь, превозносили его и проклинали противоположное. Так, например, Тантра утверждает, будто бы разница путей "левой" и "правой" руки такая же, как между вином и молоком.2 Тем не менее оба эти пути якобы ведут к одной цели. В связи с этим подчеркивается, что избрание того или другого должно соответствовать внутренней сущности каждого. По этому поводу Дж.Вудрофф замечает: «"Злом" следует считать "не подходящее мне лично", "добром" же — наоборот». Древнее высказывание поп licet omnibus Citheram adire — о том же самом.

В заключение следует подчеркнуть, что Bhagavad-gita считает "Путь левой руки" наиболее подходящим для воина, хотя так ничего конкретно не сказано о сексу- ально-оргиастической практике. В самой Bhagavad-gife "Путь левой руки" включен как составная часть в более высокие планы и проявления ритуализированного и сакрализированного существования и является частью dakshinacara, "Пути правой руки".

и растворить саму смерть дабы смерть умерла, в вас от ваших же рук — нерастворимые, вы растворите собою весь мир, и будете мастера сотворения и растворения". О "левом" пути в каббалистике см. у Аг- риппы (De occulta pbilosopbia. III, 40): каббалисты разделяют два аспекта божественности: левая рука и "шпага Божества", аспект ужаса, "отпечатанный на человеке", аспект, подчиняющий все единому порядку, и haesed милосердие, правая рука, принцип любви. Агриппа указывает (ibid, III, 63), что Юпитер держит свой скипетр в левой руке, ибо "с этой стороны — духовное средоточие жизни".

1 См. I.Woodroft Shakti and Sbikta. London-Madras, 1929,p.l47sqq.

 

 

Распутин и секта хлыстов

«Прежде всего следует указать, что верования, о которых мы говорим, эклектичны и "гибридны". Ритуалыхлыстов в грубой и простонародной… вится заразительным для других, в конце концов для всех. Дальнейшая стадия… "Гибридность" хлыстовских ритуалов наиболее ярко проявляется в поочередном избрании одной из молодых женщин,…

IV. БОГИ И БОГИНИ, МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Мифология, онтология и психология

Современные историки религий полагают все это чистым антропоморфизмом: считается, что человек творит богов по своему образу и подобию, в частности,… На самом же деле все наоборот. Человек традиционного мира не творил божество,… фологии пола вырастают наиболее глубинные ростки психологии. Это — главная отправная точка. Если не подчеркнуть этого…

Метафизическая диада

Основной традиционный принцип всегда заключается в том, что творение или проявление постоянно есть результат двойственности главных основ,… Касаясь происхождения жизни, Аристотель писал: "Мужское — форма, женское… всех концепциях греческой философии, в ее идеях, имеющих материалистическое происхождение и при-

Примечания переводчика к главе 32

Материал, изложенный в данной главе, представляет не только историко-культурный интерес. Он действительно обоюдоостр, поскольку затрагивает реальные онтологические глубины. Древние мистерии без сомнения содержали глубинные воспоминания о "райской наготе", утраченном райском бытии человека. Однако то, что они совершались после затворения рая, но до прихода Спасителя, привело к тому, что в мистериях произошла сначала профанация райского ведения, а затем и ниспадение его до "глубин сатаниных". По сути, это же признала и индийская традиция, именуя Кали- югой эпоху упадка и деградации человеческого рода. Священное Предание Православной Церкви, сохранившееся и в католичестве, прямо говорит о грядущем

1 Glotz. Civilisation 6gSenne, Op.cit., ? 290-291.

рождении антихриста от "блудной девы", соответствующей архетипам Кали и Иштар, оставляя, собственно, знание о том, как это произойдет, в глубокой тайне. Нельзя исключить, что силы "вавилонского смешения",действующие в истории, мистически не имея ничего своего, попытаются в узко клановых целях скопировать древнюю инициатическую практику, потерявшую смысл две тысячи лет назад. В этом смысле материал, собранный бароном Ю.Эволой, приобретает еще и характер предупреждения.

33 Различие типов мужского начала в мифологии

Рассматривая мифологические типы, воплощающие мужское начало, мы увидим божества — "противо- дополнения" всех трех "божественных женщин" — афро- дической, дургической и деметро-материнской.

Й. Й. Баховен в своих трудах касался этого и говорил о целом мифологическом корпусе, созданном древним миром вокруг Диониса, корпусе, кажущемся синкретическим и беспорядочным, но на самом деле исполненном глубоких смыслов.

Первая внутренняя форма мужского начала, вирильности — теллуро-посейдоническая. Дионис отождествляется с Посейдоном, богом Воды, подобным Осирису-Нилу, орошающему Исиду, "черную землю" Египта. На более высоком уровне Дионис — это Гефест- Вулкан, бог подземного огня. В первом, посейдони- ческом проявлении мы встречаемся с символизмом Воды, влажным началом рождения и, соответственно, чисто фаллической вирильностью — бог оплодотворяет женскую субстанцию и в какой-то степени находится у нее в подчинении. Гефест же — груб, необуздан и элементарен; его "противодополнением" является афроди- ческая женственность в, так сказать, "исчезающем", "убегающем" аспекте, аспекте женской измены — Афродиту считали неверной женой Вулкана.

Более высоким проявлением мужского начала Баховен считал его светоносную, небесную сторону, причем низшим проявлением этого был Лунус, а вторым, высшим, солнечным — Аполлон. Можно ли считать Аполлона проявлением Диониса, не всегда ясно. Диониса всегда сопровождают богини, с одной стороны, бесспорно, являющиеся разными архетипами Великой Богини, с другой — ограниченными и ограничивающими, так что, превращаясь в солярного бога, Дионис не становится проявлением чистого и неподвижного света, но всегда только звездой — умирающей и воскресающей. Это главный мотив орфического дионисийства и в то же время "второй план" религии Матери — именно таковы Аттис и Таммуз, мужские божества, воскрешаемые Богиней (в случае с Кибелой это не Аттис, а Савасий, но все равно — тот же самый Дионис). Дионис — солнце в его аспекте восхода и захода, но он не есть неизменный, чистый, олимпийский солнечный свет.

Рассматривая мужское начало в его совокупности, мы подходим к одному мифологическому кругу, уже находящемуся вне очерченного вокруг Диониса. Там — Геракл, враг и победитель Амазонок, там Арес-Марс. "Неверная жена" Афродита бросает Диониса-Гефеста, "сбегая" от него к Аресу — богу войны. И хотя Арес- Марс тоже наделен чертами дикой, необузданной вирильности, она не фаллична, не дионисична, не чувственно-элементарна — характер ее, скорее, героический. Одно из ее воплощений — дорический Геракл, победитель Амазонок, но еще и главный противник Великой Матери — Геры, как и римский Геркулес — враг Благой Богини (Bona Dea); освобождаясь от ее

власти, он утверждает свой собственный принцип, выходит на Олимп и овладевает Гебой, вечной юностью; это происходит после того, как Геракл отыскивает дорогу в сад Гесперид и получает там золотое яблоко, символ жизненной силы и самой Матери (яблоко Гее дарила Гера).

Еще выше, чем символизм Геракла и его подвигов —

проявлений героической, антигинекократической вирильности, расположено начало мужской аскезы. Таков Шива, правда, не в метафизическом аспекте, а как

чисто культовое божество. Можно, конечно, по-александрийски отождествлять Шиву с Дионисом — богом оргиастических ритуалов, но с другой стороны, Шива — аскет, пребывающий на вершинах, владеющий супругой, Parvatf, с которой он, однако, не вступает в плотскую связь. Шива может молнией убить бога любви, имя которому Ката — синоним жажды, тоски, обделенности и мучительной зависимости. В индийском мифе Шива воскрешает убитого им же Каша только после заступничества за мертвеца бога Rati, правда, тоже воплощающего эротический опыт, но в его светлых, свободных и ни от кого не зависимых формах.

Еще более чистое божество, аскет, свободный уже и от самой аскетической борьбы, — индо-тибетский Heruka, скипетроносец, воплощение суровой и торжественной, но и страшной, красоты. Это нагое божество, и нагота его онтологически подобна "глубинной" женской наготе — это бытие-в-себе, чистый принцип ура- нического господства. Крайне опасно для женщины — увидеть мужчину в такой его "наготе". Она рискует навсегда потерять его — он не станет больше ей принадлежать, это еще один легендарный мотив. У Шивы тоже есть такие признаки: одно из имен его — digambara, то есть "Нагой".

Возвращаясь к эллинству, следует твердо принять за мерило аполлоновские проявления чистой вирильности.

Аполлон был воплощением олимпийского ????, неподвижного уранического света, был свободен от всего теллурического, подземного, от связи с богинями; однако поздние исторические воплощения его культа часто были смешанными, "бастардными". Но дело не в них. Сам Аполлон, бог "чистой формы", был зачат без

матери и рожден "сам из себя", άμητωρ и άυτοφυήβ. До­рический "геометрический" бог, мужской бог всеопреде-ляющей формы, противостоит женственной неопреде­ленности и безграничности, άπειρον, пластической материи. У Эсхила, по суждению Ореста, Аполлон воплощает и защищает принцип, противоположный как мифологии безмужнего материнства, так и обоим типам женственности — деметрическому и афродическому.

Орест утверждает, что только отец — родитель сына, а мать лишь его "кормилица".1 Это-то и есть подлинник, метафизическое восстановление связи между вечно мужским и вечно женским. Аполлоническая вирильность простирается еще дальше: восстанавливается не только "справедливость", но и изначально Единое, находящееся по ту сторону диады. Таким образом, во всех проявлениях вирильности: фалл о-теллурическом, дионисийском, героическом, аскетическом и, наконец, олим- пийско-апполлоническом, мы можем усмотреть фундаментальные различия мужского мира; и каждое из названных проявлений — "противодополнение" соответствующего женского, любое из которых можно обнаружить в мире теллурических Матерей, деметрических и афродических богинь и, наконец, "Девственниц" — двусмысленных, глубинно-непознаваемых, воинственных разрушительниц.

 

Мужское и женское в проявлениях

Сегодня в законченном виде нет метафизической и традиционалистской доктрины, рассматривающей диаду как главный ориентир миропонимания. Как мы уже… 1 Eschyle. Вит., 658-666. начало, yang, Шива или "бытие" как часть диады отражает Единое, то есть бытие трансцендентное; оно…

О демонизме женского. Символика перевернутого объятия

1 Скот Эригена, в целом, хотя и не без схоластических искажений, следующий за преп. Максимом Исповедником, говорит как о преодолевшем полярность… 2 Sholem, Op.cit, р.51. 3 См.: G.A.WaIlis Budge. The Воокof theDead London, 1895, p.LXXXIXsq

Phallus и menstruum

Прежде всего — о "фаллическом культе". Историки религий обычно придают ему чисто натуралистический, если не "непристойный"… 1 См.: G.Tucci. II tibro libetanto derMorto. Milano, 1949, p.25,71-72,74. 1 Встречаются тантрические изображения Шивы, лежащего подобно трупу, и огненной Шакти, пляшущей на его теле:…

Мужская и женская психология

1 NatHist, VII, 13, XXVIII, 12. 2 Ploss-Bartels. Op.cit, v.I, p.350-352. ведения полов по ту сторону случайности и двусмысленности внешнего мира. Мы уже их очертили, хотя и кратко, но…

Женщина как мать и как любовница

Об отношении мужчин и женщин к сексу О.Вейнингер писал, что женщина "только сексуальна, в то 1 Jataka. LXI; Arg'r , ' , Г, ? время как мужчина сексуален плюс еще что-то. Есть глубокий символический смысл в том, что половые органы мужчины…

Жалостливость, сексуальность и жестокость у женщин

1 Ненормальным считается не только контроль за constrictor cuimi, но и за гладкой мускулатурой женских органов, позволяющей интенсифицировать… судов Линча.1 Легко, но и пошло объяснять, подобно цитируемым авторам, женскую… Даже в античной классике связь между жестокостью и сексуальностью, черта вакханок и менад, преувеличена. Конечно, она…

О женском очаровании. Активность и пассивность в половой любви

относили к женскому аспекту природы в целом, к yin к "ночному" и бессознательному, иррационально - бездонному, к силам тьмы. А это и есть… Так каков же мистический смысл женской магии, женского очарования и… Один из персонажей Альфонса Доде говорит: "Она непобедимо затягивает меня внутрь себя. Только у бездны такое…

Об этике полов

Всякая традиционная, а не "социальная", то есть абстрактно-философская, этика основывается на восхождении к абсолютному, к тому, что… В бытии-для-себя и бытии-для-другого легко распознавать основные черты… — этика женщины: это проявляется в реакции, безусловном "ответе" на предлагаемые жизнью ситуации со стороны…

V. САКРАЛИЗАЦИЯ И ПРОБУЖДЕНИЕ

Брак как "таинство" в традиционном мире

Прежде всего, отметим, что в древней семье индивидуальное начало было обычно подавлено и не выступало как определяющее. Личные склонности и чувства… 1 S. Peladan. La science de Гатошг Paris, 1911, p.324-325. Важно то, что в тотемических обществах концепция деторождения не сводилась только к биологическому продолжению рода,…

Христианство и сексуальность

Напротив, собственно в Евангелиях указанное различие проводится. У Луки (XX, 34-36) мы читаем: "...сынове века сего женятся и посягают,… 1 M.Granet. Lsl pensSe chinoise. Paris, 1950, р.293-295. имеет здесь никакого уничижительного смысла, напротив, речь идет о наивысшей, если угодно, абсолютной мужественности.…

Священная проституция. Иерогамия

Типичным примером были мистерии Великой Богини, включавшие в себя эротическую практику, направленную на пробуждение Божественной Женщины и… как раз на христианской почве, точнее, на почве юридико-моралистического… женских божеств афродического типа — Иштар, Ми- литты, Анаид, Иннинни, Атагатин, собственно Афродиты. Здесь следует…

Процессы пробуждения в средневековой рыцарской любви

ясь "правом войны", рыцари творили неслыханные насилия в городах и крепостях, занятых ими, причем чаще всего жертв своей разнузданности… Приходится признать огромную дистанцию между реальными половыми нравами… 1 C.Meiners. Geschichte des weiblichen Geslichtes. Hanovre, 1899, p.58; СМ.ТЖ. P. La

Доктрина андрогина в христианской мистике

торых менее известных мистиков и экзегетов, которые, оставаясь в рамках христианства, видели причину разделения полов в первородном грехе человека,… Мы уже видели, что каббалистическая экзегеза таким же образом толковала… что Леон Еврей сближал его с "Пиром" Платона. Развивая близкие идеи, хотя и без прямых отсылок к Платону,…

VI. ПОЛ В МИРЕ ПОСВЯЩЕНИЯМ МАГИИ

Трансмутация и воздержание

Большинство аскетических и инициатических традиций основано на принципе "чистоты", то есть воздержания от соития с женщиной. Строго… кого-то невозможно оперативное преображение на духовном пути, ему нельзя… В то же время возможности и перспективы внутренней трансмутации открывают реальный путь аскетической, инициатической…

Техника глубинной трансмутации в кундалини-йоге и даосизме

отнюдь не тождественны. Под последней следует понимать совершенно конкретную оперативную технику, подкрепляемую точным знанием целей и последствий… С одной стороны йога, прежде всего тибетская, всегда принимает во внимание и… В тантризме следует различать собственно йогу и конкретные сексуальные практики, о которых мы еще будем говорить; это…

Пол в Каббале и Элевзинских Мистериях

Все подобные явления можно разделить на соития сакрализованные и ритуальные. В первом случае акцент делается на символику и космические аналогии, во… йоге, для "разобуславливания Эго". Здесь просто сознательно… Сюда, несомненно, относится кое-что из еврейской эзотерики, в особенности из хасидизма. В книге Zohar (1, 55, в)…

Тантрические сексуальные практики

"оседлать тигра" и означает — не избегать и не уклоняться от опасных сил, но и противостоять им прямо, всячески стремясь использовать их… конце концов одержать победу. Поэтому тантризм уже не считает нужным держать в… 1 См. Mahanirvma-tantra. IV, 80; VIII, 203; Kalivilasa-tantra. V, 13 sqq.

О правилах тантрических сексуальных практик и их опасностях

ибо смерть есть bindu излитое, bindu же остановленное ведет к Жизни".1 Все это полностью совпадает с требованиями укрепления virya,… 1 Hathayigapradipika. III, 85, 87-90. женщины". И все-таки полностью сохранить свою жизненную силу, если он не отшельник, если сам себя не изолирует от…

Тайные сексуальные практики в китайском даосизме

Прежде всего — об основных целях всякой даосской практики, не обязательно сексуальной. Согласно Мас- перо, автору данного очерка, основывающему свои… 1 M.Maspero. Les procSdes de "rnowrir e'esprit vital" dans la… практики включают в себя как дыхательные, так и сексуальные упражнения. Идеи, близкие к "растворению трупа",…

Сексуальные практики в арабском мире и герметическая символика

1 7Ш, р.409. 2 Introduzione alla magia quale scienza dell'Io v.III, p.365-374.… 3 Ibid., p.371.

Заключение

Пол действительно есть "великая и главная магическая сила природы"; через него действуют силы, совершающие мистерию Единого. Однако в "реальных" отношениях мужчины и женщины силы эти деградированы — они пали до уровня животных объятий, истощены ираспылены пошлой сентиментальностью и пошлым идеализмом или же социально оформленными и обусловленными семейными отношениями. Метафизика пола сокрыта, подавлена и опошлена жалким зрелищем суетящегося человечества, вульгарностью недоразвитых любовников, детей недоразвитых рас. Перед нами мелькают бесчисленные маски разорванных и искаженных воплощений Абсолютного Мужчины, мечущихся в поисках Абсолютной Женщины. Этот поиск в каждом случае непрестанно и неминуемо прерывается животным деторождением — или же взрывом отвращения к жизни пола вообще, когда человек видит в ней опять-таки только животные инстинкты и грубую похоть. В редчайших случаях, если кто-то все же переживает опыт чего-то более "возвышенного", это всего лишь обостренное переживание того же секса. Но подлинная жизнь открывает свои глубины отнюдь не любителям социальных, интеллектуальных и даже "духовных" спекуляций, но только идущим узким путем героя. Или аскета. А тем временем для современного человечества один лишь секс с его восторгами, миражами и страданиями хоть

как-то приоткрывает завесу сугубо индивидуального, замкнутого существования. И любовь, и секс всегда были и будут в жизни человечества импульсом, равного которому по силе нет.

Этими словами мы могли бы наш очерк и завершить. Но нам понятна их недостаточность, в особенности когда это касается профанической любви, как "нормальной", так и "ненормальной". При этом степень "нормальности" различать могуг лишь специалисты — психиатры, невропатологи, гинекологи — они собрали огромное количество материала, не попавшего на наши страницы. Но, вообще говоря, все это для нас не важно.

Наша задача была иной — показать чисто метафизическую и парафизическую сторону явлений, обычно называемых любовью и сексом, то есть попытаться усмотреть за жизнью пола ее глубинное измерение.

Естественно, неизбежным оказалось рассмотрение примеров так называемого предельного опыта, явно выходящего за рамки "здорового и нормального", а также экскурсы в область мифологии и культово-ритуальных традиций отдаленных от нас в пространстве и времени цивилизаций. Однако мы всегда стремились акцентировать лишь те детали, которые позволяют увидеть "за деревьями лес", за внешним — внутреннее. Исследование соотношения части и целого, внешнего и внутреннего в области пола заняло почти все наше внимание, и мы сознательно экономили место в книге за счет всевозможных "странностей", которые, впрочем, скорее могли бы заинтересовать определенную категорию читателей.

Относительно так называемых "ненормальностей" можно добавить еще одно. Во введении к книге мы уже отмечали ошибочность обыденного понимания категории "нормального". В строгом смысле слова "нормальным" является нечто близкое к идеальному типу, а именно это встречается крайне редко. Так, человек совершенно здоровый, крепкий, внутренне гармоничный, соответствующий идеальному морфологическому типу, в нашем мире — явление исключительное, но от этого он не становится "ненормальным", скорее, наоборот. То же самое следует признать и в отношении различных аспектов 'эроса, любви и сексуальности — исключительным и "ненормальным" в наши дни считается вовсе не являющееся на самом деле таковым. Общепринятые критерии следует применять "с точностью до наоборот": "ненормальное" (то есть соответствующее идеальному типу человека) есть норма, а "нормальное" (свойственное арифметическому большинству) — вырождение.

Это становится предельно ясным при простом сравнении жизни наших современников с теми горизонтами, которые открывали и открывают перед человеком иные времена и цивилизации. Наш современник считает

нормальной лишь свою цивилизацию и создаваемые ею внешние удобства. Он не сомневается, что только по ее шкале можно сузить и любую цивилизацию прошлого, и вообще любое существование. Как только "включается" подобное предпочтение, все, что касается "нормы" и "правила", сдвигается. Но если смотреть на явление в целом, охватывая большой объем времени и пространства, очевидно, что, в частности, в области половой любви, вся наша цивилизация глубоко упадочна. Ее "сексуальному демонизму" соответствуют примитивная чувственность, неврозы и банальный разврат. Таков и уровень современной сексологической, эротической и просто порнографической литературы, претендующей на роль "путеводителя" в области пола. Он никак не расширяет истинных горизонтов, скорее, наоборот; а мы как раз это и попытались сделать, обратившись к сюжетам, никак не затрагиваемым нынешними "адептами секса"; однако именно эти сюжеты, по нашему мнению, действительно определяют все, относящееся к области эроса и пола. Только то, что сохранилось от мира традиционных культур, включая свидетельства еще не столь давнего прошлого и современный уклад жизни Востока, свидетельствует о существовании совершенно иного образа человека, отличного от нас и не ограниченного материальными запросами, "психологией" и физиологией, человека, бесконечно более сложного, знающего свои подлинные возможности и действующего, в том числе и в области пола, в соответсвии с их высшим порогом. В сравнении со всем этим можно уверенно сказать, что "секс" в современном мире настолько деградировал и настолько не отвечает стремлениям хотя бы чуть более "дифференцированного" человека, что его скорее можно назвать "сексуальным субпродуктом".

Перспективы, открываемые данным очерком, — не просто расширение нашего кругозора. Мы должны понять — почти все без исключения, встречаемое нами вокруг и почитаемое нормальным и естественным, таковым не является. 'Сексологические теории, пронизанные эволюционистской биологией и "зацикленные" на психоанализе, ничего не объясняют и, строго говоря, не нужны вообще. Они "не работают". Метафизика пола, в

чем должен был убедиться читатель, не есть "экстравагантность". Более того, многое из того, о чем мы говорили, способно помочь человеку чуть более "дифференцированному", чем человек толпы, и в решении его собственных проблем. Конечно, когда мы говорили о sacrum пола и в особенности обо всем, подробно истолкованном в последней части, со ссылками на тайные доктрины, мы понимали: все это было возможно лишь в рамках традиционных, кастово-сословных, сложно структурированных обществ. Какое-либо следование этим традициям для подавляющего большинства наших современников исключено; в крайнем случае они могут подниматься чуть выше обычного секса, но все равно в границах профанического эроса. Конечно, люди различны меж собой, различны и их претензии, кто-то считает себя исключением. В конце концов, и такое тоже возможно. В любом случае, как мы уже говорили в самом начале, да и в других наших книгах, увидеть подлинную цель древних доктрин в их собственном свете нам крайне трудно — как из-за тех условий жизни, в которых мы находимся, так и просто из-за неспособности преодолеть естественные пространственно-временные расстояния. Во всем, и в первую очередь в области пола, раскрытие подлинных глубин и первоначальных смыслов и неизбежно связанная с этим полная реинтеграция человека как такового связаны с преодолением абсолютно всех психических и духовных миражей материальной цивилизации. В конечном счете, в глубинах бытия полу, как мужскому, так и женскому, уготовано исчезновение, и секс утратит свой смысл. Однако в ближайшее время, в особенности для людей толпы, секс, низведенный до простой чувственности, будет оставаться иллюзорным успокоением, однако успокоением темным, полным отчаяния, взаимоотвращения иэкзистенциальнои тоски, манящим на широкии путь, путь в никуда.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Шактизм и "Адепты любви" (Из книги "Тантрическая йога")

Некоторые стороны индийского шактизма, в частности в том, что касается техники "пробуждения", родственны средневековым европейским движениям вроде "Адептов любви", в котором участвовал Данте Алигьери. В нашей предыдущей работе "Метафизика пола" был подробно описан обряд посвящения в это движение.

Место, отводимое женщине рыцарями, трубадурами и поэтами, так или иначе связанными с движением "Адептов любви", известно. Однако текущие труды по истории литературы, в силу своего академизма и профанности, оставили без внимания эзотеризм, присутствующий в этом материале, просочившийся, однако, словно вода, сквозь пальцы их авторов. Хорошо хотя бы то, что исследования Аруэ и Г. Росетти привлекли внимание к многосмыслию дантовского языка. Выполненное в Италии фундаментальное исследование Луиджи Валли "Dante е il linguaggio secreto dei Fedeli d'Amore" написанное весьма тщательно как в своей критической, так и в аналитической части, не получило официального признания, как будто оно вообще не было написано. Суть в следующем: подлинно существовавшие женщины, превозносимые авторами этих сочинений, вовсе не были сублимированы образами, аллегорическими и теологическими абстракциями. Каждое женское имя и каждая черта облика, появлявшаяся в их описаниях, свидетельствует о том, что имелась в виду одна-единственная женщина — своего рода Шакти, одновременно посвященная и посвящающая, как и в тантризме. Реальная женщина, попадающая в "круг игры", должна лишь содержать намек на преображающее начало ("Святую Премудрость"), на трансцендентную жизнь, на бессмертие, которому на самом деле служили "Адепты Любви". Сходство, однако, исчерпывается тем, что речь, по-видимому, шла о том, что у нас принято именовать

"платонической любовью", то есть о тантрических проявлениях на тонком плане. У нас нет сведений о том, что в западной среде женщина оказывалась на уровне pancatattva, то есть о том, что "шактизации" подверглось ее тело, о том, что "абсолютную женщину" пробуждали в теле женщины земной.

Важно подчеркнуть, что в круге исследуемой литературы слово "amor", иатоиги и так далее, то есть "любовь", имело два значения. Первое из них касалось категории бессмертия в прямом смысле слова, ибо Жак де Безье толковал о том как a-mors, по точному смыслу слова, что соответствует amrta — амброзии бессмертия в индийских текстах. Второе значение связано с восторгом, вызываемым у мужчин образом женщины, ведущим к переживанию реального бессмертия, восхищения (переводимое как "восхищение", рыцарское приветствие "salut" прямо соответствует индийскому "освобождению"). Становится ясно, что в литературе "Адептов Любви" персонификация Любви (Амура, в мужском роде, как мы и будем его именовать) имеет шиваистские черты, но никакого отношения к стереотипным амурам и купидонам.

Таков Данте. Он не только именует Амора "славным царем" (Vita Nova. II, 22), но и вкладывает в его уста слова: "Ego tamquam centrum circuli, cui simili modo se habent circumferential partes; tu non sic" (Ibid. 1Д2).1 Амор владеет всем — в отличие от человека — он "централен" и самодостаточен, обладает качествами постоянства и неизменности, то есть всем, чем обладает Шива в отношениях с Шакти. В отношении живых существ он проявляет себя как грозный владыка, страшный в своей власти и трансцендентности. Амор призывает "женщину", "приглашает" ее к переживанию посвятительного опыта, являющегося крайне опасным, чреватым скорбью, не оставляющим иного выбора — пробудиться к новой жизни или погибнуть под обломками. Вот почему Амор говорит: "Страшась меня, ты спасаешься бегством" (1, 15). "Амор застиг меня неожиданно, — говорит Данте (1, 13), — и его сущность такова, что заставляет меня

1 Я подобен центру круга» от которого равно отстоят окружающие его части, ты же не таков! (лат.)

трепетать". Амор предстает как "грозный владыка", "внутренний" хозяин: MEgo dominus tuus". "На руках его я

увидел сияющую обнаженную женщину, показавшуюся мне окутанной легкой тканью "кровяного цвета", и я понял, что это та самая "Дама Спасения" (Dama de Salut), которая снизошла, чтобы пожелать мне здравия (saluer) накануне. Мне показалось, что в одной руке она держала некий предмет, охваченный пламенем. "Смотри, вот сердце твое," — произнесла она" ( Vita Nova. 1,3).

Слово "Salut", обращенное к женщине в литературе "Адептов любви", имеет внутренний смысл, основанный на близости понятий "salut" и "sante"1 (здоровье). Кто не служил "даме", "Беатриче", тот не может обрести "salut", "sante" (здоровье, здравие), то есть освобождения. Женщина, которая приветствует, благословляет человека, несет ему спасение или, точнее, вызывает в нем потрясение всех его внутренних основ, кризис, заканчивающийся выздоровлением, спасением, освобождением. Вот почему Данте говорит о salut как о чем-то, превышающем человеческие силы (1, 12). Один образ "дамы" вызывает потрясение; увидеть ее — пережить смерть. По этому поводу Данте говорит: "Я оказался с той стороны, там, куда лучше не вступать, если надеешься вернуться" (1, 14). И еще яснее (II, 19):

Тот, кто способен осилить дорогу, Встретится с благородной вещью или умрет. Увидев сокровище, Он сумеет оценить достоинство И тогда наступит выздоровление.2

Главная тема "Адептов любви" та же, что и в инициа-тическом шактизме — "любовь" и "женщина" пробуждают в человеке дремлющие силы (Viia Nova. ?, 20-21). В аристотелевской терминологии это "Возможный интеллект" (то, что еще не проявлено, но существует в

1 Существует связь между французским salut и немецким Heil. Символизм Миннезингеров (немецких Адептов любви) подчеркивает, что Heil (приветствие, пожелание здоровья) одновременно есть пожелание стать "сыном жены" (de Vrovre Salde), или, так сказать, хранимым в ее объятиях.

2 Перевод подстрочный, буквальный (Прим.перев.).

возможности), а в тантрической — шиваизм, все то, что до соединения с женщиной сокрыто, инертно. После пробуждения этот опыт накладывается на проявления человеческого, "самсарического". Уже самое начало "Vita» 4 содержит намек на опыт контакта. Данте говорит о появлении "славнейшей дамы моего духа', которую "звали Беатриче, и я не знал, как называли ее по-другому" (то есть, кто она на самом деле — Ю.Э.). Но это и было полным преображением его человеческого существа: "В эту минуту я почувствовал, как жизненная сила, находящаяся в тайной сердечной клети (согласно Упанишадам, там локализован atman в его индивидуальной форме — jivatman — Ю.Э.) начала трепетать так сильно, что у меня ужасно задергались виски, и я

услышал слова: "Ессе Deus fortior те, qui veniens dominaitur mihi"1 Так пробуждается внутренний владыка, скипетроносец. "Животный же дух", тождественный жизненной

силе, оказывается восхищенным и переживает перерождение: "Apparuit jam beatitido vestra".2 В конце концов, "естественная душа", соответствующая "самсарической природе", начинает плакать и стенать: 'Ней miser! Quia frequenter impeditus его deinceps"3; она осознает, что остается мало шансов сочетать в себе "Адепта любви" и обычного человека. И Данте провозглашает: "Теперь можно сказать, что Амор стал господином моей души, а она — его супругой". Кроме того, в соответствии с выше приведенным отрывком "женское" находится в связи с "ведением сердца", "озаряя его изнутри" — оно становится центром оживляющего магического огня. Все это предельно выражено в самом названии дантовского трактата " Vita Nova ("Новая жизнь"). Обнаженная, дремлющая в накинутой на нее прозрачной "кровавой" вуалевой накидке, является важнейшим знаком. Он должен приблизиться к ней, "закрытой" от него завесой крови, к ней, именуемой в тантрической традиции divya, что означает "внеположенную", "внешнюю" женщину.

1 Се Господь сильнее меня, который приходит повелевать мною (лат.).

2 Блаженство ваше является (лат.).

3 Увы мне! Я буду попадать в тяжкое положение многажды! (лат.)

Как и тактический опыт, все, что связано с "Адептами любви" и аналогичными западными течениями, несет на себе следующие духовные черты:

1) Любовь вызывает глубокий кризис, способный одновременно убить и вызвать к жизни скрытые силы, дремлющие в человеке;

2) "Женщина" означает новое бытие, порождающее новую иерархию всех сил внутри мужчины, они становятся подчинены сверхприродному шиваическому элементу;

3) в случае победы этих сил происходит обновление ("выздоровление", salut) и начинается новое существование.

В каких экзистенциальных ситуациях это может произойти, определить трудно. Конечно, вступить в общение со сверхчувственным, "тонким" планом возможно и при встрече с совершенно реальной женщиной, которая становится точкой отсчета. Возможно, как это практикуется иногда тантристами, "желание" вызывает тонкое и не существующее на физическом плане существо, лишенное каких-либо материальных атрибутов и растворяющееся в высшем опыте (в качестве примера можно привести "мистерии платонической любви" в средние века). Вот еще некоторые сведения, которые здесь можно привести. Известна тантрическая практика, в которой мужчина, избравший себе девушку в качестве шакти, должен много ночей провести с ней в одной комнате и даже спать с ней, но не обладать ею телесно. Мы узнаем в этой практике то, что называется "тонким соединением". В средние века, не обязательно у "Адептов любви", но у некоторых, соблюдавших культ "дамы" рыцарей, существовала практика — требовалось провести ночь в постели с обнаженной женщиной, не вступая с ней ни в какое телесное общение, не ради дисциплинарного целомудрия, но для усиления самого желания.

От переводчика

"Я показал тебе это не для того, чтобы ты последовал за этим, но чтобы, пользуясь соответствующим этому знанием, мы восходили, как только можем, ко всеобщей Причине".

Corpus Areopagiticum

Из всех его книг "Метафизика пола", пожалуй, самая академичная, спокойная. Кстати, в Европе, несмотря на все тщания "фрейдистского лобби", ее не удалось замолчать, и она… Близкий к крупнейшему европейскому философу-традиционалисту и эзотерику Рене Генону — его часто считают прямым…

– Конец работы –

Используемые теги: метафизика, пола0.048

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Метафизика пола

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

По идее Максвелла изменяющееся магн. поле является порождением вихревого эл. поля, а это поле создаёт индукционный ток
Если рассматривать возникновение ЭДС индукции в движущемся проводнике в этом случае ЭДС возникает благодаря силе Лоренца Если проводник неподвижен... По идее Максвелла изменяющееся магн поле является порождением вихревого эл... Вынужденные колебания ДУ вынужденных колебаний и его решение...

Вопросы к коллоквиуму №2 Электрические заряды. Закон Кулона. Электростатическое поле. Напряженность электростатического поля. Принцип суперпозиции.
Электрические заряды Закон Кулона Электростатическое поле Напряженность электростатического поля... Масса и импульс фотона Давление света... Фото н элементарная частица квант электромагнитного излучения Это безмассовая частица способная существовать...

Работа в электростатическом поле по переносу заряда. Потенциал электростатического поля
План лекции... Работа в электростатическом поле по переносу заряда Потенциал... Циркуляция напряженности по замкнутому контуру...

Биотропные параметры магнитных полей. Влияние естественных электромагнитных полей на живые организмы и механизмы воздействия
От каждого из параметров, а также от их сочетания существенно зависит эффективность лечения того или иного заболевания.Индукция (В) — основной… Предельно допустимый уровень величины индукции МП на производстве составляет 1… В зависимости от значений индукции магнитные поля, применяемые в магнитотерапии, условно подразделяют на сверхслабые —…

Экранирование электрического поля в полупроводниках. Дебаевская длина экранирования. Эффект поля
Система с зарядами экранирует внешнее поле если носители заряда связаны с атомами то уравнение Пуассона описывает экранирование электрического... уравнение Пуассона описывает экранирование эл поля в среде...

Энергия магнитного поля. Объёмная плотность энергии магнитного поля
Условия на границе раздела двух магнетиков Преломление линий магнитной индукции...

На початку речення перед приголосними: В процессе разработки шахтного поля / У процесі розробки шахтного поля
НАУКОВО ТЕХНІЧНИХ ТЕКСТІВ... В основі вивчення особливостей наукового стилю української літературної мови у вищих навчальних закладах ВНЗ лежить...

Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков
На сайте allrefs.net читайте: "Перспективы метафизики:Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков"

Электрический заряд. Электрическое поле. Поле точечного заряда
На сайте allrefs.net читайте: " Электрический заряд. Электрическое поле. Поле точечного заряда"

Генетика пола, наследование, сцепленное с полом
Ее достижения изменили естественнонаучное и во многом философское понимание явлений жизни. Роль генетики для практики селекции и медицины очень… Здсь медико-генетическая работа призвана облегчить страдания людей от действия… Морфологические и физиологические признаки, по которым производится специфическое разделение особей, называется…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам