ВВЕДЕНИЕ
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
С заметками по истории
толкования Ветхого Завета
и истории библейской
археологии
под редакцией МАРКА МАНГАНО
Соредакторы серии книг по Ветхому Завету: д-р Терри Брайли и д-р Пол Кисслинг
Предисловие к русскому изданию
Дорогой читатель.
Выдержите в руках книгу, которая обобщает полученные за последние 20 лет знания о толковании текста Ветхого Завета, истории ветхозаветных исследований и истории археологии. Сами авторы придерживаются вполне консервативных взглядов на толкование ветхозаветных книг, но не забывают знакомить читателя с последними тенденциями и различными подходами к тол кованию Ветхого Завета. Благодаря этому, книга одновременно может играть роль и пособия для изучения Ветхого Завета в церквях, и компаса для тех, кто намерен посвятить время и силы серьезному исследованию Библии.
При подготовке издания книги па русском языке мы сознательно пользовались несколькими русскими переводами Библии. Во-первых, потому что мысль авторов часто связана с тем или иным смысловым оттенком оригинал ьного ветхозаветного текста, что не всегда отражается Синодальны м переводом. Во-вторых, мы считаем, что один из лучших способов изучения Святого Писания - сравнение различных переводов и потому всегда приветствуем новые серьезные попытки перевода Библии на современный язык. Мы также предполагаем, что многие читатели хорошо знакомы с текстом синодального перевода, и для них эта книга предоставляет прекрасную возможность сравнить Синодальный перевод с современными переводами Библии.
Сегодня, помимо Синодального перевода, авторитетом пользуются переводы Российского Библейского Общества, поэтому при подготовке русского издания книги было принято решение переводить все цитаты из Нового Завета по переводу «Радостная Весть» (Новый Завет в переводе с древнегреческого - М.: РБО, 2001), а цитаты из Ветхого Завета по переводам текстов Вегхого Завега с древнееврейского (ответственный редактор М.Г. Селезнев).
К сожалению, полный перевод Ветхого Завета еще не завершен, и в связи с этим нам пришлось столкнуться с некоторыми трудностям и. В свет вы шли переводы только четырнадцати книг Ветхого Завета. Среди них книги Бытие, Исход, Второзаконие, книги Иисуса Навина, Судей, Иова, Притчей, Экклезиаста и Эсфири, Плач Иеремии и книги пророком Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Соответственно, все цитаты из этих книг, а также их названия (например, Экклезиаст вместо Екклесиаст) были приведены в новом переводе. Что же касается остальных книг Ветхого Завета, то использовался Синодальный текст, а в тех местах, где смысловой оттенок английского перевода имел некоторые отличительные особенности, мы приводили перевод библейской цитаты с английского языка.
Мы уверены, что эта книга будет полезна читателям, которых интересует суть Святого Писания и которые видят в Ветхом Завете нестареющее послание, предназначенное всем народам но все времена.
Издательский отдел Духовной Академии Апостола Павла.
Декабрь 2007 года.
ВВЕДЕНИЕ
Марк Мангано
Духовная Академия Апостола Павла предлагает Вам ознакомиться с кратким и современным введением ко всем книгам Ветхого Завета. Следуя названию (Введение) мы будем рассматривать каждую книгу Ветхого Завета по отдельности, обращая особое внимание на такие вопросы, как авторство, датировка и цели книги.
В работе над этим томом приняли участие пять авторов. Раднал Бэйли, профессор университета Фаулкнер (Монтгомери, Алабама) стал автором глав, рассказывающих о книгах Пятикнижия и о книге Даниила. Доктор Дейл Мейнор, профессор университета Хардинг (Сеарки, Арканзас), написал главы об исторических книгах - Иисус Навин, Судьи, Руфь, книги Царств, Паралипоменон, Ездра-Неемия и Эсфирь. Доктор Мейнор также является региональным директором археологической экспедиции в Тель Бес-Шемеше в Израиле, поэтому не удивительно, что именно он написал вводную статью по библейской археологии.
Др. Гари Холл, профессор Ветхого Завета и Иврита в Христианской Семинарии Линкольн (Линкольн, Иллинойс) написал главы о пророческих книгах. Доктор Уолтер Зорн, также из Христианской Семинарии Линкольн написал главу о Псалтири, книге Иова и книге Песни Песней. Док-гор Марк Мангано, также из Линкол ьна, написал три вводные главы, а также главы о книге Притчей и книге Экклезиаста. Он же стал редактором всего проекта.
Каждая глава поделена на восемь основных разделов.
Историческийи культурный фон.Чтобы углубить понимание Божьего Слова, мы должны постараться максимально сократить расстояние между древним м иром и нашим временем. Нас отделяет от древнего мира культура и традиции, язык и громадный временной интервал. И только благодаря изучению исторического фона мы можем сократить ту пропасть, которая отделяет «нас» от «них». Например, чтобы правильно понять послания любого из пророков, читатель должен представить пророка в определенном месте временной шкалы истории древнего Израиля. Читатель также должен понять, как в пророческой проповеди отражается международные отношения того времени. Появились л и на горизонте армия Ассирии?
Или же речь идет о нашествии Вавилонской армии? Культурные традиции также играют важную роль. Например, читатель Бытия должен разбираться в древних обычаях, связанных с усыновлением и суррогатным материнством, чтобы понять роль Елиезера (Быт. 15:2-3) и Лгари (Быт. 16) в рассказе о жизни Авраама.
Текст и автор.Масоретский текст Иудейского Писания (Ветхого Завета) был тщательно сохранен Масоретами (от которых и пошло название этого текста), еврейскими учеными и книжниками. Несмотря на их верность тексту Библии, как Слову Божьему, при переписке были допущены некоторые ошибки, которые позднее вошли в церковную традицию. Переписка вручную нс может быть идеальной, так что любой текст не застрахован от ошибок. Все эти ошибки были выявлены и классифицированы с помощью методов текстуальной критики. Обычно ошибки появлялись в результате взаимодействия глаз, рук, разума и, возможно, уха книжника-переписчика. Ошибки обнаруживаются при сравнении одной древнееврейской рукописи с другой (как, например, это было при сравнении со свитками Мертвого Моря), или с переводом древнееврейского текста на другой язык. Ветхий Завет, например, был ранее переведен на древнегреческий язык. Этот перевод сегодня известен под названием «Септуагинта» (или LXX). Там, где вопрос о текстуальной критике вставал остро, авторы делали соответствующие замечания.*
История толкования.Каждая книга Библии в разное время толковалось по-разному. Книга Ионы, например, воспринималась как легенда, как аллегория, как притча или как историческое повествование. Изучение истории толкования каждой книги полезно, по крайней мере, в двух случаях. Во-первых, толкователь вынужден определять правильные вопросы, которые нужно ставить перед текстом, а затем искать правильные ответы на эти вопросы. Если книга Ионы - это историческое повествование, то имеет ли она общие характеристики с другими библейскими примерами исторических повествований (такими как книги Царств)? Как следует толковать еврейскую поэзию? Станет ли читатель следовать минималистскому подходу, который, используя понятие так называемого синонимического параллелизма, где вторая строка считается всего лишь балластом или «стилистической» вариацией первой строки, или же читатель воспримет мак-
cималистский подход, при котором вторая строка подчеркивает, усиливает или углубляет мысль автора? Во-вторых, толкователь начинает понимать, как сильно кул ьтура влияет на толкование Писания. Повлиял ли «дух времени» на аллегорическое толкование Песни Песней? Повлиял ли тот же дух на отрицание предсказательного элемента в пророчествах? Привел ли этот дух толкователей к «крайне консервативному» или «крайне либеральному» подходу, или же помог найти верный путь?
Авторы этого Введения также исследовали свидетельства, которые помогают ответить на вопросы авторства книг Ветхого Завета. Библейские книги не снизошли к нам с титульными страницами, с указанием имени автора, даты и авторских прав. Толкователь должен искать в тексте книги внутренние ключи и сравнивать свои открытия с внешней традицией, чтобы правильно ответить на вопрос об авторстве книге.
Структура. Каждая глава содержит рабочий план книги. План помогает не упустить направления, в котором движется мысль автора. Но этот раздел каждой главы выходит за рамки простого плана. Здесь же может быть помещено исследование тем повествования, раскрыта художественная красота текста, или, например, указано, как литературная форма текста помогает содержанию в передачи главной мысли.
Жанр.Жанром называется группа текстов, схожих между собой по содержанию, форме, функции, настроению и/или стилю. Жанр сильно влияет на толкование. Возьмем, например, следующий стих из 4 книги Царств 24:1. «Во дни правления Иоакима, Навуходоносор, царь Вавилонский, вторгся в землю и Иоаким на три года стал его вассалом. Но затем он передумал и восстал против Навуходоносора» (пер. с англ). Читатель моментально воспринимает этот жанр как историческое повествование и ожидает, что автор продолжит подачу исторического или хронологического материала. А теперь взгляните на другой пример: «От тяжких трудов - всегда прибыток, от пустословия - лишь надежда» (Прит. 14:23). Читатель сразу же узнает в этих словах притчу и ожидает от автора дальнейших мудрых советов для мудрой жизни. Эти два примера указывают, что тот или иной жанр предполагает соответствующий подход к чтению иформирует ожидания читателя.
Богословские темы.Поскольку для нас Библия - это Слово Божье, Писание - это сокровищница истин о Боге, о человеке и о взаимоотношениях между Богом и человеком. Каждая книга Ветхого Завета делает свои, уникальный вклад в библейское мировоззрение.
Связь с Новым Заветом. Вэтих разделах авторы исследуют, как Новый Завет совмещается с Ветхим Заветом. Авторы Нового Завета могут ссылаться, перефразировать или цитировать Первый Завет. Они могут упоминать героев, места, события, слова, идеи или темы Ветхого Завета. Бет-хий Завет указывает на грядущую победу Бога в Мессии и на победу Божьего Царства над всеми злыми силами. Эта победа получила воплощение в Иисусе. Его Церковь свидетельствует о преображающем и победоносном присутствии Спасения Божьего.
Специальные разделы.Каждому автору было позволено добавить еще
один раздел к любой главе, чтобы рассказать о специфических вопросах толкования отдельных книг. Доктор Мейнор, например, завершил главу о книгах Царств разделом, под названием «Историческая достоверность». В этом дополнении он обсуждает историчность книг Царств.
Библиография.От «множества книг - конца не будет» (Эккл. 12:12). В конце тома помещено большое количество книг и статей к каждому разделу. Эти списки показывают серьезное исследование каждой книги Библии, а также напоминают нам о том, что каждый ученый обязан своей работой трудам предшествующих поколений исследователей. «Железо оттачивается железом, а человек - другими людьми» (Прит. 27:17).
Книга написана с некоторыми исходными предпосылками относительно Писания. Во-первых, мы считаем, что Библия - это Слово Божье, вдохновенное Святым Духом. «Но прежде всего надо помнить, что ни одно пророчество Писания не может быть истолковано самим человеком, ведь никогда не бывало пророчества по воле человека. Нет, люди говорили то, что исходило от Бога, и их побуждал Святой Дух» (2 Пет. 1:20-21).
Во-вторых, Библия - достоверна и истинна. В Пасторских Посланиях Павел постоянно напоминает: «Вот верные слова» (1 Тим. 1:15; 3:1; 4:9; 2 Тим. 2:11; Тит. 3:8). Также как и Павел, мы относим эти слова ко всей Библии. Он писал: «Всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, так что слуга Божий всем снабжен и подготовлен к любому доброму делу» (2 Тим. 3:16-17).
В-третьих, Библия не противоречит сама себе. Написанная большим числом разных авторов, которые писали в разное время, пользовались разными жанрами, Библия остается единой и последовательной книгой. Библия - это свидетельство Отца Сыну (Иоанна 5:39) через Святого Духа (1 Кор. 2:6-15).
Мы желаем, чтобы эта книга послужила вам при изучении Ветхого Завета. Пусть она принесет славу Богу Отцу, Его Сыну, Иисусу, и Святому Духу.
Марк Мангано Август, 2005 года.
КАНОН
Иудейская Библия (соответствует христианскому Ветхому Завету) состоит из двадцати четырех книг, объединенных в три группы. Первая группа, носящая название тора («закон»), включает Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Эти пять книг (Пятикнижие) обычно называются «Книги Закона» или «Книги Моисея» (ср. Мк. 12:26). Вторая группа называется невиим («пророки») и подразделяется на ранних пророков (Иисус На-вин, Судьи, книги пророка Самуила и две книги Царств) и поздних пророков (Исайя, Иеремия, Иезекииль и книга двенадцати пророков). Третья группа называется кетубкм («писания»). В нее входят одиннадцать книг (так называемые агиографы): Псалмы, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плачь Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра-Неемия (считается единой книгой) книга Паралипоменон. Иудейская Библия в общем идентична христианскому Ветхому Завету. Различие в количестве книг появилось в результате деления единой книги Двенадцати Пророков на двенадцать отдельных книг так называемых Малых Пророков, а также деления книг Самуила, Царств, Паралипоменон и Ездры-Неемии на соответственно 1, 2, 3, и 4 книги Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон и книги Ездры и Неемии.
Эти книги составляют канон Ветхого Завета. Слово канон означает собрание книг «признанных группой верующих Священным Писанием».1
Существуют ли исторические и текстуальные свидетельства, подтверждающие каноничность всего Ветхого Завета и каноничность каждой его книги в отдельности?
СВИДЕТЕЛЬСТВА ИУДЕЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Текст Ветхого Завета
Всамом тексте Ветхого Завета можно увидеть указания на авторитет или, если хотите, богодухновенность, отдельных книг.
Книга Царств 14:6
Воцарившись и утвердившись на иудейском престоле, Амасия (796-767)
казнил всех слуг, замешанных в убийстве его отца Иоаса (835-796). Но Лмасия не сталказнить сыновей убийц, во исполнение заповеди из книги Второзакония 24:16: «Не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью».
Книга Паралипоменон 17:9
Автор книги, живущий во времена царя Иосафата (872-848) признает канонический статус Торы.
Книга Иеремии 26
В книге Иеремии (глава 26) рассказывается, как некоторые священники и пророки предложили приговорить пророка Иеремию к смертной казни за то, что он «пророчествует против [Иерусалима]» (ст. 11). Но старейшины иудейские защитили Иеремию, указы вая на аналогичную ситуацию в пророческом служении Михея, который двумя исками раньше также пророчествовал против столицы, Иерусалима (Мих. 3:12). Михея тогда не казнили. Наоборот, царь Езекия стал искать Господнего расположения, и опасность миновала. По мнению старейшин, приговорив к смерти этого «Михея нашего времени», царь навлечет на страну страшное горе! (ст. 19). Для защиты Иеремии старейшины воспользовались непререкаемым авторитетом книги пророка Михея.
Книга Даниила 9
В книге Даниила 9:2 читаем: «Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима». На промежуток в «семьдесят лет» указывают отрывки из Иеремии 25:11 и 29:10. Обратите внимание, что Иеремия называет эту книгу «книгами» - эквивалентом слова «Писания».
Книга Захарии 1
Пророк Захария, живший в VI веке до н.э., сказал: «Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь» (1:4). Призыв к покаянию однозначно характеризует пророческое слово от Господа. Обратите внимание, что в данном случае Захария цитирует конкретные отрывки из Иеремии (18:11-12; 25:5 и 35:15), то есть признает книгу Иеремии богодухн овен ной.
Книга Неемии 8
Прочитав закон, вернувшиеся из плена иудеи стали плакать и не преминули немедленно исполнить услышанные заповеди:
«И нашлинаписанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтооы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и
ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви [других] широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (8:14-15).
Другие иудейские писания
Баба Батра
Вавилонский Талмудв трактате Баба Батра (14и- 15а) приводит цитату, относящуюся ко времени не позднее второго века, которая подтверждает существовавшее уже в те годы деление Ветхого Завета на три части и всеобщее отношение к ним как к священным книгам.
«Наши раввины учат, что в число пророков входят книги Иисуса На-вина, Судей, Самуила, Царств, Иеремии, Иезекииля, Исайи и Двенадцати Малых Пророков... В число Агиографов входят Руфь, Псалмы, Иов, Притчи, Экклезиаст, Песнь Песней, Плачь Иеремии, Даниил и Свитки Эсфири, Ездры и Паралипоменон... Кто автор Писания? Моисей написал собственные книги и частично книги Валаама и Иова. Иисус Навин написал книгу, носящую его имя и [последние] восемь стихов Пятикнижия».2
Книга Ездры
О том, что Ветхий Завет состоит из двадцати четырех книг, также говорится в 3 книге Ездры, датируемой концом первого века (14:44-47):
«Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа».3
Таблица 1.
Время
Рассказ невозможно понять, не зная временных рамок описанных событий. Книга Руфь, например, рассказывает о днях, «когда управляли судьи» (1:1). Книга Судей, которая предшествует Руфи в нашей Библии, подробно описывает политические проблемы, с которыми столкнулся Израиль во дни «когда управляли судьи». Проблемы были прямым следствием неверности Израиля Божьему завету. Прямая зависимость народных бедствий от непослушания сначала изложена во второй главе, как посылка всей книги, а затем многократно проиллюстрирована на примерах. «Оставили они Господа, Бога отцов своих, который вывел их из Египта, стал и служить и поклоняться другим богам - богам окрестных народов. Всем этим они гневили Господа. Оставили Господа, стали служить Ваалу и Астартам! Разгневался на них Господь, отдал их в руки грабителей - и те их грабили. Он отдал их в руки врагов, живших окрест, - и уже не могли израильтяне дать им отпор. Вся ки й раз, когда израильтяне выходили на битву, Господь посылал им неудачу - как Он и предупреждал их, как и грозил им, как и клялся. Плохо было израильтянам! (2:12-15).
Один из примеров, иллюстрирующих эту мысль мы находим в Судей 3:7-8: «Начали израильтяне творить дела, ненавистные Господу, - забыли Господа, своего Бога, служили Ваалам и Ашерам. И Господь разгневался на них. Он отдал их в руки Кушан-Ришатаима, царя Лрам-Нахараима. Восемь лет израильтяне были под властью Кушан-Рашатаима». Та же связь прослеживается и в других отрывках: 3:12-14; 4:1-3; 6:1-6; 10:6-9; 13:1.
Зная, что события книги разворачивались в дни, «когда управляли судьи», читатель сразу представляет себе сложи ые обстоятельства того времени, наполненные грехом и страданиями, непослушанием и горем, хаосом и проклятием. В книге Руфь 1:1 упоминается «голод на земле», а, как указано во Второзаконии 28:22-24, голод - одно из проклятий за непослу-
шание. Голод в Вифлееме, о котором рассказывается в самом начале этой истории, звучит как ирония, ведь слово «Вифлеем» означает «дом хлеба»! Книга Руфь 1:3-5 повествует о том, как один задругим умирают муж и сын Ноемини. Сколько страданий! Сколько горя!
На фоне семейного горя и народной трагедии, возникает любящая рука Господа, чтобы указать па надежду Израиля, семейную линию Давида (Руфь 4:13-21).
Место
Седьмая глава книги Исайи рассказывает о встрече пророка и его сы на с царем Ахазом. Эта встреча произошла «на дороге к полю Велильщика -там, где начинается водоток Верхнего пруда». В то время царь Ахаз столкнулся с политическим кризисом, ибо Репин, царь Сирийский и Факсй, царь Израильский соединили свои силы, чтобы сражаться против него в Иерусалиме (Ис. 7:1). Какой выбор был у царя перед лицом этой опасности? Он мог капитулировать, но такой выход был маловероятен. Он мог сразиться с коалицией в одиночку. Но это было бы неразумно. Он мог заручиться поддержкой других государств, например, Египта на юге, или Ассирии на востоке. Но он также мог разглядеть в сложившейся ситуации нечто большее, чем политический кризис. Он мог увидеть кризис духовный и в этом случае довериться Господу и ожидать спасения свыше.
Исайя указал Ахазу на важность твердой веры: «Если ваша вера не тверда, не твердо стоите вы». Исайя также убедительно обрисовал Ахазу картину далекого будущего: «Сохраняй спокойствие, не бойся, не падай духом из-за того, что загорелись гневом эти две дымяп],иеся головешки - Ре-цин с арамеями и сын Ремальи!» (7:4).
Какой же выбор сделал Ахаз? Он решил войти в союз с Ассирией. Вот как об этом написано в 4 книге Царств 16:7-9:
«И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и слуга твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. И послушал его царь Ассирийски и; и пошел царь Ассири йский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умеотвил».
В сложившейся ситуации, принятое решение казалось самым целесообразным. Ахаз показал себя находчивым правителем. Мощь вражеской коалиции была подорвана, кризис преодолен. Но в долгосрочной перспективе решение оказалось крайне неосмотрительным. Воспользовавшись помощью Ассирии, теперь Иудея оказалась безоружной перед лицом нового сильного противника. В 701 годудо н.э. Ассирийцы начали наступление на Иудею, захватили всю страну, кроме Иерусалима и то благодаря вмешательству Господа, который пожелал спасти столицу (4 Цар. 19:35).
Так, сточки зрения веры, решение принятое Ахазом было губительн ым для Иудеи. Без веры нет и Божьего народа. А если нет Божьего народа, то нет смысла и в существовании внешних атрибутов - царя и царства. Дж. Алек Мотьер так обрисовал тяжесть сложившейся ситуации:
«Проявив неверие, Ахаз превратил себя и всех будущих потомков престола Давидова в марионеточных царей, подвластных сначала Ассирии, а потом Вавилону, а падение Иерусалима в 586 г. до н.э. окончательно уничтожило царство и монархию так, что (с христианской точки зрения), ко времени рождения Эммануила, потомок царского рода Давидова оказался никому неизвестным плотником из Назарета (Мф. 1:16)1Так Исайя предвосхитил развитие истории на много веков вперед, потому что рожденный Эммануил унаследовал лишь память о былом царстве и давно несуществующую корону, и все из-за одной ошибки Ахаза».
36 глава Исайи рассказывает о том, как царь Ассирии Сеннахирим захватил все укрепленные города Иудеи и направлялся теперь к Иерусалиму. Царь послал молевого командира, чтобы сначала сломить Иерусалим па поле пропагандистской борьбы. Обратите внимание, в каком месте начинается эта словесная битва: «на дороге к полю Бслильщика - там, где начинается водоток Верхнего пруда» (Ис. 36:2)!
Теперь царь Иерусалима - сын Ахаза, Езекия. Какой выбор был у Езе-кии на этот рая? Он мог капитулировать, но это мало вероятно. Он мог сразиться с ассирийцами в одиночку, но это было бы нецелесообразно; он уже потерял все сельскохозяйственные территории. Он мог бы найти союзников и вместе с ними выступить против Лссирии. Можно было создать коалицию с Египтом на юге. Кстати, еда так и поступил. Взгляните на слова ассирийского командира: «Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет се! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него» (36:6; см. 37:9).
Яблоко от яблони. Езекия поступил как Ахаз. И тот и другой столкнулись с духовным кризисом, проявившемся в принятии политического/военного решения. Обратился ли Ахаз за помощью к Господу? Нет! Л Езекия? Вот, что говорит текст:
«И молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Саваоф, Боже Израилев, седя щий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сенна-хирима, который послал поносить Тебя, Бога живого... И ныне, Господи Боже наш, спаси пас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи единственный Бог» (37:15-17, 20).
Вера принесла плоды! Слышишь ли ты нас, Ахаз? Господь избавил Езе-кию и Иерусалим от грозных ассирийцев. «И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч [человек]. И встали поутру, и вот, всё тела мертвые. И отступил, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии» 37:36-37).
ГЕРОИ РАССКАЗОВ
Человек не становится честным или набожным только потому, что ои попал на страницы Библии. Не все герои библейских рассказов такие же верные, как Даниил или Руфь! Часто автор избегает прямой оценки характера. Предполагается, что читатель сам должен вынести суждение, на основе нескольких критериев. Мы судим о Иакове, глядя на то, как он обманул своего импульсивного брага и слепого отца. Наше мнение о Соломоне складывается на фоне тонкого напоминания о его непокорности заповедям, которые изложены у книге Второзакония 17. Мы оцени наем Самсона как неудавшегося назорея, смотрим на Мордохся и Эсфирь в свете того, что в книге Эсфирь ни разу не упоминается имя Бога.
Иаков
Проходя через родовой канал, Иаков уцепился за пятку брата-близнеца Исава, предвосхищая будущие попытки обманным путем забрать у брата право первородства.
Какими же неудачными и ненужными оказались его усилия, особенно на фоне того, что Господь уже обещал Иакову превосходство. Еще до рождения Господь говорил с Ревекой, матерью Иакова и Исава, о се сыновьях-близнецах, обещая: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23).
Пользуясь импульсивностью брата, Иаков купил у него, «умирающего ОТ голода», право первородства за чечевичную похлебку (Быт. 25:29-34). Пользуясь слабым зрением отца (Исаака), Иаков завладел благословениями, предназначенными для Исава (Быт. 27:27-29). Узнав о повторном обмане, Исав сказал: «Не потому ли дано ему имя: Иаков, что он обманул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое!» (27:36).
Соломон
Соломона можно назвать самой загадочной фигурой Ветхого Завета. Обычно ему приписывают высокую мудрость, но его поступки говорят совсем о другом. Безрассудство Соломона проявилось в невнимательности к деталям Закона.
17 глава Второзакония -своего рода устав для царей Израиля и Иудеи. «Царь не должен держать слишком много коней, не должен отправлять людей назад в Египет, чтобы приобрести побольше коней. Ведь Господь сказал вам: «Вы уже не вернетесь туда, по этому пути!» У царя не должно быть слишком много жен, чтобы его сердце не склонилось к отступничес-ту. Он не должен иметь чересчур много серебра и золота» (17:16-17).
3 Царств 10:26-28 и 11:3 обвиняет Соломона45 в пренебрежении этими правилами:
«И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч коней; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме. И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, [растущими] на низких местах. Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги... И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его».
Непослушание Закону, особенно в области брака и идолопоклонства, привели монархию к расколу. Вслушаемся еще раз в слова автора 3 книги Царств:
«И разгневался Господь па Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: «За то, что ты не меняешься, и не хранишь завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, которыйЯ избрал» (11:9-13).
Самсон
По воле Божьей, Самсону надлежало быть назореем с самого рождения. По правилам, изложенным в книге Чисел 6:1-21 назорей «должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка* (ст. 3), «бритва не должна касаться головы его» (ст. 5), «не должен он подходить к мертвому телу» (ст. 6). Самсон нарушил все перечисленные правила, показав на собственном примере, как бесконтрольная страсть может попрать даже божественное призвание.
Самсон женился на молодой филистимлянке. Для проведения торжеств был приготовлен пир (Суд. 14:10). Еврейское слово, которое здесь переведено как «пир», подразумевает «попойку»! Принимая алкоголь, Самсон нарушал первую заповедь назорейского обета. Перед началом пира, Самсон нарушил третью заповедь - он зачерпнул мед из львиного трупа (14:8-9). За пять тысяч пятьсот шекелей серебра Далида (возлюбленная Самсона и единственная женщина, названная по имени в этом рассказе) согласилась выведать секрет его силы. Она узнала, что длинные волосы Самсона были источником его великой силы. Однажды ночью, пока он спал, она остригла его волосы. «И сила оставила его» (16:19). Теперь все три заповеди назорейского обета были нарушены. Обратите внимание что говорится далее: «Самсон проснулся. «Ничего, вырвусь и на этот раз! - подумал он. - Выберусь!» Не знал он, что Господь его оставил» (16:20).
Мардохей и Эсфирь
Отсутствие упоминаний о Боге в книге Эсфирь подразумевает недо-
вольство Бога греховностью Божьего народа.16 Мардохей и Эсфирь, герои этой истории, также не безупречны. Мардохей советует Эсфири скрыть ее происхождение (2:10,20), чтобы стать царицей. Гордыня Мардохея приводит к конфронтации с Аманом. Эсфирь пожелала скрыть свое родословие, чтобы стать царицей и не противилась удовлетворению сексуальных аппетитов своего мужа-царя (2:15-16; ср, Втор. 7:3).
СЮЖЕТ
Период Авраама
В 12 главе книге Бытия Господь обещает произвести от Аврама великий клан/народ, который будет состоять в особых отношениях с Богом и жить на собственной земле. Последовательное исполнение трех перечисленных обещаний составляет сюжет Пятикнижия и книги Иисуса Нави-на.47 Внимание Бытия 12-50 сосредоточено на первой части обещания: «Я произведу от тебя великий народ» (12:2).48
Исполнение этого обещания затруднено в первую очередь бесплодностью Сары. «Сара была бесплодна и детей не имела» (11:30 ср. 15:2-3; 16:1), Как Господь собирается преодолеть эту преграду? Как Аврам и Сара истолкуют Божье обещание в свете своей физической немощи?
В древнем мире, также как и сегодня, пара, не имеющая детей, могла усыновить наследника. Вариант усыновления, похоже, прозвучал из уст Аврама в Бытие 15:2-3: «Авраам сказал: «Владыка мой, ГОСПОДИ! Зачем мне Твои дары, если я умру бездетным? Мой наследник - сын Мешека, Элиэзер. Раз Ты не дал мне потомства, - сказал Авраам, - то мой домочадец будет мне наследником». Аврам и Сара видели в Элиэзере исполнение Божьего обещания. Вполне возможно, что и Лот, племянник Аврама, был в числе возможных наследников.
В древнем мире, в отличие от современности, женатый мужчина не имеющий наследника, имел право взять себе в жены суррогатную мать. Эта подтверждается историей об Агари и Измаиле. «Сара, жена Аврама, была бездетна. У нее была рабыня, египтянка, по имени Агарь, и Сара сказала
Авраму: "ГОСПОДЬ не дает мне детей. Живи с моей рабыней - быть может хоть она родит мне сына"» (16:1-2).
Еще одно препятствие к появлению наследников находим в Бытие 12:10 - голод. Без еды жизнь находится в опасности. Что произойдет с обещанием Божьим, если Аврам или Сара умрут от голода? Голодная смерть угрожает потомкам Аврама также в Бытие 26 и 42.
Аврам и Сара ищут спасения в Египте. Во время их пребывания там, Сару, благодаря ее красоте, забирают во дворец фараона. Но без нее Аврам никак не сможет родить ребенка, обещанного им обоим! Господь разрешает эту проблему, посылая несколько болезней на фараона и его домашних, заставляя фараона отпустить Сару и отослать ее и Аврама восвояси (12:17-20). Эта же история повторяется в другой раз в 20 главе книги Бытия (ср. Быт. 26:1-11).
Покинув Египет, Аврам приходит в Всфиль. Там «между пастухами Аврама и Лота» начинаются споры (13:7). Что сталось бы с обещанием, если споры выросли бы в братоубийственную войну? Убийство - вполне уместно в книге, которая начинается с истории о том, как Каин убил своего брата Авеля.
Обратите внимание на слова толкователя в стихе 7: «А в ту пору в этой земле жили еще и ханаанеи и периззеи». Местным жителям наверняка не понравилось бы такое соседство с чужеземцем, которые еще к тому же выводил свой скот на их пастбища. Им ничего не стоило бы объединиться, чтобы изгнать Аврама со своей земли.
Бытие 14 рассказывает о том, как Аврам вступает в бой с группой царей, чтобы освободить своего племянника Лота. Любая война чревата потерей жизни, жизни Аврама!
Бесплодие, голод, похищение жены, перебранки и война - все это серьезно препятствовало появлению на свет наследника. Но каждый раз в самых ключевых моментах этой истории мы видим руку Господа, который вступается за Аврама, чтобы исполнить Свое обещание. И вот, в 21 главе книги Бытия у Аврама и Сары, наконец, рождается младенец, которому дают имя Исаак.
Наследник появился на свет. Обещание начинает понемногу исполняться. И вдруг, совершенно неожиданно, Господь приказывает Аврааму: «Возьми своего сына - единственного любимого - Исаака и иди с ним в землю Мойра. Там на горе, которую Я укажу тебе, ты принесешь его в жертву всесожжения» (22:2).
Неужели Господь приказал Аврааму убить сына? Да! Но в тот самый момент, когда Аврам готов вонзить свой нож в тело мальчика, Господь вновь вмешивается в ситуацию. «Не поднимай на него руки... ничего ему не делай. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога - ты не пожалел отдать мне своего единственного сына» (22:12). В известном смысле, Господь превозмог Сам Себя!
Этот случай подтвердил, что никто, даже Сам Господь, не в силах отменить обещание, данное Авраму!
Таблица 2
Таблица 3
Таблица 5
Таблица 6
Хронологическая таблица книги Исход
1. Исход начался через 430 лет после призвания Авраама, Послание к Палатам 3:16-17
2. Аврааму было 75 лет, когда он вышел из Харана, Бытие 12:4 [остается 430 лет]
3. Аврааму было 100 лет, когда родился Исаак, Бытие 21:5 [остается 405 лет]
4. Исааку было 40 лет, когда он женился, Бытие 22:20 [остается 365 лет]
5. Исааку было 60 лет, когда родились Иаков и Исав, Бытие 25:26 [остается 345 лет]
6. Иакову было 130 лет, когда он пришел в Египет, Бытие 47:9, [остается 215 лет]
7. Таким образом, Израиль превратился в великий народ за 215 лет жизни в Египте.
Однако, приведенная схема не отмечает того, что Бог призвал Авраама «в Месопотамии, еще до переселения в Харан» (Деян. 7:1-2). Если считать, что Авраам услышал призыв Божий пятью годами раньше, то ему было в это время 70, а не 75 лет. Это означает, что египетский период растягивается с 210 до 215 лет. То есть семидесятилетний возраст Авраама больше соответствует Писанию и иудейской традиции. В соответствии с Книгой Исход 12:41, по прошествии 430 лет пришел «тот день», то есть день, когда наступила первая Пасха. В Книге Иисуса Навина 5:11 сказано, что люди ели плоды, которые приносила эта земля, «на следующий день» после того,
как справили Пасху. Фразы «тот день» и «на следующий день» говорят о выстраивании хронологической линии. Призыв Авраама, рождение Исаака и Пасха произошли в один и тот же день; 430 лет прошло с момента призвания Авраама; 400 лет прошло с момента рождения Исаака.12 Ученые приводят доводы в пользу XV века до н.э., указывая на раскопки, проведенные Гарстангом в Иерихоне. Гарстанг обнаружил город «Д», который, по его заключению, был выстроен в XV веке и разрушен примерно через сто лет, подобно тому, как Иерихон был разрушен Иисусом Навином.13 Однако, раскопки, проведенные Кеньоном в 1952 году, заставил и пересмотреть полученные результаты. Кеиьон установил, что город «Д» следует датировать третьим тысячелетием до н.э., и что, если и существовали какие-то свидетельства на уровне ХШ-ХП веков, которые могли к действительности подтвердить нападение Иисуса Навина, они уже давно эродировали.
Письма из Амарны, найденные в 1887 году и содержащие 350 глиняных табличек, 150 из которых были письмами от сиро-палестинского нас-сала своим египетским господам, Аменхотепу III [прим. 1405-1368 гг.] и Ахенотону [прим. 1370-1353 гг.], указывают на то, что это событие точнее датировать XV веком до н.э. Большая часть писем - жалобы на некоего Хабиру, который постоянно осаждает страну. Многие ученые видят в этом событии завоевания Иисуса Навина. Однако, последние исследования показали, что Хабиру правильнее ассоциировать с социальным классом, что превращает эту ситуацию во внутреннюю социальную проблему страны, и не связывать лингвинистически имя Харибу с Енреями (Hebrews), то есть с нападением могущественной армии.
Традиционно считается, что датировка XIII веком лучше соответствует археологическим данным, чем библейским рассказам.
(1) Некоторые ученые связывают строительство городов Пифома и Рамзсса (Исх. 1:11) с Пи-Рамзесом, построенным Сети I или Рамзесом II в XIII веке. Раскопки, проведенные Моне близ Танис-Авариса помогли реконструировать город, построенные Сети I, в то время, как литературные артефакты называют Рамзеса II и его преемников. Поскольку тексты того времени упоминают использование Харибу в качестве рабочей силы для перетаскивания огромных каменных блоков, использовавшихся там для строительства, ученые считают Рамзеса тем самым фараоном, который притеснял евреев. Раскопки Патри близ Телль эль-Ретабе обнаружили большое количество кирпичной кладки, что было истолковано учеными как свидетельство строительства Пифома, упомянутого в Исходе 1:11, вновь указывающее на Рамзеса II, как на фараона-притеснителя. Рассмот-
ренные вместе, эти свидетельства кажутся достаточными для того, чтобы связать захват Египта Гиксоеами с еврейской оккупацией земли Гешен в дельте Нила (Быт. 47:1,4, 6, 27). Все эти факты позволили ученым придти к выводу, что Исход произошел через 430 лет после основания Тайне-Ава-риса, примерно в 1300 году до н.э.
(2) «Израильская колонна» была поставлена в честь победы над несколькими ханаанскими племенами н пятый год правления Мернептаха (1209 год). Надпись на колонне называет Израиля по имени. Это означает, что Исход произошел раньше этого срока.
(3) Свидетельство израильских поселений, основанных на месте разрушенных ханаанских городов можно обнаружить н Вефнле, Телль-Зеро-ре, Бет-Шемеше и, возможно, в Телль Бейт Мирзиме. К тому же Хазор был разрушен в ХШ веке, возможно во времена Иисуса Навипа или Судей. Разрушение нескольких ханаанских городов, изгнание Жителей и вторичное заселение этих городов представителями той же или иной культуры и быстрый рост населения, основным занятием которого было скотоводстве, всего лишь за два века, указывает на модель заселения, oi i исанную в Книге Судей.
(4) Египетские документы со времен Мернептаха и Рамзеса II подтверждают, что в это время семитские племена использовались в Египте в качестве рабов.
(5) Датировка ХШ веком хорошо соответствует времени, проведенному евреями в Египте (400 лет по Быт. 15:13 и 430 лет по Исх. 12:40).
Почти любая датировка встречает м ного возражений.17 Вот самые справедливые из них. Те, кто выступает против датировки событий XV веком, утверждают, что «Пифом и Рамзес» (Исх. 1:11) нельзя отождествлять с Маскхаутом и Танисом, прСКОЛ ьку последние города в XV веке еще не были захвачены. Вместо этого, они предлагают рассматривать город Кантир, который содержит свидетельства оккупации XV века и больше соответствует Рамзесу, чем Танис. Что же касается «Рамзеса» (1:11), то он оказался результатом более позднего исправления в тексте. Подобным же образом, ученые, датирующие эти события ХШ веком, указывают на сиро-палестинские города, разрушенные в ХШ веке, как на результаты завоеваний Иисуса Навина. Сторонники теории XV века, считают, что эти города не следует отождествлять с завоеваниями Иисуса Навина, поскольку мно-
гие разрушения XV века, традиционно связываемые с египетскими атаками на крепости Гиксосов, можно также посчитать результатом атак Иисуса Панина. В дополнение к сказанному, сторонники Датировки XIII веком считают, что срок в -100 и 430 лет относится ко времени пребывания евреев в Египте, а ученые, отстаивающие датировку XV веком, начинают отсчет этих 400 или 430 лет с момента призвания Авраама и завершают его временем Исхода. Наконец, сторонники датировки XV веком утверждают, что 480 лет, о которых мы читаем в 3 Книге Царств 6:1 - образное выражение, а сторон ники XIII века возражают, ибо это число «... может быть «суммарным» или «символическим»... выведенным из расчета двенадцати поколений, по 40 лет на каждое».18
Все, сказанное выше, показывает сложность проблемы. Практически на любой аргумент всегда находится контраргумент, не менее веский. Это значит, что «пытаясь толковать и связывать данные археологических раскопок, с целью найти и объяснить более основательную историческую модель, нужно проявлять особенную внимательность».19 Характер данных, полученных при археологических раскопках, еще больше усложняет проблему: «Они представляют собой не бездушные факты, служащие для доказательства или опровержения библейского текста. Археология, скорее, представляет нам свидетельства, которые, как и сама Библ ия, требуют толкования».20 В итоге, добавлю, что сам придерживаюсь датировки XV веком и считаю, что именно здесь археологические и библейские свидетельства coHi 1адают наилучшим образом. Даже если точная дата Исхода никогда не будет определена, важнее понять, как в результате этого события сформировался целый народ, который составил удивительную летопись своей истории, героями которой стал и Бог и, собственно, сам народ, носящий имя народа Божьего.
СТРУКТУРА
Ученые предлагаютразные варианты деления книги Исход, в зависимости от того, чему уделяется первостепенное внимание. Например, можно разделить книгу на три части мо географическому признаку: Израиль в Египте (1:1-13:16), Израиль в пустыне (13:17-18:27) и Израиль у горы Синай (19:1-40:38). Однако, лучшие планы основаны на тематическом делении и выделяют такие темы, как спасение (1:18-27), закон (19:1-24:18) и поклонение (25:1-40:38).21 План Книги Исход представлен наследующей странице.
Книга содержит захватывающие рассказы и затрагивает удивительно интересные темы.
Таблица 7
Таблица 8
Таблица 9
Двенатцать разделов книги Левит
Цитата «Сказал Господь» | Постановление | Краткий обзор | Для чего/для кого | ||
1:1-7:38 | О жертвах | 7:37-38 | «жертвы всесожжения» и проч. | ||
8:1-10:20 | О священниках | 10:20 | «Моисей услышал...» | ||
11:1-47 | О чистой и нечистой пище | 11:46-47 | «закон о пресмыкающихся, чистом/нечистом» | ||
12:1-8 | О рождении детей | 12:76-8 | «закон о родившей младенца» | ||
13:1-14:57 | Об очищении | 14:54-57 | «обряды с случае кожных заболеваний» | ||
15:1-33 | Об излияниях и осквернениях | 15:32-33 | «обряды в случае излияний» | ||
16:1-34 | Об обрядах в день искупления | 16:346 | «Моисей сделал так, как повелел Господь» | ||
17:1-21:24 | О святости жизни | 21:24 | «Моисей объявил Аарону... и всем сынам Изра-илевым» | ||
22:1-23:44 | О святых предметах и праздниках | 23:44 | «Моисей объявил... о праздниках Господних» | ||
24:1-23 | О елее, хлебе и злословии | 24:236 | «они вывели злословящего... и побили его камнями» | ||
25:1-26:46 | О субботе, юбилейном годе, благословениях и проклятиях | 26:46 | «Постановления, определения и законы, которые поставил Господь» | ||
27:1-34 | Клятвы | 27:34 | «Заповеди, которые заповедал Бог Израилю». |
Такая структура: «Введение! Бог сказал...] + постановление + обзорная фраза [«так сказал Бог...»]», делает излагаемый материал первостепенным в сознании человека, напоминая о божественном происхождении запоне-дей - способ, которым века спустя подчеркнуто будут пользоваться пророки, указывая на божественное происхождение своих речей. Даже структура пророческой речи повторяет структуру левитского закона; Господь сказал пророку X: «Иди и скажи...» + пророчество + «Ибо так сказал Господь...».
Таблица 10
Сравнение структуры левитских постановлений и пророческих речей
Левитские постановления | Пророческие речи |
«Господь сказал…» | «Господь сказал пророку Х…» |
Постановление | Пророчество |
«Так сказал Господь» | «Так сказал Господь» |
Книгу Левит можно разделить на две основные части: главы 1-16 и главы 17-27. Главы 1-16 отражают правила принесения жертв, а главы 17-27 включают различные законы святости. Эту структуру можно развить.
Таблица 11
Таблица 11
Священство
Сама концепция священства стоит на идеи святости. Святость Божья требует отделения группы людей для выполнения посреднической роли между Богом и обычными людьми. Посвящение в сан Аарона и его потомков (глава 8) отделило их для принесения святых жертв и выполнения священнических обязанностей в святом присутствии Божьем. Большинство законов обращено к священникам, и объясняет им, как сохранить свою святость (главы 21-22). Священники, в свою очередь, должны были толковать эти законы людям, чтобы те могли стать святыми и входить в присутствие Божье.30
Таблица 12
Таблица 14
Таблица 15
Таблица 16
Таблица 17
Таблица 18
Таблица 20
Таблица 21
Таблица 22
Таблица 23
Таблица 24 Хиастическая структура книги Даниила
Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Глава 5 | Глава 6 | Глава 7 |
Четыре | Чудесное | Чудесное | Чудесное | Чудесное | Четыре |
языческих | избавление | усмирение | уничиже- | избавление | языческих |
царства | Анании, | вавилонс- | ние | Даниила от | властителя |
управляют | Мисаила и | кого царя | вавилонс- | львов | правят |
Израилем | Азарии из | Навуходо- | кого царя | Израилем | |
огненной | носора | Навуходо- | |||
печи | носора | ||||
А | В | С | С1 | В2 | А1 |
отказ, донос, применение наказания, божественное избавление... признание Бога иудеев языческим монархом».64 Главы 4 и 5 - центр композиции. Они рассказывают о «божественном суде над царем, который сначала объявляется загадочным образом (в Дан. 4:2 - через сон, в 5:5 - через надпись на стене), но перед осуществлением должеп быть истолкован Даниилом (Дан. 4:5 и дал; 5:13 и дал.), и, только затем осуществляется (4:5 и дал., 5:30)>м Все это сосредоточено на языческом царе, который сначала заявляет о «вере в Бога Даниила, называя его «Богом богов» (2:47), «Всевышними (4:34), «живым Богом, пребывающем ввек» (6:26)», затем издает «указ о том, что никто не должен говорить против этого Бога (3:29)», и затем приказывает «каждому трепетать и благоговеть перед «Богом Даниила (6:26)».ве Глава 7 развивает видения главы 2. Четвертое царство главы 2 смещено вечным царством, хотя в главе 7 «основное внимание уделяется четвертому царству, его злым деяниям и судьбе (стихи 7 и далее)».67
Гуддинг предложил другую структуру книги. По его мнению, основной переход книги наблюдается между главами 5 и 6, а не 6 и 7.08 Преимущество этой структуры в том, что она - «сложнее», так как отражает «связи между двумя циклами», как и «отношения между параллельными главами каждого цикла», но недостаток ее в том, что она не в состоянии «объяснить причину появления арамейского раздела в главах 2-7».69
Таблица 25
Таблица 26
Таблица 27
Таблица 25